Крыловский научный центр

Рабочей группой заслушаны доклады:
— начальника отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Карышева Игоря Владимировича;
начальника отдела ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Дехтярука Юрия Дмитриевича;
— заместителя генерального директора по научной работе АО «ЦНИИ МФ» Буянова Александра Сергеевича;
— заместителя директора ОНТЦ «Румб» АО «ЦТСС» Ваучского Александра Николаевича;
— начальника отдела 3530 ОНТЦ «Румб» АО «ЦТСС» Маковий Надежды Феодосьевны;
— руководителя Федерального кадрового центра ОПК –заместителя директора ФГУП «ЦНИИ «Центр» Пальмова Владимира Геннадьевича;
— начальника 12 научно-исследовательского отдела НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Грачёвой Натальи Евгеньевны;
— заместителя директора НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» по каталогизации и метрологии в судостроении Овечкина Сергея Вениаминовича;
— заместителя генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» Стоянова Дмитрия Олеговича;
— начальника сектора учета результатов интеллектуальной деятельности ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Мичурина Алексея Игоревича
и рассмотрены презентационные материалы по закрытию этапов работ, выполняемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы»:
— НИР «Комплексные аналитические исследования развития судостроительной отрасли и подготовка материалов и предложений в проект стратегии развития судостроительной промышленности. Выработка предложений по уточнению текущих и перспективных программ и планов судостроения, включая определение рынков сбыта, оценку экспортного потенциала, формирование программ подготовки кадров, институциональных преобразований», шифр «Система Судпром», этап 2 (государственный контракт № 17411.1810190019.09.011 от «27» октября 2017 г.);
— НИР «Разработка национального плана технологий в судостроении и форсайта развития судостроительной науки и технологий», шифр «Форсайт-СП», этап 2 (государственный контракт № 17411.1810190019.09.020 от «13» ноября 2017 г.);
— НИР «Анализ перспективных грузопотоков на трассах Северного морского пути. Проведение технико-экономического анализа использования различных судовых энергоустановок и типов судов для выбранных вариантов перевозок», шифр «СМП-Лед-Перспектива», этап 2 (государственный контракт № 17411.1810190019.09.004 от «15» сентября 2017 г.);
— НИР «Разработка механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства», шифр «Экспертиза-МРТ», этап 2 (государственный контракт № 17411.1810190019.09.008 от «16» октября 2017 г.);
— работа «Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Минпромторга России при реализации им нормативно-правового регулирования и методического руководства в области ценообразования на продукцию судостроительной промышленности», шифр «Обеспечение-судпром», этап 2 (государственный контракт № 17412.1810490019.09.004 от «14» ноября 2017 г.);

— НИР «Разработка и обоснование программы обеспечения кадровой потребности предприятий судостроительной и смежных отраслей промышленности», шифр «Мониторинг-кадры», этап 2 (государственный контракт № 17411.1810190019.09.035 от «04» декабря 2017 г.);
— работа «Организационно-техническое и информационное обеспечение функционирования в судостроительной отрасли систем обеспечения качества продукции. Сертификация производства, научной и конструкторской базы», шифр «Сертификация-4», этап 2 (государственный контракт 17412.1810490019.09.003 от «20» июля 2017 г.);
— НИР «Разработка и реализация технологии функционирования отраслевой системы каталогизации продукции судостроения в соответствии с требованиями актуализированных нормативных документов отраслевой системы каталогизации», шифр «Каталог-2017», этап 2 (государственный контракт №17411.1810190019.09.010 от «27» октября 2017 г.);
— ОКР «Разработка единой централизованной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности и качества судовых комплектующих изделий, в обеспечение снижения зависимости от поставок продукции иностранного производства. Создание и обеспечение функционирования центра судового комплектующего оборудования», шифр «Центр СКО», этап 2 (государственный контракт № 17411.1810190019.09.015 от «13» ноября 2017 г.);
— работа «Организация работ по управлению результатами научно-технической деятельности (РНТД), полученными по государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». Формирование информационно-аналитических материалов по подготовке охраноспособных результатов НИОКР к внедрению в производство с целью выпуска инновационного продукта», шифр «Управление-ИС-ГПРС», этап 2 (государственный контракт № 17412.1810490019.09.002 от «20» июля 2018 г.).
Рабочая группа решила:
1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы содержат информацию, в полной мере отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренных этапов работ.
2. Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.
Представленные докладчиками материалы по выполнению этапов работ полностью соответствуют требованиям государственных контрактов и соотносятся со сроками выполнения согласно техническим заданиям.
3. Прогноз перспективы использования результатов.
Результаты НИР «Система Судпром» будут использованы:
— при формировании и осуществлении государственной политики в области развития судостроения, а также для принятия мер по технологической модернизации судостроительной промышленности в целях повышения ее конкурентоспособности, в том числе при разработке Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и на дальнейшую перспективу, а также долгосрочных программ развития отрасли.
Результаты НИР «Форсайт-СП» будут использованы:
— для осуществления координации научно-технической деятельности отрасли в целом;

