Содержание
1.Методические указания и рекомендации по выполнению контрольной работы:
Для отчета о самостоятельной работе по дисциплине «Контроль и ревизия» студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу, выбрав по последней цифре шифра зачетной книжки три вопросаиз списка иодну задачу. Вопросы и задача выбираются по последней цифре номера зачетной книжки, которая соответствует номеру варианта контрольной работы.
Список используемой литературы должен содержать не менее 3 источников. В тексте работыобязательно должны иметь место ссылки на используемые источникис указанием страниц, например: . Положительным будет использование приложений по изучаемым вопросам. Это могут быть как различные примеры практического осуществления ревизии, ее этапов, отдельных мероприятий в хозяйствах, так и методический материал, нормативная документация, т.п.
Вариант |
||||||||||
Вопросы |
2.Задание (вопросы) для выполнения контрольной работы: Вопросы для контрольной работы
-
Внутрихозяйственный финансовый контроль
-
Отличие ревизии от аудита
-
Ревизия как форма экономического контроля: сущность, цель, принципы
-
Задачи ревизии
-
Виды ревизии
-
Правила проведения ревизии
-
Права и обязанности ревизора
-
Планирование ревизии
-
Подготовка ревизии
-
Методы документального контроля
-
Методы фактического контроля
-
Ревизия управления организацией
-
Ревизия договорной дисциплины
-
Ревизия капитальных вложений
-
Ревизия нематериальных активов
-
Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности
-
Ревизия расчетов с подотчетными лицами
-
Ревизия основных средств
-
Ревизия денежных средств
-
Ревизия товарно-материальных ценностей
-
Ревизия готовой продукции
-
Документальное оформление окончательных итогов инвентаризации
-
Итоги инвентаризации и материальная ответственность работников организации
-
Особенности ревизии в строительстве
-
Ревизия векселей
-
Ревизия акций и облигаций
-
Особенности ревизии автотранспортных организаций
-
Особенности ревизии в общественном питании
-
Особенности ревизии в торговле
-
Особенности ревизии списания естественной убыли
Задачи для контрольной работы: Задача 1
В ходе инвентаризации основных средств было установлено, что организации неправомерно оприходовала на свой баланс станок стоимостью 200 000 руб., принятый на ответственное хранение. Кроме того, выявлена недостача полуприцепа на сумму 50 000 руб. и установлен факт неоприходования здания, полученного безвозмездно (рыночная стоимость здания 200 000 руб., остаточная стоимость здания по балансу передающей организации — 180 000 руб.). Виновное лицо по недостаче не установлено. Принято решение сделать необходимые исправления в учете, а также оприходовать излишек, недостачу списать за счет средств организации.
1.1. Отразите перечисленные операции хозяйственной деятельности бухгалтерскими записями.
1.2. Перечислите, на основании каких документов и в какой оценке производится прием товарно-материальных ценностей на ответственное хранение при безвозмездном получении.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в торговле
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Ревизия и аудит реализации товаров организаций торговли
Подготовил: П.В. Пирожков
студент 5 курса,
УЭФ, группы 05ДЭЗ-3
Научный руководитель: Н.А. Кириенко
канд. экон. наук,
доцент
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………..…………………………4
1 Товарооборот как объект финансово-хозяйственного контроля………………5
1.1 Товарооборот: экономическое содержание и задачи его контроля………….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование, информационное обеспечение проверки операций по продаже товаров предприятиями торговли………..…………6
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля торговых организаци………………………………………………………………………………………7
2 Организация и методика проведения ревизии учета реализации товаров в предприятии торговли…………………………………………………………….9
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности………………………………………….…………………9
2.2 Планирование и организация проведения ревизии учета реализации товаров ….10
2.3 Проверка правильности документального оформления операций по реализации товаров и обоснованности включения выручки в состав товарооборота ……………..11
2.4 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета реализации товаров ………………..12
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, по налогам и отчислениям, базой расчета которых является выручка от реализации………………………………13
2.6 Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по выручке от реализации…………………………..16
3 Методика оформления результатов проверки операций по реализации товаров….18
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за полнотой оприходования и правильности отражения в учете выручки от реализации товаров……………..18
3.2 Документальное оформление материалов ревизии учета реализации товаров……19
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита учета реализации товаров………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………………………………..24
Приложения………………………………………………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Реализация продукции – важная стадия кругооборота средств предприятия, на которой определяется общественная полезность продукта .
