Консолидировать отчетность

Автор публикации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Принят

Государственной Думой

7 июля 2010 года

Одобрен

Советом Федерации

14 июля 2010 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО).

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации;

3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Порядок представления и (или) публикации кредитными организациями иного вида финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, а также порядок использования такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целях банковского надзора определяются Центральным банком Российской Федерации.

4. Особенности порядка представления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

4. Представление годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке.

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и публикацией консолидированной

финансовой отчетности

1. Надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

2. Надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 7. Публикация консолидированной финансовой отчетности

1. Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям, предусмотренным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

Президент

Российской Федерации

Д. МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

27 июля 2010 года

Редакция попросила прокомментировать факт принятия и основные положения закона «О консолидированной финансовой отчетности» экспертов в области МСФО.

Кирилл Витальевич Алтухов,

партнер департамента аудиторских услуг «КПМГ» в России и СНГ

Принятие данного закона должно повлечь за собой изменения, которые ожидались еще с конца 90-х гг., когда правительством была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Потребовалось более 10 лет, чтобы перейти от декларирования намерений к конкретным действиям. За это время также поменялось и представление о дальнейшем развитии российского бухгалтерского учета.

Раньше преобладало мнение, что методологическая база российского бухгалтерского учета будет полностью переориентирована на МСФО и как таковой российский бухгалтерский учет прекратит самостоятельное существование. Сейчас, определив консолидированную отчетность публичных компаний в качестве сферы применения МСФО, законодатель не освободил их от ведения российского бухгалтерского учета. Кроме того, вести учет в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета должны все непубличные компании, т. е. малый и средний бизнес.

Как будет развиваться российский бухгалтерский учет в будущем? Бизнес заинтересован в оптимизации расходов на введение учета. Сейчас компания, составляющая МСФО-отчетность, также ведет два вида учета: российский бухгалтерский и налоговый. В связи с этим наиболее простым и, возможно, предпочтительным вектором развития учета в России может быть объединение бухгалтерского и налогового учета. Хотя я не верю в высокую вероятность такого варианта, он, как мне кажется, в большей степени отвечает интересам как крупного, так и малого бизнеса. Второй возможный вектор развития – сближение с МСФО. Он в большей степени отвечает интересам крупного бизнеса. Самый нежелательный для бизнеса вариант – параллельное развитие всех видов учета.

На сегодняшний день большинство крупных российских компаний (практически все публичные) уже перешли на МСФО для общения с инвесторами. Поэтому ни бизнес, ни аудиторы, ни инвесторы не почувствуют значительного изменения климата, поскольку они в этом климате уже живут.

Гораздо важнее то, каковы будут дальнейшие шаги в области корпоративного законодательства, к которым может подтолкнуть данный закон, – переход к консолидированному налогоплательщику и уплата дивидендов с консолидированной прибыли.

МСФО – только одна из мер, которые нужно принять для улучшения инвестиционного климата в стране. Не думаю, что сам по себе этот шаг позволит опередить кого-либо в мировом инвестиционном рейтинге.

Я также хотел бы остановиться на еще одном, очень важном, на мой взгляд, аспекте – мерах государственного регулирования перехода и применения МСФО. Правительство уже подготовило проект Положения о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации. Ожидаются и другие официальные документы, которые должны определить всю систему мер, обеспечивающих переход на МСФО.

Здесь может быть интересен опыт других стран, например Канады, которая сейчас переходит на МСФО, или опыт единой Европы пятилетней давности. В этих странах регулятор определил формальные шаги, которые должны выполняться на уровне компаний. Например, разработка новой учетной политики, организационные мероприятия, составление переходного бухгалтерского баланса и т. д. При этом официальная отчетность публичных компаний включала информацию о выполнении этих шагов.

Такой опыт полезен и для нашей страны, также способствуя формированию института корпоративного управления.

Кроме того, мне кажется, что новое регулирование должно более четко определить ответственность компаний, роль и ответственность организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также роль государства в регулировании финансового рынка, включая вопрос о необходимости создания мегарегулятора.

Аскар Ахметов,

руководитель департамента международной финансовой отчетности АКГ «Интерком-Аудит»

Несмотря на расплывчатые границы правоприменимости закона «О консолидированной финансовой отчетности», оцениваю его принятие как позитивный, хотя и несколько запоздалый шаг (поскольку его принятия ожидали с 2004 г.) навстречу к интегрированию России в мировую экономику и созданию единых общемировых финансовых стандартов бухгалтерского учета. По сути, теперь существует закон, который хотя и минимально, но декларирует и регламентирует применение МСФО на территории России.

