Косвенные и прямые налоги

Что относится к прямым сборам

Прямые налоги разделяются по категориям для физических и юридических лиц. Так, для первой категории граждан налогами облагаются:
недвижимое имущество (земельные участки, квартиры, частные дома, иные постройки);

  • движимое имущество (легковой и грузовой транспорт);
  • водные ресурсы (озера и пруды, являющееся частной собственностью);
  • источники прибыли (заработная плата, премии, торговля на рынке ценных бумаг и иные источники доходов).

Юридические лица вынуждены платить прямые налоги за недвижимость, имущество, транспорт, полезные ископаемые, а также еще за две группы денежных поступлений:

  • доходы предприятия (налог взимается со всех юридических лиц, ведущих прибыльный бизнес);
  • игорный бизнес (любые букмекерские конторы, казино, тотализаторы и иные игорные заведения подлежат обязательному налогообложению, при этом размер отчислений зависит от размера прибыли).

Косвенные отчисления в бюджет

Косвенные налоги – это обязательные отчисления, взимаемые с прибыли от продажи товаров и услуг. Главная особенность непрямого налога (который также может именоваться добавочным) заключается в том, что он изначально включается в итоговую стоимость. Таким образом, приобретая товар или услугу, покупатель оплачивает, в том числе, и сумму отчислений, которые будут направлены продавцом в бюджет государства.

ВАЖНО! По мнению многих экспертов, прямые налоги приносят в казну страны гораздо меньший доход по сравнению с косвенными отчислениями. Поэтому добавочные налоги являются важной составляющей национальной экономики.

В итоге на вопрос «что значит косвенный налог простыми словами?» можно ответить, что это дополнительная наценка на товар, устанавливаемая продавцом с целью дальнейшего отчисления в государственный бюджет.

Важные особенности добавочных сборов

Итак, мы определили, что значит косвенный налог. Но есть ли у него свои особенности, отличающие его от прямых финансовых обязательств перед государством? К числу таких характеристик можно отнести:

  • оперативность перечисления в государственный бюджет (сумма налога оказывается на счете ФНС в максимально короткие сроки после реализации товара или услуги);
  • высокая доходность для бюджета, так как косвенными налогами облагается большинство товаров и услуг в Российской Федерации;
  • простой расчет, базирующийся на нескольких основных формулах;
  • закрытые выплаты (большинство потребителей даже не задумываются о том, что при покупке товаров они вносят определенный доход в государственную казну);
  • участие посредника при передаче налога (таким связующим звеном между покупателем и государством является продавец товара).

Виды косвенных налогов

Многих россиян интересует, что относится к косвенным налогам. На сегодняшний день принято выделять несколько основных видов непрямых отчислений в бюджет:

  • НДС;
  • акцизы;
  • государственные и таможенные пошлины.

Самый распространенный косвенный налог на товары и услуги в России – это НДС (налог на добавленную стоимость). Данное налоговое обязательство устанавливается практически на все виды товаров, услуг или работ, реализуемых на территории Российской Федерации. Также НДС применяется в случае ввоза товаров из-за рубежа.

Налог на добавленную стоимость является одним из самых важных и играет особую роль в формировании государственной казны. Согласно данным статистики, доходы от НДС составляют до 40% поступлений в бюджет страны.

ВАЖНО! Платить НДС должен каждый субъект российского бизнеса, реализующий товары или услуги с добавленной стоимостью.

В зависимости от того, сколько стадий пройдет товар на пути к потребителю, столько раз при его приобретении будет взиматься налог на добавленную стоимость. Например, владелец оптового склада — ИП Сергеев – закупает постельное белье у производителя – ИП Васильева. После этого Сергеев перепродает комплекты белья ИП Кузнецову, имеющему свой розничный магазин. И только в данном магазине товар попадает в руки к конечному потребителю. При этом каждый из предпринимателей должен оплатить НДС, сумма которого будет включена в стоимость товара, продаваемого следующему участнику данной цепочки с определенной денежной надбавкой.

Налогом на добавленную стоимость облагаются практически все товары и услуги. Однако, согласно статье 149 НК РФ, данный налог не взимается со следующих товаров и услуг:

  • отдельных товаров медицинского назначения, услуг по медицинскому уходу за нетрудоспособными гражданами;
  • при предоставлении помещений в аренду иностранным организациям;
  • услуг, предоставляемых организациями по дошкольному воспитанию детей;
  • городских пассажирских перевозок;
  • ритуальных услуг.

ВАЖНО! Полный перечень товаров и услуг, которые не облагаются НДС, представлены в подпунктах 1-34 п.2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для всех остальных категорий на сегодняшний день могут быть установлены три значения НДС:

  • 0% — для льготных категорий, к числу которых относятся экспортные операции, международные перевозки, транспортировка нефти и газа, космическая отрасль;
  • 10% — для определенного рода продукции (в том числе, продуктов питания, товаров для детей, медикаментов, периодической печати, авиаперевозок);
  • 20% — для всех остальных товаров и услуг.

