Карточка учета автомобильной шины

Содержание

Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование — сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.

Принципы бухгалтерского учета автошин

Основными параметрами учета являются: (нажмите для раскрытия)

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

Название операции Бухгалтерские контировки
Покупка шины для автотранспорта ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку),

ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),

ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),

ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету)

Ввод шины в пользование ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строя ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете»

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → «Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».

Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Учетная документация по работе автошин

Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).

Основное назначение учетной карточки — оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация: (нажмите для раскрытия)

  • дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
  • техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
  • пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
  • дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
  • время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).

Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.

Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство. Читайте также статью: → «Путевой лист грузового автомобиля. Образец заполнения, бланк».

Норма эксплуатационного пробега для списания

Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.

Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:

  • заводского изготовителя;
  • по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
  • опыт организации по эксплуатации транспорта.

Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.

В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.

Учет износа и замены автомобильных шин

Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.

Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.

Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).

Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке

ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.

Название операции Бухгалтерские контировки
Оприходование запчастей автотранспорта на складское помещение ДТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»,

КТ 60. Читайте также статью: → «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60)».

Отображение НДС ДТ 19, КТ 60
Отчисление денег за покупку продавцу ДТ 60, КТ 51
НДС к вычету ДТ 68, КТ 19
Учтена цена купленных запчастей в тратах по обыкновенной деятельности ДТ 20, КТ 10, субсчет «Запчасти», «Запасные автошины», «Новые автошины»

Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете

Руководителем организации назначена комиссия из числа должностных лиц с целью проверки технического состояния автошин. Во время ее проведения проверяющие признали установленные детали на авто непригодными для эксплуатации. По результатам был составлен акт на списание материалов. Согласно ему полностью сношенные запчасти следует отправить на утилизацию, а взамен их установить новые.

В учетной карточке при выводе запчастей из пользования отмечаются время и основание демонтажа, единый пробег и направление на утилизацию. Замена автошин отображается следующим образом: ДТ 20, КТ 10, субсчет «Эксплуатируемая автошина» (учет цены непригодных запчастей в тратах по обычной деятельности), ДТ 10, субсчет «Другие материалы», КТ 91-1 (учет сношенных запчастей), ДТ 10, субсчет «Автошина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная автошина» (отображение цены установленных запчастей).

Ответы на вопросы по учету шин у автотранспорта

Вопрос №1. Как учитываются расходы по утилизации непригодных для пользования шин автотранспорта, исчисляют ли с них налоги?

Траты, связанные с утилизацией отходов, причисляются к расходам по текущей деятельности. На них тоже распространяется налогообложение.

Вопрос №2. Что представляет собой акт на списание, утилизацию автомобильных шин?

Используется общепринятая форма, которая включает сведения о назначенном составе комиссии, проведенном осмотре. Акт содержит полную информацию о характеристиках осмотренного объекта (заводской номер, общий пробег, размер, модель и т. д.). Проверяющие устанавливают техническую непригодность запчастей для автотранспорта, тут же указывают причины. Затем решают вывести их из эксплуатации и отправить в утиль. Готовый акт визируется председательствующим и остальными компетентными лицами из числа комиссии.

Вопрос №3. Какими нормативными документами можно руководствоваться при учете основных средств?

Работнику бухгалтерии следует взять на вооружение «Методические указания по бухучету основных средств», которые утверждены приказом Министерства финансов РФ № 91н от 13 октября 2003 г. Сейчас активно применяется редакция от 24.12.2010. Она освещает вопросы оценки, амортизации, содержания, восстановления и выбытия основных средств.

Вопрос №4. Можно ли не заводить учетную карточку на автомобильные шины?

Ведение учетной формы карточки, применение эксплуатационных норм пробега — обязательные составляющие эксплуатации автошин, используемые на предприятиях. Не делать это вправе только те владельцы транспортных средств, которые занимаются перевозкой грузов, пассажиров для личных нужд.

