Какова цель лицензирования

Основные понятия лицензирования

Основные понятия, применяющиеся в федеральном законе «О лицензировании» следующие:

Лицензия. Под этим понятием имеется в виду выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специальное разрешение, позволяющее заниматься конкретно выбранным ими видом деятельности. При этом, получившие лицензии лица обязаны соблюдать лицензионные условия и требования.

Лицензируемый вид деятельности – это деятельность на территории РФ, на осуществление которой необходимо иметь лицензию, получение которой происходит в соответствии с действующим законом.

Лицензирование – совокупность конкретных действий, которые связаны с выдачей и переоформлением лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию; переоформлением документов, удостоверяющих наличие лицензий; принятием решений, направленных на приостановление действия лицензий (в случае нарушения лицензионных условий лицензиатом); прекращение, а также возобновление действия лицензий; в установленных случаях их аннулирование; контроль за соблюдением лицензионных требований лицами, ведущими лицензионную деятельность; ведение Реестров лицензий и выдачу сведений из них заинтересованным лицам в установленном порядке, иной информации, касающейся лицензирования.

Лицензионные требования и условия – ряд условий и требований, предусмотренных положениями о лицензировании, выполнение которых лицами, ведущими лицензионную деятельность, обязательно.

Лицензирующие органы. К ним относятся федеральные органы исполнительной, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие, согласно Федеральному закону, лицензирование.

Лицензиат. Под этим понятием понимают индивидуального предпринимателя или юр. лицо, получившее лицензию на конкретный вид деятельности.
Соискателем лицензии считается юридическое лицо/частный предприниматель, которые обратились с заявлением в лицензирующий орган о предоставлении им лицензии.

Реестр лицензий – точные данные о выданных лицензиях, переоформленных документах, которое подтверждают владение лицензией, приостановленных, аннулированных и возобновленных лицензиях.

Основные термины позволяют правоприменителям уяснить суть лицензирования, чтобы избежать разночтений. Все термины относятся к деятельности, требующей получения лицензии, осуществляемой исключительно на территории РФ.

Общие моменты ↑

Понятие лицензирования знакомо на практике всем компаниям, которые давно уже не относятся к категории новичков. Остальным же предстоит с ним разобраться.

Что это такое?

Лицензирование Это процедура установления контроля лицензионных требований. Под лицензированием понимают выдачу, переоформление и аннулирование лицензии, выдачу дубликата разрешения, осуществление лицензионных действий, ведение лицензионного реестра
Лицензия Разрешительный официальный документ на ведение деятельности при соблюдении лицензионного договора и законов РФ в течение установленных сроков. Выдается лицензия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

Выполняемые функции и задачи

Задачи лицензирования:

  • предупредить;
  • выявить;
  • пресечь нарушения компаниями, руководством ООО и другими должностными лицами, ИП условий законодательства в сфере лицензирования.

То есть, главная задача – предотвратить возможный ущерб, который может наноситься при осуществлении определенного вида деятельности (Закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011).

Во второй статье того же Закона рассмотрена функция – предотвращение ущерба, что может наноситься праву, интересам, здоровью граждан, безопасности страны.

Регулируют процесс лицензирования органы исполнительной власти, осуществляющие функции, которые направлены на то, чтобы:

  • Разработать проект документации и методические материалы по организации лицензирования, контролирования соблюдения лицензиатами требований при ведении деятельности.
  • Организовать консультирование заинтересованного лица.
  • Проверять полноту и достоверность представленных сведений.
  • Проверять возможность выполнения лицензиатом требований.
  • Оформлять лицензии.
  • Формировать лицензионные права и т. д.

Такие функции может исполнять Ростехнадзор, Министерство здравоохранения, Минюст и другие государственные службы.

Действующая нормативная база

Актуальные нормативные акты:

Закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ

Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ Пожарная безопасность
Закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ Лекарственные препараты
Закон от 8.01.1998 № 3-ФЗ Наркотические средства

О лицензировании говорится в ряде Постановлений:

  1. Утвержденное 15.04.1995 Постановление № 333 с изменениями более позднего периода.
  2. Документ № 323 от 30.06.2004.
  3. № 30 от 22.01.2007.
  4. № 416 от 6.07.2006.
  5. Утвержденное 10 июня 2013 Постановление 492, которым регулируется лицензирование взрывопожароопасных и химически опасных объектов производства.
  6. № 135 от 11.02.2002.
  7. № 648 от 4.11.2006 и т. д.

