Криминализация российской экономики

УДК 330 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-112-119

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

ЮХАЧЕВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ekon@regadm.tambov.ru

МОИСЕЕВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tmbagro@gmail.com

В России криминализация экономики является лидирующей среди проблем, которые подрывают авторитет правительства, разрушают государственный строй и создают угрозу экономической безопасности страны. Эти обстоятельства устанавливают надобность скорого принятия действенных мер по защите экономики страны от отрицательных результатов незаконной и преступной экономики. Проблеме криминализации экономики уделяют внимание многие экономисты и ученые. Они раскрывают фундаментальные понятия, направления криминализации экономики, а также исследуют теневые процессы и коррупцию. Авторами в статье выявлены факторы и особенности криминализации экономики, а также ее масштабы и проявления; представлен анализ теневой экономики, ее структура и виды; рассмотрены последствия криминализации экономики на экономическую безопасность России: экономические (усиление масштабов теневой экономики и ее интеграция в различные сферы деятельности, задерживается возникновение результативных индивидуальных собственников, малоэффективно применяются бюджетные средства, увеличиваются цены из-за коррупционных «накладных расходов», исчезает доверие у рыночных агентов к возможности правительства ставить и поддерживать честные правила на рынке) социальные (отвлекается большие средства от цели социального развития, возрастает имущественное неравенство, дискредитируется закон, повышается социальная напряженность), политические (совершается сдвиг целей национальной политики, снижается доверие к правительству, увеличивается ее отчуждение от общества, снижается политическая конкуренция), финансовые (деформация налоговой сферы, деформация бюджетной сферы, увеличение ошибок макроэкономического регулирования, изменение кредитных отношений, структуры платежного оборота, нанесение ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом, стимулирование инфляции, рост инвестиционных рисков). Определено, что более значимые обстоятельства низкой эффективности в борьбе с коррупцией связаны со значительной латентностью коррупции, коррумпированностью чиновников и коррумпированностью судебной власти.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая преступность, экономическая безопасность

Экономическая безопасность России сегодня считается одной из масштабных проблем. Особую угрозу представляет организованная преступность, коррупция. Правоохранительные органы не установили четкие границы в обеспечении экономической безопасности, борьбе с преступностью в экономической сфере. Теневая экономика, которая проникла во все сферы деятельности экономики, приобретает признаки системной опасности социального и экономического развития страны .

В связи с этим особенную актуальность обретает исследование теоретических основ, методов обнаружения экономических опасностей, теневых процессов в экономической сфере, объяснение

тенденций в области социально-экономической политики в качестве механизма регулирования экономических систем в современных условиях.

Итак, криминализация экономики — это такое состояние экономики, при котором происходит увеличение и присвоение доходов, добытых нелегальным путем .

На степень и уровень экономической преступности влияет целый комплекс причин: политических, экономических, правовых. Также выделяют такие факторы, как организационные, медицинские, технологические.

Экономическая преступность в современной России имеет определенные особенности и на-

правления развития. Наиболее важными являются следующие черты :

— высокий уровень латентности экономических преступлений;

— перманентное совершенствование методов преступных посягательств. Существует сдвиг примитивной преступности из экономики и замена ее более сложной, умной, логичной. Об этом говорит настойчивое понижение доли преступлений, известных как «традиционные» имущественные злодеяния (кражи, грабежи). Правонарушители стремительно адаптируются к новым типам, формам и методам деятельности организаций. Они интенсивно используют в криминальных целях изменяющуюся рыночную среду и информационные технологии. Растет число злодеяний, совершенных в сфере высоких технологий (компьютерные преступления, сетевые преступления, преступления в сфере личной беспроводной связи) с употреблением особенных знаний в области финансово-экономической деятельности, в рамках профессиональной деятельности;

— активное участие в преступлениях организованных преступных групп. По сведениям МВД, в России насчитывается не менее 80 тыс. членов организованных преступных групп, которые контролируют около 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ ;

