Коррупция в уголовно исполнительной системе

Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью: Аксенова А.В. — О коррупционных рисках, возникающих при исполнении должностных обязанностей сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Вопросы безопасности. – 2015. – № 1. – С. 98 — 109. DOI: 10.7256/2409-7543.2015.1.14886 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14886

Аксенова Анна Владимировна
научный сотрудник НИЦ-3, Научно-исследовательский институт ФСИН России
125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15 а
Aksenova Anna Vladimirovna
Researcher NIC-3 at the Scientific Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation
125130, Russia, g. Moscow, ul. Narvskaya, 15 a

sharonova-anna@mail.ru
Другие публикации этого автора

10.7256/2409-7543.2015.1.14886

Дата направления статьи в редакцию:

02-04-2015

Дата публикации:

15-06-2015

Аннотация.

Предметом статьи являются правовые и организационные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. В статье исследуются механизмы и оценка коррупционных рисков, которые возникают при исполнении сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей. Автор отмечает, что большинство преступлений коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе связаны с дачей или получением взятки. Также отмечается высокий уровень злоупотреблением и превышением должностных полномочий сотрудниками ФСИН и незаконное распоряжение не принадлежащими им ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В процессе исследования применялись общефилософские методы, традиционно-правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье анализируются понятие коррупции, нормативно-правовая база борьбы с ней, современное состояние коррупции в уголовно-исполнительной системе, статистические данные, классификация коррупционных рисков, основные виды коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Излагаются предложения по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, уголовно-исполнительная система, преступление, взятка, служебное положение, полномочия, сотрудник, должностное лицо, злоупотребление
The subject of the research includes legal and organization problems of combating corruption in the system of public service of the Russian Federation. The author studies the mechanisms and the assessment of corruption risks which appear pending the work of penal institutions’ officials. The author notes that the majority of corruption crimes in the penal system are connected with giving or accepting a bribe. The author notes a high level of abuse of power or authority by the officials of the Federal Penitentiary Service and abuse of resources which aren’t in their possession by means of decision-making or rejection to make a decision. The author uses the general philosophical methods, the traditional legal methods (formal-logical), and the methods used in special sociological research (statistical methods, expert assessments, etc.). The article analyzes the notion of corruption, the normative-legal base of combating corruption, the recent condition of corruption in the penal system, statistical data, corruption risks classification, the main types of corruption crimes committed by the officials of the penal system. The author offers the ways of corruption prevention in the penal system.

employee, authority, official position, bribe, crime, penal system, corruption risks, corruption, official, abuse

В связи со сложностью и многоаспектностью явления, носящего название коррупция, в настоящее время среди ученых еще не сложилось единого подхода к трактовке и определению его понятия. Общепризнано лишь, что в любом случае коррупция появляется там, где действия должностного лица отличаются от регламентирующих требований законодательства и в той или иной форме присутствует личная выгода коррупционера. В Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приведено доктринальное определение коррупции. Своего рода отраслевое определение понятия «коррупция» находим у В. П. Маркова и С. А. Сивцова. По их мнению, коррупция в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) это злоупотребление служебным положением, получение и дача взятки, любое другое противоправное использование сотрудником системы исполнения наказаний своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот как имущественного, так и неимущественного характера) для себя, либо незаконное предоставление преимуществ осужденным вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников вопреки законным интересам личности, общества и государства. В приведенных формулировках четко просматриваются формы проявления коррупции и степень общественной опасности коррупционных преступлений, латентность которых сохраняется высокой. В этой связи актуализируется решение проблемы оценок коррупционных рисков.

Федеральная служба исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), будучи органом исполнительной власти, от лица государства делегирует сотрудникам органов и учреждений УИС выполнение возложенных на эту службу множества функций, в ходе реализации которых они подвержены риску удовлетворять не только интересы государства, но и нередко свои собственные. Именно в таких случаях и стоит говорить о возникновении коррупционных рисков, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие сотрудника на использование служебного положения в личных, а не публичных целях.

Обстоятельства, возникающие во время несения службы, побуждающие сотрудника при исполнении должностных обязанностей использовать служебное положения в личных целях, всегда неблагоприятны по своей сути не только для конкретного учреждения (органа), исполняющего наказания. Важно подчеркнуть, что неблагоприятный исход коррупционных рисков выражается в нарушении законных интересов всего общества и государства, а применительно к УИС сводится к невозможности осуществлять сотрудниками возложенные функции и решать поставленные ФСИН России задачи в рамках действующего законодательства.

Отечественными учеными неоднократно предпринимались попытки классифицировать наступающие негативные последствия коррупционных рисков. Такие попытки предпринимаются с целью их систематизации и как следствие для выработки путей и способов противостояния им. На наш взгляд, основные негативные последствия коррупционных рисков, возникающих при исполнении должностных обязанностей сотрудниками учреждений и органов УИС,целесообразно классифицировать по следующим основаниям:

  1. Социальные:

1.1. Способствует качественному изменению личного состава; повышает текучесть кадров; способствует уходу квалифицированных сотрудников, морально не приемлющих устоявшиеся коррумпированные схемы.

