Кодекс прокурорского работника

Содержание прохождения службы и кадрового обеспечения в органах и организациях прокуратуры включает в себя в обязательном порядке соблюдение работниками прокуратуры этических норм, проведение с ними воспитательной работы, а также профилактику коррупционных правонарушений. При этом все эти вопросы тесно взаимосвязаны между собой и получают в последнее время развитие посредством укрепления их правовой основы. Об этом свидетельствует принятие Кодекса этики прокурорского работы и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.03.2010 № 114, ряда иных организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ о создании комиссий органов и организаций прокуратуры по соблюдению требований и урегулированию конфликта интересов, совершенствовании взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры, о воспитании высоких моральных качеств у прокурорских работников в качестве квалификационных требований к прокурорским должностям и др.

Нормы, направленные на необходимость соблюдения этических правил поведения работниками прокуратуры, профилактику коррупционных проявлений, формирование надлежащих морально-нравственных качеств у прокурорских работников, закреплены в Законе о прокуратуре, в антикоррупционных законах, указах Президента РФ и иных нормативных правовых актах.

В соответствии со ст. 40.1 Закона о прокуратуре прокурорами могут быть лица, которые, наряду с другими условиями, должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами. В ст. 40.4 этого Закона указано, что лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязуется, в частности, непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их не совершил, чутко и внимательно относиться к предложениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Нарушение этих требований, как определено в тексте Присяги, несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положения которой полностью распространяются на прокурорских работников, государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

В этих нормах, а также в Кодексе этики прокурорского работника в полной мере учтены положения международных стандартов профессионального поведения прокуроров. К ним, в частности, относятся Стандарты профессионального поведения и ответственности прокуроров (утверждены 23 апреля 1999 г. Международной ассоциацией прокуроров (МАП)), Руководящие принципы в сфере этики и Кодекс поведения работников прокуратуры (приняты в Будапеште 31 мая 2005 г. на шестой конференции Генеральных прокуроров стран – членов Совета Европы) и другие документы, касающиеся поведения государственных должностных лиц.

В соответствии со Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроров, прокуроры, в частности, всегда поддерживают честь и достоинство своей профессии, ведут себя профессионально, в соответствии с законом, правилами и этикой своей профессии, применяют высочайшие стандарты честности и внимательного отношения, стремятся быть стойкими, независимыми, беспристрастными, служат интересам общества и защищают их, уважают, защищают и поддерживают универсальную концепцию о достоинстве и правах человека. Прокуроры должны исполнять свои обязанности беспристрастно, не поддаваться влиянию интересов индивидуальных лиц или групп, давлению общества или прессы и должны уважать интересы общества, объективно подходить к обстоятельствам независимо от того, улучшают или ухудшают они положение подозреваемого, в соответствии с местным законом или требованиями справедливого суда стремиться обеспечить соблюдение необходимого и полного расследования в целях доказательства виновности или невиновности подозреваемого, всегда стремиться к установлению истины, содействовать в этом суду и обеспечить законное и справедливое решение для пострадавшего, обвиняемого и всего общества в соответствии с законом и велением справедливости.

Следует отметить, что положения международных стандартов профессионального поведения прокуроров в отличие от требований по соблюдению российскими прокурорскими работниками норм этики носят более общий характер и фактически в полном объеме восприняты действующими отечественными этическими правилами поведения прокурорских работников. Как в Законе о прокуратуре, так и в Кодексе этики прокурорского работника детализированы положения о том, что требования этического и морально-нравственного характера распространяются как на служебную деятельность этих лиц, так и на их действия (бездействие) вне службы. К числу последних, влекущих, как правило, меры дисциплинарного воздействия, относятся проступки, порочащие честь прокурорского работника, допускаемые в быту, к примеру нецензурная брань, употребление алкогольных напитков в общественных местах, появление там в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство либо общественную нравственность, грубое нарушение Правил дорожного движения и др.

Для предупреждения и профилактики таких деяний, формирования и развития высоких моральных и профессиональных качеств у прокурорских работников требуется целенаправленное и систематическое воспитательное воздействие на работников прокуратуры в этих целях со стороны в первую очередь соответствующих руководителей органов прокуратуры.

Нс случайно в соответствии с Кодексом этики прокурорского работника осуществление воспитательной работы возложено, прежде всего, на руководителей органов прокуратур. Они обязаны принимать все меры по содействию формированию и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата, установлению деловых, доброжелательных отношений между работниками, профилактике и преодолению конфликтных ситуаций, проявлять нетерпимость к фактам неправильного поведения подчиненных.