— слияние экономической и уголовной преступности;

— укрепление межрегионального характера транснациональной экономической преступности. Данная направленность выражается в том, что, первое — экономические отношения с зарубежными странами применяются для отмывания денег, второе — злоумышленники применяют инфраструктуру всемирных финансовых рынков для реализации противозаконных посягательств. Например, мошеннические сделки в Интернет, незаконная оффшорная деятельность;

— повышение эффективности системы легализации доходов, полученных преступным путем. Отмытые средства включаются в экономический кругооборот, вкладываются в законное предпринимательство, незаконно вывозятся за рубеж.

Первое место в России занимают преступления коррупционной направленности (30 тысяч зарегистрированных правонарушений); второе место — мошенничества (20 тысяч преступлений); третье место — фальшивомонетничество (20,5 тысяч правонарушений), но совершенных в крупно размере снизилось на 9,5 % по сравнению с 2013 г. Присвоение и растрата (9,2 тысячи преступлений) занимает четвертое место; пятое место — нарушение авторских и смежных прав (более 2 тысяч уголовных дел).

Теневая экономика начала расти в России в 90-е гг., в силу ряда причин :

1) государственные структуры утеряли способность к стратегическому и своевременному управлению экономикой. Образовавшийся вакуум управления заполнился мафиозными взаимосвязями и отношениями, нравами дикого капитализма, для которого характерны: вымогательство и обман, нажиться с помощью спекулятивных операций, рвение отхватить лакомые куски публичного пирога и т. д.;

2) сформировался дестимулирующий механизм легальной финансовой деятельности, вытесняющий ее в тень. Данная модель содержала:

а) непродуманную мгновенную либерализацию цен, это привело к обнищанию населения, а значит, и к внезапному падению платежеспособного спроса на товары;

б) внезапное «открытие» экономики внешнему миру;

в) строгая кредитно-денежная политика;

г) неподъемный налог относительно реального сектора.

Объем теневой экономики тесно и напрямую связан с количеством рабочих мест, а также с уровнями коррупции и преступности. В стране с высокой реальной безработицей, с неразвитой промышленностью, с острой недостаточностью в экономике рабочих мест, не обеспечивающих потребности населения, большая по доле в ВВП теневая экономика неизбежна. Обделенные легальной работой люди вынуждены как-то выживать и потому занимаются любой деятельностью, приносящей им доход.

Новые статистические данные за 2014-2015 гг. свидетельствуют, что теневая экономика в России не снижаются . Структура теневой экономики включает неформальную, фиктивную и подпольную составляющие экономики.

Неформальная экономика включает разрешенные законодательством виды деятельности, участники которых не платят налоги. Неформальная экономика тесно переплетена в Российской Федерации с легальной экономикой и составляет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. Р. YUHACHEV, Р. S. MOISEEV

большую часть всей теневой экономики по числу занятых в ней. Неформальная экономика, в отличие от фиктивной и подпольной, учитывается официальной статистикой в показателях страны и регионов. И поскольку даже сами статистики считаю ее «невидимой» и не считаемой статистическими методами, учет неформальной экономики, как правило, приводит к завышению ВВП, ИПП и других показателей.

Фиктивная экономика напрямую связана с коррупцией и вытекает из нее. Это экономика взяток, откатов, приписок, мошенничества, незаконных преференций, льгот и выгод для своих, включая родственников и друзей.

Подпольная экономика включает запрещенные законодательством виды деятельности: производство и торговля наркотиками, оружием, рэкет, убийства и насилие по заказам, контрабанда, содержание притонов, проституция и другие.

В других видах экономической деятельности официально учтенная доля неформальной экономики и число занятых в ней невелики: образование (105 тыс. чел), медицина (141 тыс. чел), производство и распределение электроэнергии, газа, воды (40 тыс. чел) и другие . Зато в образовании, здравоохранении, ЖКХ весьма велики доли фиктивной экономики, изрядно пополняющие теневую экономику. По фиктивной экономике официальная статистика отсутствует, даже оценочная статистика, как и по подпольной экономике. Оценки теневой экономики России регулярно делают лишь международные институты и организации .

