Какие налоги платят банки

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Налогообложение банковских операций осуществляется согласно НК РФ, Федеральному закону от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Стабилизацию экономической политики, основанную на рыночных отношениях, обусловливает необходимость использования государством экономических инструментов регулирования экономики. К основным инструментам относится налоговая политика. Налогообложение банков занимает особое место в денежно-кредитной политике государства.

Налоговое регулирование банковской деятельности создает макроэкономическое равновесие, обеспечивающее стабильное развитие банковской системы страны, с одной стороны, перераспределяет денежные средства с одних субъектов хозяйства в другие на микроуровне, с другой стороны.

К основным налогооблагаемым операциям коммерческих банков относятся:

  • — кредитные операции;
  • — операции с ценными бумагами;
  • — валютные операции;
  • — операции с драгоценными металлами и камнями;
  • — трастовые (доверительные) операции;
  • — другие комиссионно-посреднические операции и услуги (сделки).

Как и все субъекты хозяйства, коммерческие банки платят обязательные налоги:

  • — НДС;
  • — налог на прибыль;
  • — налоги, включаемые в расходы банка.

Налог на добавленную стоимость. Операции и услуги реализуются банками по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС. Банковские операции, за исключением операций по инкассации, освобождаются от НДС.

Не облагаются НДС следующие банковские операции:

  • — привлеченные денежные средства юридических и физических лиц во вклады;
  • — кредитные операции;
  • — открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
  • — осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
  • — кассовое обслуживание клиентов банка;
  • — купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
  • — привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и камней;
  • — выдача банковских гарантий.

От НДС не освобождаются следующие банковские сделки (услуги):

  • — выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих выполнение обязательств в денежной форме;
  • — приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • — доверительные операции;
  • — осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • — предоставление в аренду юридическим и физическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • — лизинговые операции;
  • — оказание консультационных и информационных услуг.

От НДС также освобождены операции банка, связанные с обращением денежных знаков, являющихся законными платежными средствами (кроме нумизматических монет), а также операции с ценными бумагами (кроме брокерских и других посреднических услуг). Операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг облагаются НДС.

Налог на прибыль. К плательщикам налога на прибыль банков относятся коммерческие банки (их филиалы), имеющие отдельный баланс и счет; банки, получившие лицензию Банка России, Банк внешней торговли, Сбербанк России, специализированные банки, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Банка России. Не являются плательщиками налога ЦБ РФ и его учреждения, предприятия, выполняющие банковские операции и сделки, не требующие получения его лицензий, консорциумы, ассоциации и иные объединения банков, образованные с целью координации деятельности.

Налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль исчисляется за счет уменьшения суммы доходов (без учета НДС) на сумму расходов, включаемых в себестоимость оказываемых услуг. Полученная разница уточняется на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты деятельности.

Номенклатура доходов и расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль, в целом соответствует составу доходов и расходов банка.

В соответствии с положением Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» при расчете налога на прибыль не уменьшают налогооблагаемую базу отчисления в резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности:

  • — относящейся к первой группе риска и под учтенные банком векселя;
  • — по ссудам, выданным под гарантию Правительства РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и (или) поручительство Минфина России;
  • — по кредитам, не имеющим обеспечения, кроме МБК депозитов.

Непосредственно к финансовым результатам относятся следующие виды доходов:

  • — дивиденды и проценты, доходы от долевого участия (облагаются налогом у источника их выплаты);
  • — положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, включая нереализованные курсовые разницы по открытой валютной позиции;
  • — присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки, доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков;
  • — суммы, поступившие от работников банка в возмещение убытков и расходов, понесенных банком по их вине;
  • — прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • — доходы от реализации банком залога и заклада;
  • — возврат клиентами кредитов, ранее списанных в убытки банка;
  • — другие доходы от операций, непосредственно не связанных с банковской деятельностью, включая доходы от реализации принадлежащих банку основных средств и иного имущества.

Расходы и потери банка составляют:

  • — местные налоги и сборы, относимые на финансовые результаты в соответствии с законодательством;
  • — присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций (кроме сумм, внесенных в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством), а также расходы по возмещению причиненных банком убытков клиентам;
  • — не компенсированные за счет резерва на возможные потери по ссудам убытки от списания дебиторской задолженности индивидуальных заемщиков, по которой срок исковой давности истек, и другие виды, нереальные для взыскания;
  • — убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;
  • — некомпенсированные потери от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий;
  • — отрицательные курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные отрицательные курсовые разницы по открытой валютной позиции;
  • — убытки, понесенные банком по фальшивым авизо;
  • — судебные издержки и арбитражные расходы;
  • — убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены (просчеты, хищения, растраты по кассовым операциям, кроме валютных операций);
  • — убытки по иностранным операциям и валютным ценностям;
  • — принятые неплатежные и фальшивые денежные билеты;
  • — хищения, растраты и другие злоупотребления по инкассации и перевозке ценностей и по прочим операциям;
  • — утрата ценностей при пересылке;
  • — суммы, выплаченные по претензиям клиентов.

