Корпоративная финансовая отчетность

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.37

корпоративная отчетность: новые требования и направления развития

М.А. БАХРУШИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управленческого учета E-mail: vakhrushina@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Н.Б. МАЛИНОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики, Российский университет дружбы народов, докторант кафедры управленческого учета

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: nvmali@mail.ru

В 2013 г. произошел ряд важных событий глобального масштаба в области корпоративной отчетности, направленных на дальнейшее повышение качества отчетности, обеспечение информационной прозрачности бизнеса и подотчетности.

В статье обобщены новые требования к финансовой отчетности, составляемой по Международным стандартам финансовой отчетности, которые необходимо учесть при подготовке отчетности за 2013 г. Выявлены существенные изменения в отчетности в области устойчивого развития, которые требуют пересмотра действующего подхода к составлению отчетности и должны быть реализованы в ближайшие 2 года. Исследованы современные тенденции развития

корпоративной отчетности — подготовка интегрированной отчетности.

Ключевые слова: информационная прозрачность, финансовая отчетность, отчетность в области устойчивого развития, интегрированная отчетность, социальная ответственность, стратегическая направленность

Отчетность является основным инструментом информирования заинтересованных пользователей о различных аспектах деятельности экономического субъекта, позволяющим оценить финансовое положение и финансовые результаты, экономический, социальный и экологический потенциал, качество корпоративного управления, тенденции развития

организации в среднесрочной и долгосрочной перспективе для принятия адекватных экономических решений. Степень развитости отчетности организации позволяет судить о ее стремлении к информационной прозрачности, так необходимой для укрепления доверия инвесторов, повышения конкурентоспособности, снижения уровня коррупции, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения устойчивого развития.

В настоящее время организации составляют различные виды отчетности: финансовую, управленческую, налоговую, статистическую, отчетность в области устойчивого развития, интегрированную отчетность, которые различаются прежде всего по целевой направленности информационных потребностей заинтересованных пользователей.

Чтобы воспользоваться преимуществами, заложенными в каждом из видов отчетности, необходимо постоянно следить за изменением требований к составлению отчетности, тенденциями ее развития. Эти знания необходимы и для того, чтобы:

— своевременно вносить изменения во все элементы учетных систем — методологию, методику, организацию учетного процесса, процедуры обработки учетной информации;

— актуализировать информационные системы;

— скоординировать деятельность функциональных подразделений, вовлекаемых в процесс составления отчетности;

— спланировать процесс подготовки отчетности;

— развивать интегрированное мышление1;

— внедрить в практику управления принципы социально ответственного ведения бизнеса, изложенные, например, в Международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», разработанном Международной организацией по стандартизации, или в Глобальном договоре ООН. Остановимся на важнейших событиях в области отчетности: финансовой, социальной, интегрированной, произошедших в международной

1 Интегрированное мышление предполагает активное рассмотрение организацией взаимоотношений между ее различными операционными и функциональными единицами и капиталами, которые организация использует или на которые она влияет. Интегрированное мышление обеспечивает интегрированное принятие решений и действий, сосредоточенных на создании ценности в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

практике в 2013 г. и направленных на дальнейшее развитие отчетности.

Финансовая отчетность. Начиная с 01.01.2013 для организаций, составляющих финансовую отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), стали обязательными к применению МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность», МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях», МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимос-ти»2. Вступление в силу этих ключевых стандартов, направленных на обеспечение транспарентности финансовой отчетности, следующим образом существенно изменило практику подготовки консолидированной отчетности.

1. Введена новая модель определения наличия контроля инвестора в отношении объекта инвестиций, которая предполагает прежде всего понимание цели и структуры объекта инвестиций, а также оценку полномочий на управление в отношении объекта инвестиций, риска изменчивости отдачи на инвестиции и их взаимосвязи. Оценка наличия контроля в отношении объекта инвестиций должна проводиться на постоянной основе. В ряде случаев может потребоваться изменение периметра консолидации.

