Как уменьшить кредиторскую задолженность

УДК 336.6

Чижикова Татьяна Александровна

Кандидат экономических наук, доцент ФГОУВПО ОмГАУим. П.А. Столыпина, г. Омск ta. chizhikova@omgau.org

Федотенко Светлана Александровна

Кандидат экономических наук, доцент ФГОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск sa. fedotenko@omgau.org

Пряхина Инга Леонидовна

Старший преподаватель

ФГОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск il.pryakhina@omgau.org

Анализ кредиторской задолженности и мероприятия, направленные на ее

снижение в предприятии

Аннотация: Кредиторская задолженность часть оборотных активов, следовательно, политика управления кредиторской задолженностью — это часть политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия. Кредиторская задолженность — заемные средства предприятия. Мониторинг кредиторской задолженности важен для предприятия.

Ключевые слова: кредиторская задолженность, мероприятия, динамика, снижение.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия возникает кредиторская задолженность. Кредиторской задолженностью предприятию необходимо эффективно управлять. Система управления кредиторской задолженностью должна содержать всю совокупность существующих методов анализа.

При ведение бизнеса в современных условиях, предприятие эффективно функционировало, ему необходимо привлечение дополнительных заемных средств. Поэтому кредиторская задолженность может выступать одним из источников привлечения дополнительных ресурсов. Но при наличии большой суммы кредиторской задолженности, она негативно отражается на финансовом состоянии предприятия.

Существует множество подходов к определению понятия кредиторской задолженности. В. Г. Гетьман кредиторскую задолженностью определяет, как «обязательства организации, за поставленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми хозяйственными событиями и сделками» .

Увеличение доли заемных средств предприятия, ведет к росту степени его финансовых рисков и отрицательно влияет на его финансовую устойчивость, повышая степень зависимости от заемных средств. Таким образом, изменение за анализируемый период структуры пассивов следует признать в подавляющей части негативным.

Уровень кредиторской задолженности во многом зависит от активности функционирования, платежеспособности и финансового состояния предприятия.

Рассмотрим и проанализируем кредиторскую задолженность на примере общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» (ООО ЧОП «ЦВО»).

Анализ актива и пассива баланса общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Центр вооружённой охраны» показывает, что общая величина активов предприятия в 2013 году, по сравнению с 2011 годом выросла. В наиболее значительной степени это произошло за счет увеличения статей «Запасы» и «Дебиторская задолженность.

Общая величина пассивов предприятия в 2013 году значительно увеличилась практически в 3 раза, относительно 2011 года. Данное изменение произошло вследствие роста в 2012 году кредиторской задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам.

Увеличение доли заемных средств предприятия ведет к росту степени его финансовых рисков и отрицательно влияет на его финансовую устойчивость, повышая степень зависимости от заемных средств.

Ликвидность имущества организации находится на низком уровне и имеет тенденцию к снижению.

Из данных баланса можно сделать вывод о том, что общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» не имеет на данный момент наличных денежных средств, которыми можно было бы рассчитаться с кредиторами, что показывает коэффициент абсолютной ликвидности. Если же кредиторы потребуют в ближайшее время выплатить долг, то общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» не сможет это сделать за счет быстро реализуемых активов.

Так же отрицательным моментом является то, что не соблюдается соотношения собственного и заемного капитала, и составляет 24% и 76% соответственно.

Собственные средства общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Центр вооружённой охраны» увеличились. Также увеличился размер долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия. Таким образом произошло совокупное увеличение пассивов данного предприятия в основном за счет увеличения нераспределенной прибыли и кредиторской задолженности.

Размер уставного капитала оставался неизменным на всем промежутке исследования составлял 10 тыс. руб., размер резервного капитала также не изменился и был равен 1 тыс. руб., произошло увеличение нераспределенной прибыли, доля которой составило 99,9% от общего объёма собственного капитала. За анализируемый период собственный капитал вырос в целом на 26081 тыс. руб., что является положительной тенденцией.

Анализ динамики и структуры заемного капитала анализируемого предприятия представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Динамика и структура заемного капитала в ООО ЧОП «ЦВО»

за 2011-2013 годы.