— при корректировке всех подпрограмм государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы».
Результаты НИР «СМП-Лед-Перспектива» будут использованы:
— при обосновании основных параметров отечественных ледоколов и ледокольно-транспортных судов для обеспечения грузоперевозок по Северному морскому пути.
Результаты НИР «Экспертиза-МРТ» будут использованы:
— при обосновании конкурентного уровня цен при определении как начальной (максимальной) цены контракта, так и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при поставках судов и морской техники для государственных нужд;
— при размещении заказов на постройку судов и выборе верфи-строителя;
— при планировании производственной программы и загрузки производства на судостроительных предприятиях.
Результаты работы «Обеспечение-судпром» будут использованы:
— при разработке (корректировке) судостроительных программ и в области ценообразования при проектировании, строительстве, ремонте, модернизации и утилизации судов.
Результаты НИР «Мониторинг-кадры» будут использованы:
— в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций судостроительной и смежных отраслей промышленности в целях повышения эффективности принимаемых решений в сфере развития кадрового потенциала и его закрепления в организациях отрасли в обеспечение реализации государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 — 2030 годы».
Результаты работы «Сертификация-4» будут использованы:
— при внедрении отраслевой интегрированной системы управления качеством и при внедрении СУ ЖЦ, БП и ИСМ в организациях судпрома и предприятиях-поставщиках продукции для судпрома;
— в части работ по выполнению головных функций по сертификации и оценки состояния и перспектив развития организаций судостроения – органами исполнительной власти или интегрированных структур для принятия управленческих решений.
Результаты НИР «Каталог-2017» будут использованы:
— при проектировании объектов морской техники, заказе и эксплуатации продукции судостроения, как элемент логистического обеспечения жизненного цикла произведённой продукции, предприятиями судостроительной отрасли, государственными заказчиками морской техники.
Результаты ОКР «Центр СКО» будут использованы:
— при проектировании, строительстве, ремонте и модернизации судов и морской техники;
— при подготовке аналитической информации и рекомендательных предложений по основным направлениям развития производства конкурентоспособного оборудования на предприятиях судостроительной промышленности во взаимодействии со смежными отраслями.
Результаты работы «Управление-ИС-ГПРС» будут использованы:
— в целях обеспечения своевременной и полномасштабной правовой охраны интеллектуальной собственности, созданной в ходе выполнения НИОКР по государственной программе, а также вовлечение этой собственности в хозяйственный оборот предприятий.