1.2. Подрывает доверие к государственной службе в обществе.

1.3. Коррумпированность в правоохранительных органах способствует укреплению организованной преступности.

1.4. Вынуждает руководство учреждений и органов, исполняющих наказания, отвлекать существенные силы и средства на борьбу с проявлениями коррупции в ущерб выполнению основных задач.

  1. Экономические:

2.1. Снижает эффективность использования бюджетных средств.

2.2. Негативно сказывается на российской экономике в целом.

2.3. Повышает себестоимость и отпускную цену производимых на предприятиях УИС товаров, снижая конкурентоспособность и целесообразность развития производства в учреждениях, исполняющих наказания.

  1. Политические:

3.1. Мешает проведению государственной политики в уголовно-исполнительной сфере. Препятствует реализации проводимой государством уголовно-исполнительной политики, поскольку коррумпированные сотрудники искажают передаваемую информацию и подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам.

3.2. Скрывает объективные направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства при наличии возможности решения служебных вопросов коррумпированными способами, а не на основе закона.

Надо полагать, что, кроме приведенных оснований классификации, к числу негативных последствия коррупционных рисков можно отнести и некоторые другие. Так, вполне возможно наступление психологических негативных последствий. Причем как для личности самого коррумпированного лица, так и той части сотрудников, которая по убеждению не желает поступаться своими личными интересами ради интересов службы. Так, у некоторых из них может наблюдаться снижение психологической готовности противостоять влиянию коррумпированных сотрудников.

Наступление перечисленных негативных последствий (неблагоприятных исходов), а по сути совершение коррупционных преступлений, может происходить в различных формах. Согласно имеющимся данным, наиболее распространенными формами совершения коррупционных преступлений в учреждениях и органах УИС являются:

— передача либо попытка передачи осужденным запрещенных предметов (48%);

— предоставление осужденным отпусков, незаконных льгот (например, создание улучшенных условий содержания лицам, находящимся в помещениях камерного типа или единых помещениях камерного типа, которые противоречат законодательству) (35,9%);

— незаконное представление к условно-досрочному освобождению (15,6%).

Говоря о коррупционных рисках, нельзя не заметить, что, с одной стороны, риски обнаруживаются в форме неисполнения установленных законодательством запретов, связанных с прохождением службы, с другой стороны, с осуществлением полномочий при выполнении должностных обязанностей (реализация своих прав как сотрудника). В обоих случаях можно говорить о коррупционном поведении сотрудников УИС и факторах, его обусловливающих. Коррупционное поведение сотрудников может быть вызвано целым рядом таких факторов, из которых основными, на наш взгляд, можно считать следующие:

— сложный характер службы при невысоком уровне престижности в глазах общественности;

— недостатки материально-финансового обеспечения сотрудников;

— отсутствие должного контроля со стороны руководителей всех уровней за деятельностью подчиненных;

— недостатки в профессиональной подготовке сотрудников;

— недостатки в исполнительской дисциплине;

— отсутствие целенаправленных действий по профилактике коррупционных преступлений среди личного состава УИС;

— отступление от нормативно-регламентирующих документов ФСИН России;

— недостатки в воспитании кадров (фактическое сведение на нет института наставничества, недоработки психологической службы и т.д.).

О серьезности и необходимости учета приведенных факторов в служебной деятельности, прежде всего, руководителей всех уровней свидетельствует тот факт, что из общего числа уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников УИС, около половины (40%) приходится на преступления коррупционной направленности. По имеющимся данным, в 2013 году в отношении сотрудников УИС было возбуждено 178 уголовных дел коррупционной направленности, из которых 59% – связаны с получением, дачей взятки; 23% – превышением должностных полномочий; 16,3% со злоупотреблением должностными полномочиями; 1,7% – со служебным подлогом.

Как видим, большинство преступлений коррупционной направленности связаны с дачей или получением взятки. Однако коррупция в УИС существует не только в форме получения взяток должностными лицами, а также со злоупотреблением и превышением должностных полномочий, но и незаконным распоряжением не принадлежащими им ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений.

Следует обратить внимание, на то, что ряд преступлений, совершаемых сотрудниками УИС и не отнесенных собственно к коррупционным, имеют признаки коррупции. Так, в имеющихся статистических данных о преступлениях, совершаемых в УИС, ряд из них традиционно трактуется исключительно в контексте общекриминального преступления без учета явных признаков нарушения исполнения функций, возложенных на УИС. К их числу можно отнести хранение и распространение наркотиков, вымогательство и некоторые другие. При этом коррупционные преступления совершаются не только отдельными сотрудниками. Нередко имеют место и совместные действия нескольких должностных лиц с целью получения личной выгоды в ущерб законным общественным интересам. В этом случае следует говорить о совместной, или «системной» коррупции, степень общественная опасности и латентность которой представляется более значительной по сравнению с коррупционными действиями отдельных сотрудников.

