Корректировочный акт выполненных работ

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Таким образом, подрядчик при признании выручки по договору строительного подряда должен соблюдать принцип равномерности признания доходов и расходов. Кроме того, по правилам ПБУ 2/2008 подрядчик должен признавать выручку ежемесячно, независимо от того, предусмотрена ли в договоре поэтапная сдача работ или нет. Исходя из этих правил, подрядчикам удобно ежемесячно заполнять Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, на основании которых подрядчики могут признать у себя выручку, выставить счет-фактуру и выделить НДС.

Однако Минфин считает, что ежемесячное подписание актов по форме N КС-2, не связанное с окончанием этапа работ, определенного договором, является основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с подрядчиком, и согласно договору не является принятием результата работ заказчиком. Поэтому вычет НДС возможен только после принятия заказчиком результата работ в объеме, оговоренном договором.

При этом Минфин ссылается на п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000, согласно которому акты по форме N КС-2 не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска гибели или повреждения результатов работ к заказчику.

18. Подписание промежуточных актов приемки работ не означает перехода к заказчику риска гибели объекта.

Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика задолженности по оплате работ.

Возражая против иска, заказчик сослался на то, что стоимость выполненных работ перечислена подрядчику, а отказывается он оплатить только повторно включенные в акт работы.

Как установлено при разрешении спора, подрядчик осуществлял строительство административного здания речного пароходства. Весенним разливом реки, сопровождавшимся подъемом воды выше предельных отметок, смыло фундамент, и работы по его сооружению подрядчик вынужден был выполнить повторно. Предъявляя их к оплате, подрядчик полагал, что, поскольку приемка соответствующих работ произведена по актам формы N 2, риск их гибели перешел на заказчика.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска по следующим мотивам.

Согласно пункту 3 статьи 753 ГК РФ в случае приемки результата этапа работ заказчик несет риск гибели или повреждения имущества, которые произошли не по вине подрядчика.

В договоре этапы работ не выделялись.

Акты, на которые ссылается истец, подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Они не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.

Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства до приемки этого объекта заказчиком, как это указано в статье 741 ГК РФ, несет подрядчик.

При таких обстоятельствах фундамент здания должен быть восстановлен за счет подрядчика и заказчик обоснованно отказался от возмещения стоимости повторных работ.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» {КонсультантПлюс}

Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно прийти к выводу, что некоторые суды считают наличие правильно оформленных счетов-фактур, выставленных на основании актов КС-2 и КС-3, достаточным основанием для зачета сумм НДС по договорам строительного подряда, если такими договорами предусмотрена регулярная (ежемесячная) приемка работ на основании данных актов.

Судебно-арбитражная практика. Решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2009 по делу N А41-25972/09.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку общества и исключила вычеты по НДС в связи с отсутствием копий актов выполненных работ КС-2 и КС-3. Данные документы были представлены налогоплательщиком в суде. Суд отклонил доводы инспекции об обязательном составлении актов по форме N КС-2 и КС-3 при предъявлении налоговых вычетов по НДС, так как налоговое законодательство не содержит данных требований. Суд также указал, что вычет НДС правомерен, так как акты выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ содержали все необходимые реквизиты, то есть могли быть признаны первичными учетными документами в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете».

Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2009 N КА-А41/2150-09 по делу N А41-10993/08.

По результатам проверки налоговая инспекция оспорила вычет НДС, предъявляемый подрядчиком по счетам-фактурам, выставленным ежемесячно на основании актов по формам N N КС-2 и КС-3, так как приемка законченного объекта строительства фиксируется составлением акта по форме N КС-14. При этом в договоре строительного подряда была установлена помесячная приемка выполненных работ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что факт выполнения работ за истекший месяц служит основанием для ежемесячной оплаты, а не передачей результатов этих работ от заказчика к инвестору. По мнению суда, акт по форме N КС-14 является основанием для постановки на учет законченного строительством объекта, то есть его перевода на 01 счет в бухгалтерском учете. Отсутствие данного акта не означает, что налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС, уплаченный им при осуществлении строительно-монтажных работ. Суд указал, что налогоплательщик имеет необходимые первичные документы, подтверждающие фактическое осуществление и приемку выполненных работ, счетов-фактур, выставленных в связи с этими работами, принятие их на учет в соответствии с установленным порядком.

Подобные выводы содержат Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А41-7014/08, Постановление ФАС СЗО от 20.06.2007 по делу N А21-7523/2006.

