Как зарегистрировать СМИ

Регистрация средств массовой информации. Средство массовой информации (далее СМИ) — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, кинохроникальная программа или иная форма периодического (не реже одного раза в год — абз. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ)) распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (абз. 3 ст. 2 Закона о СМИ).

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (абз. 2 ст. 2 Закона о СМИ).

Редакция СМИ (организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ, — абз. 9 ст. 2 Закона о СМИ) может осуществлять свою деятельность после регистрации средства массовой информации (ч. 1 ст. 8 Закона о СМИ).

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является (ч. 2 ст. 8 Закона о СМИ).

Права и обязанности учредителя и редакции СМИ, предусмотренные Законом о СМИ, возникают с момента регистрации средства массовой информации (ст. 17 Закона о СМИ).

Не требуется регистрация следующих средств массовой информации (ст. 12 Закона о СМИ, п. 13 Регламента):

— учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

— периодических печатных изданий (изданий, имеющих постоянное название, текущий номер и выходящих в свет не реже одного раза в год, — абз. 4 ст. 2 Закона о СМИ) тиражом менее 1 тыс. экземпляров;

— радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

— аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Указанные СМИ вправе пройти процедуру регистрации в добровольном порядке. В регистрации средства массовой информации не может быть отказано на основании того, что оно освобождено от государственной регистрации в силу ст. 12 Закона о СМИ.

Регистрация средств массовой информации регулируется:

— Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»;

— распоряжением Правительства РФ от 06.10.2011 N 1752-р;

— Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации (утв. Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 N 362) (далее — Регламент).

Заявление о регистрации СМИ подается его учредителем (ч. 3 ст. 8 Закона о СМИ).

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть (ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 Регламента):

— гражданин;

— объединение граждан;

— организация;

— государственный орган;

— орган местного самоуправления — в отношении печатных СМИ, предназначенных для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов таких актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной структуры и иной официальной информации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно (ч. 3 ст. 7 Закона о СМИ, п. 10 Регламента).

Не может являться учредителем СМИ (ч. 2 ст. 7 Закона о СМИ, пп. 1 — 3 п. 9 Регламента):

— гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

— объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

— гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ.

Также не могут являться учредителем (участником) СМИ, редакцией СМИ, организацией, осуществляющей вещание, если иное не предусмотрено международным договором, следующие лица (ч. 1 ст. 19.1 Закона о СМИ):

— иностранные государства;

— международные организации;

— организации, находящиеся под контролем иностранных государств и международных организаций;

— иностранные юридические лица;

— российские организации с иностранным участием;

— иностранные граждане и лица без гражданства;

— граждане РФ, имеющие гражданство другого государства.

В случае, если иное не определено международным договором, данные лица не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя СМИ, редакции СМИ, организации, осуществляющей вещание. Для российского юридического лица такое ограничение действует, если доля иностранного участия в его уставном капитале составляет более 20 процентов (ч. 2 ст. 19.1 Закона о СМИ).

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.10.2014 N 305-ФЗ эти требования должны применяться с 1 января 2017 г. к иностранному и российскому юридическому лицу, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) такие лица каждый в отдельности либо в совокупности прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения более 20 процентами долей (акций) любого лица) осуществляют владение, управление или контроль в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося учредителем СМИ, редакции СМИ, организации, осуществляющей вещание;

2) одно или несколько российских лиц прямо или косвенно (через третьих лиц) имеют в каждом из таких обществ преобладающее участие, составляющее 80 и более процентов.

Регистрацию СМИ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — Роскомнадзор (п. 5.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, п. 29 Регламента).

Непосредственно орган, в который подается заявление о регистрации СМИ (а также о перерегистрации СМИ, внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ), зависит от того, на какой территории распространяется продукция СМИ (ч. 3 ст. 8 Закона о СМИ, п. п. 49 и 50 Регламента):

1) если продукция СМИ предназначена для распространения преимущественно на всей территории РФ, за ее пределами или на территориях нескольких субъектов РФ, заявление подается в Роскомнадзор;

2) если продукция СМИ предназначена для распространения преимущественно на территории одного субъекта РФ или муниципального образования, заявление подается в территориальный орган Роскомнадзора (управление Роскомнадзора по субъекту РФ.