4. Рабочая группа отмечает:
В части НИР «Форсайт-СП» к заседанию научно-координационного совета необходимо выполнить уточнение конкретных результатов, полученных в результате выполнения работы, а также представить материалы, отражающие основные положения проекта национального плана развития технологий в судостроении и Форсайта развития судостроительной науки и технологий.
5. Выводы и рекомендации рассмотрения результатов НИОКР и прочих работ.
Рабочая группа считает работы по этапам НИР «Система Судпром», НИР «Форсайт-СП», НИР «СМП-Лед-Перспектива», НИР «Экспертиза-МРТ», темы «Обеспечение-судпром», НИР «Мониторинг-кадры», темы «Сертификация-4», НИР «Каталог-2017», ОКР «Центр СКО», темы «Управление-ИС-ГПРС» выполненными в объемах и в сроки, установленные техническими заданиями, констатирует соответствие результатов рассмотренных этапов НИОКР и прочих работ требованиям государственных контрактов, а также подтверждает перспективность внедрения результатов НИОКР и прочих работ после их завершения в целом.

Дополнительные Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий (20.30.1) Производство сборных деревянных строений (20.30.2) Производство прочих изделий из дерева и пробки, соломки и материалов для плетения (4572) Производство прочих изделий из дерева (75211) Производство деревянных столовых и кухонных принадлежностей (20.51.2) Производство деревянных статуэток и украшений из дерева, мозаики и инкрустированного дерева, шкатулок, футляров для ювелирных изделий или ножей (20.51.3) Производство деревянных рам для картин, фотографий, зеркал или аналогичных предметов и прочих изделий из дерева (20.51.4) Производство изделий из пробки, соломки и материалов для плетения (30511) Издательская деятельность (1059) Издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых (22.11.1) Прочие виды издательской деятельности (38564) Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области (2673) Брошюровочно-переплетная деятельность (66390) Дополнительная деятельность, связанная с печатанием (34719) Производство статуэток, рам для фотографий, картин, зеркал и прочих декоративных изделий из недрагоценных металлов (28.75.24) Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки (28.75.27) Производство мебели (3118) Производство стульев и другой мебели для сидения (13539) Производство мебели для офисов и предприятий торговли (33844) Производство кухонной мебели (32000) Производство прочей мебели (55109) Производство матрасов (14741) Производство различной продукции, не включенной в другие группировки (6628) Производство отделочных работ (1444) Производство штукатурных работ (23709) Производство столярных и плотничных работ (34132) Устройство покрытий полов и облицовка стен (16671) Производство малярных и стекольных работ (42485) Производство стекольных работ (45.44.1) Производство малярных работ (45.44.2) Производство прочих отделочных и завершающих работ (23192) Деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, бытовыми товарами, скобяными, ножевыми и прочими металлическими изделиями (11624) Деятельность агентов по оптовой торговле бытовой мебелью (51.15.1) Деятельность агентов по оптовой торговле скобяными, ножевыми и прочими бытовыми металлическими изделиями (51.15.2) Деятельность агентов по оптовой торговле электротоварами и бытовыми электроустановочными изделиями (51.15.3) Деятельность агентов по оптовой торговле текстильными изделиями (51.16.1) Деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле отдельными видами товаров или группами товаров, не включенными в другие группировки (10061) Оптовая торговля бытовыми электротоварами (51.43.1) Оптовая торговля радио- и телеаппаратурой, техническими носителями информации (с записями и без записей) (51.43.2) Оптовая торговля радио- и телеаппаратурой (51.43.21) Оптовая торговля техническими носителями информации (с записями и без записей) (51.43.22) Оптовая торговля изделиями из керамики и стекла, обоями, чистящими средствами (13291) Оптовая торговля ножевыми изделиями и бытовой металлической посудой (51.44.1) Оптовая торговля изделиями из керамики и стекла (51.44.2) Оптовая торговля обоями (51.44.3) Оптовая торговля прочими непродовольственными потребительскими товарами (35934) Оптовая торговля бытовой мебелью (51.47.11) Оптовая торговля плетеными изделиями, изделиями из пробки, бондарными изделиями и изделиями из дерева (51.47.13) Оптовая торговля напольными покрытиями (51.47.14) Оптовая торговля бытовыми товарами, не включенными в другие группировки (51.47.15) Оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами (51.53.2) Оптовая торговля санитарно-техническим оборудованием (51.53.21) Оптовая торговля лакокрасочными материалами (51.53.22) Оптовая торговля материалами для остекления (51.53.23) Оптовая торговля прочими строительными материалами (51.53.24) Оптовая торговля скобяными изделиями (51.54.1) Оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием (51.54.2) Оптовая торговля офисной мебелью (51.64.3) Прочая оптовая торговля (16689) Розничная торговля в неспециализированных магазинах (2609) Розничная торговля текстильными изделиями (52.41.1) Розничная торговля мебелью и товарами для дома (15694) Розничная торговля мебелью (52.44.1) Розничная торговля различной домашней утварью, ножевыми изделиями, посудой, изделиями из стекла и керамики, в том числе фарфора и фаянса (52.44.2) Розничная торговля светильниками (52.44.3) Розничная торговля портьерами, тюлевыми занавесями и другими предметами домашнего обихода из текстильных материалов (52.44.4) Розничная торговля изделиями из дерева, пробки и плетеными изделиями (52.44.5) Розничная торговля бытовыми изделиями и приборами, не включенными в другие группировки (52.44.6) Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой (71379) Розничная торговля бытовыми электротоварами (52.45.1) Розничная торговля радио- и телеаппаратурой (52.45.2) Розничная торговля аудио- и видеоаппаратурой (52.45.3) Розничная торговля техническими носителями информации (с записями и без записей) (52.45.4) Розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и материалами для остекления (30117) Розничная торговля скобяными изделиями (52.46.1) Розничная торговля красками, лаками и эмалями (52.46.2) Розничная торговля материалами для остекления (52.46.3) Розничная торговля материалами и оборудованием для изготовления поделок (52.46.4) Прочая розничная торговля в специализированных магазинах (14131) Специализированная розничная торговля офисной мебелью, офисным оборудованием, компьютерами, оптическими приборами и фотоаппаратурой (52.48.1) Розничная торговля офисной мебелью (52.48.11) Специализированная розничная торговля непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки (52.48.3) Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями (52.48.34) Розничная торговля произведениями искусства в коммерческих художественных галереях (52.48.37) Специализированная розничная торговля прочими непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки (52.48.39) Розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах (11404) Розничная торговля предметами антиквариата (52.50.1) Розничная торговля вне магазинов (9879) Розничная торговля по заказам (53372) Розничная почтовая (посылочная) торговля (52.61.1) Розничная торговля, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона и Интернет (52.61.2) Розничная торговля в палатках и на рынках (22623) Прочая розничная торговля вне магазинов (40578) Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (1927) Ремонт обуви и прочих изделий из кожи (11398) Ремонт бытовых электрических изделий (26803) Ремонт радио- и телеаппаратуры и прочей аудио- и видеоаппаратуры (52.72.1) Ремонт прочих бытовых электрических изделий (52.72.2) Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, не включенных в другие группировки (19903) Хранение и складирование прочих грузов (63.12.4) Деятельность по изучению общественного мнения (74.13.2) Архитектурная деятельность (74.20.11) Проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования (74.20.12) Предоставление услуг по трудоустройству (74.50.1) Предоставление услуг по подбору персонала (74.50.2) Деятельность в области фотографии (37408) Упаковывание (12070) Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу (82144) Предоставление прочих услуг (29288) Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества (92.31.2) Свернуть

В ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) планируют провести сокращения штата из-за долгов более 4 млрд рублей. Информацию об этом Piter.TV подтвердил один из научных сотрудников предприятия.

По словам собеседника издания, реорганизация штата началась еще раньше. Она может затронуть сотни человек. Сотрудник отмечает, что все началось после смерти академика Пашина в 2013-м году, который возглавлял научный центр более 20 лет. После его ухода предприятие было в плюсе на несколько миллиардов, после его последователя ― Андрея Дутова ― научный центр ушел в минус. Впоследствии убытки только возрастали.