Целью воспитательной работы в прокуратуре является формирование у работников прокуратуры правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, поддержания в обществе высокого авторитета прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.

К числу основных задач воспитательного процесса относится формирование у прокурорских работников непримиримого отношения к преступным, иным правонарушениям, кем бы они не совершались, социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, необходимых для эффективного выполнения служебных задач; развитие внимательного и уважительного отношения к гражданам, постоянное духовное и физическое совершенствование, поддержание общей культуры, сохранение, приумножение традиций российской государственности, предупреждение нравственной и профессиональной деформации.

Особое внимание в процессе проведения воспитательной работы должно уделяться профилактике формирования у прокурорских работников таких негативных качеств, как пренебрежительное отношение к требованиям закона, волокита и формализм в работе, высокомерие, недоверие и цинизм по отношению к окружающим, моральная нечистоплотность, ложное понимание интересов службы.

Кроме руководителей прокуратур, воспитательная работа в коллективах осуществляется работниками кадровых подразделений, в том числе психологами, работниками других подразделений, наделенных полномочиями по контролю и проверке деятельности прокурорских работников, а с молодыми специалистами – наставниками. К этой работе также привлекаются ветераны и пенсионеры органов прокуратуры, члены других общественных организаций.

Согласно Концепции воспитательной работы и сложившейся в системе прокуратуры практике при организации этой работы традиционно используются следующие ее формы.

  • • принятие работниками Присяги прокурора;
  • • торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и Дню работника прокуратуры РФ;
  • • аттестация и присвоение первого и очередных классных чинов (воинских званий);
  • • обучение в Академии Генпрокуратуры РФ и институтах прокуратуры государственных юридических академий;
  • • повышение квалификации, стажировки, «круглые столы», семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуальновоспитательные беседы;
  • • наставничество;
  • • формирование кадрового резерва и работа с ним;
  • • организация конкурсов на звание: «Лучший прокурор», «Лучший государственный обвинитель» и др.;
  • • проведение встреч с участниками Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., ветеранами прокуратуры;
  • • формирование стендов, посвященных истории органов и организаций прокуратуры РФ;
  • • посещение музеев, тематических выставок, проведение экскурсий, туристических походов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • • самообразование работников.

В процессе воспитательной работы в органах прокуратуры используются разнообразные методы: убеждение, внушение, личный пример, моральное и материальное стимулирование, меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

Воспитательный процесс в целях укомплектования прокуратуры квалифицированными кадрами осуществляется путем использования системы организационных и правовых воспитательных средств, в которую входят:

  • • совершенствование системы отбора кандидатов на службу на основе квалификационных требований к кандидатам;
  • • применение современных научных методик изучения деловых и личностных качеств кандидатов;
  • • недопущение необоснованных перемещений, освобождения от занимаемой должности и увольнения из органов прокуратуры;
  • • формирование качественного резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности по профессиональным, деловым и личностным качествам с учетом установленных критериев отбора кандидатов, исключения протекционизма и подбора кадров по принципу личной преданности;
  • • временное замещение лицами, состоящими в резерве, рекомендуемой должности с последующим анализом позитивных сторон исполнения и допущенных недочетов;
  • • прохождение прокурорскими работниками стажировок в вышестоящих прокуратурах, базовых прокуратурах и межрегиональных центрах профессионального обучения;
  • • перемещение прокурорских работников (ротация) для рационального и эффективного использования их профессиональных, деловых и личностных качеств;
  • • принятие комплексных мер по сокращению оттока квалифицированных кадров из органов прокуратуры, формирование позитивной мотивации к труду, в том числе путем совершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения социально-бытовых условий и обеспечения возможности карьерного роста; широкое внедрение новых, доказавших свою эффективность форм и методов комплектования кадров; изучение опыта воспитательной работы других правоохранительных органов в целях установления возможности его использования в органах прокуратуры.

Воспитательная работа в коллективах осуществляется в процессе повседневной профессиональной деятельности работников органов прокуратуры, в ходе проведения служебных совещаний, повышения квалификации, торжественных и иных мероприятий. С учетом специфики деятельности органов прокуратуры наиболее распространенной и доступной формой воспитательной работы является индивидуальная работа руководителя с подчиненными.

Важным элементом воспитательной работы является обеспечение высокого уровня профессионализма прокурорских работников, которое достигается посредством совершенствования и более действенного использования системы повышения квалификации, включающей самостоятельную учебу, постоянно действующие семинары, стажирование в структурных подразделениях аппаратов прокуратур, методических кабинетах, учебу в межрегиональных центрах профессионального обучения, в Академии Генпрокуратуры РФ и других высших учебных заведениях.