Свидетельство о регистрации СМИ действует бессрочно (п. 33 Регламента). При перерегистрации СМИ и (или) внесении изменений в свидетельство выдается новое свидетельство о регистрации СМИ, а свидетельство, выданное ранее, возвращается в регистрирующий орган (п. 34 Регламента).

Изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ (либо СМИ, не прошедшего перерегистрацию) является административным правонарушением, за которое ст. 13.21 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере:

— для граждан — от 1 000 до 1 500 руб.;

— для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей — примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — от 2 000 до 3 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Одновременно со штрафом применяется также наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения (ст. 13.21 КоАП РФ). Поскольку согласно ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискации подлежат вещи, она может быть осуществлена в отношении такой продукции СМИ, как тираж периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы (абз. 6 ст. 2 Закона о СМИ).

Неуведомление либо несвоевременное уведомление учредителем регистрирующего органа об изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта (для сетевых изданий), периодичности выпуска или максимального объема СМИ (согласно ч. 4 ст. 11 Закона о СМИ такое уведомление необходимо подать в письменном виде в месячный срок) влечет за собой административную ответственность по ст. 13.23 КоАП РФ в виде штрафа:

— для граждан — от 200 до 500 руб.;

— для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей — примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — от 1 000 до 2000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

