Казачье общество

Содержание

§ 12. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Первые казаки появились в России в 16-ом веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.

В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.

Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Все это обусловило необходимость правового регулирования казачьих общественных объединений и, соответственно, выделения их как особой разновидности юридических лиц.

В федеральный закон от 12 января 1996 г. N 275-ФЗ «О некоммерческих организациях» федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций как казачьи общества.

Помимо ГК казачьи общества также регулируются Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Кроме того, как следует из п. 4 указа президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества», должно быть принято специальное постановление правительства РФ регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченное вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09 августа 1995 г. N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества — достижение общественно полезных целей, которые указаны в упомянутом выше определении в самом общем виде.

Кроме того, обычными направлениями их деятельности являются:

1) охрана общественного порядка;

2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;

3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;

4) патриотическое воспитание детей и молодежи;

5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;

6) профилактика и борьба с наркоманией;

7) создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». Этим указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Нельзя не обратить внимания на то, что в ГК говорится только о зарегистрированных казачьих обществах. Это обусловлено тем, что настоящее время появилось большое количество псевдо казачьих организаций, которые используют казачью атрибутику, однако по сути таковыми не являются.

Единственными видами юридических лиц, в которые могут быть преобразованы казачьи общества являются ассоциации и автономные некоммерческие организации.

В новом выпуске рубрики-инструкции «How to» «Собака.ru» рассказывает, какое отношение нынешние казаки имеют к Дону и Кубани, в какой день рекомендуется принимать присягу, как выиграть грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований» и как быть в тренде и организовать казачью рок-группу.

Казачество в России переживает свой ренессанс. Начало этому положила концепция развития казачества, принятая в 2008 году. А через три года в Петербурге и Москве массово стали появляться отряды казаков, утверждающих, что охраняют порядок в городе. Чтобы как-то контролировать возникшую субкультуру, государство создало «реестровое казачество» — по сути регистрацию и учет казаков в обществе, а также наделило их полномочиями и обязанностями госслужащих. По оценкам экспертов, реестровых казаков сейчас в стране около 700 тысяч. Еще 600 относятся к так называемым «общественным». Они носят те же звания, используют дореволюционную атрибутику, но при этом никаких прав вмешиваться в общественную жизнь города у них нет.

1. Зарегистрироваться

Казачье общество, которое намерено войти в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, должно регистрироваться в форме некоммерческой организации. Для этого, согласно ФЗ № 7 «о государственных некоммерческих организациях» потребуется заявление учредителя (и отдельно сведения о нем), устав (с наименованием организации) в трех экземплярах, протокол собрания, на котором вы решили довробольно создать отряд, документ об уплате госпошлины (2000 рублей) и 50 человек. Можно, конечно, и меньше, но тогда в официальный реест казачих обществ вас не внесут.

Дмитрий Юрченко, начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»

Есть реестр, в котором казачье общество вносится Минюстом в качестве некоммерческой организации (НКО), согласно федеральному закону (ФЗ154 и ФЗ101), затем все действительные члены общества подписывают заявление о несении государственной службы и приступают к ней. Из таких объединений и формируется реестр общественных казачьих организаций РФ. Сейчас в нем более восьмидесяти казачьих труктур. Есть различные виды казачьих объединений: отдедьское казачье общество, станичное, хуторское, община, землячество, отряды, некоторые из них организованы по другим принципам. То есть де-факто вы можете быть казачьим отрядом, но де-юро можете им не являться. Хотя так или иначе деятельность казаков предполагает наличие юридического лица. Чаще всего, казачьи патрули, или отряды, как их называют, всего лишь объединение граждан, в той или иной форме входящих в какое-то большое казачье общество»

2. Присяга

Присяга обязательна для всех действительных членов казачьего общества. Проходит она в любом православном храме в присутствии атамана, старейшин и всех новичков. Перед присягой священник совершает краткий молебен. У каждого общества в зависимости от его традиций и географического положения свой текст присяги. Но приблизительно может звучать так:

«Я, (ФИО), пред Честным Крестом и Святым Евангелием присягаю: верой и правдой служить Отечеству, Церкви Православной, честному казачеству, свято хранить добрые казачьи традиции и обычаи. Защищать их в годину брани, не щадя живота своего. Не за страх, а по совести выполнять возложенные на меня обязанности, подчиняться законной Власти, Атаману, Священноначалию, а данные мне права и власть не употреблять во зло»

Приниммать присягу очень рекоммендуется в день день Православного казачества (Донской иконы Божьей Матери) — 12 мая

3. Соблюдать традиции

Церемонии прибивки знамен войсковых казачьих обществ в Донском ставропигиальном монастыре

Казаком может стать далеко не каждый. Моральный облик будущего казака определяется христианскими заповедями. Религиозность — принципиальна. Ещё одна традиция казачества — поддержка российской государственности (т.е. никакого «Россия без Путина»), самоотверженность, служба родине — всё это радостно приветсвуется. Если вы казак, прибывший в новую общину, вам дадут испытательный срок, где эти и другие качества смогут пройти проверку (срок варьируется обычно от полугода до двух лет).