Необходимо помнить, что одним из факторов в принятии решения в пользу налогоплательщика является уплата подрядчиком НДС в бюджет по спорным счетам-фактурам (Постановление ФАС ВСО от 23.12.2008 N А33-3335/08-Ф02-6423/08 по делу N А33-3335/08).

Таким образом, учитывая судебную практику, у налогоплательщика есть некоторые шансы доказать правомерность ежемесячного вычета НДС, произведенного по счетам-фактурам, составленным на основании акта по форме N КС-2 в случае, если это предусматривает договор строительного подряда. В то же время необходимо помнить, что судебная практика не носит всеобъемлющего характера, поскольку ситуация каждого налогоплательщика индивидуальна, равно как и условия договоров строительного подряда. Поэтому налогоплательщик при оценке вероятности выигрыша в суде должен подготовить достаточные аргументы, подтверждающие право зачесть НДС в предъявленных подрядчиками счетах-фактурах, выставленных на основании актов по формам N N КС-2 и КС-3. В частности, в договоре должно быть предусмотрено условие о поэтапной сдаче работ, а первичные документы должны включать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством, и/или соответствовать формам документов, представленных в альбомах унифицированных форм.

Хотелось бы обратить внимание, что налогоплательщик может воспользоваться «альтернативным» вариантом зачета НДС, а именно предъявить НДС к зачету на основании «авансовых» счетов-фактур. Если договором строительного подряда предусмотрено, что приемка работ и переход рисков к заказчику осуществляются после завершения всего объема работ по строительству объекта, то средства, перечисленные ежемесячно на основании формы N КС-3, налогоплательщик может считать авансом уплаченным. С 01.01.2009 НК РФ разрешает ежеквартально засчитывать суммы НДС по авансовым платежам на основании соответствующего счета-фактуры, полученного от покупателя. Таким образом, налогоплательщик сможет предъявить НДС к зачету, получив от подрядчика «авансовый» счет-фактуру, который должен содержать реквизиты, указанные в п. 5.1 ст. 169 НК РФ.

Согласно Письму Минрегиона России от 24.11.2009 N 39196-ИП/08, если обязательством подрядчика по отношению к заказчику по договору строительного подряда являлось строительство объекта, то результатом работ подрядчика будет построенный объект капитального строительства. Если обязательством подрядчика по договору строительного подряда являлось выполнение определенных строительных работ, то результатом будет являться выполнение таких работ. При этом результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре, и соответствовать показателям, указанным в технической документации.

Порядок сдачи и приемки работ предусмотрен ст. 753 ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Как следует из указанного выше Письма Минрегиона России, подписание акта выполненных работ (или выполненного этапа работ) по договору строительного подряда является передачей результата выполненных работ (или этапа работ) подрядчиком и приемкой таких работ заказчиком. При этом понятие «сдача результата выполненного этапа работ» нормативными правовыми документами, применяемыми в строительстве, не определено.

Из вышеизложенного следует, что передачей результата выполненных по договору подряда работ и приемкой таких работ заказчиком может быть передача подрядной организацией и приемка заказчиком законченного капитальным строительством объекта в целом или выполненного этапа строительных работ (если понятие «этап работ» определено в договоре) либо передача подрядчиком и приемка заказчиком отдельных строительных (монтажных, пусконаладочных) и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Учитывая изложенное, операциями по реализации строительно-монтажных работ, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса, могут быть:

— результат выполненных по договору строительного подряда работ, свидетельствующий о законченном капитальном строительстве объекта в целом;

— результат выполненного этапа строительных работ (если определение этапа работ предусмотрено в договоре);

— результат выполненных монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

В указанных выше случаях на основании п. 3 ст. 168 Кодекса подрядчик обязан не позднее пяти календарных дней считая со дня передачи законченного капитальным строительством объекта в целом (либо со дня передачи выполненного этапа строительных работ) или выполненных монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ выставить в адрес заказчика-инвестора соответствующий счет-фактуру. Данный счет-фактура составляется на основании соответствующих первичных учетных документов (актов).