  • О Роскомнадзоре
    • Положение о Роскомнадзоре
    • Полномочия Роскомнадзора
    • Руководство
      • Руководитель Роскомнадзора Александр Александрович Жаров
      • Заместитель руководителя Роскомнадзора Александр Александрович Панков
      • Заместитель руководителя Роскомнадзора Антонина Аркадьевна Приезжева
      • Заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Алексеевич Субботин
    • Структура
      • Положения об Управлениях Роскомнадзора
    • Территориальные органы
    • Коллегия
      • Состав Коллегии
      • Положение о Коллегии
      • Регламент Коллегии
      • Годовое расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 28 апреля 2014 г.
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 23 декабря 2013 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 14 мая 2013 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 21 декабря 2012 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 15 май 2012 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 14 декабря 2011 года
        • Протокол заседания
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 15 ноября 2011 года
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 12 мая 2011 года
        • Тезисы доклада Заместителя руководителя Роскомнадзора А.И. Катулевского на расширенном заседании Коллегии Роскомнадзора на тему: «О задачах Роскомнадзора по организации работы в сфере связи на 2011 год и среднесрочную перспективу». ( Москва, 12 мая 2011 года)
        • Протокол заседания Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 16 декабря 2010 года
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 30 марта 2010 года
      • Заседание Коллегии Роскомнадзора 15 декабря 2009 года
      • Заседание коллегии Роскомнадзора 20.04.2015
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 21 декабря 2015 года
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 19 апреля 2016 года
      • Итоговое совещание с руководителями территориальных органов Роскомнадзора за 2016
      • Расширенное заседание коллегии Роскомнадзора 19 апреля 2017 года
      • Расширенное совещание Роскомнадзора 11 декабря 2017 года
      • Итоговое заседание коллегии Роскомнадзора 20 февраля 2018 года
    • Координационные и совещательные органы
      • Экспертный совет по массовым коммуникациям при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Консультативный совет при уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных
        • Сообщения о заседаниях Консультативного совета
        • Планы работы Консультативного совета
        • Правовые основания деятельности Консультативного совета при уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных
        • Молодежная палата Консультативного совета при Уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных
      • Научно-технический совет Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
        • Приказ от 04.10.2011 № 878 «О создании Научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»
        • Протокол заседания Научно-технического совета Роскомнадзора от 27.10.2011
      • О положениях Федерального закона от 02 июля 2013 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»
    • Смежные по компетенции органы госвласти
    • Информация для заявителей
      • Единый портал государственных услуг: оказание услуг в электронном виде
      • График выдачи лицензий, иных разрешительных документов, консультирования по вопросам оформления документов
    • Реквизиты
    • Международное сотрудничество
    • Эмблема и флаг
    • Историческая справка
    • Мероприятия при чрезвычайных ситуациях
    • Информация о проверках, проведенных в Роскомнадзоре
    • Открытая Служба
      • Бюджет для граждан
      • Референтные группы Роскомнадзора
      • Опрос об удовлетворенности качеством поиска и получения требуемой информации посредством сайта Роскомнадзора
      • Рейтинг публикации органами государственной власти информации в формате открытых данных
      • План по реализации Концепции открытости
        • Архив
      • Планы и отчеты по расходованию средств на информационное сопровождение деятельности Роскомнадзора
      • Публичная декларация целей и задач Роскомнадзора
    • Общественный совет
      • Положение, регламент, кодекс этики
      • Состав Общественного совета при Роскомнадзоре
      • Протоколы заседаний
        • за 2017 год
        • за 2018 год
      • План работы
    • Обеспечение доступности объектов для инвалидов
  • Новости
    • Новости Роскомнадзора
    • Региональные новости
    • Подписка на новости
  • Пресс-служба
    • О пресс-службе (контакты)
    • Публикации
    • Интервью
    • ТВ и радио
    • Онлайн-конференции
    • Еженедельная статистика
    • События
      • Фото
        • Фотоархив
      • Видео
      • Инфографика
      • Календарь событий
    • Публичные доклады
    • Выходные данные
  • Государственная служба
    • Нормативные документы
      • Ведомственные нормативные правовые акты Роскомнадзора по вопросам государственной гражданской службы
    • Порядок поступления на государственную службу
    • Объявления о конкурсе
    • Результаты конкурсов
    • Порядок обжалования результатов конкурса на замещение вакантных должностей
    • Порядок работы комиссии Роскомнадзора по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2015 год
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2014 год
      • Центральный аппарат
      • Руководители ТУ
      • Заместители ТУ
      • ФГУПы
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2013 год
      • Уточненные сведения о доходах государственных служащих за 2013 год
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2011 год
      • Центральный аппарат
      • Руководители территориальных органов
      • Заместители руководителей территориальных органов
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2012 год
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2010 год
      • Центральный аппарат
      • Руководители территориальных органов
      • Заместители руководителей территориальных органов
    • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2009 год
    • Квалификационные требования
    • Порядок обращения граждан об участии в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
    • Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы
    • Перечень вакантных должностей
    • Кадровый резерв
    • Сведения о планах проведения обучения, подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих
  • Планирование, отчеты о деятельности
    • Планы проверок
    • План и показатели деятельности
      • Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
    • Отчеты о деятельности
      • Результаты деятельности Роскомнадзора
      • Отчет об исполнении федерального бюджета
      • Результаты проверок
      • Мониторинг качества финансового менеджмента территориальных органов Роскомнадзора
      • Рассмотрение жалоб на предоставление государственных услуг
      • Отчёты о реализации федеральных целевых программ
      • Планы мероприятий («дорожные карты») по развитию конкуренции
    • Публичные доклады
    • План информатизации Роскомнадзора
    • Учетная политика Роскомнадзора
  • Конкурсы и тендеры
    • Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию
      • Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию
      • О Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию
      • Конкурсы на получение права осуществлять наземное эфирное вещание с использованием конкретных радиочастот
      • О проведении процедуры выбора обязательных общедоступных телеканалов субъектов Российской Федерации
    • Конкурсы на право получения лицензий в области оказания услуг связи
      • Принято решение о проведении открытых торгов в форме аукциона на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг передачи данных и на оказание телематических услуг связи с использованием радиоэлектронных средств сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосах радиочастот 453-457,4 МГц и 463-467,4 МГц
