Корпорации в континентальном праве

В общем смысле понятие корпорации — это объединение физических или юридических лиц, связанных единой целью (чаще всего — извлечение экономической выгоды или защита интересов), которое может иметь, а может и не иметь статуса юридического лица (в ГКРФ упоминание о корпорации отсутствует).

Это самостоятельный организм, порожденный человеком, но вышедший из-под его контроля.

Исторически первой ипостасью корпорации было замкнутое объединение лиц определенной профессии (купцов, ремесленников) и их капиталов для осуществления какой-то общественно-полезной деятельности. Такому объединению свойственны: обособленность, ограничение доступа посторонних лиц, максимальная централизация, автономность руководства, противопоставление себя другим социальным общностям на основе узко понимаемых корпоративных интересов. В Индии корпорации имели форму каст, в Европе — цехов и гильдий, в России и СССР — государственных институтов.

Затем корпорация стала рассматриваться в чисто экономическом смысле как форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, обладание юридическим статусом и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму.

Таким образом, в экономическом смысле корпорация — хозяйствующий субъект, основанный на коллективной собственности физических и юридических лиц, которая отделена от управления, осуществляемого централизованно специальным субъектом.

Первоначально речь шла традиционных объединениях вкладчиков (акционеров), имеющих организационно-правовую форму товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, открытых (чаще всего) и закрытых акционерных обществ (в наибольшей степени признакам корпорации отвечает общество).

Однако сегодня корпорации рассматриваются более широко — как бизнес-группы, то есть объединения нескольких юридических лиц (акционерных обществ), включающих в себя финансовые, производственно-торговые и управленческие звенья и пр. Их целью является разработка общей политики и стратегии, интеграции производства, объединение усилий в области НИОКР, инвестиций, повышение конкурентоспособности, устойчивое развитие интеграционных связей.

Хотя бы часть участников такого объединения должны быть коммерческими организациями, действующими во имя прибыли, связанными между собой экономическими отношениями, более жесткими, чем рыночные (в результате в отдельных аспектах объединение выступает как единое целое), а их деятельность координироваться центром принятия решений (юридическое лицо, группа физических лиц).

Благодаря объединению субъектов, заинтересованных друг в друге, и их ресурсов, корпорация как форма организации совместной деятельности обеспечивает возможность сохранения и развития социальной общности.

Основой формирования корпоративного объединения является право частной собственности у физических и юридических лиц, дающее возможность добровольно и свободно распоряжаться имуществом в денежной и натуральной форме.

Таким образом, корпорация есть социально-экономическая система, интегрирующая субъектов и средства их деятельности на основе личной унии, слияний и поглощений, учредительства, договоров и пр., отличающаяся от тех подсистем, которые она объединяет.

Корпорация может осуществлять свою деятельность в одной сфере, или быть диверсифицированной. Диверсифицированная корпорация — интегрированная предпринимательская структура, в которой в рамках общей стратегии, единого финансового и информационного потока действует горизонтально интегрированная совокупность технологических цепочек по производству товаров и услуг.

На Западе выделяют три формы организации корпорации.

  1. Публичная корпорация осуществляет эмиссию и свободное размещение своих акций. Это позволяет достичь высокого уровня капитализации, привлекать значительные средства.
  2. Интегрированная промышленная группа как объединение хозяйствующих субъектов, основанное на централизованном управлении со стороны головной компании при условии, что она владеет имуществом участников или совместная деятельность ведется в рамках заключенных договоров. В интегрированной группе всегда имеется центр принятия решений.
  3. Корпорация партнерства — альянс и партнерство крупных собственников, в том числе и государства.

В США корпорации делятся на 4 группы:

  • публичные (public) — государственные и муниципальные органы, иные подразделения государственного аппарата;
  • полупубличные (quasipublic), принадлежащие государству, существующие на деньги налогоплательщиков и удовлетворяющие общие потребности населения (в сфере обороны, железнодорожных перевозок, водного транспорта, инфраструктуры);
  • непредпринимательские (non-profit), к которым относятся религиозные организации, университеты, школы, благотворительные фонды;
  • предпринимательские (business) примерно эквивалентные отечественным ОАО.

В Великобритании корпорация определяется как юридическое лицо, за которым может стоять, как отдельный субъект, так и группа. Торговые корпорации именуются компаниями и подразделяются на публичные (аналог ОАО) и частные (аналог ЗАО).

По континентальной системе права корпорация — коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединении капиталов, осуществляющая какую-либо полезную деятельность.

Континентальное право относит к корпорациям помимо ОАО различные виды предпринимательских организаций товарищества, кооперативы, коллективные государственные предприятия, неприбыльные учреждения в социальной сфере, объединения предпринимателей (ассоциации и пр.). В законодательных актах большинства государств термин корпорация не употребляется.

В России корпорацией сегодня называется любое акционерное общество, которое может состоять из разнородных субъектов и даже не иметь единых стандартов внутреннего управления. Преобладают мелкие корпорации с распыленной среди акционеров собственностью.

