Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 марта 2011 г.
Регистрационный N 20147
Прим. ред.: текст приказа опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 16, 18.04.2011
Утвержден
Приказом Минтранса России
от 16 февраля 2011 г. N 56
Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
1. Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее — Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»* и пунктом 5.2.53.40 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395**.
———————————
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть I), ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. I), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; N 6, ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251.
2. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. N 52/112/134*.
———————————
* Зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2010 г., регистрационный N 16782.
2.1. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.
3. Информирование об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками посредством имеющихся средств связи органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных структурных подразделений, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов осуществляется по месту фактического нахождения объектов транспортной инфраструктуры, месту регистрации и фактического нахождения транспортных средств.
4. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.
5. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, согласно приложениям N 1 — 10 к настоящему Порядку применительно к конкретным видам транспорта (далее — соответствующие приложения).
6. При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, подлежащей представлению согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики незамедлительно представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и дополняют ее по мере поступления данных.
7. При получении анонимной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, согласно разделу III соответствующего приложения к настоящему Порядку.
8. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, занимаемая им должность на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, в субъекте транспортной инфраструктуры или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку.
Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в разделе IV соответствующего приложения к настоящему Порядку фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, принявших сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.
9. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной связи в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего соответствующее приложение к настоящему Порядку (при ее наличии).
10. При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее соответствующее приложение к настоящему Порядку на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.
11. При заполнении соответствующего приложения к настоящему Порядку на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.
12. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами.
13. При передаче информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио- и/или видеосредств.
14. Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение (приложения) к настоящему Порядку составляет не менее одного месяца.
Статья посвящена всестороннему анализу актуальной проблемы, связанной с определением понятия «транспортная безопасность», имеющего в настоящее время различные трактовки со стороны представителей научного и экспертного сообщества.
Особое внимание уделяется уточнению содержания данного понятия, в том числе и при помощи сравнительного анализа целого ряда его дефиниций, содержащихся в законодательных и нормативно-правовых актах, а также в соответствующих научных публикациях и диссертационных исследованиях.
Формулируя собственное определение транспортной безопасности, автор выдвигает важный тезис, согласно которому данное базовое понятие-категорию целесообразно рассматривать с позиций синергетики.
Ключевые слова: транспортная безопасность, безопасность на транспорте, акты незаконного вмешательства, синергетика.
Об авторе: Н.В. Николаева, помощник Председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по обороне и безопасности
Известно, что транспорт представляет собой важнейший элемент инфраструктуры любого современного государства. Зачастую его называют «кровеносной системой страны». Транспорт, наряду с иными инфраструктурными отраслями, обеспечивает основные условия жизнедеятельности общества, выступая в качестве важнейшего инструмента достижения экономических, социальных и внешнеполитических целей любого государства. Следует заметить, что внешнеполитический аспект транспортной отрасли является особенно существенным в условиях современного процесса глобализации, при котором до предела обостряется межгосударственная конкуренция в экономической сфере, в том числе в области транспорта.
Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года указал на необходимость развития транспортной инфраструктуры в качестве наиболее значимой политической задачи государства.
Обеспечение безопасности национального транспортного комплекса является важнейшей составляющей национальной безопасности, отражающей состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в транспортном комплексе. Даже малейший сбой в работе транспортного комплекса может обернуться для государства колоссальными потерями: материальными, людскими, экологическими, технологическими. Поэтому транспортные средства отнесены к категории источников повышенной опасности, а вся транспортная система определяется как система высокорисковых объектов.
В Российской Федерации в последнее время интерес к проблеме обеспечения транспортной безопасности существенным образом усилился. Ей стали совершенно оправданно уделять повышенное внимание: как в СМИ, так и в органах государственной власти. И причин тому, с точки зрения автора настоящей публикации, несколько.
Во-первых, столь серьезное внимание к рассматриваемой проблематике связано с нарастающей террористической угрозой по всему миру. Дело в том, что транспорт ─ крайне привлекательная «мишень» для террористов, которые все чаще используют транспорт для совершения резонансных террористических актов. Транспорт, ввиду своей специфики, сам по себе является потенциальным источником опасности, а если в его деятельность вмешаться незаконными агрессивными действиями, либо допустить преступное бездействие, то потенциальная опасность становится реальной опасностью с тяжелейшими последствиями.