В особо кризисном 2015 г. численность занятых в неформальной экономике РФ выросла во втором квартале на 900 тыс. чел до 21,2 % от общего числа занятых в экономике (15,3 млн. чел).

Теневая экономика в Российской Федерации, согласно исследованиям Всемирного банка, составляет 43 % от ВВП, в Китае — всего лишь 13 % ВВП, в Швейцарии еще меньше — 8 %, а в Израиле — 6,6 %. А в России только в неформальной экономике занято более пятой части трудовых ре-

сурсов. Чему основные причины — неэффективное государство и коррупция.

Более подробно рассмотрим эти явления. У коррупции, как у любого сложного социального явления, у нее нет единого определения. По этой причине, мы будем говорить о государственной коррупции, которая одной из сторон имеет лица, которые находятся на государственной службе или выполняют некоторые властные полномочия, делегированные им от избирателей или иным образом .

Таким образом, коррупция — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и прав, возложенных на него, в целях личного обогащения, вопреки установленным законам и правилам.

Проявление коррупции в любом виде в массовом масштабе является угрозой экономической безопасности, даже в том случае, если мы не будем рассматривать различные признаки и виды коррупции. Без преодоления коррупции, которая стала не только системой, но и глобальной проблемой, невозможно прогрессивное развитие общества. Коррупция — серьезный вызов для каждой страны и общества. Она надрывает авторитет государственной власти, приводит к уменьшению результативности государства, выступает против государственных интересов в разных сферах деятельности, формирует непосредственную угрозу защищенности граждан, общества и государства. В качестве примера можно привести захват школы в Беслане. На вопрос о том, как это могло произойти? Ответ прост — сотрудники полиции пропустили через посты террористов за счет того, что им дали взятки.

В России коррупция приходит в разные области жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития государства, приводит к прямым или косвенным хищениям денег из государственного бюджета и государственной собственности. В статьях и монографиях, которых довольно много в последнее время, верно отмечено, что коррупция приводит к неспособности органов государственной власти результативно координировать взаимодействие рынка и экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Таким образом, компании, которые загрязняют окружающую среду, готовы регулярно выплачивать взятки чиновникам, но не ставить дорогие очистные постройки. Компании, которые желают инвестировать в строительство зданий в элитном районе города, также готовы принять участие в коррупционных схемах за нужное решение.

Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», продолжающийся рост преступлений, сопряженных с коррупцией, считается одним из ключевых источников угроз национальной безопасности в сфере экономической безопасности. Таким образом, коррупция официально признана одной из системных угроз национальной безопасности .

Наиболее негативно воздействует на национальную безопасность административная коррупция. Она, как правило, подразумевает сознательное введении искажений в процесс предписанного исполнения имеющихся законов с целью предоставления преимущества заинтересованным сторонам за плату. Она содержит в себе :

— взяточничество;

— непотизм;

— нелегальное участие в предпринимательской деятельности, как лично, так и через членов семьи или доверенных лиц;

— предоставление исключительных прав, льгот и других преимуществ для корыстного использования;

— получение или отклонение государственных средств и имущества для корпоративной группы;

— применение или манипуляция официальной информацией, в том числе в личных или групповых интересах, которые нарушают закон;

— противозаконное использование преференций для групп и отдельных лиц, а также некоторые другие аналогичные действия.

Развитие малоэффективных правовых процедур ведет к формированию чиновниками схем для извлечения дополнительной прибыли. В рамках намеренно сформированных механизмов чиновники приобретают возможность легко входить на рынок и внедрять новые «правила игры», происходит постепенное повышение числа чиновников, которые вымогают взятки у компаний за право заниматься инвестиционной деятельностью. Это оказывает негативное влияние на инновации и экономическое развитие государства, так как с развитие инвестиционной деятельности компании затруднено, и многие перспективные инновационные проекты не могут быть реализованы.