Отметим, что до 1 января 2019 года базовая ставка налога на добавленную стоимость составляла 18%, но затем была повышена на 2%. Таким образом, большинство продукции в России облагается налогом в размере 20% от стоимости.

Еще одним косвенным налогом является акциз, который распространяется на ограниченные наименования продукции. Так, акцизы входят в цену:

  • автомобильного топлива (бензина и дизеля);
  • природного газа;
  • алкогольной продукции;
  • табачных изделий;
  • этилового спирта;
  • спиртосодержащей продукции;
  • легковых автомобилей;
  • мотоциклов.

В России на данный момент не существует единой ставки по акцизам, значение данного налога во всех случаях устанавливается индивидуально для каждой группы продукции.

ВАЖНО! Значения акциз утверждаются на текущий календарный год, а также еще на 24 последующих месяца.

При ответе на вопрос «какой налог является косвенным?», нельзя забывать и про таможенные сборы. Данный вид налогообложения предусмотрен для индивидуальных предпринимателей и компаний, ввозящих товары на территорию России из зарубежных стран. Для таможенных сборов не существует единой тарифной ставки: объем платежей в бюджет страны в данном случае зависит от условий действующих международных соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими странами. Основанием для вычета налога становятся декларации, заполненные импортерами.

ВАЖНО! При ввозе товара из-за рубежа предприниматель обязан подать налоговую декларацию в течение 15 дней с того момента, когда продукция была перевезена через границу.

Государственные пошлины – еще один ответ на вопрос «что такое косвенный налог?». Данный вид сборов также относится к непрямым отчислениям в бюджет страны. Госпошлины взимаются за оказание определенных юридических услуг, предоставляемых государственными органами. Данные платежи используются только в тот момент, когда потребителю нужно воспользоваться услугами, предоставляемыми государством. Например, оформить паспорт, поставить машину на учет в ГИБДД, официально зарегистрировать брачный союз и т.д. Поэтому отнести такой вид сборов к прямым налогам не получится.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Непрямые налоги являются лишь частью доходов государственной казны. В целом же бюджет формируют все виды обязательных отчислений со стороны граждан. Разные возможности сочетания прямых и косвенных налогов позволяют формировать несколько моделей налогообложения, которые существуют в разных странах мира:

  • Англосаксонская модель. Для данной системы характерен небольшой объем косвенных налогов. В первую очередь модель направлена на прямое налогообложение физических лиц. Так, например, в США 44% поступлений в национальный бюджет составляют подоходные налоги. Такая же система характерна для Австралии, Великобритании, Канады и многих других стран мира.
  • Евроконтинентальная модель отличается высоким размером отчислений на нужды социального страхования. Также для данной системы характерен высокий уровень поступлений от уплаты непрямых налогов.
  • Латиноамериканская модель ориентируется на большой процент бюджетных доходов от непрямых налогов. Налоговые отчисления возрастают по мере роста цен, связанного с инфляцией, что позволяет в определенной мере защитить государственный бюджет.
  • Модели смешанного типа характерны для многих государств. Такие схемы применяются для диверсификации структуры доходов, нивелируя влияние отдельных типов налогообложения. Главная задача данной модели заключается в том, чтобы сделать прямые налоги основными источниками поступлений, но с преобладанием доли сборов со стороны бизнеса, а не от подоходного налога.

Эксперты в области экономики считают, что налоговая система, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, является наиболее близкой к латиноамериканской модели. Также в российской схеме присутствуют элементы евроконтинентальной модели налогообложения.

Поступления налогов со стороны бизнеса и предпринимателей на сегодняшний день в России составляют порядка 70%.

Косвенные налоги составляют существенную часть государственного бюджета Российской Федерации. При этом большинство реальных плательщиков данных сборов даже не задумываются, что практически каждый день они вносят определенную сумму в бюджет страны. Все дело в том, что косвенные налоги включаются продавцом в конечную стоимость товаров или услуг, поэтому налог становится незаметным для покупателя, но крайне важным для российской

федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 50
В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:
1) федеральные налоги и сборы;
2) таможенные платежи;
3) государственная пошлина.
1. Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).
Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально — сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:
———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на операции с ценными бумагами;
6) таможенная пошлина;
7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
8) налог на прибыль организаций;
9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
10) государственная пошлина;
11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
12) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
14) налог на игорный бизнес;
15) плата за пользование водными объектами;
16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
17) налог на добычу полезных ископаемых.
Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
———————————
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения) (ст. 53 Налогового кодекса РФ).
2. Таможенные платежи — таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:
1) таможенная пошлина;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы;
4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
6) таможенные сборы за таможенное оформление;
7) таможенные сборы за хранение товаров;
8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
9) плата за информирование и консультирование;
10) плата за принятие предварительного решения;
11) плата за участие в таможенных аукционах.
Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).
В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.
———————————
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.
Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.
Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.
Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 «О классификаторах и списках нормативно — справочной информации, используемых для таможенных целей» .
———————————
Таможенные ведомости. 1997. N 2.
Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием «таможенные платежи». Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: «таможенная пошлина и таможенные сборы», «НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».
3. Государственная пошлина — установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 «О государственной пошлине» обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 11. Ст. 521.
Государственная пошлина взимается:
— с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
— за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
— за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
— за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
— за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ «О государственной пошлине».
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ «О государственной пошлине» государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Таким образом, включение тренингов, конкретных ситуаций и проектных работ расширят возможности развития управленческой компетентности руководителей в ходе освоения ими программ повышения квалификации.