В этой связи, достаточно простого перечисления целого ряда из них: трагические события 11 сентября 2001 г. в США; взрывы на Мадридском вокзале; взрывы в Лондонском метро; захват двух самолетов, вылетевших из Домодедово; взрыв в Домодедово; взрывы в Московском метро, на железнодорожном вокзале Волгограда и др. Статистика последних 15-20 лет показывает, что от 50 до 70 % имевших место террористических актов были совершены на транспорте.
Во-вторых, чрезвычайно актуальной стала проблема изношенности транспортного комплекса. Не секрет, что устаревшая техника продолжает активно эксплуатироваться и создает реальные угрозы техногенных катастроф. А использование контрафактных деталей в процессе ремонтных работ, которое в последнее время достигло значительных масштабов, только усугубляет положение. В-третьих, обсуждение проблемы обеспечения транспортной безопасности ведется в связи с нарастающими процессами глобализации, и, в частности, на фоне состоявшегося несколько лет тому назад вступлением России в ВТО. Совершенно очевидно, что в условиях глобализации транспорт выступает важнейшим рычагом интеграционных процессов. При этом глобализация требует совершенно новых подходов к развитию транспорта, перераспределению пассажирских и грузовых потоков, поиску инновационных технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. Если ранее качество национальной транспортной системы определялось, главным образом, провозной и пропускной способностью, то в настоящее время она должна быть, кроме того, высокоэкономичной, в максимальной степени безопасной для природы и человека. Втягиваясь в глобализационный процесс, национальные транспортные системы для того, чтобы выдержать конкуренцию, будут вынуждены соответствовать международным нормам и критериям, в том числе и международным стандартам транспортной безопасности.
Все эти вопросы крайне волнуют специалистов и общество, порождают активные споры и дебаты вокруг системы обеспечения транспортной безопасности. Исключительная важность транспортной безопасности осознается на всех уровнях управления государством.
Согласно требованиям Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, развитие транспортной системы нашей страны должно быть нацелено на обеспечение максимальной безопасности, полный и опережающий учет международных требований в области безопасности перевозок с использованием формализованных критериев и оценок, в том числе принятых или разрабатываемых в международной практике.
В связи с изложенным ранее, в настоящее время в Российской Федерации уделяется приоритетное внимание разработке и реализации системы мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, под которой понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
Нужно заметить, что вопросы, связанные с необходимостью совершенствования законодательства в сфере транспортной безопасности и ее нормативно-правового обеспечения, находятся в фокусе пристального внимания представителей законодательных и исполнительных органов власти, транспортной сферы, экспертного и научного сообщества.
9 февраля 2016 года исполнилось ровно 9 лет с того момента, как в нашей стране был принят Федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ, в котором было закреплено понятие «транспортная безопасность» как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».
И вот уже 9 лет как не затихают жаркие дискуссии среди экспертного и научного сообщества относительно данного определения, которое подавляющее большинство специалистов трактуют как однозначную дефиницию понятия «транспортная безопасность» в контексте защищенности исключительно от так называемого «социогенного фактора» .
В частности, В.И. Красновский, председатель Правления Фонда «Транспортная безопасность», выступая в феврале 2007 г. на пленарном заседании VI Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте», особо подчеркнул: «Закон, который принят в Государственной Думе, учитывает лишь один вид угроз ─ социогенный, если говорить точнее, то это незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса. Такой подход к интерпретации понятия «транспортная безопасность”, на наш взгляд, не совсем правильный, о чем многократно на протяжении последних лет предупреждали и ученые, и общественность в лице Фонда «Транспортная безопасность” и Торгово-промышленной палаты. Общественная палата в прошлом году трижды обсуждала этот вопрос на своих заседаниях и приняла развернутое заключение о неправильности такого суждения понятия «транспортная безопасность”, и направила его в Госдуму. Фактически Дума проголосовала за закон «О борьбе с терроризмом на транспорте” или «О борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса”, назвать можно как угодно, но по содержанию это уж никак не за закон «О транспортной безопасности”» .