Вопрос №5. Как производится досрочное списание автомобильных шин по причине их испорченности и их учет на счетах?

Для подобных действий должно быть основание — заключение экспертной комиссии. Если автомобильные шины испорчены и установлено виновное лицо, то цена запчастей им компенсируется. Возмещаемая сумма считается внереализационной и относится к прочим доходам. Выбытие в таких ситуациях на счетах не отображается. Просто испорченное имущество списывают с внебалансового счета («Эксплуатируемые шины»).

Приложение 5 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России

СПИСАНО Штамп склада УГПС «__» ______________ 20 г. _________________________ (подпись) КАРТОЧКА учета работы автомобильной шины — новой, восстановленной, бывшей в эксплуатации (ненужное вычеркнуть) Наименование подразделения ________________________________________________ Размер ________________ Модель _____________ Серийный N ___________________ Дата изготовления _______________ Завод-изготовитель ______________________ Установлена на автомобиль марки ___________________________________________ Государственный регистрационный знак ______________________________________ ————————————————————————— ¦ Дата монтажа ¦ Год ¦ Пробег шины, ¦ Состояние шины: ¦Дата демонтажа ¦ ¦ или ¦ ¦ км ¦дефекты, характер и¦ с указанием ¦ ¦ перестановки ¦ +—————+размер повреждений,¦причины: сдача ¦ ¦ (указать ¦ ¦за ¦с начала¦ глубина рисунка ¦ в ремонт на ¦ ¦ колесо — ¦ ¦квар-¦эксплуа-¦ протектора в мм и ¦восстановление,¦ ¦ ходовое или ¦ ¦тал ¦тации ¦т.д. (указать дату ¦ списание ¦ ¦ запасное) ¦ ¦ ¦ ¦ осмотра) ¦ ¦ +—————+——-+——+———+——————-+—————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +—————+——-+——+———+——————-+—————+ +—————+20__ г.+——+———+——————-+—————+ +—————+ +——+———+——————-+—————+ +—————+ +——+———+——————-+—————+ +—————+——-+——+———+——————-+—————+ +—————+20__ г.+——+———+——————-+—————+ +—————+ +——+———+——————-+—————+ +—————+ +——+———+——————-+—————+ —————+——-+——+———+——————-+—————-

Указания по заполнению карточки:

1. Карточка заводится на каждую шину.

3. Карточка прилагается к акту на списание шины.

Старший водитель ____________________________ (фамилия, подпись)

Источник — Приказ МВД России от 24.01.1996 № 34

Продукция в наличии!

Хотите купить или сделать заказ в Самаре?

Наличный и безналичный расчет, в т.ч. НДС.

Приезжайте: ул. Ново-Вокзальная, д. 116, оф. 308, 310

Звоните: +7 (846) 207-10-03; +7 (987) 431-24-01

Пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы:

понедельник-четверг: с 9 до 17 часов без обеда

пятница: с 9 до 16 часов без обеда

Хотите купить или сделать заказ в другом городе России?

Звоните: +7 (846) 207-10-03; +7 (987) 431-24-01

Пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

понедельник-четверг: с 9 до 17 часов без обеда

пятница: с 9 до 16 часов без обеда

Доставка по России по тарифам почты России или автотранспортных компаний!

Можно заказать доставку любой удобной вам транспортной компанией!

Для примера, вы можете сделать расчет ориентировочной стоимости доставки в калькуляторе одной из транспортных компаний:

Рассчитать стоимость доставки

Мы поставляем продукцию по России, в т. ч. в такие города, как:

  • Абакан
  • Альметьевск
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Белгород
  • Бийск
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Витебск
  • Волгоград
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Димитровград
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Йошкар-Ола
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Караганда
  • Кемерово
  • Киров
  • Кисловодск
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Липецк
  • Магнитогорск
  • Махачкала
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нальчик
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Тверь
  • Тобольск
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Уральск
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Якутск
  • Ярославль

Из этой статьи вы узнаете:

  • к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы;
  • как вести учет их приобретения, замены и списания.