В рамках воспитательного процесса прокуроры организуют также работу по осуществлению постоянного контроля за успеваемостью студентов, обучающихся по целевым направлениям прокуратур субъектов РФ, проводят с ними индивидуальные собеседования, привлекают их в качестве общественных помощников.

Неотъемлемой формой воспитания, развития профессиональных качеств молодых специалистов, впервые принятых в органы прокуратуры РФ, является наставничество – закрепление молодых специалистов за работниками прокуратуры из числа наиболее опытных, квалифицированных и пользующихся авторитетом в коллективе для оказания индивидуальной помощи в овладении специальностью, достижении профессионального мастерства.

Основные задачи наставничества состоят в скорейшей адаптации молодых специалистов в коллективе органа прокуратуры, воспитании у них чувства долга и ответственности за порученный участок работы, гордости за избранную профессию, оказании помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач, формировании высоконравственных качеств у молодых работников, воспитании чувства уважения к закону, преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры.

С целью сохранения исторического наследия российской прокуратуры 12 января установлен День работника прокуратуры РФ. В воспитательной работе существенное воздействие оказывает проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню работника прокуратуры РФ, государственным праздникам Российской Федерации, и приуроченное к этому поощрение наиболее отличившихся работников и ветеранов, а также пенсионеров органов и организаций прокуратуры.

Важным элементом воспитательной работы является принятие мер, направленных на укрепление служебной дисциплины, создание соответствующих организационных и экономических условий для обеспечения надлежащей служебной деятельности, применение мер поощрения за безупречную и эффективную службу, а при совершении правонарушений – мер дисциплинарного взыскания.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.05.2010 № 195 «О мерах по совершенствованию взаимодействии с организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры» для решения задач обеспечения преемственности поколений, воспитания прокурорских кадров в лучших традициях прокуратуры определена необходимость в полной мере использовать потенциал организаций ветеранов прокуратуры, а также всемерно содействовать самоорганизации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры, становлению создаваемых ими общественных организаций, обеспечению условий для их деятельности.

Одной из задач воспитательной работы с кадрами в органах и организациях прокуратуры является сохранение здоровья работников. В связи с этим среди работников прокуратуры популяризируется здоровый образ жизни, поощряется занятие физкультурой, спортом, туризмом, проведение культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, регулярное посещение спортивных залов, преодоление вредных привычек.

Учитывая особенности прохождения службы в органах и организациях прокуратуры, особое значение в работе с кадрами придается профилактике коррупционных проявлений. Правовые основы этой деятельности закреплены в Законе о прокуратуре, Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации», «О противодействии коррупции», в иных нормативных правовых актах РФ, приказах Генпрокурора РФ.

Исходя из требований этих нормативных правовых актов, к основным направлениям работы по профилактике коррупционных правонарушений относятся следующие: 1) обеспечение исполнения прокурорскими работниками и гражданскими служащими органов прокуратуры антикоррупционных обязанностей и соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению; 2) предотвращение и урегулирование конфликта интересов на службе в органах прокуратуры; 3) проведение проверок достоверности представляемых работниками сведений в отношении себя и своих супругов, несовершеннолетних детей, а также проведение служебных расследований по фактам нарушений требований к служебному поведению.

Среди установленных в законодательстве запретов и ограничений для прокурорских работников также определены обязанности, ограничения и запреты антикоррупционного характера.

Важной профилактической мерой антикоррупционного характера является установленная законодательством обязанность прокурорского работника (гражданского служащего) уведомлять об обращениях к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Помимо этого, в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений» работник органов прокуратуры должен лично предостерегать обратившихся к нему лиц о противоправности действий, которые они предлагают совершить. Более того, он также обязан в течение суток с момента такого обращения составлять рапорт на имя соответствующего руководителя с уведомлением о фактических обстоятельствах происшедшего, а также с указанием личных данных и данных обратившихся лиц.

Прокурорские работники, как и федеральные гражданские служащие органов прокуратуры, обязаны принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника органов прокуратуры влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и интересам.

О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения работник прокуратуры обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника. Для реализации данной обязанности работником подается рапорт на имя руководителя органа (организации) прокуратуры с изложением существа возникшего или потенциального конфликта интересов.

Руководитель органа (организации) прокуратуры, если ему стало известно о возникновении у прокурорского работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на службе в прокуратуре может состоять в изменении должностного положения прокурорского работника (гражданского служащего органа прокуратуры), являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов.