Основными задачами ревизии и аудита реализации являются:
-
проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;
-
определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции;
-
установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;
-
проверка качества реализованной продукции, уровня ее товарности;
-
контроль за правильным установлением закупочных и других цен;
-
определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;
-
проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;
-
проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;
-
выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;
-
организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.
Кроме этого, немаловажной задачей ревизии товарных операций в торговле является контроль соблюдения нормативно-правовых актов на всех стадиях реализации товаров, а также контроль сохранности товаров.
Объектом контроля являются плановые задания по товарообороту и их выполнение, обеспеченность товарными фондами, достоверность учета и отчетность, технология продажи.
-
Товарооборот как объект финансово-хозяйственного
контроля
-
Товарооборот: экономическое содержание и задачи его контроля
Розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и тому подобное):
-
организациями розничной торговли и общественного питания;
-
организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания;
-
организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению;
-
индивидуальными предпринимателями:
-
физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках .
Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от продавца до потребителя. При этом розничный товарооборот завершает процесс обращения товаров, так как товары из сферы обращения переходят в сферу потребления. Розничный товарооборот является одним из основных показателей, который можно рассматривать в двух аспектах:
— как результат деятельности предприятия торговли;
— как результат, характеризующий социально-экономическое развитие страны, то есть отражающий экономический эффект.
Как экономический показатель товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящий в сферу личного потребления. Кроме этого объем товарооборота характеризует развитие национальной экономики, ее состояние, развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка, инфляционные процессы.
Основными задачами контроля товарооборота являются:
-
проверка правильности документального оформления операций по реализации товаров и обоснованности включения выручки в состав товарооборота;
-
проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета реализации товаров;
-
проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по показателям товарооборота;
-
проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, по налогам и отчислениям, базой расчета которых является выручка от реализации, включенная в состав товарооборота.
1.2 Нормативно-правовое регулирование, информационное обеспечение проверки операций по продаже товаров предприятиями торговли
Ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными и входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности .
Все органы, уполномоченные осуществлять функции вневедомственного контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, ведомствах и других центральных органах управления, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 673 от 15.11.1999 года .
Материалами для проверки операций по продаже товаров предприятиями торговли служат накладные на вывоз и отпуск продукции со складов; товарно-транспортные накладные формы ТТН-1; товарные накладные является формы ТН-2; приходные кассовые ордера и ведомости на уплату наличных денежных средств за приобретенную у предприятия продукцию; отчеты материально-ответственных лиц, занятых реализацией продукции; реестр документов по реализации продукции (работ, услуг); накопительные ведомости учета реализации продукции (работ, услуг); соответствующие журналы-ордера, машинограммы, бухгалтерский баланс.
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля торговых организаций
Система внутреннего контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством субъекта в качестве средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного субъекта надзор и проверку:
-
соблюдения требований законодательства;
-
точности и полноты документации бухгалтерского учета;
-
своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
-
предотвращения ошибок и искажений;
-
исполнения приказов и распоряжений руководства;
-
обеспечения сохранности имущества субъекта .
Как правило, оценка системы внутреннего контроля организации включает несколько этапов:
-
ознакомление с системой внутреннего контроля;
-
первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
-
подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.
На этапе ознакомления с системой внутреннего контроля проверяющий получает общее представление о специфике и масштабе деятельности субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального ознакомления проверяющий принимает решение о том, может ли он в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля субъекта.
Республиканское унитарное предприятие «БЕЛФАРМАЦИЯ» имеет государственную форму собственности и является юридическим лицом с ведомственной подчиненностью Министерству Здравоохранения. Уставом организации и ее штатным расписанием предусмотрено формирование обособленного подразделения, в должностные обязанности которого входил бы контроль за деятельностью предприятия — ревизионный отдел.
По результатам теста проверки состояния внутреннего контроля и организации ведения бухгалтерского учета можно сделать вывод о среднем уровне надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета. Следовательно, на систему внутреннего контроля РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» можно полагаться в ходе проверки учета товарных операций.