При нарушении лицензионных условий лицо понесет ответственность в соответствии с КоАП (ст. 14.1), УК (ст. 63).

Нюансы, возникающие при проведении процедуры ↑

При каждом виде деятельности есть свои особенности лицензирования. К тому же, получать разрешение стоит в органе, который имеет полномочия его выдавать.

К примеру, лицензирование частной нотариальной деятельности отнесено к компетенции властей России, Минюста, МВД, Министерства по налогам и сборам. Рассмотрим нюансы получения лицензий для отдельных видов бизнеса.

Предпринимательская деятельность

Компании должна получить лицензию в том случае, если собирается вести деятельность, которая указана в перечне подлежащих лицензированию видов бизнеса.

Если такая деятельность в нормативном документе не упоминается, она может осуществляться без наличия специального разрешения. Исключение составляют виды деятельности, что указаны в пункте 2. ст. 1.

Деятельность, что разрешена лицензией, можно осуществлять в пределах всей страны. При этом не имеет значения, федеральный орган ее выдал или исполнительные органы субъекта России.

Если же лицензию выдаст уполномоченный орган субъекта, то в других регионах деятельность можно вести после уведомления лицензирующей инстанции соответствующего субъекта.

Извещение стоит представить не позже того дня, когда лицо приступит к деятельности. Такой документ должен отражать:

  1. Название предприятия, его организационно-правовую форму, месторасположение.
  2. ФИО, место проживания ИП, данные паспорта.
  3. Вид деятельности.
  4. Данные лицензии.
  5. ИНН плательщика налогов.
  6. Место ведения деятельности в соответствующем регионе.
  7. Дату, когда деятельность будет начата.

Лицензией имеет право пользоваться только лицо, которое ее получило. Передача разрешения другим лица не допускается. Исключение – случаи правопреемства при создании юрлиц.

Срок действия лицензии составляет не меньше 5 лет. В отдельных случаях такой срок может быть продлен. Стадии лицензирования:

Подача необходимого перечня документов в уполномоченный орган Представляется:
• заявление;
• учредительные документы;
• квитанция о перечислении госпошлины;
• документы, которые перечислены в положениях о лицензировании определенного вида деятельности
Затем принимается решение о предоставлении разрешения или отказе в таковом Проводится проверка сведений лицензирующим органом, после чего выносится решение в течение 45 дней (если иные сроки не установлены законодательными положениями). Составляется соответствующий акт
Соискатели лицензии уведомляются о решении письменно При отказе уполномоченный центр должен представить обоснования. При положительном решении компания получит уведомление с реквизитами счета в банке для перечисления лицензионных сборов
Вы получите лицензию В течение 3 дней после уплаты пошлины

Лицензирующий орган может приостановить действие разрешения, если будут зафиксированы нарушения условий.

В установленные сроки (но не более полугода) лицензиат должен устранить нарушения. В противном случае вопрос об аннулировании будет решаться в суде.

Фирма или ИП после устранения нарушения представляет уведомление об этом. Уполномоченные органы принимают решение о возобновлении действия документа. Учтите, что срок действия лицензии на период приостановления не будет продлен.

Аннулирование происходит:

В досудебном порядке Если не произведено оплату лицензионного сбора
В суде Если нарушения повлекли нанесение ущерба третьим лицам или государству

Лицензия утратит силу, если компания будет ликвидирована или проведет реорганизацию. Исключение – преобразование или прекращение действия документа о госрегистрации ИП.

Букмекерская деятельность

Стоит руководствоваться Законом о лицензировании и положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартного вида игр в букмекерской конторе от 17.07.2007.

До подачи документов стоит задекларировать пункты, где принимаются ставки. Проводится сертификация кассовых помещений аналогично банковским.

На момент подачи заявления активы должны составлять 1,6 млрд. руб. (1 млрд. – чистые активы, 0,5 – банковские гарантии, 0,1 – размер уставного капитала из незаемных денег).

Как получить разрешение?

Подайте заявление, составленное на имя руководства федерального агентства по физкультуре, туризму и спорту.