Многообразие коррупционных рисков, обнаруживаемых даже при весьма беглом анализе ситуации, обусловливает важность и необходимость проведения работы по их предупреждению. Изучение данного вопроса, а также анализ имеющейся литературы по проблеме дает возможность предложить следующую классификацию основных направлений профилактики коррупционных рисков, возникающих при исполнении должностных обязанностей сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания.

  1. Социально-экономические:

1.1. Справедливая оплата труда и социальных гарантий сотрудников, учитывая сложный характер службы.

1.2. Повышение престижности службы в обществе.

1.3. Поощрение сотрудников, предоставляющих информацию, разоблачающую коррупционеров.

  1. Контрольные:

2.1. Выработка личной ответственности сотрудников за принятие решений.

2.2. Предоставление сведений о доходах, сотрудников и их близких.

2.3. Проведение проверочных мероприятий при приеме на службу.

2.4. Обеспечения требований гласности, открытости и публичности принимаемых решений.

2.5. Внедрение оперативного контроля на местах (средства фиксации информации на рабочем месте).

  1. Нормативные:

3.1. Разработка перечня должностей, подверженных коррупционным рискам.

3.2. Четкий порядок принятия управленческих решений.

  1. Культурные:

4.1. Культивирование нетерпимости к получению взятки.

4.2. Поддержание в коллективе неприязни коррупции.

4.3. Повышение морально-волевых качеств сотрудников, формирующих систему самозапретов.

4.4. Проведение просветительско-разъяснительной и профилактической работы.

Всемирная программа ООН против коррупции в качестве важнейшей профилактической меры выделяет принятие кодексов поведения государственных служащих и иных лиц. При этом подчеркивается, что эти кодексы не должны быть простой совокупностью призывов общего характера. Они должны содержать конкретные стандарты поведения. Причем за их нарушением должны следовать конкретные меры ответственности. Такие кодексы поведения Всемирная программа ООН предлагает принимать во всех органах власти (законодательных, исполнительных, судебных). Данные кодексы должны обеспечить отчетность, прозрачность, ответственность и законность в деятельности государственных (муниципальных) служащих и иных должностных лиц, их беспристрастность, справедливость и честность. В международных документах содержатся ценные положения и рекомендации, не только уголовно-правовые, но и процессуальные, административные, гражданско-правовые, организационные, которые актуальны для России. Однако, трудно не согласиться с точкой зрения В. В. Лунеева, который считает, что на сегодняшний день ни на уровне ООН, ни на уровне Совета Европы или иных международных и национальных организаций и форумов оказывается невозможным противопоставить коррупции что-либо реальное и конкретное.

Таким образом, существует необходимость принятия нормативного документа в системе исполнения наказаний, в котором будет дано определение понятия коррупционных рисков и «системной коррупции»; разработать перечень должностей, в наибольшей степени подверженных коррупции; четко прописать порядок принятия управленческих решений старшим начальствующим составом в учреждениях и органах УИС; проверить на наличие коррупционных составляющих нормативные правовые акты, регулирующие службу в УИС, особенно должностные инструкции сотрудников, подверженных коррупционным рискам; определить дополнительную ответственность за совершение сотрудником двух и более связанных между собой преступлений и, возможно, отразить другие вопросы.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

УДК 343.8:328.185

Ештокин А.П. Борьба с коррупцией как фактор

повышения эффективности государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний

В статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупции в системе Федеральной службы исполнения наказаний современной России. Автор акцентирует внимание на особенностях и условиях проявления коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Предлагаются меры, направленные на повышение эффективности антикоррупционной политики в пенитенциарной системе.

Ключевые слова: коррупция, уголовно-исполнительная система, государственная политика, антикоррупционная политика.

Политика, направленная на предотвращение коррупции, является одним из краеугольных направлений деятельности государства. На фоне сложившейся непростой криминогенной ситуации в стране особое беспокойство вызывают случаи совершения преступлений лицами, которые наделены властными полномочиями и предопределены охранять права и законные интересы граждан. Факт их совершения является неприемлемым для уголовно-исполнительной системы России (далее — УИС), поскольку создаёт барьер для достижения целей наказания, подрывает основные устои жизни общества. Коррупционные правонарушения оказывают дезорганизующее влияние на всю пенитенциарную систему и наносят непоправимый авторитет государственной службе.

За последние голы в Российской Федерации был санкционирован ряд кардинальных изменений в политической сфере и взят курс на активное противодействие коррупции в государстве. Можно сказать, что началась жёсткая, бескомпромиссная борьба с коррупцией. Данная операция готовилась давно, и мы с уверенностью можем сказать о том, что это начало новой политической жизни, нового политического курса. Пусть

это первый, но зато очень мощный элемент развития и подъёма государства.

Чтобы действительно добиться серьёзных изменений, разумеется, необходимо выработать целую философию рывка, которая включала бы и философию «общего дела», и философию «нового отношения к управленцам», и философию нового «ощущения» России в этом мире. Происходящие в обществе процессы в данной сфере — это колоссальные удары по всем тем, кто мешает поступательному, устойчивому развитию.

