Какой штраф за

Как Вы знаете, водитель обязан при себе иметь водительское удостоверение, регистрационные документы на авто или прицеп, полис ОСАГО и так далее. По требованию сотрудника ГИБДД водитель должен предоставить все необходимые документы.

Таким образом, за езду без прав и других необходимых документов (полис ОСАГО, ПТС) налагается штраф в размере 500 рублей или можно отделаться предупреждением. Если вдруг собственник решил дать порулить другому лицу у которого при себе нет документов — штраф 3000 руб.

Для водителей такси, штраф за отсутствие разрешения на этот вид деятельности составляет — 5000 рублей.

За езду для тех, у кого в принципе нет прав, положен штраф — от 5000 до 15000 рублей. Если водитель был лишен прав, то за такую езду, штраф — 30000 рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. А если водитель решил дать порулить лицу, у которого вобще нет прав или он был лишен их, то ему грозит штраф в 30000 рублей.

Текст статьи 12.3, 12.7 КоАП.

Статья 12.3 Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

Предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

  • Наказание за езду без документов на машину – ч. 1 ст. 12.3 КоАП

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного «частью 2 статьи 12.37» настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов.

Предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

  • Наказание за езду без прав – ч. 2 ст. 12.3 КоАП
  • Наказание за отсутствие при себе полиса ОСАГО – ч. 2 ст. 12.3 КоАП

2.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Штраф на водителя в размере 5000 рублей.

3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им.

Штраф в размере 3000 рублей.

  • Наказание за передачу управления, водителю без прав при себе– ч.3 ст. 12.3 КоАП

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды).

Штраф в размере от 5000 до 15000 рублей.

  • Наказание за езду без прав – ч.1 ст. 12.7 КоАП

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами.

Штраф в размере 30000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.

  • Наказание за езду, если был лишен прав – ч.2 ст. 12.7 КоАП

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права.

Штраф в размере 30000 рублей.

  • Передача управления автомобилем водителю без прав – ч.3 ст. 12.7 КоАП

Популярные вопросы от читателей про отсутствие документов и прав.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, что будет если меня остановят на машине, на которую нет документов. У меня нет прав.

Машину заберут на штрафстоянку, проверят на угон. Вам будет грозить штраф от 5000 до 15000 рублей.

Скажите пжста, если я собственник авто, машина новая все доки в порядке, но я забыла водительское и находятся они за 1000 км, какой штраф мне грозит?

Вам будет грозить штраф в размере 500 рублей или предупреждение.

Здравствуйте! У меня вот такой вопрос..У отца есть мотоцикл, документы все в порядке, полис единый, права у отца есть..А что будет, если я возьму все документы и поеду кататься,(прав у меня вообще никогда не было) меня поймает инспектор, что мне грозит?

Вам будет штраф от 5000 до 15 тысяч рублей. Вашему отцу, если он дал согласие покататься — 30 000 рублей штрафа.

У меня есть мот. Ни прав ни доков. какой штраф? мотоцикл ваще даже без шильдика какой штраф?

Штраф от 5 до 15 и увезут ваш мот на штрафстоянку.

У меня есть машина, которая оформлена на меня, но у меня еще нет прав, я еще учусь в автошколе. Если я буду управлять автомобилем без прав, могут ли меня заранее лишить прав, если нет, то какое наказание и отправят ли машину на штраф стоянку?

Штраф будет от 5000 до 15 тысяч рублей и эвакуация автомобиля на штрафстоянку, а это еще дополнительные расходы.

Моя супруга собственница тс, но без водительского удостоверения, если она за управлением тс какой штраф и какие последствия?

Штраф от 5 до 15 и эвакуация автомобиля.

У МУЖА НЕТ ПРАВ ВООБЩЕ А МАШИНА НА МНЕ, КАКОЙ ШТРАФ, ЕСЛИ ОСТАНОВЯТ МУЖА БЕЗ МЕНЯ, МАШИНА ЖЕ НЕ В УГОНЕ И Я НЕ ЗНАЛА ЧТО ОН ПОЕДЕТ?

Ему будет штраф от 5 до 15 и эвакуация автомобиля. Забрать машину должен будет человек с правами.

Здравствуйте! Лешен прав машина на жене. В страховке вписан, если остановят, то штраф ей и мне будет?

Вам будет грозить одно из трех: штраф в размере 30000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.
Вашей жене выпишут штраф в размере 30000 рублей, если будет доказано, что она знала об отсутствии у вас прав.

А если забыл документы дома? Вот отдала свою машину маме, ее права у нее с собой, а СТС и страховка остались дома. Кому штраф-то? И что будет, если документы подвезут на место в случае остановки сотрудниками ДПС.

