Коэффициент безопасности движения

Основное назначение автомобильных дорог — обеспечить экономически эффективную и безопасную работу транспорта. Транспортно-эксплуатационное состояние дороги характеризуется комплексом показателей, от которых зависит эффективность работы как автомобильной дороги, так и автомобильного транспорта.

Дайте характеристику критериев оценки безопасности движения по дороге:

Методы выявления опасных участков:

Возможность применения того или иного метода зависит от стадии разработки мероприятий (обоснование мероприятий для существующей дороги, проектирование реконструкции или нового строительства), а также от наличия и полноты данных о ДТП на существующей дороге.

Методы выявления опасных участков на основе данных о ДТП следует применять для оценки безопасности движения на существующих дорогах при наличии достаточно полной и достоверной информации о ДТП за период не менее 3 — 5 лет. При отсутствии таких данных, а также для оценки проектных решений при проектировании новых и реконструкции существующих дорог должны использоваться метод коэффициентов аварийности, основанный на анализе и обобщении данных статистики ДТП, методы коэффициентов безопасности и конфликтных ситуаций, основанные на анализе графиков изменения скоростей движения по дороге.

Исходные данные для расчетов:

Протяженность исследуемого участка автодороги г.Энск – г.Икс – 1 по 15 км

Данные о ДТП за период 2005 – 2010 год

Год всего ДТП погибло ранено

Произведите расчет:

Коэффициент происшествий — относительный показатель аварий­ности на дорогах, который соответствует количеству ДТП, совер­шенных за год и приходящихся на 1 млн. автомобиле-километров.

Коэффициент происшествий определяется для участков дорог с неизменной (меняющейся в небольших пределах) интенсивностью дви­жения и относительно одинаковыми условиями движения.

Для участка дороги коэффициент происшествий определяется по формуле:

Кпр = 106 *А
365*L*N

где: А — количество ДТП, совершенных за год,

L — длина участка дороги, км,

N — суточная (в среднем за год) интенсивность движения, авт/сут.

Коэффициент аварийности — относительный показатель вероят­ности совершения дорожно-транспортных происшествий на участке дороги с неизменными интенсивностью и условиями движения на 1 млн. автомобиле-километров по сравнению с количеством происшествий совершенных на эталонном (горизонтальном прямом с усовершенствованным шероховатым покрытием шириной 7,5 , укрепленными обочинами шириной 3 м в открытой местности) участке дороги также 1 млн. автомобиле-километров. При этом количество происшествий совершаемых на эталонном участке на 1 млн. авт.- км. принимается за единицу.

Коэффициент аварийности для участка дороги определяется расчетом и представляет из себя произведение частных коэффициен­тов аварийности и называется итоговым коэффициентом ава­рийности.

Кав = К1 * К2 *…. Кn

где, Кав – итоговый коэффициент аварийности,

К1, К2 , Кn – частный коэффициент аварийности.

Частный коэффициент аварийности — число, показывающее во сколько раз увеличится вероятность совершения дорожно-транспорт­ных происшествий по сравнению с эталонным участком дороги при изменении параметров одного из элементов дороги или одного из факторов.

К1 ______________________________________________________

К2 ______________________________________________________

К3 ______________________________________________________

К4 ______________________________________________________

К5 ______________________________________________________

Кав ______________________________________________________

Коэффициент безопасности — отношение скорости движения по опасному участку дороги к скорости на предыдущем участке. Чем больше разница этих скоростей, тем опаснее участок, при подъезде к которому необходимо значительно снижать скорость.

Для участка дороги коэффициент безопасности определяется по формуле:

Кбез = Vвых
Vвх

где: Vвых — скорость транспортного средства на выходе с опасного участка дороги,

Vвх — скорость транспортного средства на въезде на опасный участок дороги,

9.2. Выявление опасных участков на автомобильных дорогах

Данные о дорожно-транспортных происшествиях позволяют получить лишь частичную картину степени опасности движения по дороге и отдельным ее участкам.
Для выявления опасных участков и прогнозирования степени опасности отдельных участков дороги используют методы оценки коэффициентов аварийности и безопасности.
Коэффициентом безопасности Kбез называется отношение максимальной скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, v к максимально возможной скорости въезда автомобилей на этот участок vвх:

K6eз= v/vвх (9.1)

Участки дорог оценивают по степени опасности для движения исходя из следующих значений коэффициентов безопасности:

При обследованиях автомобильных дорог на основе линейного графика изменения скорости движения одиночного легкового автомобиля строят линейный график изменения коэффициента безопасности (рис. 9.1). На этом графике выделяют участки дороги по степени опасности, особое внимание уделяется участкам со значением коэффициента безопасности менее 0,4. В проектах новых дорог не допускаются участки с коэффициентами безопасности, не превышающими 0,8. При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильной дороги следует проводить перепроектирование участков с коэффициентами безопасности, не превышающими 0,6.