Операции банков с ценными бумагами. Коммерческие банки получают разнообразные доходы от своей деятельности на фондовом рынке.

В состав доходов, полученных от операций с ценными бумагами, входят:

  • — процентные доходы по долговым обязательствам (облигациям, векселям);
  • — доходы от перепродажи и переоценки ценных бумаг;
  • — дивиденды и комиссии, полученные по операциям с ценными бумагами.

Суммы начисленных и уплаченных процентов по собственным долговым обязательствам, выпушенным банком (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя), а также суммы отрицательной разницы (дисконта) между ценой реализации и номиналом обязательства включаются в состав расходов банка при исчислении налогооблагаемой базы налога на прибыль в размере ставки рефинансирования плюс 3%.

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается бан-ками-эмитентами с номинальной суммы выпуска в размере 0,3%. В случае отказа от регистрации эмиссии налог не возвращается. Налог на операции с ценными бумагами уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка.

Если при формировании уставного капитала банк реализует собственные акции по цене выше номинала, возникающая разница рассматривается как добавочный капитал и не включается в доход банка, подлежащий налогообложению. Расходы по организации выпуска ценных бумаг, в том числе расходы по подготовке проспекта эмиссии, изготовлению бланков, относятся на расходы банка.

Дивиденды выплачиваются собственникам акций банка за счет чистой прибыли после уплаты налогов. В срок 10 суток после объявления размера дивидендов банк должен представить в налоговые органы расчет по налогу на дивиденды, а в последующие пять суток — уплатить этот налог.

По ценным бумагам, приобретенным банком, положительные курсовые разницы от их реализации включаются в состав доходов банка, а отрицательные — в состав расходов.

Полностью освобождены от налогов следующие виды доходов банков по операциям с государственными ценными бумагами:

  • — доходы банка, полученные за работу в качестве посредника по размещению (продаже первым владельцам) государственных ценных бумаг;
  • — проценты, полученные по государственным ценным бумагам;
  • — суммы разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций с учетом переоценки, включая вторичный рынок.

Доходы, получаемые банками в виде процентов и дивидендов по прочим ценным бумагам (акциям, облигациям, депозитным сертификатам и процентным векселям), облагаются у источника этих доходов по ставке 15% годовых.

В состав доходов, полученных по операциям с иностранной валютой и валютными ценностями, входят:

  • — комиссия по обменным операциям и по операциям на валютных биржах;
  • — доходы от переоценки валюты;
  • — доходы от операций с драгоценными металлами.

Все указанные виды доходов включаются в состав доходов при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль. Доходы в валюте подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях, и пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на день получения доходов.

Банки также уплачивают членские взносы биржам и комиссионные посредникам на фондовом и валютном рынках.

Помимо перечисленных банки платят в федеральный и местные бюджеты другие налоги и сборы: налог на рекламу, сбор за парковку автомобилей, за уборку территории населенных пунктов и др.

Одна из главных функций налоговых органов — контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью данным органам предоставлен ряд полномочий по контролю за совершением налогоплательщиками операций по банковским счетам и вкладам. Объем этих полномочий различен по отношению к налогоплательщикам банка.

Кроме поступления налогов от банковской деятельности, налоговые органы, контролирующие банки, интересуют:

  • — сведения об открытии (закрытии) счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, которые банки представляют в налоговые органы в соответствии со ст. 86 «Банковские счета» НК РФ;
  • — сроки исполнения платежных поручений клиентов на перечисление налогов и инкассовых поручений налоговых органов (в соответствии со ст. 60 НК РФ банку на это дается один операционный день, следующий за днем получения поручения);
  • — своевременное исполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам организаций и др.

Особое место в налоговом законодательстве отведено ответственности коммерческих банков за нарушение налоговых обязанностей. В частности, если банк открывает счет налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам этого лица и налагает на коммерческий банк штраф в соответствии с НК РФ. Если банк совершил действия по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы налогов. В том случае если у банка имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а банк исполнил его поручение на перечисление средств с этого счета, то это влечет взыскание штрафа с банка в размере 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика.

Неисполнение банком в установленный срок инкассового поручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пеню, влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Так же, как и с налогоплательщика, взыскание налоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда.

Полномочиями по проведению проверок, связанных с перечислением платежей в бюджет и внебюджетные фонды, помимо налоговых органов обладают органы федерального казначейства и пенсионного фонда.