Приложите к заявлению собранный пакет документации:

  1. Устав фирмы и другие документы компании.
  2. Свидетельство ИНН.
  3. ОГРН.
  4. Документ, что подтвердит право собственности на помещения (договора аренды).
  5. Список сооружений (с адресами), где будет осуществляться букмекерская деятельность. Понадобятся планы с указанием зон обслуживания клиентов, зон касс.
  6. Документы, что подтвердят наличие квалификации персонала (или договор со сторонне компанией).
  7. Справки об отсутствии судимости.
  8. Документы, что подтвердят право получения безотзывной банковской гарантии.




Лицензия может быть многоуровневой, включающей такие классы развлечений:

  • слот машины, казино онлайн или лотерея;
  • беттинг или ставки онлайн;
  • покер, бинго;
  • game of skill.

Лицензии выдает Минфин и ФНС исключительно юридическим лицам. Возможно разрешение деятельности для первого лица или партнеров (франшиза).

Недостаток партнерства – лицензия будет действительна по тому адресу, где располагается букмекер. Стоимость разрешения – 2500-3000 долларов.

Если лицо оформляет партнерское разрешение, оно вносит 250 тыс. рублей и средства по договоренности основной организации.

В сфере МЧС

Деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Министерства по чрезвычайным ситуациям или его территориальными представительствами.

Как осуществляют лицензирование страховой деятельности в РФ смотрите в статье: лицензирование страховой деятельности.

Какой ФЗ отвечает за экологическое лицензирование, .

Срок действия выданной лицензии – не более 5 лет, после чего она должна продляться. Разрешение дифференцирует компании и ИП, которые предоставляют услуги по тушению пожаров и препятствию их возникновения.

Обязательный перечень справок для получения лицензии:

  1. Список работников, которые имеют квалификацию в отрасли пожарной безопасности.
  2. Список работ, которые будут выполняться.
  3. Квитанция, что подтвердит уплату пошлины.
  4. Должна быть системы страхования лиц, которые могут пострадать при пожаре.
  5. Схема, по которой осуществляется наем сотрудников на фирме.

Длительность оформления разрешения – до 2 месяцев. Если фирма будет вести деятельность без лицензии и получит прибыль, она будет нести уголовную ответственность. Все представленные документы рассматривает специальная комиссия.

Аудиторская деятельность

Лицензия может выдаваться по такому направлению:

  • банковский аудит;
  • аудит страхового предприятия;
  • аудит биржи, внебюджетного фонда, инвестиционного института;
  • общий аудит.

Правила лицензирования установлены властями России по представлению Комиссии по аудиторскому виду деятельности при президенте.

Комиссией выдаются генеральные разрешения госорганам – Министерству финансов и Центральному Банку. Срок действия лицензии – от года до пяти лет.

Сбор составляет 150 МРОТ в году для аудиторской компании, 50 МРОТ – для ИП. Аннулирование лицензии возможно, если:

  • будет выявлено недостоверные сведения;
  • аудитор ведет деятельность, о которой не сказано в разрешении;
  • аудитор представил данные проверки третьему лицу без наличия на то разрешения;
  • аудитор лишен прав занимать конкретную должность;
  • при аудиторской проверке специалист вел себя неквалифицированно;
  • умышленно сокрыты обстоятельства, при которых проверка не может осуществляться.

Для управляющих компаний

Обязательное условие получения лицензии для управляющей фирмы – прохождение аттестации руководителем (сдается экзамен, который позволяет определить квалификацию). Пропускной бал – не меньше 86.

Аттестацию вправе проходить и другие работники. Вопросы для аттестации утвердило Министерство строительства и ЖКХ.
Выдается лицензия госструктурами жилищного надзора.

Основание для этого – решение специальной комиссии субъекта России. Действует документ только в пределах того региона, где он выдан. Лицензия выдается на 5 лет.

Затем лицо проходит переподготовку и получает новый разрешительный документ для ведения деятельности управленческого плана в многоквартирном доме. Не устанавливается срок давности.

Но документ привязан к обслуживанию определенного количества зданий. Существуют реестры аттестатов и разрешений. Вы можете найти их список в интернете и выяснить, какие компании планируют получать лицензию в этом году.

Владельцы недвижимости не имеют полномочий влиять на процесс получения лицензии. Но вот права пересматривать списки у них есть.

