Кио

Регулирование деятельности иностранных компаний: взгляд в историю

Не только российские предприятия платят налоги. Если резидент другой страны осуществляет некую хозяйственную деятельность в России, то точно в том же порядке, который принят для отечественных компаний, у иностранного представителя возникают определенные обязательства в области уплаты обязательных государственных сборов.

При каких условиях могут возникнуть такие обязательства?

1 – В том случае, если хозяйственно-экономические отношения, реализуемые в РФ, способствуют появлению постоянного представительства иностранной фирмы.

2 – Если деятельность, осуществляемая нерезидентом не ведет к образованию регулярного представительства.

Однако порядок организации налогового учета предприятий, имеющих разную правовую природу, стал одинаковым не так давно. В чем заключалась разница?

Регулярное представительство – это оценочная категория, которая формируется на основе неких формальных характеристик. Они детализированы в положениях российского налогового законодательства.

В соответствии с нормативными актами, для контроля за деятельностью организации и получения с нее определенных обязательных взносов в казну, вводится особое определение. Так, если у иностранного резидента на территории нашего государства есть некое обособленное отделение или место, через которое он выполняет операции хозяйственно-экономического значения, он признается иностранной организацией с регулярным представительством.

Сфера занятости такой компании должна быть связана:

  • с эксплуатацией естественных ресурсов, добытых на территории России;
  • с осуществлением работ по строительству, монтажу и наладке, а также обслуживанием и эксплуатацией технических приборов, механизмов, устройств;
  • реализацией товаров с использованием расположенных в стране объектов (складских помещений, транспортной техники и т.д.);
  • с осуществлением иных работ или предоставлением услуг, направленных на удовлетворение потребностей населения страны, по отношению к которой компания является нерезидентом.

Чтобы создать регулярное представительство, такой фирме нужно осуществлять деятельность внутри российских территориальных границ не менее 30 дней в году и иметь контору, которая является местом для регулярного осуществления предпринимательской функции. В случае если компания не обладает признаками регулярного представительства, но при этом использует счета в российских банках, она считается иностранным резидентом, но также подвергается налогообложению.

Иностранные фирмы, международные организации и дипломатические представительства в обязательном порядке должны встать на налоговый учет. Раньше (до октября 2003) для контроля за деятельностью и порядком внесения регулярных выплат такими предприятиями им, как и другим российским фирмам, присваивался индивидуальные номер и код причины постановки на учет (выдается организациям по основаниям, предусмотренным законом).

  • Если же компания не вела на территории иностранного по отношению к себе государства коммерческой деятельности, не была агентом с официальным представительством, но при этом являлась держателем счетов в местных банках, орган, уполномоченный в мониторинге за финансовыми операциями компаний, выдавал такому предприятию код причины постановки на учет и КИО для нерезидентов (это код иностранной организации, фиксировавшийся в специальном реестре, который вела каждая налоговая инспекция).

Разумеется, у такого способа учета деятельности предприятий было множество недостатков. Преимущественно, они были связаны с отсутствием согласованной, централизованной системы мониторинга. Не было юридической и технической возможности сформировать на территории всех субъектов РФ единый ИНН иностранного агента. Получалась коллизионная ситуация – в случае если фирма имела единый головный офис, но представительства в разных регионах, все предприятия, разбросанные по субъектам федерации, обладали собственными индивидуальными номерами налогоплательщиков. В таком случае идентифицировать их как одну компанию было невозможно. Формально каждое учреждение являлось обособленным подразделением. Это было неудобно как для самих иностранных представительств, так и налоговиков.

В 2003 году порядок учета финансовой деятельности иностранных предприятий был изменен. Законодатель принял решение об объединении индивидуального номера налогоплательщика и кода организаций, присваиваемого международным и зарубежным фирмам. С этого момента КИО стал частью ИНН юридического лица – это помогло сформировать единый справочник кодов. С этого момента способ идентификации для всех обособленных подразделений компаний, недвижимых объектов собственности, а также движимого имущества, стал одинаковым.

