Кто платит экологический налог

Экологические сборы уплачиваются за негативное воздействие на окружающую среду, так как согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», такое воздействие является платным.

Сбор должны уплачивать природопользователи:

  • предприятия,
  • учреждения,
  • организации,
  • иностранные юридические и физические лица,

осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Обратите внимание:Уплата экологического сбора не освобождает природопользователей от осуществления мероприятий по охране окружающей среды, а так же — по возмещению причиненного вреда.

Не смотря на то, что экологический сбор не предусмотрен положениями Налогового кодекса, он является обязательным.

При этом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет природопользователь. То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.

В соответствии с положениями ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Кроме своевременной уплаты экологического сбора, необходимо так же отчитаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), иначе и за это могут оштрафовать.

На основании ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:

  • о состоянии окружающей среды и природных ресурсов,
  • об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,
  • о радиационной обстановке,
  • о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды

лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.

Регистрироваться в Росприроднадзоре плательщикам сбора не нужно – такого требования в действующем законодательстве нет.

Природопользователи рассчитывают сумму сбора и составляют Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого истекшего квартала.

Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В этот же срок нужно перечислить данный сбор в бюджет. Соответственно, с 21 числа начинает течь срок исковой давности.

Из нашей статьи вы узнаете порядок расчета суммы экологического сбора для владельцев и арендаторов транспортных средств, а так же порядок предоставления отчетности в Росприроднадзор.

В каких случаях организация должна рассчитывать и уплачивать экологический сбор

Взимание платы осуществляется за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • Выброс в атмосферу загрязняющих и иных веществ от стационарных и передвижных источников.

Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867 утвержден Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п.2 этого Порядка, объект негативного воздействия — это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).

Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные.

Стационарным считается объект:

  • от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ и который прочно связанный с землей (то есть — перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно),
  • размещения отходов производства и потребления, а также взрыв.

Местом нахождения стационарного объекта считается:

  • территория соответствующего административно-территориального образования, на котором фактически находится стационарный объект.

Такими объектами признаются, например – котельные, заводские цеха и т.п.

Передвижными объектами считаются:

  • транспортные средства,
  • воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания,

оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового — место регистрации на территории РФ владельца передвижного объекта.

Соответственно, к таким объектам относятся автомашины, строительная и сельскохозяйственная техника, дизельные генераторы и т.п.

Необходимо отметить, что плату за негативное воздействие платит та организация, которая использует вышеперечисленную технику и при этом не важно, принадлежит ли она компании или берется в аренду.

  • Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

В соответствии с положениями Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.

Обратите внимание:Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п.3 ст.5 Водного кодекса).

Соответственно, сбор необходимо уплачивать при осуществлении сбросов в вышеуказанные водные объекты.

Согласно п.11 ст.23 Закон РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», не допускается размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей:

  • питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
  • или промышленного водоснабжения,
  • либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления,
  • а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

К таким отходам относятся бытовой мусор, вышедшая из строя оргтехника и ее отходы, старые шины и аккумуляторы, люминесцентные лампы и другие ОС и МПЗ.

  • Другие виды вредного воздействия:
  • шум,
  • тепло,
  • вибрация,
  • электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий,
  • радиационные воздействия,
  • и т.п.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Согласно п.3 ст.18 закона №89-ФЗ, ИП и организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства):

  • должны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010г. №50.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет* в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п.4 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

*При условии ежегодного подтверждения ИП и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011г. №КТ-08-03-36/6068).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Соответственно, ИП и организации — субъекты малого и среднего предпринимательства не нужно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а необходимо лишь представить отчет в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. №30.

Утвержденный этим Приказом Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначен:

  • для юридических лиц и ИП в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства,
  • и для территориальных органов Росприроднадзора.

При этом, согласно Письму Ростехнадзора от 22.06.2010г. №00-07-12/3116

«Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства»:

«…плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.»

Соответственно, для ИП и организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, лимитами на размещение отходов будет являться:

  • количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Такую отчетность нужно представлять до 15 января (т.е. 14 января – последний день предоставления) года, следующего за отчетным периодом*.

*Отчетный период составляет один календарный год.

Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Отчетность включает:

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4) приложения.

Общие сведения включают:

а) для юридических лиц:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование,
  • организационно-правовая форма юридического лица,
  • место его нахождения,
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • телефон, факс, электронная почта;
  • код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

б) для ИП:

  • фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии),
  • место жительства,
  • данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП;
  • телефон, факс, электронная почта;
  • код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

Отчетность можно представить лично, а можно направить в по адресу Росприроднадзора почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Расчет экологического сбора

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 утвержден Порядок определения платы (и ее предельных размеров) за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Согласно п.2 вышеуказанного Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы:

  • За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.