Автором описан управленческий потенциал руководителя, формируемый в рамках оперативного менеджмента.

По мнению автора, современная парадигма работы с персоналом должна обеспечивать подчинение всех аспектов деятельности по достижению конкурентных преимуществ организации за счет формирования и использования компетенции персонала наилучшим способом. При этом высокая эффективность деятельности профессионалов в организации достигается созданием рационального управления их потенциалом.

Литература

1. Винокуров Г. З. Системы оперативного менеджмента / Г. З. Винокуров, С. Г. Винокуров. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2005. 207 с.

3. Демьянченко Н. В. Компетенция персонала как основа формирования конкурентных преимуществ организации в постиндустриальной концепции менеджмента // Международный научно-практический журнал «Вестник Белгородского университета потребительской кооперации» Кооперативное образование, 2011. № 4.

4. Организация и оперативное управление машиностроительным производством: учебник / Н. С. Сачко. М.: Новое знание, 2005. 511 с.

5. Субето А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация — и его место в системе ноосферного императива в XXI веке / А. И. Субето. Уфа, 2007. 95 с.

Comparative analysis of advantages and disadvantages of direct and indirect taxation Khmelenko V.

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков взимания прямых и косвенных универсальных налогов Хмеленко В. В.

Хмеленко Валерия Вадимовна /Khmelenko Valeriya — студент магистратуры, кафедра налогов и налогообложения, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье проведен анализ преимуществ и недостатков взимания прямых и косвенных налогов с позиции государства и налогоплательщиков. Определены основные модели систем налогообложения в разных странах в зависимости от соотношения прямых и косвенных налогов в структуре данных систем. Сделаны выводы об оптимальном соотношении прямых и косвенных налогов в системе национального налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, налоговая система. Keywords: taxation, direct taxes, indirect taxes, taxation system.

Вопрос о преимуществах и недостатках прямых и косвенных налогов, а также вопрос о том, какая из систем, построенных на преобладании того или иного типа налогообложения, будет являться наиболее оптимальной как с позиции государства, так и налогоплательщиков, является предметом обсуждения отечественных и зарубежных ученых-экономистов уже на протяжении нескольких столетий.

Так, прямой налог представляет непосредственное изъятие из дохода или стоимости имущества. К нему относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования,

налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение. Основная функция прямых налогов — регулирующая, суть которой состоит в регулировании посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения.

Косвенный налог представляет скрытое изъятие дохода через его включение в цены на продаваемые товары. В соответствии с международной практикой к косвенным налогам относят таможенные пошлины, акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж. Косвенный налог предстает как ценообразующий фактор. Основная функция косвенных налогов — фискальная, т. е. формирование доходов бюджета.

Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и налогоплательщиков. Основные исследования, посвященные вопросам косвенных налогов и их роли в экономике страны, были опубликованы к середине XX века. Среди наиболее известных работ можно выделить труды Гурьева А., Озерова И., Тургенева Н., Вагнера А., Витте С., Гагемейстера Ю., Дитмана Б., Иловайского С., Кулишера И., Львова Д., Соколова А., Тривуса А., Янжула И. (Таблица 1, Таблица 2). При этом следует отметить, что, хотя в то время не было таких налогов, как НДС и налог с продаж, предметы первой необходимости облагались косвенными налогами (в виде акцизов), поскольку перечень подакцизных товаров был намного шире, и, таким образом, косвенные налоги уплачивались всеми слоями населения.

Таблица 1. Преимущества взимания прямых и косвенных налогов

№ Прямые налоги Косвенные налоги

3. Дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет (И. X. Озеров, М. Фридман) Эффективный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства отдельных видов товаров (например, введение таможенных пошлин) (А. Н. Гурьев)

№ Прямые налоги Косвенные налоги

1 Возможность уклонения от уплаты налогов через несовершенство финансового контроля и наличия коммерческой тайны Обладают обратной прогрессивностью (усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения, нарушение принципа справедливости) (Ж. Сисмонди, Н. Тургенев, А. Н. Гурьев)

2 Не всегда могут быть стабильным источником доходов бюджета (требует определенного развития рыночных отношений) Невозможность затронуть самую налогоспособную часть доходов — сбережения (А. Н. Гурьев)

3 Носят инфляционный характер (Н. Тургенев, А. Н. Гурьев)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 — Их взимание противоречит интересам предпринимателей (финансовое ведомство для обеспечения сбора налогов вынуждено вмешиваться в процесс производства и обмена, вводя различные ограничения, затрагивая иногда технологию производства) (М. Фридман)

5 — Требуют больших издержек взимания (Н. Тургенев, А. Н. Гурьев)

6 — Отсутствие эластичности (государство не может полностью регулировать поступления от косвенных налогов (А. Н. Гурьев)

В зависимости от ориентации на прямые или косвенные налоги, в зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения.