К сожалению, до сих пор остается правовая неопределенность в терминологии, связанной с обеспечением транспортной безопасности. Существует точка зрения, согласно которой даже само понятие «транспортная безопасность» в окончательном виде не сформулировано , несмотря на его законодательное закрепление. Так, с точки зрения Ю.В. Степаненко, «…законодатель использовал в наименовании закона предельно абстрактный собирательный термин, и тем самым ввел в нормативный оборот заведомо многовариантное понятие без раскрытия его сущности и точного содержания.
В отечественной литературе научного характера существует целый ряд терминов, в той или иной мере характеризующих понятие «безопасность» в транспортной сфере. Речь идет о таких терминах, как: «транспортная безопасность»; «безопасность на транспорте»; «безопасность транспорта» и т.д. Наибольшую популярность и законодательное закрепление в российской науке получило понятие «транспортная безопасность» (далее ─ транспортная безопасность, ТБ).
Надо признать справедливым тезис Ю.В. Трофименко, согласно которому принципиальным моментом в создании эффективной системы обеспечения транспортной безопасности в современной России является однозначное толкование термина «транспортная безопасность» .
Но при этом названный автор особо подчеркивает: «…даже с учетом того, что защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе в транспортной сфере, провозглашена в качестве приоритетной задачи, следует иметь в виду, что предотвращение террористических актов на транспорте и противодействие им ─ лишь часть проблемы обеспечения транспортной безопасности страны в целом. Поэтому в Государственной концепции обеспечения транспортной безопасности России, других документах последнего времени под термином «транспортная безопасность” понимается состояние транспортной системы, позволяющее обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, способность предотвращать нанесение вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, минимизировать общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности» .
В то же время нужно отметить, что предметом научных дискуссий является также и тезис о тождественности (разности) понятий «транспортная безопасность» и «безопасность на транспорте». Так, например, Ю.В. Степаненко пишет о том, что, если абстрагироваться от законодательных формулировок, то логика подсказывает, что термин «транспортная безопасность» тождественен термину «безопасность на транспорте» и так же охватывает все ее разновидности. Отказывать этим терминам в идентичности ─ все равно что, например, выяснять разницу между понятиями «правоохранительные органы» и «органы охраны правопорядка» .
На наш взгляд, в данном случае было допущено некорректное сравнение, поскольку в примере, приведенном Ю.В. Степаненко, во-первых, использованы два понятия, каждый из которых не является односложным. Дело в том, что понятия «правоохранительные органы» включают в себя следующие исходные понятия: право ─ охрана ─ органы, которые в своей совокупности и образуют «правоохранительные органы» (то есть, органы, осуществляющие правоохранительную деятельность»). Да, в этом случае, когда искомое понятие изначально идентифицируется, говоря иными словами, абсолютно детерминировано, оно, несомненно, будет тождественным своему «сиамскому близнецу» ─ понятию «органы охраны правопорядка».
А, во-вторых, при сравнении был использован родительный падеж ─ «органы охраны правопорядка». Если же следовать логике названного автора, то тогда нужно сравнивать не данную пару понятий: «транспортная безопасность» ─ «безопасность на транспорте», а другую связку: «транспортная безопасность» ─ «безопасность транспорта». Сравнение же последней четко показывает, что эта пара априори не является идентичной, поскольку термин «транспорт», в свою очередь, представляет собой полисемантичное понятие.
Автор настоящей публикации считает, что целесообразно привести сравнение другой пары понятий: «правовая система» и «система права», которая (при использовании родительного падежа) как раз и демонстрирует явную семантическую разность сравниваемых понятий. Ю.В. Степаненко отмечает, что «… в литературе встречаются и другие суждения на этот счет. Например, по мнению Н.К. Титовой, понятие «безопасность на транспорте” ассоциируется в основном с предотвращением террористических актов, в то время как транспортная безопасность ─ это и защита от любых форм криминального вмешательства в действия транспорта и в его инфраструктуру» .