Подчеркну некоторые моменты, заслуживающие, на мой взгляд, внимания в связи с принятием данного закона.

Во многих аспектах МСФО основаны на профессиональном суждении пользователей (приоритет экономического содержания над формой, концепция справедливой стоимости, эффективная процентная ставка и т. д.). Правила учета отдельных статей активов и обязательств, расходов и доходов по МСФО могут в значительной мере отличаться от применимой в настоящее время практики их отражения в бухгалтерском учете в соответствии с российскими ПБУ. Это означает, что перспективное изучение МСФО и наработка профессионального суждения в процессе самостоятельной подготовки финансовой отчетности по МСФО приветствуются.

В связи с этим возрастает роль заблаговременной подготовки квалифицированных внутренних специалистов в компании, имеющих дело с бухгалтерским и управленческим учетом. Возможно, понадобится часть специалистов переучивать для работы с МСФО. Следует учитывать тот факт, что современные курсы обучения дают лишь необходимый минимум теоретических знаний. Порой на практике полученных знаний оказывается недостаточно. Для твердого и уверенного понимания принципов МСФО требуется достаточный опыт их практического применения, а опыт может быть приобретен лишь в процессе подготовки отчетности по МСФО, разбора конкретных экономических ситуаций и транзакций, изучения уже существующей обширной практики их применения (best practice).

Подготовка консолидированной отчетности группы компаний – это подготовка и индивидуальной отчетности по МСФО всеми дочерними компаниями на основе единой групповой учетной политики. На практике у любого российского холдинга дочерние компании представляют собой весьма «разношерстную» группу, в которую входят предприятия отличных друг от друга секторов экономики, форм собственности и размеров. Вопрос унификации учетных правил и систем в случае большой группы достаточно сложен, поэтому его стоит решить заранее.

Касательно «неблизких» сроков правоприменимости закона стоит отметить, что при подготовке финансовой отчетности за любой год начиная, например, с 2015 г. в соответствии с действующими сегодня стандартами МСФО (а именно МСФО 1 «Применение МСФО впервые») необходимо будет подготовить сопоставимую финансовую информацию и раскрытия к финансовой отчетности минимум за один предыдущий отчетный период. Поэтому лучше не ждать завершения «первого» отчетного года.

Алексей Савельев,

руководитель департамента консолидированной отчетности ОАО «ВымпелКом»

Принятие Закона «О консолидированной финансовой отчетности» – важный шаг в реформе бухгалтерского учета в стране и во многом отвечает потребностям бизнеса. Однако не стоит забывать, что многие компании готовят отчетность не только в соответствии с МСФО, но и ОПБУ США. Несмотря на то что работа по сближению ОПБУ США и МСФО ведется уже очень давно, до сих пор не утверждены конкретные сроки их объединения. Таким образом, введение требования подготовки отчетности по МСФО может обернуться дополнительными издержками для крупных компаний. Вполне возможно, что именно этим объясняется и срок вступления закона в силу: 2015 г. На данный момент один из сроков полной конвергенции МСФО и ОПБУ США – конец 2014 г.

В то же время, если государственные органы продолжат движение в сторону консолидированной отчетности не только в бухгалтерском законодательстве, но и в налоговом (уплата единых налогов на уровне холдингов) и правовом (придание консолидированной отчетности должного статуса в законе об акционерных обществах), то это может стимулировать переход на МСФО в добровольном порядке.

В любом случае российским законодателям нужно продолжать реформирование системы учета и отчетности в России, оптимизировав само количество «учетов» – налоговый, бухгалтерский, статистический и теперь финансовый (МСФО).

Также значительный объем работы предстоит и в развитие Закона «О консолидированной финансовой отчетности»:

– официальный (и, что важно, профессиональный) перевод стандартов – от терминологии в МСФО зависит очень многое, и, как правило, в русском языке трудно подобрать подходящие аналоги. Возможно, появится необходимость в составлении глоссариев соответствия терминов в оригинальных МСФО и переведенных, чтобы специалистам было легче ориентироваться;

– подготовка специалистов начиная с обучения в вузах – возможно введение специальных курсов, аналогичных ACCA, в программу подготовки. В этом плане уже присутствуют аналоги некоторых экзаменов ACCA на русском языке, например Диплом по финансовой отчетности (DipIFR), которые можно адаптировать для учебных планов.