2. Введена новая модель классификации совместной деятельности — совместные операции (СО) и совместные предприятия (СП). Для того чтобы определить тип соглашения о совместной деятельности — СО или СП, необходимо протестировать совместную деятельность на соответствие следующим четырем критериям:

1) отдельная финансовая структура или ее отсутствие (предусматривает ли соглашение о совместной деятельности создание отдельной финансовой структуры);

2) организационно-правовая форма отдельной финансовой структуры (предусматривает ли юридическая форма отдельной финансовой структуры возникновение у участников соглашения прав в отношении активов и обязанностей в отношении обязательств);

3) договор, закрепляющий условия соглашения (указано ли в условиях соглашения, что стороны соглашения имеют права на активы и обязательства по соглашению);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) прочие факты и обязательства (имеют ли стороны права на активы и обязательства по соглашению в силу других фактов и обстоятельств).

Участники совместного предприятия должны учитывать свою инвестицию в совместное предприятие по методу долевого участия. Оценка наличия совместного контроля в отношении соглашения и типа соглашения о совместной деятельности должна проводиться на постоянной основе.

3. Требуется большой объем раскрытия информации как о консолидируемых, так и о некон-солидируемых структурированных предприятиях: в отношении консолидируемых — информации о суждениях и допущениях руководства компании, которые использовались при определении контроля над другой компанией; в отношении некон-солидируемых структурированных предприятий раскрываемая информация должна дать пользователям финансовой отчетности возможность понять характер и объем участия в них и оценить характер и изменения в рисках, связанных с участием в неконсолидируемых структурированных предприятиях.

4. Введены новые требования к оценке справедливой стоимости, основанной на концепции справедливой стоимости, и раскрытию информации о ней, касающиеся единицы оценки, концепции «основного рынка», использования уместных методик оценки, основанных на рыночном, доходном или затратном подходе к оценке, иерархии источников справедливой стоимости, и др.

Все эти требования необходимо учесть российским кредитным и страховым организациям уже при составлении отчетности за 2013 г. Организациям, ценные бумаги которых котируются на фондовой бирже, необходимо начинать практически реализовывать вышеуказанные новшества с 01.01.2014, чтобы затем, при составлении консоли-

дированной отчетности за 2015 г., раскрыть сравнительную информацию за предыдущий 2014 г. Ведь в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» начиная с отчетности за 2015 г. значительно расширяется круг организаций, обязанных составлять консолидированную отчетность по МСФО. В него попадают организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список3.

Отчетность в области устойчивого развития. Отчетность в области устойчивого развития4 -основной инструмент информирования об экономических, экологических, социальных результатах деятельности организациям и ее корпоративном управлении, отражающий как положительное, так и отрицательное ее воздействие5.

В мае 2013 г. Глобальная инициатива по отчетности ^Ы) — мировой лидер по разработке Основ отчетности в области устойчивого развития — выпустила четвертую версию Руководства по отчетности в области устойчивого развития G4, основное предназначение которого — помочь в подготовке таких отчетов, которые содержали бы значимую и ценную информацию о наиболее актуальных проблемах организации, связанных с устойчивым развитием, сделать подготовку этих отчетов общепринятой практикой.

При этом G4 стало более удобным для пользования, так как состоит из двух частей: в первой части «Принципы подготовки и стандартные элементы отчетности» разъясняется, что необходимо раскрыть, а во второй части «Инструкция по при-

3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

4 Для ее обозначения в научной литературе и практической деятельности широко используются и другие термины, например «социальная отчетность», «нефинансовая отчетность».

5 Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Принципы подготовки отчетности и Стандартные элементы отчетности. С. 92. URL: https://www. globalreporting.

org/resource library/Russian-G4-Part-One.pdf.

менению» — как подготовить отчеты в соответствии с требованиями G46. В G4 изменен подход к оценке уровня развитости предоставляемой отчетности в области устойчивого развития: вместо трех уровней применения А, В, С, которые использовались для самодекларации, вводятся два уровня критериев «соответствия» — базовый и расширенный, т.е. утверждается, что отчет составлен «в соответствии с настоящим Руководством». Отличие расширенного варианта отчета от базового состоит в степени соответствия отчетности организации в области устойчивого развития Руководству по отчетности в области устойчивого развития (G4) и требует включения дополнительных стандартных элементов отчетности о стратегии и анализе, корпоративном управлении, а также об этике и добросовестности организации. Кроме того, организация обязана более подробно сообщить о результатах своей деятельности, приведя в отчетности все показатели, имеющие отношение к выявленным существенным аспектам ее деятельности.