Как видно из приведенной цитаты, Н.К. Титова считает, что понятие «транспортная безопасность» полностью укладывается в «прокрустово ложе» социогенного фактора, оставляя за его пределами природный и антропогенный факторы. На наш взгляд, рассматриваемые термины не являются тождественными друг другу, поскольку (исходя из особенностей русского языка) формулировка «на транспорте» в действительности означает «в сфере транспорта». И, как было показано ранее, если применить к связке «безопасность ─ транспорт» родительный падеж, то полученный тогда термин «безопасность транспорта» не будет тождественным термину «транспортная безопасность».
В частности, по мнению Б.Н. Дудышкина, термины «безопасность на транспорте» и «транспортная безопасность» имеют два разных смысловых значения. Так, в своей статье, посвященной правовым вопросам обеспечения безопасности на транспорте, не пишет о том, что «… обращает на себя внимание сочетание двух имеющих совершенно разное значение терминов: «транспортная безопасность” и «безопасность на транспорте”» .
Представляется, что в качестве косвенного доказательства разности рассматриваемых терминов вполне возможно привести тот факт, что проводимая на постоянной основе международная научно-практическая конференция, основной проблематикой которой является вопросы противодействия терроризму в сфере транспорта, называется «Терроризм и безопасность на транспорте». Кстати, уместно отметить, что в феврале текущего года состоялась юбилейная 15-я конференция, один из основных выводов которой заключается в том, что обеспечения требований транспортной безопасности в условиях экономической нестабильности становится все более затруднительным. В частности, при исполнении требований Федерального закона ФЗ-16 «О транспортной безопасности». Тем не менее, по мнению представителей экспертного сообщества, пути решения проблемы необходимо искать, и они, безусловно, есть.
Переходя к сравнительному анализу ряда определений понятия «транспортная безопасность», содержащихся в соответствующих научных публикациях и диссертационных исследованиях, необходимо особо подчеркнуть, что весьма важным является восприятие (трактовка) некоторыми авторами понятия «транспортная безопасность» в качестве той или иной категории.
Так, например, Ю.Ф. Голиусов относит транспортную безопасность к политической категории, считая ее «составляющей национальной безопасности». В своей докторской диссертации он пишет, что был уточнен и в значительной степени обновлен понятийный аппарат изучения национальной безопасности и ее транспортной составляющей, в частности, таких политических категорий, как «национальные интересы», «внутренние и внешние угрозы», «транспортная безопасность», «безопасность транспортной деятельности», «безопасность на транспорте».
По мнению В.Н. Салеева, транспортную безопасность следует отнести к категории экономической. В сущности, эту же концептуальную позицию В.Н. Салеева разделяет и Д.В. Карасев, который в своей кандидатской диссертации, посвященной разработке и реализации комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности транспортных систем, всесторонне анализирует взаимосвязь вопросов инновации и безопасности с механизмами адаптивного управления социально-экономическими системами. По мнению, указанного автора, «обеспечивая экономическую безопасность транспортных систем, можно добиться ускорения инновационного развития экономики России». Кроме того, он делает весьма важный вывод, согласно которому»…безопасность, эффективность и устойчивость представляют собой один синонимический ряд» .
В свою очередь, Ю.В. Степаненко и Л.А. Басыров трактуют понятие «транспортная безопасность» в качестве юридической категории.
Совершенно очевидно, что каждый из указанных авторов по-своему прав. Дело в том, что понятие «транспортная безопасность», на наш взгляд, представляет собой не «предельно абстрактный собирательный термин» и «многовариантное понятие», как это утверждает Ю.В. Степаненко, а понятие, несущее в себе синергетический потенциал, адекватно отражающее феномен транспортной безопасности, буквально «принизывающей» практически все сферы жизнедеятельности общества и государства.