Англосаксонская модель в основном ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. Данная модель налогообложения характерна для Австралии, Великобритании, Канады.

Источник: http://www.usgovemmentrevenue.com/total_revenue_2015USm (дата обращения: 15.04.2016 г.)

Рис. 1. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет США 2015 г., % от всех поступлений (оценка)

Для евроконтинентальной модели характерна высокая доля отчислений на социальное страхование, а также значительная доля косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. При этом стоит отметить, что для стран ЕС в настоящее время присуща дифференциация в структуре налоговых доходов, что обусловлено различным уровнем экономического развития стран-членов ЕС (Таблица 3).

Название страны Налоги на товары и импорт Налоги на доходы Налоги на прирост капитала Социальные взносы Трансферты капитала от правительств реальному сектору

Дания 32,7 65,7 0,4 2,1 0,9

Швейцария 22,5 52,2 0,7 25,2 0,6

Исландия 40,6 49,6 0,4 9,5 0,0

Норвегия 29,4 45,0 0,2 25,5 0,0

Ирландия 37,1 43,3 0,6 18,9 0,0

Великобритания 37,5 39,7 0,6 22,2 0,0

Люксембург 33,1 35,3 0,4 31,2 0,0

Бельгия 27,7 35,0 2,0 35,3 0,0

Италия 35,4 33,7 0,2 30,7 0,0

Германия 27,7 30,0 0,5 41,9 0,0

Испания 33,8 29,5 1,6 36,4 1,2

Нидерланды 30,8 28,2 0,6 40,4 0,0

Франция 33,2 26,4 1,0 40,0 0,6

Греция 40,4 24,9 0,2 34,5 0,0

Болгария 52,4 19,0 0,9 27,8 0,0

Хорватия 51,3 16,7 0,0 32,1 0,0

Итого страны еврозоны (19) 32,0 30,0 0,7 37,5 0,3

Итого страны ЕС (28) 34,0 32,1 0,6 33,5 0,2

Источник: Официальный сайт статистики ЕС

Латиноамериканская модель отличается преобладанием традиционных косвенных налогов, что связано с высоким уровнем инфляции (Рисунок 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Официальный сайт статистики стран ОЭСР

Электронный доступ: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REVVEN. (дата обращения: 15.04.2016)

Рис. 2. Структура налоговых поступлений в государственный бюджет Венесуэлы 2009-2013 гг.,

% от всех поступлений

Смешанная модель сочетает черты других моделей и применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов от организаций над долей прямых налогов от физических лиц.

Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т. е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени в пользу косвенных налогов (Таблица 4).

Таблица 4. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, 2011-2015 гг.

Виды доходов 2011 2012 2013 2014 2015

Налог на прибыль организаций 10,9 % 10,1 % 8,6 % 9,0 % 3,4 %

Налог на доходы физических лиц 9,6 % 9,6 % 10,4 % 10,2 % 10,2 %

Страховые взносы на обязательное страхование 16,9 % 17,5 % 18,4 % 18,0 % 19,4 %

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 8,4 % 8,0 % 7,8 % 8,3 % 10,3 %

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 2,9 % 3,3 % 4,0 % 3,8 % 5,0 %

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ 7,2 % 7,1 % 6,9 % 6,6 % 7,3 %

Налоги на совокупный доход 1,1 % 1,2 % 1,2 % 1,2 % 1,1 %

Налоги на имущество 3,3 % 3,4 % 3,7 % 3,6 % 2,0 %

Налог на добычу полезных ископаемых 9,8 % 10,5 % 10,7 % 11,0 % 13,8 %

Таможенные пошлины 17,8 % 17,5 % 16,9 % 17,6 % 17,5 %

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 0,0 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 0,0 %

Прочие 12,2 % 11,8 % 11,4 % 10,6 % 9,9 %

Итого косвенные налоги 53,2 % 53,5 % 53,9 % 54,3 % 59,6 %

Исходя из выше представленных данных, можно сделать вывод о том, что для развитых стран характерно преобладание прямых налогов в структуре государственных доходов, в то время как для развивающихся стран — преобладание косвенного налогообложения.

Для российской экономики переориентация на прямое налогообложение преждевременна, так как прямые налоги для производства будут являться сдерживающим фактором развития производства, и при малом росте ВВП доходы от этих налогов будут недостаточны.

В результате проведенного анализа преимуществ и недостатков каждой формы налогообложения можно сделать вывод о том, что не только посредством сочетания прямого и косвенного обложения, но учитывая уровень развития национальной экономики, можно выстроить налоговую систему, отвечающую как фискальным интересам государства, так и экономическим интересам налогоплательщиков.

Литература

1. Гурьев А. Н. Прямые и косвенные налоги. PRO и CONTRA. С-Петербург, 1893.

