Контроль уровня шума

МУК 4.3.2194-07

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Контроль уровня шума на территории жилой застройки,
в жилых и общественных зданиях и помещениях

Дата введения 2007-07-01

2. РЕКОМЕНДОВАНЫ к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Роспотребнадзора (протокол N 1 от 29 марта 2007 г.).

3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 05 апреля 2007 г.

4. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01 июля 2007 г.

5. ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН МУ 4283-87 «Методические указания для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по контролю за выполнением «Санитарных норм допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» N 3077-84″.

Общие положения

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические указания устанавливают порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов.

1.2. Используемые в настоящих методических указаниях термины соответствуют терминам, используемым в действующих документах по гигиеническому нормированию шума.

1.3. Оценка соответствия уровня шума гигиеническим нормативам (санитарно-эпидемиологическая экспертиза) осуществляется центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами с подтвержденной квалификацией.

1.4. Измерение параметров шума в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам осуществляется испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке.

1.5. При оценке влияния шума на здоровье человека следует руководствоваться положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами.

1.6. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим нормативам по уровню шума дается органами Роспотребнадзора на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы.

1.7. При планировании строительства объектов жилой застройки, промышленности и транспорта рекомендуется проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов расчета уровня шума на территории жилой застройки и в жилых и общественных зданиях по материалам проекта строительства объекта.

1.8. Оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учетом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные настоящими методическими указаниями.

1.9. Для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума. Такого рода измерения позволяют предоставить заинтересованным лицам дополнительную информацию для проведения мероприятий по снижению уровня шума или оценки качества этих мероприятий.

1.10. Необходимо применять средства измерения не ниже 1-го класса точности, соответствующие требованиям действующих стандартов на средства измерения, позволяющие определять октавные уровни звукового давления , дБ, третьоктавные уровни звукового давления , дБ, уровни звука , дБА, эквивалентные уровни звука , дБА и максимальные уровни звука , дБА.
Предпочтительными для применения являются автоматические интегрирующие шумомеры.

1.11. Определение характера шума производится по результатам измерений и оценки в соответствии с критериями, изложенными в действующих санитарно-эпидемиологических правилах. Вычисление средних и эквивалентных уровней звука производится в соответствии с действующими нормативными документами.

1.12. Измерения уровней шума на открытой территории не должны проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра от 1 до 5 м/с следует применять противоветровое устройство.

1.13. Микрофон шумомера должен быть направлен в сторону основного источника шума и удален не менее чем на 0,5 м от человека, проводящего измерения. Если в помещении невозможно определить основной источник шума, микрофон должен быть направлен вертикально вверх.

1.14. Условия измерения и порядок эксплуатации средств измерения шума и их калибровки должны соответствовать инструкциям по эксплуатации этого оборудования. Калибровка шумомера (измерительной системы) проводится с помощью внешнего акустического калибратора.

1.15. С нормативными значениями должны сопоставляться результаты измерения в той точке помещения или территории (или зоны внутри них при наличии зонирования при разных допустимых значениях уровней шума), где получены наибольшие значения определяемых уровней звука (звукового давления).

1.16. Продолжительность измерения шума следует устанавливать в зависимости от характера шума.
Для постоянного шума измеряются уровни звукового давления в октавных полосах частот , дБ и уровни звука , дБА (с характеристикой «медленно»).
При измерении постоянного шума проводится определение его возможного тонального характера в третьоктавных полосах частот.
Для непостоянного шума измеряются эквивалентные , дБА и максимальные уровни звука , дБА (с характеристикой «медленно»).

1.17. Если источник шума может работать в нескольких режимах, измерения проводятся при работе на максимальном рабочем режиме. В случае выявления превышений гигиенических нормативов с помощью измерений могут определяться режимы работы, при которых гигиенические нормативы будут соблюдаться.

1.18. Протокол измерений шума оформляется в соответствии с установленной формой. В протоколе измерений помимо общих сведений, должны быть отражены: основные источники шума, характер шума, временной режим измерений, условия проведения измерений, влияющие на уровень и характер шума, поправки к нормативным значениям.
Значение уровней звука (уровней звукового давления) следует считывать с прибора и вносить в протокол с точностью до 1 дБА (дБ) с округлением при необходимости согласно общим правилам округления.
Поправки в допустимые и в измеренные уровни шума вносятся в протокол отдельно.

1.19. Процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:
естественными и случайными явлениями;
поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);
подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;
аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;
проведении массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);
проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза (оценка) и измерения уровней шума также не проводятся по обращениям граждан с жалобами на шум при отсутствии постоянной регистрации или прав собственности этих граждан на жилье по соответствующему адресу или отсутствии у заявителей полномочий законных представителей или нотариальной доверенности граждан, постоянно зарегистрированных или обладающих правами собственности на жилье по соответствующему адресу.

