Косвенные налоги на бизнес формула

Даны следующие макроэкономические показатели, млрд. долл.:

1 Индивидуальные налоги 25
2 Чистые частные внутренние инвестиции 85
3 Нераспределённая прибыль корпораций 27
4 Трансфертные платежи 52
5 Экспорт 26
6 Прибыль корпораций 157
7 Импорт 43
8 Доходы, полученные иностранцами 23
9 Заработная плата 365
10 Взносы на социальное страхование 35
11 Стоимость потреблённого капитала 73
12 Государственные закупки товаров и услуг 124
13 Потребительские расходы 532
14 Арендная плата 28
15 Доходы от собственности 84
16 Проценты по государственным ценным бумагам 9
17 Косвенные налоги на бизнес 47
18 Дивиденды 63
19 Процентные платежи 51
20 Доходы, полученные за рубежом 31

Определить:

ВВП (двумя способами), чистый экспорт, валовые инвестиции, чистый факторный доход из-за границы, ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД, личные сбережения, налог на прибыль корпораций, сальдо государственного бюджета.

Решение:

1) Валовой внутренний продукт, рассчитанный по расходам, представляет сумму расходов всех макроэкономических агентов, которая включает: потребительские расходы (consumption spending – C), валовые частные внутренние инвестиции (gross private domestic investment – Igross), государственные закупки товаров и услуг (government spending – G), и чистый экспорт (net export — NX):

Валовые инвестиции представляют собой сумму чистых инвестиций и стоимости потреблённого капитала (амортизации):

Чистый экспорт (net export – NX) представляет собой разницу между доходами от экспорта (export – Ex) и расходами страны по импорту (import – Im) и соответствует сальдо торгового баланса:

Таким образом, расчёт ВВП по расходам выглядит следующим образом:

2)Валовой внутренний продукт, рассчитанный по доходам, представляет сумму доходов от национальных и иностранных факторов. Он определяется как Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций плюс Косвенные налоги на бизнес плюс Амортизация (стоимость основного капитала) за вычетом Чистого факторного дохода из-за границы.
Чистый факторный доход из-за границы – это разность между доходами, полученными гражданами за рубежом и доходами, полученными иностранцами в данной стране:

Рассчитаем ВВП по доходам:

4) Зная ВВП, а также величину чистых факторных доходов из-за границы можно найти ВНП:

5) Чистый внутренний продукт (ЧВП) равен разности между валовым внутренним продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

6) Чистый национальный продукт (ЧНП) равен разности между валовым национальным продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

7) Национальный доход – НД (National Income — NI) – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов. Его можно рассчитать двумя способами:

Или

Национальный доход равен сумме: Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций.

8)Для расчёта личного дохода – ЛД (personal income – PI) следует из НД вычесть всё, что не поступает в распоряжение домохозяйств и является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить всё то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД.

Или

9) Располагаемый личный доход – РЛД (disposable personal income – DPI) доход, находящийся в распоряжении домохозяйств. РЛД рассчитывается как разность между Личным доходом и Индивидуальными налогами.

10) Располагаемый личный доход домашние хозяйства тратят на Личное потребление и Личные сбережения.

Отсюда

11) Найдём налог на прибыль корпораций.
Так как Прибыль корпораций содержит в своём составе Налог на прибыль корпораций, Дивиденды и Нераспределённую прибыль корпорации. Выразим отсюда Налог на прибыль:

12) Сальдо государственного бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджета равны сумме Индивидуальных налогов, Налога на прибыль корпорации, Косвенных налогов на бизнес и Взносов на социальное страхование.

Расходы бюджета равны сумме Государственных закупок товаров и услуг, Трансфертов и Процентов по государственным облигациям.

Дефицит государственного бюджета равен 11 млрд. долл.

При создании своих налоговых систем государства могут закладывать в их основу различные параметры, например такие, как отношение совокупности налоговых изъятий к ВВП, общее количество и состав налогов, прогрессивность, пропорциональность или регрессивность налоговых ставок, приоритетность налогообложения определенных категорий налогоплательщиков или сфер хозяйственной деятельности, распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней и т. д.

Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. В зависимости от того, какова доля тех или иных видов налогов и сборов в общем объеме налоговых доходов, специалисты выделяют четыре основных модели системы налогов и сборов. Условно они именуются англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной моделями налогообложения.
Англосаксонская модель налогообложения существует в таких государствах, как Австралия, Великобрита¬ния, Канада и США. В ее основе лежит подоходное налогообложение, т. е. взимание прямых налогов с физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. Так, в США средства от взимания подоходного налога с населения составляют 44 % бюджетных доходов, в федеральном же бюджете на этот налог приходится более 80 % доходов.

Евроконтиненталъная модель налогообложения характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование. Подобные модели систем налогов и сборов существуют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии. Например, в 2000 г. общий объем налоговых доходов государственного бюджета Италии составил 596 трлн итальянских лир, из которых на прямые налоги пришлось 315 трлн лир (52,8%), а на косвенные налоги – 281 трлн лир (47,2 %). В Германии доля отчислений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, поступления от косвенных налогов – 22 %, а на прямые налоги приходится лишь 17%.

Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что косвенные налоги лучше собираются и контролируются. Это является немаловажным для тех стран, которые не имеют мощного податного аппарата. К примеру, доли косвенных налогов в доходах бюджетов составляют в Боливии 42%, в Чили – 46%, а в Перу – 49 %.

Смешанная модель налогообложения, сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, системы налогообложения, которые не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. Смешанной можно признать модель налогообложения, сложившуюся в Японии. В этой стране структура налоговых поступлений в целом примерно такая же, как и в государствах, имеющих англосаксонскую модель налогообложения. Однако в отличие от них в Японии приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов.

Возможны и другие варианты моделирования систем налогообложения. Отдельные государства из числа тех, которые по различным причинам имеют сравнительно низкий налоговый потенциал, пошли по пути отказа от взимания обычных налогов и взяли за основу льготную () модель налогообложения. В настоящее время в мире насчитывается около 60 стран, избравших подобную модель.
В большинстве своем оффшоры (от англ. offshore, трактуемого как «действующий вне территории страны») это небольшие материковые страны (Андорра, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Республика Либерия, Панама) или островные государства (Антигуа и Барбуда, Бермудские острова, Содружество Багамских островов, Республика Мальта, Республика Сейшельские острова, Ямайка, Маршалловы острова). Оффшорная модель, избранная этими государствами, противопоставляется общему режиму налогообложения и предполагает создание максимально льготных условий для налогоплательщиков. При этом исключительно льготное налогообложение обычно сочетается с установлением различных запретов и ограничений на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях и их участниках. Тем самым, создаются офшорные компании, которые вместо обычных налогов обязываются к уплате лишь разовых регистрационных сборов. Бюджетные доходы таких стран в основном и складываются из платежей подобного рода.

Выделяется несколько разновидностей зон льготного налогообложения – в зависимости от наличия следующих признаков:

доходы не облагаются налогами вообще или не облагаются доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории;
льготируются или полностью освобождаются от налогообложения определенные виды деятельности и предприятий;
налоговые льготы распространяются только на компании определенной организационно-правовой формы или только на нерезидентные компании.

Основное условие функционирования подобных юрисдикции в большинстве своем заключается в запрете для регистрируемых компаний осуществлять хозяйственную деятельность на соответствующей территории и использовать местные ресурсы. Тем самым устраняется потенциальная конкуренция, которую компании, регистрируемые с целью приобретения льготного статуса, могут составить резидентным хозяйствующим субъектам. К вновь регистрируемым компаниям могут предъявляться и другие дополнительные требования, например, заключающиеся в необходимости иметь зарегистрированный офис, секретаря и использовать в качестве работников местных жителей.
Построение налоговых систем на основе льготного налогообложения неоднозначно воспринимается мировым сообществом. В большинстве своем страны, на территории которых взимаются обычные налоги и сборы, относятся негативно к установлению исключительно льготного налогового режима в оффшорных зонах, расценивая такие действия как недобросовестную налоговую конкуренцию. Это объясняется тем, что в результате подобной практики их собственные налоговые доходы существенно сокращаются из-за ухода потенциальных налогоплательщиков в оффшорные юрисдикции.