      • Аукцион № 2/2015 на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг передачи данных и на оказание телематических услуг связи с использованием радиоэлектронных средств сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосах радиочастот 2570-2595 МГц, 2595-2620 МГц
      • Аукцион на право получения лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра в полосах радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц
      • Конкурс на право получения лицензий на оказание на территории Российской Федерации услуг связи с использованием РЭС в сетях связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосе радиочастот 791-862 МГц
      • Конкурсы на право оказания услуг фиксированного беспроводного широкополосного доступа в диапазоне 3400-3450 МГц и 3500-3550 МГц
        • Конкурсы на право оказания услуг фиксированного беспроводного широкополосного доступа в диапазоне 3400-3450 МГц и 3500-3550 МГц
      • Конкурсы на право оказания услуг связи стандарта GSM
        • Распоряжение от 25.11.2010 № 039 о создании рабочей группы для подготовки условий конкурсов на право оказания услуг связи стандарта GSM
      • Конкурсы на право оказания услуг связи в сетях мобильного беспроводного доступа в диапазоне 2300-2400 МГц. (февраль-март 2010 г.)
      • Конкурсы на право оказания услуг связи стандарта GSM (октябрь-ноябрь 2007 г.)
    • Конкурсы по закупкам для государственных нужд
      • Информация о ходе размещения заказов Роскомнадзора в 2010 году на 2010 год
      • Статистическая информация
    • Результаты конкурса на замещение должности генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр»
    • Перечень заключённых договоров
    • Конкурс на замещение должности генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Центрального федерального округа»
    • Комиссия по отбору уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
      • О проведении отбора уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
  • Правовая информация
    • Положение о Роскомнадзоре
    • Административные регламенты
    • Федеральные законы
    • Подзаконные и ведомственные нормативные акты
      • Организация деятельности
        • Указы Президента Российской Федерации
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Связь
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Информационные технологии
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Массовые коммуникации
        • Акты Президента Российской Федерации
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
      • Защита прав субъектов персональных данных
        • Акты Президента Российской Федерации
        • Акты Правительства Российской Федерации
        • Акты иных органов исполнительной власти
        • Акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Проекты нормативных правовых актов
      • Проекты регламентов
      • Проекты нормативных правовых актов Роскомнадзора
      • Законопроекты
    • Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Роскомнадзором или его территориальными органами
    • Судебная практика
      • Судебная практика за 2017 год
      • Судебная практика за 2016 год
      • Судебная практика за 2015 год
      • Судебная практика за 2014 год
      • Судебная практика за 2013 год
      • Судебная практика за 2012 год
      • Обзор судебной практики
      • Судебная практика за 2018 год
      • Судебная практика за 2019 год
    • Соглашения о взаимодействии
    • Мониторинг законодательства
      • за 2013 год
      • за 2014 год
      • за 2015 год
      • за 2016 год
      • за 2017 год
      • за 2018 год
      • за 2019 год
    • Положение об обработке персональных данных
    • Информационные сообщения
  • Профилактика нарушений обязательных требований
    • Перечень в сфере связи
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
      • Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере связи
      • Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    • Перечень в сфере СМИ
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере телевизионного вещания и радиовещания
    • Перечень в сфере защиты прав субъектов персональных данных
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
      • Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных
    • Перечень в сфере информационных технологий
      • Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, в сфере информационных технологий
      • Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих проведение проверок
    • Профилактика в сфере связи
    • Анализ правоприменительной практики
    • Перечень обязательных требований
  • Противодействие коррупции
    • Сообщения на антикоррупционную тематику
      • Сотрудники Роскомнадзора прошли обучение в Высшей школе управления РАГС при Президенте РФ по программе профилактики коррупционных и иных правонарушений
      • 9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
      • Методические рекомендации
        • Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции
      • Архив
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные правовые акты
      • Ведомственные нормативные правовые акты Роскомнадзора в сфере противодействия коррупции
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Архив
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2017 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2016 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2015 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2014 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2013 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2012 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2011 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2011 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2010 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2009 год
      • Информация о доходах государственных гражданских служащих за 2018 год
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
      • Сведения о планируемом проведении заседания комиссии
      • Заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, и о принятых комиссией решениях
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2013 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2014 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2015 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2016 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую отделом государственной службы и кадров Управления организационной работы Роскомнадзора, на который возложена ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в центральном аппарате Роскомнадзора, в 2017 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую подразделением по противодействию коррупции Роскомнадзора в 2018 году?
      • Как Вы оцениваете работу, проводимую подразделением по противодействию коррупции Роскомнадзора в 2019 году?
  • Обращения граждан и юридических лиц
    • Общественная электронная приемная Роскомнадзора
    • Обзор обращений граждан
    • Часто задаваемые вопросы
      • Контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций
      • Защита прав субъектов персональных данных
      • Контроль и надзор в сфере связи
        • Использование радиочастотного спектра и регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств
        • Общие вопросы при оказании услуг связи
        • Услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи
        • Услуги подвижной радиотелефонной связи
        • Телематические услуги связи (услуги связи по доступу к сети Интернет)
        • Услуги почтовой связи
      • Надзор в сфере информационных технологий
      • Блокировка интернет-страниц
    • Оцените нашу работу
    • Статус обращения
  • Сведения о приеме граждан
  • Подведомственные предприятия
    • Отчеты руководителей федеральных государственных унитарных предприятий
    • Сообщения о реорганизации предприятий РЧС
    • Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров
  • График выдачи лицензий, иных разрешительных документов, консультирования по вопросам оформления документов
  • Открытые данные
    • Cтатистическая информация
    • Другие сведения
    • Опрос общественного мнения
  • Контакты

