КоАП по 223 ФЗ

Последствия нарушения порядка закупки товаров, работ, услуг, установленного ФЗ-223

Действующее российское законодательство, в общем виде, предусматривает следующие виды ответственности:

— Уголовная;

— Административная, в т.ч. за нарушение антимонопольного законодательства;

— Гражданско-правовая;

— Налоговая.

В первую очередь необходимо отметить, что рассмотрение рисков налоговой ответственности за нарушение законодательства о порядке закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в настоящий момент было бы бессмысленно ввиду отсутствия предмета рассмотрения, т.е. конкретной операции, влекущей возникновение налоговых последствий.

Что касается рисков уголовной ответственности, УК РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере закупок. Таким образом, гипотетически возможно наступление ответственности по «общим» нормам УК РФ о мошенничестве, присвоении, растрате, подлоге документов, халатности и проч., разумеется, при условии совершения предусмотренных этими статьями деяний.

Наиболее распространенным видом уголовной ответственности руководителя коммерческой организации является ст. 201 Уголовного Кодекса РФ, которая гласит:

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

  1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

  1. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Анализ данной нормы показывает, что субъектом ответственности является руководитель юридического лица, необходимым условием ответственности являются само деяние, умысел на его совершение, тяжкие последствия (значительный вред), и, разумеется, причинно-следственная связь между деянием и, собственно, наступившими последствиями.

На практике чрезвычайно сложно представить ситуацию, при которой нарушение в сфере закупок образует собой вышеуказанный состав преступления.

Таким образом, в дальнейшем тексте риски уголовной ответственности также анализироваться не будут, поскольку вероятность их наступления крайне мала.

Что касается рисков административной ответственности, необходимо отметить, что ст. 6 ФЗ-223 предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 ФЗ-223 и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 ФЗ-94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений закона (ч.ч. 9, 10 ст. 3 ФЗ-223).

Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 ФЗ-223 участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

16 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 122-ФЗ (об установлении ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц)» (далее – Закон).

Закон устанавливает ответственность за нарушение положений ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Административными правонарушениями признаются, в частности следующие действия/бездействия:

  1. нарушение требований к содержанию извещения и закупочной документации;
  2. несоблюдение заказчиком сроков размещения информации о закупке. При этом в качестве самостоятельного состава административного правонарушения выделяется нарушение сроков размещения изменений в положение о закупках (за него на должностных лиц может быть наложен более высокий штраф);
  3. неразмещение заказчиком информации о закупке;
  4. предъявление требований к участникам закупки, закупаемым товарам или оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
  5. нарушение требования о проведении закупки в электронной форме, если обязательность проведения закупки в электронной форме установлена законодательством Российской Федерации.
  6. невыполнение в установленный срок законного решения или предписания уполномоченного органа исполнительной власти об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  7. непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (ФАС России).

Основным видом административного наказания, применяемым за совершение правонарушений в сфере действия ФЗ-223, является штраф. Максимально установленный размер штрафа для юридических лиц составляет 300 000 рублей (ст. 7.32.3. КоАП).

Согласно п. 1 ст. 4.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно п. 2 ст. 4.5. КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5. КоАП, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Определяя риски гражданско-правовой ответственности, а в частности ответственности за участие в торгах юридических лиц, отнесенных к одной группе лиц, в первую очередь необходимо обратится к ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции», хозяйственное общество и юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе, более чем 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале этого хозяйственного общества, относятся к одной группе лиц.
Статьи 447-449 ГК РФ, регулирующие порядок заключения договора на торгах (т.е. на аукционах или конкурсах), не предусматривают возможности ограничения участия лица в торгах по причине его отнесения к одной группе лиц, с другим участником торгов.
ФЗ-223 также не устанавливает запрета на участие в торгах юридических лиц, отнесенных к одной группе.
Таким образом, юридическим лицам, выполнившим все условия, установленные организаторами аукциона для допуска, не может быть отказано в участии в торгах по причине их отнесения к одной группе лиц.
Однако, в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах либо к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Поэтому если в результате действий лиц, входящих в одну группу, при участии в торгах этот запрет был нарушен, то торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (п. 1 ст. 449 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок давности по требованиям о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 1 один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Оставьте комментарий