4. Cлужба

Основная миссия казаков сегодня — не только разгон антиправославных выставок и требования запретить спектакли Набокова. В указе президента от 2011 года служба на благо Отечества прописывается как: «охрана общественного порядка и природных ресурсов, поддержание патриотического образования молодежи и сохранение памятников культурного наследия».

Дмитрий Юрченко, начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»:

Сейчас в Петербурге существует сводное объединение „казачья милиция“, например, и отдел охраны правопорядка вместе с ГУ МВД. Есть конная казачья сотня. Казаки Петербурга организовали образовательные курсы урядников, казачьи ансамбли и группы, реконструкцию великих сражений и многое другое»

Борис Алмазов, писатель, почетный атаман Северо-Западного Округа Союза казаков:

Если казаков официально признают субэтносом, это решит нашу главную проблему. Законодательная база существует. Есть закон о национально-культурной автономии (который сейчас везде нарушается), и существует закон о местном самоуправлении. Хотите у себя в станице ввести атаманское правление — собирайте сход, вводите, кто вам мешает? Вперед!
Это если казаки — народ. А если казаки — это нечто непонятное, то остаются клоунские патрули и ансамбль „Рашен балалайка“. Если уж обязательно решили завести национальные патрули, то почему обязательно казачьи? Почему не ингушские или не мордовские? Уже сейчас почти нет в реестре казаков по происхождению. Любым делом (и охраной правопорядка) должны заниматься профессионалы»

1. Поставить спектакль

На волне интереса к казакам петербургский театр «Мастерская» в прошлом году выиграл грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований». Директор театра Михаил Барсегов что вписался в грантовую программу едва ли не случайно — он искал деньги на постановку спектакля «Тихий Дон» по роману Шолохова.

Никита Деньгин, пресс-секретарь театра «Мастерская»:

Безусловно, казаки сейчас стали трендом, в этом, как мне представляется, есть некая тяга общества к стабильности, к „почвенничеству“, к основам: все сейчас быстро меняется, но хочется, чтобы некоторые понятия, такие как семья, отечество, долг оставались неизменными. Но упрекнуть „Мастерскую“ в примитивном пиар-ходе и банальной погоне за зрителем нельзя по одной простой причине: спектакль „Тихий дон“ задумывался Григорием Козловым с другим курсом чуть ли не 10 лет назад — выпуск 2005 года занимался романом, но по ряду причин спектакль на сцену так и не вышел. В рамках проекта „Российское казачество в периоды социальных преобразований“ 18-19 мая состоится премьера „Тихого дона“ с третьекурсниками мастерской Григория Козлова в театральной академии (СПбГАТИ), для них это будет первый выход на сцену. Это будет психологический театр, театр про людей, про неразрывную связь каждой отдельно взятой судьбы с событиями большой истории»

2. Казачья рок-группа

Казачьи песни — это не только «Любо, братцы, любо». Пока в Краснодаре уже вовсю действует радио «Казак fm» — единственная в своем роде радиостанция с кубанским фольклором и лозунгом «Настоящее раздольное радио», — в Петербурге в тесных клубах и рок-кафе происходит становление казачьего рок-движения. Группа «Ас Вентура», например, позиционирует себя как смесь из альтернативы, фолка и инди, выпускает альбомы при помощи краудфандинга.

Иван Андрианов, лидер группы:

Группа образовалась на Камчатке когда мне было 16 лет. Тогда мы были обычной панк-группой. Чуть позже узнал, что я родом из казаков (тогда еще никакой моды не было на казаков, был 1998 год). Узнал случайно, и эта тема меня очень зацепила. Стал интересоваться историей казаков и своей семьи, понял, что это мое. В итоге вступил в казачью организацию, а в творчестве появились песни о казаках, которые постепенно стали основой репертуара. Причем это были и рок-песни, и казачьи, как мне кажется.
В Питер мы приехали в 2007 году. Сейчас я казак станицы „Адмиралтейская-Невская“. Не все казаки принимают наше творчество, потому как по большей части это люди консервативные. Многим подавай народную песню, и все тут. А рок, говорят, от лукавого. Однако достаточно и тех, кто понимает, что традиция должна жить и в настоящем, в современных формах. Задача „осовременить“ казачью культуру, не испортив, не упростив и не обокрав ее — сложная, и под силу, наверное, только великому художнику»

Виды казачьих обществ:

  1. Хуторские
  2. Станичные
  3. Городские
  4. Районные (юртовые)
  5. Окружные (отдельские)
  6. Войсковые.
  • Хуторское, станичное, городское казачье общество — это первичное объединение граждан РФ и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в РФ и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
  • Районное (юртовое) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.
  • Окружное (отдельское) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.
  • Войсковое казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов РФ либо на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения двух и более субъектов РФ казачьи общества, основываются на членстве.

Члены казачьих обществ «в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы».

Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое), окружное (отдельское), войсковое казачье общество создается с фиксированной численностью членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

  • Устав казачьего общества
  • Перечень казачьих обществ, входящих в состав окружного (отдельского) казачьего общества, войскового казачьего общества
  • Решениеобщего собрания (конференции) казачьего общества>
  • Нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации казачьего общества в качестве некоммерческой организации
  • Сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы
  • Для хуторского, станичного, городского, районного (юртового) казачьих обществ необходимо представить список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы
  • Иные необходимые для государственной регистрации документы в соответствии с установленным порядком ведения государственного реестра казачьих обществ в РФ.

Основания исключения казачьих обществ в РФ из государственного реестра

  • Нарушение казачьим обществом и (или) его членами Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
  • Систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или ининой службы
  • Уменьшения установленной (фиксированной) численности членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы
  • Ликвидации казачьего общества в качестве юридического лица.

Конкретные обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы отражаются в их уставах, которые принимаются на общих собраниях членов казачьих обществ.

  • Хуторское казачье общество вносится в государственный реестр, если в его состав входит не менее 50 способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов казачьего общества. Станичное и городское казачьи общества вносятся в государственный реестр, если в их состав входит не менее 200 таких членов казачьих обществ. В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть внесены в государственный реестр, если в их состав входит менее 200 членов казачьих обществ
  • Районное (юртовое) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ, если общая численность их членов составляет не менее 1 тысячи.
  • Хуторские, станичные и городские казачьи общества, не входящие в состав районных (юртовых) казачьих обществ, объединяются в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 2 тысяч. В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2 тысяч.
  • Окружные (отдельские) казачьи общества объединяются в войсковое казачье общество, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 10 тысяч.
    • В Сибири, на Дальнем Востоке и в Республике Калмыкия войсковое казачье общество может быть создано при меньшей численности указанных членов такого общества.
  • Войсковое казачье общество создается в пределах территорий 2-х и более субъектов РФ либо на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения 2-х и более субъектов РФ, и является самостоятельным объединением хуторских, станичных, городских, районных (юртовых) и окружных (отдельских) казачьих обществ.

Согласно п. 9 Временного положения для внесения в государственный реестр хуторские, станичные, городские и районные (юртовые) казачьи общества на своих общих собраниях принимают решения:

  • О взятии на себя членами казачьего общества конкретных обязательств по несению государственной и иной службы, которые отражаются в их уставах
  • О вхождении в казачий округ (казачий отдел).
  • Аналогичные решения, включая решение о вхождении казачьего округа (казачьего отдела) в войсковое казачье общество, принимаются на общем собрании окружного (отдельского) казачьего общества.

В пояснительной записке указываются следующие данные:

  • Общая численность членов каждого хуторского, станичного, городского и районного (юртового) казачьего общества, а также каждого окружного (отдельского) казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества
  • Численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов каждого хуторского, станичного, городского и районного (юртового) казачьего общества, а также каждого окружного (отдельского) казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества
  • Общая численность членов войскового казачьего общества, способных и изъявивших желание нести государственную службу
  • В случае наличия — сведения о земельных участках и земельных паях (долях), находящихся в собственности, владении и пользовании членов казачьих обществ, землях запаса и фондах перераспределения для наделения членов казачьих обществ земельными участками для индивидуального и общественного пользования;
  • Штатная численность органов управления войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ
  • Сведения о деятельности казачьих обществ по патриотическому и интернациональному воспитанию членов казачьих обществ, подготовке их к защите Отечества, развитию технических и прикладных видов спорта, а также по участию в мероприятиях гражданской и территориальной обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и оказанию помощи пострадавшим.

Как зарегистрировать казачье общество

Привет всем!

Сегодня я хочу поделиться с читателями регфорума опытом (именно тем, который сын ошибок трудных) в регистрации некоммерческой организации такой, достаточно редко встречающейся организационно-правовой формы, как казачье общество.

Согласно п. 1 ст. 123.15. ГК РФ, казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных ФЗ от 05.12.2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее — 154-ФЗ), добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Ключевым аспектом при выделении казачьего общества из ряда других некоммерческих организация является то, что помимо государственной регистрации оно должно быть внесено в государственный реестр казачьих обществ, а его члены – принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В противном случае, это просто основанная на членстве некоммерческая организация.

Обязательства по несению государственной или иной службы казачьего общества отражаются в его уставе по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (п. 1. ст. 6 154-ФЗ).

Однако как показывает опыт, не стоит торопиться отражать в уставе эти обязательства при создании казачьего общества, объясню почему.

В соответствие с п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 61 ГК РФ).

Следовательно, до момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании казачьего общества, принятие на себя обязательств, членами казачьего общества, по несению государственной или иной службы не возможно по причине отсутствия правоспособности у казачьего общества, а следовательно и у его членов.

Таким образом, в уставе, представляемом для государственной регистрации казачьего общества при создании, наличие положений о принятии членами казачьего общества обязательств по несению ими государственной или иной службы не допустимо. Примерно такую формулировку я прочитал в отказе государственной регистрации, полученном этим летом.

Конечно отсутствие названных обязательств в уставе избавляет заявителя от его согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, однако это вовсе не облегчает регистрацию, а только удлиняет процесс. Ведь если вы хотите создать полноценное казачье общество, то принятия обязательств не избежать.