Думается, что традиционный системный подход «не работает» в случае, когда речь идет о раскрытии сущности и содержания понятия «транспортная безопасность», поскольку «принцип матрешек» (определенный набор подсистем) здесь бессилен. Поясним на конкретном примере. Так, с точки зрения Ю.В. Трофименко, понятие «транспортная безопасность» охватывает не один, а целый ряд видов безопасности, среди которых:
▪ безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
▪ безопасность перевозок грузов, багажа;
▪ безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;
▪ экономическая (в том числе внешнеэкономическая) безопасность;
▪ экологическая безопасность;
▪ информационная безопасность;
▪ пожарная безопасность;
▪ санитарная безопасность;
▪ химическая, бактериологическая, ядерная и радиационная безопасность;
▪ мобилизационная готовность отраслей транспортного комплекса .
Совокупность приведенных «подвидов» транспортной безопасности, с нашей точки зрения, является не чем иным, как результатом субъективного восприятия. В реальности, большинство из них ─ самостоятельные виды безопасности, а транспортная безопасность «присутствует» в каждом из них, подобно воде, которая, являясь лучшим в мире растворителем, наличествует в любой органике, поскольку без воды последняя не может существовать. Безусловно, могут быть возражения против такой точки зрения, в том числе и в плане установления соотношения самостоятельного вида безопасности и транспортной безопасности. В таком случае мы можем пойти по пути, который отражен в древнем силлогизме про песчинку и кучу песка. Весь вопрос заключает в том, каким образом установить тот момент и пропорцию, когда и при которой куча песка становится равной песчинке.
К тому же, на наш взгляд, излишняя фрагментарность термина «транспортная безопасность» не содействует более глубокому пониманию рассматриваемого понятия, поскольку при этом происходит своеобразное «расщепление» транспортной безопасности на целый ряд ее «подвидов», которые, как было замечено, представляют собой итог субъективного восприятия. Кроме того, они имеют самостоятельный характер и являются предметами научного, методологического, экспертного и т.п. отдельных исследований.
В этой связи, представляется, что понятие «транспортная безопасность» целесообразно рассмотреть с позиций синергетики, творчески применив методологию последней в целях формирования динамической модели обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации в контексте современного этапа глобализации, порождающего все более изощренные вызовы для функционирования транспортной сферы. Однако это предмет отдельного научного исследования и объем настоящей публикации позволяет лишь обозначить данную проблематику, имеющую, на наш взгляд, довольно не плохие научные перспективы.
Таким образом, с точки зрения автора настоящей публикации, понятие «транспортная безопасность» синхронно является политико-экономической и правовой категорией. Думается, что на первый план все же должен быть вынесен политический аспект транспортной безопасности, так как она тесно увязана с обеспечением и защитой национальных интересов Российской Федерации, в том числе и геополитических интересов нашего государства (особенно с учетом фактора глобализации).
В этой связи целесообразно привести точку зрения Ю.Ф. Голиусова, в диссертационном исследовании которого была «углублена трактовка транспортной безопасности, понимаемой в широком смысле как фактор, способствующий реализации и защите национальных интересов России» . Как подчеркивает в своем диссертационном исследовании названный автор, «транспортный комплекс выступает системообразующим фактором экономики, основой хозяйственного (промышленного) освоения территории страны, составляющей свыше 17 миллионов квадратных километров. Она охватывает 11 часовых поясов. Для освоения такого пространства, его преобразования и жизнеобеспечения необходимы транспорт и дороги. Базовым понятием в данном случае становится «транспортная безопасность» как механизм (выделено мной ─ Н.Н.) обеспечения и реализации государственных, т.е. национальных интересов.
Более того, Ю.Ф. Голиусов, формулируя обобщенное собственное определение ТБ, пишет о том, что «с учетом многоуровневого определения экономической безопасности государства, транспортную безопасность России целесообразно рассматривать не с точки зрения защищенности транспорта (отраслевой подход), а с позиции геополитического подхода обеспечения государственных интересов. Следовательно, транспортная безопасность ─ это состояние защищенности стратегических коммуникационных ресурсов государства, посредством которых обеспечивается устойчивое функционирование и развитие российского общества в современных геополитических условиях и на длительную перспективу» .
Итак, понятие «транспортной безопасности» вполне возможно трактовать в широком и узком смысле. В широком смысле ─ в качестве фактора, содействующего реализации и защиты национальных интересов РФ, в том числе, и как одну из составляющих национальной безопасности, а в узком ─ как фактор, способствующий реализации и защиты интересов личности и общества.