10 августа 2010 г. официально вступил в действие Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В силу концептуального значения документа для дальнейшего развития бухгалтерского учета в России работа по созданию закона велась несколько лет и сопровождалась активными дискуссиями в профессиональном сообществе.

Наконец закон был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ.

В практическом бухгалтерском учете в условиях рыночной экономики используются следующие виды бухгалтерских балансов: вступительный; периодический и годовой (заключительный); соединительный (фузионный); разделительный; санируемый; ликвидационный; сводный; сводно-консолидируемый.

Вступительный (организационный) баланс — свидетельствует о возникновении новой организации, т.е. по существу это баланс заново создаваемой организации. Показываемая в нем имущественная масса состоит в основном из денежных вкладов учредителей (участников) и организационных расходов. Составлением вступительного баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в данной организации.

Периодический и годовой (заключительный) балансы. Периодический или промежуточные балансы составляются на заданные отрезки времени (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев), а годовой (заключительный) — по остаткам средств и их источников на конец отчетного года.

Соединительный (фузионный) баланс — баланс, составленный по результатам объединения имущества и обязательств двух и более организаций — юридических лиц. Соединительный баланс является одной из форм отчетности организации, являющихся правопреемником ранее действующих.

Разделительный баланс составляется при реорганизации организации и разделении ее на два и более юридических лица или самостоятельные (отдельные) хозяйствующие субъекты (организации, дочерние общества, структурные подразделения с самостоятельным балансом).

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В отличие от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе эти статьи могут не приниматься в расчет, либо подвергаться значительной уценке (например, материальные ценности могут быть уценены до возможной стоимости их реализации).

Ликвидационные балансы свидетельствуют о ликвидации организации. Ликвидационные балансы отличаются от других главным образом оценкой своих статей (производимого более низкой стоимости — реализационной, чем первоначальная балансовая стоимость средств).

Сводные балансы. Если юридические лица подчиняются в административном порядке какому-то управленческому органу и сдают ему самостоятельные балансы, то составляется сводный баланс. Он отражает данные включаемых в него самостоятельных балансов.

Сводно-консолидируемые балансы. Баланс, составленный и объединяющий данные самостоятельных балансов дочерних обществ, представительств и т.п.

Различают также статические и динамические балансы. Баланс называется статическим, если позволяет на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации. Разновидностью статического баланса является актуарный баланс. Актуарий (актуари — скорописец, счетовод) — специалист по технике страхования. Баланс называется динамическим, если позволяет представить финансовый результат хозяйственной деятельности за отчетный период.

В зависимости от возникающих в хозяйственной жизни целей выделяют восемь признаков классификации бухгалтерских балансов:

  1. По источникам составления — инвентарные, книжные, актуарные.
  2. По срокам составления — вступительные, промежуточные (периодические, начинательные, заключительные, ликвидационные).
  3. По объему — самостоятельные, отдельные, сводные, консолидированные.
  4. По полноте отражения данных — брутто-балансы, нетто-балансы (в которых не отражается амортизация основных средств, нематериальных активов).
  5. По реформированию — реформированные (когда прибыль не показывается в балансе отдельной статьей); нереформированные (когда прибыль показывается в балансе отдельной статьей).
  6. По полноте — пробные, оборотные (по оборотам), сальдовые (по остаткам на счетах).
  7. По формату — односторонние (актив сверху, пассив под активом), двусторонние (актив слева, пассив справа), раздельный (по центру приходится название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива), сводный (слева приводятся названия статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву), шахматный (матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам — статьи пассива).

По времени — провизорные (пробный, прогнозный), перспективный (баланс, который составлен по расчетным данным на перспективу), директивный (который отражает оптимальную структуру использования ресурсов организации).

2020-07-02 20428

Консолидация финансовых отчетов представляет собой процесс объединения и последующей синхронизации данных отчетов некоторой группы предприятий. Делается это с целью представления информации о финансовом положении консолидированных компаний в одном единственном пакете отчетности.

Консолидация финансовых отчетов представляет собой процесс объединения и последующей синхронизации данных отчетов некоторой группы предприятий. Делается это с целью представления информации о финансовом положении консолидированных компаний в одном единственном пакете отчетности.