Особенностями классической корпорации как социальной системы (объединения), наиболее развитой формой предпринимательской организации являются:

  • владение собственностью (акционерной, паевой); -обладание правом юридического лица, способность выступать в гражданском обороте;
  • ограниченная ответственность каждого участника за все, что происходит в корпорации;
  • обособленность, независимость от внешних субъектов, противопоставление себя окружению; самостоятельность как юридического лица;
  • существование собственных интересов, не совпадающих с интересами участников (собственников, менеджеров, работников);
  • коммерческий характер деятельности;
  • объединение участников через их разделение и согласование их интересов (при примате над ними интересов корпорации) с помощью центрального органа на основе имущественного контроля или договора;

На вопрос, чьи интересы обслуживает корпорация, существует несколько точек зрения.
1. Интересы увеличения доходов собственников корпорации или (и) ее стоимости (финансовый подход). В основе функционирования российских корпораций лежит реализация частной выгоды группы лиц, контролирующих компании.
2. Интересы собственного развития, в котором, прежде всего, заинтересованы высшие менеджеры, ибо оно одновременно повышает их престиж, имидж и пр.
3. Интересы общественного благосостояния, которое может совпадать с интересами собственников (максимизацией прибыли). Эта позиция стала развиваться с 1990-х гг.
4. Интересы акционеров, высшего менеджмента, работников, местных властей, кредиторов:

  • функционирование в соответствии с собственными закономерностями;
  • четкое разграничение собственности и управления;
  • наличие центральных самостоятельных управленческих структур (в соответствии с этим корпорацию нельзя на сущностном уровне отождествлять с акционерным обществом), осуществляющих централизованное управление и контроль над распределением ресурсов;
  • исключение внутренней конкуренции, поддержка слабых и ограничение сильных элементов;
  • принятие решений по принципу большинства или старшинства, изгнание меньшинства, популизм руководства для задабривания большинства.

Таким образом, корпорация есть коммерческая организация, имеющая статус юридического лица в результате государственной регистрации, основанная, прежде всего, на объединенных капиталах, для осуществления определенной социально-полезной деятельности, в которой собственность отделена от управления.

На Западе компания, отвечающая признакам корпорации, представляет собой сложный по структуре высоко диверсифицированный имущественный комплекс, объединяющий нескольких субъектов, в том числе за рубежом, с численностью сотрудников головной фирмы не менее 1000 человек.

Все участники обладают соответствующим корпоративным статусом, представляющим собой набор прав, которыми они наделены, и обязанностей, которые должны выполнять в соответствии с целями и задачами корпорации. Этот статус должен быть согласован с их юридическим статусом.

Развитая корпорация является системой различных (минимум — пяти) и не всегда взаимоувязанных отдельных направлений деятельности (эизнесов). В ней не ясно очерчены границы и может часто меняться элементный состав.

Российская АФК Система, образованная в 1993 г., владеет и управляет активами в 12 направлениях:

Корпорация осуществляет предпринимательскую и эмиссионную деятельность (вклад в ВВП соответствующей страны 0,5-1%;), котирует свои акции на бирже. Доля экспортных хозяйственных операций в выручке составляет не менее 30%.

В США основу промышленной системы составляют примерно 100 многоотраслевых корпораций, являющихся, по сути, высоко интегрированными ФПГ. На их долю приходится 55-60% ВВП страны, 45% рабочей силы, 60% инвестиций.

В 200 крупнейших корпорациях сосредоточена большая часть экономического потенциала мира.

Передовая корпорация соблюдает кодекс корпоративного поведения, характеризуется финансовой и информационной открытостью, ведет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с мировыми требованиями, позволяющую представить ее работу в целом.

Корпорации, обладающие статусом юридического лица, являются самостоятельными субъектами гражданского права, ведущими независимое от участников, а, поэтому, бессрочное существование, которое может быть прекращено только по их решению, или решению суда, обеспечиваемое свободной передачей акций. Они сами несут ответственность по своим обязательствам в пределах имеющегося имущества.

Корпорация представляет собой образование системного характера, обладающее сложной структурой, имеющей множество «срезов».
1. Организационно-правовая структура в виде упорядоченной совокупности входящих в объединение юридических лиц, обладающих определенным статусом и организационно-правовой формой).
2. Общая структура в виде взаимосвязанного набора подразделений, осуществляющих соответствующие виды производственной, коммерческой, исследовательской, инфраструктурной и иной деятельности.

Юридические лица участники корпорации наделяются законодательством определенными правами и обязанностями, которые дополняются правами и обязанностями, исходя из корпоративной иерархии, которые определяются решением центрального органа и ограничивающими их формальную самостоятельность.

Одна часть участников является юридически самостоятельными хозяйственными структурами; другая — организационно выделенными подразделениями и филиалами структурных единиц, которые в силу своего положения имеют более высокий корпоративный статус, сочетают в себе признаки участников корпорации и подразделения.

Степень автономности подразделений, реализующих различные, часто вообще не имеющие друг к друга отношение виды деятельности, независимо от их юридического статуса и территориального расположения всегда в силу объективных обстоятельств должна быть выше, чем у аналогичных продуктовых структур.

Для корпорации существует проблема неодинаковой удаленности территориальных единиц от центрального органа управления, что требует наделения их специфическими правами и обязанностями, повышения степени их автономности.

3. Организационная структура (система функционально и иерархически связанных управленческих подразделений и должностей).
4. Бизнес-структура (множество взаимоувязанных бизнес-единиц и бизнес-процессов).
5. Структура имущественного комплекса (распределение собственности на корпоративные активы). Наиболее эффективны корпорации, где каждый крупный акционер, в том числе и государство, владеет до 10-20% акций,
6. Финансовая структура (капитала, инвестиций, инвесторов, кредиторов, заемщиков и пр.).
7. Социальная структура (кадровая, межличностных отношений).