Впрочем, следует учитывать, что льготная модель применяется также на части территорий тех государств, которые в целом используют традиционные подходы в налогообложении. В качестве примера можно назвать та¬кие административные единицы, как о-ва Гернси и Джерси, о. Сарк, о. Мэн (Великобритания), Дублин, Шеннон (Ирландия), Гонконг (КНР), Макао, о-в Мадейра (Португа¬лия), Виргинские острова, Вайоминг, Делавэр, Содружество Пуэрто-Рико (США), кантоны Женева, Невшеталь, Фрибург, Цуг (Швейцария). В названных случаях основной целью предоставления налоговых льгот является не сколько формирование бюджетов соответствующих территорий посредством взимания разовых платежей, сколько создание благоприятного инвестиционного климата в стране, увеличение занятости населения и повышение деловой активности.

«Налоговое право зарубежных стран» И.И.Кучеров

Уважаемые налогоплательщики!
Расскажем об истории налогов и налогообложения в России:
Финансовая система Древней Руси начала формироваться с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства — крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она приво¬зилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружи¬ны сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельст¬ву Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть доброде¬тель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через ре¬ку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления.
После свержения татаро — монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV — начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация — Сошное Письмо.
Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Гроз¬ном широко практиковались целевые налоги. Такими были ям¬ские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен.
Главными из косвенных налогов оставались торговые по¬шлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.
В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
В царствование Алексея Михайловича (1629 — 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная Палата.
Развива¬лись пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неок¬ладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практиче¬ских шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительст¬во Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансо¬вое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повы¬шен акциз на соль. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невы¬годно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тя¬желым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
В 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.
Эпоха реформ Петра I (1672 — 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения . Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729 — 1797 ) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого».
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны . Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М.М. Сперанским (1772 — 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. — время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 — 1871) издает труд «Опыт теории налогов» — основательное исследование государственного налогообложения. В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: «Равномерное распределение налогов» — налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» — неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. «Собирание налогов в удобнейшее время» — уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» — следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала». «Дешевое собирание налогов» — стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги .
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку — плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно — поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1936 г. была преобразована система платежей государствнных предприятий и колхозно — кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей — это эхо прошедшей войны.
В 60 — е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., не пошла на отмену налогов. В 1970 — е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа . Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц» . Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации.
Повышение налоговой культуры населения – это залог цивилизации! Укрепление социально-экономического развития страны – своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет! Используемая информация:
1.М. Буланже «Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах» /Налоговый вестник 1999, №4-5/
2. С.М. Соловьев Соч. История России с древнейших времен. Книга 2, том 4, Книга 11 том 3.
3. Элитариум: центр дистанционного образования /www. elitarium. ru/
Правовой отдел УФНС России по Республике Тыва

УДК 33

ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА

Башашкина Г.Ю., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и управление банковской деятельностью», Военный университет

Министерства обороны РФ

В период становления государственности России начала создаваться налоговая система. К началу 19 века налоговая система России была полностью сформирована и представлена широким спектром прямых и косвенных налогов. Наибольшие поступления в казну давали акцизы и таможенные платежи. В конце 19 века налоговая система способствовала успешному развитию экономики России и укреплению государственных финансов.

Ключевые слова: косвенные налоги, казначеи, гостиная пошлина, посошныйналог,система государственных финансов.

HISTORY OF TAXATION. TAXATION IN RUSSIA BEFORE 1917

of the RF

Keywords: indirect taxes, treasurers, living-room duty, Pesochny tax, the system of public Finance.

Налоговая система на Руси начала складываться с конца 9 века, с периода объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (конец 9 начало 10 века). В Древнерусских летописных сводах дань упоминается в смысле военной контрибуции, которую побежденные славянские народы платили своим победителям варягам и хазарам. Первые русские князья также облагали данью покоренные племена.

По мере усиления Киевского феодального государства дань все более превращалась в прямой налог, т.е. регулярную подать, которую платило население. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью служили «дым» — т.е. количество печей и труб в каждом домохозяйстве или рало (примитивный плуг). Поскольку в этот период хозяйство носило натуральный характер, большая часть дани собиралась в натуральной форме, например, мехами. Но даже в этих условиях некоторая часть дани уплачивалась деньгами. Дань как регулярный прямой налог применялась на протяжении 11,12 и первой половины 13 веков.