Долги предприятия подтолкнули нынешнего директора Олега Савченко провести реорганизацию штата. По словам нашего источника, в хорошем положении остался административный блок, в котором работают около 700 человек, так как у них высокий оклад. Научные сотрудники, у которых оклад невысокий, теперь без премии.

Крыловский государственный научный центр ― один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования. Он был основан в 1894-м году. Предприятие выполняет целый ряд задач, среди которых разработка стратегии развития общества, разработка оборонных и гражданских программ в области кораблестроения и морской техники.

Петербургская «оборонка» продолжает терять научный потенциал. Крупнейший в мире научный центр в области морского судостроения «Государственный Крыловский научный центр» (бывший ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова) увольняет 80 специалистов. И это только начало, в перспективе под сокращение могут попасть не менее 500 человек. Это связано с миллиардными долгами и отсутствием заказов.

ФГУП «Государственный Крыловский научный центр» (КГНЦ) существует с 1894 года. КГНЦ Располагает обширным комплексом испытательных площадок (стендов) с оборудованием для решения разных задач при строительстве и проектировании судов. Экспериментальная база, расположенная на 800 тыс. га, включает комплекс испытательных бассейнов, в их числе — самый длинный в мире глубоководный опытовый бассейн (1324 м) и ледовый бассейн для испытания судов ледового класса. Является одним из разработчиков проекта ледокола «Арктика» (создаётся совместно со структурами Росатома). По заказу ЦКБ Рубин на мощностях предприятия собрали и испытали глубоководный аппарат «Витязь», покоривший Марианскую впадину.

В штате центра работают 3,2 тыс. человек. О предстоящих сокращениях изданию сообщили сотрудники предприятия. В распоряжении «Нового проспекта» есть соответствующий приказ за подписью заместителя гендиректора Виталия Хорошева (на момент подписания — и.о. гендиректора) и копия уведомления о сокращении должности, которое выдают работникам. Источники на предприятии говорят о том, что в перспективе штат научного центра могут покинуть не менее 500 человек. Приказ датирован 26 июня 2020 года, хотя извещения сотрудники получили только в последних числах июля.

Сократить намерены руководителей подразделений, научных сотрудников, инженеров, конструкторов, техников и офисных служащих. В списке на выход НП обнаружил главного конструктора и начальника сектора проектирования КГНЦ, под руководством которого в 2015 году был разработан эскиз атомного ледокола «Лидер», а в 2017 году проект сухогруза-чистильщика INF-2 (предназначен для очистки Арктики от радиоактивных отходов). Также в списке на сокращение оказались главный специалист по морской технике и нескольких ведущих научных сотрудников.

«Экономят на спичках»

На предприятии говорят, что история с сокращением в Крыловском центре длится давно. «Два года подряд начальников просили писать списки на сокращения, но ничего не происходило. И вот только сейчас вышел приказ», — сообщил изданию сотрудник предприятия, попавший под сокращение.

«Первые разговоры пошли прошлым летом 2019, а с осени начали предлагать пенсионерам идти на пенсию за 2-3 лишних оклада. Также решили сократить количество совместителей и неполных ставок, — вспоминает другой источник в КГНЦ, близкий к руководству предприятия. — Это называется «экономить на спичках» — у КГНЦ кредитов более 6 млрд рублей, которые надо отдавать. Когда руководство (речь идёт об экс-главе КГНЦ Павле Филиппове — прим. ред.) осознало, что «спичек» не хватает, а народ, особенно пенсионеры, уходить не хочет, начали резать бюджеты отделений таким образом, что денег на нормальные зарплаты перестало хватать. Естественно, начался отток кадров. Люди уходили по собственному желанию из-за низких зарплат, естественно без компенсаций», — рассказал источник «НП». По словам специалистов отрасли, средняя зарплата на судостроительных предприятиях — более 80 тыс. рублей. В Крыловском центре в последние годы она опустилась ниже 60 тыс. руб. Из-за этого с предприятия уходят и опытные сотрудники, и перспективные молодые специалисты.