Для рассмотрения вопросов, связанных с конфликтом интересов, в органах прокуратуры действуют специально образованные комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В случае, если прокурорский работник владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи) в доверительное управление в соответствии с федеральным законодательством.

На прокурорских работников распространяются и другие запреты. В их числе запреты на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; на осуществление предпринимательской деятельности; на приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход; на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц и др.

В числе требований к поведению прокурорского работника в служебной и во внеслужебной деятельности, которые установлены Кодексом этики прокурорского работника и носят профилактический антикоррупционный характер, содержатся обязанности:

а) избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб чести и достоинству прокурорского работника, репутации прокуратуры РФ; б) воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности; в) не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций; г) соблюдать запреты, ограничения и обязанности, установленные действующим законодательством для государственных служащих; д) информировать непосредственного руководителя о случаях предъявления кем бы то ни было требований, высказывании просьб либо предложений совершить противоречащий закону или правилам служебного поведения поступок; е) не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован.

Неисполнение работниками обязанностей, нарушение установленных запретов и ограничений, а также требований к служебному поведению, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, в зависимости от характера допущенного нарушения, может повлечь дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.



Статья посвящена основам воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Автором анализируются правовые основы указанной работы, ее основные направления.

Ключевые слова: прокуратура, воспитательная работа, наставничество, этика.

Успешная реализация возложенных на органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства может осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности прокурорских работников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты их служебной деятельности.

В целях обеспечения исполнения указанных задач в органах и учреждениях прокуратуры особо пристальное внимание уделяется работе с кадрами. Помимо подбора, расстановки, обучения кадров работа в указанном направлении осуществляется и в ходе проведения воспитательной работы как с опытными прокурорскими работниками, так и с молодыми специалистами.

Правовое закрепление понятия «воспитание» нашло свое отражении в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Так, под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Очевидно, что работа в органах и учреждениях прокуратуры должна выстраиваться не только на правовых началах, но и на соблюдении прокурорскими работниками общепринятых моральных норм, правил поведения в обществе, правил профессиональной юридической этики. Полагаем, что именно профессиональная юридическая этика прокурорского работника повышает уровень его правосознания и формирует его нравственно-правовую культуру.

Стоит отметить, что ранее правового регулирования требований о морально-нравственных качествах прокурорского работника практически не было. Однако, с течением времени указанная ситуация изменилась в лучшую сторону. К примеру, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 утвержден Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (далее — Кодекс). Этим же приказом утверждена Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации (далее — Концепция).

Принятый Кодекс направлен на установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры, а также ограничений, связанных с прокурорской деятельностью. Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству в целом и к прокуратуре в частности.

Кодекс устанавливает правила поведения этического характера обязательных для каждого прокурорского работника в служебной и внеслужебной деятельности. В правилах отдельно подчеркнуто, что прокурорский работник несет ответственность за нарушение требований Кодекса.

Помимо Кодекса особое место в воспитательной работе прокурорских работников занимает Концепция воспитательной работы. В указанной Концепции посредством обозначенной цели и постановки задач подчеркнута целесообразность нравственного воспитания прокурорского работника как представителя государства. Концепция определяет основные принципы и направления воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры.

К числу основополагающих принципов воспитательной работы Концепция относит:

– законность;

– научную обоснованность;

– многообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности воспитания;

– индивидуальный подход к формированию и развитию необходимых деловых и личных качеств у работников органов и организаций прокуратуры;

– объективность оценки деятельности работников органов и организаций прокуратуры, требовательность, справедливость, взаимопонимание, товарищеская поддержка и взаимопомощь.

В Концепции указывается, что реализация указанных принципов призвана усовершенствовать воспитательный процесс по следующим направлениям: профессиональному, психологическому, историко-патриотическому.

К примеру, психологическое направление включает психологическое сопровождение молодых специалистов, облегчающее протекание процесса их профессиональной адаптации к службе в органах прокуратуры.

Также Концепция к числу основных причин увольнения работников прокуратуры называет отдельные недостатки в организации работы с кадрами, в том числе с молодыми специалистами, их неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических перегрузок и строгой ответственности.

В этой связи особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить воспитательной работе с молодыми специалистами. Как, правило, под воспитанием молодых специалистов понимается процесс целенаправленного и систематического воздействия на прокурорского работника со стажем до 3 лет с целью формирования мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для вхождения в профессию и обеспечения добросовестного и эффективного исполнения своих служебных обязанностей. Такой позиции также придерживается Э. Б. Хатов в своих научных работах .