Предупреждение или штраф в размере 500 рублей и эвакуация на штрафстоянку. Если подвезут документы до приезда эвакуатора, то не уедет туда машинка.

А арест либо штраф, это решает суд, либо нарушитель может выбрать?? (при том, что водитель был лишен прав)

Естественно суд решает, а не водитель думает, что бы себе назначить)))

Сколько будет штраф за то, что управлял транспортным средством несовершенно летний?

От 5 до 15 и на комиссию родителей.

Если я забыл документы дома, но могу предоставить через 5-10 минут. Инспектор должен давать время?

На его усмотрение.

Добрый день…Вот если я никогда не получал права в жизни…и меня поймали..с доками на машину все в порядке..что следует ждать? и какие есть варианты договориться может?

Доброго дня! Ничего хорошего ждать не стоит. Штраф от 5 до 15, эвакуация и штрафстоянка.

Подскажите пожалуйста, есть машина, все документы в порядке, оформлена на меня…но на права я еще не доучился ….если я поеду и меня тормознут , заберут машину или только штраф ??

Машину заберут и выпишут штраф от 5 до 15 тысяч.

Здравствуйте, скажите пожалуйста, что будет, если я дала машину своей подруге, а она без прав, но сдала на них и только ждет 18, что бы ей выдали права. Что нам за это будет, если нас поймают конечно?!:)

Доброго дня! От 5 до 15 ей и 30 вам. Итого, можно влететь на 45 тысяч рублей штрафа.

Мне 17 лет, если родители дадут машину покататься с друзьями, какой пункт статьи 12.7 будет? 1 или 3?

Лучше идите в автошколу. Вам ч.1, а родителю ч.3 и на комиссию.

Уже закончил обучение в автошколе, но до получения прав еще полгода, скажите, могу ли я управлять тс в присутствии водителя со стажем более 10 лет? И вообще могу ли? Какие наказания за это могут быть? Заранее спасибо.

Какая разница сколько у водителя стаж, нет прав сиди на пассажирском. И пока и потом, такого не будет. Штраф от 5000 до 15 для водителя и 30 тому, кто передал руль.

На какой срок лишают права вождения за езду на авто при полном отсутствии прав?

Чего лишать, если их нет. Штраф будет и эвакуация.

Если миня поймали на мотоцыкле 1 раз без прав и документов и я был пян какой будет штрав?

Когда протрезвеете, посмотрите в протокол, там все написано.

Ловили два раза без прав один и второй раз назначен штраф по 5 тыс рублей и 7 тыс рублей , что будет если поймают 3 раз ?))

Хорошо, если бы арест, но потолок 15. Когда сумма штрафов превысит стоимость машины, наверно, пойдете учиться в автошколу)))

Доброго времени суток. Скажите пожалуйста, какое самое серьезное наказание (фактически) может быть применено к водителю, управляющему транспортным средством со всем пакетом необходимых документов включая страховку, в которую он вписан и не имея при себе водительского удостоверения? И как вообще проверяется «на месте» наличие его у водителя и действительность? Спасибо.

Доброго утра. Предупреждение или штраф 500 рублей. Как вы понимаете, на водительском удостоверении есть серия и номер и ФИО. Связался с дежуркой и дали данные. Делов на пару секунд.

Здравствуйте, отучился на категорию «В» год назад и сдал в автошколе, сдал в ГИБДД месяц назад, но права получу (заберу) только осенью, когда исполнится 18. Какие наказания мне грозят, если буду ездить на отцовской машине? P.S. Понимаю, что езда без прав, но может это чем-то отличается.

Ничем не отличается и вы нанесете отцу финансовый ущерб и это в лучшем случае, а в худшем — молодые люди у нас жутко аварийно-опасны.

Здравствуйте у меня такой вопрос. у меня есть права но нет документов на машину, что мне будет если я попадусь?

Штраф 500 рублей, эвакуация и водителя в отдел для выяснения.

Если есть документы на авто, сдан на отлично экзамен на право управления ТС, несовершеннолетний (17 лет), какое предусмотрено наказание?

Да что же такое с несовершеннолетними то происходит))) Нельзя за руль, штрафы и на комиссию. Ждите 18 лет.

Если лишен прав, но все равно ездишь и поймали, что за это будет?

Ч.2 ст. 12.7 Штраф 30 000 или арест или обязательные работы и эвакуация.

Сегодня остановили ДПС меня я таксист у меня есть лецензия и все необходимые документы на перевозку людуй я все документы забыл дома на руках были только права и договор на аренду авто !!! Какой штраф ? И если документы мне привезли бы через 15 мин ???

Штраф 5000 руб.

Другу дал покататься, он без прав, какой штраф и кому?