Борьба с коррупцией может и должна стать общенациональной идеей нашей общественной жизни хотя бы на какой-нибудь период времени. Когда общество видит, что государство готово к борьбе с коррупцией, в нём повышается градус нетерпимости по отношению к любым проявлениям признаков этого негативного явления. В таких условиях повышается интерес к организациям, которые не от имени государства, а от имени общества начинают эту борьбу, публикуют компрометирующие материалы в средствах массовой информации, не боясь каких-либо противодействий или преследований.

Перед лицом возникшей в обществе угрозы, по стране прокатилась волна аре-

стов и громких разоблачений, был возбужден ряд уголовных дел коррупционной направленности. Изобличению подверглись представители различных ветвей и уровней власти. Не обошли стороной антикоррупционные скандалы и пенитенциарную систему России — это и отставка бывшего директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН России) А.А. Реймера, связанная с афёра-ми при закупке электронных браслетов1, и махинациями при поставке специальных интегрированных систем безопасности, и многочисленные случаи несоблюдения законности при исполнении государственных заказов. Так, например, в ходе проведения проверки в феврале 2014 года аудиторами Счётной палатой РФ были обнаружены нарушения в контрактах ФСИН России за 2010-2012 годы на общую сумму 7,1 млрд. рублей. Таким образом, лица, на которых возложена обязанность по исполнению наказаний, защите граждан от преступных элементов, призванные исправлять осуждённых, сами совершают уголовные деяния, тем самым подрывая основу существования государства.

Именно неотвратимость наказания является одним из ключевых факторов борьбы с коррупцией. От объективного, справедливого правосудия не должен уйти ни один коррупционер, невзирая на его должности и звания. Коррупция на самом высоком уровне роняет авторитет власти, препятствует её эффективной работе, искажает социальную структуру нашего общества. Действительно эффективная борьба с коррупцией не может быть избирательной или показной, носить поверхностный характер. Нужна последовательная, точечная и длительная работа. Ведь пресечение коррупционных проявления -это не только усиление ответственности, ужесточение наказания, это также создание условий, когда коррупционные схемы будут невозможны или очень сильно затруднены.

По высказыванию Министра юстиции РФ А.В. Коновалова, «удручает не просто субкультура, а целая культура, неподвластная, непрозрачная закону, которую создали представители преступного мира и сотрудники … администрации»2. Поэтому, к сожалению, государственная служба в на-

стоящее время большинством граждан рассматривается как относительно «комфортный» образ жизни, а сам факт коррупции становится обыденным явлением. Следует при этом учитывать, что объективная возможность коррумпированного поведения тем выше, чем большим ресурсом (административным, экономическим и др.) обладает должностное лицо, чем более монополизированным и скрытным является распределение благ.

Проблема коррупции обусловлена происходящими в обществе социально-экономическими и политическими процессами, дефектами правовой системы, слабым восприятием в общественном сознании традиционных моральных принципов, неэффективностью контроля со стороны субъекта управления.

Условно можно выделить два основных вида коррупции в системе государственной службы:

аппаратная, выражающаяся в отношениях «начальник- подчинённый», при которой существующая в органах государственной власти и местного самоуправления должностная иерархия не соблюдается, когда «главного не смущаются», «берут не по чину».

государственно-политическая, проявляющаяся как механизм прихода к власти, как механизм исходной мотивации поступления на службу, как механизм удержания власти, как механизм опоры на широкий круг «разложившегося» бизнеса, госаппарата, без которого удержать власть несменяемо длительный период невозможно. С этой «главной» коррупцией чиновники бороться не могут, с ней может бороться только общество, причём не вместе с властью, а вопреки власти. Масштаб бедствия выражается не 6-7 % ВВП, а захватывает всё направление жизни страны. Это вопрос о том, будет ли страна иметь завтра новые технологии, свою науку. Поэтому нас должна интересовать не аппаратная коррупция на уровне взятки сотрудниками правоохранительных органов, чиновников. Нас принципиально должен интересовать механизм устройства государства. Мы можем говорить о том, что коррупция становится постепенно фундаментом всего нашего государственного

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

строя, логикой поведения чиновников, их мотивацией. Они делают разграбление государства формально законным.

В современных условиях феномен «коррупции» видится как серьёзный фактор, дестабилизирующий нормальное функционирование уголовно — исполнительной системы. Согласно статистической отчетности ФСИН России за 2012 год в 74 территориальных органах и учреждениях УИС в отношении 475 сотрудников было возбуждено 414 уголовных дел. Количество преступлений увеличилось на 27 % (на 89 случаев) и в расчете на 1 000 человек составило 1,7 против 1,3 за аналогичный период 2011 года. При этом 75 % (332 случая) противоправных действий совершено при исполнении служебных обязанностей. В общей структуре преступлений наибольший удельный вес имеют деяния связанные с незаконным оборотом наркотических веществ (29 % от общего количества), получением (дачей) взяток (21 %), превышением должностных полномочий (13 %)3.