Инструментальный контроль уровня шума в помещениях

2.1. Инструментальный контроль уровня шума в жилых зданиях проводится:
перед вводом зданий в эксплуатацию — за исключением случаев строительства частных жилых домов (кроме многоквартирных) и дачных строений;
перед вводом в эксплуатацию и при контроле деятельности встроенных, пристроенных к жилым зданиям объектов, а также объектов, находящихся вблизи жилой застройки, и способных создавать повышенный уровень шума в жилых помещениях;
при рассмотрении жалоб населения на повышенный уровень шума в помещениях;
по заявкам юридических и физических лиц;
для получения информации с целью разработки мероприятий по улучшению акустической обстановки (с согласия жителей).

2.2. Инструментальный контроль уровня шума в общественных зданиях проводится:
перед вводом зданий в эксплуатацию, в том числе после реконструкции;
в порядке государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
при рассмотрении жалоб на повышенный уровень шума;
в порядке производственного контроля;
по заявкам юридических и физических лиц.

2.3. Примерный перечень источников шума в жилых помещениях и общественных зданиях включает:
источники внешнего шума: транспорт, объекты производства различных работ на территории жилой застройки (ремонтных, строительных и др.), объекты, создающие при своем функционировании шум, в том числе различные звуковоспроизводящие установки; промышленные предприятия;
источники внутреннего шума: инженерно-технологическое оборудование (оборудование лифтов, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, насосное оборудование, другие системы, обеспечивающие функционирование жилых и общественных зданий), производственное и другое оборудование в общественных зданиях;
встроенные и пристроенные объекты.

2.4. При решении вопроса о вводе жилых и общественных зданий в эксплуатацию измерения уровня шума проводят в помещениях, расположенных наиболее близко к внешним источникам шума (с окнами, выходящими на улицы с интенсивным движением, на производящие шум предприятия и т.д.), и в помещениях, расположенных наиболее близко к внутренним источникам шума (лифтам и оборудованию лифтов, вентиляционным системам, встроенным предприятиям и т.д.).

2.5. Оценка уровня шума, создаваемого в здании и на прилегающей территории инженерно-технологическим оборудованием самого здания, предусмотренным проектом: системами вентиляции, кондиционирования воздуха, воздушного отопления, лифтами и др. с поправкой «-5 дБ (дБА)», проводится на стадии проектирования (по расчетным данным), при приемке (вводе) здания в эксплуатацию и при эксплуатации здания (по результатам измерений уровня шума).

2.6. При организации измерений уровня шума от оборудования следует принять меры к снижению уровня фонового шума. Для уменьшения влияния фонового шума источников измерения следует проводить в период наименьшей интенсивности движения транспорта. В случае, если разность между измеренным уровнем шума от оборудования и его фоновой величиной не превышает 10 дБ (дБА), необходимо вносить поправку в результаты измерения (табл.1).

Таблица 1

Учет влияния фонового шума

Разность уровней измеряемого и фонового шума, дБ (дБА)

3

4-5

6-9

10 и более

Величина, вычитаемая из измеренного значения уровня шума, дБ (дБА)