Подобная группа создается во время слияния нескольких предприятий в холдинг или в момент, когда одна компания приобретает большую долю в капитале другой, что дает ей право выступать контрольным участником. В этом случае материнская компания осуществляет контроль за одной или несколькими компаниями и непосредственно влияет на их финансовую политику.

Сущность и состав консолидированной финансовой отчетности

Материнская компания составляет консолидированную финансовую отчетность. Данный формат отчетности демонстрирует объективную и правдивую информацию управленцам об их инвестициях, контроле и владению чистыми активами. Это оправданное требование, поскольку в индивидуальной отчетности материнской компании не отображается информация по поводу инвестиций в подконтрольные структуры.

Консолидированная финансовая отчетность, которая составлена согласно требований МСФО, отражает деятельность группы компаний как единого целого и включается в себя следующие отчеты:

  1. Балансовый отчет;
  2. Отчет о прибыли и убытках;
  3. Отчет об изменениях в собственном капитале;
  4. Отчет о движении денежных средств;
  5. Примечания.

Выгоды консолидации финансовой отчетности

  • выгодные условия вовлечения финансов;
  • улучшение управляемости компании через рост солидности финансовых результатов;
  • привлечение иностранных инвесторов и партнеров;
  • увеличение стоимости компании посредством снижения неясности в финансовом положении.

Принципы консолидации финансовой отчетности

  1. Принцип полноты — требует полное отражение информации об активах, обязательствах, расходах будущих периодов, доходах будущих периодов объединенной группы компаний невзирая на размер части материнской компании.
  2. Принцип справедливой и достоверной оценки — консолидированная финансовая отчетность обязана быть прозрачной, доходчивой, общедоступной для понимания и предоставлять весомую и объективную информацию об активах, обязательствах и финансовом состоянии организаций, которые входят в группу компаний.
  3. Принцип собственного капитала — собственный капитал, финансовые результаты деятельности и резервы группы консолидируются, поскольку материнская компания и её структурные подразделения воспринимаются как единое целое.
  4. Принцип постоянства применения методов консолидации и принцип действующего предприятия — обязывают использовать выбранные методы консолидации на протяжении длительного периода при условии эффективного функционирования группы компаний.
  5. Принцип существенности — только если информация важна для пользователей, она раскрывается в консолидированной отчетности. Только те статьи, которые имеют прямое влияние на принятие инвестиционных или прочих управленческих решений, считаются существенными и должны отображаться в финансовой документации.
  6. Принцип единых методов оценки — материнская компания обязуется пользоваться едиными методами оценки при консолидации отчетности и при составлении своей собственной.
  7. Принцип единой даты составления консолидированной финансовой отчетности — консолидированная финансовая отчетность составляется на дату составления материнской отчетности.
  8. Принцип единой учетной политики — при формировании консолидированной отчетности используется единая учетная политика для материнской и дочерних предприятий, применима к аналогичным операциям и другим событиям при похожих обстоятельствах.

Методы консолидации финансовой отчетности

Существуют определенные методы консолидации финансовой отчетности:

Метод полной консолидации — группа компаний — это единый целый экономический объект хозяйствования. Под консолидация попадают активы структурных подразделений, в пассиве демонстрируются права меньшинств. Данный метод применим для дочерних предприятий, которые образованы путем слияния или приобретения.

Метод пропорциональной консолидации — предусматривает отражение в отчетности только тех активов, которыми структурное подразделение группы компаний действительно владеет и осуществляет пользование и контроль над ними.

Метод долевого участия — метод, который учитывает инвестиции в ассоциированные организации. Отражение инвестиций происходит по номинальной стоимости с возникновением гудвилла.

Этапы консолидации финансовой отчетности

  1. Процесс подготовки финансовых отчетов отдельно каждой компании, входящих в состав группы, к самой консолидации:
    • определение и исключение всех внутреннегрупповых операций, которые приводят к образованию прибылей и убытков, не возможных реализовать себя;
    • определение размера нереализованных прибылей и убытков.
  2. Консолидация гудвилла.
  3. Консолидация накопленного капитала.
  4. Определение и отделение доли меньшинства в чистых активах и чистой прибыли (или убытке) структурных подразделений, состоящей из:
    • суммы на дату слияния;
    • части меньшинства в размере изменения собственного капитала структурного подразделения после слияния.
  5. Формирование консолидированной финансовой отчетности посредством постатейного суммирования элементов финотчетности структурных подразделений с подобными элементами финотчетности материнской компании.