Итак, мы подошли к самому главному, то есть непосредственно к порядку регистрации. Основываясь на полученном опыте, процесс государственной регистрации казачьего общества я разделю на четыре этапа.

Первый этап, т.е. государственная регистрация казачьего общества как юридического лица, не имеет в себе каких либо принципиальных особенностей, делающих его отличным от регистрации некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Регистрация осуществляется по общим правилам, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Органом исполнительной власти, который уполномочен принимать решение о государственной регистрации некоммерческих организаций (в частности казачьих обществ) является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (далее – «уполномоченный орган»).

Перечень документов необходимых для государственной регистрации казачьего общества приводится в статье 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой в уполномоченный орган предоставляется:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • устав казачьего общества в трех экземплярах;
  • решение о создании казачьего общества и об утверждении его устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа казачьего общества, по которому осуществляется связь с казачьим обществом;
  • при использовании в наименовании казачьего общества имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

Рассмотрение документов уполномоченным органом занимает 14 рабочих дней, после чего, если отсутствуют основания для приостановления или отказа в государственной регистрации, документы направляются в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц о создании казачьего общества.

Запись о создании вносится в единый государственный реестр юридических лиц в течение 5 рабочих дней, после чего документы возвращаются в уполномоченный орган, и в течение 3 рабочих дней должны быть выданы заявителю.

Особое внимание в процессе подготовки документов на государственную регистрацию, рекомендую обратить на устав. В первую очередь конечно потому, что в нем устанавливаются основные правила регулирующие деятельность, управление, членство в обществе, и другие немаловажные принципы, а во вторую – он проходит тщательную проверку на соответствие требованиям законодательства, причем зачастую в варианте толкования уполномоченного органа.

Пробелы в законодательстве, не внятность и не точность формулировок, коллизии и прочие факторы, влияющие на правильность применения норм права в отношениях, регулирующих создание и деятельность казачьих обществ, предоставляют огромную возможность для толкования законодательства в том варианте, который является более выгодным по тем или иным причинам. И этот вариант, к сожалению, в основном не облегчат жизнь заявителю.

С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании казачьего общества, у него возникает правоспособность, а следовательно у его членов — возможность брать на себя определенные законодательством обязательства, соответствующие характеру и целям его деятельности, т.е. обязательства по несению государственной гражданской или иной службы.

Согласно ФЗ «О государственной службе российского казачества», российское казачество проходит следующие виды службы в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах;
  • правоохранительную службу.

Порядок прохождения службы членами казачьих обществ определяется законодательством о той или иной службе, но об этом не будем заострять свое внимание, так это уже не относится к регистрации.

Порядок принятия обязательств определен Указом Президента РФ от 7 октября 2009 г. N 1124), согласно которому, для принятия обязательств, члены казачьего общества подают заявления в письменной форме на имя атамана казачьего общество, который в свою очередь выносит эти заявления на рассмотрение высшего органа управления – общего собрания.

На основании представленных заявлений общее собрание выносит решение о принятии обязательств, что оформляется в письменном виде. В случае вхождения казачьего общества в состав вышестоящего казачьего общества, указанное решение должно быть согласовано с его атаманом.

Принятые членами казачьего общества обязательства по несению службы согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в подведомственности которых находится эта служба.

Согласование осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 декабря 2009 г. N 554, в соответствии с которым атаман казачьего общества представляет в соответствующий орган письмо с просьбой о согласовании с приложением копий следующих документов, заверенных в установленном порядке:

  • решение высшего органа управления казачьего общества о принятии членами казачьего общества обязательств по несению службы, подписанное атаманом казачьего общества, с указанием численности членов казачьего общества, представивших письменные заявления о готовности нести службу, по каждому виду службы отдельно;
  • сведения о количестве членов казачьего общества, заключивших в установленном порядке индивидуальные трудовые договоры, прилагаемые к указанному решению общего собрания казачьего общества;
  • документ, подтверждающий согласование решения общего собрания с атаманом вышестоящего казачьего общества, если казачье общество входит в состав казачьего общества большей численности.

Таким образом, во второй этап в регистрации казачьего общества я выделяю согласование обязательств по несению государственной или иной службы, которые приняли на себя его члены.

Принятые членами казачьего обязательства отражаются в его уставе, что требует внесения соответствующих изменений и дополнений. Это будет третьим этапом.

Внесенные изменения и дополнения в устав, как и для любых других организаций обязательно сопровождается государственной регистрацией, которая осуществляется в том же порядке и в те же сроки что и регистрация некоммерческой организации при создании.

Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации

Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации


Единый нарукавный знак реестровых казаков Российской Федерации


Единый рисунок лицевой стороны знамени реестровых войсковых казачьих обществ Российской Федерации

Общая информация

Дата создания

Руководство деятельностью осуществляет

Президент Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации

Председатель совета по делам казачества

А. Д. Беглов

Ключевой документ

ФЗ РФ от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»

Не следует путать «войсковые казачьи общества», действующие в нынешней Российской Федерации с «казачьими войсками» — термином, определяющим казачьи формирования в Российской Империи.