Таким образом, анализируя определения транспортной безопасности, которые в своей работе сформулировал Ю.Ф. Голиусов и приведенные ранее, можно сделать важный вывод о том, что схематично базовые концепты таких дефиниций можно выразить в следующей своеобразной триаде: ТБ = Ф ─ М ─ С (где Ф – это фактор, М – механизм, С – состояние).
Совершенно очевидно, что фактор, механизм и состояние представляют собой ключевые (опорные) слова-концепты, выражающие личностное восприятие Ю.Ф. Голиусова понятия «транспортная безопасность» в процессе выработки авторских определений ТБ.
В свою очередь, П.Г. Белов пишет: «Безопасность транспортная ─ свойство (выделено мной ─ Н.Н.) человеко-машинной системы сохранять при функционировании такие состояния, при которых с высокой вероятностью исключаются техногенные происшествия, а ущерб от неизбежных энергетических и вредных материальных выбросов не превышает допустимого уровня» .
Как следует из приведенного определения ТБ, сформулированного П.Г. Беловым, автор трактует первую как состояние защиты от техногенного фактора, выделяя при этом опорное слово-концепт ─ «свойство» человеко-машинной системы, под которой подразумевает транспортный комплекс.
На наш взгляд, в данной связи целесообразно привести определение экономической безопасности транспортной системы, сформулированное Д.В. Карасевым. Дело в том, что, с точки зрения автора настоящей публикации, экономическая безопасность транспортной системы (далее ─ ЭБ ТС) является составной частью транспортной безопасности, если рассматривать ТБ в широком смысле этого слова. Д.В. Карасев считает, что ЭБ ТС представляет собой «… способность (выделено мной ─ Н.Н.) российской экономики устойчиво функционировать в процессе пространственного инновационного развития, в рамках национальной экономической стратегии, вне зависимости от дестабилизирующего воздействия факторов внешней и внутренней среды» .
Совершенно очевидно, что пространственное инновационное развитие не может быть осуществлено без поступательного и устойчивого развития транспортной системы страны. И в этом процессе значение транспортной безопасности трудно переоценить.
Таким образом, в результате анализа ряда определений понятия «транспортная безопасность» можно сделать важный вывод, что установленные в таких дефинициях слова-концепты («фактор», «механизм», «состояние», «свойство», «способность»), отражающие квинтэссенцию каждого конкретного определения ТБ, свидетельствуют о статическом характере рассмотренных определений. Именно данное обстоятельство, на наш взгляд, является тем препятствием, которое не дает в полной мере отразить всю совокупность составляющих национальной безопасности, имеющихся в понятии «транспортная безопасность».
Представляется, что транспортная безопасность ─ это постоянный процесс, включающий в себя не только состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, но и свойство сохранять такое состояние, а также непрерывный мониторинг, оценка степени уязвимости транспортного комплекса, осуществление упреждающих мероприятий, адекватных внешним и внутренним вызовам и угрозам.
Исходя из предложенного определения ТБ, автор данной публикации считает, что понятие «транспортная безопасность» целесообразно рассмотреть с позиций синергетики, творчески применив методологию последней для формирования динамической модели обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации в контексте современного этапа глобализации, порождающего все более изощренные вызовы для функционирования транспортной сферы.
В заключение следует сформулировать вывод обобщающего плана, согласно которому понятие «транспортная безопасность» одновременно представляет собой политико-экономическую и правовую категорию. Представляется, что на первый план должен быть вынесен политический аспект транспортной безопасности, поскольку она тесно увязана с обеспечением и защитой национальных интересов России, в том числе и геополитических интересов нашего государства.
Литература
- Белов П.Г. Методологические основы обеспечения транспортной безопасности. ─ URL: transafety.ru
- Войтенко В.П. Совершенствование законодательства в сфере транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. ─ ─ № 1. ─ С. 13 – 15.
- Голиусов Ю.Ф. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России (евразийский аспект): автореф… д-ра полит. наук. ─ М., 2010.
- Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России (разработана Минтрансом России). 2006. ─ URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=899219 (дата обращения ─ 15.02.2016).