2. Озеров И. Х. Основы финансовой науки, Рига, 1923.

3. Фридман М. И. Конспект лекций по науке о финансах, С-Петербург, 1910.

4. Майбуров И. А., Соколовская А. М. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральная служба государственной статистики РФ. . URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 15.04.2016 г.).

Tax incentives for energy efficiency improvement of production

Khmelenko V.

Налоговое стимулирование повышения энергоэффективности производства

Хмеленко В. В.

Хмеленко Валерия Вадимовна /Khmelenko Valeriya — студент магистратуры, кафедра налогов и налогообложения, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о возможности применения действующих налоговых льгот для повышения энергоэффективности производства, определены требования к объектам, в отношении которых могут быть применены налоговые льготы, документарные требования, а также порядок их применения. Проведен анализ преимуществ и недостатков налоговых инструментов, применяемых для улучшения энергоэффективности производства, с точки зрения деятельности предприятия и государства. Сделаны выводы об эффективности применения существующих в НК РФ налоговых льгот для предприятий.

Ключевые слова: налоговые льготы, энергетическая эффективность производства, ускоренная амортизация, налог на имущество, инвестиционный налоговый кредит.

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития большинства стран мира, и особенно развитых экономик, является повышение энергоэффективности в связи с ограниченностью ресурсов и одновременно растущим спросом на них. Именно энергоэффективность становится одним из факторов конкурентоспособности экономики, в том числе и в долгосрочной перспективе. Для достижения результатов в данной сфере требуется как экономное энергопотребление, так и развитие энергоэффективных технологий и оборудования. В большинстве стран именно государство оказывает существенную поддержку реализации выше указанных целей.

По мнению большинства экспертов, по уровню развития энергоэффективности экономики Россия существенно отстает от многих развитых стран. По уровню энергоёмкости ВВП Россия находится в первой двадцатке стран в списке из 121 страны, что соответствуют одному из наиболее низких уровней энергоёмкости в мире. Проблема неэффективного использования энергии в России, а также его негативное влияние на экономику страны неоднократно были предметом обсуждения в государственных кругах. Основной отправной точкой для этого послужил Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Однако рамочный механизм преодоления данной проблемы был разработан только в 2010 г. в рамках Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», цель которой состоит в сокращении энергоемкости ВВП РФ на 40 % в период 2007-2020 гг. В связи с этим и началось формирование нормативного поля в области энергоэффективности. В частности, в настоящее время действуют следующие нормативно-правовые акты:

Налоговая система возникла очень давно и развивалась постепенно по мере становления цивилизации. Существование стройной системы налогов во многом является признаком высокой степени государственного и экономического развития. Налоги в своем многовековом развитии прошли множество этапов. Одна из распространенных форм налогообложения упоминается в Библии: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня». Со времени культовых жертвоприношений и до сегодняшнего дня налоги менялись качественно и количественно. Налоги в строго современном смысле возникли с появлением государства. Однако еще на ранних этапах общественного развития имели место сборы, приношения или услуги. Начальной формой налогообложения были жертвоприношения, которые годами трансформировались в регулярные сборы. В ряде государств, например, в Древнем Риме, имели место чрезвычайно развитые налоговые системы. Достаточно отметить, что осуществлялась перепись населения для целей налогообложения, проводилась оценка имущества. Был сформирован механизм изъятия налогов в виде соответствующей иерархии лиц, ответственных за полный сбор налогов.

Для рассмотрения отдельных этапов становления налогов, эволюции теории налогов необходимо иметь четкое представление об их сущности и функции. Несмотря на то, что налоги имеют многовековую историю, налоговая теория стала создаваться только в XVII в. Естественно, что мнения отдельных экономистов по принципиальным вопросам налогообложения существенно различались. Да и в настоящее время не утихают дискуссии по многим его теоретическим аспектам.

Налоги по сущности — это обязательные денежные отношения по формированию доходов основного (бюджет) и внебюджетных фондов, а по форме — обязательный взнос в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемый налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами государства.

Подобное или близкое определение налога можно встретить в различных научных работах, энциклопедиях, словарях, нормативных актах. Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога — он может взиматься только на установленных законодательством основаниях. Наличие развитой системы налогов предполагает существование организованного государства, осуществляющего их сбор.

В определение налога следовало бы включить положение о том, что налоги — это платежи, непредполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Следует также четко уяснить, что в налоговых отношениях отсутствует индивидуальный или особый эквивалент. Конечно, безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т. д.

Налоги отличаются всеобщностью. На ранних стадиях развития делались попытки увеличить государственные доходы за счет непомерного раздувания сборов и налогов. Да и в современных условиях в отдельных странах все еще сохраняется тенденция расширения количества налогов.

Таким образом, налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных, актов, всеобщностью.

Для анализа налоговой системы, структуры доходов необходима их систематизация и классификация.

Классификация налогов — это их группировка по признакам:

а) по плательщикам — налоги с юридических и физических лиц;

б) по поступлению в бюджет — государственные и местные налоги;

в) по экономической сущности — прямые и косвенные налоги;

г) по видам – федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Наибольшее распространение и практическое применение получило разделение налогов на прямые и косвенные. Эта терминология появилась еще в XVII в.

Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги получили наибольшее распространение в первой половине XIX в. К ним относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные налоги включают подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, с наследств и дарений, имущественный, подушный.

Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при его возрастании. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

В последнее время предпринимаются попытки обоснования «новой» классификации налогов. Например, ассоциация «Налоги России» предлагает положить в основу классификации принцип, который позволяет оценить влияние каждого налога на мотивы поведения производителя. С этих позиций выделяются фиксированные налоги, т. е. не зависящие напрямую от уровня производства, продажи и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (налог на имущество, на пользование природными, трудовыми ресурсами, фиксированные налоги на отдельные виды деятельности). Это условно постоянные налоги. Вторая группа — условно переменные, или перераспределительные налоги (подоходные налоги, акцизы, НДС). Эти налоги призваны активно контролировать экономическую деятельность.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В составе федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы на отдельные группы и виды товаров, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог с физических лиц; налоги субъектов федерации — налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, сборы за регистрацию предприятий и на нужды образовательных учреждений; местные — земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на содержание жилищного фонда и субъектов социально-культурной сферы, различные целевые сборы.

УДК 336.226 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-80-85

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: natturbina78@mail.ru

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: t_cheremisina@mail.ru

ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: cheremisina06@mail.ru

В статье рассматривается проблема нахождения оптимального соотношения экономической эффективности налогообложения и социальной справедливости на примере соотношения прямого и косвенного налогообложения. Рассматривается правильность выработки налоговой политики на определении фискального и регулирующего значения соотношения прямых и косвенных налогов. Приводится анализ моделей соотношения прямых и косвенных налогов в зарубежных странах. Рассмотрены особенности функционирования таких моделей, как: евроконтинентальная, англосаксонская, латиноамериканская и смешанная налоговые системы. Определено, что Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Приводятся данные статистики о том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета. Проанализировано соотношение прямого и косвенного налогообложения в России за период с 2007 по 2014 гг. по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ. Приведены данные о поступлении прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг. Основное внимание в статье уделено исследованию роли косвенных налогов: НДС и акцизам. Изучены факторы внедрения и прочного обоснования в налоговой системе НДС. Рассмотрены фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государства. Определены неоспоримые преимущества взимания косвенных налогов в условиях инфляции, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения.

Ключевые слова: косвенное налогообложение, НДС, акцизы, соотношение прямого и косвенного налогообложения, преимущества косвенного налогообложения

Одной из важнейших задач государства в области налогообложения на современном этапе является нахождение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Концепция социально-рыночных экономических отношений требует создания уравновешенных решений в области налогообложения: не «мира изобилия для немногих» и не «социалистического дефицита для всех» .

Исследования взаимосвязей и тенденций в социально ориентированных мировых экономиках опираются на конкретные показатели экономико-социальной направленности налоговых систем,

важнейшим из которых является показатель соотношения прямых и косвенных налогов.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет определить возможность применения существующих методов (фискальными или регулирующими) формирования доходов бюджетов. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

В налогообложении зарубежных стран с учетом соотношения прямых и косвенных налогов выделяют следующие модели: евроконтиненталь-ную, англосаксонскую, латиноамериканскую и

смешанную налоговые системы. В таблице 1 приведены данные по соотношению прямого и косвенного налогообложения в странах, применяющих различные модели налогообложения.

Англосаксонская модель характерна для таких стран, как Австралия, Великобритания, США, Германия, Италия, Канада и др. В данной модели

Аналогичная картина наблюдается и по странам — членам ОЭСР, хотя там этот процент в целом ниже. В США подоходный налог с физических лиц составляет 44 % всех доходов, в Германии — 38 %.

Евроконтинентальная модель характерна для таких стран, как Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия. Данная модель характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование. Так, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование составляют более 45 % от общей величины доходов бюджета и 22 % от косвенных налогов.

Такие страны, как Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Перу и другие, в связи с высоким уровнем инфляции применяют латиноамериканскую модель налогообложения, которая ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами.

Во избежание зависимости бюджета от отдельных видов налогов, государства выбирают смешанную модель налогообложения, которая сочетает в себе черты других моделей. Смешанная модель налогообложения применяется в Японии, где структура налоговых поступлений примерно такая же, как и в государствах с англосаксонской моделью. Однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов. Ряд авторов относят к этой модели Аргентину и Италию. В Италии, например, при значительной

основное внимание уделяется прямым налогам с физических лиц. Доля косвенных налогов весьма незначительна. Например, в структуре налоговых поступлений Великобритании в 2013-2014 гг. удельный вес таких налогов, как налог на доходы, социальные отчисления, часть из которых оплачивается гражданами, составляет около 55 % .

доле косвенных налогов удельный вес прямых составляет 36 %.