В случае если составление первичного учетного документа (форма КС-2) производится ежемесячно на объем строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиком за истекший календарный месяц, и при этом данный объем работ не является определенным договором результатом работ и, соответственно, не свидетельствует о передаче подрядчиком и приемке этого результата работ заказчиком-инвестором, то денежные средства, полученные подрядчиком от заказчика-инвестора в размере, определенном актом по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, являются предоплатой (частичной оплатой) объема строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиком за истекший месяц. В этом случае на основании п. 3 ст. 168 Кодекса при получении подрядчиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) подрядчик обязан выставить в адрес заказчика-инвестора счет-фактуру с указанием в нем реквизитов, перечисленных в п. 5.1 ст. 169 Кодекса.

Некоторые вопросы исправления первичных документов (Щербачева Е.Н., Дбар Е.А.)

Во многих организациях регулярно складываются ситуации, когда в уже подписанные и отраженные в регистрах бухгалтерского учета первичные документы необходимо вносить изменения. Рассмотрим способы исправления первичных документов — счетов-фактур и актов оказанных услуг, а также дадим рекомендации по вопросу применения исправительных (корректировочных) актов оказанных услуг (выполненных работ) при оформлении хозяйственных операций.
Способ исправления первичных документов
Согласно ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете <1> в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
———————————
<1> Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Аналогичное указание на порядок исправления документов содержится и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н; далее — ПВБУ): «Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений».
Согласно п. 4.2 Положения N 105 <2> ошибки в первичных документах исправляются следующим образом: неправильный текст (сумма) зачеркивается, а над ним указывается верный. Зачеркивание производится одной чертой, чтобы можно было прочесть исправленное. Исправление должно быть оговорено надписью «Исправлено», подтверждено подписями лиц, подписавших документ, рядом с исправлением должна быть проставлена дата исправления.
———————————
<2> Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105.
Таким образом, все существующие на настоящий момент законодательно установленные нормы требуют:
— указания подписей лиц, вносящих исправления;
— указания даты исправления.
Поэтому если речь идет о документе, который подписывался несколькими сторонами (например, об акте приемки оказанных услуг), то при исправлении такого документа необходимы подписи всех сторон, участвовавших в подписании первоначального документа.
Однако необходимо отметить, что исправления в первичных документах могут возникнуть и в результате:
— корректировок суммовых и количественных показателей ранее выписанного документа;
— допущенных в ранее выписанных документах ошибок.
Если исправления касаются именно ошибок в указании реквизитов в ранее выписанных документах и при этом никакие условия сделки не изменяются, то исправления не требуют согласования сторон. Как правило, сторона, обнаружившая ошибку, уведомляет об этом другую сторону сделки.
Если же исправления касаются корректировок суммовых и количественных показателей ранее выписанного документа, то такие корректировки требуют согласования сторон (например, в виде дополнительного соглашения к основному договору или нового протокола цены).
Способ внесения исправлений в первичные учетные документы Законом о бухгалтерском учете не детализирован. В равной мере могут применяться как способ исправлений, указанный в п. 4.2 Положения N 105, так и иные способы, где соблюдаются минимальные требования ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Компания самостоятельно разрабатывает и закрепляет в учетной политике подходящий способ внесения исправлений в первичные документы с учетом особенностей документооборота.
Наиболее распространенными способами внесения исправлений в первичные учетные документы являются:
— метод внесения исправлений в изначальный первичный учетный документ;
— метод выставления корректирующего документа.
Что касается внесения исправлений в первичные документы, выполненные автоматизированным способом, то порядок исправления, предложенный в Положении N 105, в данной ситуации не подходит в силу технических особенностей оформления электронных первичных документов.
В этом случае исправления в электронные первичные документы вносятся путем выставления нового, исправленного, экземпляра электронного документа по аналогии с исправленными счетами-фактурами. При этом исправленный электронный документ должен содержать указания на номер исправляемого электронного документа, а также дату исправления.
Внесение исправлений в электронные документы приводит к следующим учетным изменениям:
— в случае внесения изменений в стоимостные показатели (количество и (или) цену) после проведения документа с исправлением в бухгалтерском учете делаются соответствующие проводки на разницу (сторно при уменьшении или дополнительные проводки при увеличении);