Источник капитала Сумма, тыс. руб. Удельный вес,%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение (2013-2011) 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение (2013-2011)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Долгосрочные обязательства, в 1289 0 6461 30034 17144 64,07 12,86 28,56 -35,51

т.ч.:

— отложенные налоговые обязательства 34 34 34 0 0,17 0,07 0,03 -0,14

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Краткосрочные обязательства, в т.ч.: 7229 43767 75142 67913 35,93 87,14 71,44 35,51

— заемные средства 4200 3952 0 0 20,88 7,87 0,00 -20,88

— кредиторская задолженность 3029 39815 75142 72113 15,05 79,27 71,44 56,39

Итого 2011 9 50228 105176 85057 100,00 100,00 100,00 0,00

За анализируемый период величина заемного капитала увеличилась на 85057 тыс. руб., это произошло за счет увеличения долгосрочных обязательств на 17144тыс. руб. При этом размер отложенных налоговых обязательств за анализируемый период не изменился и составил 34 тыс. руб.

Также в 2013 году предприятие полностью погасило задолженность по краткосрочным займам, однако краткосрочные обязательства увеличились на 67913 тыс. руб., что связано с увеличением кредиторской задолженности на 72113 тыс.руб., ее удельный вес в составе заемного капитала составил 71%.

Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности предприятия представлен в таблице 2.

Таблица 2 — Оценка кредиторской задолженности ООО ЧОП «ЦВО» за

2011-2013 годы.

2011г. 2012г. 201 [3г. Абсолютное

Показатель Тыс. Уд. Тыс. Уд. Тыс. Уд. отклонение,

руб. Вес,% руб. Вес,% руб. Вес,% тыс. руб.

1 2 3 4 5 6 7 8

Кредиторская

задолженность, всего, 3029 100 39815 100 75142 100 72113

в том числе:

— поставщики и подрядчики 2765 91,28 37930 95,27 71959 95,76 69194

— задолженность

перед персоналом 57 1,88 408 1,02 224 0,30 167

организации

-задолженность

перед государственными внебюджетными 24 0,79 43 0,11 89 0,12 65

фондами

— задолженность по налогам и сборам 51 1,68 167 0,42 275 0,37 224

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-прочие кредиторы 132 4,36 1267 3,18 2595 3,45 2463

При анализе таблицы 2, можно отметить, что наблюдалась тенденция к увеличению кредиторской задолженности. Эти изменения произошли за счет увеличения кредиторской

задолженности перед поставщиками и подрядчиками. В структуре краткосрочных обязательств задолженность перед поставщиками и подрядчиками увеличилась с 91,28% в 2011 году до 95,27 % в 2013 году. Можно сделать вывод о том, что у организации отсутствует необходимая сумма оборотных средств, для погашения своих обязательств. До 2011 года предприятию удавалось производить расчеты по этим обязательствам лишь с небольшим «опозданием» и в полной мере. Но в 2012 году отметился значительный рост непогашенных обязательств перед поставщиками. Вызвано это тем, что сумма накопленной дебиторской задолженности сравнялась с величиной кредиторской задолженности.

Анализ кредиторской задолженности в разрезе основных поставщиков представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Анализ кредиторской задолженности в разрезе основных

поставщиков и подрядчиков ООО ЧОП «ЦВО» в 2013 году.

№ п/п Наименование кредитора Сумма кредиторской задолженности, тыс.руб. Удельный вес, в %

1 ООО «БЭК» 21004 29,19

2 ЗАО «Колос» 7449 10,35

3 ООО «РУСТЕХМАРКЕТ» 7300 10,14

4 ОАО «Вектр» 6405 8,90

5 ЗАО «Платон» 6104 8,48

6 ООО ТД «ТехноГрупп» 3703 5,15

7 ООО «Эвита- Пром» 3134 4,36

8 ЗАО «Б-Графф» 3113 4,33

9 Прочие кредиторы 3000 4,17

10 ООО «Космостом» 2730 3,79

11 ООО «Сервис- Центр» 2167 3,01

12 ООО «СПТ» 1870 2,60

13 ОАО «Автокомплект» 1520 2,11

14 НОУ УЦ «Беркут» 1375 1,91

15 ЗАО «Полиграф» 1085 1,51

Итого по поставщикам и подрядчикам 71959 100,00

Согласно таблице 3 у предприятия перед ООО «БЭК» сложилась самая большая сумма задолженности в размере 21004 тыс. руб., данная задолженность в структуре занимает первое место и составляет 29,19%.