3

Рассмотрим, как работает «закон о тишине» в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и других регионах. Какие нормативы определяют предельный уровень шума в жилом помещении и куда жаловаться на шумных соседей.
Что такое «закон о тишине»?
Человеку постоянно приходится сталкиваться с различными факторами среды обитания, которые так или иначе оказывают на него воздействие. Среди них выделяют факторы биологические, химические, физические, социальные и другие. Все они могут оказывать вредное воздействие, угрожая здоровью или даже жизни людей. С целью обеспечения безопасности окружающей среды был принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающий требования по безопасности и безвредности перечисленных факторов. В ст. 23 Закона указывается, что жилые помещения, среди прочего, должны отвечать требованиям к уровню таких физических факторов, как шум и вибрация, вредное воздействие которых необходимо исключить, то есть при постройке нужно использовать такие материалы и методы, которые обеспечат достаточный уровень шумоизоляции.
В жилых помещениях и на территории жилой застройки защита от шума должна обеспечиваться согласно Федеральному закон № 384-Ф3 от 30.12.2009 г., ст.ст. 52, 55.24 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 23-03-2003 «Защита от шума». Указанными строительными нормами и правилами, а также Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» определены допустимые уровни шума, проникающего в квартиры из других помещений и извне. Эти значения изменяются в зависимости от времени суток.
Эти законы и нормативно-правовые акты легли в основу региональных законов о тишине в многоквартирных домах, которые приняты в большинстве субъектов РФ. Например, работает закон о тишине в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, других регионах.
Административными кодексами субъектов РФ или законами об административных правонарушениях может по-разному определяться ночное время, но в федеральным нормативах оно соответствует времени с 23.00 до 7.00 часов. В субъектах РФ этот диапазон также может изменяться в зависимости от того, рабочий или выходной (праздничный) день, где-то запрещается шуметь в обеденное время (с 13.00 до 15.00). Также во многих регионах, кроме общего запрета на нарушение предельного уровня шума в ночное время, законом регламентируется график ремонтных работ в будние дни и выходные: разрешенное время, необходимые перерывы, дневная и общая продолжительность ремонта.
Закон о тишине в Москве
Возьмем в качестве примера закон о тишине в Москве. Официальное наименование – О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве от 12.07.2002 N 42 (с изменениями на 14 декабря 2016 года). В соответствии с документом, ночное время определяется, как и в федеральных нормативах, с 23:00 до 7:00. В это время запрещено с превышением допустимого уровня шума:
— слушать музыку;
— играть на музыкальных инструментах;
— смотреть телевизор или слушать радио;
— петь;
— свистеть и т. д.
— производить погрузо-разгрузочные работы.
Более жесткие требования предъявлены законом к ремонтным работам, включая переустройство и перепланировку. В жилых помещениях запрещено производить такие работы с 19:00 вечера до 9:00 утра и с 13:00 до 15:00 (время, когда у детей «тихий час»), а также в воскресенье и нерабочие праздничные дни. Исключения сделаны только для новоселов, которые купили жилье в новом доме. На них в течение 1,5 лет ограничения закона о тишине в части проведения ремонтных работ в Москве не распространяются.
Не распространяется закон о шуме и на случаи, когда идет ликвидация аварий, стихийных бедствий, правонарушений и преступлений. Шуметь можно также во время отправления религиозных культов в рамках канонических требований.
«Закон о шуме»: как определить предельно допустимый уровень шума?
Измерение звуковых величин предполагает наличие специальных знаний и оборудования. Необходимые рекомендации по характеристикам шума, измеряемым и рассчитываемым величинам содержит ГОСТ 12.1.050-86. Согласно п. 6.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 должны быть установлены предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентного и максимального уровня звука, которые и приведены в таблице Приложения 3 к Постановлению. При этом использованы единицы измерения громкости и частоты звука (децибел, дБ и герц, Гц соответственно), поскольку звуки одинаковой интенсивности, но с разной частотой человек слышит по-разному: высокочастотные и низкочастотные звуки слышны меньше, чем среднечастотные.
В двух последних столбцах таблицы приведены значения эквивалентного и максимального уровней звука. Эквивалентное значение введено как раз с учетом того, что орган слуха человека не может одинаково воспринимать звуки с разной частотой. Это значение получают, применяя специальный электронный частотный фильтр, с помощью которого нормируют измерения, получая «взвешенный» уровень звука (дБА). В последнем столбце при водится его максимально допустимое значение. Именно в диапазоне между этими двумя величинами и установлен допустимый уровень шума в жилых комнатах квартир и на придомовых территориях. В соответствии с «законами о тишине» или «о шуме», с 7.00 до 23.00 в жилых помещениях нормальным считается уровень звука от 40 до 55 дБА, в ночное — от 30 до 45 дБА, что соответствует диапазону человеческой речи от шепота (30 дБ) до обычного разговора (45-50 дБ). Шум с улицы в квартире может быть днем в пределах 55-70 дБА, ночью — 45-60 дБА, при этом уровни шума от внешних источников измеряются при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон (п. 6.1.1 Постановления). В дневное время в жилых помещениях допустимо превышение нормативных уровней на 5 дБ (п. 6.2.1 Постановления). Превышение дневных или ночных нормативов считается нарушением «закона о тишине».
Как решить проблему с шумными соседями?
В случаях, когда нахождение дома становится некомфортным из-за повышенного уровня шума, граждане могут обращаться в Центры гигиены и эпидемиологии, которые находятся в каждом субъекте РФ и являются структурными подразделениями Роспотребнадзора, обеспечивающими его деятельность в пределах полномочий. Обратившись в Центр по вопросу измерений физических факторов, гражданин получит квалифицированное заключение о соответствии уровня шумов гигиеническим нормам и рекомендации по решению этой проблемы. Такое заключение и протокол измерений акустического шума являются существенным обоснованием позиции гражданина, решившего отстаивать свое право на тишину в суде. Это актуально, когда речь идет не о каких-то стихийных соседских гуляниях, которые могут и не повториться в ближайшие месяцы, а, например, когда дискомфорт доставляет ежедневная работа ночного клуба на первом этаже жилого дома или предприятия напротив.
Однако стоит отметить, что при замерах уровня звука в помещении специалисты всегда строго ориентируются на установленный нормативный диапазон и если громкость даже на полдецибела тише предельного, то нарушения санитарно-эпидемиологических требований не фиксируются, следовательно нет и нарушения «закона о тишине».
В случае противостояния с шумными соседями в первую очередь стоит вызывать сотрудников полиции, которые вправе привлечь нарушителей закона о шуме к административной ответственности – штраф от 500 до 3 000 рублей.
Наиболее часто претензии к соседям предъявляются в связи с громким прослушиванием музыки или в связи с проникновением ударного шума сверху. По первому случаю известно дело, которое дошло до Верховного суда. Его фигурант был привлечен к административной ответственности по региональному «закону о тишине» на основании жалобы гражданина в полицию, поводом для которой послужило прослушивание громкой музыки с 17.30 до 21.00. Ему был выписан штраф в размере 2000 рублей, который вышестоящий суд снизил до 500 рублей. После обращения к председателю областного суда, оставившему это решение без изменения, любитель музыки подал жалобу в Верховный суд РФ, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения.
Согласно представленному им протоколу измерения шума, при максимальном уровне звука, исходящего от принадлежащего ему музыкального центра, уровень шума в квартире соседа составляет 41 дБ, что превышает норму всего на 1 дБ. При этом максимальный уровень звука он никогда не включал. Однако Кодекс Томской области об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение тишины и покоя граждан даже в дневное время, если только это происходит не по причине проведения строительно-монтажных работ. Кроме того, согласно Методическим указаниям МУК 4.3.2194-07 уровень шума, обусловленный поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории, оценке и регламентации не подлежит, поэтому определяющим стал сам факт нарушения тишины и покоя. На основании имеющихся материалов дела, в том числе показаний свидетелей (других соседей), Верховный суд оставил штраф для нарушителя закона о тишине в силе (см. Обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года).
При предъявлении претензий к соседям сверху, которые нарушают закон о тишине, гражданин может по суду обязать их устроить звукоизоляцию пола, если квартиры продавались со «свободной планировкой», которая позволяет самим владельцам определять, каким будет напольное покрытие. Его выбор предполагает, что собственник квартиры должен обратиться в проектную строительную организацию с целью разработать проект конструкции пола, отвечающей строительным нормам, по которому и должен быть сделан ремонт. Лицом, ответственным за обеспечение нормативной звукоизоляции межэтажного перекрытия является владелец верхней квартиры, поскольку звукоизоляция потолков не предусмотрена СНиПами (см. Решение Гагаринского районного суда г. Москвы по делу № 2-10/2013 от 23 июля 2013 г.). Истец по данному делу смог добиться решения суда в свою пользу, то есть обязать ответчика устроить плавающий пол, обеспечивающий надлежащую звукоизоляцию от ударного шума, и взыскать с него почти 200 000 рублей судебных расходов на экспертизы и адвоката.