Регистрация СМИ: тонкости процесса

Если вы решили создать журнал, газету или телеканал, а точнее уже задумались о такой процедуре, как регистрация СМИ, то эта статья для вас. Кроме пошаговой инструкции, здесь вы найдете полезную информацию на тот случай, если подумываете о новом формате уже существующего печатного издания — смене названия или выпуске электронной версии газеты. Наравне с обдумыванием идей для контента, выбором редактора, поиском грамотных журналистов всегда должно быть место вопросу: как зарегистрировать СМИ?

Очень важно! Деятельность без регистрации начинать не советую, т. к. это влечет за собой административную ответственность согласно закону РФ «О средствах массовой информации» и Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Если вы планируете, что тираж печатного издания будет менее 1 000 экземпляров, то регистрация СМИ не требуется.

Регистрация сайта в качестве СМИ — дело добровольное, но она дает целый ряд преимуществ. При желании владельца домена любой сайт можно зарегистрировать как сетевое СМИ. Тематика и посещаемость в данном случае не важны.
Подробнее о плюсах регистрации сайта как СМИ в этой статье.

Обратите внимание, что если у издания есть электронная версия, и вы хотите, чтобы у этой электронной версии тоже был статус СМИ, то она подлежит регистрации, причем отдельно от издания, но процедура аналогична.

Прежде чем прочитать о процедуре регистрации СМИ, стоит ознакомиться с изменениями, которые произошли в законодательстве в 2018 году.

Изменения в законодательстве, касающиеся регистрации СМИ

2018 год принес изменения в процедуру регистрации и перерегистрации средств массовой информации.

Если раньше владельцу СМИ выдавался на руки документ о регистрации, то сегодня законная деятельность издания может начаться с момента внесения издания в реестр средств массовой информации. В качестве подтверждения, что издание зарегистрировано, его владелец получает от Роскомнадзора выписку из реестра средств массовой информации (раньше владелец получал свидетельство о регистрации СМИ).

Не касается изменение только тех, кто подал заявку на оформление СМИ до Нового года: они получат подтверждение о регистрации в старом, бумажном, виде.

Если владельцу уже функционирующего издания понадобилось изменить адрес расположения, тираж или другие параметры СМИ, то изменения будут также вноситься в запись о регистрации СМИ в реестре, перерегистрация в данном случае не понадобится. О том, какие изменения требуют перерегистрации, мы писали .

Если ранее процедура регистрации занимала 30 календарных дней, то теперь срок увеличился до 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента подачи владельцем издания заявления.

Регламентируются эти правила регистрации СМИ Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», вступившим в действие с 1 января текущего года.

Этим же законом прописывается ряд нововведений на распространение зарубежных периодических печатных изданий. Так, определяется уплата пошлины за распространение подобных СМИ, вводятся основания для запрета на распространение, а также предусматривается возможность отзыва ранее выданного разрешения. По данному закону, для зарубежных периодических печатных изданий устанавливается такой же порядок функционирования, как и для отечественных СМИ.

Размер пошлины за оформление разрешения на распространение изданий зарубежных СМИ устанавливается Федеральным законом № 253-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33333 и 33334 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2018 года.

По этому же закону изменены размеры пошлины на регистрацию и отечественных СМИ. Размер ее напрямую связан с областью распространения. Если издание выходит в свет на территории одного субъекта РФ, то владельцу надо будет заплатить за его оформление 4 000 рублей. Если предполагается, что СМИ будет распространяться по большему числу субъектов и за территорией России, то регистрация обойдется вдвое дороже.

При этом владелец издания не должен забывать, что при расчете пошлины сохраняются повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от специализации издания. Если издание носит рекламный характер или в нем транслируется информация эротического характера, то работает повышающий коэффициент. Если издание создано для инвалидов, для детей и подростков, а также имеет культурно-просветительский формат или несет образовательную нагрузку, то владелец может воспользоваться понижающим коэффициентом.

Подробнее о размерах госпошлины, оплачиваемой при регистрации СМИ читайте в этой статье.

Стоит также отметить, что с наступлением 2018 года произошли изменения в ряде пунктов законодательства, регулирующих список документов, подаваемых для осуществления данных услуг, так как начало действовать распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 № 2354-р.