2 Организация и методика проведения ревизии учета
реализации товаров в предприятии торговли
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности
В целях соблюдения организацией РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» в течение отчетного года единообразия ведения бухгалтерского учета и во исполнение Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. №3321 – XII и норм Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 17.04.2002 №62 , ежегодно разрабатывается и утверждается учетная политика в целях бухгалтерского учета.
Согласно учетной политике РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» признание в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг осуществляется по мере отгрузки (отпуска) товаров, продукции, работ, услуг и предъявления расчетных документов (метод начисления).
Учет реализации осуществляется с использованием субсчетов к счету 90 «Реализация», предусмотренных в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета , а также субсчетов третьего порядка для обеспечения раздельного учета льготируемых оборотов .
Бухгалтерский учет на предприятии ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерский учет организуется по централизованной форме. Организацией применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета с автоматизацией учетных операций при помощи компьютерной программы «1С Предприятие 7.7».
Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение в течение года учетной политики целях бухгалтерского учета и ее раскрытие в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.
Чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, аудитор должен определить основные действия, выполняемые на основе оценки рисков на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и разработать и в дальнейшем выполнить аудиторские процедуры на основе оцененных рисков на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Основные действия, выполняемые в ответ, а также характер, временные рамки и объем аудиторских процедур являются вопросом профессионального суждения аудитора. Аудитор должен учитывать также требования ФСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита».
Основные действия, выполняемые на основе оценки рисков:
- 1) концентрация внимания участников аудиторской группы на необходимости соблюдения принципа профессионального скептицизма при сборе и оценке аудиторских доказательств;
- 2) привлечение к аудиторскому заданию более опытного персонала или персонала со специальными знаниями, использование работы экспертов (привлечение конкретных сотрудников к заданию отражает оценку аудитором рисков, основанную на полученном аудитором знании и понимании деятельности аудируемого лица);
- 3) усиление надзора и контроля за членами аудиторской группы в ходе выполнения аудиторского задания;
- 4) планирование аудиторских процедур, учитывающих возможность наличия труднопредсказуемых и неопределенных особенностей аудируемого лица.
Кроме того, аудитор в качестве ответных действий может внести изменения в характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, например выполнить процедуры проверки по существу по отношению к учетным данным на конец отчетного периода, а не на промежуточные даты.
Понимание аудитором контрольной среды оказывает влияние на оценку рисков существенного искажения информации на уровне бухгалтерской отчетности в целом. Наличие эффективной контрольной среды может позволить аудитору больше полагаться на внутренний контроль и надежность аудиторских доказательств, представленных аудируемым лицом, и соответственно дать аудитору возможность выполнить отдельные аудиторские процедуры по отношению к данным на промежуточные даты, а не на конец отчетного периода.
Если контрольной среде присущи недостатки, то аудитор обычно выполняет больший объем аудиторских процедур по отношению к данным на конец отчетного периода, а не на промежуточные даты, ищет более убедительные аудиторские доказательства с помощью процедур провер
ки по существу, изменяет для этого характер аудиторских процедур или расширяет диапазон областей, включаемых в объем аудита.
Некоторые аудиторские процедуры могут быть выполнены только в конце отчетного периода или после его окончания, например проверка соответствия данных бухгалтерской отчетности данным бухгалтерских регистров, а также проверка корректировок, сделанных в процессе подготовки бухгалтерской отчетности. Если существует риск того, что в деятельности аудируемого лица могут присутствовать мнимые сделки или имевшие место хозяйственные операции не были завершены до конца отчетного периода, то аудитор выполняет процедуры на основе каждого конкретного риска.
Тесты средств контроля
Выполняя тестирование операционной эффективности средств контроля, аудитор получает аудиторские доказательства того, что средства контроля эффективно функционируют. Этот процесс включает получение аудиторских доказательств того, как применялись средства контроля в те моменты времени в течение аудируемого отчетного периода, когда они должны были применяться, подтверждения постоянства, с которым они применялись, а также кем и каким образом.
Если в различные моменты времени в течение аудируемого отчетного периода применялись существенно отличающиеся средства контроля, то аудитор рассматривает каждое из них в отдельности. Аудитор может принять решение о том, необходимо ли для целей аудита осуществлять тестирование операционной эффективности средств контроля одновременно с оценкой их организации и получением аудиторских доказательств их внедрения.