Классификация корпораций

По роду деятельности:

  • финансовые;
  • финансово-промышленные;
  • промышленные (различных отраслей производства — сырьевые, агропромышленные и пр.);
  • торговые;
  • торгово-финансовые;
  • финансово-медийные.

По масштабам деятельности:

  • локальные;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • национальные;
  • международные;
  • глобальные.

По способу организации внутренних отношений между участниками:

  • классические холдинги (основаны на владении материнским обществом активами дочерних);
  • распределенные холдинги (во главе сеть переплетенных компаний и аффилированных лиц);
  • этархии (основаны на перекрестном владении акциями); -управленческие (неохолдинги) основаны на соглашении между участниками и центральной корпорацией.

По продолжительности существования — бессрочные, временные (долгосрочные и краткосрочные)
По типу интеграции (вертикальная, горизонтальная, радиальная, кольцевая).
По правовой принадлежности — государственные, частные, смешанные (с государственным участием).
По юрисдикции — национальные (в том числе транснациональные), многонациональные.
По экономической мощи (например, крупнейшие корпорации включают в себя предприятия 20-50 отраслей).
По степени официальности (зарегистрированные в том или ином правительственном органе, основанные на тайном сговоре).
По характеру деятельности — легальные, запрещенные (наркобизнес, игорный бизнес).
По системе используемой системе отчетности (консолидированная, неконсолидированная).
По рыночному положению (монополии, олигополии) и пр.

По основополагающим принципам деятельности.
1. Рыночные корпорации. Ориентированные на максимизацию прибыли, рыночную и территориальную экспансию. Могут быть разделены на:

  • индустриальные корпорации, функционирующие в традиционных отраслях, предполагающие использование обычного типа работников. Успех корпорации определяется, прежде всего, усилиями владельцев и менеджеров, а ее единство организации административной и материальной зависимостью субъектов;
  • постиндустриальные корпорации, действующие в интеллектуальной сфере. Они широко используют специалистов, от которых не меньше, чем от владельцев и менеджеров, зависит успех. Такие специалисты рассматриваются как коллеги, а не как подчиненные, они занимают решающие позиции на многих направлениях деятельности компании; единство корпорации обеспечивается не столько материальной зависимостью, сколько культурными нормами;
  • креативные корпорации основаны на партнерстве творческих личностей, единстве их предпочтений и ценностных установок, а не на материальных факторах и подчинении, что гарантирует им устойчивость и процветание. Владельцы таких корпораций, цели и деятельность которых, выходят за рамки экономической целесообразности, несут ответственность за организацию как за свое творение, а не за собственность. Такие корпорации не следует текущей конъюнктуре, а сами формирует ее, создавая принципиально новые интеллектуальные продукты и услуги.

2. Нерыночные корпорации (в том числе советского образца) всегда иерархичны, исключены из конкурентной борьбы, ориентированы не на прибыльность, а. на достижение конкретных целей, в том числе и поставленных государством. Они слабо восприимчивы к НТП, способны добиваться в основном (за исключением оборонных предприятий) лишь количественных успехов в узких сферах деятельности за счет значительных инвестиций.

По особенностям построения:

  • вертикальные (иерархичные) корпорации;
  • оризонтальные корпорации в виде совокупности команд, выполняющих технологические цепочки, возглавляемые командами специалистов, и общих подразделений и возглавляется управленческой командой. Такой корпорацией, например, является Airbus.

Основной причиной создания корпорации является стремление к достижению синергетического (затратного или рыночного) эффекта, который возникает под воздействием трех основных факторов:

  • состава участников;
  • характера их взаимодействия;
  • структуры организации и управления входящими в корпорацию субъектами.

Эффект достигается на основе накопления капитала, диверсификации производства и распределение рисков, наличия общего поставщика, текущего взаимодействия и пр.

Крупные корпорации играют огромную роль в современной экономике:

  • привлекают капитал под крупные проекты и активизируют инвестиционные процессы;
  • являются территориально образующими субъектами и основой формирования интегрированных структур;
  • располагают значительным потенциалом роста и освоения новейших технологий, являются двигателем инвестиционного и инновационного процесса;
  • обладают высоким социальным потенциалом; -способствуют ускорению структурной перестройки экономики.

Поэтому формирование корпораций необходимо стимулировать и поддерживать на государственном уровне с учетом внешнеэкономических и социальных ограничений, активизировать реструктуризацию, сочетать с санированием предприятий.

Эффект корпораций как предпринимательских структур состоит в том, что они обеспечивают:

  • возможность построения четкой системы управления и высокая управляемость;
  • упрощенный порядок вхождения и выхода участников;
  • ограниченную ответственность;
  • привлечение крупных финансовых средств укрепление конкурентных позиций участников и отсутствие ограничений по сфере деятельности, больший простор для маневра ресурсами;
  • создание олигополии, воздействующих на спрос, получение монопольной сверхприбыли;
  • согласование интересов входящих бизнес-единиц;
  • быструю адаптацию к изменению рыночной конъюнктуры;
  • возможность диверсификации производства на основе горизонтальной и вертикальной интеграции и перераспределения рисков за счет приобретения небольших легко продаваемых долей участия в нескольких предприятиях;
  • стабильность бизнеса, гарантирующую дополнительную защищенность долгосрочных вложений, что увеличивает инвестиционную привлекательность корпорации, рост курсовой стоимости ее акций (в то же время, из 100 самых крупных корпораций 1917 г. к концу XX столетия выжили менее 20);
  • представительство и защиту ими своих позиций в органах власти;
  • экономию трансакционных, торговых и производственных (в результате значительных масштабов деятельности) издержек;
  • развитие и преобразование за счет внутренних источников; -повышение эффективности управления предприятиями участников интегрированных структур, контроль управленцев;
  • оптимизацию производственно-технологических цепочек и денежных потоков;
  • рост объема прибыли, реинвестируемой в производство;
  • возможность осуществления исследований и разработок;
  • формирование и развитие рыночного имиджа и доверительных отношений с контрагентами;
  • использование специальных корпоративных финансово-экономических механизмов: (страховые фонды, консолидированный баланс, трансфертные цены);
  • согласование отраслевых, региональных и групповых интересов;
  • оптимизацию налогообложения и т. п.