Сумма платежа за загрязнения в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, рассчитывается следующим образом:

  • Сначала определяется сумма сбора по каждому виду загрязнений, как произведение установленных нормативов платы за соответствующие загрязнения и их величины.
  • Затем полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.
  • За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми загрязнениями.

Полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается, как пятикратный размер ставок в пределах установленных лимитов.

Нормативы платы:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,
  • размещение отходов производства и потребления,

утверждены Постановление Правительства РФ от 12.06.2003г. №344.

Таблица 1.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

Вид топлива

Единица измерения

Нормативы платы за 1 единицу измерения (руб.)

Бензин неэтилированный

тонна

1,3

Дизельное топливо

тонна

2,5

Керосин

тонна

2,5

Сжатый природный газ

тысяча куб.метров

0,7

Сжиженный газ

тонна

0,9

Как видно из вышеприведенной таблицы, нормативы для расчета экологического сбора по бензину и дизелю приведены в тоннах, а в бухгалтерском учете и первичных документах топливо измеряется в литрах.

Таким образом, для того, чтобы рассчитать сумму сбора необходимо перевести литры топлива – в тонны.

Чтобы осуществить такой пересчет необходимо знать показатель плотности топлива. Если в документах на его приобретение данная величина не указана, можно воспользоваться средними показателями плотности, опираясь на рекомендации ФНС РФ, данные в Письме от 24.03.2005г. №03-3-09/0412/23@:

«В связи с указанными колебаниями плотности в случае если ее значение не определено и документально не зафиксировано в момент получения (оприходования) нефтепродуктов, то в целях пересчета количества нефтепродуктов из литров в тонны может использоваться среднее значение указанного показателя.

Так, согласно вышеуказанному разъяснению в зависимости от марки автомобильного бензина можно принимать следующие средние значения плотности: для А-76 (АИ-80) — 0,715 г/куб. см, для АИ-92 — 0,735 г/куб. см, для АИ-95 — 0,750 г/куб. см, для АИ-98 — 0,765 г/куб. см.»

Чтобы корректно рассчитать сумму экологического сбора, необходимо определить количество и виды использованного за квартал топлива.

Эту информацию можно получить из регистров бухгалтерского учета информация в которые, в свою очередь, вносится на основании путевых листов и/или актов списания ГСМ.

Уровень платы за негативное воздействие на окружающую среду индексируется посредством применения двух обязательных индексирующих (поправочных) коэффициентов (Коэффициенты устанавливаются ежегодно).

Так же, в особых случаях, применяются и другие коэффициенты*.

Таблица 2

Коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывающие инфляцию.

Год, на который установлены коэффициенты

Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ

Дата и номер Федерального закона

Для бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина

Для сжатого природного газа и сжиженного газа

2,2

1,79

от 03.12.2012 №216-ФЗ

2,05

1,67

от 30.11.2011 №371-ФЗ

1,93

1,58

от 13.12.2010 №357-ФЗ

1,79

1,46

от 02.12.2009 №308-ФЗ

Таблица 3

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы

Экономические районы РФ

Значение коэффициента

для атмосферного воздуха*

для почвы**

Северный

1,4

1,4

Северо-Западный

1,5

1,3

Центральный

1,9

1,6

Волго-Вятский

1,1

1,5

Центрально-Черноземный

1,5

Поволжский

1,9

1,9

Северо-Кавказский

1,6

1,9

Уральский

1,7

Западно-Сибирский

1,2

1,2

Восточно-Сибирский

1,4

1,1

Дальневосточный

1,1

Калининградская область

1,5

1,3

*Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

**Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.

Чтобы рассчитать сумму экологического сбора, необходимо определить коэффициенты, действующие в каждой конкретной ситуации. Определившись с коэффициентами на них нужно умножить произведение нормы платы и количества использованного топлива.

Порядок предоставления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в Росприроднадзор

Расчет представляется плательщиками в 1 экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению:

  • каждой производственной территории,
  • передвижного объекта негативного воздействия,
  • объекта размещения отходов,
  • или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Если у плательщика на территории субъекта РФ имеется:

  • более одной производственной территории,
  • более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов,

то расчеты платы по ним включаются в единый Расчет.

Как уже упоминалось вначале статьи, предоставить Расчет необходимо не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

До утверждения иного порядка расчеты также представляются в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Обратите внимание:Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется (п.11 прил.2 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007г. №204).