Анализ показателей кредиторской задолженности представлен в таблице 4. Таблица 4 — Анализ показателей кредиторской задолженности

ООО ЧОП «ЦВО»

Наименование показателя 2012 год 2013 год Изменение показателя

1 2 3 4

Коэффициент оборачиваемости 86905/21422=4,05 120072/57478,5=2,1 -1,95

кредиторской задолженности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период обращения кредиторской задолженности, 360 / 4,05 = 88,8 360 / 2,1 = 173,07 84,27

в днях

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности на базе себестоимости продаж

Коэффициент оборачиваемости 70107 / 21422=3,27 96059 / 57478,5 =1,67 -1,6

кредиторской задолженности

Период обращения

кредиторской задолженности, в днях 360 / 3,27 = 110,09 360 / 1,67 = 215,56 105,47

1 2 3 4

Доля кредиторской задолженности в текущих 90,97 99,73 8,76

пассивах организации, %

Доля кредиторской задолженности в пассиве 60,24 52,9 -7,34

организации, %

Данные таблицы показывают, что состояние расчетов с кредиторами в 2013 году по сравнению с 2012 годом ухудшилось. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности снизился с 4,05 до 2,1 , что говорит о том, что предприятие осуществляет покупки в кредит. Увеличился и период обращения с 89 дней до 173 дней.

С одной стороны кредиторская задолженность экономически вроде бы и выгодна предприятию, как источник финансирования. Но с другой стороны она ведет к снижению рейтинга предприятия среди конкурентов, потерей имиджа на рынке и штрафным санкциям, процентам, неустойкам, оговоренным в договорах. Поэтому данным видом задолженности необходимо умело управлять.

Для данного предприятия можно предложить следующие мероприятия по снижению уровня кредиторской задолженности:

1.Реструктуризацию кредиторской задолженности, а именно: проведение взаимозачетов между организациями.

Взаимозачеты позволяют предприятиям без привлечения денежных средств решить свои финансовые проблемы.

Таблица 5 — Проведение взаимозачета между организациями

Поставщик Сумма кредиторской задолженности до Сумма кредиторской задолженности после Абсолютное отклонение

внедрения, тыс.руб. внедрения, тыс.руб

ОАО «Автокомплект» 1520 635 885

ООО «Сервис» 2167 928 1239

ООО «СПТ» 1870 1084 786

ООО «Космостом» 2730 580 2150

НОУ УЦ «Беркут» 1375 705 670

Итого 9662 3932 5730

2. Уступку права требования (Цессия). Таблица 6 — Проведения процедуры уступки права требования (Цессии)

Сумма

Поставщик Сумма кредиторской задолженности до кредиторской задолженности Абсолютное отклонение

внедрения, тыс.руб. после внедрения, тыс.руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАО «Полиграф» 1085 351,44 733,56

ЗАО «Б-Графф» 3113 609 2504

Итого 4198 960,44 3237,56

После проведения данных мероприятий, из всех поставщиков обществу с ограниченной ответственностью частному охранному предприятию «Центр вооруженной охраны» удалось

в наибольшей степени погасить задолженность перед: ООО «БЭК» 94,84%, ООО ТД «ТехноГрупп» 95,81%, ЗАО » Б-Графф» 80,44%.

Таким образом, видно, что после реализации данных мероприятий у общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Центр вооруженной охраны» кредиторская задолженность по поставщикам снизилась предположительно на 45,7 % или на 32429,12 тыс. руб.

3. Продажу дебиторской задолженности коллекторским агентствам.

В связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» не имеет возможности погасить кредиторскую задолженность за счет получения кредита в коммерческом банке, то организация может погасить часть кредиторской задолженности в размере 21004 тыс.руб. предприятию ООО «БЭК» за счет денежных средств, высвободившихся от погашения дебиторской задолженности.