Осуществление воспитательной работы с молодыми специалистами в первую очередь возложены на руководителей органов прокуратуры и назначенных им наставников.

Также к субъектам воспитательной деятельности можно отнести кадровые подразделения, психологическую службу, работников, обеспечивающих собственную безопасность и физическую защиту, научных и педагогических работников . Полагаем, что к числу особых субъектов воспитательной деятельности можно отнести ветеранов органов и учреждений прокуратуры.

Организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации определены некоторые направления воспитательной работы. В качестве одного из важнейших направлений рассматривается противодействие коррупции.

Во всех органах и учреждениях прокуратуры принимаются меры по антикоррупционному воспитанию как начинающих, так и опытных работников с целью формирования у них высокого уровня правосознания, нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, негативного отношения к дарению им подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей: проводятся учебные занятия на указанные темы, подготавливаются различного рода информационные материалы.

Так, например, прокурорский работник не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, не вправе преследовать политические цели, обязан предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, выполнять обязанности, связанные с предотвращением и урегулированием конфликта интересов.

К примеру, по мнению Шобухина В. Ю., соблюдение прокурорским работником требований, запретов и ограничений должно осуществляться в комплексе . Например, занятие не запрещенной законом педагогической деятельностью может быть сопряжено с конфликтом интересов.

Стоит обратить внимание, что прокурорским работником должны быть исключены не только коррупционные действия, но и поведение, которое может восприниматься окружающими как коррупционное, хотя таковым не является.

Таким образом, воспитательная работа в органах и учреждениях прокуратуры должна проводиться в отношении каждого прокурорского работника на всем протяжении его службы.

Литература:

  1. Хатов Э. Б. Воспитательная работа с молодыми специалистами в органах прокуратуры: понятие и правовые основы // Lex Russica. — 2016. — № 12 (121). — С. 141–147.
  2. Кулик Н. В. О некоторых аспектах оценки ситуации морально-нравственного выбора в деятельности прокурорского работника // Криминалистъ. — 2014. — № 1 (14). — С. 80–85.
  3. Шобухин В. Ю. Этика и антикоррупционные стандарты в деятельности прокурора: некоторые вопросы правового регулирования // Бизнес, менеджмент и право. — 2017. — № 1–2 (37–38). — С. 82–87.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 апреля 2018 г. N 224

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 17.03.2010 N 114 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
КОДЕКСА ЭТИКИ ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», А ТАКЖЕ В КОДЕКС И КОНЦЕПЦИЮ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ЭТИМ ПРИКАЗОМ

В целях повышения эффективности работы с кадрами в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 N 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации», а также в Кодекс и Концепцию, утвержденные этим приказом, изменения, заменив слово «учреждения» в соответствующем падеже словом «организации» в соответствующем падеже, слова «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» в соответствующем падеже — словами «Университет прокуратуры Российской Федерации» в соответствующем падеже.

2. Внести в Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации следующие изменения:

1) в подпункте 1.1 слово «(следователя)» исключить;

2) подпункты 1.3 — 1.5 изложить в следующей редакции:

«1.3. Стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство и не совершать поступков, дающих основание сомневаться в его честности и порядочности.

1.4. При любых обстоятельствах воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им своих служебных обязанностей, избегать имущественных (финансовых) связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету прокуратуры Российской Федерации и тем самым подорвать доверие общества к ее деятельности.

1.5. При осуществлении профессиональной деятельности не оказывать предпочтения отдельным гражданам, каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям и быть независимым от их влияния.»;

3) подпункт 2.1.3 изложить в следующей редакции:

«2.1.3. Придерживается общих принципов и норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих.»;

4) подпункты 2.1.5 — 2.1.7 изложить в следующей редакции:

«2.1.5. Принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

2.1.6. Уведомляет руководителя органа, организации прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

2.1.7. Стремится быть верным гражданскому и служебному долгу, исполнять свои служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.»;

5) подпункты 2.1.9 и 2.1.10 изложить в следующей редакции:

«2.1.9. Соблюдает беспристрастность, исключающую возможность влияния его политических и религиозных убеждений на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей.

2.1.10. Принимает меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, ставшей известной ему в связи с исполнением служебных обязанностей, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность.»;

6) подпункт 2.1.15 изложить в следующей редакции:

«2.1.15. Воздерживается от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов, организаций прокуратуры и их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.»;

7) дополнить подпунктами 2.1.16 и 2.1.17 следующего содержания:

«2.1.16. Не допускает возможности получения в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждений от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением случаев, установленных законодательством.