С порядком приема отчетности от природопользователей в электронном виде можно ознакомиться на сайте Росприроднадзора: http://rpn.gov.ru/node/5523.

Коды и реквизиты платежей представлены на сайте Росприроднадзора по адресу:

Реквизиты для платежей по г.Москве:

ОКАТО 45296571000 (с 2014 года указывается ОКТМО 45918000)

Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва

БИК 044583001

ИНН 7724559170

КПП 772401001

СЧЕТ 40101810800000010041

Получатель: УФК по г.Москве (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу) л/с 04731819180

> Платежи за природопользование

Платежи за природопользование

Впервые в практику хозяйствования предполагается ввести систему платежей за природопользование. В систему платежей за природопользование войдут: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.

С каждым годом увеличиваются затраты на воспроизводство природных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения. Предлагается создать экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фондов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территориальных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники.

Средства экологического фонда предприятия должны расходоваться под контролем органов охраны природы. Ресурсы природоохранного фонда могут быть использованы по согласованию с природоохранными органами на совершенствование основного производства, обеспечивающее снижение вредного воздействия предприятия на окружающую среду. Источниками средств территориальных экологических фондов должны стать платежи предприятия за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджета, целевые местные налоги, добровольные взносы, проценты за природоохранные кредиты.

Влияние кредита на эффективность функционирования хозяйственного механизма, в том числе и экономического давления природопользованием достигается, с одной стороны за счет применения его для перераспределения денежных ресурсов между различными звеньями народного хозяйства, а с другой — за счет стимулирования на его основе рационального использования этих ресурсов. Применительно к обеспечению охраны природы и рационального использования природных ресурсов кредит может служить дополнительным источником финансирования ресурсосберегающих мероприятий. Стимулирующее действие кредита заключается в том, что он предоставляется в зависимости от результатов работы предприятий. При этом учитывается степень выполнения последних производственных планов и, наконец, накоплений, состояние экономики и финансов, своевременное и полное выполнение обязательств в части погашения кредитов. Особую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональным природопользованием играет материальное стимулирование.

Применяемые долгое время командно-административные методы управления народным хозяйством ориентировали предприятия на рост промышленного производства, добычи полезных ископаемых, использования сельскохозяйственных площадей, и т. п. Экономические рычаги оптимизации природопользования были малоэффективны, система санкций за загрязнение окружающей среды не стимулировала охрану природы. Другими словами, в сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, своего труда.

Перевод предприятий на работу в условиях налогообложения прибыли изменяет содержание экономического механизма рационального природопользования. Балансовая прибыль предприятия, а, следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряжении, прямо зависят от уровня использования им резервов увеличения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль зависит от вредного воздействия в результате хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все источники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих природоохранную деятельность. Так, поощрительные выплаты устанавливаются: за снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду по сравнению с установленными нормативами — в размере нормативной оценки предотвращенного ущерба. Эти поощрительные выплаты предлагаются производить из средств федеральных и местных бюджетов. За сверхнормативное снижение забора воды из водных источников — в размере 75% действующего тарифа. За повышение балльной оценки сельскохозяйственных земель и лесов в результате проведения соответствующих природоохранных мероприятий — из средств, накапливаемых в порядке возмещения потерь сельского хозяйства от изъятия земель из сельскохозяйственного оборота и в фонд платы за лесопользование. Предусмотрены и другие поощрительные выплаты. Важное значение при работе предприятий в условиях налогообложения прибыли имеет система налоговых льгот от экологичности хозяйственной деятельности, которая значительно стимулирует природоохранную деятельность предприятий.

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок в расчете на единицу потребляемого ресурса запасов полезного ископаемого, 1 воды и др8.

Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов применяются повышенные платежи, выплачиваемые из хозрасчетного дохода предприятий-нарушителей.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощрительного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природопользования.

Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. При этом за превышение допустимых объемов выбросов загрязняющих веществ, платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.

Анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки экономических и организационных мер, которые позволят достичь реальных результатов в решении проблемы рационального природопользования. На это направлены усилия многих экономистов.

Порядок исчисления платы

Руководствоваться при расчете платы нужно Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее — Постановление N 344) и Порядком заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» (далее — Порядок заполнения раздела 4).

Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение 1 к Постановлению N 344) для пяти существующих классов опасности отходов. В случае наличия лимитов на размещение отходов и при условии соблюдения их объемов и требований к их размещению предприятие при расчете платы использует ставку платы в пределах установленных лимитов, соответствующую классу опасности отхода. При отсутствии лимитов плата увеличивается в пять раз по отношению к базовой ставке (п. 6 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632).

Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления» заполняется отдельно по каждому объекту размещения отходов (полигон, шламохранилище и пр.). Все виды отходов, размещаемых на одном объекте, включаются в один раздел. Каждая операция с отходами участвует в расчетах за тот отчетный период, в котором она была отражена в учете в соответствии с установленным порядком.

Необходимые сведения для расчета платы бухгалтер должен брать из журнала учета движения отходов. Главное, что потребуется сделать — найти фактическую массу отходов, размещенных в отчетный период (п. 17 Порядка заполнения раздела 4):

Фактическая масса размещенных отходов = масса образованных отходов + масса полученных от иных лиц (с переходом права собственности) отходов — масса отходов использованных, утилизированных, обезвреженных — масса отходов, переданных иным лицам (с переходом права собственности) — масса отходов, переданных для конечного размещения сторонним организациям.

Найденную массу в соответствии с лимитами, установленными предприятию, разделяют на массы отходов, размещенных в пределах и сверх лимитов (п. п. 18, 19 Порядка заполнения раздела 4).

После этого расчет платы не представляет никакой сложности. Общие правила исчисления платы сформулированы в п. п. 3 — 6 Порядка определения платы и на них построен Порядок заполнения разд. 4. Исходя из них, плата за размещение отходов в размерах, не превышающих лимиты размещения отходов = ставка платы за размещение отходов в пределах лимита x объем размещения отходов. Плата за сверхлимитное размещение отходов = ставка платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов x (фактическая масса размещаемых отходов — масса отходов в пределах установленных лимитов) x 5.

Если у предприятия отсутствует разрешение на размещение отходов (выдаваемое на основе утвержденного норматива образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР)), то вся масса размещаемых им отходов квалифицируется как сверхлимитная.

Отметим несколько моментов. Применяемая ставка платы зависит от класса опасности отхода и определяется в соответствии с Приложением 1 к Постановлению N 344. Так, отходам IV класса опасности соответствует норматив платы, равный 248,4 руб/т. Отходам V класса опасности соответствует сразу несколько нормативов платы, выбор конкретного норматива зависит от вида деятельности, в результате которого отходы образованы, — 0,4 руб/т (добывающая промышленность), 15 руб/т (перерабатывающая) и 8 руб/т (прочая деятельность).

Отходам (мусору) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами присвоен V класс опасности. Исходя из разъяснений Ростехнадзора, к таким отходам применяется норматив платы 8 руб/т.

Наряду с отходами данного вида у торгового предприятия образуются и другие отходы, например мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) <17> (норматив платы 248,4 руб/т).

Нормативы платы ежегодно индексируются, кроме того, ставки платы умножаются на:

  • — коэффициент экологической значимости для почвы для соответствующего экономического района (Приложение 2 к Постановлению N 344);
  • — коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (п. 2 Постановления N 344);
  • — понижающий коэффициент 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, которые расположены в пределах промышленной зоны предприятия (Приложение 1 к Постановлению N 344).

В Приложении 1 к Постановлению N 344 упоминается еще один коэффициент — 0. Он применяется в отношении массы отходов, фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования другой организации в течение этого срока.

Необходимо пояснить следующее. В момент размещения таких отходов в собственном производстве предприятие начисляет по ним плату в общеустановленном порядке. До внесения изменений в Порядок заполнения раздела 4 Приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182 природопользователи вынуждены были платить за такие отходы постоянно: масса хранящихся на предприятии отходов включалась в расчет платы ежеквартально нарастающим итогом до тех пор, пока компания не избавится от них. После подтверждения использования (утилизации) в течение трех лет плательщик представлял корректирующий расчет платы, учитывающий применение коэффициента 0 за те отчетные периоды, когда отходы участвовали в расчетах, и возникшая сумма переплаты зачислялась в счет погашения имеющейся недоимки по плате, а при ее отсутствии по заявлению плательщика подлежала зачету в счет предстоящих платежей или возврату (Письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673).

Действующий Порядок заполнения раздела 4 исключил многократное обложение платой хранящихся на предприятии отходов. Плата начисляется единожды, в момент помещения отхода на временное хранение. Также более не потребуется никаких корректирующих расчетов платы. Переплата, образовавшаяся в результате того, что отходы, по которым в момент помещения на временное хранение была начислена плата за размещение отходов, были использованы (утилизированы, переданы другой организации), уменьшает сумму платы за размещение отходов отчетного периода (п. 27 Порядка заполнения раздела 4).