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 09.08.1995 № 835 система учёта казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований).

Правовые основы

Несмотря на учреждение госреестра казачьих обществ на самом высоком властном уровне, — указами Президента РФ, — в том числе, утверждение положения о нём, многие понятия, связанные с введением реестра, долгое время были не определены, в том числе, само понятие реестра.

В принятом в последующем Федеральном законе Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» под реестром подразумевается «информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах», а «российским казачеством» признаются «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ».

Первоначально обязанности по ведению государственного реестра были возложены на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.

Позднее эти обязанности были возложены на:

  • Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям;
  • Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации;
  • Федеральную регистрационную службу;
  • Министерство юстиции Российской Федерации.

Особенности государственной службы казачьих обществ, внесённых в реестр

Право быть привлеченными к несению государственной службы имеют только казачьи общества, зарегистрированные в качестве таковых и внесенные в Государственный реестр казачьих обществ. Общественные объединения казаков, иные некоммерческие и коммерческие организации не получают права несения государственной службы.

Несмотря на принятие Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и наличие в нём отдельного раздела «Государственная служба», понятие государственной «или иной» службы (обязательства по несению которой «в установленном порядке приняли на себя» члены казачьих обществ, внесённых в государственный реестр) — так до сих пор чётко и не определено.

Виды государственной службы, к которым привлекается российское казачество определены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 93. К ним относят:

  • организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;
  • охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.
  • охрана объектов животного мира;
  • охрана лесов;
  • охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
  • охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • охрана объектов культурного наследия.

Казачьи общества привлекаются к несению данных видов служб путём заключения соответствующих договоров с заинтересованными органами исполнительной власти.

Кроме того, несмотря на то, что исторически казаки традиционно несли воинскую повинность и исполняли военную службу, до конца не определено и особое отношение казачьих обществ, внесённых в реестр, к военной службе. Так, в действовавшем до октября 2013 года Временном положении о Государственном реестре казачьих обществ было прямо оговорено принятие обязательств государственной и иную службы «без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований». Однако, в п.4 Ст.5 Федерального закона РФ от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» указано:

4. Российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8) Российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Российское казачество проходит муниципальную службу в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Начиная с 2011 года и вплоть до 2014 года члены казачьих обществ направлялись на военную службу в воинские части, имеющие почетное наименование «казачьи» (каждое войсковое казачье общество направляло в определенную ВЧ). В ходе изменений в правила призыва с 2014 года информации о призыве казаков в казачьи ВЧ нет.

В ряде регионов действует муниципальная казачья милиция (казачьи дружины, в том числе, спецподразделения — казачьи отряды быстрого реагирования /КОБР/), успешно функционируют многочисленные казачьи охранные организации. В настоящее время в ряде субъектов федерации образованы государственный органы и учреждения, осуществляющие поддержку казачеству, реализующие право казаков на несение государственной службы

Современное реестровое казачество России, дублируя функции МВД и МЧС, компенсирует существенный недостаток штатного состава данных структур, что выливается в реальную экономию средств государственного бюджета.

Американским аналогом реестровых казаков, в определённой степени, является Национальная гвардия США.

Иерархия реестровых казачьих обществ Российской Федерации до 2011 года

Иерархия реестровых войсковых казачьих обществ

С момента учреждения государственного реестра во временном положении о нём была введена иерархия казачиьх обществ. Так, первоначально положением вводились следующие виды обществ:

  • хуторские,
  • станичные,
  • городские,
  • окружные (отдельские),
  • войсковые.

С вступлением в силу Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» система казачьих обществ была дополнена Районными (юртовыми) казачьими обществами, которые стали «прослойкой» между первичными (станичными, хуторскими и городскими) обществами и окружными (отдельскими).

С 2011 года в систему казачьих обществ было введено «Всероссийское казачье общество», устав которого утверждается Президентом РФ. Это общество должно объединить все войсковые и отдельные окружные (отдельские) казачьи общества в единую систему. Всероссийское казачье общество было утверждено на съезде 27 ноября 2018 года, когда 500 делегатов от всех казаческих обществ единогласно за него проголосовали.

Фактически, высшим уровнем иерархии являются войсковые казачьи общества. (Однако, у казаков иерархия строится наоборот — по принципу демократического централизма, заключающемся в подотчётности и подконтрольности высших органов низшим).

В настоящее время на территории Российской Федерации действует 11 реестровых войсковых казачьих обществ со своими органами управления, информация о которых приведена ниже.