Правила эксплуатации

Чтобы избежать ошибок в учете, надо знать сроки эксплуатации шин и аккумуляторных батарей (далее – АБ), а также понимать, когда можно их менять (см. таблицу).

Правила эксплуатации установлены:

  • для шин – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 488 (далее – Нормы № 488);
  • для АБ – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 489 (далее – Нормы № 489). Кроме того, нужно ориентироваться на Правила эксплуатации аккумуляторных батарей, утвержденные приказом Минтранса от 02.07.08 г. № 795 (далее – Правила № 795).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-0

АБ

Шины

Срок использования

Эксплуатационные нормы использования АБ установлены п. 3.10 Норм № 489. Срок эксплуатации зависит от степени выработки АБ.

Если нормы выработки АБ, установленные заводом-изготовителем в технической документации к АБ, выше тех, что предусмотрены в Нормах № 489, тогда следует применять нормы завода-изготовителя (п. 3.9 Норм № 489)

Зависит от фактического пробега шины. Степень износа шины определяется по высоте рисунка ее протектора.

Если заводом-изготовителем установлены другие нормы износа шин, то Нормы № 488 для определения износа не применяются (п. 3.8 Норм № 488)

Причина замены (списания)

Замена АБ производится в случае передачи АБ на техобслуживание (в ремонт) или в случае списания.

АБ списывается с баланса, если одновременно выполняются такие условия (п. 3.12, 3.13 Норм № 489):

– средний ресурс АБ, установленный Нормами № 489, выработан;

– достигнуто предельное состояние, при котором емкость АБ снижается до 40 % номинальной, а восстановление пригодности АБ невозможно или нецелесообразно;

Еще одно основание для списания АБ: обнаружены производственные или эксплуатационные дефекты АБ, которые не подлежат исправлению, либо такое исправление экономически нецелесообразно.

Внимание! Списанные АБ передают специализированному предприятию на утилизацию. Срок такой передачи – не позднее 3 месяцев с даты списания АБ (п. 9.9 разд. IX Правил № 795)

Замена шин производится в случае:

– передачи шины на восстановление (наварку), если такая шина классифицируется заводом-изготовителем как восстанавливаемая;

– сезонной замены шин (при переходе от летнего сезона к зимнему и наоборот);

– по другим причинам, которые могут появиться у предприятия.

Списание шин осуществляют (п. 3.2 Норм № 488):

– после окончания нормативного срока эксплуатации, если шины не подлежат восстановлению;

– независимо от срока эксплуатации шины – если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, а ремонт нецелесообразен

Документы для учета

Передачу шин и АБ со склада в эксплуатацию и наоборот оформляют Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Учет износа АБ ведется в Карточке учета наработки и отслеживания оборота АБ (приложение 12 к Правилам № 795). Кроме того, заполняются:

  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию и ремонту АБ (приложение 10 к Правилам № 795) – для учета ремонтов АБ;
  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию АБ во время хранения (приложение 11 к Правилам № 795) – для отражения работ по уходу за АБ в период, когда она не эксплуатируется.

Шины, приобретенные отдельно от автомобиля, учитываются в Карточке складского учета материалов (типовая форма № М-12, утвержденная Приказом № 193).

Учет износа шин (в т. ч. и приобретенных в составе автомобиля) ведется в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее – карточка шин, приложение 5 к п. 7.1 Норм № 488).

Если шины классифицируются как восстанавливаемые, то на каждую поступившую после восстановления шину заводится новая карточка. Для заполнения карточки нужно знать схему маркировки шины. Разобраться в этом помогут рисунки 1–5 и таблицы 1, 2, размещенные в приложении 3 к п. 5.4 Норм № 488.

