Камералка по НДС

Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

Итак, ей необходимо:

  • в течение шести дней отправить в ИФНС в электронном виде квитанцию о приеме требования (если этого не сделать, то через 10 дней со дня истечения срока ИФНС может заблокировать расчетный счет фирмы);
  • проверить правильность заполнения декларации, сверить запись, отраженную в декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки и стоимости покупок (продаж)). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
  • представить уточненную декларацию, если в процессе выполнения предыдущего пункта была выявлена ошибка, приводящая к занижению суммы налога к уплате;
  • представить пояснения с указанием корректных данных (если ошибка не привела к занижению налога к уплате). Правда, здесь чиновники рекомендуют также подать «уточненку», хотя это делать вовсе не обязательно.

Если бухгалтер после проверки не выявил ошибок, то он все равно должен сообщить об этом налоговой инспекции, о чем также сказано в вышеприведенном письме.

Дополнительно к пояснениям бухгалтер может приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Какие документы могут запросить

Третий вариант – когда проверяющие запрашивают документы – является самым неблагоприятным. Понятно, что с представлением документов возрастают риски, что налоговики еще что-нибудь найдут.

Поясним, в каких случаях у компании могут потребовать документы во время камеральной проверки НДС. Перечень таких случаев ограничен:

  1. Компания представила декларацию с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Поэтому на практике бухгалтеры стараются не допускать подобных ситуаций, в чем им помогает законодательно установленная возможность переноса вычета на более поздние сроки.
  2. Сведения, указанные организацией в декларации, не совпадают со сведениями декларации, которую представил в ИФНС контрагент организации. Чтобы привлечь внимание налоговиков, несовпадения должны свидетельствовать о занижении НДС, подлежащего уплате. В этом случае у вас потребуют счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337). Помимо этого инспекторы могут потребовать и копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).
  3. Компания применяет льготу по НДС. Такие организации должна быть готовы к тому, что в рамках камеральной проверки у них попросят документы, подтверждающие право на применение льгот. При этом льготами не являются операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц. Поэтому налоговики не вправе требовать документы, подтверждающие правомерность исключения таких операций из налоговой базы (письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737).
  4. Организация представила уточненную декларацию по НДС по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговики могут потребовать не только первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации. Придется представить и аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели до и после их корректировки.

Много документов? Сроки можно продлить

На то, чтобы подготовить и представить все запрошенные налоговиками документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если этого времени недостаточно (например, из-за большего объема документов или по причине нахождения бухгалтера в отпуске), то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в ИФНС уведомление, в котором:

  • объясняются причины невозможности представления документов;
  • указывается срок, в который документы могут быть представлены.

Но сделать это нужно достаточно быстро – в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Правда, подача такого уведомления не гарантирует положительного исхода дела, но обычно налоговики идут компаниям навстречу, соглашаясь продлить срок.

О принятом решении ИФНС сообщает фирме в течение двух дней со дня получения уведомления.

НДС начислят, а вычеты не заметят

Ни для кого не секрет, что задача инспектора состоит в том, чтобы выявить ошибки, которые повлекли за собой снижение суммы НДС к уплате.

То есть налоговики, в первую очередь, будут искать операции, не попавшие в налоговую базу, и вычеты, подтвержденные дефектными документами (либо вовсе не подтвержденные соответствующими документами). И вряд ли они обратят внимание на то, что какой-нибудь счет-фактура не был зарегистрирован в книге покупок и, соответственно, его показатели не попали в «налоговые вычеты». Но даже если и обратят на это внимание, то в акте проверки уж точно не отразят, дабы не занижать свои «заслуги» в виде доначисленной суммы налогов и санкций.

Но правы ли они будут? Как показывает судебная практика, вопрос этот спорный.

С одной стороны, применение вычета по НДС – это право, а не обязанность. А о своем праве компании заявляют путем отражения вычетов в декларации. И если вычет не был отражен в «первичной» декларации, то у них есть возможность отразить его в уточненной декларации. Следовательно, фирма не может обязать инспекцию включить в акт неотраженные ею вычеты. Такой вывод сделан, например, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23365/2015, ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2014 № Ф03-1817/2014, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2013 по делу N А56-49359/2011.

В то же время есть судебные решения с противоположным выводом. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2015 № Ф07-4290/2015 отметил, что наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение вычетов путем их декларирования не освобождает ИФНС от обязанности определения в рамках проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, рассчитывать на то, что неучтенные вычеты попадут в акт проверки, все же не стоит, ведь даже у судов на этот счет нет единого мнения.