Характеризуя коррупционную преступность в уголовно — исполнительной системе, нельзя не сказать о её латентности. Согласно результатам опроса, проведенного Академией ФСИН России среди руководителей учреждений, сотрудников оперативных, режимных, производственных, тыловых служб, воспитательного аппарата, уровень латент-ности коррупционных преступлений составляет не менее 20 % (об этом заявили 37,1 % опрошенных); до 50 % (27,2); до 80 % (32,7)4.

Мотивами противоправных действий сотрудников являются расхождение их личных качеств с требованиями служебной деятельности; низкая исполнительская дисциплина, слабый профессионализм; эмоциональная несдержанность в провокационных ситуациях; профессиональная деформация; недостаточная материальная обеспеченность.

Говоря о ФСИН России, можно констатировать тот факт, что коррупционные проявления здесь имеют одну важную черту, отличную от уже знакомых нам коррупционных моделей в государственных органах: как и в значительном большинстве случаев, коррупция здесь имеет множество уровней, но между этими уровнями обычно отсутствует жесткая вертикальная связь. Другими сло-

вами, уровни коррупции не пересекаются друг с другом, а замыкаются каждый на себе5.

Так, к первому уровню коррупции в системе исполнения уголовных наказаний России допустимо отнести младший офицерский состав и сержантов (не все и не везде, конечно). Их коррупционная система заработка, как правило, основана на проносе и последующей передаче заключённым и осуждённым предметов и вещей, которые им не допускается иметь за время нахождения в исправительном учреждении или получать в передачах, посылках или бандеролях — наркотических и психотропных веществ, средств сотовой связи и т.д.6

Средний офицерский состав, начальники учреждений и их заместители — это второй уровень. Основная масса коррупционных правонарушений выражена в подлоге финансовых документов, предоставлении осуждённым незаконных преимуществ для послабления режима отбывания наказания, нарушении порядка оформления материалов для принятия решения об условно-досрочном освобождении.

Третий — уровень территориального органа субъекта РФ. Коррупционные деяния на данной ступени проявляются в получении взятки, хищении бюджетных средств, мошенничестве, служебном подлоге.

Четвертый уровень — уровень руководства ФСИН России.

Следовательно, основные направления противодействия коррупции на всех ступенях включают следующие аспекты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

увеличение объективной возможности обнаружения коррупционных деяний, а также неотвратимость и неминуемость наказания за их совершение;

уменьшение круга обстоятельств и условий, поддерживающих коррупцию;

воздействие на внутренние факторы, побуждающие человека к совершению коррупционных деяний;

снижение интереса у субъектов, принимающих участие в коррупционном сговоре;

формирование среды полного отрицания обществом любых проявлений коррупции.

Таким образом, коррупция в ФСИН России неоднородна и каждое подразделение или служба в УИС занимает своё коррупци-

онное место. Также имеют определённую специфику и уровни коррупции среди персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, которые характеризуются объёмом финансовых средств, имеющихся в обороте, и регулярностью коррупционных актов (эпизодичностью). Все это требует учета в разработке содержания государственной антикоррупционной политики применительно к уголовно — исполнительной системе.

Антикоррупционная политика в ФСИН России — системная, управленческая, профилактическая по целям и средствам деятельность органов и учреждений пенитенциарной системы России, заключающаяся в последовательном осуществлении мер контроля, направленных на минимизацию коррупционных проявлений в УИС. Огромное значение в антикоррупционной политике ведомства приобретает профилактика коррупционных правонарушений, так как борьба не может сводиться лишь к наказанию виновных за уже совершённые ими противоправные деяния.

По нашему мнению, в практику борьбы с коррупцией необходимо внедрять ряд упреждающих мер. И подобные меры частично предприняты руководством ФСИН России, например, введены механизмы предупреждения конфликта интересов на службе в УИС; внедрена система обязательного декларирования доходов и расходов сотрудников пенитенциарной системы; на персонал системы возложена обязанность уведомлять работодателя о склонении к совершению коррупционных правонарушений; активизирована работа по выявлению коррупционно опасных мест.

Но всё таки основной акцент, на наш взгляд, следует сделать на профилактической работе, проводимой в самом начале служебного пути сотрудника — при приёме человека на службу в органы и учреждения УИС или специализированные ведомственные вузы. Именно тщательное изучение кандидата позволит на ранних стадиях выявить профессионально непригодных, морально неустойчивых, подпадающих в группу коррупционного риска людей. Большое подспорье в этом могут оказать использование последних достижений в науке и технике —

это проведение проверок с использованием полиграфа («детектора лжи»).

Принципиально важно осознать, что никакие серьёзные изменения не произойдут с УИС без повышения качества подготовки сотрудников ФСИН России, их отбора и расстановки, а также повышения престижа службы в системе.

Постоянный мониторинг коррупциоген-ных факторов позволит в уголовно — исполнительной системе иметь данные об условиях, порождающих коррупцию в системе, выявить направления, наиболее подверженные коррупционному воздействию (разложению), и выработать равноценные антикоррупционные меры.

Поскольку коррупция имеет множество измерений и способна быстро видоизменяться в зависимости как от внешних, так и от внутренних условий, поэтому развитие инновационных подходов в противодействии коррупции имеет исключительное значение для борьбы с этим социальным злом.