⇒ Чтобы узнать перечень документов и получить консультацию по услуге «регистрация СМИ», оставьте свои данные в форме ниже или свяжитесь с нами по телефонам: 8 800 550 60 39, + 7 950 768 52 77.

Регистрация СМИ: с чего начать?

Итак, рассмотрим подробнее процедуру регистрации.

Шаг 1. Предварительный.
До регистрации необходимо сделать несколько подготовительных действий.

Во-первых, надо определиться с названием СМИ. К этому этапу надо отнестись ответственно, так как после регистрации на СМИ должно быть указано именно то название, которое вы зарегистрировали. Название можно изменить и потом, но придется проходить процесс перерегистрации, который фактически повторяет процедуру регистрации СМИ, в том числе требует и оплаты госпошлины в полном объеме. У нас в практике были случаи, когда клиент к моменту получения выписки из реестра СМИ решал добавить к названию буквально одно слово, и приходилось заново подавать документы в Роскомнадзор.

Обратите внимание, что название вновь регистрируемого СМИ должно быть уникальным среди уже зарегистрированных СМИ. В регистрации будет просто отказано, если совпадают название СМИ, форма распространения и территория распространения. То есть нельзя, например, зарегистрировать с одинаковым названием газету и журнал, т. к. они являются печатными СМИ. А вот сайт с таким же названием, как журнал, зарегистрировать можно, т. к. сайт — это сетевое, а не печатное издание.

Поэтому когда вы определитесь с названием будущего СМИ, обязательно посетите сайт Роскомнадзора и проверьте, нет ли уже зарегистрированного СМИ с таким же названием и такой же формой или территорией распространения.

Кроме того, чтобы не возникло споров с владельцами одноименного товарного знака, рекомендую проверить и отсутствие одноименного товарного знака по классам услуг, предполагающим возможность выпуска СМИ. Такого требования нет в законодательстве и это не влияет на принятие решения госоргана о регистрации СМИ. Однако потом может возникнуть ситуация, что владелец товарного знака предъявит вам требования о незаконном использовании этого товарного знака.

При выборе названия СМИ также надо учесть, что название СМИ может:

— не соответствовать действительности и тематике;

— не соответствовать названию доменного имени (для сетевых СМИ);

— быть на иностранном языке. В этом случае в заявлении на регистрацию указывается также перевод названия на русский язык.

Во-вторых, надо определиться, кто будет учредителем СМИ, и убедиться, что эти лица могут быть учредителями СМИ.

Шаг 2. Подготовка пакета документов.

Обратите внимание, что если вы хотите зарегистрировать сразу несколько СМИ (например, журнал и его электронную версию), то надо подготовить полный комплект документов для каждого СМИ.
Перечень документов следующий.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на то, что для сайта-СМИ нужен документ, подтверждающий право на доменное имя. Это справка, которую необходимо получить у регистратора доменного имени. В большинстве случаев заказать такую справку можно онлайн, регистратор высылает оригинал справки по почте. Поскольку процесс получения такой справки может занять время, рекомендую заняться этим вопросом заблаговременно.

Госпошлина для регистрации газеты или журнала (если он будет распространяться в одном субъекте страны) составляет 4 000 рублей, а для регистрации сайта — 8 000 рублей, суммы изменились с 2018 года. Подробнее .

Еще один важный момент: необходимо предоставить оригинал платежного поручения или квитанции об оплате государственной пошлины. Если оплата была сделана через интернет-банк, то платежный документ надо заверить в банке.

Шаг 3. Заполнение заявления.

К комплекту документов на регистрацию СМИ необходимо приложить заявление. Его форму можно скачать .

Обратите внимание на следующие моменты:

  • Если вы регистрируете сайт в качестве СМИ, то в заявлении необходимо указать и доменное имя сайта.
  • Если у СМИ название на иностранном языке (актуально для сайтов, которые в качестве названия регистрирует доменное имя), в пункте заявления «название» необходимо указать после названия на иностранном языке перевод названия на русский язык.
  • Поскольку сайты в интернете доступны из любой точки мира, то в пункте заявления «территория распространения» необходимо указать «Российская Федерация, зарубежные страны».

Заявление с приложенными документами подается в одном экземпляре. Подавать документы можно несколькими способами:

  • в электронной форме через Единый портал государственных услуг;
  • почтовым отправлением (заказным письмом с описью вложения);
  • принести лично.