Вам 30 000 р, ему от 5000 до 15000 р.

Разъясните пожалуйста. Если документы на машину при себе, а вот права дома забыл (не лишен). Какой штраф грозит?

Предупреждение или штраф 500 рублей.

Какой штраф дадут за езду с просроченным водительским удостоверением?

Штраф от 5 до 15 и расходы на эвакуацию.

Езда без прав – уголовная ответственность

Замена полисов ОСАГО на новые

ПДД – Общие обязанности водителей

На скутере без прав – солидный штраф

Возврат прав после лишения

Лишение прав за долги

13. Забрянский Г. И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности: статистико-криминологическое исследование. — М.: Рудомино, 2004. — 264 с.

14. Карпец И. И. Правовая наука и практика борьбы с преступностью, перспективы укрепления взаимодействия // Советское государство и право. — 1985. — № 12. — С. 18-27.

15. Минина С. П. Преступность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. — 298 с.

16. Самоделкин С. М., Сибиряков С. Л. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. — Волгоград: Волга, 2002. — 224 с.

17. Криминология: учебник для юридических вузов / под ред. В. Н. Бурлакова, П. Сальникова. — СПб., 1998.

18. URL: http://tvcom-tv.ru

УДК 343.241

ШТРАФ КАК ВИД НАКАЗАНИЯ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РФ И КОДЕКСЕ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

© Карпов Виктор Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Иркутский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доцент Россия, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4. E-mail: rpa38@mail.ru

© Синьков Дмитрий Владимирович, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Иркутский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент Россия, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4. E-mail: dvsv@list.ru

В статье дается сравнительная характеристика штрафа как уголовного, так и административного наказания, выявлены противоречия в законодательной регламентации штрафа в УК РФ и КоАП РФ. Отмечается, что, решая тактические задачи по борьбе с тем или иным видом правонарушений, законодатель на протяжении последних лет хаотично вносил изменения в КоАП РФ и породил ряд тенденций, которые имеют негативные последствия — достаточное количество административных проступков карается государством значительно более сурово, чем целый ряд уголовно наказуемых деяний.

Ключевые слова: штраф; административное наказание; уголовное наказание; размер штрафа; назначение наказания.

PENALTY AS A FORM OF PUNISHMENT IN THE CRIMINAL CODE AND THE CODE ON ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RF

Keywords: penalty; administrative punishment; criminal penalty; penalty size; purpose of punishment.

Вопросы, связанные с правильным применением различных видов наказаний в уголовном и административном праве, встают перед правоприменителями ежедневно, а также достаточно широко обсуждаются учеными-юристами . Назначение справедливого наказания, выбор вида наказания из предусмотренных санкцией соответствующей статьи, способного эффективно вы-

поднять в том числе превентивную функцию, что является безусловно актуальным, как уголовного, так и административного права. В этой связи представляется уместным проведение некой параллели между действующими редакциями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — Ко-АП РФ). Более того, проведение такой параллели продиктовано самим временем, точнее сказать, изменениями, внесенными и вносимыми в два вышеуказанных нормативно-правовых акта законодателем.

Проанализировав диспозиции ст. 43 УК РФ и ст. 3.1. КоАП РФ, в которых идет речь о понятии и целях уголовного наказания и целях административного наказания соответственно, можно сформулировать несколько тезисов:

— в обоих случаях наказание является мерой негативного государственного воздействия (принуждения и ответственности);

— применяется данная негативная мера к субъекту, совершившему виновное противоправное деяние (преступление и правонарушение соответственно).

В данном случае под субъектом, к которому применяется ответственность, исходя из смысловой направленности статьи, понимается исключительно физическое лицо, виновное в совершении преступления или административного правонарушения, несмотря на наличие в административном праве ответственности для должностных лиц и юридических лиц, а также несмотря на существующие в юридической литературе дискуссии о необходимости установления уголовной ответственности для юридических лиц;

— единственной общей целью применения наказания и в уголовном, и в административном праве является превенция (общая и специальная), о чем прямо указано в диспозициях ч. 2 ст. 43 УК РФ и ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

Несмотря на отсутствие в ст. 3.1 КоАП РФ прямого закрепления такой функции наказания, как исправление правонарушителя, думается, что она, безусловно, присутствует, в этой связи проведение параллели с УК РФ также уместно.

На чем необходимо дополнительно акцентировать внимание, так это именно на превентивной функции уголовного и административного наказаний. При этом следует отметить, что назначение наказания есть финальная стадия процесса рассмотрения уголовного дела или дела (протокола) об административном правонарушении с обязательной индивидуализацией наказания с учетом характера и степени тяжести содеянного, личности виновного (наличия или отсутствия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств), отношения к содеянному, материального положения и ряда других факторов, оказывающих прямое и непосредственное влияние на выбор вида и размера наказания, необходимости (возможности) применения дополнительных видов наказания, предоставления рассрочки (отсрочки) исполнения такого наказания, как штраф (административный штраф).