С целью наиболее эффективного преодоления данного порока необходима, по нашему убеждению, консолидация усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также различных институтов гражданского общества. С учетом этого, ФСИН России ведёт активную работу, направленную на обеспечение прозрачности взаимодействия с институтами гражданского общества и средствами массовой информации в целях сохранения курса на открытость и объективность процессов, происходящих в уголовно — исполнительной системе. Речь идет о ведении конструктивного диалога, активном сотрудничестве с правозащитными организациями в сфере соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, находящихся под стражей.

Общими формами взаимодействий здесь, как представляется, выступают:

действующие на постоянной основе совместные рабочие группы;

проведение коллегий при федеральных органах исполнительной власти с участием активистов общественных палат;

реализация соглашений о сотрудничестве с традиционными конфессиями;

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

реализация благотворительных и социальных проектов, направленных как на ресо-циализацию осужденных, так и на их духовно-нравственное воспитание и др.

Благодаря деятельности Общественной палаты РФ, Общественного и Попечительского совета при ФСИН России, аппарата Уполномоченного по правам человека, в УИС создаётся система общественно-политических институтов, через которые граждане могут контролировать власть. Наконец, начинает формироваться такая система, которая могла бы блокировать коррупционные проявления на самых ранних стадиях.

В сложившихся условиях требуется качественно новый уровень государственной информационной политики в поддержке сферы исполнения уголовных наказаний. Следует констатировать тот факт, что общество не в полной мере информировано о деятельности УИС, её задачах, функциях, а также процессах происходящих в ней. В результате возникает информационный дисбаланс, необъективное освещение событий, происходящих в исправительных учреждениях.

Одним из главных условий противодействия коррупции в УИС является повышение уровня качества работы персонала. В связи с этим стоит задача, связанная с повышением требований к профессиональным, нравственным, психологическим качествам сотрудников и претендентов на службу в уголовно — исполнительную систему. Грамотная кадровая политика должна стать основой системы предупреждения преступлений на пенитенциарной службе, подавления корыстного интереса сотрудников, противодействия служебному протекционизму.

Между тем пока коррупция носит системный характер, привлечение к ответственности должностных лиц будет носить декларативный характер и сводиться лишь к показательным судам. Важно, следовательно, чтобы внутри «системы» оказывались люди, которые демонстрировали бы свою готовность и способность идти вопреки коррупционерам. Необходимо критическое большинство нелояльных начальнику подчинённых.

Понятно, что проводимый в ФСИН России комплекс мероприятий носит долговременный эффект, тем не менее он задаёт важное направление работы по преодолению коррупциогенной составляющей в си-

стеме, имеющем дело с перевоспитанием личности, формированием ее общественно — полезного облика.

1 Куликов В. Насторожились. Тюремных чиновников обвиняют в махинациях при закупке электронных браслетов // Российская газета. 2013. №6045 (69). С. 15.

2 Коновалов А.В. Коррупцию во ФСИН искоренить не удается / -URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FSI N_iskorenit_ne_ udaetsya-v590410409.html -Загл. с экрана

3 Официальная статистика управления кадров ФСИН России // Преступление и наказание. 2013. № 6. С. 4.

4 Сапрончев М. Борьба с коррупцией в УИС // Преступление и наказание. — 2012. — № 8. — С. 6-7.

5 Романова О. О некоторых особенностях коррупции в системе исполнения наказаний // Новая газета. 2011. № 66. С. 10.

6 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 21 ноября. № 47.

eo.vefire.ru/ Konovalov_Korrupciyu_vo_FSIN_

iskorenit_ne_ udaetsya-v590410409.html

4. Sapronchev M. Bor’ba s korrupciej v UIS (Fighting corruption in prisons), Prestuplenie i nakazanie, 2012, № 8, p.p. 6-7.

2. Карпович О. Г. Некоторые вопросы корпоративного мошенничества // Юридический мир. 2010. № 9.

3. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

5. Стефанов Р. Методы борьбы с коррупцией в частном секторе // www.developmentinstitute.org

7. Шашкова А. В. Правовые инновации в противодействии корпоративной коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1.

© 2015 г. Е. В. Пономарева

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье раскрываются причины коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС), выделяются основные формы данных правонарушений, анализируются их общие количественные показатели и динамика. Автором предложена трактовка понятия «бизнес-активность» применительно к правоохранительным органам в целом и к уголовно-исполнительной системе в частности, анализируются виды «бизнес-активности» персонала учреждений УИС.

Ключевые слова: коррупционные правонарушения, коррупция, взятка, присвоение, растрата, злоупотребление должностными полномочиями, «»бизнес-активность».

Уголовно-исполнительная система (далее -УИС) — это институт общества, отвечающий за исполнение уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Деятельность его учреждений осуществляется с помощью специально обученного персонала.

Сотрудник согласно определению свода профессионально-этических норм служебного поведения должен:

— придерживаться нравственных ценностей, таких как профессиональный долг, честь, достоинство;

— соблюдать объективность, то есть беспристрастно принимать решения;

— соблюдать нравственную чистоплотность: неподкупность, преданность интересам службы;

— противостоять коррупционно опасной ситуации в служебной деятельности (таковой является ситуация, которая создает возможность нарушения норм, запретов, установленных для сотрудника законодательством).