При рассмотрении вопроса о том, надлежит ли использовать аудиторские доказательства операционной эффективности средств контроля, полученные в результате предыдущих аудитов, и, если да, то какова продолжительность периода времени до повторного тестирования средства контроля, аудитор принимает в расчет следующие факторы:
- 1) эффективность других элементов системы внутреннего контроля, включая контрольную среду, мониторинг средств контроля, осуществляемого аудируемым лицом, и процесс оценки рисков аудируемым лицом;
- 2) риски, связанные с особенностями средств контроля, включая наличие или отсутствие их автоматизации (ФСАД № 34 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»);
- 3) эффективность общих средств контроля в информационных системах;
- 4) меры контроля, применяемые аудируемым лицом, включая характер и диапазон отклонений, выявленных при тестировании операционной эффективности, осуществленном в ходе предыдущих аудитов;
- 5) наличие или отсутствие дополнительного риска в связи с тем, что каким-то образом поменялись некоторые обстоятельства деятельности аудируемого лица, а соответствующие средства контроля не корректировались или изменились недостаточно;
- 6) риск существенного искажения информации и степень зависимости такого искажения от средств контроля.
Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 начисления и выплаты заработной платы; 5) составление подложных бухгалтерских проводок либо проводок, не подтвержденных оправдательными первичными документами, и др. 7. Анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно- материальных ценностей и денежных средств характерен тем, что в результате хронологического анализа хозяйственных операций представляется возможность выявить отклонения от нормального оборота материальных ценностей или денежных средств и установить искажения данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции. Наибольший эффект этот метод дает при проверке достоверности оборотов и остатков материальных ценностей и денежных средств в случаях, когда материально ответственные лица несвоевременно делают записи в аналитическом учете (в кассовой книге, карточке складского учета и других документах и регистрах аналитического учета). Применение этого метода помогает выявить, например, такие противоречия, как оформление расхода товарно-материальных ценностей, еще не поступивших в организацию. 8. Восстановление количественно-суммового учета применяется при ревизии баз, предприятий общественного питания, складов некоторых организаций, где количественный учет не ведется, хотя каждая операция поступления и расходования материальных ценностей оформляется первичными документами. Указанный метод проверки состоит в том, что по первичным документам в хронологической последовательности восстанавливаются данные о поступлении и расходовании материальных ценностей по каждому сорту, виду или типовому размеру. Результаты восстановления количественно-суммового учета позволяют анализировать дви- жение этих ценностей за определенный период времени. Применение этого метода, например, помогает выявить противоречия в учетных записях, такие как превышение количества отпущенных товарно- материальных ценностей над максимально возможным их остатком на конец отчетного периода. 9. Контрольные сличения применяются преимущественно там, где ведется учет материальных ценностей по наименованиям без указания сортов, марок, номеров и других признаков, при запущенности аналитического учета по отдельным сортам, маркам, номерам материальных ценностей и во всех случаях, когда отдельные организации используют суммовой учет материальных ценностей. При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом должен быть равен документированному расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей. Особенности контрольного сличения позволяют выявить злоупотребления, которые связаны: 1) с созданием неучтенных излишков отдельных видов товарно-материальных ценностей в результате: А) недооприходования части товарно-материальных ценностей, поступающих в организацию; Б) излишнего списания части товарно-материальных ценностей под видом документированного расхода; В) неправомерного оформления пересортицы и др.; 2) с манипулированием ценами при верной количественной информации о движении однородных ценностей в результате: А) занижения цен на получаемые товары; Б) завышения цен на отпускаемые и списываемые товары и др. 3) с сокрытием части выручки, полученной от населения за реализацию товарно-материальных ценностей, и др. 10. Проверка правильности корреспонденции счетов нужна, чтобы установить факты ошибочного или умышленного искажения данных взаимосвязи синтетических счетов бухгалтерского учета, чем создаются условия для хищения денежных средств и материальных ценностей, хотя все первичные документы могут быть составлены безукоризненно. 11. Проверка регистров бухгалтерского учета заключается в сопоставлении данных регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что позволяет установить наличие подложных записей, сделанных в целях сокрытия хищений и злоупотреблений. Применение данного метода дает возможным уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. 12. Исследование неофициальных материалов заключается в изучении черновых записей кассиров и других материально ответственных лиц, анонимных писем, неофициальных заявлений работников ревизуемой организации. Эта информация помогает устанавливать истинное состояние дел, выявлять злоупотребления и хищения денежных и материальных средств. 