Отличительной особенностью Руководства G4 от предыдущей версии G3 является больший акцент на определении существенности. Необходимо не только выявление существенных аспектов как для организации, так и для ее заинтересованных сторон, существенности их воздействия на экономику, окружающую среду и общество или влияния на оценки и решения заинтересованных сторон, подлежащих включению в отчет, но и описание подхода руководства, включая методы, допущения, принятые решения при их определении. Переход на G4 требует переосмыслить границы воздействия и отчетности, уделять больше внимания вопросам экономического, социального и экологического влияния своих цепочек поставок, поскольку того требуют новые, более широкие «границы» отчетности по существенным аспектам.

В G4 вводится 29 новых стандартных элементов отчетности — требований по раскрытию информации, 10 из которых касаются такого тематического направления, как «Корпоративное уп-

6 Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Принципы подготовки отчетности и Стандартные элементы отчетности. URL: https://www.globalreporting. org/resourcelibrary/Russian-G4-Part-One.pdf; Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Инструкция по применению. URL: https://www.globalreporting. org/resourcelibrary/Russian-G4-Part-Two.pdf.

равление». Необходимо раскрывать информацию о степени вовлеченности и полномочиях высшего органа корпоративного управления в определении целей организации, ее ценностей и стратегии, в управлении рисками, в подготовке отчетности в области устойчивого развития, в оценке экономических, экологических и социальных результатов деятельности. Также требуется раскрытие информации о компетентности и оценке деятельности высшего органа корпоративного управления, порядке выплаты вознаграждения членам высшего органа корпоративного управления и исполнительным руководителям высшего ранга.

В составе стандартных элементов отчетности появилось новое тематическое направление -«Этика и добросовестность», в котором требуется раскрытие информации о ценностях, принципах, стандартах и нормах организации, ее внутренних и внешних механизмах обращения за консультациями по вопросам этичного и законопослушного поведения и сообщения о неэтичном или незаконном поведении и проблемах, связанных с недобросовестностью.

Требуются новые раскрытия информации в отношении выбросов парниковых газов, цепочки поставок, борьбы с коррупцией и др.

Предполагается двухлетний период перехода на версию G4, применение которой позволит лучше информировать рынки и общество по вопросам устойчивого развития.

Интегрированная отчетность. Новым направлением в развитии корпоративной отчетности является интегрированная отчетность.

Цель интегрированной отчетности — объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает ценность на протяжении времени. Поэтому «интегрированная отчетность -это процесс, основанный на интегрированном мышлении, в результате которого организация представляет периодический интегрированный отчет о создании ценности на протяжении времени и взаимосвязанную информацию в отношении факторов создания ценности»7.

Разработкой концептуальных основ подготовки интегрированной отчетности занимается Меж-

7 Международные основы интегрированной отчетности. С. 33. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/uploads/ 2013/12/

дународный совет по интегрированной отчетности (International integrated reporting council — IIRC). Международный совет по интегрированной отчетности опубликовал 16.04.2012 консультационный проект Международных основ интегрированной отчетности для общественных консультаций (далее — консультационный проект) .

Представители различных заинтересованных сторон: составителей отчетности, профессиональных организаций, консультантов, инвесторов, некоммерческих организаций, аудиторов, научных кругов, регулирующих органов и другие участники со всего мира приняли активное участие в обсуждении консультационного проекта, давая свою оценку и комментарии по 24 предложенным к обсуждению вопросам, затрагивающим все аспекты данного документа.

Вследствие общественных обсуждений, проходивших с 16.04.2013 по 15.09.2013, Международным советом по интегрированной отчетности было получено 359 отзывов, что свидетельствует о глубокой заинтересованности мировой общественности в разработке нового подхода к корпоративной отчетности.

В результате анализа поступивших комментариев и замечаний технической целевой группой был предложен ряд изменений в основные положения консультационного проекта, которые были одобрены рабочей группой, и пересмотренный проект был рекомендован к утверждению советом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На заседании совета IIRC 05.12.2013 Международные основы интегрированной отчетности были одобрены большинством голосов членов совета и утверждены для выпуска 09.12.20138.

Таким образом, в результате трехлетнего периода напряженной работы по согласованию общих подходов в области корпоративной от-

8 Член совета Международного совета по интегрированной отчетности, представляющий Австралийский институт директоров компании (AICD), воздержался от голосования. Он выразил свою обеспокоенность тем, что введение Международных основ интегрированной отчетности, несмотря на добровольность их применения, приведет к усилению ответственности директоров компаний, поскольку в ряде случаев, особенно когда речь идет о прогнозных показателях, требуется профессиональное суждение. В то же время он указал, что AICD поддерживает цели и многие положения Международных основ интегрированной отчетности, особенно связанные с интегрированным мышлением и нацеленные на долгосрочный период.