Перечень реестровых войсковых и отдельных окружных казачьих обществ

Нарукавный знак
(эмблема)
Наименование Расцветка
формы
одежды
Сведения об органе управления Законодательный акт,
утвердивший Устав
Волжское войсковое казачье общество
(ВВКО)
Действующий войсковой атаман:
Иванов Юрий Евгеньевич
Войсковой штаб ВВКО расположен по адресу:
443041, г. Самара, пер. Гончарова, дом 1
тел.: 8 (846) 332-46-65, 8 (846) 332-19-06,
факс: 8 (846) 332-46-65
53°11′12″ с. ш. 50°06′35″ в. д.HGЯOL
(www.ввко.рф) — Официальный сайт ВКО
Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 июня 1996 года № 308-рп
Сибирское войсковое казачье общество
(CВКО)
Действующий войсковой атаман:
Привалов Геннадий Николаевич
Войсковой штаб СВКО расположен по адресу:
644033, г. Омск, ул. 1-я Затонская, дом 17
тел.: 8 (3812) 25-45-85
55°00′34″ с. ш. 73°20′19″ в. д.HGЯOL
(www.казакисибири.рф) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 года № 95
Забайкальское войсковое казачье общество
(ЗВКО)
Действующий войсковой атаман

Чупин Геннадий Петрович

Войсковой штаб ЗВКО расположен по адресу:

672000, г. Чита

ул. Ленинградская, дом 3.

тел.: 8 (914) 480-99-38, 8 (924) 473-78-17

52°01′51″ с. ш. 113°29′58″ в. д.HGЯOL

(www.звко.рф) — официальный сайт ВКО

Указ Президента

Российской Федерации

от 31 июля 2014 г

№543

Терское войсковое казачье общество
(ТВКО)
Действующий войсковой атаман:
Журавский Александр Вячеславович
Войсковой штаб ТВКО расположен (временно) по адресу:
355008, г. Ставрополь, ул. Вокзальная, дом 24, редакция газеты «Казачий Терек»
тел.: 8 (962) 402-45-35
45°03′22″ с. ш. 41°59′54″ в. д.HGЯOL
(www.terkv.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 года № 97
Уссурийское войсковое казачье общество
(УВКО)
Действующий войсковой атаман:
Степанов Владимир Николаевич
Войсковой штаб УВКО расположен по адресу:
690110, г. Владивосток, ул. Светланская, дом 22
тел.: 8 (4232) 20-83-88, 8 (914) 790-12-24
43°06′56″ с. ш. 131°52′59″ в. д.HGЯOL
(www.kazaki-ukv.ru) — Официальный сайт ВКО
Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»
(ВКО ВВД)
Действующий войсковой атаман:
Гончаров Виктор Георгиевич
Войсковой штаб ВКО «ВВД» расположен по адресу:
346430, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112
тел.: 8 (863) 240-51-06
47°13′16″ с. ш. 39°43′14″ в. д.HGЯOL
(http://www.don-kazak.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 612
Енисейское войсковое казачье общество
(ЕВКО)
Действующий войсковой атаман:
Артамонов Павел Петрович
Войсковой штаб ЕВКО расположен по адресу:
660053, г. Красноярск, ул. Малиновского, дом 20
тел.: 8 (391) 265-67-36, факс: 8 (391) 267-12-5
56°02′50″ с. ш. 92°56′18″ в. д.HGЯOL
(www.eniseycossacks.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 613
Оренбургское войсковое казачье общество
(ОВКО)
Действующий войсковой атаман:
Романов Владимир Иванович
Войсковой штаб ОВКО расположен по адресу:
460009, г. Оренбург, просп. Братьев Коростелевых, дом 1
тел.: 8 (343) 272-33-69 — дежурный
51°47′08″ с. ш. 55°04′40″ в. д.HGЯOL
(www.ataman-ovko.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 года № 308
Кубанское войсковое казачье общество
(КВКО)
Действующий войсковой атаман:
Долуда Николай Александрович
Войсковой штаб КВКО расположен по адресу:
350063, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, дом 10
тел.: 8 (861) 231-96-49
45°01′03″ с. ш. 38°57′58″ в. д.HGЯOL
(www.slavakubani.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 года № 448
Иркутское войсковое казачье общество
(ИВКО)
Действующий войсковой атаман:
Шахов Николай Иванович
Войсковой штаб ИВКО расположен по адресу:
664027, г. Иркутск, ул. Ленина, дом 1а
тел.: 8 (3952) 24-38-05
52°17′25″ с. ш. 104°16′46″ в. д.HGЯOL
(www.irkv.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1998 года № 489
Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско»
(ВКО «ЦКВ»)
Действующий войсковой атаман:
Миронов Иван Кузьмич
Войсковой штаб ВКО ЦКВ расположен по адресу:
121351, г. Москва, пр. Мира, дом 49 А
Оперативный дежурный:Телефон / факс: 8 (499) 763-12-96
55°47′02″ с. ш. 37°38′00″ в. д.HGЯOL
Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2007 года № 574

Помимо войсковых казачьих обществ к реестровым обществам причисляют:

  • Отдельный Северо-Западный казачий округ (Территория деятельности — Северо-западный федеральный округ). Штаб — г. Санкт-Петербург;
  • Окружное казачье общество «Балтийский отдельный казачий округ — Балтийский казачий союз» (Территория деятельности — Калининградская область). Штаб — г. Калининград;
  • Окружное казачье общество «Севастопольский казачий округ» (Территория деятельности — г. Севастополь). Штаб — г. Севастополь.
  • Крымское Окружное Казачье Общество «Крымское Казачье Войско» (Территория деятельности-Республика Крым). Штаб — г. Симферополь.