Крупные корпорации обычно разрабатывают и утверждают пакет документов, регламентирующих правила взаимоотношений и определяющих структуру корпоративной среды:

  • кодекс поведения;
  • рекомендации по оплате труда и вознаграждению служащих, обеспечению для них равных прав, невмешательства в их частную жизнь, свободу самовыражения:
  • нормы и правила охраны здоровья, окружающей среды на рабочем месте;
  • нормы и правила для обеспечения качества продукции и услуг, соблюдения этических аспектов рекламной деятельности;
  • нормы и правила благотворительной деятельности;
  • программы информирования, подготовки, обучения менеджеров.

В то же время корпорации:

  • как бизнес-структуры являются обезличенными (в обычных компаниях имеет место их персонификация, отождествление с руководителем);
  • подпадают под жесткий контроль и правовое регулирование со стороны государства, что сковывает свободу их деятельности;
  • сталкиваются с трудностями балансирования интересов различных групп акционеров и менеджмента (агентская проблема);
  • требуют для своего создания формулировки бизнес-идеи и значительных усилий;
  • слабо подвержены влиянию конкурентных сил, отличаются предпринимательской инертностью, бюрократизацией управления;
  • как системы, накладывают определенные ограничения на выбор управленческих решений;
  • находятся под постоянной угрозой поглощения соперниками. Над деятельностью корпорации должен осуществляться постоянный контроль.
  1. Государством (соблюдение норм права).
  2. Бизнес-сообщество (на основе независимого аудита, независимых директоров).
  3. Гражданским обществом (этичность поведения корпорации в отношения социума в целом и отдельных групп).

В современной России стадия формирования первоначальных корпоративных структур завершилась в 1996-1997 гг. При этом значительную роль играли крупные банки. В этот период в деле становления российских корпораций преобладал случайный подход — нужно было «схватить» не экономически или технологически целесообразные, а стратегически важные объекты.

Первые такого рода структуры были созданы на базе отраслевых министерств и их главков, характеризовались высокой степенью централизации и низкой эффективностью управления. Образованные по воле чиновников., они так и не заработали в полную силу (во многом из-за борьбы за передел собственности), ибо текущих проблем отодвинуло на второй план стратегические.

Затем корпоративные структуры сгапи образовываться либо на базе крупнейший предприятий (ВАЗ, ГАЗ), либо добровольных объединений (ЛУКойл). Большую роль в этом стали играть банки. Так в 1994 г. по инициативе ОНЭКСИМ-банка при участии РАО «Норильский никель»,, АО «Новокузнецкий алюминиевый завод» и АО «Кузнецкий металлургический комбинат» была создана промышленная группа ИНТЕРРОС.

Современная структура российской корпоративной собственности выглядит примерно следующим образом.

  1. Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических жизнеобеспечивающих предприятий и крупных банков, находящиеся под имущественным государственным контролем.
  2. Вертикально интегрированные нефтяные корпорации, возникшие путем передачи государственных пакетов акций в уставные капиталы частных структур (ЛУКОЙЛ).
  3. Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные на основе экспансии промышленных и торгово-промышленных фирм. Их возглавляют крупные конкурентоспособные предприятия. Пример Красный Октябрь.
  4. Банковские холдинги, располагающие пакетами акций промышленных предприятий. Пример — Менатеп.

Факторами, усиливающими корпоративные тенденции в России, сегодня становятся:

  • желание повысить степень гарантированности (по качеству, количеству и срокам) исполнения договоров путем: обретения контроля над поставщиками;
  • недостаточность собственных средств для осуществления крупных инвестиций (корпоративная интеграция способствует лучшему использованию внутренних резервов, облегчает доступ к внешним источникам финансирования);
  • поиск путей снижения хозяйственных рисков;
  • угроза со стороны западных фирм;
  • необходимость преодоления структурной раздробленности экономики.

Если бы криком можно было построить дом, то осел построил бы целую улицу

Восточная мудрость

Понятие корпорации в континентальном праве, с одной стороны, шире, чем в праве англосаксонском: в него включаются такие объединения лиц, которые, согласно праву США или Англии, либо не считаются корпорациями, либо практически отсутствуют (например, товарищества). Но с другой стороны – уже, поскольку к числу корпораций, пусть даже публичных, в англосаксонском праве относятся и такие, которые в континентальной Европе вообще не признаются юридическими лицами и соответственно корпорациями. Речь идет о государственных органах, занимающихся управленческой деятельностью. Если все же пренебречь терминами и поставить знак равенства между публичными корпорациями в системе общего права и государственными органами в праве континентальном, то можно сделать вывод, что понятие корпорации в континентальной Европе гораздо шире, нежели в Англии и в США. В него включаются помимо акционерных обществ масса других юридических лиц: различные виды товариществ (полные, коммандитные), хозяйственных обществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, холдинги и т. п.), производственные и потребительские кооперативы.