Необходимо отметить, что административный проступок (основание административной ответственности) априори является менее вредоносным и общественно опасным для общества и государства, чем преступление (основание уголовной ответственности), так же как и личность правонарушителя менее опасна, чем личность преступника. Основным критерием в данном разграничении, безусловно, выступает степень общественной опасности совершенного деяния (бездействия). Таким образом, вывод напрашивается сам собой и достаточно очевиден — административное наказание и, в частности, административный штраф в силу основания его назначения (административного проступка), а также личности административного правонарушителя должны быть более мягкой (гуманной) мерой государственного воздействия на субъекта, чем уголовное наказание, в частности, штраф в уголовном праве. Причем гуманность (мягкость) назначенного наказания, думается, должна проявляться на всех стадиях — от строгости ее в соотношении с другими видами наказания, до порядка исполнения данного вида наказания, исходя из места данного вида наказания в системе (иерархии) наказаний.

Исходя из вышеназванной системы координат, продолжим сравнительный анализ. Так, согласно ст. 44 УК РФ («Виды наказаний»), штраф является самым мягким видом основных наказаний и, в соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ («Основные и дополнительные наказания»), помимо основного может выступить и как дополнительный вид наказания в уголовном праве. Административный штраф, согласно ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ («Виды административных наказаний»), является вторым по мягкости после предупреждения видом наказания и, в соответствии с ч. 1 ст. 3.3

КоАП РФ («Основные и дополнительные административные наказания»), может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. В данном случае законодатель совершенно обоснованно определил место штрафа как наказания в УК РФ и КоАП РФ среди других видов наказаний, причислив его к числу наиболее мягких видов наказаний. (В КоАП РФ более мягким видом наказания по сравнению со штрафом является такой вид наказания, как предупреждение).

Вместе с тем серьезные сомнения в своей обоснованности вызывает установление на законодательном уровне минимальной суммы штрафа. В УК РФ эта сумма составляет 5 000 рублей, применительно ко всем статьям Особенной части, где предусмотрен данный вид наказания. Кроме того, в соответствии со ст. 64 УК РФ («Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление») при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 64 УК РФ исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств.

В свою очередь, установив в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ («Административный штраф») для субъекта размер административного штрафа, не превышающий 5 000 рублей, законодатель сделал из общего правила 48 исключений, в результате чего для субъектов в разных частях статей и статьях КоАП РФ административный штраф составляет от 7 000 до 300 000 рублей («статьи-исключения» содержатся в главах 5, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 18, 19, 20 КоАП РФ.). При этом КоАП РФ, в отличие от УК РФ (более строгого кодифицированного закона), вообще не предусматривает возможность смягчения минимальной санкции статьи в сторону улучшения правого положения правонарушителя — назначения наказания ниже низшего предела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо сделать оговорку о наличии Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.231 и 19.73 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд»», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронком-плекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон»» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», согласно которому ряд норм КоАП РФ признаны противоречащими Конституции РФ, таким образом, при отсутствии возможности назначить наказание ниже низшего предела не могут быть надлежащим образом учтены характер и последствия совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица. Однако Конституционный суд РФ высказался о неконституционности норм КоАП РФ применительно лишь к ответственности юридических лиц). Данный пробел законодательного регулирования, возможно, не имеет столь принципиального значения для тех норм КоАП РФ, где установлены сравнительно небольшие суммы административного штрафа — 100, 300, 500, 1 000 рублей, но, думается, актуальность проблемы индивидуализации наказания и возможности назначения наказания ниже низшего предела для правоприменителей возрастает пропорционально сумме административного штрафа. В частности, проблема индивидуализации наказания и в этой связи назначения виновному наказания ниже низшего предела весьма актуальна, например, для отдельных норм главы 12 КоАП РФ («Административные правонарушения в области дорожного движения»). В частности, в ч. 1, 2 ст. 12.8 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения») в качестве наказания предусматривается только одна санкция — административный штраф в размере 30 000 рублей с лишением права управлять транспортным средством; часть 4 той же статьи предусматривает штраф 50 000 рублей, также с лишением права управлять транспортным средством. Однако одной из наиболее «интересных» представляется часть 3 статьи 12.8 КоАП РФ, которая за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными

средствами, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим кодексом не может применяться административный арест, в размере 30 000 рублей. В указанных нормах главы 12 КоАП РФ сумма штрафа является абсолютно определенной санкцией, не позволяющей лицу, принимающему правовое решение по делу об административном правонарушении, в полной мере индивидуализировать наказание виновному лицу. Так, например, при наличии у субъекта, совершившего правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, инвалидности первой или второй группы, наказание в виде административного ареста не может быть применено, то есть административный штраф, причем именно в размере 30 000 рублей, — это единственно возможный вид наказания, который может быть назначен субъекту. Таким образом, здесь можно усмотреть прямое противоречие общей и специальной нормам КоАП РФ — ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ («Общие правила назначения административного наказания») и ч. 3 ст. 12.8, первая правовая норма предусматривает, что при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, вторая норма не позволяет этого сделать. Точнее сказать, учтено это обстоятельство судом, скорее всего, будет, однако никакого прикладного значения от такого «учета» при абсолютно определенной санкции статьи нет ни для кого и, прежде всего, для правонарушителя.

Дополнительным фактором, усугубляющим абсурдность данной ситуации, является то, что наказание в виде административного штрафа, предусмотренное ст. 12.8 КоАП РФ, — жестче (суровее), чем наказание за целый ряд деяний, запрещенных уголовным законом и совершаемых умышленно, например, таких как ч. 1 ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), ч. 1 ст. 116 УК РФ («Побои»), ч. 1 ст. 124 УК РФ («Неоказание помощи больному»), ч. 1 ст. 139 УК РФ («Нарушение неприкосновенности жилища»); ст. 154 УК РФ («Незаконное усыновление (удочерение)»), ч. 1 ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение чужого имущества»), ст. 214 УК РФ («Вандализм»), ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»), ст. 308 УК РФ («Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний»), ст. 319 («Оскорбление представителя власти»). За совершение вышеуказанных преступлений УК РФ предусматривает в том числе наказание в виде штрафа в размере до 40 000 рублей. Можно дополнить этот перечень статьями, где предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей, например, такими как ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда по неосторожности»), ч. 1 ст. 158 УК РФ («Кража»), ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), ч. 1 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог») и другими, однако это вряд ли имеет смысл, так как минимально возможный размер штрафа, который может быть назначен в соответствии со ст. 46 УК РФ, составляет 5 000 рублей, даже без учета положений ст. 64 УК РФ, а не десятки тысяч рублей («без вариантов») — в соответствии с нормами КоАП РФ.

В данном случае для иллюстрации несоразмерности наказаний, предусмотренных УК РФ и КоАП РФ, думается, более уместны примеры именно из административного законодательства. Так, например, ч. 3 ст. 20.13 КоАП РФ («Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах») предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Еще более строгое наказание может быть назначено правонарушителю в случае совершения им проступка, ответственность за который установлена ч. 2 ст. 7.15 («Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения»), — штраф в размере от 15 000 до 300 000 рублей. Безусловно, в данном случае положительным моментом можно считать возможность назначения административного штрафа в пределах «от и до». Однако как соотнести вышеуказанные нормы КоАП РФ со следующими нормами УК РФ по строгости (суровости) назначаемого наказания? Так, в соответствии со ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») в качестве наказания предусмотрен штраф до 100 000 рублей; ч. 1 ст. 133 УК РФ («Понуждение к действиям сексуального характера»), ч. 1 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), ч. 1 ст. 174 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем») — штраф до 120 000 рублей; ч. 1 ст. 121 УК РФ («Заражение венерической болезнью»), ч. 1 ст. 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), ч. 1 ст. 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав»), ч. 2 ст. 158 УК РФ («Кража»), ч. 2 ст. 174 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), ч. 1 ст. 294 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению правосудия и произ-

водству предварительного расследования»), ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти») — штраф до 200 000 рублей?!

Следует напомнить, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) — права на жизнь и здоровье, право собственности, право неприкосновенности жилища и другие права. Приведенные выше примеры (нормы УК РФ) по большей части как раз и защищают права, свободы и законные интересы человека в Российской Федерации, а кроме того, в числе вышеуказанных норм есть и те, которые защищают нормальное функционирование институтов государства, связанных с правосудием, обеспечение порядка и законности в стране. В этой связи и возникает обоснованный, но, к сожалению, пока без ответа вопрос — как охраняемые УК РФ правоотношения могут быть менее значимы и оберегаемы государством, чем правоотношения, охраняемые административным законодательством?!

В связи с вышеизложенным абсолютно логичным и обоснованным выглядит непонимание со стороны теоретиков и практиков — как в действующем законодательстве могла сложиться такая ситуация, что административный проступок может наказываться более строго, чем преступление?! Думается, в данной ситуации происходит не что иное, как смешение либо частичная подмена понятий (преступление и административное правонарушение), если в качестве критериев их разграничения брать не «политическую актуальность вопроса», а тяжесть содеянного и адекватность (строгость) негативных мер государственного воздействия на виновного.