четности международное сообщество получило версию 1.0 Международных основ интегрированной отчетности. Применение Международных основ интегрированной отчетности (IR) позволит удовлетворить новые информационные потребности стейкхолдеров о создании ценности, станет основой подготовки интегрированной отчетности для организаций, желающих составлять интегрированный отчет, даст толчок увеличению инноваций в корпоративной отчетности, будет способствовать финансовой стабильности и устойчивому развитию организаций и мировой экономики в целом.

Международные основы интегрированной отчетности предназначены для применения в глобальном масштабе компаниями, работающими в различных видах экономической деятельности. В них применяется подход, основанный не на жестких правилах, а на гибких принципах.

В Международных основах интегрированной отчетности даются определения интегрированной отчетности, интегрированного мышления и интегрированного отчета, содержатся ведущие принципы подготовки и представления интегрированного отчета, а также структурные элементы информации, подлежащей включению в отчет.

Для обоснования того, что интегрированная отчетность не является механическим соединением финансовой отчетности и отчетности в области устойчивого развития, нами исследованы сущностные характеристики финансовой отчетности, отчетности в области устойчивого развития и интегрированной отчетности в разрезе следующих элементов:

— целевые установки;

— группы пользователей;

— принципы и концепции, лежащие в основе;

— способы регулирования9 .

Результаты исследования обобщены в табл. 1.

В дополнение к сущностным характеристикам нами систематизированы структурные элементы информации, подлежащей включению в различные виды отчетности (табл. 2).

Как следует из табл. 1-2, каждый вид корпоративной отчетности имеет свою собственную

Таблица 1

Сущностные характеристики различных видов отчетности

Вид отчетности Сущностные характеристики

Цель отчетности

Финансовая Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству предприятия

Социальная Целью социальной отчетности является раскрытие информации о существенных воздействиях организации, как положительных, так и отрицательных, на окружающую среду, общество и экономику, а также об управлении этими существенными воздействиями

Интегрированная Цель интегрированной отчетности — объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает ценность на протяжении времени

Пользователи

Финансовая Финансовая отчетность общего назначения — это отчетность, предназначенная для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения их особых информационных нужд

Социальная Заинтересованные стороны — организации или лица, на которых, согласно разумным ожиданиям, деятельность, продукция и/или услуги организации могут оказывать существенное влияние, и те, чьи действия, согласно разумным ожиданиям, могут повлиять на способность организации успешно реализовывать свои стратегии и достигать поставленных целей. В качестве заинтересованных лиц могут быть: организации гражданского общества; потребители; сотрудники, другие работники и их профессиональные союзы; местные сообщества; акционеры и поставщики капитала; поставщики

Интегрированная Интегрированная отчетность предназначена прежде всего поставщикам финансового капитала, а также всем сторонам, которые заинтересованы в способности организации создавать ценность на протяжении времени, в том числе сотрудникам, клиентам, поставщикам, деловым партнерам, местным сообществам, законодателям, регуляторам и политикам

Фундаментальные концепции

Финансовая Концепция достоверного и объективного представления информации. Концепции капитала и поддержания капитала. Концепция справедливой стоимости

Социальная Концепция устойчивого развития

Интегрированная Концепция создания ценности на протяжении времени для организации и для других. Концепция капиталов, которые организация использует и на которые она влияет. Концепция процесса создания ценности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущие принципы

Финансовая Основополагающие принципы: метод начислений; метод непрерывности деятельности. Качественные характеристики финансовой отчетности: понятность, уместность, надежность, сопоставимость

Социальная Принципы определения содержания отчета: взаимодействие с заинтересованными сторонами, контекст устойчивого развития, существенность, полнота. Принципы обеспечения качества отчета: сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность

Интегрированная Стратегическая направленность и ориентация на будущее, взаимосвязь информации, отношения с заинтересованными сторонами, существенность, краткость, достоверность и полнота, постоянство и сопоставимость

Регулирование

Финансовая Международные стандарты финансовой отчетности. Разрабатываются Советом по международным стандартам финансовой отчетности. Обязательны к применению после признания национальным регулятором

Социальная Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Разрабатывается Глобальной инициативой по отчетности. Добровольно к применению