Если управленческая компания будет вести деятельность без лицензии, ей придется заплатить штраф в размере 50-250 тыс. руб. Она также будет отстранена от управления зданием. Возможен и запрет вести деятельность в течение 3 лет.

Видео: лицензирование

Если обслуживающее предприятие не получило новую лицензию, на собрании собственниками решается вопрос о выборе другой организации. Если собрание не состоялось, дом будет выставлено на конкурс.

В том случае, если компания оштрафована дважды в одном году, ее будет исключено из реестра лицензий РФ. Но предприятие имеет право работать и без лицензии, при условии, что собственники квартир на собрании согласились на продление договора.

Об административной ответственности говорится в ст. 7.23.3, 14.1.3, 19.6.2 КоАП. Лишение лицензии осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может подать работник госоргана жилищного надзора.

Розничной продажа алкогольной продукции

Производство, импорт, продажа алкоголя не может осуществляться без наличия лицензии.

Условия для ее получения:

Наличие статуса юрлица
Уставной капитал Размером от 1 млн. руб. для одной точки торговли
Чтобы продавать в одной точке для субъекта малого бизнеса 300 тыс.
Для продажи в общепите 10 тыс.

Государством установлены минимальные ценовые пороги, ниже которых этиловая продукция не может продаваться.

Отдел лицензирования алкогольной продукции затребует для получения разрешения такие документы:

  1. Заявление с указанием контактных данных, реквизитов предприятия и т. д.
  2. Вид деятельности.
  3. Наименование товара, который будет продаваться.
  4. Сроки действия лицензии.
  5. Учредительные и регистрационные документы.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

Необходимость в получении лицензии возникает при ведении деятельности:

  • брокера;
  • депозитария;
  • дилера;
  • клиринговых фирм;
  • по управлению ценными бумагами;
  • организации торговли.

Разрешение будет называться лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг. Если будет осуществляться деятельность в отрасли организации торговли ценными бумагами фондовыми биржами, разрешение получит фондовая биржа.

Компания, получившая лицензию профессионального участника, может вести и другие виды деятельности. При этом не важно, требуется ли получение соответствующего разрешения.

Могут совмещаться такие виды деятельности:

  • деятельность брокера, дилера, депозитария, бизнес в сфере управления ценными бумагами;
  • клиринга и депозитария;
  • организация торговли ценными бумагами, клиринговый вид деятельности.

Первая лицензия не может действовать больше 3 лет. После этого уже может выдаваться бессрочный документ.

Разрешение утратит силу, если:

  • окончится срок, на который оно выдавалось;
  • лицензиат ликвидируется или проведет реорганизацию;
  • оно аннулируется.

Для оформления лицензии стоит обратиться в федеральную службу исполнительных властей по рынку ценных бумаг с такими документами:

  1. Заявлением.
  2. Анкетой по регламентированной форме.
  3. Учредительной и регистрационной документацией;
  4. ИНН.
  5. Квитанцией.
  6. Бухгалтерским балансом.
  7. Отчетом о прибыли и убытках.
  8. Аудиторским заключением проверки финансовых отчетов за год.
  9. Справками, которые подтвердят наличие квалификации работников.
  10. Справкой о том, что не имеется судимости.
  11. Инструкцией о проведении внутреннего контроля.
  12. Ксерокопиями паспортов учредителя.
  13. Заявлением, в котором указывается, что соискатели не будут вести деятельность после того, как окончится срок действия лицензии.
  14. Бизнес-планом.

При получении повторной лицензии стоит учесть, что документация должна быть подана за 2 месяца до окончания срока действия разрешения.

Пассажирские перевозки автомобильным транспортом

Получение лицензий регулируется Постановлением властей от 2 апреля 2012 № 280.

Такое обязательство установлено для перевозчиков, которые являются собственниками автобусов, маршрутных такси, если их вместительность более 8 человек.

Лицензирование междугородних маршрутов осуществляется по тем же правилам, что и городских. Лицензия необходима:

  • если осуществляются регулярные перевозки;
  • при чартерных рейсах;
  • при доставке персонала к месту работы;
  • таксистам.

Не нужно разрешение при провозе пассажиров в транспорте, вместимость которых составляет меньше 8 человек. Но, если опираться на нормы Закона № 69, таксисты и таксопарки должны получить лицензию.