Со второй половины 13 века в годы татаро-монгольского ига (1243 -1480) основным налогом на Руси был «выход» («выход ордынский»), который платили Золотой Орде. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Вначале «выход» собирался баскаками — уполномоченными чиновниками Золотой орды. В конце 13 века начались протесты и восстания против действий баскаков. В первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать «выход» для отправки в Золотую Орду. Первым добился такого права Иван I (Калита), который стал собирать «выход» не только со своего княжества, но и от других удельных князей и отвозил его в Орду.

Кроме этого, существовали такая форма налогообложения, как «ям» — обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам.

Помимо ордынской дани в 14-15 веках со свободного населения взималась дань для княжеской казны. Дань собиралась преимущественно в натуральной форме. Но налоги, уплачиваемые Орде, сужали возможности пополнять казну за счет прямых налогов, поэтому главным источником внутренних доходов стали косвенные налоги.

Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин.

В число торговых пошлин входили:

— «мыт» — за провоз товаров через городские заставы. Первоначально «мыт» означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей (дорожной) пошлины. Мыт взимался с каждого воза и судна (лодки) на заставах у городов и крупных селений;

-гостиная пошлина — за право иметь склады; -торговая пошлина — за право устраивать рынки; -«вес» и «мера» — за взвешивание и измерение товаров. К судебным пошлинам относились «вира» — взималась за убийство и «продажа»- взималась за прочие преступления.

В конце 14 века возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами податей и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впоследствии на их содержании учреждаются казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины.

В 1480 г. Иван III (1505-1533) прекратил уплату «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

В 15 веке применялось прямое налогообложение, единицей обложения при котором служила соха — условная податная единица. Для торговых и промышленных людей (посадских и слободских) соха измерялась количеством дворов и ее размер (т.е. количество дворов) отличался в зависимости от состоятельности отдельных категорий плательщиков. Это объяснялось тем, что на соху устанавливался определенный налоговый оклад и для того, чтобы его могли уплатить люди различной состоятельности большее или меньшее число дворов, включалось в условную податную единицу. Историк В.О. Ключевский приводит пример обычных размеров сохи в зависимости от состоятельности плательщиков:

— 40 дворов лучших торговых людей;

— 80 дворов средних людей;

— 320 дворов молодящих посадских людей.

Размер сохи также различался для разных городов (т.е. зависел от местонахождения объектов обложения).

Сельская соха измерялась количеством пахотной земли (применялась единица измерения четверть или четь = 0,5 га) и зависела от качества почвы и принадлежности земель (служилым людям; монастырям, дворцовые и черные земли, обрабатывавшиеся крестьянами). Существенные отличия были и по местонахождению земель. Например, московская соха была больше новгородской.

Для определения размера прямых налогов применялось сошное письмо. В нем предусматривалось измерение земель, в том числе застроенных дворами в городах и перевод в условные податные единицы сохи.

Кроме того, были введены подати, имевшие специальное назначение: военное — ямские сборы предназначались для изготовления пушек, пищальные сборы — на приобретение огнестрельного оружия, жемчужные деньги — на изготовление пороха; военно-инженерное назначение — сборы на городовое и засечное дело направлялись на строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства); административного назначения — казначеевы и дьяч-ные пошлины.

Становление налоговой системы России в 16 -18 веках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие налоговой системы в 16 — 17 веках привело к появлению новых видов налогов и созданию центральных органов управления, занимавшихся сбором налогов. В 16 веке многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.

При Иване IV Грозном (1530-1584 г.г.) была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 | 61

для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и угнанных в плен мирных жителей.

В 15 -16 веках существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков так называемая «явка». При Иване Грозном выделка алкогольных напитков на продажу была запрещена. Продажа алкогольных напитков осуществлялась только через специальные питейные заведения — «царевы кабаки», которые были по существу казенными заведениями.