Коррупция постоянно причиняет вред социальным интересам — прямой или косвенный. Если коррупции не препятствовать, то она быстро растет, затрагивая все больше и больше сфер. В итоге создаются социальные практики, которые превращают коррупцию в неотъемлемую часть общества.

Не уменьшается число зон возможного высокого коррупционного риска в концепции государ-

ственного управления. В первую очередь выделяются следующие сферы :

— надзор целевого и эффективного использования бюджетных средств, подготовки и принятия решений по распределению бюджетных ассигнований, субсидий и т. д.;

— управление объектами государственного имущества (здания, строения, сооружения), в том числе, сдача в аренду, безвозмездное пользование;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов;

— контроль за хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— назначение на должности государственной службы, осуществление конкурсов на замещение должностей, подготовка кадрового резерва.

Не существует никаких сомнений, что коррупция оказывает воздействие на все аспекты жизни. Существует очень много видов последствий коррупции, но мы остановимся на экономических, политических, социальных.

Экономические последствия коррупции :

1. Расширяется теневая экономика, это ведет к снижению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Результат — правительство утрачивает экономические рычаги управления экономикой, усугубляются социальные проблемы, вызванные недостаточностью исполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные рыночные механизмы, потому что победителем становится не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто сумел приобрести превосходства за взятки. Данное подразумевает снижение эффективности рынка и дискредитацию идеи рыночной конкуренции.

3. Задерживается возникновение результативных индивидуальных собственников, главным образом, из-за нарушений в процессе приватизации.

4. Малоэффективно применяются бюджетные средства. Это проявляется при распределении государственных контрактов и кредитов. Это усугубляет финансовые проблемы страны.

5. Увеличиваются цены из-за коррупционных «накладных расходов». Соответственно, страдает потребитель.

6. Исчезает доверие у рыночных агентов к возможности правительства ставить и поддерживать честные правила на рынке. Это ведет к ухудшению инвестиционного климата и, соответственно, не разрешаются проблемы преодоления спада производства.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это

S. Р. YUHACHEV, Р. S. MOISEEV

приводит к сокращению производительности их работы, и, следовательно, уменьшается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия коррупции:

1. Отвлекается большие средства от цели социального развития. Таким образом, усиливается финансовый кризис, падает способность правительства решать социальные проблемы.

2. Фиксируется и возрастает имущественное неравенство, увеличивается уровень бедности. Коррупция стимулирует незаслуженное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых групп населения.

3. Дискредитируется закон в качестве основного инструмента регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании складывается понимание незащищенности граждан перед преступностью и перед властью.

4. Укрепляется организованная преступность за счет коррумпированности правоохранительных органов.

5. Повышается социальная напряженность, которая бьет по экономике и угрожает политической устойчивости в государстве.

Политические последствия коррупции:

1. Совершается сдвиг целей национальной политики от общенационального развития к обеспечению олигархическими группами власти.

2. Снижается доверие к правительству, увеличивается ее отчуждение от общества. Соответственно, любые благие начинания власти ставятся под угрозу.

3. Снижается авторитет государства на международной арене, увеличивается опасность ее экономической и политической изоляции.

4. Снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в демократических ценностях, возникает опасность распада демократических институтов.

В основании элементов появления и формирования коррупции лежат экономические отношения и экономика в целом, и ее основой являются экономические преступления. Более значимые обстоятельства низкой эффективности в борьбе с коррупцией связаны с :

1) значительной латентностью коррупции. В результате, только 4-5 % случаев коррупции выявляются;

2) коррумпированностью чиновников, которые должны бороться с коррупцией;

3) коррумпированностью судебной власти.