Методы составления первичной консолидированной отчетности:

  • метод приобретения (покупки);
  • метод объединения (слияния).

Сложность составления консолидированной финансовой отчетности состоит в необходимости элиминирования (исключения) статей, чтобы предотвратить повторный счет и искусственное завышение размера капитала и финансовых итогов.

P.S. Полную запись вы можете посмотреть

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО ПЛАНА ОБЩЕЗАВОДСКИХ РАСХОДОВ В EXCEL

Чтобы консолидировать план расходов по компании, экономисту нужно собрать сведения из подразделений.

Сбор и объединение плановых показателей организуют поэтапно.

Рассмотрим на примере, как спланировать общезаводские расходы.

Этап 1. Утверждаем перечень статей общезаводских расходов, создаем и настраиваем шаблон в Excel.

Достаточно часто экономисты получают от подразделений заполненные таблицы с плановыми показателями в некорректном виде. Чтобы избежать этого, предварительно настраивают формат данных: Данные → Работа с данными → Проверка данных → Проверка вводимых значений → Тип данных → Целое число → Минимум «0» → Максимум «1000» (рис. 1). Затраты по одной статье расходов не могут превышать 1 млн руб. в квартал, должны быть в тысячах рублей.

Поскольку с шаблоном будут работать не только финансовые специалисты, добавляют «Сообщение об ошибке» (рис. 1):

Вид — Останов (запрет на ввод данных).

Заголовок — Вы допустили ошибку!

Сообщение: «1. Расходы за квартал не могут превышать 1 млн руб. 2. Показатель должен быть целым числом.»

Текст сообщения должен проинформировать исполнителя, что он делает неправильно.

При вводе показателей, которые не будут отвечать установленным требованиям шаблона, Excel выдаст ошибку (рис. 1).

Это обеспечит встроенный контроль, исключит случайные ошибки ввода и выход за лимит на этапе планирования, снизит трудоемкость проверки полученных заполненных шаблонов.

На практике распространены случаи, когда расходы вписываются в лимит по верхнему пределу.

Учитывая погрешности, которые присущи планированию, целесообразно все статьи расходов, превышающие определенную сумму, автоматизированно выделять.

Получив отчет с сигнальными маркерами, экономист сможет оперативно затребовать с подразделений дополнительные обоснования и расчеты.

Это можно сделать с помощью Условного форматирования: Главная → Условное форматирование → Правила выделения ячеек → Больше → Форматировать ячейки, которые БОЛЬШЕ:

  • для прочих и представительских расходов — больше 200 тыс. руб.;
  • для остальных расходов — больше 700 тыс. руб. (рис. 2).

Выбирают удобную сигнальную окраску.

Размер лимита, о превышении или приближении к верхнему пределу которого настраивают форматирование, зависит от:

  • специфики деятельности компании;
  • статьи расхода;
  • периода и объемов.

Форматирование настраивают в индивидуальном порядке.

Изменить настройки рассылаемого в подразделения шаблона будет невозможно, если выполнить следующий этап.

Этап 2. Защищаем настроенные формулы от затирания, шаблон — от нежелательного форматирования.

Чтобы не тратить время на проверку формул, исключить случайное их затирание исполнителями, целенаправленно скрыть формулы для соблюдения конфиденциальности, в шаблоне выделяем ячейки с формулами (серая заливка) и вызываем окно «Формат ячеек» (Ctrl + 1). Затем переходим на вкладку «Защита» и устанавливаем флажок около пункта «Скрыть формулы» (рис. 3). После защиты листа формулы будут скрыты, но продолжат работать.

Важный момент: формулы полезно скрывать, если нужно сохранить в тайне процент премирования каждого отдельного сотрудника или порядок формирования себестоимости.

Чтобы защитить шаблон от нежелательного копирования, форматирования, добавления неутвержденных статей расхода, выполняем следующие действия:

1) оставляем доступными ячейки, в которые необходимо ввести плановые показатели. Выделяем эти ячейки, правой кнопкой мыши вызываем меню, выбираем «Формат ячеек» и на вкладке «Защита» убираем флажок с пункта «Защищаемая ячейка». По умолчанию все ячейки защищаемые, поэтому если нужно оставить доступ к выбранным ячейкам, то защиту с них снимаем (рис. 4);

2) на вкладке «Рецензирование» выполняем команду «Защитить лист». В диалоговом окне «Защита листа» задаем пароль для отключения защиты листа и выбираем действия из списка, которые разрешают выполнять пользователям. Оставляем флажок только на позиции «выделение незаблокированных ячеек» (рис. 5). После нажатия ОК повторно подтверждаем пароль.

