Камеральная проверка по НДС

Что такое камеральная проверка и для чего она нужна

Камеральная проверка необходима для выявления любого рода ошибок и расхождений в представляемой организациями отчетности. Как правило, осуществляется она на территории налогового органа, а все необходимые бумаги и пояснения, если они потребуются, могут быть запрошены у компании дистанционно через каналы связи.

Непосредственным предметом проверки является налоговая декларация по НДС, где компании указывают всю необходимую для исчисления и уплаты налога информацию. Проверка начинается без специального решения начальства налоговой, по каждой сданной декларации. Никакого уведомления о начале проверочных мероприятий компании не получают. Обратной связи от ИФНС следует ждать только в случае выявления недочетов.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Проверка начинается после получения ИФНС декларации. При необходимости компания или ИП направляют в налоговую (и по ее требованию) копии всех необходимых бумаг. Каждый документ должен иметь печать и подпись руководителя организации. Копии должны быть заверены и иметь штамп «Копия верна». После проверки все копии остаются в налоговой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С января 2015 года налоговая служба получила право не только на проверку документации предприятий в ходе камералки, но и на осмотр помещений налогоплательщиков в ходе проводимой проверки.

Таким образом, камеральная проверка — это проверка достоверности и правильности информации, которую отражают в своей отчетности компании. Она проводится для того, чтобы убедиться, что НДС был рассчитан, начислен и возмещен правильно.

Проведение камеральной проверки: что для этого потребуется

Согласно приказу ФНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС…» от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ была разработана типовая форма декларации, а также правила, которых нужно придерживаться при ее заполнении и подаче. Именно эта форма, представленная налогоплательщиком в ИФНС, и является стартом для проверки.

Что касается документов, то здесь у предприятия могут быть затребованы любые бумаги, которые прямо или косвенно относятся к операциям и данным, указанным в подаваемой декларации. Запрос от налоговой может поступать в следующих случаях:

  • отличаются данные у разных налогоплательщиков по одной и той же операции;
  • сведения в декларации не совпадают с информацией в счетах-фактурах;
  • по прошествии двух лет после срока сдачи сдана уточненка, при этом сумма налога в ней меньше;
  • декларация сдается иностранной фирмой, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам;
  • выявлены прочие несоответствия.

Причины для истребования соответствующих документов должны быть вескими. Это может быть вывод налоговиков о том, что компания хотела уплатить налог в меньшем размере, чем должна была по закону. Или же установлено, что сумму возмещения из госбюджета намеренно пытаются завысить. Налоговая может и не запрашивать документы, если они уже были ею получены в ходе проверок ранее.

Всё, что потребуется от компании для проведения камеральной проверки по НДС, — это сдача налоговой декларации вовремя, а также представление ИФНС при необходимости всех документов, которые смогут подтвердить данные, внесенные в декларацию.

Изменения в порядке проведения камералки с 03.09.2018

Права предприятий на подачу документов для проверок были уточнены (п. 5 ст. 93 НК РФ). Теперь налоговики не ограничены в повторном требовании документов. Но если сообщить в ИНФС, что бумаги были поданы ранее, реквизиты таких бумаг и название инспекции, в которую они были поданы в прошлый раз, то повторно документы можно и не сдавать. Уведомить в таком случае ИНФС необходимо на следующий же день после дня получения запроса инспектора на подачу повторных документов. Сделать это можно либо в бумажной форме (в канцелярию инспекции), либо в электронной форме, используя при этом средства связи или личный кабинет на сайте ФНС.

Утвержден новый документ — дополнение к акту проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). Данный акт подводит итоги дополнительных контрольных мероприятий. К акту проверки инспекции разрешено указать осуществленные мероприятия по контролю, привести доказательства о нарушениях (отсутствие и наличие), внести предложения по исправлению недочетов и нарушений, а также прописать ссылки на статьи о санкциях, если они были применены к компании. Акт должен быть заверен инспектором, который осуществлял дополнительные контрольные мероприятия. На составление такого документа налоговикам дается 15 дней, а на передачу после его оформления — 5 дней. Предприятие должно подтвердить получение дополнения к акту (например, распиской). В случае если возникли какие-либо возражения, то о них можно заявить письменно в 15-дневный срок.

ВНИМАНИЕ! Уклониться от получения дополнения к акту не получится, ведь при отказе принимать документ в него будет занесена соответствующая запись, а сама бумага отправится в организацию заказным письмом. По истечении 6 дней дополнение к акту считается полученным предприятием или ИП.

Таким образом, выявленные при проверке декларации нарушения фиксируются в акте и в дополнении к акту и должны быть в обязательном порядке устранены. Уклониться от исправления ошибок и корректировки данных никак не получится.