13. Исследование и проверка объяснительных записок, полученных в процессе ревизии позволяет глубже анализировать действия должностных и материально ответственных лиц, выявлять обстоятельства, способствующие возникновению бесхозяйственности и нарушению финансовой дисциплины, намечать мероприятия по их устранению. Контрольные вопросы и задания 1. Какие вы знаете методы фактического контроля? 2. Какие вы знаете методы документального контроля? 3. Какие документы считаются доброкачественными? 4. Какие документы считаются недоброкачественными? Дайте понятие материального и интеллектуального подлога. 5. Охарактеризуйте методические приемы проверки отдельного документа. 6. Какие вы знаете приемы проверки системных бухгалтерских записей? 7. Каким образом проводится инвентаризация? 3. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ 3.1. Понятие, цель и задачи ревизии В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 42н от 14 апреля 2000 г., ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных должностных лиц. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основными задачами ревизии являются: 1) проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации; 2) выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений; 3) проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации; 4) исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования. 3.2. Предмет и объекты ревизии Ревизия осуществляется по поручению государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Она может назначаться по поручению правоохранительных органов. Ревизия представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого контролирующими органами исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы предприятий и организаций, отраженные в первичных документах и записях бухгалтерского учета. Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определенного круга вопросов. Так, предметом или объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют прием фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют ее результаты с данными бухгалтерскою учета. Проведение инвентаризации позволяет обеспечить реальность и достоверность учетных данных, а также создает условия обеспечения сохранности денежных и материальных ценностей, возможность проверки работы материально ответственных лиц, что значительно повышает их ответственность за подотчетные ценности, правильное и своевременное документирование их движения. Объектом ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни предприятий и организаций, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статисти- ческой отчетности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта. Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, работы по рассмотрению писем, заявлений, жалоб и предложений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. При этом устанавливаются и анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления предприятием и рационализации управленческого аппарата. Объекты ревизии необходимо рассматривать применительно к конкретным условиям, которые зависят от организационно-правовой формы организации, особенностей производства, масштабов деятельности организаций и других факторов. 3.3. Правила проведения ревизии К основным правилам проведения ревизии относятся внезапность, активность, непрерывность, обоснованность, гласность. 1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. 2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки, так как медлительность в ревизии может позволить скрыть нарушения, например, оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенные ценности. Однако ревизору не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы. 3. Непрерывность. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий. 4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Ревизору нельзя игнорировать просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, например, данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность ревизии приводит к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами. 5. Гласность. Ревизоры с момента начала ревизии оповещают работников организации о ее начале, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов. 3.4. Виды ревизии В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам: 1. По субъекту контроля: 1) ревизии государственных органов; 2) внутрихозяйственные ревизии; 3) ревизии, проводимые аудиторскими фирмами. 2. По организационному признаку: 1) плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год; 2) внеплановые ревизии и проверки проводятся в сроки не предусмотренные планом (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или главного бухгалтера организации, по требованию правоохранительных органов). 3. По объему проверки документооборота и записей в регистрах бухгалтерского учета ревизии делятся на: 1) сплошные ревизии, при которых изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации. Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко; 2) выборочные ревизии, при которых исследованию подвергается часть хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора; 3) полные ревизии предусматривают проверку всей хозяйственной деятельности организации; 4) частичные ревизии предусматривают проверку лишь отдельных областей деятельности или отдельных видов хозяйственных операций организации (ревизия товарно-материальных ценностей); 5) комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки. 4. По кругу вопросов, подлежащих проверке: 1) тематические ревизии предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам или проверку состояния отдельных участков деятельности организации. Цель тематической ревизии – получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу; 2) при сквозной ревизии проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления; 3) комплексные ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Цель комплексных ревизий – объективная, полная и правильная проверка всех участков деятельности организации, так как одновременно с проверкой финансово-хозяйственной деятельности проводится контроль организации и технологии производства, изучение технической, социальной и других сторон деятельности ревизуемого объекта. 