- Дудышкин Б. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. ─ 2008. ─ № 4. ─ С. 56 – 58.
- Карасев Д.В. Разработка и реализация комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности транспортных систем: автореф… канд. экон. наук. ─ СПб, 2013.
- Красновский В.И. Укрепление транспортной безопасности ─ дело всего общества // Терроризм и безопасность на транспорте. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 7 февраля 2007 г. / Под. ред. В.П. Войтенко, В.И. Красновского. ─ М., 2007. ─ С. 19 – 23.
- Лямов Н.С. Нормативно-правовое обеспечение транспортной безопасности: проблемы, тенденции, перспективы // Транспортная безопасность и технологии. ─ 2010. ─ № 1. ─ С. 16 – 17.
- Мальцев Ю.А. Безопасность движения на автомобильных дорогах ─ составляющая безопасности государства // Транспорт Российской Федерации. ─ 2007. ─ № 8. ─ С. 70 – 73.
- Махонько В.П. Комплексный подход к нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности // Национальные приоритеты России. Серия 1 «Наука и военная безопасность». ─ 2015. ─ № 2 (2). ─ С. 5 – 8.
- Муратов В.П. Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования антитеррористической защищенности в сфере транспорта // Противодействие терроризму. Проблемы ХХI века ─ Counter-Terrorism. ─ 2011. ─ № 1.
- Николаева Н.В. К вопросу об обеспечении транспортной безопасности // Терроризм и безопасность на транспорте. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции,
7 февраля 2007г. / под ред. В.П.Войтенко. ─ М., 2007 – стр.268
В этой связи еще раз уместно напомнить, что законодательно закрепленная на данный момент дефиниция ТБ в Федеральном законе «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ, характеризует транспортную безопасность как «состояние (выделено мной ─ Н.Н.) защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». См.: Пункт 10 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (с изменениями и дополнениями от: 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 февраля, 18 июля 2011 г., 23 июля 2013 г., 3 февраля 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г.). ─ URL: http://base.garant.ru/12151931/ (дата обращения ─ 20.02.2016).
Аварийно опасные химические вещества – опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях;
Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
Внешний нарушитель – нарушитель, не попадающий в определение «Внутренний нарушитель»;
Внутренний нарушитель – нарушитель из числа персонала ОТИ или ТС или лицо имеющее право доступа в зоны безопасности и/или в/на критический элемент без сопровождения;
Зона транспортной безопасности (далее — зона безопасности) – часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, проход в которую осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) в соответствии с установленным порядком
Зона транспортной безопасности (по виду транспорта) (далее — зона безопасности (по виду транспорта) — часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства данного вида транспорта, на которой реализуются мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана транспортной безопасности данного ОТИ или ТС;
Зона уязвимости — область (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) прилегающая к объекту транспортной инфраструктуры или область нахождения транспортного средства, на которой мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ или ТС или аналогичные им не реализуются;
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
Категория объекта транспортной инфраструктуры – результат комплексной оценки объекта, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Категория транспортного средства – результат комплексной оценки транспортного средства, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее — критический элемент) — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;
Модель нарушителя — совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства;
Нарушитель — лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, в том числе с использованием транспортного средства;
Непосредственная угроза — совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта;
Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
Обманное проникновение — обманная тактика действий нарушителя, включающая попытки нарушителя создать видимость санкционированных действий, характерных для обыкновенных для исполнения функций, обман персонала ОТИ или ТС и/или сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, использование чужих или поддельных документов, ключей, идентификаторов личности. Может применяться на различных этапах скрытого или открытого проникновения;
Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
Опасные грузы — вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению, заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах железнодорожного транспорта;
Оружие массового поражения — оружие, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на большой площади. Поражающие факторы оружия массового поражения, как правило, продолжают наносить урон в течение длительного времени. Включает бактериологическое, химическое и ядерное оружие;
Осведомленность (нарушителя) – совокупность знаний нарушителя об инженерно-технических системах, инженерных сооружениях и технических средствах обеспечения транспортной безопасности, регламентах технического обслуживания ее элементов, тактике действий сил транспортной безопасности и их возможностях;
Факторы уязвимости ОТИ или ТС – конструктивные особенности ОТИ или ТС, особенности характера их эксплуатации или свойства элементов системы мер обеспечения ТБ, которыми может осознано воспользоваться нарушитель при совершении АНВ.