Для этого необходимо обратиться к коллекторским агентствам для заключения договора продажи просроченной дебиторской задолженности. Коллекторские агентства оказывают услуги по сбору долгов.

Большинство коллекторских агентств собирают долги за вознаграждение. В соответствии с видом взыскиваемой агентством задолженности, сумма вознаграждения колеблется в пределах от 10 до 50 %.

Рассмотрев особенности работы с коллекторскими агентствами, общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» может провести тендер по продаже портфеля просроченной дебиторской задолженности. Перед тем, как выставить дебиторскую задолженность на продажу необходимо оповестить заказным письмом с уведомлением каждого дебитора о данном намерении и в случае отсутствия мероприятий по погашению просроченной задолженности со стороны дебитора, продать её.

В обществе с ограниченной ответственностью частном охранном предприятии «Центр вооружённой охраны» имеется просроченная дебиторская задолженность, которая составляет 25540 тыс. руб. При выставлении её на продажу цена будет зависеть от суммы долга, перечня дебиторов, срока просрочки. Если данную дебиторскую задолженность продать с вознаграждением в 22% от купленного им долга. Следовательно сумма вознаграждения составит 5618800 руб., а доход от данного мероприятия составит 19921200 руб. На прочие расходы предприятия списывается 5618800 руб., а высвободившаяся сумма будет отражена в статье «Денежные средства». Полученную выручку в размере 19921200 руб. общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» может направить на погашение кредиторской задолженности перед ООО «БЭК». Таким образом кредиторская задолженность перед ООО «БЭК» уменьшится и станет равной:

21004000 — 19921200= 1082800 руб.

4.Форфейтинг.

Как правило, при форфейтинге объектом сделок становятся векселя и ценные бумаги, максимальная комиссия форфейтинга редко превышает 1,5%, однако некоторые наиболее авторитетные компании требуют от участников рынка более внушительные проценты. Поэтому в качестве мероприятия по сокращению уровня кредиторской задолженности общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» может выбрать так называемый «форфейтинг». Основанием для этого послужит вексель на сумму 3620 тыс. руб., выданный за предоставленные услуги по установке охраны и сигнализации ООО «ЛМКК». Данный вексель подлежит оплате 19 мая 2015 года, но для снижения уровня кредиторской задолженности его можно продать по сделке форфейтинга крупной организации. Уровень дисконта составит 2,2 %, следовательно, ожидаемый доход от продажи данного векселя для общества с ограниченной

ответственностью частного охранного предприятия «Центр вооружённой охраны» будет равен:

3620000*0,22= 79640 руб.

3620000-79640=3540360 руб.

Таким образом, при осуществлении данного мероприятия у общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Центр вооружённой охраны» появится возможность погасить часть кредиторской задолженности перед ООО ТД «ТехноГрупп» и она станет равной:

3703000-3540360=162640 руб.

5. Смену кредитной политики предприятия.

Кредитная политика в организации принимается, как правило, на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. Но в связи с тем, что у общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Центр вооружённой охраны» на конец 2013 года имеется большой удельный вес дебиторской и кредиторской задолженности, то это приводит к необходимости смены кредитной политики, т.е. необходимо внедрить ряд вполне эффективных способов рефинансирования дебиторской задолженности, позволяющих вернуть денежные средства за оказанные услуги.

Расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий представлен в таблице 7.

Таблица 7- Расчёт экономической эффективности по всем мероприятиям

Мероприятие Сумма кредиторской задолженности до внедрения, тыс.руб. Сумма кредиторской задолженности после внедрения, тыс.руб. Абсолютное отклонение

Взаимозачет 9662 3935 5730

Цессия 4198 960,44 3237,56

Продажа дебиторской

задолженности коллекторским 20004 1082,8 19921,2

агентствам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторинг 3703 162,64 3540,36

Итого 37567 6137,88 32429,12

По данным таблицы 7 видно, что при внедрении предложенных мероприятий общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Центр вооружённой охраны» сможет улучшить свою финансово- хозяйственную деятельность, рассчитаться с различными организациями по своим долгам. В ходе проведения мероприятий по оптимизации расчетов с кредиторами удастся снизить долю задолженности перед поставщиками.