Таким образом, в наше время, мероприятия по

борьбе с коррупцией исполняются не только правительствами разных стран, но и международны-

ми, неправительственными и общественными учреждениями. Тем не менее, исторический опыт и современная практика показывают, что ни одно государство не смогло полностью решить проблему коррупции. Природу развития коррупции ученые видят по-разному. Одни видят природу в несовершенстве законов, которые способствуют деградации человека, другие — в неоправданном расширении роли правительства, третьи — в причинах, которые лежат в экономической сфере. Но все говорят одно — масштабы и динамика коррупции отражают общие экономические, социальные и политические проблемы государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Негативные результаты криминальной экономической деятельности выражаются в разных общественно-финансовых деформациях.

1. Деформация налоговой сферы проявляется в воздействии на распределение налоговой нагрузки и, как результат, уменьшении бюджетных затрат и изменении ее структуры.

Уклонение от уплаты налогов и сокрытие экономической деятельности от контроля ведет к увеличению налогообложения доходов, которые получают законопослушные налогоплательщики. Рост налоговой нагрузки подталкивает к дальнейшему сокрытию доходов.

Результат неофициальной занятости — вытеснение официальных работников из сферы общественно-полезного труда. Общий объем производства остается неизменным, но его легальная часть становится меньше, что ведет к уменьшению налоговых поступлений.

2. Деформация бюджетной сферы — уменьшение затрат государственного бюджета и изменение его структуры.

Причина недофинансирования государственных институтов, их ослабление и деградация -снижение доходов бюджета.

Результат снижения государственных затрат -сокращение и недофинансирование социальных программ. Снижение государственных затрат усилило структурный кризис, поставило в нелегкое экономическое положение военно-промышленные предприятия и другие отрасли, которые используют высокие технологии и лучший трудовой потенциал.

Недофинансирование государственных затрат -причина кризиса неплатежей. Усиление проблемы неплатежей, ухудшение финансового положения организаций реального сектора, лишение их оборотного капитала — все это результат невыполнения бюджетом своих обязательств.

3. Влияние на эффективность макроэкономической политики выражается в увеличении ошибок макроэкономического регулирования. Оно связано

с нехваткой точных данных о структуре, масштабах скрытой части производства в официальном и неофициальном секторе.

Коррупция, незаконные формы деятельности, которые влияют на распределение и формирование бюджетных ресурсов ведут к снижению эффективности макроэкономической политики.

4. Влияние на кредитно-денежную сферу выражается в изменении кредитных отношений, структуры платежного оборота, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом, стимулировании инфляции, в росте инвестиционных рисков.

Организованные преступные группы проделывают действия с валютой для того, чтобы отмыть деньги или получить незаконные доходы, которые оказывают пагубное влияние на курсы и банковские системы.

Нарушить деятельность национальных финансовых институтов может и перевод средств. Нелегальная экономическая деятельность оказывает влияние и на валютный рынок, где происходит перевод неофициальных доходов в иностранную валюту и вывоз ее за границу.

5. Деформация структуры экономики. Незаконная экономическая деятельность — это не только следствие изменения структуры экономики, но и ее фактор. Это относится ко всем видам экономики. Рассмотрим аспекты влияния криминальной экономики:

— помогает увеличить инвестиционные риски, сократить инвестиционную активность, в результате чего происходит снижение спроса на инвестиционные товары и спад в инвестиционных отраслях;

— сосредотачивается в спекулятивных финансовых и торговых секторах экономики, стимулирует их развитие в ущерб законному производству;

— ориентируется на развитие сферы нелегальных товаров и услуг;

— способствует увеличению расходов на обеспечение безопасности и охраны.

6. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие. Экономическому развитию препятствует сокрытие экономической деятельности, в результате которой снижаются налоговые поступления. Также на развитие оказывает влияние и организованная преступность. Она сдерживает развитие легальных форм открытых рынков и инвестиций, подрывает усилия в области развития, из-за того, что ресурсы отвлекаются от других проектов и направляются на борьбу с криминальной деятельностью. Коррупция, сопутствующая организованной преступности, снижает «готовность населения идти на жертвы, связанные

с политикой развития», и, как правило, наносит ущерб принятию управленческих решений государственными органами.