Интегрированная Международные основы интегрированной отчетности. Разрабатываются Международным советом по интегрированной отчетности. Добровольное применение

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Структурные элементы информации различных видов отчетности

Вид отчетности Структурные элементы информации

Финансовая Активы, обязательства, капитал, расходы, доходы, взносы и распределения среди собственников, денежные потоки

Социальная Общие стандартные элементы отчетности: — стратегия и анализ; — профиль организации; — выявленные существенные аспекты и границы; — взаимодействие с заинтересованными сторонами; — общие сведения об отчете; — корпоративное управление; — этика и добросовестность. Специфические стандартные элементы отчетности: — сведения о подходах в области менеджмента; — показатели по аспектам — категория «экономическая», категория «экологическая», категория «социальная»

Интегрированная Обзор организации и внешняя среда. Управление. Возможности и риски. Стратегия и распределение ресурсов. Бизнес-модель. Деятельность. Перспективы на будущее. Основа для подготовки и представления

Источник: составлено автором.

цель, свои фундаментальные концепции, ведущие принципы, структурные элементы. В то же время необходимо отметить, что если финансовая отчетность описывает сложившуюся ситуацию в отношении финансового положения и финансовых результатов организации, то социальная отчетность и интегрированная отчетность помогают и руководству, и инвесторам понять, почему в организации сложилась такая ситуация, оценить возможность ее улучшения.

И социальная, и интегрированная отчетность нацелены на будущее. Они выходят за традиционные «границы» организации (даже той, которая определяется в финансовой отчетности при формировании консолидированной отчетности), включают информацию о воздействии организации на внешнюю среду и внешней среды на организацию. Исследованные нами виды корпоративной отчетности взаимно дополняют друг друга. Однако, на наш взгляд, центральное место в системе корпоративной отчетности должна занять интегрированная отчетность. Наличие в интегрированной отчетности стратегической информации о будущей эффективности деятельности организации и ее потенциале является мощным способом укрепления репутации организации на фондовом рынке, повышения ее инвестиционной привлекательности.

Российским организациям, для того чтобы наверстать упущенное в области корпоративной отчетности, следует более активно изучать современные тенденции ее развития. Добровольность применения Международных основ интегрированной отчетности дает возможность поэтапно внедрять ведущие принципы ее составления в практику составления корпоративной отчетности. Процесс подготовки интегрированной отчетности может привести к глубоким качественным изменениям в организациях, так как, пытаясь рассказать свою уникальную историю создания ценности, организация может пересмотреть или изменить видение, цели, стратегию и методы ее реализации. Формирование интегрированного мышления позволит организациям переосмыслить свою роль в современном мире, осознать необходимость социально ответственного ведения бизнеса, направленного на поддержание устойчивого развития.

Список литературы

2. Сидорова М.И. Бухгалтерский учет в условиях глобализации мирового информационного пространства: монография. М.: Финансовый университет, 2013.

Reformation of reporting

CORPORATE REPORTING: NEW REQUIREMENTS AND LINES OF DEVELOPMENT

Mariia A. VAKHRUSHINA, Natal’ia V. MALINOVSKAIA

1. Malinovskaia N.V. Integrirovannaia otchet-nost’ — innovatsionnaia model’ korporativnoi otchet-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом пункте навигатора расположены документы сводной бухгалтерской отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда , формируемые в соответствии с инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Данная группа отчетов содержит подгруппы в соответствии с уровнем составления и представления отчетности. В подгруппу «ГРБС, РБС и ПБС» включены отчеты, которые должны формировать и предоставлять в финансовый орган главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета (т.е. казенные учреждения).

Отчеты подгруппы «КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» предназначены для формирования и выгрузки консолидированной отчетности по исполнению бюджета региона (субъекта федерации). Подгруппа «ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ» предназначена для составления отчетности каждого бюджета субъекта Российской Федерации (ЗАТО) .

Бланк отчета

Все сводные отчеты формируются согласно условий, прописанных в бланках отчета. У каждого отчета может быть несколько бланков — см кнопку «Бланк отчета». По какому из них форимруется отчет задается в варианте отчета в поле «Вариант бланка»: если бланк не задан, то используется бланк по умолчанию, при отсутствии такого — стандартный бланк. Бланк по умолчанию можно указать в режиме редактирования бланков: при сохранении бланка с включенной опцией «Бланк по умолчанию» этот признак снимается у всех остальных бланков этого отчета.