Согласно 52-ФЗ (О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), все юридические лица и частные предприниматели обязаны осуществлять производственный контроль на своем предприятии. То есть соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические нормы. Эти нормы устанавливает программа производственного контроля, которая является важной частью направления охраны труда на предприятии.
Существуют определенные регламенты о периодичности тех или иных замеров на предприятии и правила проведения замеров, установленные ГОСТом. В рамках производственного контроля предприятие должно не реже одного раза в год подавать сведения об измерении уровня шума. Такие замеры производятся как в жилых зданиях, так и в общественных постройках и на рабочих местах. Производственный контроль включает в свою программу пункты, касающиеся замера шума. Это данные об:

  • имеющихся на территории организации лифтов;
  • систем вентиляции;
  • двигателей и других механизмов и систем;
  • различного технического оборудования;
  • временного прибывающего и постоянно находящегося на территории организации автотранспорта.

Как правило, все замеры уровня шума, предусмотренные программой производственного контроля, выполняются в течение недели. Вы можете произвести их самостоятельно или воспользоваться услугами специализированных компаний, тем самым сократив сроки замеров вдвое.
Стоит подойти особенно ответственно к первичному проведению замеров уровня шума, которое осуществляется сразу же после ремонтных работ и ввода техники в эксплуатацию, а далее – 1 раз в год. (Постановление Минтруда N12 2.2.2006)
Производственный контроль производится с целью исключить несоблюдение технических нормативов уровней шума от различного вида технических средств и дополнительного оборудования.

Оставьте комментарий