Таким образом, юридические формы корпораций в системе континентального права отличаются большим разнообразием, не-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 141

жели в системе общего права. И в этом следует усматривать первую их особенность.

Вторая связана со спецификой экономического развития стран континентальной Европы. Она выражается в существовании значительного количества государственных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств), которые корпорациями, строго говоря, не являются, поскольку применительно к ним можно констатировать отсутствие одного из главных признаков корпорации – объединения капиталов. И в этом плане, т. е. де-факто, удельный вес корпораций меньше, чем в странах англосаксонской системы права.

Государственные предприятия основаны на собственности, принадлежащей государству, которое передает имущество на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления коллективам этих предприятий. Подобных предприятий гораздо меньше в Англии и США. В России же до недавнего времени они составляли почти абсолютное большинство. Сейчас их число существенно уменьшилось. Многие стали акционерными обществами. Однако среди вновь созданных АО значительная часть таких, в которых более 50% капитала принадлежит государству. По существу эти предприятия так и остаются государственными, да и по форме (если взять порядок управления ими) не особенно отличаются от унитарных. В странах же континентальной Европы их доля не столь велика, как в России, но все равно таких предприятий немало.

Сильная роль государства в хозяйственном механизме континентальных стран может быть объяснена многими причинами. Укажем лишь на три, пожалуй, самых главных. Во-первых, климатические условия: относительно суровый климат на значительной части территории Европы, а тем более на территории России, делает ведение хозяйства в одиночку невозможным либо почти невозможным. Требуются коллективные усилия, чтобы нейтрализовать либо защититься от неблагоприятных климатических влияний. В некоторых случаях роль «защитника» или «страхователя» может взять на себя только государство (транспортная система, дорожное хозяйство, почтовое хозяйство, медицинское страхование и т. п.). Во-вторых, геополитические причины: страны континентальной Европы в отличие от таких островных государств, как Англия, Австралия и в определенной мере США (большая часть границ – границы естественного характера), вынуждены были всегда уделять много внимания взаимоотношениям с другими, соседними, окружающими их государствами. Далеко не всегда эти отношения были мирными (лишь вторая половина XX в. может считаться в этом плане спокойной). Военный фактор (укрепление обороны либо подготовка к территориальному переделу) вынуждал развивать военную промышленность, которая иначе как с помощью государственной собственности (либо при мощной поддержке государством частной собственности) организована быть не может. Кроме того, страны Северной Евро-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 142

пы не являются идеальными для сельскохозяйственного производства, поэтому свои усилия они в немалой степени направляют на использование недр. Горнодобывающая промышленность, будучи чрезвычайно капиталоемкой, наиболее эффективно может быть организована также на основе государственной собственности либо при значительной поддержке государства.

Государственные предприятия, согласно новому ГК РФ, называются унитарными предприятиями.

Сначала несколько слов о термине унитарное предприятие. Он означает, что в качестве собственника предприятия выступает одно лицо – государство. Собственность государства может принадлежать России в целом либо субъектам Федерации. Унитарные предприятия могут находиться и в собственности муниципальной, т. е. собственности города, района, сельского поселения. Муниципальные предприятия создаются в области сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др. Одним словом, это предприятия, необходимые для социального и экономического развития региона и выполнения других задач, стоящих перед административно-территориальными образованиями (ст. 215 ГК РФ).

Предприятия, принадлежащие государству, встречались еще в далеком прошлом. Организацию предприятий государственного масштаба брали на себя энергичные и предприимчивые правители. Проводились каналы и возводились плотины в Китае, создавалась система орошения в Египте. В этом плане прославились Кольбер во Франции, Фридрих Великий в Пруссии и многие другие.

В современных промышленно развитых странах довольно просто утвердилось применение системы государственных хозяйств в сфере железнодорожного транспорта, почты, телеграфа, в горнодобывающей промышленности.

В наше время никто за рубежом не возражает против существования государственных и муниципальных предприятий наряду с частными, коллективными. Раздаются протесты против поглощения частного предпринимательства государственным или муниципальным. И они не безосновательны. Известно, что хозяйственная система, подчиненная государству, в Египте привела к упадку и обнищанию населения. Хозяйственная система Советского Союза не позволила наладить достаточного и устойчивого снабжения населения товарами за семьдесят лет существования. Вероятно, этой системе свойственны некоторые пороки. В их числе можно указать следующие:

1) государственные предприятия существуют вне конкуренции, что лишает их одного из важнейших стимулов прогресса;

2) на них не распространяется закон отбора лучших работников, лучшей технологии. Они не знают риска, которому подвержены частные предприятия в борьбе за прибыль;

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 143

3) во главу этих предприятий те или иные лица часто ставятся не по хозяйственным, а по политическим соображениям;

4) вопрос коммерческой выгоды здесь часто отходит на второй план; убытки не страшны, они покрываются из общественных средств; цены устанавливаются произвольно.

Удельный вес государственных предприятий в России сейчас значительно уменьшился. Многие из них приватизированы, и их собственником является не государство, а другие субъекты (граждане, корпорации). Государственные предприятия существуют и создаются в таких отраслях хозяйства, которые обслуживают все население (предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса), либо способствуют выполнению задач России в целом (оборонные предприятия), либо требуют капиталовложений, осуществить которые под силу только государству (атомная, горнодобывающая, нефтедобывающая промышленность и т. п.), либо действуют там, где частная собственность не может обеспечить приемлемую долю прибыли (аэрокосмическая промышленность).