2.1.17. Придерживается делового стиля одежды, соответствующего статусу государственного служащего, соблюдает разумную достаточность в использовании ювелирных изделий и иных украшений.»;

8) подпункт 2.2 изложить в следующей редакции:

«2.2. Прокурорский работник, имеющий полномочия руководителя в системе органов и организаций прокуратуры, кроме того:»;

9) подпункты 2.2.1 — 2.2.3 изложить в следующей редакции:

«2.2.1. Содействует установлению и поддержанию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Принимает меры к недопущению коррупционно опасного поведения со стороны подчиненных ему работников, подавая своим личным поведением пример честности, беспристрастности и справедливости.

2.2.2. При определении объема (нагрузки) и характера работы руководствуется принципами справедливости и равномерности, учитывает личные и деловые качества, квалификацию и опыт работы подчиненных работников, не допуская дискриминации путем предоставления отдельным работникам незаслуженных благ и привилегий.

2.2.3. Не допускает по отношению к подчиненным работникам высокомерия, пренебрежительного тона, грубости, в том числе ненормативной лексики, бестактности, некорректных и оскорбительных замечаний, необоснованных претензий и обвинений.»;

10) подпункт 2.2.5 изложить в следующей редакции:

«2.2.5. Оказывает всестороннюю поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет, впервые поступившим на службу в органы прокуратуры).»;

11) подпункт 3.1 дополнить абзацами вторым — четвертым в следующей редакции:

«Прокурорские работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными и проявлять терпимость в общении с коллегами.

Недопустимы угрозы, оскорбительные выражения, реплики или действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие конфликты между коллегами и их противоправное поведение.

Межличностные конфликты не должны разрешаться публично, в грубой вызывающей форме.»;

12) подпункт 4.3 изложить в следующей редакции:

«4.3. Не допускает использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих, граждан, других прокурорских работников при решении вопросов личного характера и получения преимуществ как для себя, так и в интересах иных лиц.»;

13) подпункты 4.4 и 4.5 изложить в следующей редакции:

«4.4. Пользуется свободой слова, вероисповедания, правом на участие в ассоциациях, объединениях и общественной деятельности, за исключением случаев, установленных законодательством.

4.5. Участвуя в социальных сетях и форумах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не допускает обсуждений деятельности государственных органов и их должностных лиц, высказываний в некорректной и грубой форме с использованием нецензурной лексики, размещения фото-, видео- и текстовых материалов, способных нанести ущерб репутации прокурорского работника или авторитету органа прокуратуры.».

3. Внести в Концепцию воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 2.2 слово «(следователя)» исключить;

2) в пункте 4.1:

а) первое предложение второго абзаца изложить в следующей редакции:

«В этих условиях в качестве одной из первостепенных задач следует рассматривать сохранение кадрового потенциала системы и воспитание высокопрофессиональных специалистов, верных избранной профессии и служебному долгу.»;

б) абзац третий исключить;

3) в пункте 4.2 абзац второй исключить;

5) в пункте 4.8 слова «следователей и» исключить;

6) в абзаце втором пункта 5.1 слова «и следователей» исключить;

7) в пункте 5.4 слова «или следователя» исключить;

8) в подпункте 5.5.1 абзацы третий и четвертый исключить;

9) в подпункте 5.5.5:

а) после слов «надежного защитника Отечества» дополнить словами:

«, способного осуществлять прокурорский надзор в составе экипажей подводных лодок и надводных кораблей, на территории иностранных государств в местах дислокации воинских контингентов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в условиях боевых действий.»;

б) дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Психологическое сопровождение процессов формирования личности курсантов прокурорско-следственного факультета Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, налаживание их взаимоотношений и адаптации организуются с учетом исполнения ими обязанностей военной службы.»;

10) в абзаце первом подпункта 5.5.6 слова «в следственно-оперативных группах по расследованию особо тяжких и иных преступлений, имеющих большой общественный резонанс;», «и следственных», «, а также в условиях применения к участникам уголовного процесса мер государственной защиты» исключить;

11) в пункте 6.2:

а) в абзаце втором слово «(следователя)» исключить;

б) в абзаце девятом слова «и Лучший следователь» исключить;

12) в пункте 6.6:

а) абзац первый после слов «тактике осуществления прокурорской деятельности» дополнить словами «, а для военных прокуроров дополнительно уровню военной подготовки (физической подготовленности и огневой подготовке).».;