  • См.: СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3413.
  • См.: Казимагомедов А.А., Абдулсаламова А.А. Налогообложение доходов коммерческого банка // Материалы III Всероссийской научной конференции (Ставрополь, СевКавГТУ, 19—23 декабря 2011). Ставрополь, 2011.
  • См.: Вестник Банка России. 2006. № 26.
  • См.: Казимагомедов Л.Л., Сурхаев Р.Р. Порядок налогообложения доходов коммерческого банка, полученных от операций с ценными бумагами // Материалы III Всероссийской научной конференции (Ставрополь, СевКавГТУ, 19—23 декабря 2011). Ставрополь, 2011.
  • См.: Казимагомедов Л.Л. Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения // Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе: проблемы разных уровней: материалы Всерос. науч,-практ. конф. Махачкала, 2015. С. 175—178.

Особенности налогообложения банков в российской федерации

Дружинина Людмила Леонидовна,
старший преподаватель кафедры экономики и финансов, ЧОУ ВПО «Омская Юридическая Академия», г. Омск

Огромная роль в налоговой системе страны принадлежит банковскому сектору, который аккумулирует основную часть кредитных ресурсов. Банковская система является важной составляющей, без которой не представляется возможным существование рыночной экономики. Банки играют важную роль и занимают особое положение в экономической системе и налоговом администрировании России. Кроме того баки по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупнейших налогоплательщиков. В настоящее время в Российской Федерации не существует каких либо специальных налогов, уплачиваемых банками, или налоговых режимов, применяемых ими. Банки уплачивают налоги в том же порядке, как и другие налогоплательщики. Однако специфика банковской деятельности предопределяет некоторые особенности налогообложения, определения налоговых баз и предоставления льгот по налогам.

Так, например по налогу на прибыль для банков конкретизируются доходы и расходы с учетом особенностей, характерных для банковской деятельности.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, банки в числе доходов, указанных в ст.ст.249 и 250 НК РФ, учитывают доходы, указанные в ст.290 НК РФ, которые являются характерными конкретно для банков.

Полученные доходы банки уменьшают на сумму произведенных расходов ст.ст. 254-269 НК РФ, кроме того учитываются расходы ст.291 НК РФ.

В настоящее время одной из проблем является вопрос отнесения доходов (расходов) банков к доходам (расходам) от реализации или внереализационным , относящимся или не относящимся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Существует и ведется значительное количество споров по данному вопросу, связанному с несогласием банков с содержанием и трактовкой различных расходов. Причиной является то, что ст.ст.290 и 291 НК РФ не конкретизируют то, какие доходы и расходы для банков являются доходами от реализации, а какие –внереализационными. Ввиду этого возникают вопросы, к какому виду следует относить для налогообложения прибыли доходы и расходы, а от указанной классификации во многом зависит правильность определения прибыли.

Например, согласно ст.265 НК РФ, часть рекламных расходов относится на расходы при определении прибыли в размере, который не превышает 1% выручки от реализации, а не внереализационных расходов.

Другой важной особенностью обложения налогом на прибыль организаций, установленной в ст.273 НК РФ, является порядок признания доходов и расходов, согласно которому банки не имеют право на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Таким образом, банки не вправе применять метод начисления. Для банков, как особой группы налогоплательщиков, предусмотрено также создание дополнительного резерва- на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, в том числе по межбанковским кредитам и депозитам. Суммы отчислений в резерв, согласно п.2ст.292 НК РФ, банк вправе включать (учитывать) в состав внереализационных расходов, с учетом нормативов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в резерв формируются в соответствии с Положением банка России от 26 марта 2004г. №254-П «О Порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Создание резерва обусловлено тем, что наряду с существующими для банков рисками, государство заинтересовано в устойчивой банковской системе.

Однако государство выполняет регулирующую функцию, оказывает влияние на кредитную деятельность банков, устанавливая ограничения по включению в резервы на возможные потери по ссудам. Данное положение позволяет определенным образом оптимизировать налогообложение банков в рамках действующего законодательства. Трудоемкость определения налога на прибыль и его контроля обуславливает то, что данный налог является одним из важнейших налогов, который уплачивают банки. Значение данного налога обуславливается тем, что налог на прибыль оказывает наибольшее влияние и воздействие на процесс, и результаты коммерческой деятельности банков.