Составлением общего реестра кодов занимается Министерство РФ по налогам и сборам. Учет проводится на основе информации, получаемой от местных инспекций.

Что такое КИО организации в реквизитах?

КИО – это то, что позволяет налоговым органам идентифицировать плательщика взносов, который не является резидентом по отношению к нашей стране. Уникальный код зафиксирован в документе о постановке на учет, который каждая компания обязана получить, совершая финансовые операции в России.

С принятием нового порядка мониторинга за деятельностью иностранных и международных (оффшорных) компаний, КИО не выдается предприятиям в виде самостоятельного номера. Теперь он является составной частью ИНН, хотя иногда рассматривается как отдельный реквизит. Однако это, скорее, номинальный подход, чем формальный. С юридической точки зрения, цифровое значение представляет собой единый номер.

КИО занимает позиции с пятой по девятую в десятизначном числовом идентификаторе фирмы. При этом первые четыре значения – индекс, а последнее используется как число, необходимое для контроля указанных данных.

Получить свидетельство с кодом иностранной организации можно так же, как и узнать его в случае необходимости восстановления утерянного сертификата – обратившись в налоговый орган по месту учреждения компании или нахождения банка, в котором предприятие держит счет.

КИО: что это в реквизитах оффшорной компании?

Это номер, который необходимо получить для нерезидентных компаний – оффшоров. Фирмы, зарегистрированные на Сейшелах, Британских Виргинских, Каймановых или Маршаловых островах, а также низконалоговых зонах по типу Кира, Гонконга или Великобритании в соответствии со статьей 83 Налогового Кодекса РФ должны становиться на учет в том случае, если:

  • участвуют в коммерческих отношениях на территории Российской Федерации через регулярное представительство;
  • участвуют в хозяйственно-экономических отношениях в России не менее одного месяца в году (общий срок, последовательность дней значения не имеет);
  • приобретали недвижимое или движимое имущество;
  • в случае открытия счета в местном банке.

Какие документы понадобятся при постановке оффшорной организации на учет?

1 – Заявление.

2 – Выписка из реестра регистратора компании или иной документ, подтверждающий факт учреждения фирмы.

3 – Справка из фискального органа страны, в которой зарегистрирована организация. При отсутствии на указанной территории налогообложения, необходимо предоставить Certificate of Tax Exemption.

4 – Учредительные документы.

5 – Св–во о назначении руководителя предприятия и ксерокопия его паспорта.

6 – При наличии представителя – доверенность на его имя и копия документа, удостоверяющего личность.

Доверенность должна быть заполнена на русском языке от имени руководителя (в простой письменной форме). Она заверяется подписью и печатью фирмы. Несмотря на то, что печать выполнена на языке страны, в которой проходила регистрация, переводить ее не нужно. Если печати нет, то доверенность предоставляют на иностранном языке. Она должна быть надлежащим образом апостилирована, а к оригиналу приложен перевод на русский язык, заверенный у нотариуса.

Все остальные документы также представляются в виде копий. Они должны быть апостилированы, выполнены на русском и заверены в нотариальной службе.

Не забудьте оформить код иностранной организации при наличии иностранного оффшора. В случае его отсутствия у фискальных органов возникнут претензии к оффшорной компании, что повлечет за собой проверки ее благонадежности.

ИНН плательщика и получателя в платёжном поручении

Заполнение платёжного поручения на перевод денежных средств предусматривает наличие у плательщика реквизитов, как самого плательщика, так и реквизитов получателя средств. Клиентам банка может потребоваться и такой реквизит, как:

  • Реквизит 60 – ИНН (ИНН плательщика)
  • Реквизит 61 – ИНН (ИНН получателя средств)

Почему я написала, что «может потребоваться»? Значит ли это, что платёжное поручение банки принимают без заполнения реквизитов 60 и 61? Моя оговорка не случайна, так как отдельные клиенты банков ИНН в платёжных поручениях могут и не заполнять. Вопрос – кто относится к этим клиентам!
При описании значений реквизитов в Приложении 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» говорится следующее:

  • Реквизит 60 — ИНН плательщика. Указывается ИНН (при наличии) или КИО (при наличии).
  • Реквизит 61 — ИНН получателя средств. Указывается ИНН (при наличии) или КИО (при наличии).