Доходы от продажи алкогольных напитков всегда занимали значительное место в поступлениях в казну и в отдельные периоды были основными поставщиками доходов казны. Форма привлечения этих доходов менялась: применялись монополия на изготовление и продажу, откупа, наконец, акцизы.

В 16 веке были созданы центральные органы управления, осуществляющие функции сбора налогов. Но сложившаяся система управления налогами оказалась сложной и запутанной, она включала в себя:

— приказ Большого прихода управлял сбором большинства прямых налогов.

— территориальные приказы (Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская и Костромская чети) управляли местными налогами;

— приказ Большого дворца собирал налоги с царских земель;

— приказ Большой казны осуществлял сбор налогов с городских промыслов;

— Казенный патриарший приказ — с церковных и монастырских Земель;

— отдельные виды налогов и сборов собирали Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы.

В 17 веке в период царствования второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича — «Тишайшего» (1645 -1676г.г.) были предприняты меры, направленные на увеличение доходов государства, результатом которых стали народные бунты.

Ведение войн с Речью Посполитой и Швецией во второй половине 17 в. привели к увеличению государственных расходов. Для финансирования возросших расходов были введены чрезвычайные налоги и сборы и расширена сфера применения косвенных налогов.

Чрезвычайные налоги были введены в форме деньги пятой, десятой и пятнадцатой. Они взимались с торговых людей в размерах соответственно 20, 10 и 6,67% и направлялись главным образом на военные нужды. Размер дохода и налоговый оклад каждого плательщика определялись выборными лицами на основе списков, по которым население уплачивало прямые подати.

Косвенным обложением были охвачены необходимые товары: соль, мед, квас, масло, рыба, хозяйственные товары, было разрешено употребление табака и установлена табачная монополия.

Таможенные, винные, соляные пошлины взимались на основе откупов (предоставление права сбора налогов откупщикам). Откупщики платили в казну определенную сумму, а разница между собранными налогами и уплаченной суммой доставалась им, т.е. по существу являлась их прибылью. Естественно откупщики стремились увеличить свои прибыли за счет увеличения сбора налогов, переданных им на откуп. Народ очень страдал от непомерно высокой тяжести налогообложения, от грабительских действий откупщиков.

Терпению населения пришел конец, когда в 1646 г. была повышена ставка соляной пошлины с 5 до 20 коп. за пуд. Результатом этого стали так называемые «соляные бунты». Пришлось отменить соляную пошлину, вместе с этим была отменена табачная монополия и восстановлен запрет на употребление табака.

В 1651 г. она была отменена откупная система, применявшаяся при взимании винных пошлин. Алкогольные напитки могли продаваться только в казенных «кружечных дворах, которые создавались в посадах и крупных селах. В дальнейшем (1663г.) в некоторых местностях была восстановлена откупная система.

В 1653г. многочисленные торговые пошлины для торговых людей были заменены единой пошлиной — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

В 1655 г. был создан Счетный приказ. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг. Проведенный анализ доходов государственного бюджета за 1680г. показал, что основную долю поступлений (свыше 50%) давали косвенные налоги, а из них выделялись таможенные и кабацкие сборы — около 49% всех доходов бюджета. На долю пря-

мых налогов приходилось около 45 % в доходах государственного бюджета, около 3% доходов обеспечивали чрезвычайные сборы и прочие доходы.

Прямое налогообложение, сложившееся в 15 веке и сохранялось до середины 17 века. Недостатками посошного налогообложения были нечеткость в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизм в оценке доходности земельных участков, возможность злоупотреблений чиновников при составлении писцовых книг.

Во второй половине 17 века (1679г) посошное налогообложение заменяется подворным, единицей налогообложения становится двор, а количество дворов определяется по числу ворот. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, проведенной в 1646г.

В 1679 -1681г. проводится реформа финансовых учреждений российского государства. Основным органом, осуществляющим сбор пошлин и податей, становится приказ Большой казны.

Развитие налоговой системы в 18-19 веках.

Значительные изменения в сфере налогообложении произошли в годы правления Петра I (1682-1725г.г). К ним относятся:

-введение большого количества новых налогов;

-замена приказов коллегиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-замена подворного налогообложения подушным.

Ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования, проводимые Петром I, требовали увеличения государственных расходов.

Для покрытия дополнительных расходов были введены чрезвычайные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

Для того, чтобы изыскивать средства пополнения казны Петр I учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть находить новые источники доходов. «Находками прибыльщиков» стали гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также удвоение подати для раскольников — староверов.

Основным организационным преобразованием в области налогообложения стала замена приказов коллегиями. В 1717 году создаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения, управлявшие государственными доходами и расходами, в том числе Камерколлегия, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. Камер-коллегия надзирала за окладными и неокладными доходами.

Взимание подушной подати было возложено на Военную коллегию, поскольку подушная подать направлялась на содержание армии и флота.

Штатс-контор-коллегия управляла государственными расходами.

Коммерц — коллегия управляла таможенными сборами и таможенными тарифаи.

Ревизион-коллегия была учреждена для ревизии и контроля расходования денежных средств.

Главным изменением в области прямых налогов стала замена подворного налогообложения подушным. Подушная подать — прямой налог, плательщиками которого в России были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Для целей налогообложения использовались понятия ревизская душа — единица учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью и ревизские сказки — списки (реестры) мужского населения для целей обложения подушной податью.

До 1710г. прямое налогообложение применялось подворное налогообложение на основе данных подворной переписи, в 1710г. проводится новая перепись, учитывающая не только количество дворов, но и количество душ. По результатам переписи выяснилась убыль населения и принимается решение о сохранении подворного налогообложения и использовании старой переписи, причем населению вменялось обязанность по уплате налогов за опустевшие дворы.

С 1718 по 1724г.г., несколько раз проводились уточняющие переписи населения. В 1724г. проверка ревизских сказок была закончена. Численность податного населения (крестьян и посадских людей мужского пола) составила 5 570 458 чел., при общей численности населения России 15 500 тыс.чел. С 1724г. в российских губерниях была введена подушная подать. Подворное налогообложение сохранилось для населения Украины и Белоруссии.

62 ТКЛШРОЮ» БШШБББ Ш КиББ1Л | №4 2017 |

Размер подушной подати для крестьян был определен путем раскладки на них расходов по содержанию армии — получилось 80 коп. с души в год. Позднее ставки были уменьшены. Расходы по содержанию флота распределили на посадское население, подушная подать с посадского населения была установлена в размере 1руб.20коп. В дальнейшем она также была уменьшена.

Основным недостатком подушного налогообложения было то, что подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу — ревизскую душу. Совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок.

Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. Всем хорошо известно произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души», главный герой которого Чичиков Павел Иванович покупал умерших, но еще не исключенных из ревизских списков крестьян, планируя в дальнейшем заложить их для получения денег.

В то же время введение подушной подати было прогрессивным шагом по сравнению с подворным налогообложением. Переход на подушное налогообложение способствовал росту числа крестьянских и посадских дворов, увеличению площадей обрабатываемых земель, поскольку устранялась зависимость между размерами налоговых платежей и количеством дворов, построек, площадью обрабатываемой земли. В доходах казны поступления по этому виду налогообложения достигали 50%. Впоследствии доля поступлений подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных категорий населения от ее уплаты и возрастания роли косвенных налогов.

В 18 веке налоговая система сохранялась в основном в том виде, в каком она сложилась при Петре I, но некоторые изменения проводились.

Наиболее значительные изменения произошли в период правления Екатерины II (1762 -1796).

Основным прямым налогом по-прежнему оставалась подушная подать. Подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным сбором. От уплаты подушной подати в 1775г. было освобождено купеческое сословие, для него вводился самостоятельный налог — гильдейская подать. Все купцы были распределены по трем гильдиям в зависимости от имущественного положения. Лица, имевшие капитал менее 500руб., не признавались купцами, а считались мещанами и платили подушную подать. Ставка гильдейской подати устанавливалась в процентах от капитала. Все существовавшие до этого времени промысловые сборы были отменены.

Были проведены и организационные преобразования в системе управления налогами. В 1775г. учреждены губернские финансовые органы — Казенные палаты, которым передавались дела по финансовому управлению. При Казенных палатах находились податные инспектора и податное присутствие. В подчинении Казенных палат были губернские и уездные казначейства. В 1780г. создана Экспедиция о государственных доходах, занимавшаяся доходами, расходами и взысканием недоимок.