Особенности порядка исчисления и уплаты банками и иными кредитными организациями НДС регламентируется Главой 21 НК РФ. В банках НДС облагается небольшая часть услуг. Большинство финансовых услуг, в том числе банковских освобождены от обложения НДС. Это связано с тем, что добавочная цена в банковской услуге отсутствует, поскольку не зависит от оплаты труда банковских работников, амортизации и других показателей. На уровень тарифов по банковским операциям оказывают влияние кредитные, процентные и валютные риски, а также большая конкуренция в сфере банковской деятельности. В отношении порядка налогообложения банков НДС предусматривается две основные обязанности:

  1. Банк имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст.149 НК РФ;
  2. Банкам предоставлена возможность применять способ входного НДС, который не предусмотрен для других налогоплательщиков. Ст. 149 НК РФ установлены банковские операции, которые не подлежат налогообложению НДС и на осуществление которых требуется лицензия Банка России. Несмотря на то, что Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. №395-1 инкассация отнесена к числу банковских услуг, в соответствии с НК РФ данная операция является исключением и подлежит обложению НДС, поскольку перевозка денежных средств имеет реальную стоимость, являющуюся объектом налогообложения по НДС. Однако зачастую объемы данного налога у банков составляют значительные величины, т.к. многими банками наряду с операциями . освобождаемыми от НДС, оказывается большой объем операций и услуг, не относящихся к числу характерных конкретно для данных субъектов экономики, и которые подлежат обложению данным налогом. Например, агентские операции, такие как доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами. Операции по реализации имущества, операции лизинга, факторинга, форфейтинга облагаются НДС.

Другой способ учета входного НДС на основании п.5 ст. 170 НК РФ вправе применять банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды. Банки имеют право на списание входного НДС в качестве затрат по налогу на прибыль, как самостоятельный вид прочих расходов. Поскольку данный способ является правом, а не обязанностью банков, они могут выбрать наиболее удобный метод и отразить в учетной политике .

Глава 30 НК РФ устанавливает общие правила исчисления налога на имущество организаций для всех плательщиков налога, в том числе и для банковского сектора экономики. Налоговая база исчисляется по банку в целом, но имеются случаи, когда налоговая база и сумма налога рассчитывается отдельно. Например, в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения банка, имущества каждого отдельного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, каждого объекта недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения банка или обособленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранного банка. Если указанные объекты находятся в разных субъектах РФ, имущество может облагаться по разным ставкам.

Реформирование налоговой системы продолжается, однако все еще остаются проблемы, связанные с налогообложением банковской деятельности.

В современных экономических условиях приоритетным является построение эффективной и стабильной системы налогообложения банков, направленной на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, сохранение данных субъектов экономики в качестве одних из крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающих доходность бюджетов разных уровней страны.

Список литературы:

  • Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации/ под ред. Дадашев А.З./ М.: Книжный мир, 2012.- 88с.;
  • Белецкий М.В. Новое в налогообложении коммерческих банков// Финансы.-2014.- № 2.;
  • Лермонтов, Ю.М Доходы в целях исчисления налога на прибыль: арбитражная практика. // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке / Ю.М. Лермонтов. – 2013. — №11. – С. 16-19.;
  • Лермонтов, Ю.М. Выработка банком эффективной налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке / . – 2014. — №12. – С. 33-37.
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Протасова Д.С. 1 1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) В данной статье ведется изучение вопросов об уплате налогов банками, отношений банков с налоговыми инстанциями, а также, механизма урегулирования работы банков. На сегодняшний день в экономике рыночной направленности, банковская система – это самый главный элемент сформированной структуры отношений экономического характера. Без банков, которые являются неотъемлемой составной частью экономики, ее просто не будет существовать. В налоговой системе РФ, коммерческие банки – это одни из наиболее крупных инвесторов в финансовый сектор экономики. В условиях нынешнего экономического кризиса, наблюдается снижение финансовой стабильности и доходности банков, что говорит о необходимости мониторинга экономических отношений, связанных с стабильностью не только коммерческого банка, но и самого государства. По этой причине, сегодня очень актуален вопрос о том, насколько важно и нужно провести оптимизацию уплаты налогов коммерческими банками. 1450 KB коммерческие банки механизм регулирования работы коммерческих банков экономика налоговая система 1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9-16. 2. Киктенко А.Н., Ворожбит О.Ю. Интернет-банки в России: проблемы и перспективы // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – № 1. – С. 127-133. 3. Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 127-135. 4. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – № 9-1. – С. 94-99. 5. Копылова Г.А., Конвисарова Е.В. Анализ услуг Сбербанка России по депозитным вкладам физических лиц // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 2 (29). – С. 22-30. 6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ 7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» От 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 05.04.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс» / Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/popular/bank/ 8. Banking Corporation Tax (BCT) – Электронные текстовые данные – Режим доступа. – URL:http://www.nyc.gov/html/dof/html/business/banking.shtml

В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц .

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов .

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета .

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году .

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми .

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

Библиографическая ссылка

Протасова Д.С. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4. – С. 757-760;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9692 (дата обращения: 11.01.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 «Международный студенческий научный вестник» ИФ РИНЦ = 0.336 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Оставьте комментарий