И еще один момент, о котором нельзя не сказать. Исходя из п. п. 17 — 19 Порядка заполнения раздела 4, за отходы, хранящиеся на собственных объектах размещения отходов предприятия не более квартала до вывоза на конечное размещение (при наличии копии соответствующего договора с организацией), плата не взимается. Это не означает, что данные отходы вовсе выпадают из расчета платы за размещение отходов. Ведь после того, как отходы вывезены на полигон, возникает обязанность исчислить экосбор. У кого? Что интересно — у стороны, принимающей отходы по договору на конечное размещение. Это следует из п. п. 13, 16, 17, 27, 28 Порядка заполнения раздела 4.

Возникает закономерный вопрос: что это за договор? Ответ — в Письме от 28.10.2008 N 14-07/6011, где Ростехнадзор пояснил: лицом, размещающим отходы, признается их собственник или лицо, осуществляющее хранение и (или) захоронение отходов в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

А что же отходы, которые накапливаются в контейнере до их вывоза профильной фирмой? В Письме от 25.07.2007 N 04-09/1002 Ростехнадзор называл контейнер объектом размещения отходов и говорил о том, что временное хранение отходов в нем облагается платой за размещение отходов. И пояснил, что не входят в расчет платы за такое временное хранение отходов те объемы мусора, что вывезены на полигон до истечения отчетного квартала.

Однако, учитывая определение накопления отходов, приведенное в ст. 1 Закона N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ, контейнер, несомненно, следует считать обустроенным местом, где отходы временно складируются, то есть местом накопления отходов. И, если срок такого складирования отходов не превышает шести месяцев, речь идет об операции «накопление отходов», а не «размещение отходов». Это позволяет сделать вывод, что со вступлением в силу изменений в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, отходы, находящиеся в контейнере (ином обустроенном месте) даже более квартала, но не более шести месяцев, не должны включаться в расчет платы за размещение отходов. Ведь Законом предусмотрено обложение платой размещения, а не накопления отходов. Подчеркнем, речь идет об отсутствии оснований для начисления платы именно за накопление отходов на предприятии до их вывоза.

Расчет экологических платежей (экоплатежи)

Основываясь на многолетнем опыте, ООО ЭП «Интер Грин» предлагает профессиональный подход и осуществляет расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи), составление Деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Наши специалисты, среди которых аттестованные экологи-аудиторы, смогут дать полную информацию и упорядочить работу предприятия в сфере природопользования.

Наша компания осуществит для Вашего предприятия следующие работы:

  • Расчет сумм ежегодной платы за загрязнение окружающей среды (негативное воздействие на окружающую среду), на основе данные об образовании отходов, о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязняющих веществ в водные объекты;
  • Ввод данных в “Модуле природопользователя” (программное средство, разработанное Росприроднадзором) и формирование результатов в электронном виде для подачи в Росприроднадзор;
  • Составление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов, за выбросы, за сбросы);
  • Подача и представление Декларации о плате за негативное воздействие (НВОС) в соответствующие государственные органы;
  • Параллельно (или отдельно) может быть осуществлено составление и согласование статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);

Мы готовы составить экологическую отчетность предприятия о осуществить комплексное сопровождение деятельности предприятий и организаций.

Что такое экологические платежи и как производят экологические расчеты?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается со всех природопользователей на основе расчета экологических платежей. Законодательно эту обязанность несут все учреждения, предприятия, организации, юридические лица любых форм собственности, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с природопользованием (образованием отходов, выбросами и сбросами загрязняющих веществ).

Другими словами — расчет экологических платежей (экоплатежей) необходим практически всем налогоплательщикам, действующим на территории Российской Федерации.

На протяжении уже нескольких лет для осуществления расчётов экоплатежей и формирования соответствующей отчётности (Декларации о плате за НВОС) необходимо осуществить ввод данных в электронный «Модуль природопользователя». Его заполнение может представлять определенные сложности для неопытных природопользователей. Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы в “Модуле природопользователя” и проконсультируют Вас в этом вопросе, осуществят ввод данных в «Модуль природопользователя», и — в случае необходимости — согласуют расчеты экологических платежей в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО.

Согласование экоплатежей в Росприроднадзоре проходит в максимально сжатые сроки благодаря профессионализму наших специалистов.

Если Вашему предприятию необходим расчет экоплатежей и составление Деклараций о плате за НВОС, то Вы можете обратиться к форме обратной связи.

Оставьте комментарий