4) некомплексные ревизии проводятся обычно одним ревизором путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности. 5. По способу контроля за результатами ревизионной работы: 1) дополнительные ревизии проводятся, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации; 2) повторные ревизии проводятся другими ревизорами в случаях некачественного проведения первичной ревизии, аргументированных возражений ревизуемых должностных лиц и в некоторых других случаях. 3.5. Права, обязанности и ответственность ревизоров Основной служебной функцией ревизора является проведение ревизий и проверок в соответствии с полученной программой и в установленные сроки. В работе ревизор руководствуется действующим законодательством и требованиями нормативных документов. При проведении проверки бухгалтер-ревизор имеет право: 1) требовать предъявления необходимых для проведения ревизии документов, регистров бухгалтерского и оперативного учета, отчетности, нормативно-плановой документации, договоров, приказов проверяемой организации и ее вышестоящих органов, актов и справок по предыдущим ревизиям и проверкам, устных пояснений и письменных объяснений работников ревизуемых объектов; 2) изымать необходимые документы, подтверждающие злоупотребления и хищения материальных ценностей, сохранность которых не гарантируется, и документы, отражающие фиктивные операции, подлоги, подделки; 3) требовать заверенные копии и выписки из документов, характеризующие бесхозяйственность, злоупотребления, хищения, приписки, другие нарушения; 4) получать от поставщиков, заказчиков, субподрядчиков, банковских учреждений справки и копии документов по операциям с проверяемой организацией для установления их идентичности (встречные проверки); 5) осматривать помещения и склады, в которых находятся денежные средства и товарно-материальные ценности ревизуемой организации; проводить инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженностей; 6) опечатывать документы ревизуемой организации, а также помещения (при обнаружении хищений и злоупотреблений и с согласия руководителя ревизуемой организации, при этом печать находится у ревизора, а ключи у материально-ответственного лица); 7) требовать от руководителей и работников ревизуемого предприятия объяснений по вопросам, связанным с проведением проверки; 8) проверять правильность списания на издержки производства материалов, включения заработной платы, стоимости услуг и других затрат; 9) привлекать работников ревизуемой организации (по согласованию с ее руководителем) для выполнения отдельных работ, необходимых для проведения ревизии; 10) приглашать специалистов для консультаций и участия в изучении вопросов, определенных заданием по проведению ревизии; 11) проверять жалобы и заявления работников организации в пределах круга вопросов, связанных с проводимой ревизией; 12) ставить перед руководством ревизуемой организации и ее вышестоящим органом вопросы о принятии мер по устранению выявленных при ревизии нарушений и недостатков; 13) вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, освобождении от работы и возмещении материального ущерба; 14) разрабатывать предложения по результатам ревизии и осуществлять контроль за их выполнением; 15) сообщать в оперативном порядке руководителям, назначившим ревизию, или вышестоящим организациям о случаях непринятия на ревизуемом предприятии мер по устранению нарушений и недостатков в работе, а также об условиях и причинах, способствующих хищениям и злоупотреблениям; 16) сообщать правоохранительным органам через руководителя, назначившего ревизию, о каждом случае недостачи. Допускается не сообщать лишь о мелких недостачах, по которым виновные лица наказываются в дисциплинарном порядке с возмещением материального ущерба. Обязанности ревизора: 1) поставить в известность руководителя ревизуемой организации о начале ревизии, сообщить о ее задачах, в ходе ревизии информировать его об отдельных выявленных недостатках и нарушениях для принятия мер к их устранению в период проведения ревизии; 2) проверять законность финансово-хозяйственных операций, сохранность собственности, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисциплины, постановку бухгалтерского учета и достоверность отчетности, качество первичных документов, правильность бухгалтерских записей; проверять факти- ческое наличие имущества и его соответствие учетным данным; выявлять случаи бесхозяйственности, расточительности, хищений, растрат, недостач, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств, товарно- материальных и других ценностей, а также другие нарушения; Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8
Развитие производительных сил и производственных отношений в разных социально-экономических формациях обусловливает потребность в совершенствовании функций управления процессом производства, в том числе и контроля экономики. Контроль как функция управления подчинен решению задач системы управления. Поэтому назначение контроля соответствует целям управления, которые определяются экономическими и политическими закономерностями развития определенной формации. Функции экономического контроля обусловливаются действием основного экономического закона формации и целями общества, интересы которого он обеспечивает.