По итогам проверки — акт. Но не всегда

Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки (если речь не идет о декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога по ст. 176.1 НК РФ) организация не уведомляется, поскольку такой обязанности в НК РФ не содержится (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403).

Поэтому если три месяца со дня подачи декларации прошло, и от инспекции не поступило ни требований, ни акта, то можно считать, что «пронесло».

Таким образом, акт будет направлен компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

Если бухгалтер не согласен с выводами акта, то он может составить письменные возражения.

Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

О том, как уточнить сведения по НДС по требованию налоговиков в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 – получить требование и отправить квитанцию в ИФНС, сформировать и отправить пояснения по Разделам 8–12, по контрольным соотношениям показателей декларации и по иным основаниям, — читайте в статье «Пояснения по НДС в рамках камеральной проверки в «1С:Бухгалтерии 8″ редакции 3.0».

Если за отчетный период (например, за II квартал 2011 года) НДС в декларации заявлен к возмещению, для ее камеральной проверки налоговики затребуют дополнительные документы. Недочеты в них могут стать причиной отказа в возмещении налога. Однако, как следует из арбитражной практики, он не всегда правомерен…

Порядок камеральной проверки В ходе проведения «камералки» налоговики вправе запросить документы, подтверждающие соответствие заявленного вычета нормам статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Причем требование инспекции о представлении документов должно быть письменным. Фирма обязана сдать бумаги в течение 10 дней со дня его получения (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Однако здесь важно отследить сроки.
Если требование датировано числом, выходящим за рамки трехмесячного срока, отведенного на проверку декларации (с момента ее представления), торговая фирма может на него просто не реагировать. Ведь истребовать документы инспекция вправе только в рамках выездной и камеральной проверок (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ).
Поэтому, если, например, по итогам II квартала 2011 года декларация с заявленным к возмещению НДС подана 20 июля 2011 года, а требование о представлении документов выставлено контролерами после 20 октября, оштрафовать за то, что документы не представлены, нельзя.
Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Решение о возмещении налога (если не выявлено нарушений) должно быть вынесено не позднее семи дней по окончании проверки. Причем даже в том случае, если торговая компания нарушила сроки сдачи декларации. На это указано в письме ФНС России от 7 мая 2010 г. № ШС-37-3/1269@. Инспекторы отмечают, что нормы статьи 88 Налогового кодекса РФ не ставят дату начала (и соответственно окончания) камеральной налоговой проверки в зависимость от того, была декларация представлена вовремя или нет.

То есть не важно, что декларация подана с нарушением срока. На ее проверку все равно отводится не более трех месяцев с момента представления (и еще семь дней на принятие решения).
Если организация до окончания срока проведения камеральной проверки подает уточненную декларацию, первичная декларация не отзывается, а просто перестает проверяться (ст. 81 Налогового кодекса РФ). Такие же разъяснения приведены в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-08/6.
В то же время документы (сведения), полученные в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля.
Причины отказа в возмещении Назовем наиболее частые причины отказа фискалов в возмещении налога. >|Воспользоваться правом на возмещение налога фирма может в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором это право возникло (п. 2 ст. 173 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09).|< Ошибки в оформлении документов по импортным товарам Отказать в возмещении НДС импортерам налоговики могут по следующим основаниям. Во-первых, если номера ГТД, приведенные в счетах-фактурах, отсутствуют в базе ПИК «Таможня». Но судьи отмечают, что ПИК «Таможня» не является общедоступной базой. И если таможенные декларации, по которым ввозился товар, в ней не указаны, это не может служить основанием для отказа в вычете. А если заявитель не сам ввозил товар, он вообще отвечает только за соответствие номеров ГТД сведениям, полученным от поставщика (постановление ФАС Московского округа от 22 июля 2010 г. № КА-А40/7444-10).
Во-вторых, отказ в возмещении может произойти в ситуации, когда таможенный налог был уплачен третьим лицом. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009 суд пресек попытки налоговиков отказать фирме в вычете «ввозного» НДС из-за оплаты таможенных платежей не со счета компании.
Чтобы избежать подобных претензий инспекторов, следует иметь в наличии, в частности:
– договор о такой оплате, предусматривающий, что таможенные платежи вносит третье лицо;
– выписки банка о перечислении торговой фирмой денег на расчетный счет третьего лица;
– чеки об уплате таможенных платежей с таможенной карты третьего лица;
– копии таможенных деклараций.
И, наконец, отказ в вычете возможен, если не представлены товаросопроводительные документы (например, коносаменты, СMR). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит специальных требований к объему и виду «первички», являющейся основанием для принятия на учет импортированных товаров. Переход права собственности на такой товар определяется контрактом.
Как правило, это происходит на дату выпуска товара в свободное обращение таможенными органами РФ в пункте поставки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009).
То есть для принятия таких ценностей к учету достаточно таможенной декларации. А для записей в книге покупок необходимы еще и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на таможне.