Таблица 8 — Расчёт экономической эффективности предложенных

мероприятий в целом по кредиторской задолженности

Показатель Сумма кредиторской задолженности до внедрения, тыс.руб. Сумма кредиторской задолженност и после внедрения, тыс.руб. Изменения

Абсолютные , тыс. руб. Относительн ые изменения, в %

Кредиторская задолженность, всего, в том числе: 75142 42612,88 32529,12 56,7

поставщики и подрядчики 71959 39529,88 32429,12 54,9

задолженность перед 224 224 0 0

персоналом организации

задолженность перед

государственными внебюджетными 89 89 0 0

фондами

задолженность по налогам и сборам 275 175 100 63,6

прочие кредиторы 2595 2595 0 0

Анализ кредиторской задолженности выявил следующее:

— в обществе с ограниченной ответственностью частном охранном предприятии «Центр вооружённой охраны» существует тенденция к увеличению кредиторской задолженности, так в 2013 г. сумма задолженности составила 75142 тыс. руб., что выше показателя 2012 г. на 35327 тыс. руб., и выше показателя 2011 г. на 72113 тыс. руб.;

— данные изменения произошли в основном за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками, с 2011 г. по 2013 г. увеличение составило 69194тыс. руб.

Предложенные мероприятия по оптимизации системы расчетов принесут предприятию положительный экономический эффект. Он проявится в снижении сумм накопленных обязательств перед кредиторами за счет более качественной и организованной работы с дебиторами, заключающейся в применении целого ряда методов по оптимизации ее величины.

Необходимо отметить, что после проведения данных мероприятий обществу с ограниченной ответственностью частному охранному предприятию «Центр вооружённой охраны» удастся оптимизировать дебиторскую задолженность и снизить ее уровень с 86401 тыс.руб. до 53911 тыс.руб. или на 37,6%.

Ссылки на источники:

1. Гетьман В.Г. Финансовый учет // учебник, Финансы и статистика, 2005., 818 с.

2. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н.Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие//Юнити-Дана, 2010 г., 639 с

Tatyana Chizhikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

Svetlana Fedotenko

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Inga Pryakhina

Senior Lecturer

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

The Analysis Of The Accounts Payable And Activities Aimed At Its Reduction

Ирина НЕСТРУГИНА, начальник КРО в г. Харькове

ПОНЯТИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Кредиторская задолженность — задолженность организации, учреждения перед другими физическимии юридическими лицами: за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги; по суммам авансов, полученных от других лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ (услуг); по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с работников; задолженность по оплате труда, включая депонированную заработную плату; задолженность по внутриведомственным расчетам; другая задолженность по текущим обязательствам.

Причиной возникновения кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях и организациях в основном является недостаточное финансирование расходов учреждения, произведенных в пределах утвержденных показателей сметы.

Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 51 БКУ распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Это же ежегодно устанавливает и закон о Государственном бюджете Украины. Так, в 2009 году ст. 61 Закона № 835 определено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют соответствующие расходы по общему фонду бюджета только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Госказначейства Украины, и в случае их соответствия бюджетным паспортам. По специальному фонду распорядители бюджетных средств берут обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в него.

Бюджетное обязательство — это любые осуществленные в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или другие аналогичные операции в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Все другие обязательства, т. е. взятые сверх сметных назначений, являются небюджетными.

Согласно Порядку № 136 небюджетное обязательство — любое обязательство по средствам государственного и/или местных бюджетов, взятое распорядителями или получателями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, установленных БКУ, законом о Государственном бюджете Украины и решением о местном бюджете на соответствующий год.

Взятие небюджетных обязательств и покрытие кредиторской небюджетной задолженности за счет бюджетных средств недопустимо. Это является бюджетным правонарушением, имеет последствием приостановление бюджетных ассигнований*и влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 16412 КУоАП — наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 1190 грн.), а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — от 70 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1700 грн.).