б) абзац третий после слов «классного чина» дополнить словами «(воинского звания)»;

13) в абзаце третьем пункта 6.8 слова «индивидуальных планов работы» заменить словами «индивидуальных планов воспитания и обучения»;

14) в пункте 6.9 слово «(следователя)» исключить;

15) абзац первый пункта 6.11 после слов «классный чин» в соответствующих числе и падеже дополнить словами «(воинское звание)» в соответствующих числе и падеже;

17) в пункте 7.1:

а) абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

«Необходимо осуществлять следующие мероприятия:

обобщать и анализировать положительный опыт воспитательной работы с кадрами, накопленный органами прокуратуры Российской Федерации, используя его при разработке и подготовке соответствующих организационно-распорядительных и методических документов;»;

б) абзац четвертый исключить;

в) в абзаце пятом слово «организовать» заменить словом «осуществлять»;

г) в абзаце шестом слово «повысить» заменить словом «повышать»;

д) абзац одиннадцатый исключить.

4. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Кодекс этики прокурорского работника

Прокурорская служба является составной частью государственной службы. Помимо этого существует совокупность обязательных требований к профессионализму и диктует необходимость определения специфических «цеховых» правил, которые имеют отношение к поддержанию и формированию позитивного менталитета прокурорских работников, содержащих требования к их морально-этическому облику. Поспособствовать этому был призван Кодекс этики прокурорского работника РФ, который утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 № 114.

Стоит заметить, что такой подход создания внутриведомственных правил поведения ранее был использован в отношении адвокатов и судей, но в основу прокурорского кодекса был положен Указ Президента РФ № 885 от 12.08.2002 года «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», а также международные стандарты, которые предъявляются к моральным аспектам деятельности прокуроров.

В частности, кодексом этики, было установлено, что прокурорский работник во внеслужебной и служебной деятельности обязан:

  • соблюдать российское законодательство, а также нормы международных договоров Российской Федерации и в целом, международного права. Руководствоваться правилами поведения, которые установлены настоящим Кодексом, присягой прокурора, и общепринятыми нормами нравственности и морали, и основанные на принципах независимости, законности, честности, гуманизма и объективности и гуманизма;
  • руководствоваться и исходить из принципа, что все граждане равны вне зависимости от их возраста, национальности, пола, расы, рода занятий, имущественного положения, религиозной принадлежности и других различий, которые у них имеются. А также не оказывать предпочтения общественным организациям, а также социальным и профессиональным группам;
  • в любой ситуации стремиться сохранить личное достоинство, во всех сферах общественной жизни быть образцом поведения, честности и добропорядочности;
  • избегать финансовых и личных связей, конфликтных ситуаций, которые способны нанести ущерб его достоинству и чести, а также репутации прокуратуры Российской Федерации;
  • не допускать незаконного вмешательства в деятельность некоммерческих и коммерческих организаций, а также в деятельность органов местного самоуправления и в целом, органов власти;
  • воздержаться от любых действий, которые могут расцениваться как покровительство различным лицам, в целях освобождения от обязанности или ответственности, а также приобретения ими определенных прав;
  • постоянно повышать свой культурный и общеобразовательный уровень, а также профессиональную квалификацию.

Воспитательная работа в органах прокуратуры

Руководитель органа прокуратуры имеет право, за нарушение данных положений Кодекса, в присутствии трудового коллектива или же лично, применить к прокурорскому работнику следующие виды воздействия:

  • предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;
  • устное замечание;
  • требование о публичном извинении.

Если же нарушение норм Кодекса было выражено в совершении поступка, который порочит достоинство и честь прокурорского работника, то такое обстоятельство будет являться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Также указанным выше приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 114 от 17.03.2010 года была утверждена концепция воспитательной работы в системе прокуратуры РФ, включившая в себя совокупность базовых положений, которые регламентируют воспитательный процесс в качестве важного условия повышения эффективности работы организаций и органов прокуратуры по достижению целей обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина укрепления и единства законности, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

В данной Концепции, под воспитательной работой понимается комплекс взаимосвязанных экономических, психолого-педагогических, организационных мероприятий по воспитанию работников учреждений прокуратуры Российской Федерации и системы органов в духе защиты прав и свобод человека и гражданина и их неуклонного соблюдения, исполнения требований закона и профессиональной этики прокурорских работников, служения интересам государства и общества.