Бухгалтерский учет

Общие правила

Шины и АБ – это активы со сроком службы более года и значительной стоимостью. Поэтому на практике часто возникает вопрос:

Как учитывать шины и АБ – в составе запасов или в составе основных средств (далее – ОС)?

Ответ на этот вопрос зависит от способа приобретения шин и АБ.

Если шины и АБ приобретены вместе с автомобилем (установлены на нем) и их стоимость включена в цену автомобиля, то они учитываются в составе ОС (Инструкция, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, далее – Инструкция № 291, пояснения к субсчету 207 «Запасные части»). То есть в учете на субсчете 105 «Транспортные средства» отражается один объект ОС автомобиль. Аналогично ведется учет запасных шин, приобретенных вместе с автомобилем.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-1

На заметку! Сезонная замена таких шин и их списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. Это же относится и к АБ.

Если шины и АБ приобретены отдельно от автомобиля, тогда они относятся к составу запасов и учитываются на субсчете 207 (п. 6 П(С)БУ 9, Инструкция № 291). По дебету этого субсчета отражают оприходование шин и АБ, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.

Следующий вопрос, который возникает у бухгалтера:

Как учитывать расходы на замену шин и АБ?

Замена шин и АБ не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений транспортных средств (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102, далее – Положение № 102). Исходя из анализа п. 1.3, 3.13, 3.14 Положения № 102, такую операцию нельзя признать и ремонтом. Значит, замену шин и АБ можно отнести к тех­ническому обслуживанию автомобиля (далее – ТО).

Отметим, что данные операции не упомянуты ни в перечне операций ТО-1 (приложение А к Положению № 102), ни в перечне ТО-2 (приложение В). Однако замена шин включена в примерный перечень операций сезонного ТО. То есть сезонная замена шин – это однозначно ТО.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-2

Возьмите на заметку! Чтобы замена шин и АБ считалась ТО, рекомендуем разработать на предприятии и утвердить приказом руково¬дителя подробный перечень операций ТО, руководствуясь Положением № 102.

Вариант учета на выбор

Учет шин, которые приобретены отдельно от автомобиля, можно вести с применением двух вариантов:

Вариант 1. Списание стоимости шин на расходы при передаче в эксплуатацию

При вводе в эксплуатацию (установке на автомобиль) стоимость шин включается в расходы отчетного периода – как расходы на поддержание автомобиля в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 9). Категория расходов зависит от направления использования автомобиля, на который шины устанавливаются (это могут быть расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы).

Если шина вводится в эксплуатацию впервые, то на расходы списывается её первоначальная стоимость. При повторных передачах в эксплуатацию шина опять списывается с баланса по чистой стоимости реализации.

После передачи шин в эксплуатацию учет шин ведется только в количественном выражении по материально ответственным лицам.

При возврате из эксплуатации на склад (при сезонной замене, для ремонта) шина приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2, далее – Методрекомендации № 2; п. 24 П(С)БУ 9). Новую стоимость шины определяет комиссия, созданная на предприятии.

Возврат изношенных шин (как возвратных отходов). Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Возврат изношенных шин для утилизации. Если шины сдаются на утилизацию, так как непригодны для дальнейшего использования, то контроль за их перемещением ведется только в аналитическом учете.

Передача для утилизации. Затраты на утилизацию включаются в состав прочих операционных расходов и отражаются на одноименном субсчете 949.

Вариант 2. Списание стоимости шин на затраты по окончании срока эксплуатации

При вводе шин в эксплуатацию их стоимость не списывается на расходы периода. Шины продолжают учитываться на балансе в составе запасов. Для учета шин в обороте используются субсчета третьего порядка, например:

  • 20711 «Шины на складе»;
  • 20712 «Шины в эксплуатации»;
  • 20713 «Шины, переданные в ремонт (на восстановление)» и т. п.