* Порядок приостановления бюджетных ассигнований утвержден приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Согласно п. 46 Порядка № 228 объем бюджетных обязательств, взятых учреждением в течение года, должен обеспечить снижение уровня задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и недопущение возникновения задолженности по бюджетным обязательствам в текущем году.

Ежегодно законом о Государственном бюджете уделяется особое внимание вопросам защищенных статей расходов и возникновению задолженности по ним.

2009 год не является исключением. В соответствии со ст. 44 Закона № 835 местные органы власти при утверждении соответствующих бюджетов должны обеспечить в полном объеме потребность в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы, проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по указанным расходам.

Обратим внимание на меры, касающиеся избежания кредиторской задолженности по заработной плате.

В соответствии с письмом Государственного казначейства Украины от 18.04.2007 г. № 3.4-10/1005-4724 для избежания расхождения между зарегистрированными финансовыми обязательствами и кредиторской задолженностью по состоянию на 1-е число отчетного периода Госказначейство предлагает:

— разработать график документооборота**;

** См. статью «График документооборота»//»Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 35, с. 14.

— если срок выплаты заработной платы установлен с 1-го по 5-е число месяца, то табель учета использования рабочего времени составлять до 25-го числа отчетного месяца, а начисление заработной платы и регистрацию финансовых обязательств осуществлять до конца месяца, за который начисляется заработная плата.

Кроме того, учитывая то, что организация оплаты труда осуществляется на основании коллективных договоров, с целью недопущения возникновения кредиторской задолженности по заработной плате Госказначейство рекомендовало распорядителям бюджетных средств пересмотреть условия коллективных договоров по установлению сроков получения заработной платы за вторую половину месяца до 1-го числа следующего месяца.

В соответствии со ст. 26 Закона № 835 распорядителям средств государственного и местных бюджетов необходимо обеспечить заключение соглашений по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления с учетом уменьшения объемов потребления энергоносителей не менее чем на 20 %. Распорядителям бюджетных средств при выполнении бюджета необходимо обеспечить в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по оплате указанных выше товаров и услуг.

При этом согласно разъяснениям Государственного казначейства, предоставленным в письме от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380*, просроченной кредиторской задолженностью считается задолженность, возникающая на 30-й день по истечении срока обязательного платежа в соответствии с заключенными договорами, или если дата платежа не определена после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги.

* Это письмо опубликовано на с. 4 этого номера.

При наличии у распорядителей бюджетных средств просроченной кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг и энергоносителей Государственное казначейство Украины осуществляет платежи общего фонда по расходам, кроме защищенных статей расходов, предусмотренных ст. 27 Закона № 835, только после погашения такой задолженности.

Распорядители бюджетных средств должны принимать меры по своевременному получению первичных документов, оговаривая в договорах, соглашениях сроки предоставления поставщиками товаров, работ или услуг первичных документов (платежных требований, накладных, товарно-транспортных накладных и счетов к ним, счетов-фактур и т. п.), которые подтверждают возникновение финансового обязательства. Это позволит своевременно обеспечивать распорядителей бюджетных средств ассигнованиями на проведение расходов и позволит уменьшить кредиторскую задолженность.

КАЗНАЧЕЙСКИЙ УЧЕТ

Учет обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляется органами Государственного казначейства Украины в соответствии с Порядком № 136.

Порядок взятия на казначейский учет небюджетных обязательств Порядком № 136 не определен. Однако следует обратить внимание на письмо Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380. В этом письме четко указано, что органы Госказначейства должны регистрировать и учитывать в бухгалтерском учете исполнения бюджетов все обязательства распорядителей бюджетных средств, не учитывая рамок плановых назначений.

При этом напомним, что в соответствии с п. 19 Порядка № 228 за возникновение небюджетной задолженности по специальному фонду сметы несут ответственность непосредственно распорядители бюджетных средств.

Ответственность за управление бюджетными ассигнованиями и осуществление контроля за выполнением процедур и требований, установленных БКУ, также возложена на распорядителей бюджетных средств (ст. 51 БКУ).

Таким образом, органы Госказначейства должны регистрировать любые обязательства, а отвечать за бюджетные правонарушения в части взятия обязательств сверх сметных назначений будут распорядители бюджетных средств.