Расшифровка сумм

Все сводные отчеты собираются с учетом бухгалтерских проводок документов (по главной книге).

1) Режим расшифровки во внутреннем редакторе
Открыть отчет во внутреннем редакторе, далее по правой клавише мыши на нужной сумме получить расшифровку в виде списка документов, учтенных в строке отчета.
Вывод сводных отчетов во внутреннем редакторе: в форме отчета кнопка «Список отчетов» — в открывшемся списке встать на нужный отчет и нажать подкнопку «Внутренний просмотрщик» у кнопки «Печать» .
2) Отчет «Главная книга».

Настроить отборы счетов бюджета и операций как в сводном отчете. Группировка: Счет полный (26 знаков).

Далее печать по кнопке «Печать во внутреннем редакторе» (подпункт кнопки «Печать»). В полученном отчете найти строку с проблемной КБК — контекст меню (правая мышь) на проблемной сумме — пункт «Расшифровка». В результате откроется ещё одно окно отчета с подокументной детализацией суммы.

3) Сервисный режим «Интерактивная главная книга»

Выбрать те же счета бюджета, что и в сводном отчете.

Далее, после отображения данных, расшифровать сумму как в обычном состоянии счета: встать на проблемную сумму в соответствующей строке БК и нажать кнопку «Движение по текущему показателю» — откроется окно со списком документов, составляющих сумму.

4) Отчет «Журнал операций»

Настроить отборы счетов бюджета и операций как в сводном отчете. Группировка: Проводки.

Опция «В разрезе документов» должна быть включена (поставить галку).

В полученном отчете (он будет в разрезе документов) найти строки с БК .

Вид расчета

Большинство сводных отчетных форм содержат настройку «Вид расчета». Значением данной настройки задается порядок определения бюджета отчета, корреспондента отчета, а также уровень консолидации данных в отчете.

Сводный — предназначен для формирования сводного консолидированного отчета на основании данных всех доступных пользователю бюджетов.
Бюджет отчета определяется по следующим параметрам (до первого найденного):
бюджет из привязки группы текущего пользователя к бюджету в меню «Администратор групп»;
бюджет из привязки организации с типом «Пользователь» к бюджету в справочнике «Корреспонденты (все)»;
бюджет из справочника «Бюджеты», обслуживающей организацией которого является организация с типом «Пользователь». Организацию с типом «Пользователь» см в настройке «Пользователь» справочника «Корреспонденты(все)».

Корреспондент определяется по следующим параметрам (до первого найденного):

по дереву меню «Администратор групп» – корреспондент, входящий в дерево бюджета, к которому привязана группа пользователя, или корреспондент, к которому привязана группа пользователя;
по справочнику «Бюджеты» – организация, исполняющая бюджет отчета.

в разрезе МО — отчет сформируется на бюджет муниципальных образований (МО, уровень 2 в иерархии бюджетов субъекта РФ), т.е. по районным бюджетам и суммами бюджетов поселений района, без учета самого бюджета района.
в разрезе бюджетов (прочие администраторы) — отчет сформируется в разрезе бюджетов из документа. Применяется для получения отчета по финорганам (финотделам) как ГАДБ в части прочих доходов, элемент уровня бюджета которых (позиции 12 и 13 кода дохода) не родного уровня (отчетность по доходам по родным уровням бюджета предоставляют администраторы доходов — ГАДБ).

Данные в разделе «Расходы» исключаются.

Заполняется только «Доходы» и «Источники». В раздел «Доходы» попадают документы соответствующего бюджета с непустым кодом доходов, исключая коды с элементом соответствующего бюджета (12 и 13 символы кода дохода). Пример: расчет по бюджету района, уровень бюджета района равно 05, при расчете исключить документы по этому бюджету с кодом дохода с маской равной ???????????05???????. По источникам заполняется строка по коду 811 = 010.

по корреспонденту — отчет сформируется в разрезе корреспондентов из документа.
по распорядителю — отчет сформируется в разрезе распорядителей для корреспондентов из документа. Если распорядитель не найден, то берется корреспондент из документа.
корреспондент по главе — отчет сформируется на корреспондента, который определяется по следующему алгоритму: ищется первый попавшийся корреспондент с типом «РБС» или «Администратор» или «Прямой ПБС» и с кодом главы (параметр справочника корреспондентов «Ведомство»), совпадающим с кодом ведомства/администратора в КБК документа.
корреспондент по главе (по бюджету) — отчет сформируется на корреспондента, которого попытаемся определить по следующему алгоритму.