Чины и знаки различия казачьих обществ

Чины членов казачьих обществ утверждены Указом Президента РФ от 10.02.2010 № 169 «О чинах казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»

В соответствии с Указом Президента казачьи чины относятся к специальным званиям.

Казачьи чины подразделяются на нижние, младшие, старшие, главные и высшие.

Нижние чины вправе присвоить атаман отдельского (окружного) казачьего общества. Младшие и старшие — войсковой атаман. Чины, начиная с есаула, присваивает полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе, в котором находится казачье общество (Председатель совета по делам казачества), чин казачьего генерала — сам Президент Российской Федерации.

Особенности казачьих погон.

Указом Президента РФ от 10.12.2010 № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» установлены знаки различия по чинам (погоны). Иным объединениям казаков запрещено иметь аналогичные знаки различия.

Знаки различия по чинам (погоны) в каждом войсковом казачьем обществе имеют свою расцветку кантов и просветов (у нижних и младших чинов — поля). Погоны прямоугольные, с трапециевидными (у высших, главных, старших чинов, старших вахмистров и вахмистров) и треугольными верхними краями (у младших вахмистров и нижних чинов). Парадные погоны старших, главных и высших чинов имеют серебристое поле, а повседневные — поля верха одежды.

Описание формы погон к походной форме, а также наличие кантов, просветов и полей нормативно-правовыми актами не конкретизировано.

Звёздочки для всех чинов — золотистого (на походной форме — защитного) цвета, диаметром 13 мм.

Цвет пуговиц на погонах, нашивок для нижних и младших чинов, поля погон для старших главных и высших чинов — серебристые.

Цвет нашивок на погонах для нижних и младших чинов серебристого (на походной форме — белого) цвета. Ширина размещаемых на погонах широких нашивок — 30 мм, узких — 10 мм.

Нижние и младшие чины
Нижние чины Младшие чины
Погоны к
повседневной
форме одежды
Казачий чин Казак Приказный Младший урядник Урядник Старший урядник Младший вахмистр Вахмистр Старший вахмистр
Погоны к
походной
форме одежды
Старшие, главные и высшие чины
Старшие чины Главные чины Высший чин
Погоны к
повседневной
форме одежды
Казачий чин Подхорунжий Хорунжий Сотник Подъесаул Есаул Войсковой старшина Казачий полковник Казачий генерал
Погоны к
походной
форме одежды

Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года № 168 «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» были утверждены гербы и знамёна реестровых казачьих войск (обществ) Российской Федерации.

Форма одежды членов казачьих обществ

Указом Президента Российской Федерации 2010 года № 171 утверждена форма одежды членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, входящих в состав тех или иных войсковых казачьих обществ.

Приказом Минрегион России 2010 года № 180 утверждена форма одежды членов окружных (отдельских) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но не входящих в состав войсковых казачьих обществ, и особенности её ношения.

Приказами Минрегион России 2010 года № 181 и № 182 утверждены Описание предметов формы одежды, знаков различия, а также Порядок ношения формы одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Разделяют несколько видов формы одежды членов казачьих обществ:

  • особая парадная носится в составе церемониальных подразделений, а также в других случаях по решению атаманов;
  • парадная для строя — в парадном строю в дни государственных праздников и годовых праздников войсковых или окружных (отдельских) казачьих обществ, на официальных мероприятиях с участием войсковых и окружных (отдельских) казачьих обществ, а также в других случаях — по решению атаманов;
  • парадная выходная — при проведении общих собраний войсковых и окружных (отдельских) казачьих обществ, при проведении общих собраний казачьих обществ, в ходе которых организуется прием новых членов, в других случаях — по решению атаманов, возможно ношение парадной выходной формы одежды в выходные и праздничные дни, а также при посещении храма;
  • походная — при исполнении обязательств по обеспечению общественного порядка, в период проведения полевых сборов, в других случаях — по решению атаманов;
  • повседневную форму казаки носят во всех остальных случаях.

См. также

  • Казаки
  • Реестровое казачество
  • Возрождённое казачество
  • Союз казаков России (СКР)
  • Атаманы реестровых войсковых казачьих обществ Российской Федерации
  • Казаки реестровых казачьих обществ Российской Федерации
  1. На примере знамени Терского войскового казачьего общества. Для остальных ВКО цвет поля и каймы знамени могут отличаться, однако, рисунок на знамёнах всех ВКО выполнен серебристым шитьём (тесьмой).
  2. 1 2 На примере погон Волжского, Енисейского, Кубанского и Сибирского войсковых казачьих обществ.
  • Указ Президента Российской Федерации от 09.08.1995 № 835 «О Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 16.04.1996 № 563, от 30.12.1999 № 1740, от 21.03.2005 № 316, от 30.04.2009 № 485, от 17.10.2013 № 778).