Требования для получения документа:

  • транспорт должен быть исправным;
  • фирма должна иметь определенное количество ТС;
  • для международных перевозчиков – создание системы безопасности эксплуатации;
  • наличие водителей с необходимым стажем и категорией вождения;
  • наличие правоустанавливающей документации на транспорт с талоном технического осмотра, на помещение автосервиса, договор с автосервисным предприятием, диплома медицинского работника, который будет проводить медосмотр, документов водителей.

Лицензия выдается Управлением Госавтодорнадзора (региональными отделениями). Заявление рассматривается не более месяца. Госпошлина составляет 6 тыс. рублей, а для таксистов – 800-2,5 тыс. руб.

При перевозке пассажиров без лицензии назначается штраф в размере 50-400 тыс. руб, а при повторном нарушении грозит конфискация.

Часто задаваемые вопросы ↑

Ответим на отдельные вопросы, которые часто встречаются на просторах интернет-сетей.

Возлагаемая ответственность

Лицензиат несет ответственность по соблюдению требований и условий законодательства, при нарушении которого ему придется ответить перед государством в соответствии с КоАП и Уголовным кодексом.

В первом случае возможно назначение штрафа и конфискация имущества. Актуальны статьи 3.5, 3.7, ч. 1 ст. 13.13, ч. 4 ст. 14.17, ч. 1 ст. 14.20.

КоАП содержит и другие статьи, в которых описана ответственность за нарушения, связанные с лицензиями. Об уголовной ответственности говорится в ст. 169, 171—172, 191, 220, 221, 222, 222.1, 223, 223.1, 224, 225, 228, 231, 234, 235 УК РФ.

Ее могут понести компании при осуществлении деятельности без лицензии, или должностное лицо лицензирующего органа. Обычно к уголовной ответственности привлекают физлиц.

В чем состоит принцип открытости?

Принцип открытости – гарантия соблюдения принципов законности при лицензировании. Так может осуществляться контроль деятельности лицензирующего органа и компании, ИП.

Предполагается соблюдение норм Конституции (ч. 2 ст. 15), федеральных законов о лицензировании.

Работа отдела по оружию

О лицензировании производства оружия говорится в Постановлении от 21.07.1998 № 814, от 26.11.2008 № 890.

Разрешение требуется получать при:

  • исследовании нового оружия;
  • разработке образца оружия для опытов;
  • испытании оружия с целью определении характеристик, срока службы и безопасности;
  • его создании, сборке, изготовлении новых деталей;
  • проведении работ по художественной отделке;
  • ремонте оружия.

Каков порядок лицензирования отдельных видов деятельности узнайте из статьи: порядок лицензирования.

Все о лицензировании отдельных видов деятельности, .

Что говорится в положении о лицензировании медицинской деятельности, .

Не допускается:

  • производство того оружия, о котором не говорится в лицензии;
  • присваивание маркировки тех образцов, которые есть в обороте в РФ.

Лицензирование осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ.

Все особенности выдачи и действия лицензий в одной статье охватить невозможно. Да и при полном рассмотрении норм законодательства все равно остаются у компаний вопросы.

Ведь лицензирование – сложный процесс, для реализации которого стоит внимательно следовать законам. Но такую процедуру не получится обойти, если вы твердо решили заняться своим бизнесом.

Необходима лицензия? Рассмотрите покупку готовых ООО:

  • фирма с фармацевтической лицензией
  • ООО с лицензией на отходы
  • готовые фирмы с лицензией Минкультуры

Вопрос сочетания публичного и частного интересов в экономической сфере является чрезвычайно актуальным для современной действительности.

Конституция Российской Федерации закрепляет двойственный подход к экономической свободе. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34 свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности является одной из провозглашенных свобод человека и гражданина. Вместе с тем Основной Закон предусматривает и возможность ограничения основных прав и свобод (ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Одним из распространенных способов государственного воздействия на регулирование экономических отношений, являющимся прямым ограничением конституционных прав и свобод в предпринимательской сфере, является лицензирование.

По своей сути оно представляет собой разрешение государства (или уполномоченных им субъектов) осуществлять определенную деятельность (действия). В настоящее время лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с положениями ряда федеральных законов. Лицензирование 50 видов деятельности регулируется Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Закон о лицензировании).

