Содержание
- Постановление 878: комментарий
- Перечень радиоэлектронной продукции, на которое распространяет свое действие Постановление № 878
- Обоснование НМЦк и формирование лота
- Порядок применения Постановления № 878
- Подготовка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения
Постановление 878: комментарий
30.01.2020
С 1 сентября 2019 года ограничение допуска радиоэлектронной продукции при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ регулируется постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 (далее по тексту – Постановление № 878). Действие данного постановления распространяется на все закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный этим постановлением, и извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС начиная с 1 сентября 2019 года.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878
«О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Перечень радиоэлектронной продукции, на которое распространяет свое действие Постановление № 878
Код ОКПД2 | Наименование радиоэлектронной продукции |
---|---|
26 | Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлен запрет на допуск сроком на 2 года) |
27.1 | Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная |
27.2 | Батареи и аккумуляторы |
27.31 | Кабели волоконно-оптические |
27.32 | Провода и кабели электронные и электрические прочие |
27.33.13.130 | Арматура кабельная |
27.33.13.140 | Контакторы электромагнитные |
27.33.13.150 | Пускатели электромагнитные |
27.33.13.160 | Аппараты электрические для управления электротехническими установками, кроме контакторов и пускателей электромагнитных, реле управления и защиты |
27.33.13.190 | Устройства коммутационные и (или) предохранительные для электрических цепей прочие, не включенные в другие группировки |
27.4 | Оборудование электрическое осветительное |
28.99.2 | Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемое для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев |
28.99.5 | Части оборудования и аппаратуры, исключительно или в основном используемой для производства полупроводниковых слитков или платин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев; части прочего оборудования специального назначения |
Обоснование НМЦк и формирование лота
Постановление № 878 предусматривает установление Минпромторгом России особого порядка обоснования НМЦк в отношении радиоэлектронной продукции, подпадающей под действие Постановления № 878 и включенной в реестр, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением.
На день подготовки настоящего материала к публикации, такой порядок Минпромторгом России еще не установлен. До его утверждения заказчики обосновывают НМЦк на поставку радиоэлектронной продукции методом анализа рынка цен. О пяти основных ошибках, допускаемых заказчиками при применении данного метода, читайте в нашем специальном материале.
Помимо этого, Постановление № 878 устанавливает требование о том, что радиоэлектронная продукция, включенная и не включенная в перечень, не может быть предметом одного контракта (лота). Поэтому заказчику нужно каждый раз проверять соответствие объекта закупки данному требованию и при необходимости дробить закупку на более мелкие лоты.
Если в отношении закупаемой радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик составляет обоснование невозможности соблюдения ограничения (о нем мы скажем ниже), то заказчик вправе объединить в один лот закупку такой продукции с радиоэлектронной продукцией, не включенной в перечень, если такое объединение не ограничивает количество участников.
Порядок применения Постановления № 878
Постановление № 878, как и многие другие постановления Правительства РФ об импортозамещении, устанавливает ограничение допуска иностранной продукцию по правилу «третий лишний». При наличии не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям заказчика, и содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр, разных производителей, заявки, предлагающие радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения, отклонятся.
Учитывая, что радиоэлектронная продукция закупается преимущественно открытым аукционом в электронной форме, у заказчиков может возникнуть резонный вопрос: на этапе рассмотрения первых или вторых частей отклонять заявки, содержащие предложение о поставке радиоэлектронной продукции иностранного происхождения?
Мы считаем, что отклонение возможно только на этапе рассмотрения вторых частей заявок. Объяснение: согласно п. 3 Постановления № 878 недостаточно просто иметь 2 заявки, содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции разных производителей, включенной в реестр. Важно, чтобы указанные заявки также соответствовали требованиям извещения и документации о закупке. Теоретически может сложиться ситуация, при которой одна из двух «российских» заявок не будет соответствовать требованиям к содержанию второй части заявки (например, будет содержать в себе неактуальную версию устава юрлица). В этом случае оснований для отклонения «иностранных» заявок не возникает.
Рассмотрим применение правила «третий лишний» на конкретных примерах. Посмотрите на них внимательно. Возможно, что в отдельных случаях, Вы бы приняли иное решение о допуске/отклонении «иностранных» заявок.
Ситуация | Ситуация 1 | Ситуция 2 | Ситуация 3 |
Участник 1 | Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А | Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А | Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А |
Участник 2 | Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А | Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель Б | Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель Б |
Участник 3 | Продукция произ-ва Россия, нет в реестре, производитель Б | Продукция произ-ва Россия, нет в реестре, производитель В | Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А и Б |
Участник 4 | — | — | Продукция произ-ва Китай, нет в реестре, производитель С |
Решение заказчика | Все участники должны быть допущены | Заявка участника № 3 должна быть отклонена | Заявка участника № 4 должна быть отклонена |
Пояснение | Нет 2 заявок, удовлетворяющих требования ППРФ № 878 (одинаковые производители) | Несмотря на указание участником, что радиоэлектронная продукция произведена в России, отсутствие такой продукции в реестре делает такую заявку «иностранной» | Несмотря на совпадение производителей в заявках участников 1-3, заявки 1 и 2 содержат предложение о поставке разных производителей и следовательно, заявка участника 4 должна быть отклонена |
Подготовка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения
Порядок подготовки обоснования установлен Постановлением № 878. Согласно данному порядку обоснование составляется в свободной форме, но при этом должно содержать следующие сведения:
1) указание на одно из следующих обстоятельств:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
2) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
3) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
4) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки, при которой выбрано обстоятельство из подпункта «б»).
Обратим внимание читателя на последний пункт. В обосновании должно быть приведены все зарегистрированные в реестре наименования радиоэлектронной продукции и напротив каждого из них должно быть указано, какому именно требованию заказчика, указанному в техническом задании, такая продукция не соответствует. Перечень указываемой в обосновании радиоэлектронной продукции должен соответствовать перечню радиоэлектронной продукции, относимой реестром к конкретному классу (прим.: на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС). Если в обосновании будет отсутствовать хотя бы одно наименование радиоэлектронной продукции из реестра, органы контроля будут считать, что необходимое обоснование заказчиком в ЕИС не размещено.
Несмотря на то, что Постановление № 878 предусматривает принятие Правительством РФ отдельного порядка размещения рассматриваемого обоснования в ЕИС, мы считаем, что его ждет та же судьба, что и порядок размещения в ЕИС невозможности покупки программного обеспечения отечественного происхождения: такой порядок никогда не будет принят. Соответственно обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения должно размещаться заказчиком вместе с извещением и документацией об осуществлении закупки.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Удачных закупок!