В п. 2.11 Порядка № 136 определен перечень случаев, когда органы Государственного казначейства Украины не регистрируют обязательства, а именно при:

— отсутствии документов, подтверждающих факт взятия обязательства;

— несоответствии направлений расходования бюджетных средств обязательству;

— неподаче или подаче неполного пакета подтверждающих документов по проведению процедур закупки товаров, работ и услуг за государственные средства;

— несоблюдении распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, вводимых законодательными и другими нормативно-правовыми актами;

— несоблюдении требований по оформлению поданных документов.

Согласно письму Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380 сумма зарегистрированных непроплаченных финансовых обязательств распорядителя бюджетных средств должна соответствовать сумме кредиторской задолженности и сумме предварительной оплаты, отраженным в отчетах о бюджетной задолженности (форма № 7д, № 7м), установленных Порядками составления месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов на соответствующий год. В конце года сумма финансовых обязательств должна соответствовать сумме кредиторской задолженности, а финансовых обязательств по предварительной оплате и авансовым платежам не должно быть.

УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ

В связи с тяжелой финансовой ситуацией в этом году у бюджетников может появиться желание скрыть кредиторскую задолженность.

Например, учреждение имеет финансирование меньше, чем необходимо за фактически употребленную электроэнергию, и в учете показывает кредиторскую задолженность только на сумму финансирования или не отражает задолженность вообще. Или учреждение получило товарно-материальные ценности, а средств на их оплату на момент получения ТМЦ не имеет и откладывает накладную «до лучших времен», не отразив при этом кредиторскую задолженность в учете. В таких случаях возникает скрытая кредиторская задолженность.

Не советуем вам этого делать, поскольку это является ведением бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, которое влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 1642 КУоАП — наложение штрафа от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 1642 КУоАП, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

Объясним, почему это является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

Законом № 996 предусмотрено, что все хозяйственные операции должны быть отражены в учете в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены,на основании первичных документов. При этом первичные документы должны быть оформлены в установленном порядке и в дальнейшем найти свое отражение в регистрах бухгалтерского учета учреждения, последний день регистрации в которых приходится на последний день отчетного периода*.

* Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 32, с. 8).

Таким образом, вся кредиторская задолженность должна быть отражена в учете учреждения.

В письме Государственного казначейства Украины от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380 определено, что распорядитель бюджетных средств должен отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции по использованию тепло-, водо-, энергоснабжения и услуг связи в том отчетном периоде, в котором были получены соответствующие первичные документы, подтверждающие фактическое осуществление таких операций. В данном случае идет речь о счетах, предоставленных организациями-поставщиками коммунальных услуг и энергоносителей.

Органы контрольно-ревизионной службы скрытую кредиторскую задолженность могут выявить путем проведения встречных сверок у организаций-поставщиков.

Напомним, что в соответствии с п. 12 ст. 10 Закона № 2939 органы государственной контрольно-ревизионной службы имеют право проводить у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, встречные сверки с целью документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения.

Например, в учреждении здравоохранения, где проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности, установлен большой оборот медицинских препаратов. В ходе ревизии была проведена встречная сверка у организации-поставщика медикаментов, по результатам которой установлено, что оплата по накладной от 12.12.2008 г. № 321/1, по которой учреждение получило медикаменты на сумму 3200 грн., не производилась. При этом по результатам инвентаризации установлены остатки медицинских препаратов. По бухгалтерскому учету медицинские препараты не были оприходованы своевременно, следовательно, кредиторская задолженность перед организацией-поставщиком медикаментов не отражена. Таким образом, специалистами контрольно-ревизионной службы было установлено занижение в учете кредиторской задолженности на сумму 3200 грн.