Если требуется снять защиту, на вкладке «Рецензирование» в «Изменениях» выбираем «Снять защиту листа» и в диалоговом окне вводим пароль;

3) исключаем удаление листа с помощью инструмента: Рецензирование → Изменения → Защитить книгу. В диалоговом окне «Защита структуры и окон» устанавливаем флажок напротив опции «структуру» и вводим пароль (рис. 6).

Этап 3. Настроенные и защищенные шаблоны рассылаем структурным подразделениям для заполнения. Регламентируем сроки предоставления и ответственность за их нарушение. Проводим консультационную работу с подразделениями по планированию, оказываем методологическую помощь.

Экономист рассылает в подразделения шаблон по форме, приведенной в табл. 1. После работы, проведенной на предыдущих этапах, исполнитель сможет внести данные только в зеленые ячейки и в предварительно заданном формате.

Этап 4. Проверяем полученные планы общезаводских расходов по подразделениям.

Главное преимущество рассматриваемой поэтапной организации в том, что экономисту не нужно проводить техническую проверку «по форме», выверять формулы, исправлять форматы. Экономист может сконцентрироваться на проверке «по сути». В таблице 2 представлен план общезаводских расходов по отделу материально-технического снабжения.

Действия экономиста:

  • затребует у руководителя ОМТС сметы затрат на представительские расходы — 310 тыс. руб. в первом квартале и прочие услуги сторонних компаний — 204 тыс. руб. в четвертом квартале (выделены зеленым, так как превышают 200 тыс. руб.). Уточняет целевую направленность расходов, их связь со стратегией. Исключает махинации, когда крупные расходы одной целевой направленности, чтобы они не зашкаливали по одной статье, разбивают на несколько близких статей или вписывают в прочие расходы;
  • затребует план ремонтных работ и технического обслуживания автотранспорта по каждому месяцу, заключения о целесообразности/нецелесообразности ремонта, возможности доставки материалов перевозчиками, а не собственным транспортом.

В компании на ОМТС отнесены значительные расходы по содержанию и ремонту собственного автопарка — 810 тыс. руб. в третьем квартале. Экономист оценивает принадлежность затрат к периоду и фактор сезонности, присущий компании;

  • проверяет обоснованность затрат на горюче-смазочные материалы (всего — 1540 тыс. руб., в третьем квартале — 740 тыс. руб.) по следующим документам:

– план завоза материалов;

– адреса складов поставщиков и маршруты автотранспорта;

– нормы расхода бензина, дизтоплива для автотранспорта компании, условия применения повышающих коэффициентов;

  • проверяет расценки транспортных компаний, с которыми заключены договоры, их соответствие рыночным тарифам. Согласно данным табл. 2 услуги транспортных компаний идут по верхнему пределу лимита — 950 тыс. руб. в третьем квартале, за год — 1375 тыс. руб.;
  • поквартальную и годовую сумму расходов в 8429 тыс. руб. сравнивает с фактом текущего года, планами прошлых лет и учитывает изменения по статьям расходов;
  • проверяет соответствие затрат, отраженных по статьям расходов, учетной политике компании. Отдельные статьи расходов целесообразно напрямую отнести на себестоимость производства определенной продукции.

После проверки планов по каждому подразделению переходят к формированию сводных показателей расходов по компании.

Этап 5. Консолидируем расходы.

В Excel консолидацию можно выполнить несколькими способами. Учитывая проделанную ранее работу по стандартизации плановых шаблонов, оптимально выполнить пошагово следующие действия:

1. Открываем все полученные от подразделений и проверенные планы.

Важный момент: файл подразделения должен иметь название этого подразделения. В консолидированном плане принадлежность показателя определяется названием файла-источника.

2. Снимаем установленную ранее защиту.

3. Создаем отдельный файл для сводного плана общезаводских расходов «Консолидированный план расходов».

4. В указанном файле выполняем команду: Данные → Работа с данными → Консолидация. В диалоговом окне «Консолидация» в «Ссылке» поочередно указываем диапазон данных и нажимаем «Добавить» (рис. 7). На рассматриваемом предприятии семь общезаводских служб, поэтому действия повторяют семь раз.