7. Влияние на инвестиционный процесс. Это один из более важных результатов воздействия преступной экономической деятельности на финансовое развитие. Сокрытие стандартной экономической деятельности от контроля, ограничивает способность привлечения инвестиционных ресурсов со стороны других государств.

8. Влияние на состояние природной среды. Криминальные группы имеют все шансы причинить значительный экологический ущерб, в особенности малоразвитым государствам. Они никак не беспокоятся о находящейся вокруг сфере. Деятельность организованной преступности повергла к сокращению количества осетровых рыб в Каспийском море из-за браконьерской ловли с целью добычи икры.

9. Влияние на систему международных экономических отношений.

Неофициальные доходы, которые проникают в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, изменяют структуру платежного баланса государства, отрицательно воздействуют на доходы частных фирм. Организованная преступность приводит к нарушению национальных границ.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

8. Османов Ж. Д., Колесниченко Е. А. Методические аспекты обеспечения экономической безопас-

S. P. YUHACHEV, P. S. MOISEEV

10. Алтухов А. В. Влияние коррупции на развитие инвестиционной деятельности предприятий в России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. № 2. 2011. C. 316-318.

12. Юхачев С. П. Коррупция как экономические отношения социум // Финансовый бизнес. 2011. № 1(150). С. 75-77.

* * *

CRIMINALIZATION OF THE ECONOMIC RELATIONS IN RUSSIA AND HER INFLUENCE ON ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Экономическая безопасность является основой национальной безопасности и определяет перспективы социально-экономического, политического и культурного развития России .
В современных условиях ее обеспечение приобретает первостепенное значение, поскольку экономическая глобализация означает качественно новую ступень в развитии международных экономических отношений и формировании единого экономического пространства. Это `подталкивает` страны с переходной экономикой к научной разработке и практической реализации новой парадигмы экономической безопасности, учитывающей особенности взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях глобализации, в том числе криминализацию этой сферы.
Криминализация хозяйственной деятельности всегда рассматривалась как серьезная угроза экономической безопасности Российской Федерации . При различных подходах к определению угроз экономической безопасности подавляющее большинство ученых сходится на том, что криминализация экономических отношений представляют собой одну из самых серьезных угроз .
В сфере внешнеэкономической деятельности криминализация приняла широкий размах в силу целого ряда факторов социально-экономического, политического, государственно-правового и культурного характера. В частности, к ним относятся непродуманные рыночные реформы, форсированная либерализация режима ВЭД, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточная защищенность капиталов, высокие темпы инфляции, несовершенство нормативно-правовой базы (прежде всего, законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенного, налогового, валютного законодательства), низкая эффективность государственного контроля за внешнеэкономическими операциями, результатами интеллектуальной деятельности, недостатки в правоохранительной деятельности, девальвация общезначимых ценностей и снижение уровня правосознания.
За последние неполные два десятилетия политика российского государства в сфере ВЭД претерпела коренные изменения. Начальным этапом этих преобразований можно считать издание Указа Президента России от 15 ноября 1991 г. N 213 `О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР`, которым разрушена монополия государственных структур на внешнеторговые контакты. Затем постепенно начинает обновляться нормативно-правовая база, осуществляется перестройка системы государственной (в первую очередь, исполнительной) власти, перераспределяются полномочия государственных органов, участвующих в регулировании внешнеэкономической деятельности. Процесс реструктуризации и модернизации системы государственного управления и контроля продолжается до сих пор. Однако утверждать, что уже создан государственный механизм, абсолютно адекватный новым социально-экономическим, правовым и культурным условиям преждевременно.