Возврат шин из эксплуатации (сезонная замена, ремонт) отражается только на соответствующих субсчетах. Балансовая стоимость шин не изменяется. Шины продолжают учитываться по первоначальной стоимости. Передача шин в ремонт и возврат из ремонта также не приводят к увеличению расходов. Шины продолжают числиться на балансе по первоначальной стоимости.

Возврат изношенных шин отражается только на соответствующих субсчетах.

Списание шин. Если принято решение о списании шин, то их стоимость будет списана с баланса и включена в расходы в зависимости от направления использования автомобиля, с колес которого они сняты (в расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы). Расходы на утилизацию учитываются как и при варианте 1.

Оприходование изношенных шин как возвратных отходов. Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Передача на утилизацию. Если шина непригодна к использованию на предприятии, ее передают на утилизацию специализированному предприятию. В учете отражаются только расходы на утилизацию.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-3

На заметку! Для обоих вариантов стоимость работ по ремонту (восстановлению) шин отражается в составе расходов текущего периода в зависимости от направления использования автомобиля. Там же учитывается и стоимость работ по замене (в т. ч. сезонной) шин (п. 3.19 Положения № 102). Такие расходы отражаются в учете проводкой Дт 23, 91–94 – Кт 685.

Аналогично ведется учет АБ. Только АБ не меняют по сезону. Как правило, АБ снимается с автомобиля один раз – когда полностью вырабатывает свой рабочий ресурс.

Какой вариант учета лучше выбрать?

Этот вопрос предприятие решает самостоятельно. А чтобы вы смогли сделать правильный выбор, приведем аргументы за и против применения каждого варианта.

Аргументы против применения:

  • варианта 1. Этот вариант предусмотрен согласно п. 23 П(С)БУ 9 только для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины и АБ таковыми не являются. Кроме того, стоимость шин и АБ в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах;
  • варианта 2. Шины и АБ, которые находятся в эксплуатации, учитываются по первоначальной стоимости, то есть реальная стоимость активов предприятия завышается. Причина – запасы должны отражаться в бухучете и отчетности по наименьшей из двух оценок: либо по первоначальной стоимости, либо по чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9).

Аргументы за применение варианта 2. Такой вариант учета шин удобен тем, что предприятие не «теряет» шины. И он предусмотрен в Инструкции № 291. Считаем, что вариант 2 предпочтительнее, особенно для плательщиков налога на прибыль.

Налог на прибыль

Плательщики налога на прибыль, которые не корректируют финрезультат до налогообложения на разницы, отражают операции, связанные с приобретением, эксплуатацией, ремонтом и списанием шин и АБ, по правилам бухучета.

Для налогоплательщиков, которые корректируют финрезультат на разницы из разд. III Налогового кодекса (далее – НК), отметим:

  • операции с шинами и АБ, которые приобретены отдельно от автомобиля, не приводят к корректировкам финрезультата. При этом не имеет значения, использовался автомобиль в хозяйственной деятельности или нет. Корректировка финрезультата предусмотрена только на расходы по улучшению непроизводственных ОС (п. 138.1, пп. 138.3.2 НК). А расходы по операциям с шинами и АБ таковыми не являются;
  • если же шины и АБ приобретены в составе автомобиля, который предназначен для использования в нехозяйственной деятельности предприятия, – тогда капитальные расходы, связанные с шинами и АБ, которые оприходованы на субсчет 105 в составе такого автомобиля, в налоговом учете не отражаются (пп. 138.3.2 НК).

НДС

В момент приобретения шин и АБ у покупателя возникает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной).

Если шины и АБ будут установлены на автомобиль, который используется в нехозяйственной деятельности или в операциях, не облагаемых НДС, то для корректировки налогового кредита придется начислить налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК. База налогообложения – цена приобретения шин и АБ (п. 188.1 НК).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-4

Будьте внимательны! В случае списания шин и АБ, которые еще не подлежат списанию по своим техническим характеристикам, можно сказать (при фискальном подходе), что шины и АБ перестают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. А значит, есть основания для начисления налоговых обязательств согласно п. 198.5 НК.