Шаг 4. Регистрация СМИ.

Регистрация СМИ — процесс длительный, порой занимает до 30 рабочих дней с даты подачи документов до того дня, пока вы получите на руки выписку из реестра СМИ.

После того как ваше заявление и комплект документов приняты Роскомнадзором и зарегистрированы, вы получаете уведомление об этом. Затем происходит проверка на предмет комплектности документов. Если вы предоставили неполный пакет документов, то вам все возвращают даже без рассмотрения.

Если вы подготовили полный комплект документов (сами или с привлечением медиаюриста), то назначается ответственный исполнитель и начинается процесс проверки документов на предмет соответствия требованиям законодательства, а также на предмет соответствия указанных вами сведений действительности. В случае если будут выявлены нарушения законодательства РФ или недостоверные сведения, то вам будет отказано в получении выписки из реестра СМИ. Если же ваши документы будут юридически правильно подобраны и оформлены, то Роскомнадзор примет решение о выдаче вам выписки. Как положительное, так и отрицательное решение будет вам предоставлено одним из способов:

  • в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью через Единый портал государственных услуг;
    отправлено по почте;
  • вручено лично вам в руки.

Необходимо отметить, что после регистрации возникают не только права, но обязанности. В частности, в течение трех месяцев с момента получения выписки из реестра СМИ вам необходимо предоставить в Роскомнадзор устав СМИ.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи у вас сложилась общая картина процедуры и регистрация СМИ не кажется вам чем-то неосуществимым. Чтобы не получить отказ в получении выписки из реестра СМИ, необходимо досконально и очень внимательно собрать требуемый пакет документов и учесть различные юридические тонкости оформления заявления. В том числе и для того чтобы потом не пришлось проходить процедуру перерегистрации по той причине, что вы не учли какие-то важные моменты в функционировании уже зарегистрированного СМИ.

Только при заказе и оплате услуги перерегистрации СМИ до 1 декабря!

Только для новых клиентов!

Стоимость услуги по перерегистрации СМИ (любой формы распространения)

«под ключ» 9900 р. 7900 р.

+ очень ценный БОНУС (записи 6 вебинаров о правовом регулировании деятельности СМИ)

Чтобы оставить заявку на одну из услуг или получить более подробную информацию о содержании и условиях оказания услуги, заполните форму, и мы свяжемся с вами в течение суток.

Или вы можете позвонить нам по телефонам +7 (950) 768-52-77, 8 800 550 60 39, или связаться с нами по электронной почте ledovskikh.m@gmail.com

Внимание!

«Право в сети» предлагает следующие услуги:

  • Заполнение заявления на регистрацию СМИ + консультация подготовке пакета документов — 4 600 р.
  • Подготовка пакета документов для регистрации СМИ + подача документов в Роскомнадзор — 9900 р.
  • Подготовка устава СМИ — 6 000 р.

Плюсы и минусы регистрации СМИ

Есть ли плюсы в регистрации Интернет-сайта в качестве СМИ для его редакции? Разумеется есть, особенно когда ее деятельность направлена на поиск и распространение собственной общественно-политической информации.

Основные плюсы регистрации Интернет-СМИ

— Получение «привилегий» редакций СМИ:
1. доступ к информации по запросу редакции;
2. получение аккредитации при госорганах;
3. получение экономических льгот.
— Получение прав журналистов.
— Возможность освобождения от ответственности.

Только после регистрации в качестве СМИ работающие в них авторы и редакторы приобретают статус журналиста со всеми соответствующими ему правами.
В частности, как журналисты они получают дополнительные (по сравнению с остальными гражданами) возможности по поиску и получению информации.

Редакции зарегистрированного Интернет-СМИ легче получить аккредитацию при тех или иных государственных органах и органах местного самоуправления. На нее распространяются нормы статьи 57 Закона о СМИ об освобождении от ответственности.

Зарегистрированным Интернет-СМИ легче участвовать в конкурсах, проводимых Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечати).
К «тактическим задачам» этого агентства относятся: содействие и развитие национального информационного пространства (преимущественно через информационно-пропагандистские мероприятия РИА Новости), стимулирование и содействие развитию патриотическо-воспитательной тематики в СМИ, формирование в обществе устойчивого противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма.