Другой пример. При проведении инвентаризации в учреждении образования было установлено лишнее количество учебников. Как свидетельствуют результаты встречной сверки в учреждении поставщика учебников ООО «Школьная книга», по данным накладной от 01.02.2009 г. № 12, в учреждение образования были отправлены учебники на сумму 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Документальной ревизией в учреждении образования установлено, что, по данным бухгалтерского учета, поступление этих учебников не отражено и оплата от учреждения образования в ООО «Школьная книга» за полученные учебники не перечислена. Кредиторская задолженность перед ООО «Школьная книга» по данным бухгалтерского учета отсутствует. Таким образом специалистами контрольно-ревизионной службы были установлены остатки товарно-материальных ценностей на сумму 1500 грн. и занижение в учете кредиторской задолженности на сумму 1800 грн.

Для учета расчетов с поставщиками за полученные товары, работы и услуги, оплата за которые будет перечислена позже, используется субсчет 675 «Расчеты с другими кредиторами».

Аналитический учет расчетов по субсчету 675 «Расчеты с другими кредиторами» ведется в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами» (Форма № 409 (бюджет)).

Записи в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами» осуществляются отдельно по каждому кредитору и в разрезе кодов экономической классификации расходов позиционным методом по каждой операции, подтвержденной документом (платежным поручением, счетом-фактурой и т. п.).

Операции по расчетам с кредиторами, осуществляемые за счет средств специального фонда, ведутся в отдельном ордере по этой форме.

Полученные материальные ценности и услуги, за которые учреждение рассчитается в будущем, или зачисленные денежные средства за материальные ценности и услуги, которые будут отгружены и предоставлены учреждением в будущем, сопровождаются записями в кредит субсчета 675 «Расчеты с другими кредиторами» и дебет корреспондентских субсчетов по графам 2, 5, 8 — 12 в строке соответствующего кредитора.

В графе «Остаток на конец месяца по субсчету 675» рассчитывается общий остаток и отдельно по каждому кредитору в разрезе кодов экономической классификации расходов.

В соответствии с письмом Государственного казначейства Украины от 23.01.2009 г. № 15-04/170-1063 распорядители бюджетных средств ежемесячно составляют и подают в органы Государственного казначейства Украины следующие формы финансовой отчетности:

— «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (форма № 7д, № 7м);

— «Отчет о задолженности по отдельным программам» (форма № 7д.1, № 7м.1).

В указанных формах финансовой отчетности приводятся суммы дебиторской и кредиторской задолженности, сложившиеся в учреждении на начало года и на отчетную дату.

Согласно п. 1.5 Инструкции № 90 учреждения обязаны проводить инвентаризацию расчетов:

— с дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год;

— в порядке плановых платежей и с депонентами — не менее одного раза в месяц;

— платежей в бюджет — не менее одного раза в квартал.

Это позволяет осуществлять своевременный контроль за сроками возникновения задолженности, ее состоянием, течением срока исковой давности и выявлять задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Напомним, что согласно ст. 257 ГКУ общая исковая давность установлена продолжительностью в три года. Таким образом, в течение трех лет кредитор может и должен совершить действия для взыскания задолженности — вести претензионно-исковую работу.

Контролировать сроки возникновения и ход задолженности обязан работник бухгалтерии, на которого возложены обязанности по учету расчетов, главный бухгалтер или его заместитель.

Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, должны проводить списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, в соответствии с Порядком № 73.

В бухгалтерском учете списание сумм кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, отражается следующим образом:

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Списаны суммы кредиторской задолженности:

— по средствам общего фонда бюджета

— по средствам специального фонда бюджета

Более детальному рассмотрению вопросов списания просроченной кредиторской задолженности посвящена статья «Списываем просроченную задолженность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 24, с. 20).

Следует отметить, что Государственное казначейство Украины в письме от 04.06.2008 г. № 15-06/1372-8937 отмечает, что возникновение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений в основном связано с несовершенством планирования ими объема расходов на обеспечение своей деятельности, несовершенством управления бюджетными ресурсами, а также с несоблюдением бюджетными учреждениями финансовой дисциплины при взятии обязательств и проведении платежей. Поэтому все участники бюджетного процесса должны неуклонно соблюдать требования БКУ и других законодательно-нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения в Украине, в том числе по взятию обязательств распорядителями бюджетных средств.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 835 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 2939 — Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Порядок № 136 — Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136.

Порядок № 73 — Порядок списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 08.05.2001 г. № 73.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.

Оставьте комментарий