В руководстве Крыловского центра связывают сокращения с текущими научно-техническими задачами. Генеральный директор предприятия Олег Савченко в официальном ответе сообщил «НП», что речь идёт о совершенствовании структуры центра. «Осознавая необходимость развития в центре новых прорывных научных и технологических направлений, без которых невозможно создание кораблей следующих поколений. Мы сознательно пошли на оптимизацию организационной и штатной структур, затрагивающей, прежде всего, низкоэффективные подразделения», — прокомментировал ситуацию руководитель центра. Господин Савченко заверил, что сотрудникам, попавшим под сокращения, предложат иные должности на предприятии, согласно квалификации и потребностям самого центра.

Ненадёжное крыло Минпромторга

Тем временем, финансовое состояние предприятие действительно оставляет желать лучшего. Минимум, три года подряд Крыловский центр не приносит прибыли. В 2018 году его выручка упала с 7 до 5 млрд рублей, убыток предприятия лишь немного сократился, с 1,1 млрд до 979 млн. рублей. Краткосрочные обязательства предприятия составили 9,5 млрд рублей, долгосрочные — 2,7 млрд рублей, дебиторская задолженность — 3,6 млрд рубей. Данных за 2019 год компания не представляеет, но известно, что сумма исковых требований к предприятию со стороны контрагентов — 58 млн. рублей.

Собеседники «НП» из профсоюзных организаций видят проблемы предприятия в статусе госучреждения и специфике его управления. Предприятие не было акционировано, но ему отвели роль контролера качества судостроительной продукции, в том числе, выпускаемой Объединенной судостроительной корпорацией. Оказалось, что это не работает. Более того, работы центра по федеральным целевым программам, которые выполнялись с 2009 по 2016 годы, субсидировались лишь частично: по условиям госфинансирования Крыловский центр должен был самостоятельно находить дополнительное финансирование (до 50% от госсредств).

«Сокращения — не основная проблема. Это болезненный момент, но не самый трагичный», — считают в первичной профсоюзной организации Крыловского центра. В профсоюзе уверены: нынешние сокращения — часть системной проблемы, которая касается всех государственных научных центров и ГУПов. «В своё время, когда создавалось ОСК, центр оставили государственным предприятием. Это казалось разумным решением, поскольку государству нужен независимый эксперт по судостроению. Такой эксперт в рамках одной из судостроительных структур выглядел бы парадоксально. Поэтому мы в такой ситуации и оказались. Но Минпромторгу, видимо, не очень хочется нас поддерживать, потому что многие вопросы до сих пор не решены. В частности — о финансировании содержания уникального оборудования, которое, к сожалению, не всегда загружено. В отличие от молотка, лежащего в ящике, его необходимо обслуживать», — резюмирует представитель профсоюзной организации.

«Складывается ситуация, в которой государству попросту не нужно это предприятие. В течение пяти лет идёт чехарда с директорами — сменилось 5 руководителей. Важнейший научный центр катится под откос, а министерству, извините, всё «по барабану» — возмущается председатель территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Николай Чалов. — Года полтора назад, при очередном и.о., было два выхода: сокращения или снижения по зарплате. Мы рекомендовали сохранить людей, но долго так продолжаться не могло. Естественно, мы недовольны, в институте создана рабочая группа, но если карман пустой, откуда возьмёшь деньги на зарплаты. Сейчас новый руководитель уже стоит перед фактом. Мы бьём во все колокола, куда можно написано, везде рассказано о ситуации», — сообщает глава профсоюза.

Решения для центра

Оборот российского судостроительного комплекса оценивается примерно в 500 млрд рублей в год. Совокупная выручка крупнейших судострителей Петербурга и Ленинградской области (14 предприятий, включая судостроительные и судоремонтные предприятия, конструкторские бюро) по итогам 2018 года составляла чуть больше 176 млрд рублей. Результат 2019 года оценить сложнее — большая часть предприятий пока не отчитались (а лидеры отрасли, такие как «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и «Средне-Невский судостроительный завод» вовсе закрыли данные).