Контроль является функцией системы управления общественными процессами. Это касается в основном социального управления, политического руководства, народной демократии, правового государства.
Контроль как функция социального управления — это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта в социальной сфере общества с целью установления его отклонений от заданных параметров.
Как функция социального управления контроль объективно необходим. Он направляет процесс управления по установленным идеальным моделям, корректируя поведение подконтрольного объекта.
Сущность контроля состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как объект управления выполняет его установки. Основная цель этой функции — блокировать отклонения деятельности субъекта управления от заданной социальной программы, а в случае обнаружения аномалий — привести управляемую систему в устойчивое положение с помощью всех социальных регуляторов.
Социальное управление и контроль — явления, тесно связанные друг с другом. Как относительно самостоятельные они, взаимодействуя, образуют устойчивую систему. В процессе социального управления контроль является связующим звеном между управленческими циклами. Процесс управления состоит из таких функционально-логических стадий: управленческого решения; контроля и проверки выполнения; оценки результатов. Следовательно, контроль является необходимой самостоятельной функцией управления.
Контроль и проверка выполнения начинаются с изучения управленческого решения, сопровождающего процесс разработки конкретной социальной программы действий и наиболее полно проявляющегося на стадии фактического выполнения решения. Завершая первичный процесс управления, контрольная деятельность создает благоприятную перспективу для нового управленческого цикла. Таким образом, социальный контроль становится одним из компонентов механизма государственного управления. В процессе контроля проверяют: качество самого управленческого решения; эффективность тех организационных мер, которые принимались для его выполнения; соответствие организации объекта в социальной сфере целям успешного выполнения установок управленческого решения, а также расстановку кадров, исполняющих решения.
В контроле как функции социального управления четко проявляется его информационная и коррекционная сущность. Контроль является универсальным средством получения информации по каналу обратной связи. Без механизма обратной связи между субъектом и объектом процесс социального управления теряет четкость и целенаправленность. Для того чтобы успешно управлять, руководитель должен знать результаты своего управленческого влияния на объекты управления. Контроль дает возможность получать оперативную информацию, объективно отображающую состояние дел на подконтрольных объектах, соответствие их деятельности утвержденной социальной программе; выявить недостатки в принятых решениях, в организации выполнения, способах и средствах реализации их; изучить деловые качества работников.
Если на информационном этапе контрольной деятельности осуществляют поиск и сбор информации о подконтрольном объекте, а фактическое выполнение сопоставляют с очерченными целями и принятыми решениями, то на коррекционном этапе, устанавливая способ устранения обнаруженных расхождений между фактическим состоянием и моделью, социальной программой, формулируют решения, направленные на нормализацию функционирования подконтрольного объекта. Сущность и характер коррекции зависят от субъекта контроля: в какой степени в его деятельности соединяются регулятивные и охранительные начала.
Контроль как функция политического руководства является средством расширения демократии в условиях многопартийного общества. Основная цель контроля — проверка выполнения правящей партией своих программных установок и предвыборных платформ по ускорению социально-экономического развития страны в дальнейшем росте благосостояния народа. Опыт убедительно доказывает, что после прихода к власти правящая партия нередко не выполняет предвыборных программ, поэтому задача контроля — своевременно выявить эти нарушения и конституционно устранить их. Если контроль ослабляется, то все усилия экономической политики напрасны, возникает ситуация, когда нарушается порядок своевременного устранения недостатков в хозяйствовании конституционным путем, и в экономике развивается административный волюнтаризм.
Следовательно, контроль как форма государственно-властного влияния на подконтрольные объекты, с одной стороны, и как форма демократического руководства — с другой, является составной частью политического режима, важным средством совершенствования социального управления в целом.
Контроль как функция народной демократии, средство самоуправления народа осуществляется самим народом и для народа. В качестве одной из форм осуществления власти в правовом демократическом государстве правомерно рассматривать контроль как функцию народной демократии, самоуправления народа, имеющую двуединую природу.
Как специфическая объективно необходимая функция государства контроль распределяется между разными частями экономической системы в соответствии с их местом в этой системе и с учетом особенностей сфер общественной жизни, в которых она осуществляется. На современном этапе стратегическая линия развития политической системы общества состоит в усовершенствовании демократии, в более полном осуществлении самоуправления народа на основании активного и действенного влияния трудящихся на решение вопросов государственной и общественной жизни. Сущность государственной власти в Украине состоит в том, что управленческие функции осуществляются там, где это возможно, непосредственно при активном участии трудящихся.