Ошибки в счетах-фактурах На практике налоговики указывают на следующие ошибки, которые препятствуют возмещению налога.
1. В документе содержится несуществующий ИНН поставщика. Причем суды в этом вопросе, как правило, поддерживают инспекторов (постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. № 10230/10). Поэтому тщательно проверяйте реквизиты счета-фактуры, например запросив выписку из ЕГРЮЛ или проверив данные контрагента на сайте ФНС России.
2. Счет-фактура подписан неуполномоченным лицом. Хотя, если налогоплательщик не знал, что счет-фактура со стороны контрагента подписан неуполномоченным лицом, данный факт является основанием для признания покупателя добросовестным (см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17003-10, ФАС Уральского округа от 25 августа 2010 г. № Ф09-6772/10-С3).
Тем не менее, если поставщик новый и сумма сделки значительна, нелишним будет в рамках проявления должной осмотрительности, помимо выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), свидетельств о госрегистрации и постановки на налоговый учет, запросить у контрагента еще и копию внутреннего документа на право подписи счетов-фактур.
3. В счете-фактуре отражена неверная ставка налога. На обязанность покупателя проверять ставку НДС, указанную в полученном счете-фактуре, обратил внимание и Президиум ВАС РФ в постановлении от 23 ноября 2010 г. № 9657/10. Поэтому при малейшем сомнении в размере ставки, примененной поставщиком, запросите у него необходимые документы, например подтверждающие льготу.
4. Юридический адрес поставщика, приведенный в счете-фактуре, не соответствует тому, который отражен в договоре. Хотя, по мнению судей, такое несоответствие не является существенным нарушением в оформлении счетов-фактур (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 г. № А41-9387/09).
Нереальность сделки Еще одна распространенная ситуация, связанная с отказом в возмещении НДС, – это утверждение налоговиков о нереальности сделки. Но, как показывает практика, решения судов по таким спорам в большинстве случаев выносятся в пользу компаний. Если инспекторам не удалось доказать, что хозяйственные операции между фирмой и ее партнером действительно не совершались (то есть сделки были фиктивными), считается, что имела место реальная предпринимательская деятельность. Значит, зачет «входного» налога правомерен. Аналогичные выводы следуют, в частности, из определения ВАС РФ от 29 ноября 2010 г. № ВАС-15411/10, постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июня 2008 г. № Ф08-3098/2008, ФАС Московского округа от 28 января 2010 г. № КА-А40/15468-09.
Но нужно помнить, что судьи поддержат налоговиков, если будет установлено, что действия фирмы были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, а сделки на самом деле были фиктивными.
Подтверждением этому может служить постановление ФАС Поволжского округа от 17 января 2008 г. № А55-6925/2007, в котором рассмотрена следующая ситуация. И у поставщиков торговой фирмы, и у нее самой не имелось складских помещений и транспорта. Значит, они не могли быть грузополучателями и грузоотправителями товаров. Кроме того, контрагенты торговой компании были зарегистрированы по поддельным документам, налоговую отчетность не представляли, занимались обналичиванием денег. Оценив совокупность данных обстоятельств, судьи пришли к выводу о фиктивности заключенных сделок и получении необоснованной налоговой выгоды.

Отказ можно обжаловать По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции может вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении компании к ответственности. Одновременно с этим принимается одно из решений:
– о возмещении всей заявленной суммы налога;
– об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению;
– о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;
– об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
При этом знайте, что налоговый орган, принимая решение об отказе в возмещении НДС, в любом случае обязан предоставить фирме возможность:
– участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя;
– представить объяснения.
Но возникает еще один вопрос: можно ли решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично) сразу обжаловать в суд или необходимо соблюсти досудебный порядок и обратиться сначала в вышестоящий налоговый орган?