Сначала осуществляется поиск любого корреспондента с типом «РБС» или «Администратор» или «Прямой ПБС» и с кодом главы (параметр справочника корреспондентов «Ведомство») совпадающим с кодом администратора (в КБК) из документа и бюджетом (параметр справочника корреспондентов «Бюджет») документа. Если удалось определить, то отчет формируется на найденного корреспондента.

Если же не удалось определить корреспондента, ищем первого попавшегося корреспондента с типом «РБС» или «Администратор» или «Прямой ПБС» и с кодом главы (параметр справочника корреспондентов «Ведомство») совпадающим с кодом администратора (в КБК) из документа и с пустым бюджетом (параметр справочника корреспондентов «Бюджет»). Если удалось на втором этапе определить корреспондента, то отчет формируется на нового корреспондента.

Если не удалось, формируем отчет на корреспондента из документа.

Данные в разделе «Расходы» исключаются.

В раздел «Доходы» попадают документы соответствующего бюджета с непустым кодом доходов, только коды с элементом соответствующего бюджета (12 и 13 символы кода дохода). Пример: расчет по бюджету района, уровень бюджета района равно 05, при расчете исключить все документы по этому бюджету с кодом дохода с маской НЕ равной ???????????05???????.

По «источникам» заполняется строка по коду:

811 = 010 + источники по поступлениям (все источники с КОСГУ не отмеченными в настройке «Дерево настроек — НАСТРОЙКИ — Роспись/Лимиты — Источники покрытия дефицита бюджета — Коды КОСГУ на списание средств», исключая КОСГУ 510, 610),

812 = 200 + выбытия по источникам (все источники с КОСГУ отмеченными в настройке «Дерево настроек — НАСТРОЙКИ — Роспись/Лимиты — Источники покрытия дефицита бюджета — Коды КОСГУ на списание средств», исключая КОСГУ 510, 610).

Особенности

1. Без администратора.

Если включена опция «Без администратора в доходах/источниках» («Без программы в доходах/источниках»), то в справочнике КБК доходов/источников должны существовать как полный код, с ненулевым администратором/программой, так и укрупненный код.

2. Принадлежность бюджету организации-пользователя.

В справочнике «Корреспонденты (все)» обязательно должно быть заполнено поле «Бюджет» у организаций, являющихся исполнителями бюджета (владельцы счетов бюджета), иначе после расчета отчета с опцией «Сводный» его не будет видно в списке отчетов.

3. Передача в ПК «СВОД-Смарт».

1) Прямая загрузка в комплекс «Свод-Смарт».

Cформированные отчеты автоматически передаются в ПК «СВОД-Смарт» по шине электронного обмена (если она установлена и настроена). Есть так же возможность ручной передачи по соответствующей кнопке из режима списка отчетов — отчеты отправляются в СВОД-Смарт напрямую, без промежуточных выгрузок/загрузок. Переданные отчеты накапливаются в СВОДе как версии, т.о. очередная передача одного и того же отчета не приводит к его перезаписи.

Передача отчета становиться невозможной, если он заблокирован от изменений в ПК «СВОД-Смарт» (см. статус отчета в режиме списка отчетов).

2) Выгрузка в файл в текстовом формате.

а) в режиме списка сформированных отчетов (по кнопке «Список отчетов») кнопка «Передача».

б) для отчетов не имеющих кнопки «Список отчетов» (по причине, что отчеты не хранятся в базе) выгрузка осуществляется в форме Excel сформированного отчета, панель «Надстройки» кнопка «Выгрузка».

4. Важные настройки.

Перед формированием отчетов проверьте значения следующих настроек:

а) в настройке «Используемые типы корреспондентов» для каждого отчета должен быть задан отбор (обычно для отчетов финансовых органов отбирается тип корреспондента «Пользователь», для отчетов ГРБС – «Пользователь» и «Распорядитель бюджетных средств»). Если отбор не задан, то при попытке указать корреспондента на экран будет выведено сообщение: «Значение » отсутствует в справочнике…».

Обратите внимание, что кнопки расчета , редактирования отчета и формирования свода станут активными только после указания корреспондента, причем расчет отчета и формирование свода возможно только для организации-пользователя.