И тем не менее в народном хозяйстве России государственные предприятия занимают на сегодяшний день большое место. Частный же бизнес используется пока недостаточно, причины тому:

– небольшие финансовые возможности как у граждан, так и у государства для поддержки частного бизнеса;

– невозможность в одночасье создавать частные предприятия в стране, где уже существует достаточно высокий технологический уровень;

– отсутствие развитой системы страхования рисков и кредитов;

– острая нехватка специалистов в области предпринимательского права;

– ограничение купли-продажи некоторых высокоценных материалов, например редких металлов.

В зарубежных промышленно развитых странах отмечается обратный процесс: частные предприятия переходят в собственность государства. Процесс этот идет циклично, как бы с приливами и отливами, и все же можно уловить -тенденцию постепенного возрастания роли государственного сектора в экономике. Особенно это заметно в Германии, Англии, Франции, Италии. США менее подвержены данному процессу. Вмешиваясь в экономическую сферу, государство старается использовать традиционные для стран с рыночной экономикой корпоративные юридические формы: товарищества, акционерные общества и т. п. Роль же предприятий, деятельность и финансирование которых жестко определяются государством, очень невелика (оборонные заводы, полиграфические предприятия, почты, телефон, телеграф и др.).

Третья особенность корпораций в системе континентального права состоит в наличии более близких, тесных отношений между

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 144

их участниками. Это объясняется тем. что значительное место среди корпорации нанимают товарищества, характерной чертой которых является непосредственное, личное трудовое участие каждого члена в их деятельности. Но даже в акционерном обществе, где личное участие отнюдь не обязательно, участникам свойственна большая сплоченность (в отличие от акционеров, например, в США), что позволяет общему собранию акционеров играть более весомую роль. Такой подход к делу дает возможность теснее увязать индивидуальные интересы акционеров с корпоративными (общими). В США, где имеет место большая концентрация капитала, крупные корпорации, удельный вес которых все время повышается, могут быть организованы эффективно только в том случае, если используют технологию управления.

Большая активность акционеров, их способность хоть как-то влиять на работу корпораций, свидетельствует о том, что правовое положение акционеров по континентальной системе права отличается большей свободой и равенством. Иначе говоря, оно все как в англо-американских корпорациях внутриорганизационные отношения, правовой статус акционеров характеризуются неопределенностью и отстраненностью участников от ведения дел в корпорации. Надо отметить, что эта неопределенность и отстраненность имеет, как ни странно, положительное значение и является условием успешного функционирования корпорации: менеджеры, не будучи связанными волей акционеров, могут быстро и оперативно решать многие вопросы, добиваясь в конечном счете общей и для себя и для акционеров цели – повышения прибыльности, эффективности корпораций. Только для менеджеров эффект состоит в получении большего вознаграждения, а для акционеров – в больших дивидендах. Образно можно определить эту особенность еще и так: европейские корпорации – это торжество разума и порядка, англо-американские – это торжество корысти и дерзости. Поразительная эффективность американских корпораций заставляет прийти к выводу, что и корыстный интерес может быть мощным двигателем прогресса.

Четвертая особенность европейских корпораций связана с тем, что их деятельность в большей мере подвержена государственному регулированию, чем деятельность американских или английских корпораций. На ранних этапах государство стремилось упорядочивать лишь внешние отношения корпораций, их взаимоотношения с другими субъектами права (уплату налогов, конкуренцию, отношения с потребителями, выплату пенсий, пособий работникам и т. д.). В настоящее время государственному регулированию стали подвергаться, причем все в большей мере, и отношения внутри корпораций. К числу внутренних вопросов относятся ведение реестра акционеров, бухгалтерского учета, финансового

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 145

расчета (только через банк!). В некоторых странах на директоров корпораций согласно законодательству, возлагается обязанность даже оглашать свое семейное положение.

Правительственная опека – фактор вполне положительный сам по себе – при определенных обстоятельствах может превращаться в произвол, а то и порождать коррупцию, что часто имеет место при учреждении корпораций, выдаче лицензии на определенные виды деятельности и др. И тем не менее следует признать, что усиление государственного вмешательства в жизнь корпораций – это не только европейский, но и мировой процесс.

Государственная «окраска» деятельности даже коммерческих корпораций заставляет признать, что они наряду с частноправовым характером приобретают и публично-правовой. В романо-германской системе права элемент публичности более ярко выражен, чем в системе общего права.

Несмотря на это регулирование деятельности большинства коммерческих корпораций относится все же к сфере частного права Этот вывод позволяют сделать два аргумента.

Во-первых, участник корпорации самостоятельно принимает решение о финансовом или личном участии в ее деятельности и свободно распоряжается своим правом на сей счет.

Во-вторых, в случае неэффективной деятельности корпорации реакция исходит от ее участников, которые могут использовать различные санкции: от смены директоров до принятия решения о банкротстве.

Однако увеличение доли публичности в деятельности корпораций и возрастание роли законов в регулировании прежде всего акционерных обществ свидетельствует о понижении статуса учредительных документов и других корпоративных актов. Что ж, это объективный процесс, имеющий к тому же мировой характер. Подчинится этому процессу и Россия, но только после того, как хозяйственные единицы обретут действительную свободу.