Сроки для проверки налоговой декларации

Срок проверки декларации по НДС может составлять от 2 до 3 месяцев. Это зависит от степени «добросовестности» и «прозрачности среды», в которой работает налогоплательщик. В зависимости от этого индивидуально определяется категория налогового риска, допускающая (или не допускающая) сокращение сроков камеральной проверки до 2 месяцев.

Критерии отнесения плательщика к тем, для кого срок камералки, в том числе на возмещение НДС из бюджета, составляет 2 месяца, устанавливаются самой ФНС. Фактическое отнесение подавшего декларацию к той или иной категории налогового риска происходит с помощью системы АСК НДС-2 (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

С 03 09. 2018 согласно п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ сокращен срок камеральной проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев. Здесь стоит отметить также и то, что при обнаружении каких-либо случаев нарушения налогового законодательства срок может быть увеличен до 3 месяцев. Основанием для увеличения срока проверки может послужить решение непосредственного руководителя налогового органа или его заместителя. Нововведения будут распространяться только на те декларации, которые поданы на проверку после 3 сентября 2018 года, то есть ориентироваться на новые сроки налоговая обязана уже при проверке деклараций за третий квартал.

Что делать, если налоговая прислала акт камеральной проверки

При отсутствии каких-либо претензий у налоговой компании не требуется совершать никаких дальнейших действий. Документов по итогам проверки в таком случае также ждать не стоит. А вот если у налоговиков возникли вопросы, то после окончания аудита будет составлен акт камеральной налоговой проверки (также может быть составлено и дополнение к акту). Документы передадут организации в течение нескольких рабочих дней. Если компания не согласна с фактами в данном акте, то она может направить в ИФНС свои возражения. Все полученные возражения налоговая должна рассмотреть за 10 рабочих дней. Если же с возражениями фирма согласна, то необходимо просто сдать уточненную декларацию.

ВНИМАНИЕ! От продолжительности проверки зависит срок возмещения НДС. Теперь, со вступившим в силу закона о сокращении сроков проверки, зачесть налог или вернуть его (по ст. 176 НК РФ) получится быстрее. НДС к возмещению возникает, когда по итогу квартала вычеты по налогам оказались больше начислений (п. 2 ст. 173 НК). Чтобы возместить НДС в таком случае, к декларации нужно приложить заявление на зачет или возврат.

Таким образом, конкретный срок, который займет проверка, установить трудно. Всё будет зависеть от того, возникнут ли какие-либо вопросы у инспекторов или нет, потребуются ли какие-то документы для уточнения информации и прочие сведения. Минимальный период на проверку составляет 2 месяца.

Результаты камеральной проверки и дальнейшие действия организации

Декларация по НДС всегда подвергается камеральной проверке ИФНС. События при проведении такого аудита могут развиваться по двум сценариям и привести к следующим результатам:

  • У налоговиков не возникло никаких вопросов, всё прошло гладко; срок камеральной проверки декларации по НДС, который потребовался налоговой для проверки, был максимально коротким.
  • Налоговая потребовала у компании пояснения по тем или иным данным в декларации, которые вызвали сомнения, а также появилась необходимость внесения каких-либо исправлений в декларацию (нужно представить уточненку). Срок проведения камеральной налоговой проверки по НДС в таком случае может растянуться на 3 месяца.

Важно, что затребовать у компании пояснения или обязать представить уточненку налоговая может только в случае, если были обнаружены ошибки, противоречия в представленных документах или несоответствия данных, содержащихся в декларации, и данных, которые получила ИФНС в ходе проверки (п. 3 п. 6 ст. 88 НК РФ).

Потребовать пояснений и внесения исправлений в декларацию налоговая может при наличии операций, по которым действует особая ставка (например, 0%) или применяется льгота, а также если сумма налога в уточненке меньше, чем сумма, указанная в первоначальной декларации. Сокращение срока камеральной проверки НДС в таком случае маловероятно. Для предоставления пояснений в письменном виде бухгалтеру предприятия дается 5 рабочих дней. Это можно сделать в свободной форме.

***

Итоги камеральной проверки могут привести компанию к сдаче уточненной декларации и растянуться на 3 месяца либо же вообще не иметь никаких последствий и занять минимум времени — 2 месяца. Проверка состоится в любом случае, и то, как она закончится, во многом зависит от правильности предоставленной информации.

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка может быть завершена досрочно. Подробнее об этом см. в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

См. «Не забывайте передавать в инспекцию квитанции о приеме электронных документов».

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом .

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по .

Оставьте комментарий