Гранты региональных органов власти также все чаще выдаются не столько на освещение событий той или иной социальной тематики, сколько, например, за формирование позитивного общественного мнения относительно пользы и темпов реализации приоритетных проектов.

Результатом всех этих юридических плюсов является и дополнительный плюс психологический, ведь когда человек видит, что на интернет-странице написано «зарегистрирована в качестве СМИ, номер регистрации такой-то», то во многих случаях это вызовет к этой странице доверие: принадлежность к числу СМИ предполагает больший контроль за качеством и надежностью распространяемой информации.

Основные минусы регистрации Интернет-СМИ

— Наделение Интернет-СМИ обязанностями редакций по публикации опровержения (ответа).
— Наделение сотрудников обязанностями журналистов.
— Подчинение контрольным функциям Роскомнадзора, включая вынесения предупреждения и требование аннулирования регистрации в качестве СМИ.

У регистрации в качестве СМИ есть и свои минусы. При появлении регистрации в качестве СМИ у них и у их сотрудников возникают не только дополнительные права, но и новые обязанности. Это обстоятельство, вероятно, удерживает многие Интернет-ресурсы от обращения за такой регистрацией.

Какие это обязанности? В случае если на сайте распространяется порочащая информация, то по решению суда, если эта информация признана недостоверной, ее могут обязать опровергнуть. В случае с зарегистрированными СМИ дать опровержение этой информации необходимо в порядке, предусмотренном Законом о СМИ. То же касается и реализации права на ответ.

Журналист, в том числе журналист Интернет-СМИ — это лицо, которое занимается редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. Наделение сотрудников Интернет-СМИ обязанностями журналиста означает необходимость соблюдения правил, которые необязательны для других граждан. В ряде случаев несоблюдение обязанностей журналиста может привести к их правовой ответственности. Например, любой вправе размещать информацию в блоге. При распространении информации, которая оказалась по решению суда порочащей и недостоверной, блогер понесет ответственность. Ответственность журналиста за такое же деяние должна быть больше, ведь от него вправе ожидать профессионального подхода к работе с информацией, в частности проверки ее достоверности — это одна из обязанностей журналиста.

Если сайт зарегистрирован в качестве СМИ, то его сотрудники будут подчиняться контролю Роскомнадзора, включая проводимые им плановые и внеплановые проверки, вынесение предупреждений редакции. Предупреждения Роскомнадзора редакции средства массовой информации могут привести к аннулированию свидетельства о регистрации в качестве СМИ и к тому, что Интернет-ресурс перестанет считаться СМИ.

Здесь есть важная тонкость. Заключается она в том, что, если свидетельство о регистрации СМИ аннулировано, это не означает, что сам сайт должен прекратить свое существование либо сменить название. Если в случае, например, с газетой аннулирование свидетельства означает смерть издания: газету запрещено выпускать без регистрации — то в ситуации с Интернет-СМИ это не конец сайта, это лишь прекращение регистрации в качестве СМИ. Не регистрации доменного имени, не регистрации хостинга, а только регистрации в качестве СМИ. Конечно же, впоследствии, если регистрация аннулируется за распространение запрещенной информации, экстремистские и подобные призывы, то журналистами заинтересуется Следственный комитет, и возможно, что суд примет решение по прекращению доступа к этому сайту или его части, но это будет уже другая история, развивающаяся по другим правилам, не связанным с Законом о СМИ. Проблемы возникнут в любом случае, идет ли речь о СМИ или нет.

На это указывает и замечание постановления Пленума Верховного суда РФ 2010 года о том, что «лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации».

В случае нарушения закона ответственность за совершение противозаконных действий в зарегистрированном Интернет-СМИ либо просто в Интернете будет скорее всего той же. Это происходит в силу того, что законодательство и судебная практика приравнивают высказывания в Интернете к публичным высказываниям и призывам. Мера ответственности за распространение незаконных материалов в «публично демонстрирующемся произведении» обычно эквивалентна наказанию за то же деяние в СМИ.

Число зарегистрированных в России Интернет-СМИ уже превысило шесть тысяч и прирастает последние несколько лет на тысячу с лишним каждый год.

55. Злоупотребление свободой массовой информации: виды нарушений и ответственность за их совершение. + 56. Основные принципы и нормы международного гуманитарного права о защите журналистов, находящихся в зоне вооруженного конфликта.

Оставьте комментарий