Открытое нападение – насильственная тактика действий нарушителя — нападение с применением насилия по отношению к людям и повреждением инженерно-технических средств, характеризующееся применением максимального количества вооружения и спецсредств;
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
Персонал – совокупность работников всех юридических лиц, а также физические лица, осуществляющие деятельность на территории объекта транспортной инфраструктуры или на транспортном средстве.
Подготовленность (нарушителя) – совокупность приобретенных навыков и качеств нарушителя, способствующих достижению им цели АНВ. Подготовленность нарушителя также отражает уровень полученной подготовки (тренировки) по применению специальных средств оснащения или оружия, на схожем объекте или его полномасштабном макете, аналогичным избранным для совершения АНВ;
Пользователи – физические лица, нахождение которых на территории объектов транспортной инфраструктуры или на транспортном средстве связано с приобретением товаров, получением услуг и/или не связано с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Посетители объекта транспортной инфраструктуры – физические лица, нахождение которых на территории объекта транспортной инфраструктуры не связано с получением услуг транспортной перевозки или с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Потенциальная угроза — совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Прямая угроза — совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, являющиеся источниками ионизирующего излучения;
Силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности;
Скрытое проникновение — тактика действий, при которой нарушитель стремится остаться невыявленным на всех этапах совершения АНВ; характеризуется стремлением нарушителя преодолеть максимальное количество рубежей охраны без обнаружения, совершить АНВ и, по возможности, совершить отход; в случае обнаружения возможно изменение тактики;
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
Стрелковое оружие — ствольное оружие для стрельбы пулями или другими поражающими элементами. В зависимости от источника энергии для метания поражающего элемента различают огнестрельное, пневматическое, механическое и электрическое стрелковое оружие.
Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
Тактика действий (нарушителя) – способ реализации вида угрозы при совершении АНВ. Открытое нападение. Скрытое проникновение. Обманное проникновение;
Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
Транспортная функция – перевозка пассажиров, багажа, грузов, почты и запасов от места отправки к пункту конечного назначения/транзита, а также обеспечивающие ее мероприятия;
Транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;
Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;
Тяжелое оружие — боевые и военные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины, созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания, противовоздушные, противотанковые и иные системы дистанционного поражения целей, огнестрельное оружие калибров крупнее 12 мм;
Угроза – возможность совершения акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Ядовитые вещества – вещества, способные вызывать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь и (или) контакте с кожей.
Транспортная безопасность
Федеральный закон от 02.08.2019 N 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортой безопасности»
Федеральный закон РФ от 02.12.2019 № 415-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.3 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
Приказ Минтранса России от 26.02.2019 № 58 «О внесении изменений в Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34, и в Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87»
Письмо Росавиации от 10.10.2018 №Исх-25548/06
Постановление Правительства РФ от 14.09.2020 № 1421 «Об утверждении Правил установления границ и конфигурации (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры»
Постановление Правительства РФ от 01.08.2020 № 1157 «О воздушных судах авиации общего назначения, относимых к транспортным средствам в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности»
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»
Постановление Правительства РФ от 21.11.2019 № 1483 «О внесении изменений в Положение о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 15.08.2018 № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве»
Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»
Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»
Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 №1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта»
Приказ Минтранса России от 28.08.2014 №234 «Об утверждении перечня отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем»
Приказ Минтранса России от 21.08.2014 №231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта»
Приказ Минтранса России от 23.07.2014 №196 «Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта»
Приказ Минтранса России от 31.07.2014 №212 «Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»
Приказ Минтранса России от 06.05.2013 N 171 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»
Приказ от 6 марта 2013 г. № 73 «Об утверждении административного регламента федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»
Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»
Приказ Минтранса РФ N 52, ФСБ РФ N 112, МВД РФ N 134 от 05.03.2010 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»
Приказ Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»
Протокол от 28.10.2013