УДК 93/94

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ИНСТИТУТОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

© 2016 И. Г. Каплунова

канд. ист. наук, доцент, корпоративный секретарь e-mail: kaplunovaig@yandex. ru

АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова»

Статья посвящена историческому анализу современных корпоративных институтов России как механизму регулирования, инновационного развития правовых, экономических, управленческих отношений, способствующих участию граждан в процессах развития государства

Ключевые слова: корпоративные отношения, корпоративные институты, акционерная форма собственности, компания, акционер, собрание акционеров, совет директоров, корпоративный секретарь, корпоративное управление, матрица взаимодействия, бизнес-процесс, законодательство, экономика

Система корпоративных отношений и институтов, находясь в постоянном развитии, как в рамках исторического генезиса, так и в рамках развития системы российских правовых институтов, экономики и хозяйственно-экономических связей, соединяет в себе механизмы законодательного регулирования и опыт практического развития зарубежных и российских систем. Такая наполненность и вместе с тем свобода правовой деятельности, экономических механизмов в рамках существования отдельных институтов и субъектов корпоративного развития позволяют создавать огромное разнообразие видов и форм корпоративных институтов, а также их сочетаний и в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, и в границах развития правовых и экономических направлений истории постсоветского пространства, вернувшегося на данном этапе своего развития к таким исторически востребованным и апробированным институтам, как, например, «корпорация», «акционер», «эмиссия».

Несмотря на то что практики и специалисты, с одной стороны, и исследователи, с другой стороны, выделяют и изучают отдельные направления развития корпоративной системы и корпоративных институтов, что позволяет говорить о несомненной сформированности системы изучения акционерного капитала, постоянное развитие правовых норм, государственных институтов, изменения внутренней и внешней политики дают и будут давать основы историческому развитию и совершенствованию корпоративных институтов.

В рамках этих систем важнейшее значение имеет специфика формирования акционерного капитала не просто как способ получения прибыли для участников корпоративных отношений, но и как форма участия граждан страны в ее экономическом развитии, позволяющая определять направления развития отраслевых бизнес-процессов и бизнес-институтов современности.

Исследуя систему развития и взаимодействия корпоративных институтов, и в частности субъектов акционерного права, следует отметить, что наиболее значимыми среди них являются, безусловно, собственники (крупные акционеры, владеющие либо контрольными пакетами акций, либо пакетами, имеющими определенное пороговое значение, что позволяет собственникам принимать или влиять на принятие решений в

рамках каждого из корпоративных институтов — организаций с акционерной формой собственности). Выразителями воли и желания развития бизнеса собственников являются органы управления акционерных обществ — советы директоров (наблюдательные советы), единоличные и коллегиальные исполнительные органы (фигуры директоров, генеральных директоров, президентов и пр., то есть тех лиц, которые являются руководителями органов исполнительной власти в субъектах корпоративных связей). Вершиной развития властных полномочий в сфере корпоративных институтов акционерных обществ являются собрания акционеров (которые в определенных случаях могут принять решения, не сформированные собственниками, имеющими контролирующие пакеты акций).

В компаниях акционерной формы собственности, которые ориентированы на развитие корпоративных отношений, многоуровневых бизнес-связей, к таким фигурам можно отнести также корпоративного секретаря, но только в том случае, если его полномочия не являются декларативными, что должно быть закреплено во внутренних нормативных документах обществ.

Рассматривая теоретические основы института корпоративного секретаря акционерного общества, безусловно, необходимо остановиться первоначально на правовом аспекте. Он определяет общие и специфические подходы к формированию этого института: общие подходы (федеральное законодательство — об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и пр.); специфические подходы (внутренние документы общества, в т.ч. учредительные). Комплексная структура правового аспекта формируется и обеспечивается взаимодействием указанных общих и специфических подходов.

Законодательство РФ, формирующее институт корпоративного секретаря, до недавнего времени давало широчайший простор для регулирования и развития этого института на уровне самих предприятий, как основных составляющих единиц экономической системы, в целом, поскольку Федеральный закон от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не регулировал этот вопрос вообще. Сущность и понятие этого корпоративного института как участника корпоративных отношений были определены только Кодексом корпоративного поведения, утвержденным постановлением ФКЦБ № 421/р от 4 апреля 2002 года. И хотя положения кодекса носили рекомендательный характер, большинство российских предприятий акционерной формы собственности руководствовались именно данными рекомендациями в процессе создания своих внутренних документов, определяющих и регулирующих вопросы деятельности корпоративного секретаря.

Приказом № 605 от 17 сентября 2007 года «О внесении изменения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» Министерство здравоохранения и социального развития РФ фактически узаконило существование должности корпоративного секретаря акционерного общества, определив его место в системе органов управления общества, а также должностные обязанности секретаря.

И, наконец, Кодексом корпоративного управления, одобренным в основном, ввиду его рекомендательного характера, на заседании Правительства РФ 13 февраля 2014 года, Советом директоров Банка России 21 марта 2014 года, были подтверждены базовые принципы, формирующие данный корпоративный институт.

Определяя содержание и особенности деятельности корпоративного секретаря, установленные Кодексом корпоративного поведения, возможно выделить среди них следующие важнейшие направления.

1. Функциональное. Включает функции, направления деятельности, задачи, права и обязанности корпоративного секретаря, среди которых основными являются:

Каплунова И. Г. Исторические аспекты становления и развития современных корпоративных институтов в экономике России

— осуществление функциональной деятельности только в целях реализации и защиты прав и интересов акционеров в рамках действующего законодательства и внутренних документов акционерных обществ;

— обеспечение деятельности органов управления общества в соответствии с положениями действующего законодательства и внутренних документов общества;

— наличие достаточной компетенции и полномочий, необходимых для осуществления функций, возложенных на корпоративного секретаря.