Крыловский центр — не единственное предприятие судостроения с высокой долговой нагрузкой. Весной 2019 года на грани банкротства оказался «Выборгский судостроительный завод», когда долг предприятия достиг 6 млрд рублей (половину удалось погасить путём докапитализации средствами Объединённой судостроительной корпорации). Ранее, в 2018 году убытки и долги показывали «Балтийский завод», «Северная верфь», «Невское ПКБ», «Алмаз» и «Малахит». Общий непокрытый убыток судостроительных предприятий Петербурга и Ленобласти составил 24,3 млрд рублей, а средняя оценка закредитованности активов, по данным Сreditinfo, достигла 81%. Судостроители связывают это с реализацией дорогостоящих проектов, которые генерируют убытки в процессе исполнения контрактов.

Собеседники «НП» говорят, что судостроительные предприятия Петербурга загружены до 2027 года. «Кораблей сейчас строят и проектируют очень много. Начали развивать гражданское и рыболовное судостроение. Однако институты и заводы стараются обходиться своими силами и не проводить испытания в Крыловском центре. Государство закрывает на это глаза, хотя уже были ошибки при строительстве фрегатов для Индии (строил завод «Янтарь»). Центр обладает уникальными испытательными стендами, которые сейчас не загружены. Понятно, что арендная плата за них большая, но без этого не построить корабль», — рассуждает глава профсоюзов.

«Судостроительные заводы ничего не могут заказывать самостоятельно, — пояснили НП на одном из судостроительных предприятий Петербурга. — Есть заказчик (чаще — это Министерство обороны), есть чёткое техзадание для проектантов. Например, требуется, чтобы подводная лодка опускалась на определённую глубину. Заказчик может, конечно, включить и научные организации в качестве субподрядчиков для испытания морской техники в рамках разработки проектов, но это, опять же, должно быть прописано в техзадании», — говорят судостроители. Меж тем расходы Минобороны — основного госзаказчика судостроителей, в последние годы сократились (с 4,5 трлн руб. в 2017 до 1,5 трлн в 2019 годах). Понятно, что в такой ситуации госзаказчику проще всего сэкономить на этапе независимой экспертизы техники. Напомним, в прошлом году эта проблема отправила на вынужденный отдых авиастроителей из ПАО «Техприбор».

В самом Крыловском центре говорят о снижении госзаказа в три раза. В территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения уверены, что государство должно помогать исследователям — давать заказы или гранты. «Когда-то центром руководил академик Валентин Пашин и при нём институт развивался и жил на гранты, а государство давало заказы. Сейчас почему-то от этого отошли. Я не говорю, что государство полностью ответственно за ситуацию, но губить такой центр — дикость», — резюмирует господин Чалов.

Опрошенные «НП» специалисты убеждены, что спасти предприятие можно, возродив обязательную государственную экспертизу для всех проектов новых кораблей и судов, строящихся за счёт бюджета, а также обязательное независимое экспертное научно-техническое сопровождение на всех этапах их строительства. Эти цели, сообщил изданию нынешний гендиректор КГНЦ, призвана решить федеральная программа финансового оздоровления Крыловского центра на период с 2020-2030 годы. Документ предполагает загрузить предприятие исследовательской и конструкторской работой, в частности решениями для судов ледового класса, созданием систем для транспорта на базе водородной энергетики, а так же виртуальной платформы, позволяющей работать с заказчиками удалённо.