>|Процедура досудебного обжалования (в вышестоящем налоговом органе) обязательна только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).|<
Учитывая, что отказ в возмещении основан на решении о привлечении (об отказе в привлечении) фирмы к ответственности (то есть не является самостоятельным решением), на него распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2010 г. № А19-5572/10, ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2010 г. № А43-22035/2009).
Хотя есть и противоположные судебные решения по данному вопросу, согласно которым решения об отказе в возмещении можно сразу же обжаловать в суд. Подтверждают это постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2010 г. № А70-8627/2009, ФАС Поволжского округа от 25 мая 2010 г. № А55-34141/2009.

Делаем выводы Подавая декларацию с заявленным правом на возмещение налога, надо быть готовым к истребованию большого количества «первички» и соблюдать следующие правила.
Во-первых, по всем заявленным в декларации вычетам у фирмы должны обязательно быть:
– правильно заполненные счета-фактуры от поставщиков;
– бумаги, подтверждающие уплату налога на таможне (если речь идет об импорте товаров);
– первичные документы, подтверждающие принятие товаров к учету (накладные, ГТД, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.).
Во-вторых, в случае если положительная разница между вычетами и начисленными суммами образовалась в результате применения налоговой льготы, нужно сразу же приложить к декларации документы, подтверждающие право на ее применение, ведь налоговый орган наверняка их запросит (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
В-третьих, компания, разумеется, должна вести облагаемую налогом на добавленную стоимость деятельность.
В-четвертых, необходимо соблюдать должную осмотрительность при выборе контрагентов. Желательно, чтобы у фирмы было полное «досье» на поставщиков (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копии свидетельств о постановке на налоговый учет, приказов о назначении гендиректоров, о полномочиях лиц на подпись счетов-фактур и т. д.).

Срок камеральной проверки декларации по НДС и другим формам налоговой отчетности регламентируется Налоговым кодексом. Эта процедура заключается в сверке показателей сданных деклараций по контрольным соотношениям, анализе ключевых параметров в динамике и сравнении их значений со среднеотраслевыми показателями. Недавние корректировки в НК РФ изменили срок проведения «камералок» по НДС – рассмотрим эти новшества подробнее.

Срок камеральной проверки декларации по НДС

Для проведения камеральной проверки налоговому инспектору достаточно факта поступления декларации. Никаких специальных разрешений и распоряжений эта проверочная процедура не требует и применяется ко всей представленной налоговикам отчетности.

Сроки «камералок» зафиксированы в п. 2 ст. 88 НК РФ. Законом от 04.08.2018 г. № 302-ФЗ длительность проведения процедуры документальной проверки деклараций налогоплательщиков по НДС была изменена. Если ранее срок проверки отчета по НДС был таким же, как и для прочих деклараций – 3 месяца, то теперь время проверки сокращено до 2 месяцев.

Новые сроки проверки применяются к декларациям по НДС, поданным после вступления поправок к НК РФ в силу, т.е после 03.09.2018 г. Таким образом, срок камеральной проверки декларации по НДС составляет:

  • 2 месяца, отсчитываемые с момента поступления декларации в ФНС;

  • 3 месяца, если имеется решение ИФНС о продлении проверки;

  • 6 месяцев, если речь идет об иностранной компании, оказывающей электронные услуги физлицам и стоящей на учете в ИФНС согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Увеличить продолжительность проверочных действий до 3 месяцев может только руководитель налогового органа или его заместитель. Решение оформляется в письменной форме. Продление сроков должно быть мотивированным, и применяется если до окончания «камералки» будут установлены признаки, которые указывают на возможные нарушения в сфере налогообложения.

При выявлении расхождений или неточностей налоговый инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Субъект хозяйствования после получения запроса должен:

  • с соблюдением 5-тидневного срока передать в ФНС пояснения в письменной форме, которые смогут убедить инспектора в корректности декларационных данных и правильности заполнения документа;

  • если недочет является следствием ошибки, подается корректирующая форма декларации.

В последнем случае камеральная проверка будет прекращена. Вместо нее начинается новая проверка (и отсчет нового срока), но уже по уточненным сведениям. Инспектор вправе пользоваться собранной ранее информацией по деятельности налогоплательщика.

В ситуации, когда после корректировок размер налоговых обязательств уменьшился, сотрудники ФНС уполномочены требовать пояснения для обоснования правок. Пояснения не должны быть устными, их надо оформить отдельным документом и представить также в 5-дневный срок. Отправка пояснений в контролирующий орган осуществляется тем же способом, который использовался при подаче декларационной формы. Декларация по НДС сдается всеми налогоплательщиками только в электронной форме через ТКС, поэтому и пояснения подаются в электронном виде, а письмо заверяется при помощи ЭЦП.

Оставьте комментарий