2. Правовое:

— строгое соблюдение норм и требований законодательства РФ, внутренних документов обществ;

— оказание правового содействия акционерам и обществу, его внутренним структурам (подразделениям);

— обеспечение своевременного выявления назревающих корпоративных конфликтов, осуществление их разрешения.

3. Организационное:

— проведение организационных мероприятий по обеспечению деятельности органов управления общества;

— содействие в осуществлении организационных мероприятий, в случае если их проведение в соответствии с нормативными документами возложено на других лиц (например, на независимого регистратора);

— осуществление организационного взаимодействия между обществом и его акционерами, обществом и внешними структурами, а также между внутренними структурами (подразделениями) общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Информационное:

— обеспечение раскрытия (представления) полной и достоверной информации об обществе акционерам;

— контроль за своевременным раскрытием обществом информации о его финансово-хозяйственной и других видах деятельности;

— хранение, удостоверение подлинности документов, связанных с деятельностью органов управления общества, обеспечение доступа к ним.

Кодекс корпоративного управления не столь детально определил направления деятельности корпоративного секретаря, вместе с тем заострив внимание на независимости данного корпоративного института, установив на основании норм разд. 3 Кодекса, что корпоративный секретарь должен обладать достаточной независимостью от исполнительных органов общества и иметь необходимые полномочия и ресурсы для выполнения поставленных перед ним задач. Также гарантией независимости от исполнительной власти определена рекомендованная подчиненность секретаря непосредственно совету директоров общества — органу управления, формируемому на основе принципа избираемости, но не назначаемости.

Специфика данного института была определена данными двумя кодексами, которые установили, что в своей деятельности корпоративный секретарь не должен совмещать свою работу с выполнением иных функций в обществе. Это дополнительно подчеркивает стремление законодателя обособить данный институт в целях его независимого развития и максимально полного обеспечения участия акционеров в управлении экономическими процессами на уровне акционерного общества, что формирует, в конечном итоге, основу экономической системы регионов и страны, позволяя гражданам не только выражать свои предпочтения собственников по развитию бизнеса, но и принимать участие в развитии экономики государства.

Действующее федеральное законодательство не определяет порядка назначения и в соответствии с этим подчиненности деятельности корпоративного секретаря,

однако устанавливает, что данный корпоративный институт должен быть сориентирован прежде всего на обеспечение соблюдения подразделениями и должностными лицами акционерного общества требований норм действующего законодательства, устава общества, а также других документов, гарантирующих реализацию прав и законных интересов акционеров. Таким образом, косвенно устанавливается подчиненность и подконтрольность корпоративного секретаря прежде всего акционерам общества. Далее, даже косвенно регламентирующие нормы отсутствуют, что дает весьма широкий простор для определения поля и границ деятельности секретаря. Анализ сложившейся практики (положений внутренних документов акционерных обществ, регулирующих вопросы деятельности корпоративного секретаря), а также правовых и экономических возможностей построения схемы взаимодействия «корпоративный секретарь — акционерное общество», позволяет выделить определенные типы содержания или наполнения института корпоративного секретаря в зависимости от ряда факторов (табл. 1, 2, 3) .

Вместе с тем анализ внутренних нормативно-правовых актов в сферах регулирования деятельности корпоративных институтов акционерных обществ, занимающих топовые места в рейтингах российских компаний и конгломератов, существенно конкретизирует сформулированные законодателем основополагающие принципы корпоративных отношений в экономике, определяя основы для инновационного развития системы управления и регулирования экономики. Так, например, ст. 1 Положения о корпоративном секретаре Открытого акционерного общества «Акционерная финансовая корпорация «Система», утвержденного решением Совета директоров общества от 14.02.2004 года, закрепляет за корпоративным секретарем полномочия по обеспечению «соблюдения органами и должностными лицами Общества правил и процедур корпоративного поведения, гарантирующих реализацию прав и интересов акционеров общества». Нормы ст. 1 Положения о корпоративном секретаре Открытого акционерного общества «НОВАТЭК» конкретизируют определяющие участие данного корпоративного института в развитии общества и бизнес-процессов, устанавливая, что деятельность корпоративного секретаря направлена на повышение эффективности управления развитием Общества в интересах его акционеров, повышение инвестиционной привлекательности Общества и рост его капитализации. Непосредственное участие в нормотворчестве по вопросам корпоративного управления и рынка ценных бумаг и/или в соответствии с изменениями/тенденциями практики корпоративного управления, как механизм участия корпоративного секретаря в совершенствовании системы и практики корпоративного управления, определено нормами ст. 3 Положения о корпоративном секретаре Открытого акционерного общества «Сбербанк России».

Несмотря на специфику развития корпоративных институтов, различия многих определяющих факторов развития, проведенный анализ позволяет определить матрицу взаимодействия корпоративного секретаря с остальными субъектами корпоративных отношений с учетом следующей схемы, определяющей внутрисистемные взаимодействия (табл. 4).

Таким образом, разнообразие современных норм и конструкций российских корпоративных институтов, действующих в специфических условиях российской экономики, позволяет говорить о несомненном дальнейшем развитии роли и значения данных институтов, исторически совмещающих в себе правовые, экономические, управленческие черты и характеристики, вносящие свое практическое значение в развитие не только истории страны и регионов, но и в вопросы конкретного участия граждан в развитии государства.

Оставьте комментарий