Рассматривая данный вопрос в системе координат, принятой ранее, можно прийти к выводу, что ситуация, к сожалению, носит еще более негативно-странный характер. Думается, в данном контексте нельзя не затронуть важный вопрос, касающийся исполнения назначенного наказания (уголовного либо административного). Ведь именно неотвратимость наказания, а не его строгость, прививает уважение к законам, к соблюдению правовых норм со стороны граждан, вырабатывает правовую культуру и способствует предотвращению правонарушений, то есть позволяет более эффективно выполнять превентивную функцию наказания.

Продолжая проводить параллели между УК РФ и КоАП РФ, можно и на стадии исполнения отдельно взятого вида наказания — штрафа (административного штрафа) увидеть несовершенство действующего законодательства и весьма странно-парадоксальное несоответствие общественной опасности содеянного и мер, принимаемых к виновному. Так, и в уголовном, и в административном праве субъект вправе дополнительно обратиться за предоставлением рассрочки (отсрочки) выплаты назначенного наказания в виде штрафа. Решая вопрос об отсрочке назначенного наказания — штрафа, согласно УК РФ, или административного штрафа, согласно КоАП РФ, следует руководствоваться нормами ч. 3 ст. 46 УК РФ и ст. 31.5 КоАП РФ («Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания»), ст. 32.2 КоАП РФ («Исполнение постановления о наложении административного штрафа») соответственно. Согласно ст. 46 УК РФ, с учетом тяжести совершенного преступления (правонарушения), имущественного положения субъекта и его семьи, с учетом получения субъектом заработной платы или иного дохода, штраф может быть назначен с рассрочкой выплаты по определенным частям. В административном законодательстве основанием для предоставления рассрочки (отсрочки) выплаты административного штрафа может служить только материальное положение лица, привлеченного к административной ответственности. Однако в очередной раз возникает правовая коллизия. Субъект, неся ответственность за совершенное преступление, вправе получить рассрочку выплаты штрафа определенными частями на срок до пяти лет. Совершенно иначе обстоит ситуация при назначении наказания за административные проступки — субъект, в соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ, вправе получить рассрочку (отсрочку) уплаты штрафа максимум на три месяца?!

Таким образом, за административный проступок, который является, безусловно, менее общественно опасным и менее вредоносным, мера негативной ответственности, установленная на сегодняшний день государством, и на стадии исполнения наказания носит более строгий характер. Более того, условия исполнения назначенного наказания в виде штрафа (административного штрафа) гораздо более неблагоприятные (строгие) именно в административном праве.

Отдельного внимания заслуживают случаи уклонения от уплаты штрафа. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа как уголовного наказания, в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ, штраф заменяется иным наказанием за исключением лишения свободы (наиболее суровым видом наказания согласно ст. 44 УК РФ). Согласно нормам действующего административного законода-

тельства в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления в законную силу постановления субъект вновь привлекается к административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания или, проще говоря, за уклонение от уплаты штрафа в соответствии с положениями ст. 20.25 КоАП РФ. При этом санкция статьи предусматривает либо кратное (в двойном размере, но не менее 1 000 рублей) увеличение суммы штрафа, либо административный арест на срок 15 суток (наиболее строгий вид административного наказания), либо обязательные работы на срок до 50 часов (данный вариант замены административного штрафа почему-то вынесен законодателем на последнее место среди санкций статьи). Даже отбыв наказание в виде административного ареста, субъект не освобождается от обязанности уплатить первоначально назначенное наказание в виде административного штрафа. При существующем подходе законодателя к административной ответственности за данный вид правонарушений создаются негативные последствия в виде значительного количества должников, неспособных оплатить назначенный им штраф, а затем и кратный штраф; кроме того, многие из правонарушителей еще и лишены возможность работать (лишены источника дохода). Говорить о какой-либо превенции и эффективности наказания в данном случае не приходится, так как безысходная ситуация может спровоцировать совершение субъектом новых административных правонарушений или уголовных преступлений.

В этом случае проведение каких-либо параллелей (сравнений) УК РФ и КоАП РФ не только не корректно, а становится просто недопустимым. Методологический подход к назначению наказания, его исполнению и последующей замене иным видом наказания в случае неисполнения, продиктованный законодателем, оказывается в КоАП РФ намного строже, чем в УК РФ, что является скорее парадоксом, чем правильным решением?!

Вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что в уголовном законодательстве на сегодняшний день также существует пробел, который вызывает много вопросов и трудностей у практиков. Так, предусмотрев в ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа возможность замены его другим видом наказания, за исключением лишения свободы, законодатель никоим образом не регламентировал процедурные вопросы, связанные с такого рода заменой. Отсутствие в УК РФ четко сформулированных критериев замены штрафа другим видом наказания не позволяют выработать единообразные подходы к решению данного вопроса, сформировать единообразную судебную практику. Решать данный вопрос приходится исходя из судейского усмотрения, руководствуясь исключительно общими началами назначения наказания.

Подводя некоторый итог всему вышесказанному, можно прийти к целому ряду выводов.

Решая тактические задачи по борьбе с тем или иным видом правонарушений, например, с «правонарушителями и правонарушениями за рулем», законодатель на протяжении последних лет хаотично вносил изменения в КоАП РФ (вносимые изменения имели в том числе диаметрально противоположный характер, например, введение «нулевого промилле» и последующая его отмена в 2013 г. с установлением «0,16 промилле», что имело весьма существенные правовые последствия) и породил, мягко говоря, ряд тенденций, которые, в свою очередь, имеют стратегические негативные последствия. Так, на сегодняшний день достаточное количество административных проступков карается государством значительно более сурово, чем целый ряд уголовно наказуемых деяний, что по своей сути является не чем иным, как абсурдом. Применительно к автотранспортным средствам, возможно, необходимо делать поправку на источник повышенной опасности и другие негативные факторы, увеличивающие общественную опасность такого рода правонарушений (Глава 12 КоАП РФ), но ни в коем случае нельзя ставить данные правонарушения по мере ответственности в один ряд с преступлениями, а, как показывает анализ законодательства, в некоторых случаях данные правонарушения воспринимаются законодателем как более общественно опасные, чем деяния, запрещенные УК РФ. Вне зависимости от объекта посягательства административная ответственность ни в коей мере не должна быть строже ответственности уголовной, иначе, как уже отмечалось выше, происходит либо смешение, либо подмена понятий проступка и преступления.

Для изменения в лучшую сторону ситуации с соотношением административного проступка и уголовно наказуемого деяния и ответственности за эти две категории правонарушений следует предпринять целый комплекс мер, в том числе и на законодательном уровне. Думается, что изменить ситуацию возможно несколькими путями (не ужесточая при этом действующие в УК РФ санкции): перевести часть преступлений небольшой тяжести в категорию административных правонарушений,

например, ст. 115, ст. 116 УК РФ и другие; снизить административную ответственность по ряду статей, проведя соответствующую параллель с УК РФ; криминализировать ряд деяний, ответственность за которые в настоящее время предусмотрена КоАП РФ. Однако следует заметить, что все предпринимаемые действия должны четко соответствовать важности охраняемого объекта (общественных отношений), прежде всего, соотносясь с положениями Конституции РФ.

Переработать действующую редакцию ст. 3.1 КоАП РФ, дополнив ее целями наказания, прежде всего такой целью, как исправление правонарушителя. Помимо закрепления на законодательном уровне уже выполняемых функций данное предложение носит сугубо практический характер, так как позволит лицу, принимающему правовое решение по делу об административном правонарушении, более четко и ясно формулировать мотивировочную часть решения.

С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П закрепить в КоАП РФ, по аналогии со ст. 64 УК РФ, возможность применения к правонарушителям при наличии исключительных обстоятельств или совокупности обстоятельств назначения наказания ниже низшего предела. Так как в противном случае, установив императивно в ряде норм КоАП РФ минимальный нижний предел для административного штрафа, законодатель изначально лишил правоприменителя возможности индивидуализации наказания. Еще более усугубляется ситуация, когда единственной альтернативой административному штрафу является административный арест — наиболее строгий вид административного наказания, который связан с изоляцией (хоть и кратковременной) субъекта от общества.

Продолжая проводить параллели между УК РФ и КоАП РФ, думается, следует исключить из норм КоАП РФ предусмотренную на сегодняшний день возможность замены административного штрафа на административный арест, по аналогии с ч. 5 ст. 46 УК РФ. В случае злостного уклонения от уплаты административного штрафа производить его замену на другие виды административных наказаний, за исключением самого строгого вида — административного ареста, тем более что для некоторых категорий граждан данный вид наказания назначен быть не может ни при каких условиях.

Увеличить максимальный срок, на который может предоставляться рассрочка (отсрочка) уплаты административного штрафа, так как существующий на сегодняшний день максимальный срок — три месяца — является явно недостаточным с учетом уровня дохода значительной части населения, особенно в регионах Российской Федерации.

Литература

1. Арановский К. В., Князев С. Д. Административные штрафы и правила их применения (на основе практики Конституционного Суда Российской Федерации) // Правовая политика и правовая жизнь. — 2013. — № 2. — С. 106-115.