Передача шин в качестве вторсырья перерабатывающему предприятию рассматривается как их поставка, то есть на дату первого события в этой операции начисляются налоговые обязательства.

Применяем на практике

Пример. Учет приобретенных шин

Предприятие приобрело грузовой автомобиль. На автомобиле уже были установлены шины и была запасная шина. Для сезонной замены шин были приобретены 4 зимние шины стоимостью 4 800 грн (в т. ч. НДС – 800 грн). Шины, приобретенные вместе с автомобилем, передали на склад до наступления летнего сезона. Во время эксплуатации зимняя шина была повреждена и передана в ремонт. На время ремонта на автомобиль установили запасную шину.

Кроме того, в связи с выработкой ресурса было списано 10 отдельно приобретенных шин. После списания 4 шины оставили для хознужд предприятия, 3 – передали в качестве вторсырья на перерабатывающее предприятие, 3 – на утилизацию специализированному предприятию.

Предприятие ведет учет приобретенных шин по варианту 2 (см. выше).

(грн)

Учет автошин, находящихся на складе, ведется по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, а также по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)).

Автошины, выделенные в оборотный фонд службе технической помощи на линии, вулканизационным и ремонтным участкам, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (подотчете). Учет ведется по видам, размерам и месту нахождения.

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме согласно приложению 17 к Правилам. Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами. Допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Выжигание производится прибором «Электроклеймо». Глубина выжигания не должна превышать одного миллиметра. В карточке учета работы указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом автомобиле, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке». После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке. Ежемесячно в карточку учета работы шины вносится фактический пробег автомобиля по спидометру, если не было замены запасной шиной.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля (включая запасную), так как это приводит к начислению пробега на неработающую запасную шину и неправильному определению фактического пробега каждой шины.

Для правильного учета пробега шин работнику, ответственному за учет работы шин, необходимо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточкам учета.

При снятии шины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» карточки учета записываются ее полный пробег, техническое состояние, куда направляется шина (в ремонт, на восстановление или в утиль).

При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета подписывается председателем комиссии (главный инженер или руководитель предприятия) и членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за сдачу шины на восстановление и пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими в организации положениями.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

Для определения пробега шин на автомобилях индивидуального пользования владельцам автомобилей рекомендуется записывать показания спидометра при снятии с эксплуатации и установке новых и восстановленных шин.

Пример заполнения карточки учета автомобильной шины приведен ниже (см.прикрепленный файл).

Дата и причины снятия шины с автомобиля указываются после снятия шины по каким-либо причинам (выход из строя, необходимость ремонта, установка на другой автомобиль и т.п.). Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации также записывается в карточку при снятии шины с автомобиля для направления на восстановление или в утиль.

Отпуск автошин для замены требующих ремонта или негодных шин производится по акту-требованию на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10 или накладной-требованию на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11 (утверждены постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241) только при условии сдачи на склад автошины, снятой с автомобиля. Автошины, снятые с автомобиля для ремонта или списания в утиль, приходуются на склад по накладной-требованию на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11, выписываемой работником, ответственным за учет работы шин, с приложением «Карточки учета работы автомобильной шины».

На автошины, поступающие в автотранспортное предприятие вместе с капитально отремонтированными (восстановленными) автомобилями, а также с автомобилями, бывшими в эксплуатации либо полученными безвозмездно, карточки учета работы автошины открываются на основании данных актов приемки-передачи основных средств, в которых перечисляются с процентом годности (износа) все установленные на автомобиле шины (в 2004 г. могут использоваться формы актов ОС-1 и ОС-2, утвержденные постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241, а с 1 января 2005 г. — формы ОС-1 и ОС-3, утвержденные постановлением Минфина РБ от 08.12.2003 № 168).

Оставьте комментарий