— при возникновении необходимости изменения номенклатуры в бухгалтерском учете отражаются сторнировочные проводки в отношении исправляемых номенклатурных позиций и формируются проводки по новым, исправленным, номенклатурным позициям.
Если документом изменяются, например, «Адрес доставки», «Ответственные лица», «Грузоотправитель» или «Грузополучатель», то проведение такого документа на бухгалтерских проводках не отражается.
Порядок исправления электронных документов также должен быть разработан и закреплен в учетной политике общества.
Применение исправительных (корректировочных) актов оказанных услуг, выполненных работ
Если налогоплательщик в качестве способа исправления первичных учетных документов выбирает метод выставления корректирующего документа, данное условие должно быть закреплено в учетной политике.
Корректирующий документ может, в частности, содержать:
— указание на первичный документ, который требует исправления;
— указание на подписанный двусторонний документ, на основании которого вносятся исправления по стоимости услуг по причине изменения тарифа на единицу техники;
— указание на новую стоимость услуг, согласованную сторонами, с выделением суммы НДС;
— указание на сумму корректировки относительно суммы, первоначально указанной в акте и подлежащей исправлению;
— указание даты внесения исправления;
— указание подписей лиц, составивших исправительный (корректировочный) акт.
Содержащий все указанные показатели документ может считаться достаточным для отражения исправления финансово-хозяйственной операции в бухгалтерском учете.
Однако следует иметь в виду, что при использовании способа выставления корректирующего документа (если корректируются стоимостные и (или) количественные показатели) такой документ может быть составлен:
1) на полную сумму исправления;
2) на разницу в стоимостных и (или) количественных показателях.
При первом варианте в корректирующем документе должны быть указаны первоначальная (подлежащая исправлению) сумма и (или) количество и новая (правильная) сумма. Это необходимо, чтобы определить сумму, подлежащую сторнированию (первоначальную сумму), и сумму, подлежащую отражению в учете (новую сумму).
При втором варианте в корректирующем документе должны быть указаны первоначальная (подлежащая исправлению) сумма и (или) количество и сумма корректировки с указанием того, в какую сторону производится корректировка.
И в том и в другом случае указывается сумма, подлежащая исправлению.
Но возможен и третий вариант выставления корректирующего документа, когда в акте отсутствует указание на сумму, подлежащую исправлению, а указаны новая (правильная) сумма и сумма корректировки с указанием, в чью пользу проводится эта корректировка.
Формально, используя простые арифметические правила, можно вычислить сумму, подлежащую корректировке, но для осуществления прямого контроля за правильностью внесения исправления и сравнения исправленных сумм с суммами, отраженными в учете, считаем более правильным в корректировочном акте указывать:
— старую (подлежащую исправлению) сумму и новую (правильную) сумму, т.е. использовать первый вариант;
— либо старую (подлежащую исправлению) сумму и сумму корректировки, т.е. использовать второй вариант.
Оформление счетов-фактур
Перерасчет цены услуг в связи с ошибочным применением в 2014 г. тарифов 2013 г. В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ. К данным документам относятся договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
В рассматриваемой ситуации тарифы на 2014 г. были установлены договором на оказание услуг, а тарифы 2013 г. применялись ошибочно. Значит, в данном случае изменения установленной договором цены не происходит и поставщик общества должен исправить ошибку, допущенную по причине применения неактуальных тарифов.
Таким образом, оснований для составления корректировочного счета-фактуры в рассматриваемой ситуации не имеется. Поставщик общества обязан внести исправления в ранее выставленные счета-фактуры путем составления исправленных счетов-фактур (абз. 2 п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137).
Данный вывод подтверждается разъяснениями контролирующих органов, согласно которым если изменение стоимости товаров (работ, услуг) произошло в результате исправления ошибки, возникшей при оформлении счета-фактуры в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то корректировочный счет-фактура продавцом не выставляется, а в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), вносятся исправления (Письмо Минфина России от 23 августа 2012 г. N 03-07-09/125) <1>.
———————————
<1> См. также Письма ФНС России от 23 августа 2012 г. N АС-4-3/13968@, Минфина России от 8 августа 2012 г. N 03-07-15/102.
Перерасчет цены услуг в связи с изменением перечня оказанных услуг. В ситуации, когда изменениям подлежат перечень услуг и расчет их стоимости, стороны должны подписать дополнительное соглашение к основному договору, в котором будет содержаться согласие сторон на увеличение стоимости оказываемых услуг в связи с увеличением их объема.
Данный случай изменения стоимости оказанных услуг указан в п. 3 ст. 168 НК РФ в качестве основания для выставления поставщиком корректировочного счета-фактуры. Корректировочный счет-фактура должен быть выставлен в течение пяти дней с даты подписания обеими сторонами дополнительного соглашения.

Оставьте комментарий