Во второй половине 18 века основное место в доходах казны заняли косвенные налоги. Это соответствовало представлениям императрицы Екатерины II о справедливой налоговой системе, которая считала, что: «В любом государстве налог наименее тяжелый это тот, который падает на товары, потому, что гражданин уплачивает его, не замечая».

В конце 18 века на долю подушной подати приходилось немногим более 30% государственных доходов, на долю косвенных налогов свыше 40%, из них более половины давали питейные сборы, взимаемые на основе откупов. Служба откупщиков признана государственной, с 1775г. местное управление откупами поручено Казенным палатам. С 1781г. вино стало отпускаться откупщикам только из казенных складов (магазинов) и должно было продаваться по казенной цене.

Важные мероприятия в налоговой сфере были проведены в период правления Александра I (1801-1825).

В 1802г. по его указу было образовано Министерство финансов, которому отводилась центральная роль в управлении доходами и распределении всех доходов по направлениям расходования средств. Первым министром финансов был назначен граф А.И.Васильев. Окончательно Министерство финансов было сформировано только в 1811 году. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально стал Департамент

податей и сборов, а затем Департаменты окладных и неокладных сборов.

Другим значимым мероприятием в начале 19 века было введение нового налога — процентного сбора с дохода от недвижимого имущества.

В 1817 году изменена система получения дохода от продажи спиртных напитков — введена казенная оптовая продажа вина. Система государственной монополии просуществовала 10 лет до 1827г. и принесла большие доходы казне.

В дальнейшем в связи с сокращением питейного дохода казны был восстановлен винный откуп и введены акцизы с ведра на пиво, мед, брагу, сусло и медовый квас, а также введены акцизы на табак и сахар.

В первой половине 19 века окончательно сформировалась система государственных финансов, частью которой является налоговая система. В доходах казны преобладали поступления косвенных налогов, из них наибольшая доля приходилась на питейный сбор и соляной налог. В целом поступления косвенных налогов вдвое превышали сумму прямых налогов. Основным прямым налогом оставалась подушная подать, ее доля вместе с оброчной податью составляла 70% в прямых налогах. Основная тяжесть налогообложения приходилась на крестьянство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второй половине 19 века произошли значительные изменения в налоговой системе. Введены поземельный налог, величина которого устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между землевладельцами и подомовой налог, которым облагались строения в городах (жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и др. строения). Винные откупа заменены акцизными сборам со спиртных напитков — винным акцизом.

Наиболее значимым изменением стала отмена подушной подати, которая проводилась поэтапно с 1883 по 1893г.г. В1883г — отменена для некоторых сословий; в 1885г. отменена для всех сословий на территории Европейской России, а позднее и для других территорий России.

В конце 19 века произошли следующие изменения в сфере налогообложения:

— повышаются ставки акцизов (на спирт сахар, табак), таможенных пошлин, налога с недвижимых имуществ в городах;

— в 1,5 раза увеличен поземельный налог;

— введены новые налоги, такие как нефтяной и спичечный акцизы; налог на денежный капитал (объектом обложения по нему были проценты по ценным бумагам, доходы по вкладам в банках, прибыль и дивиденды); система пошли с имуществ, переходящих безвозмездными способами (наследование, дарении, пожалование и т.п.).

На этом этапе развития налоговой системы ведущее место в государственных доходах заняли акцизы и ввозные таможенные пошлины. Таможенные платежи к началу 20 века обеспечивали почти 14% всех доходов государственного бюджета.

В этот период России удалось добиться активного торгового баланса, пополнить золотой запас и укрепить государственные финансы. В то же время произошло существенное увеличение налогового бремени за счет акцизного и таможенного обложения.

Литература:

1.Брокгауз Ф.А. «Энциклопедия налогового развития» 2000 г.

2.Толкушкин А.В. «История налогов в России» 2001 г

3.Барулин С.В. «Теория и история налогов» 2006 г.

ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КШБТА | №4 2017 | 63

Оставьте комментарий