Впрочем, не исключён и сценарий реорганизации. Так, осенью 2019 года в СМИ появилась информация о преобразовании ФГУП в ФБГУ, а также о возможном присоединении Крыловкого центра к Центральному аэрогидродинамическому институту имени Жуковского (ЦАГИ) или Курчатовскому институту. В марте нынешнего года президент ОСК Алексей Рахманов предложил расформировать центр с передачей основных активов корпорации. Эксперты в отрасли отнеслись к предложению со скепсисом, напомнив об незхависимой экспертной функции предприятия. Олег Савченко не стал напрямую комментировать возможность реорганизации, ссылаясь на то, что судьбу центра должны решить в Минпромторге. При этом он не без иронии напомнил о попытке создании «проектного колхоза» из авиационных предприятий СССР в 30-х годах прошлого столетия под управлением Сергея Ильюшина. «Разум всё-таки победил, и в Великую Отечественную войну страна вошла с техникой, созданной разными авиационными школами. Уверен, что сегодня органы государственного управления примут правильное решение», — подытожил руководитель КГНЦ.

В ОСК и Минпромторге запрос издания оставили без ответа.

Читайте на эту тему:

Сокращение гособоронзаказа отправляет авиастроителей на отдых

Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ

Научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации «Лот»

И.о. директора НИИ «Лот» — Заместитель директора НИИ «Лот» по стандартизации и управлению качеством в судостроении Марченко Александр Владимирович

НИИ «Лот» является головной организацией судостроительной промышленности по стандартизации, унификации, сертификации, классификации и кодированию оборудования и материалов, каталогизации продукции, метрологическому обеспечению, специализации и кооперированию производств, микрофильмированию. В структуре НИИ «Лот» создан и продуктивно работает Технический комитет ТК 5 «Судостроение».

В области международной стандартизации НИИ «Лот» активно сотрудничает с техническими комитетами ИСО/ТК 8 «Судостроение и морские технологии» и ИСО/ТК 188 «Малые суда».

Институт в качестве самостоятельной проектной организации (ЦКБ-4) создан на базе Балтийского завода Постановлением Правительства СССР в 1939 году.

В 1943 году распоряжением Совнаркома СССР на базе ЦКБ-4 была создана проектная организация нового типа-ЦКБС-4, главными задачами которой являлось широкое внедрение в судостроении принципов стандартизации, разработки новых унифицированных конструкций механизмов и оборудования, создание специализированных производств в судостроении.

В 1946 году на ЦКБС-4 были возложены обязанности базовой организации по изделиям судового машиностроения, а в пятидесятые годы ЦКБС-4 стал головной организацией по стандартизации в судостроении и судовом машиностроении и занял ведущее место среди машиностроительных КБ.

В 1966 году Министерство судостроительной промышленности освобождает ЦКБС-4 от текущего проектирования машиностроительных изделий по заказам проектантов, сосредоточивая его внимание на стандартизации и унификации. Постановлением Совета Министров СССР ЦКБС-4 было переименовано в ЦКБС.

В 1969 году ЦКБС было преобразовано в научно-исследовательский институт ЦНИИ «Лот»-Головную организацию по стандартизации в судостроении (ГОСО). Коренным образом была перестроена структура бывшего ЦКБС, деятельность института была ориентирована на разработку методологии стандартизации и внедрении экономико-математических методов в стандартизации.

В 1989 году Решением Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации оборудования МТК5 «Судостроение» был создан Технический комитет по стандартизации судостроительной промышленности ТК5 «Судостроение». Приказом Госстандарта ведение секретариата ТК5 «Судостроение» поручено НИИ «Лот».

В 1999 году Распоряжением Госкомимущества НИИ «Лот» вошел в состав ГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова» как Научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации «Лот».

При НИИ «Лот» функционирует отраслевой Орган по сертификации систем менеджмента качества ОС СМК «СУДОСЕРТ», получивший аккредитацию в Системе сертификации «Оборонсертифика».

На протяжении всей свой деятельности НИИ «Лот» тесно сотрудничает с предприятиями и организациями судостроительной промышленности, Военно-Морским Флотом и другими Федеральными органами исполнительной власти.

Адрес и контактные телефоны:

Если у Вас возникли вопросы по профилю НИИ «Лот», или Вас интересует дополнительная информация, напишите нам письмо

Оставьте комментарий