После демонополизации внешнеторговой сферы в нее было вовлечено большое количество юридических и физических лиц. В настоящее время предприятия, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера уставного капитала и активов, сферы деятельности, места учреждения, имеют возможность участвовать в международном экономическом обмене. Активно пользуются такой возможностью и индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем обвальная девальвация рубля, изменение масштаба внутренних цен на старте экономических реформ, устранение ряда административных барьеров создали благоприятные условия для получения сверхприбылей, быстрого наращивания и вывоза капитала, легализации преступных доходов. В итоге в сфере ВЭД оказалось немало фирм с сомнительной репутацией, в том числе создаваемых для разовых спекулятивных операций, имеющих и криминальный характер. Сфера внешнеэкономических связей превратилась в одну из наиболее криминогенных.
Криминализацию внешнеэкономической деятельности можно рассматривать, с одной стороны, в качестве процесса, характеризуемого постепенным вытеснением легитимных экономических отношений их криминальными разновидностями — а с другой — в качестве особого социального явления, обусловленного ростом масштабов внешеэкономической деятельности и сопутствующей ей преступности, распространением делинквентного поведения в данной сфере. .
Криминализация внешнеэкономической деятельности поражает и всю систему социальных связей, норм и отношений. Повышенная социальная опасность экономической преступности вообще и преступлений в сфере таможенного дела в частности, по справедливому замечанию С.Ю. Ивановой, заключается в негативном влиянии на институты общества, в нарушении установленного порядка функционирования экономики и деятельности государства в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования .
Экстенсивное развитие преступности, имевшее место в первые годы после либерализации ВЭД, постепенно уступает место интенсивному. Специалистами констатируется заметное повышение ее `профессионализма`, выражающееся в модернизации способов подготовки, совершения и сокрытия внешнеэкономических и сопутствующих им преступлений, тщательном планировании криминальной деятельности и эффективном противодействии органам уголовной юстиции. Правонарушения зачастую приобретают многоэпизодный характер, что позволяет говорить об устойчивой криминальной ориентации отдельных субъектов ВЭД и, действительно, рассматривать противоправную деятельность в данной сфере как профессиональную и как неотъемлемую составляющую теневой экономики.
Научно-технический прогресс и, прежде всего, широкое внедрение современных информационных технологий, совершенствование компьютерной техники и средств коммуникации способствует развитию не только легальной, но и теневой экономики. Увеличивается количество уголовно-правовых деликтов, совершаемых с применением высоких технологий. Так, автоматизация процесса таможенного оформления, переход на электронное декларирование товаров вызвали появление преступлений, связанных с несанкционированным доступом к компьютерным сетям и базам данных таможенных органов. Например, в 2005 году были установлены факты внесения изменений в базу данных Северо-Западной акцизной таможни с целью предъявления при таможенном оформлении поддельных платежных поручений . В связи с продолжающимся внедрением электронного декларирования в практику таможенного дела возможно увеличение количества высокотехнологичных преступлений, в том числе, связанных с незаконным доступом и внесением изменений в базы данных таможенных органов Зачастую криминальные бизнес-отношения развиваются более высокими темпами, чем легальные.