Кроме того, лицензирование в 11 сферах (более 90 видов деятельности) осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах.

Для чего же столь существенное количество видов деятельности подлежит лицензированию? Каковы цели такого государственного вмешательства в экономическую сферу?

Для раскрытия указанных вопросов, прежде всего, представляется целесообразным сказать, что цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства.

Видимо, именно по этой причине в действующем лицензионном законодательстве целям лицензирования уделено особое внимание. Они впервые были определены в Законе о лицензировании, причем исчерпывающим образом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о лицензировании отдельные виды деятельности подлежат лицензированию в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях законом не допускается.

По нашему мнению, нормативное закрепление целей лицензирования оказывает благотворное влияние на укрепление основ конституционного строя России. Для аргументации данного высказывания рассмотрим, как провозглашенные цели осуществления лицензирования коррелируют с конституционными положениями.

Предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан как цель лицензирования неотъемлемо связано с положениями главы 2 Права и свободы человека и гражданина Конституции РФ.

В нашей стране признаются и гарантируются со стороны государства права и свободы человека и гражданина (ст. 17; ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Согласно ст. 18 Основного Закона смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления определяются правами и свободами человека и гражданина и обеспечиваются правосудием. Таким образом, права и свободы человека и гражданина являются приоритетными и выступают критерием для определения конституционности деятельности всех ветвей власти.

Проанализировав закрепленный в ст. 12 Закона о лицензировании перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, можно сделать вывод о том, что значительное число видов деятельности может создавать угрозу жизни, здоровью и правам людей (например: медицинская деятельность; деятельность по производству лекарственных средств; эксплуатация химически опасных производственных объектов; деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и прочее).

Конституцией РФ закреплены основные права и свободы, в том числе самое главное право человека — право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Наряду с жизнью человека, его здоровье также находится под охраной государства. В России охраняются труд и здоровье людей (ч. 2 ст. 7). Конституционно закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41).

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Учитывая изложенное, представляется, что обеспечение соблюдения прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан является первостепенной целью лицензирования отдельных видов деятельности.

Осуществление лицензирования в целях предотвращения ущерба окружающей среде взаимосвязано с положениями Конституции РФ о закреплении права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Предотвращение ущерба объектам культурного наследия (лицензия Министерства Культуры) народов России как одна из целей лицензирования корреспондируется с положениями ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, закрепляющими право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в целях предотвращения ущерба обороне и безопасности государства исходит из положения ч. 3 ст. 4 Основного Закона, относящего к одной из основ конституционного строя обеспечение Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории.

Таким образом, регулируя участие и деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в определенных видах деятельности, государство создает необходимые для обороны страны условия и тем самым влияет на повышение уровня своей защищенности от внутренних и внешних угроз.

Именно ради перечисленных целей федеральным законом может быть ограничена провозглашенная Конституцией РФ свобода предпринимательской деятельности.

Рассмотрев цели лицензирования, перейдем к его задачам. Как таковые задачи лицензирования, на наш взгляд, можно определить как вектор направления деятельности государства по достижению стоящих перед ним целей в сфере лицензирования.

В первую очередь, считаем необходимым отметить тот факт, что ранее действующие законы о лицензировании задач не содержали. Четкая регламентация задач лицензирования, собственно как и целей, нашла свое отражение только в действующем Законе о лицензировании. К ним относится предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, установленных Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Наряду с этим законодатель устанавливает, что соответствие соискателя лицензии указанным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Они являются базой для лицензионных требований, определенных в п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании как совокупность требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.

Основными критериями, по которым отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, выступают возможность нанесения указанного выше ущерба, а также невозможность осуществления регулирования иными методами.

Как видно, за основу берутся два критерия — возможность нанесения ущерба и несостоятельность иных методов. В юридической литературе, как правило, указаны эти же критерии лицензирования.

Первый критерий направлен на предотвращение возможности нанесения ущерба деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и подразумевает, что к лицензируемым видам деятельности должна быть отнесена деятельность, осуществление которой потенциально может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, а также обороне и безопасности государства. Думается, что данный критерий является довольно абстрактным. Он не устанавливает четких границ по отнесению того или иного вида деятельности к числу подлежащих лицензированию, что дает возможность его широкого законодательного толкования.