Следует отметить, что в экономически развитых странах (Великобритания, Германия, Финляндия, Канада, Япония и США) отмечается тенденция смещения в сторону прямого налогообложения. Вместе с этим ориентация на косвенное налогообложение наблюдается и в таких высокоразвитых странах, как Австралия, Италия и Швеция.

В то же время нельзя не отметить, что при обосновании соотношения прямого и косвенного налогообложения оптимальных налоговых теорий для всех стран не существует. Поскольку, кроме объективных факторов (доход, уровень потребления), в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей.

Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Это обусловлено тем, что, во-первых, формирование налоговой системы происходило в условиях высокого уровня инфляции и, во-вторых, достаточной простотой администрирования косвенных налогов. Российская налоговая система в современном виде существует около 20 лет, в отличие от налоговых систем многих развитых государств, которые формировались столетиями. Тем не

Таблица 1

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в мировой практике, %

№№ пп. Модель налогообложения Страны, в которых применяется данная модель Соотношение прямого и косвенного налогообложения, %

Прямое налогообложение Косвенное налогообложение

2. Евроконтинентальная Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия 40 % (ориентирована на соц. страхование) 60 %

3. Латиноамериканская Чили, Боливия, Перу, Бразилия, Мексика и др. 55 % 45 %

4. Смешанная Япония, Аргентина, Италия и др. 40 % (ориентирована на взимание страховых взносов) 60 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менее, с развитием налоговой системы Российской Федерации роль и удельный вес прямых налогов имеет тенденцию к повышению.

О том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета,

подтверждено историей и официальной статистикой (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что в конце XIX в. и начале 20-го бюджеты крупных государств пополнялись в большей степени за счет косвенных налогов.

Таблица 2

Соотношение между прямыми и косвенными налогами в общей сумме налоговых поступлений, млн руб.

на рубеже Х1Х-ХХ вв. Общая налоговая сумма поступлений Налоги Доля косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений, %

прямые косвенные

Россия, 1889 г. 4120,6 270,0 3850,6 93,4

Англия, 1900-1901 гг. 2922,5 531,3 2391,2 81,8

Италия, 1899-1900 гг. 1714,8 481,3 1232,5 71,9

Бельгия, 1900 г. 452,9 56,1 396,2 87,6

Голландия, 1900 г. 303,9 71,4 232,5 76,5

Австрия, 1898 г. 1763,8 301,6 1462,2 82,9

Венгрия, 1898 г. 1220,5 242,0 977,6 80,1

Испания, 1900 г. 886,0 376,0 510,0 57,6

Франция, 1890 г. 3492,0 515,7 2976,3 85,2

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в России проанализировано за период с 2007 по 2014 гг. (табл. 3) по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ.

Всего по налоговым и неналоговым доходам наблюдается тенденция роста, соотношение пря-

мых и косвенных налогов — равномерно, в одинаковой процентной доле каждый год.

Тенденция поступления доходов от прямых и косвенных налогов отражает спад прямых налогов в 2009 г.: поступления уменьшились на 1 841,5 млн руб., по сравнению с 2008 г. Далее поступления прямых налогов только увеличивались, в 2012 г. поступления составили 8 179, 5 млн руб.

Таблица 3

Поступления прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг., млн руб.

Год Всего налоговых и неналоговых доходов, млн руб. Всего налоговых доходов В том числе: Неналоговые доходы, млн руб.

млн руб. % Прямые налоги Косвенные налоги

млн руб. % млн руб. %

2007 6955,2 6 951,0 100 5 236,4 75 1 714,6 25 4,2

2008 7 948, 9 7 944,2 100 6 590,8 83 1 353,4 17 4,7

2009 6 288, 3 6 283,9 100 4 749,3 76 1 534,7 24 4,4

2010 7 662, 9 7 659,5 100 5 834,0 76 1 825,5 23 3,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 9 719, 6 9 715,2 100 7 266,0 75 2 449,2 25 4,4

2012 10 958, 2 10 954,0 100 8 179,6 75 2 774,4 25 4,2

2013 11 331,5 11 327,2 100 8 506,5 75 2 820,7 25 4,3

2014 12 674,4 12 670,2 100 9 489,8 75 3 180,4 25 4,2

Небольшой спад косвенных налогов произошел в 2008 г., далее поступления от косвенных налогов возрастали.

Российская система налогообложения замышлялась исходя из того, что прямые налоги будут играть роль экономического регулятора, а косвенные выполнять фискальную функцию. Косвенные налоги имеют ряд преимуществ. К примеру, число плательщиков ограничено в сравнении с прямыми

и более контролируемо. Помимо этого, государство способно с помощью косвенных налогов влиять на цену товаров, и как следствие — структуру народного потребления. Учитывая, что государственная власть всегда стремится создать систему налогообложения, которая могла бы сделать процесс уплаты налога в казну как можно более незаметным, косвенные налоги в этом отношении являются идеально релевантными .

Поэтому неудивительно, что, несмотря на некоторое снижение доли косвенных налогов в бюджете Российской Федерации, она продолжает оставаться внушительной: порядка 7 % в ВВП страны, 25 % в консолидированном бюджете РФ . Всего же в России два вида косвенных налогов — налог на добавленную стоимость и акцизы. Ключевую для государства роль в данном тандеме играет НДС -его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета — 18 %, федерального бюджета — 25 % .