Казаки

Амурские · Астраханские · Бахмутские · Волгские · Гребенские · Донские · Некрасовцы · Линейцы · Енисейские · Забайкальские · Запорожские · Кубанские · Оренбургские · Семиреченские · Сибирские · Терские · Уральские · Уссурийские · Хопёрские

Казацкие сечи

Запорожские: Хортицкая (1552—1558) · Томаковская (1563—1593) · Базавлукская (1593—1630) · Никитинская (1638—1652) · Чертомлыкская (1652—1708) · Каменская (1709—1711) · Алешковская (1711—1734) · Подпольненская (1734—1775)
Черноморские: Васильковская (1787—1789) · Слободзейская (1789—1793)
Задунайские: Катырлезская (1778—1805) · Банатская (1785—1805) · Сейменская (1795—1811) · Дунавецкая (1814—1828)

Казачьи войска

Донское · Кубанское (Черноморское · Азовское · Екатеринославское · Дунайское) · Терское (Кавказское линейное: Гребенское · Волгское · Терско-Кизлярское · Терско-Семейное) · Семиреченское · Оренбургское · Сибирское · Забайкальское · Амурское · Уссурийское · Енисейское · Иркутское · Уральское · Астраханское · Башкирское · Бугское · Запорожское (Реестровое казачество · Запорожское Низовое)
(Курсивом показаны исторические казачьи войска расформированные к началу XX века. В скобках показаны казачьи войска вошедшие в состав других казачьих войск.)

Отдельные казачьи
воинские части

Казачьи чины

Казак · Джура · Пластун · Приказный · Урядник (Младший · Старший) · Вахмистр · Сотенный бунчужный · Полковой писарь (Младший · Старший) · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · Полковой судья · Полковой обозный · Войсковой старшина · Полковник · Генерал

Организация
казачества

Старшина казацкая · Атаман (Гетман · Кошевой атаман · Наказной атаман · Куренной атаман) · Кош · Сечь · Круг · Рада · Майдан · Полк · Паланка · Курень · Зимовник · Юрт · Куренное селение · Станица

Казачьи
атрибуты

Клейноды (Хоругвь · Бунчук · · Булава · Насека · Палица · Пернач · Трости · Значки · Литавры · Пушки) · Сабля · Шашка · Нагайка · Люлька · Папаха · Шаровары · Жупан · Черкеска · Чекмень · Кушак

Казачество в темах

Чины и звания государственной службы СССР, России и других государств постсоветского пространства

Типы

Российская империя

СССР

Табель о рангах СССР (классные чины • классы и ранги • персональные звания)

Воинские категории 1918—1935 • Воинские звания (1935—1940 • 1940—1943 • 1943—1955 • 1955—1991) • Специальные звания (НКВД и МВД)

Россия

Воинские звания (1994—2010 • нынешние) • Специальные звания (органов внутренних дел • таможня • ФСКН • Следственный комитет) • Классные чины (гражданской службы • работников прокуратуры) • Чины казачьих войск

Постсоветское пространство

Армения • Белоруссия • Украина

Казачье общество как НКО

Правовые основы деятельности казачьих обществ в Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Федеральными законами от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также иными нормативными правовыми актами.

Понятие «казачье общество» как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации закреплено в Гражданском кодексе РФ.

Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных ФЗ от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского), войскового казачьего общества, всероссийского казачьего общества.

В соответствии с ФЗ «О государственной службе российского казачества» хуторское, станичное, городское казачье общество – первичное объединение граждан РФ и членов их семей – жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в РФ и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Районное (юртовое) казачье общество – казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Окружное (отдельское) казачье общество – казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.

Войсковое казачье общество – казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов РФ либо на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения двух и более субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 № 245-ФЗ).

Всероссийское казачье общество – казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом РФ.

Гражданским кодексом РФ казачьи общества отнесены к некоммерческим корпоративным организациям, в связи с этим ее члены приобретают корпоративные (членские) права и обязанности.

Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми органами соответствующих казачьих обществ. В отличие от иных некоммерческих организаций уставы казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, на территориях которых создаются и действуют соответствующие казачьи общества.

Учитывая, что в ФЗ «О государственной службе российского казачества» казачье общество выделяется как самостоятельная организационно-правовая форма, его положения, закрепляющие право российского казачества на несение государственной и иной службы, распространяются исключительно на казачьи общества.

Члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, в следующих сферах деятельности:

•организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

•предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;

•охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы РФ, борьба с терроризмом.

Кроме того, члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы в следующих сферах деятельности:

•охрана объектов животного мира;

•охрана лесов;

•охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;

•охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

•охрана объектов культурного наследия.

Хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в РФ (далее – государственный реестр). Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в РФ подлежат казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее:

•20 членов для хуторских казачьих обществ;

•100 членов для станичных и городских казачьих обществ;

•300 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

•1000 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

•5000 членов для войсковых казачьих обществ.

Казачьи общества, расположенные на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, подлежат внесению в государственный реестр, если фиксированная численность их членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее:

•10 членов для хуторских обществ;

•30 членов для станичных и городских казачьих обществ;

•150 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

•500 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

•1000 членов для войсковых казачьих обществ.

ЕЛЕНА НО, ВЕДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ-ЭКСПЕРТ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (171) дата выхода от 20.01.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Оставьте комментарий