В блоке «Использовать в качестве имен» устанавливаем флажки напротив двух опций:

  • подписи верхней строки;
  • значения левого столбца.

Кроме этого, задаем условие «Создавать связи с исходными данными». Если плановый показатель по одному из подразделений изменится, его обновление в исходном файле автоматически обновит консолидированные показатели.

Консолидированная таблица имеет сгруппированный вид (рис. 8).

5. Форматируем консолидированный план расходов по стандартам отчетности в компании.

6. Чтобы исключить ошибки и обеспечить достоверность, сверяем финансовые показатели сводного плана и планов по подразделениям (итоги и выборочно по позициям).

Этап 6. Анализируем сводные показатели общезаводских расходов по компании.

Консолидированный план расходов в разрезе подразделений по отдельным статьям представлен в табл. 3. Для удобства условным форматированием выделены плановые показатели, которые превышают 500 тыс. руб. и 1 млн руб. (рис. 9).

Анализ сводных показателей общезаводских расходов:

  • расходы, превышающие 2 млн руб. в квартал, приходятся на фонд оплаты труда — 2454 тыс. руб. в среднем за квартал. Если расходы на ФОТ возросли по сравнению с предыдущим плановым периодом, то выясняют, за счет чего произошел рост (увеличение структуры и уровня оплаты труда, рост численности персонала и др.).

Фонд оплаты труда финансовой службы значительно превышает фонд других подразделений. Причина простая: служба многочисленная, включает в себя бухгалтерию, планово-экономический и ревизионный отделы;

  • в третьем квартале 1062 тыс. руб. запланировали на оплату услуг сторонних компаний. Рассматривая расходы в разрезе подразделений, экономист увидит уже знакомый показатель 950 тыс. руб. по ОМТС, который проработан и обоснован на четвертом этапе;
  • на второй квартал запланированы высокие командировочные расходы — 756 тыс. руб. Это связано с высоким планом завоза материалов (затраты отдела снабжения) и выездом сотрудников отдела главного технолога на предприятия, где по кооперации во втором квартале планируется выполнение технологических операций по выпускаемой продукции, которые не могут быть выполнены на оборудовании компании;
  • наименьшие общезаводские расходы запланированы на первый квартал — 3857 тыс. руб., максимальные — в третьем квартале (6796 тыс. руб.).

Плановые показатели экономист сопоставляет с другими планами (например, с планом поступлений). Если наблюдается кассовый разрыв, поднимают вопрос об урезании отдельных статей расходов или переносе затрат на другой период. Например, расходы на охрану труда и технику безопасности перенести на первый и второй кварталы (аналогично — плановый ремонт автотранспорта).

Консолидированная сумма общезаводских расходов составит 20 883 тыс. руб.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Чтобы сформировать сводный план расходов, экономисту нужно собрать данные из подразделений. При этом могут возникнуть следующие сложности:

  • планы сдают в некорректном виде, приходится тратить время на их дополнительную обработку. Подобную ситуацию можно предотвратить, если разработать шаблон сбора данных в Excel, задать параметры вводимых данных, настроить исполнителям вывод сообщений об ошибках;
  • в шаблоне могут случайно поменять местами или удалить строки, добавить в него неутвержденные статьи расходов или столбцы для вспомогательных расчетов. Это сделает невозможной автоматизированную консолидацию планов по подразделениям. Как исключить такие случаи? Защищаем паролем ячейки и структуру шаблона Excel от любых нежелательных действий, оставляем исполнителям в подразделениях доступ исключительно к полям ввода плановых показателей;
  • часто в разосланных шаблонах затираются или нарушаются формулы, нередко сотрудникам подразделений запрещено знать порядок тех или иных расчетов, формулы могут содержать конфиденциальные данные. Как действовать, ведь ввиду занятости и высокого объема работ настраивают и выверяют формулы в одном шаблоне, а рассылают его большому количеству исполнителей? Настраивать формулы в каждом файле после его получения слишком трудозатратно, высока вероятность ошибок, особенно в режиме «надо было на вчера». Решение проблемы: устанавливаем параметр «скрыть формулы» перед защитой ячеек паролем.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ
О консолидированной финансовой отчетности

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.07.2019 г.)

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) определяется как группа.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

2. В случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Утратила силу.

4. Утратила силу.

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется.

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации бюджетной сферы.

Оставьте комментарий