НДС пришел на смену утратившему свою жизнеспособность в связи с инфляцией в экономике налогу с оборота. Его становлению и прочному внедрению в практику налогообложения способствовали такие факторы, как:

1. Чрезмерная тяжесть прямого налогообложения, частота случаев уклонения от уплаты прямых налогов.

2. Постоянный дефицит бюджета, необходимость в расширении налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

3. Необходимость в усовершенствовании существующих налоговых систем, приведение их в соответствие требованиям современной рыночной экономики.

4. Незначительная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры .

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему; при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп. Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.

Кроме фискальной способности, следует также отметить и другие свойства современных косвенных налогов, которые востребованы настоящими экономическими условиями.

Косвенные налоги, применяемые в условиях инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему.

Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не подпадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными нало-

гами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, а до 2004 г. и налога с продаж .

Следует также заметить, что на российском рынке значительную долю в реализации составляют импортные продукты либо продукты с импорт-составляющей долей, поэтому подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет именно за счет косвенных налогов.

По предположительным оценкам экономистов-аналитиков, «теневой» капитал создает более 49 % объемов ВВП. «Теневой» бизнес создает диспропорции в структуре экономики, он стимулирует быстрый рост потребительского сектора. Неучтенные доходы, ушедшие из-под прямого обложения, попадают под обложение косвенными налогами.

Снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, и, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность. Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги — стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы.

Утверждение, что современные косвенные налоги регрессивны и тяжким бременем ложатся на покупателей, особенно на группу лиц с низкими доходами, потеряло свою актуальность; регрессивность — это прошлое дореволюционных акцизов.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают возможность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т. п., полученные средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т. е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

Следует также отметить, что расход на конечное потребление у малообеспеченных граждан приходится в основном на питание. С увеличением дохода делается акцент на расходы непродовольственного характера и дорогостоящие услуги: именно в этой части происходит усиление обложения косвенными налогами, вследствие чего возрастает и прогрессивность косвенных налогов.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения.

Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных. Демократизация государства выдвигает новые требования к налогообложению, смещаются акценты на его прогрессивность и пропорциональность, что делает косвенные налоги востребованными .

Однако, несмотря на всю прогрессивность и привлекательность, косвенное налогообложение имеет и ряд недостатков. Так, НДС является достаточно сложным в администрировании, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС препятствуют выходы российских компаний на мировой рынок, также при его возмещении часто используются различного рода «грязные» схемы (например, создание «фирм-однодневок», коррупционная деятельность). Еще одной проблемой является невозможность восполнения существенного дефицита региональных и местных бюджетов: существуют предложения по введению налога с продаж в их пользу, однако сделать это можно лишь при сохранении НДС (иначе, учитывая его роль, невосполнимыми будут потери федерального бюджета). Но, по мнению ученых и специалистов, такая реформа попросту невозможна из-за достаточно высокой налоговой нагрузки на экономику и социального резонанса вследствие подобных изменений.

Не все гладко и в акцизном налогообложении: растут акцизные ставки, расширяется список подакцизных товаров, что не может не привести к росту теневой экономики. По оценкам специалистов, рынок алкогольной продукции в России на сегодняшний день благодаря акцизам состоит на 35 % из легальной продукции, на 35 % — из суррогатов, нелегальной — 30 %. Невыплаченные акцизы составляют большую часть прибыли «нелегалов», повышение акциза в совокупности с оставлением прежней планки минимальной отпускной цены ведет к появлению широких демпинговых возможностей. В связи с этим можно сделать вывод, что повышение акцизных ставок не может решить проблемы дефицита бюджета.

Противники косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение товара от продавца к покупателю, однако косвенные налоги имеют индифферентный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зованию продукта. Безусловно, при этом утяжеляется цена товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога. В данном случае можно говорить о стимулирующей функции косвенных налогов, так как хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиций качества и цены. Ввиду того, что косвенные налоги начисляются на сформированную цену и служат лишь отражением ее в фиксированной ставке, имеется возможность и необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль для достижения соответствующего спроса на продукцию по предлагаемой цене, тем более что снижение прямых налогов содействует этому .

Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Мы видим, что в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц. В группе косвенных налогов очень малы поступления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ.

Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Литература

1. Гашенко И. В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. 2009. № 5(54). С. 49-56.

2. Бархатова Т. А., Кузнецова З. П. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы российской федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 4. С. 200-206.

3. Гуревич С. В. Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12. С.252-256

4. Усенков И. А. Роль и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 27. С. 100-103

6. Мамаду Б., Турбина Н. М., Владимирова С. В. Место и роль налоговой политики в системе госу-

дарственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 7. С. 184.

Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta.

2014. № 12. S. 252-256.

2015. № 27. S. 100-103.

* * *

ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF INDIRECT TAXATION

Оставьте комментарий