Достаточно сложный механизм совершения преступления характерен для таких отнесенных к компетенции таможенных органов уголовно-правовых деликтов, как уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Отдельные виды контрабанды также отличаются сложнейшими схемами реализации преступных целей.
В некоторых областях криминального внешнеэкономического бизнеса продолжается наращивание объемов нелегального оборота. Так, на протяжении последних лет угрожающими темпами увеличиваются объемы контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, а также сопутствующих им сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров. Эскалация незаконного наркооборота в большинстве регионов РФ сегодня очевидна. Результаты уголовно-правовых, криминологических и криминалистических исследований свидетельствуют, что для современного международного наркобизнеса наряду с тенденцией увеличения количества перемещаемых через таможенную границу психоактивных веществ также характерна тенденция к совершенствованию преступной деятельности.
Увеличиваются и размеры объемов контрабандно перемещаемого вооружения. Растет также число международных операций, нарушающих права интеллектуальной собственности.
`Традиционно` сохраняется высокий уровень коррупционализации внешнеэкономических отношений. Практически все наиболее крупные незаконные внешнеэкономические операции связаны с подкупом должностных лиц государственных органов, участвующих в регулировании ВЭД, в первую очередь, таможенных. Участие таможенников в преступлениях резко усложняет их раскрытие. К тому же даже выявленные преступления, совершенные сотрудниками таможенных органов, не всегда должным образом наказываются.
Коррупция, по сути — это способ перераспределения собственности, капита лов, материальных и нематериальных благ или прав на них, способ подавления свободы, мультиплицирующий отношения экономического и социального неравенства и несправедливости. И как социальное, а точнее, антисоциальное явление она представляет для общества и государства особую опасность, тем более, что приобретает системный, организованный характер.
Заметное повышение организованности криминальных структур, специализирующиеся в сфере ВЭД, следует рассматривать как самую опасную тенденцию. Многие организованные преступные группы и преступные сообщества представляют собой сложные системные образования с четкой иерархией и распределением ролей, высоким уровнем управляемости, разветвленными внутренними и внешними связями. Это позволяет монополизировать отдельные направления и легального и нелегального бизнеса.
Криминальные метаморфозы ВЭД в условиях глобализации катализируются интеграционными процессами, созданием свободных экономических зон, таможенных союзов, интенсификацией трансграничных финансовых, товарных, пассажирских и информационных потоков, увеличением количества внешнеэкономических операций. Глобализация, к сожалению, имеет и теневую сторону. Криминальная деятельность во внешнеэкономической сфере также приобрела глобальный характер. Значительно расширилась криминальная сеть, укрепились международные криминальные связи, совершенствуется механизм обмена информацией между преступными структурами разных стран, ярко выражено стремление к образованию транснациональных преступных сообществ, целью которых является максимизация прибылей от нелегальных внешнеэкономических операций. В теневой экономике криминальная внешнеэкономическая деятельность занимает ведущее положение по масштабу финансовых операций и размеру прибыли. Этим объясняется стремление многих преступников выйти на внешний рынок и закрепиться на нем. Криминальные отношения, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности существенным образом влияют на криминализацию отдельных стран и целых регионов мировой экономики. Субъекты преступлений, в большинстве случаев являются гражданами различных государств; активно участвуют в международном обмене товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Структура и динамика внешнеэкономических правонарушений, криминальная логистика определяются обстановкой, складывающейся и в стране-экспортере, и в стране-импортере, и в транзитной стране. Криминальные внешнеторговые сделки совершаются под воздействием спроса и предложения на мировом рынке. Появление устойчивых и набирающих силу тенденций к глобализации криминальной деятельности требует от государственных органов осуществления комплекса мероприятий по противодействию ей, особенно во внешнеэкономической сфере.

Гигантские прибыли, получаемые в результате этой преступной деятельности, по оценкам многих специалистов, являются одной из финансовых основ теневой экономики. Преступления, ведущие к росту внешнеэкономической криминальной активности, наносят огромный ущерб экономике страны и делают обязательными комплексный подход к изучению данных деструктивных процессов, оценку совокупного экономического ущерба, эффективную систему мер государственного и межгосударственного контроля за многофакторной преступностью, захватывающей целый ряд стран.
Сегодня, когда имеет место глобализация экономических отношений, криминализация ВЭД становится самой серьезной угрозой для развития России, усложняет задачи по обеспечению экономической безопасности страны. В сложившихся криминально-криминогенных условиях отсутствие эффективных государственных и общесоциальных мер по противодействию криминализации внешнеэкономической деятельности может привести к тому, что широкомасштабное распространение криминальных внешнеэкономических операций и сопряженных с ними правонарушений, в частности, коррупционных сделок, создает угрозу деструктивных изменений не только в экономике, но и угрозу в целом для национальной безопасности России.

Оставьте комментарий