Но возникает вопрос: почему же происходят различные нарушения? Почему сотрудники отклоняются от своих прямых обязанностей, нарушая данные правила?

Попытаемся проанализировать причины нарушений, выяснить, что же происходит на самом деле.

Если заглянуть в историю, то все начиналось относительно давно, еще во времена «хрущевской оттепели». Тогда в тюрьмах существовали реальные, обычные деньги. Осужденные, заработав, могли приобрести себе все желаемое. Ситуация доходила до того, что крестьяне, которым в то время не платили наличных денег, совершали мелкие правонарушения, чтобы попасть туда, где жизнь, по их представлению, была «райской», а после освобождения можно было начать совсем иное существование. Но с завершением эпохи Н. Хрущева времена карточек («бонов») возвратились: перестали платить, запрещали передавать посылки разнообразного содержания. Начальники колоний, чтобы обеспечить свой контингент положенной пайкой и вещевым довольствием, вынуждены были идти на действия, порой не вписывающиеся в рамки правового поля.

С переходом к рыночному хозяйству началось падение жизненного уровня большей части населения страны. Все экономические преобразования породили социально-психологический и мо-

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68)

рально-нравственный сдвиг, выразившийся в готовности граждан к противоправным отношениям. Появилась специфическая деятельность — так называемая «бизнес-активность» — в правоохранительных органах в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности.

В настоящей статье хотелось бы сосредоточить внимание на основных тенденциях, связанных с коррупционными проявлениями среди сотрудников УИС.

Как видно из приведенных ниже данных (см. рис. 1), количество правонарушений среди личного состава УИС за последние годы росло, и только в последние два года наблюдалось незначительное сокращение.

собой лжепредпринимательство должностных лиц. Оно основано на самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на извлечение прибыли путем оказания услуг, противоречащих законам.

На практике наблюдаются следующие виды такой деятельности:

1. Взятка за оказание определенных услуг, противоречащих законодательству. Среди таких услуг выделяется доставка запрещенных предметов осужденным за определенную плату, начиная с обычных продовольственных товаров и заканчивая наркотическими средствами. Плата за оказанные услуги может вноситься и в натуральной форме, обычно дефицитными товарами.

Рис. 1. Количество коррупционных нарушений среди сотрудников УИС

По материалам подразделений ФСИН России, в 2013 году возбуждено 371 уголовное дело коррупционной направленности в отношении сотрудников УИС (в 2012 году — 288), из них :

— 48 (в 2012 году — 41) уголовных дел связано с мошенничеством (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации);

— 12 (9) — с присвоением или растратой (ст. 260 УК РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 35 (33) — со злоупотреблениями должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

— 47 (55) — с превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

— 202 (130) — с получением взятки (ст. 290 УК РФ);

— 12 (5) — с дачей взятки (ст. 291 УК РФ);

— 4 (2) — со служебным подлогом (ст. 292 УК РФ).

Так называемая «бизнес-активность» со стороны персонала учреждений УИС представляет

2. Предоставление различных льгот в нарушение действующего законодательства. Это может проявляться при проверке осужденных после возвращения в камеры по окончании исполнения своих трудовых обязанностей. Сотрудник, осуществляя проверку, проводит неполный досмотр камер осужденных на предмет запрещенных вещей или может сделать вид, что ничего не заметил.

3. Перевод осужденных на условно-досрочное освобождение. Это является вполне законной мерой по отношению к осужденным, осознавшим негативные последствия своих преступлений и вставшим на путь исправления. К сожалению, такая мера часто применяется по отношению к тем осужденным, которые предлагают взятки за облегчение условий их содержания и досрочное освобождение.

4. Внеочередное длительное свидание с родственниками или так называемыми «двоюродными сестрами». Эта услуга также носит платный характер.

5. Обустройство начальниками высокого ранга собственных мастерских и ферм, на которых трудятся осужденные.

Рис. 2. Динамика коррупционных правонарушений, связанных с получением и дачей взяток

6. Махинации, связанные с нецелевым исполь- с федеральным законом от 30.12.2012 № 283 -ФЗ зованием бюджетных средств. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых

Перечисленные виды коррупционных проявленшфедеральных органов исполнительной власти и среди сотрудников УИС отнюдь не носят исчерпы- внесении изменений в отдельные законодатель-

вающий характер. Но даже они серьезно ослабляют государственные усилия по качественному исполнению той части правопорядка, которая приходится на долю уголовно-исполнительной системы, создавая препятствия эффективному управлению.