2. Бутков А. В. Административный штраф // Российский следователь. — 2004. — № 10. — С. 43-45.

5. Максимов И. В. Административный штраф: к вопросу о соответствии процессуального порядка применения административного наказания конституционным положениям // Административное право и процесс. — 2006. — № 1. — С. 33-36.

6. Манасян С. В. Штраф в законодательстве стран СНГ // Российский криминологический взгляд. — 2009. — № 3. — С. 395-397.

7. Ничуговская О. Н. Штраф в системе наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и целесообразность его применения в отдельных случаях // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2008. — № 2(7). — С. 62-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Подройкина И. А. Штраф в уголовном и административном законодательстве — проблемы соотношения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2013. — № 2(33). — С. 71-77.

Новая редакция Ст. 3.5 КоАП РФ

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

10) кадастровой стоимости земельного участка;

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

14) сумме ранее наложенного административного штрафа;

15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, либо суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных статьями 7.27 и 7.27.1 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случаях, предусмотренных частями 1 — 2 статьи 14.4.3, частью 2 статьи 14.10, частями 1 и 2 статьи 15.44, частью 1 статьи 15.45 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном статьей 14.15.2 настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

4.2. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.

4.3. Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.5. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Комментарий к Статье 3.5 КоАП РФ

1. Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств.

К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.

По основаниям применения штраф подразделяется на: абсолютно-определенный и относительно-определенный.

Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим законодательством и не допускающим других вариантов (например, ст. 11.17 и 11.18, 12.1 КоАП), где, в частности, за безбилетный проезд в пригородном поезде предусмотрен административный штраф в размере ста рублей и другие варианты отсутствуют.

Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заключается в установлении границ возможного к применению размера, например незаконное получение кредита влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 14.11 КоАП) либо исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, который не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (часть 4 настоящей статьи).

Непосредственно применяемый размер штрафа в каждом конкретном случае определяется уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании главы 23 КоАП.

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;

3) сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

2. Административный штраф налагается в зависимости от административно-правового статуса субъекта административного правонарушения: физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо — в том случае, если исчисляется в установленных минимальных и максимальных размерах возможно взыскиваемого штрафа.

Минимальный размер, единый для всех субъектов, — не менее ста рублей.

3. Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:

— для граждан — не более пяти тысяч рублей;

— для должностных лиц — не более пятидесяти тысяч рублей;

— для юридических лиц — не более одного миллиона рублей.

Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию). Кроме того, в соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности.

Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 1 ст. 3.5 КоАП) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.

Административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

4. Также размер административного штрафа не может быть установлен с превышением пределов, перечень которых четко урегулирован данным Кодексом.

5. Так, Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ в статье 46 определены основы зачисления штрафа в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации (п. 1 в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ).

6. Административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Важный момент, предусмотренный КоАП, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату штрафа. Рассрочка предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

7. Важной гарантией является положение о недопустимости применения такой меры административной ответственности, как административный штраф, в отношении сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до тех пор, пока ими не заключен контракт о прохождении военной службы.

Другой комментарий к Ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административный штраф как мера административного наказания по своей сущности является денежным взысканием. Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем:

административный штраф является основным наказанием (ст.3.3);

особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2);

штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

а) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Под минимальным размером оплаты труда понимается гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;

б) стоимости предмета административного правонарушения, на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

в) сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме незаконной валютной операции.

Таким образом, данной статьей предусматриваются различные варианты определения размеров штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни. Например, с учетом темпов инфляции минимальный размер оплаты труда постоянно корректируется, следовательно, корректируется и размер штрафа.

2. Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Так, размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов. Установление повышенных размеров штрафа в целом увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния.

Административный штраф за нарушение федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства, а также законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением размеров, указанных в ч.1 данной статьи, но не может превышать для должностных лиц — двухсот минимальных размеров оплаты труда; для юридических лиц — пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Например, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст.14.3). Очевидно, относительно-определенный подход к установлению размеров штрафа имеет преимущества перед абсолютно-определенным, поскольку это позволяет дифференцировать его размер при наложении взыскания в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Порядок исчисления размера штрафа исходя из стоимости предмета административного правонарушения, например, предусмотрен за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1); за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2). Размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы неуплаченных налогов и сборов, в конкретных составах пока не предусмотрен.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

3. Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, взимание штрафа возможно в рамках упрощенного производства (исключение составляет штраф, налагаемый за совершение правонарушений, предусмотренных гл.12 КоАП России). Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенный штраф, составляется протокол об административном правонарушении.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа осуществляется в соответствии с исполнительным производством, предусмотренным КоАП РФ.

Оставьте комментарий