Секрет оговорки Банка России — «при наличии» — становится понятен, после изучения п. 7 ст. 84 Налогового Кодекса РФ, который звучит так:
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчёте, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса.
Итак, именно в п.7 НК чётко прописано, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеют законное право не заполнять в платёжном поручении, да и во всех остальных платёжных документах тоже, ИНН плательщика и ИНН получателя средств. А для остальных клиентов банка – заполнение реквизита «ИНН» обязательно.
Однако, существует требование Банка России о заполнении всех реквизитов платёжного поручения или требования. Поэтому, в п.4 Приложения № 1 к Приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н определено, что: При отсутствии у плательщика — физического лица ИНН в реквизите «ИНН» плательщика указывается ноль («0»)

Структура ИНН

Структура ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) определена Приказом Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика «.
Структура идентификационного номера налогоплательщика (далее — ИНН) состоит из следующего количества разрядов:

  1. для организации — десятизначный цифровой код:

    NNNN ХХХХХ С — (10 разрядов)

  2. для физического лица — двенадцатизначный цифровой код:

    NNNN ХХХХХХ СС — (12 разрядов)

Последовательность цифр означает следующее:

  • NNNN (NNNN) – эти 4 знака означают:

    1. для российских организаций и физических лиц — код налогового органа, который присвоил ИНН;
    2. для иностранных организаций — индекс, определяемый Федеральной налоговой службой;
  • ХХХХХ (ХХХХХХ) – это 5 знаков (для организации) и 6 знаков (для физического лица) означают:

    1. для российской организации (физического лица) — порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее — ЕГРН) налогового органа, который присвоил ИНН
    2. для иностранной организации — код иностранной организации (КИО) согласно Справочнику «Коды иностранных организаций», формируемому в соответствии с порядком, установленным Порядком формирования и применения в налоговых органах справочника «Коды иностранных организаций», утверждённым приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 «Об учёте иностранных организаций в налоговых органах»
  • С (СС) – это контрольное число (1 знак — для организации, 2 знака — для физического лица), рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой.

Например:

  • ИНН ОАО «Банк Москвы» — 7702000406
  • ИНН ВТБ 24 (ЗАО) — 7710353606
  • ИНН Иванова Ивана Васильевича — 0

Как получить код иностранной организации?

Зарубежная компания, осуществляющая деятельность в РФ через филиал, представительство или любое другое обособленное подразделение, подлежит постановке на учёт в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

Заявление о постановке на учёт подаётся в налоговую инспекцию не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории РФ по форме, установленной ФНС России.

К указанному заявлению прилагаются:

  1. учредительные документы иностранной организации;
  2. выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной равный по юридической силе документ;
  3. справка из иностранного налогового органа о регистрации компании в качестве налогоплательщика с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  4. решение уполномоченного органа иностранной компании (напр., совета директоров) о создании отделения на территории РФ и положение об этом отделении;
  5. договор (соглашение, контракт), на основании которого иностранная организация осуществляет деятельность на территории РФ, — в случае отсутствия решения о создании отделения на территории РФ;
  6. доверенность о наделении руководителя отделения иностранной организации на территории РФ необходимыми полномочиями.

Состав документов может различаться в зависимости от ситуации. Точный перечень документов, требуемых в каждом конкретном случае, Вы можете узнать у наших специалистов.

Указанные документы (их копии) представляются с нотариально заверенным переводом на русский язык. Документы, выданные или удостоверенные иностранными компетентными органами, должны быть апостилированы или легализованы (если иное не предусмотрено международным договором РФ).

По факту постановки выдаётся свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе, в котором указывается присвоенный иностранной организации ИНН, частью которого и является код КИО.

Срок получения КИО – 10 рабочих дней.

По любым вопросам, касающимся постановки иностранной компании на учёт в налоговых органах РФ и получения КИО, обращайтесь к нашим специалистам.

Оставьте комментарий