Основная масса коррупционных правонарушений совершается следующими категориями сотрудников: руководители, лица среднего и старшего начальствующего состава, лица рядового и младшего состава, в том числе сотрудники охраны (безопасности), режима, конвоирования, оперативного состава, воспитательной работы с осужденными, кадрового аппарата и отдела по работе с личным составом, трудовой адаптации осужденных, медицинских служб, служб исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, службы тыла. Как правило, основная часть коррупционных нарушений возникает в связи со вступлением сотрудников в запрещенные связи со спецконтингентом, незаконным изменением условий содержания осужденных, незаконным предоставлением прав осужденным, несвоевременным освобождением осужденным из мест лишения свободы и т. д.

К экономическим составляющим коррупции в УИС, указанным самими сотрудниками, можно отнести следующие факторы:

— недостаточный уровень материального обеспечения и социальной защищенности сотрудников

ные акты Российской Федерации» было предусмотрено повышение денежного довольствия сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. В среднем зарплаты сотрудников ФСИН в 2013 году выросли более чем на 40 %. Анализ динамики правонарушений коррупционного характера показал, что после повышения заработной платы в 2013 году их количество снизилось.

Установлено, что большая часть преступлений, связанных с получением и дачей взяток, совершается лицами среднего и старшего начальствующего состава и в три раза превышает количество преступлений коррупционной направленности, совершенных руководителями (см. рис. 2). Однако стоит отметить, что реально количество преступлений, связанных с получением и дачей взяток, совершаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава и руководителями, сократилось незначительно. Можно констатировать, что зависимость между размером заработной платы и количеством коррупционных правонарушений нелинейная. Кроме того, следует отметить недостаточное количество стимулов сообщать о таких нарушениях правоохранительным органам.

В целях противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе необходимо разнообразить меры по укреплению правопорядка в местах лишения свободы. Это в свою очередь пред-

учреждений и органов ФСИН России (до 2012 года);полагает не только ужесточение мер в составе

— желание извлечь и получить личную выгоду;

— отсутствие социальной помощи, поддержки. Действительно, одной из основных причин,

обусловливающих высокий уровень коррупции, является низкий размер заработной платы.

Однако отметим, что в ходе проведения реформ в системе УИС с 2013 года в соответствии

Уголовного кодекса, но и принятие широкого круга социально-экономических и организационно-оперативных мер. Последние должны охватить предоставление социально-экономических гарантий, улучшение пенсионного обслуживания, установление достойной оплаты труда персонала УИС, изменение его мотивации и кадровые пе-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68)

рестановки. Все названные мероприятия в совокупности должны служить совершенствованию механизма управления пенитенциарной системой.

Российская уголовно-исполнительная система — это своего рода государство в государстве, своеобразный срез общества, отражающий в кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных; совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава УИС с осужденными.

В рамках ведомственного плана комплекса мер центрированном виде как его достоинства, так и изъ-по искоренению коррупции и должностных злоупот-яны. Концепция развития уголовно-исполнительнойреблений в УИС в качестве приоритета выделено системы Российской Федерации до 2020 года пря- противодействие злоупотреблениям в сфере закупок для нужд УИС, незаконному содействию условно-досрочному освобождению, а также коррупционному содействию незаконной передаче в места лишения свободы предметов, как разрешенных, так и запрещенных к использованию.

мо ориентирует на «совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными», «разработку и осуществление мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками» пенитенциарной службы.

Важными направлениями антикоррупционной деятельности должны стать мероприятия в рамках кадрового обеспечения сотрудников, а именно: повышение качества службы и условий работников уголовно-исполнительной системы до уровня пенитенциарных учреждений развитых европейских государств; разработка комплекса мер по формированию у работников УИС системы навыков и умений, позволяющих обеспечить эф-

Литер атура

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Рязань, 2010.

2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы — 2013: информационный бюллетень. М., 2013.

© 2015 г. В. И. Коваленко

КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

В статье рассматриваются вопросы детерминации криминальной эксплуатации человека и торговли людьми. Автор исследует влияние социальных потребностей различных групп населения на формирование теневого рынка эксплуатации человека.

Ключевые слова: криминальная эксплуатация человека, торговля людьми, социальные потребности, спрос.

Многолетний криминологический мониторинг преступлений в сфере криминальной эксплуатации человека свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, в целом меры предупредительно-профилактического воздействия оказались не столь эффективными, как ожидалось. Это предопределило необходимость более глубокого изучения причинного комплекса (или доминирующих причин), способствующего процветанию рассматриваемого вида преступности.

Прежде всего, следует отметить, что в содержательном плане криминальная эксплуатация человека в механизме торговли людьми выходит за рамки строго определенного законом преступного деяния. Это общественное явление предстает сложным, многослойным и многогранным, от-

ражающим широкие, но не столь очевидные, находящиеся на поверхности такие пласты жизни общества, как общественное сознание, культурно-нравственный уровень, психология социальных групп, их потребности и т. д.

Вне круга обсуждаемых в последнее время наиболее актуальных проблем, касающихся криминальной эксплуатации человека и торговли людьми, остается вопрос взаимосвязи рассматриваемого явления с процессами, происходящими в современном обществе.

Так, связанные с реформированием в России конца 80-х годов прошлого столетия кардинальные изменения в социально-политической (смена политической системы, распад государства), общественно-экономической (реформа и кризис

Оставьте комментарий