Второй критерий предусматривает условие несостоятельности регулирования отдельных видов деятельности иными методами, кроме лицензирования. Не вызывает сомнения, что данный критерий является более определенным по сравнению с предыдущим. Тем не менее его применение в практической деятельности также вызывает множество вопросов. К примеру, в целях защиты потребителя от некачественного товара, работы или услуги применяется такой метод публично-правового регулирования, как сертификация. В отдельных случаях требования, предъявляемые органом по сертификации, схожи с лицензионными требованиями.

Весьма интересными, на наш взгляд, представляются позиции отдельных авторов, выделяющих и другие критерии лицензирования, например фактор повышенной доходности вида предпринимательской деятельности, приводящий к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного можно заключить, что в литературе и лицензионном законодательстве отражен крайне общий подход определения лицензируемых видов деятельности. Данное обстоятельство в практической деятельности порождает споры по поводу необходимости осуществления государственного регулирования тех или иных видов деятельности посредством лицензирования.

В свете сказанного представляются крайне интересными результаты опроса членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, показавшие, что за существование действующей системы лицензирования отдельных видов деятельности высказалось не более 20% анкетируемых организаций. Большая часть респондентов высказалась за отмену лицензирования отдельных видов деятельности и переходу на уведомительный порядок осуществления деятельности или за замену лицензирования альтернативными способами регулирования (обязательное страхование ответственности, развитие института саморегулирования, аккредитация и др.).

Не оставляет сомнения, что лицензирование является одним из самых сложных и серьезных механизмов государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов и сокращение масштабов лицензирования путем перехода на альтернативные методы регулирования должно осуществляться только после детального и всестороннего анализа видов деятельности на предмет их общественной опасности.

Данилова Инна Владимировна

Компания РОС ЮРИСТ не один год успешно помогает предпринимателем в вопросах лицензирования. Мы накопили достаточный опыт, чтобы оказывать помощь клиентам даже в таких трудоёмких вопросах как лицензирование в УФСБ и ФСТЭК. У нас для вас есть предложение — готовая фирма с лицензией ФСБ. Это альтернативный вариант получению лицензии на вашу компанию. Заинтересовало? Обращайтесь!

Заказать звонок

Цели, задачи и критерии лицензирования.

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирующие органы

ФСБ России, ФСТЭК России

Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации

ФСТЭК России

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

ФНС России

Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах

Минпромторг России, Ространснадзор

Разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники

Рособоронзаказ

Утратил силу с 1 января 2015 года. — Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489

Минпромторг России, МВД России

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2012 N 865)

Разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия

Разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489)

Минпромторг России, МВД России, Рособоронзаказ

Утратил силу с 1 января 2015 года. — Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489

Минпромторг России

Деятельность по хранению и уничтожению химического оружия

Разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489)

Ростехнадзор

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492)

Абзац утратил силу с 1 июля 2013 года. — Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492

Производство маркшейдерских работ

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности

Деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 925)

МЧС России, Рослесхоз

Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 403

МЧС России

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 403)

Минпромторг России, Россельхознадзор

Производство лекарственных средств

Росздравнадзор

Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники

Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений в части оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также оборота прекурсоров и культивирования наркосодержащих растений

Медицинская деятельность организаций государственной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, а также медицинская деятельность организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, предусматривающая выполнение работ (услуг) по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291)

Роспотребнадзор

Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах

Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)

Ространснадзор

Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров

Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Росавиация

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Росприроднадзор

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062)

МВД России

Частная охранная деятельность

Частная детективная (сыскная) деятельность

ФМС России

Оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Роскомнадзор

Оказание услуг связи

Телевизионное вещание и радиовещание

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)

Рособрнадзор

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966)

Образовательная деятельность, осуществляемая организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»)

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 28.12.2015 N 666 Федеральное космическое агентство упразднено. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 215-ФЗ, Законом РФ от 20.08.1993 N 5663-1 лицензирование космической деятельности осуществляет Госкорпорация «Роскосмос».

Роскосмос

Космическая деятельность

Росреестр

Геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)

Росгидромет

Работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления

Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)

Росздравнадзор, Россельхознадзор

Фармацевтическая деятельность в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения

Оставьте комментарий