К основополагающим принципам воспитательной работы относятся:

  • научная обоснованность;
  • законность;
  • обязательность, системность и непрерывность воспитательного процесса;
  • разнообразие средств, методов и форм, которые используются для обеспечения эффективности воспитания;
  • индивидуальный подход к развитию и формированию личных и деловых качеств у работников учреждений прокуратуры;
  • справедливость, взаимопонимание, требовательность, объективность оценки деятельности работников учреждений прокуратуры, а также товарищеская взаимопомощь и поддержка.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

В воспитательном процессе основными направлениями в прокуратуре Российской Федерации являются:

  • профессиональные направлены на формирование ответственного и добросовестного отношения к служебным обязанностям, стремление к наиболее полному раскрытию своих профессиональных качеств и способностей, в интересах успешного выполнения служебных обязанностей;
  • историко-патриотические – это личная ответственность за судьбу Отечества, осознание его неповторимости, служение законности как средству духовного, политического и социально-экономического развития российского многонационального народа, верность традициям российской прокуратуры по защите прав и свобод гражданина и человека;
  • психологическое направлено на укомплектование кадрового корпуса органов прокуратуры эмоционально устойчивыми, интеллектуально развитыми и морально зрелыми специалистами. Способные по своим психологическим характеристикам, в любых условиях деятельности, решать ответственные и сложные задачи. Готовы преодолевать тяготы прокурорской службы и различные правовые конфликты.

Так как в органах прокуратуры служба является частью государственной службы и связана с принятием важных решений, то законодатель предъявляет определенные требования к прокурорским работникам, цель которых выражается в профилактике коррупционных правонарушений.

Профилактика коррупционных правонарушений в системе прокуратуры

В соответствии со статьей 8 Закона о противодействии коррупции, прокурорские работники должны представлять в кадровые службы достоверные сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей и супруги (супруга). Также согласно статье 9 Закона прокурорский работник обязан уведомлять руководителя, обо всех обращениях лиц, которые склоняют его к совершению коррупционных правонарушений. В соответствии со статьей 10 Закона о противодействии коррупции предусматривается недопущение конфликта интересов, то есть когда у прокурорского работника возникает противоречие между разрешением определенной жизненной ситуации и личной заинтересованностью, которая связана с осуществлением им своих служебных обязанностей. Это в результате может причинить вред интересам и законным правам граждан, государству или обществу, а также организациям.

Также в Законе о прокуратуре закрепили обязанность соблюдения антикоррупционных мер ответственностью за их нарушение.

В соответствии со статьей 41.8 Закона о прокуратуре установлено, что за несоблюдение прокурорским работником запретов и ограничений, требований об урегулировании и предотвращении конфликта интересов, а также неисполнение обязанностей, которые установлены федеральными законами в целях противодействия коррупции, могут быть наложены взыскания, предусмотренные для лиц, наказываемых в дисциплинарном порядке. Также было закреплено новое основание для увольнения прокурорского работника в связи с утратой доверия.

В соответствии со статьей 41.9 Закона о прокуратуре в качестве оснований для применения могут выступать:

  • непринятие работником мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, одной из сторон которого он является;
  • предоставление работником заведомо неполных или недостоверных сведений либо непредставление сведений о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей и супруги (супруга);
  • участие работника в деятельности органа управления коммерческой организации на платной основе, за исключением случаев, которые установлены федеральным законом;
  • если работник осуществляет предпринимательскую деятельность;
  • если работник входит в состав наблюдательных или попечительских советов, в органы управления и иные органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, которые действуют на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или международным договором РФ.

Увольнению также подлежит руководитель учреждения или органа прокуратуры, если ему стало известно о возникновении у подчиненного работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в случае непринятия мер по урегулированию конфликта интересов, одной из сторон которого является подчиненный ему работник.

Следовательно, правовые нормы предъявляют высокие требования к морально-этическим и профессиональным качествам прокурорских работников. Это связано с тем, что РФ взяла на себя обязательства, в отношении государственных служащих, привести национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. В случае необходимости репрессивных механизмов, соблюдение указанных норм и их реализация позволяет повысить ответственность прокуроров за дело, которое было им поручено, что, в свою очередь, должно повысить и рейтинг доверия всего общества к системе органов, стоящих на страже законности, то есть к прокуратуре Российской Федерации.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Успешная реализация стоящих перед органами и учреждениями прокуратуры Российской Федерации задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства может осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности прокурорских работников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности.Являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством.Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников.

Общие положения

1. Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

1.1. Неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, Присягой прокурора (следователя), и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.

1.2. Руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям.

1.3. Стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни.

1.4. Избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры Российской Федерации.

1.5. Воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности.

1.6. Не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.

1.7. Постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

Оставьте комментарий