Примечание: после выбора корреспондента отображается его код ОрФК (не наименование).

б) в справочнике «Бюджеты» для каждого бюджета должен быть указан его уровень.

При расчете балансов, отчетов финансового органа, содержащих информацию в разрезе уровней бюджета, данные по графам будут делиться в соответствии с уровнем, который установлен в этом справочнике. Документы, не отнесенные к какому-либо бюджету, в отчет не попадут. Проверить принадлежность документа к какому-либо бюджету можно в списке документов, графа «Бюджет».

5. Выгрузка в формате минфина РФ.

КОДФ — код отчетной формы. См. настройку соответствующего отчета «Код формы».
ПРД — периодичность отчета. Вычисляется согласно значений настройки отчета «Период нумерации» (на пользователя):

1. Если значение «год», то ПРД=5 — годовая.

2. Если значение «квартал», то ПРД=4 — квартальная.

3. В остальных случаях ПРД=3 — месячная.

Возможные значения настройки: День, Неделя, Месяц, Квартал, Год. Пользователь меняет значение настройки самостоятельно перед расчетом отчета.

ВИД — вид источника отчетности. Берется параметр «Код» соответствующего бюджета (см. справочник бюджетов). Если код бюджета не задан, то применяется значение настройки «Дерево настроек — НАСТРОЙКИ — Отчеты — Сводные отчеты — Вид источника отчетности».
ИСТ — код источника (регион). Определяется настройкой «Код организации для выгрузки» (см. далее Настройки). Если настройка не задана, то параметр формируется из кода ОрФК организации, по которой рассчитан отчет (см. п.3б) — используются знаки со 2 по 4.

Примечание: код ОрФК задается корреспонденту в справочниках «Финансовые органы», «Нижестоящие бюджеты», поле ввода «Код ОрФК».

6. Источники по КОСГУ 510/610.

Роспись по кодам источников ххххххххххххххххх510 и ххххххххххххххххх610 заводить не обязательно. Она формируется в консолидированной отчетности автоматически, при включенной настройке «Автоматическое формирование росписи источников по КОСГУ 510/610 в отчетах», по данным росписи расходов и плана по доходам.

Настройки

1. Дерево настроек — НАСТРОЙКИ — Отчеты — Сводные отчеты — Код организации для выгрузки.

Используется при выгрузке отчетов в текстовом формате минфина РФ — определяет параметр ИСТ.

2. Настройка отчета — Код формы.

Используется при выгрузке отчетов в текстовом формате минфина РФ — определяет параметр КОДФ.

3. Настройка отчета — Формат файла передачи.

Определяет формат выгружаемых отчетов. Гарантируется выгрузка только в текстовом формате Министерства Финансов РФ (для передачи в программные комплексы сторонних разработчиков) и в собственном (внутреннем) формате Бюджет-СМАРТ (для передачи в ПК «Свод КС», «Бюджет-СМАРТ»).

4. Дерево настроек — НАСТРОЙКИ — Отчеты — Сводные отчеты — Автоматическое формирование росписи источников по КОСГУ 510/610 в отчетах.

При включенной настройке роспись по источникам дефицита бюджета с кодами КОСГУ 510/610 заводить не надо.

5. Дерево настроек — НАСТРОЙКИ — Роспись/Лимиты — Источники покрытия дефицита бюджета — Коды КОСГУ на списание средств .

Описание см. в разделе справки для документа «Бюджетная роспись (источники покр. деф. бюджета)».

6. Имя файла передачи

Пример значения: %f2%p%k2.txt

Возможно применение следующих переменных, разделенных символов процента (%), в шаблоне имени файла передачи:

%c — Код территории;

%z — Код территории(2 правых символа);

%s — Код СОНО;

%g — Код главы;

%p — Код периодичности(M — месячная, Q — квартальная, Y — годовая)

%f2 — Код формы;

%kb — Код УБП;

%is — Код из справочника «Корреспонденты»;

%dm — День месяца (01-31);

%dm1- День конца периода отчета (01-31);

%d — День недели (1-7);

%m1 — Месяц (1-9,A,B,C);

%m2 — Месяц конца периода отчета (01-12);

%m — Месяц (01-12);

%y4 — Номер года 4 символа;

%y2 — Номер года 2 символа;

%k1 — номер коррекции (0-9);

%k2 — номер коррекции (00-99);

%k3 — номер коррекции (1-9).

Оставьте комментарий