Функции контроля правового государства с рыночной экономикой включают в себя содействие деятельности предпринимателей (предприятий, объединений, концернов, кооперативов, акционерных обществ и др.) в процессах, выполняемых ими, с помощью экономических стимулов. К ним принадлежат льготное государственное кредитование производства продукции народного потребления, налоговая система и т. п. Экономический контроль способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий с разными формами собственности. При этом объединяются государственный контроль (в лице налоговых инспекций) и внутренний контроль владельцев (предпринимателей), заинтересованных в выполнении государственных заказов, контрактов, заданий с целью повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности. Контроль выполнения этих заданий дает возможность определить их научную обоснованность, прогрессивность, напряженность, обеспеченность ресурсами, т.е. качество управленческих решений, принимаемых владельцами (предпринимателями).
Контроль помогает государству защищать интересы потребителей, проверять качество продукции, всех видов обслуживания, обеспечить доступность и достоверность информации о количестве, качестве и ассортименте продукции на рынке.
Рациональное хозяйствование невозможно без применения системы экономических мер по соблюдению законодательства в сфере хозяйственной политики, т.е. без систематического и действенного контроля со стороны государства за производством, распределением и потреблением общественного продукта и использованием общественного труда, как живого, так и овеществленного.
Следовательно, контроль — это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
Устанавливая причины и виновников отклонений, контроль помогает устранить негативные явления и не допустить их в будущем. Контроль как функция управления — это средство обратной связи между объектом и системой управления, он информирует о действительном состоянии управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения. Развитие контроля в экономических системах управления подчинено производительным силам и производственным отношениям.
Повышение эффективности производства, демонополизация его в условиях рыночной экономики, совершенствование распределения, обмена и потребления невозможны без полного контроля за использованием товарно-денежных отношений в соответствии с их новым содержанием. Следует усилить финансовый контроль за количеством и качеством работы, применять весь арсенал экономических рычагов и стимулов. Контроль — это основа правового государства.
Верховная Рада Украины является постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти на территории Украины. Он осуществляет законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовыми системами, налогообложением, охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, порядком реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, а также контролирует ход выполнения программ экономического и социального развития Украины, предоставление государственных займов, государственный бюджет, получение иностранных инвестиций, международных валютных кредитов и их использование и т. п.
Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины осуществляет Счетная палата Верховной Рады Украины, выполняющая контрольные функции в соответствии с Конституцией Украины.
Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет в соответствии с Конституцией Украины уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
В соответствии с Конституцией Украины Верховная Рада Украины осуществляет контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; утверждает решения о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов на условиях, предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществляет контроль за их использованием.
В Конституции Украины предусмотрены контрольные функции Конституционного Суда Украины, образуемого при участии Президента Украины, Верховной Рады Украины и съезда судей Украины. Он решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
К полномочиям Конституционного Суда Украины относится решение вопросов о конституционности (соответствии Конституции Украины) законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Итак, экономический контроль — это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих контроль за экономическим и социальным развитием страны, формированием и расходованием Государственного бюджета Украины в соответствии с законодательным регулированием, принятым Верховной Радой Украины, и Конституцией Украины.
Рыночные отношения основываются на расширении прав предприятий, разгосударствлении собственности и существовании разных ее форм, демократизации управления в использовании экономических рычагов и стимулов, направленных на повышение эффективности труда и его оценку по конечному результату. В связи с этим демократическое направление развития контроля хозяйственной деятельности предприятий состоит в применении экономических рычагов.
Контроль за использованием планов и договорных обязательств, результатами производственной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством о предприятиях, предпринимательской деятельности, хозяйственных обществах и др. По результатам контроля разрабатывают меры, способствующие более эффективному хозяйствованию, соблюдению принципа социальной справедливости в распределении результатов труда в зависимости от вклада каждого трудящегося.
Таким образом, сущность экономического контроля в демократическом обществе в условиях рыночной экономики состоит в регулировании процесса расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта и социально-экономических отношений в соответствии с конституционными нормами.