Рис. 9.1. Линейный график скорости движения и коэффициента безопасности

Степень опасности участка дороги может характеризоваться также итоговым коэффициентом аварийности, представляющим собой произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние отдельных элементов плана и профиля дороги:

Кит = К1*К2…К17, (9.2)

где К1, К2, K17 — частные коэффициенты, равные отношению числа дорожно-транспортных происшествий на участке при том или ином параметре элемента плана и профиля дороги к числу дорожно-транспортных происшествий на эталонном горизонтальном прямом участке дороги с проезжей частью шириной 7,5 м, шероховатым дорожным покрытием и укрепленными обочинами.

1.4.1. Метод коэффициентов аварийности основан на определении итогового коэффициента аварийности :

, (1.6)

ãäå — частные коэффициенты аварийности, основанные на результатах анализа статистических данных о ДТП и характеризующие влияние на безопасность движения параметров дорог и улиц в плане, поперечном и продольном профилях, элементов обустройства, интенсивности движения, состояния покрытия;

— число частных коэффициентов аварийности, учитываемых при оценке безопасности движения на дорогах или городских улицах различной категории.

1.4.2. Значения частных коэффициентов аварийности для дорог и улиц разных категорий приведены в прил.1.

1.4.3. Дорожные организации, осуществляя учет и анализ ДТП, могут устанавливать дополнительные коэффициенты, учитывающие местные условия, например, частоту расположения кривых, наличие вблизи дороги аллейных насаждений, ирригационных каналов, неогражденных крутых склонов и т.д.

1.4.4. Итоговые коэффициенты аварийности устанавливают на основе анализа плана и профиля или линейного графика исследуемого участка дороги путем перемножения частных коэффициентов.

1.4.5. По значениям итоговых коэффициентов аварийности строят линейный график (рис.1.2). На него наносят план и профиль дороги, выделив все элементы, от которых зависит безопасность движения (продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мосты, населенные пункты, пересекающиеся дороги и др.). На графике фиксируют по отдельным участкам среднюю интенсивность движения по данным учета дорожных организаций или специальных изыскательских партий, а для проектируемых дорог — перспективную интенсивность движения. Условными знаками обозначают места зарегистрированных в последние годы ДТП. Дорожно-эксплуатационные организации должны пополнять графики данными о ДТП. Под планом и профилем выделяют графы для каждого из учитываемых показателей, для которых выше приведены коэффициенты аварийности.

Рис.1.2. Пример графика итогового коэффициента аварийности

1.4.6. При построении графика коэффициентов аварийности необходимо учитывать, что влияние опасного места распространяется на прилегающие участки, где возникают ощутимые помехи для движения (табл.П-1.8, П-1.9).

1.4.7. В проектах реконструкции дорог и нового строительства рекомендуется перепроектировать участки, для которых итоговый коэффициент аварийности более 15-20.

1.4.8. В проектах улучшения дорог при капитальном ремонте в условиях холмистого рельефа следует предусматривать перестройку участков с коэффициентами аварийности более 25-40.

1.4.9. На горных дорогах с позиции безопасности движения допустимыми можно считать участки со значениями итогового коэффициента аварийности менее 35 и более 350. Однако следует иметь в виду, что при его значениях более 350 скорости движения и пропускная способность дороги значительно снижаются.

1.4.10. Допустимые значения итоговых коэффициентов аварийности для вновь строящихся автомагистралей не более 10,0, для эксплуатирующихся — 12,0.

1.4.11. В городских условиях при реконструкции улиц и новом строительстве не допускаются участки, итоговый коэффициент аварийности которых превышает 25.

1.4.12. Если возможность быстрого улучшения всей дороги ограничена, особенно при стадийной реконструкции, при установлении очередности перестройки опасных участков необходимо дополнительно учитывать тяжесть ДТП. При построении графиков итоговые коэффициенты аварийности следует умножить на дополнительные коэффициенты тяжести (стоимостные коэффициенты, учитывающие возможные потери народного хозяйства от ДТП):

; (1.7)

, (1.8)

ãäå — дополнительные стоимостные коэффициенты (табл.1.9).

Таблица 1.9

Поправку к итоговым коэффициентам аварийности вводят только при значениях 15.

1.4.13. За единицу дополнительных стоимостных коэффициентов приняты средние потери народного хозяйства от одного ДТП на эталонном участке дороги или улицы. Остальные коэффициенты вычислены на основании данных о средних потерях от одного ДТП при различных дорожных условиях. Значения коэффициента тяжести приведены в табл.1.7.

Для городских улиц и дорог значения коэффициента тяжести приведены в табл.1.10.

Таблица 1.10

Значения дополнительных коэффициентов тяжести в ряде случаев увеличиваются при улучшении дорожных условий, так как возрастание скоростей движения приводит к авариям с более тяжелыми последствиями.

Оставьте комментарий