Кто является плательщиком НДС

Организации, совмещающие ЕНВД и ОСН

В случае если компания совмещает ЕНВД и общий режим налогообложения, доходы, которые она получает от деятельности на «вмененке», не облагаются НДС. Чтобы не платить налог, необходимо вести раздельный учет НДС при ОСН и ЕНВД, соблюдая следующие условия:

  • если для деятельности по ЕНВД организация или ИП покупает товары (услуги) с НДС, то сумму НДС нужно учитывать в стоимости этих товаров (в том числе основных средств и нематериальных активов);
  • если для деятельности на ОСН организация или ИП покупает товары (услуги) с НДС, то сумму НДС принимают к вычету в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Но есть некоторые затраты, при которых невозможно раздельно учитывать НДС при ЕНВД и НДС при ОСН. К таким затратам относится, к примеру, аренда офиса или оплата коммунальных платежей. В этом случае сумму «входного» НДС следует распределять пропорционально тому, как данные товары (услуги) используются в каждом из видов деятельности.

Также не нужно забывать ежемесячно не позднее 25 числа месяца, который следует за отчетным кварталом, подавать декларацию по НДС и уплачивать налог.

Посредники обязаны вести журнал учета счетов-фактур

Те агенты и комиссионеры, которые применяют спецрежимы налогообложения и реализуют товары (услуги) доверителя, стоящего на учете по ОСН, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Эти журналы нужно сдавать в налоговую в электронном виде. Отчитываться таким образом нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если компания работает по посредническим договорам с иностранной фирмой, не состоящей на учете в РФ, то она обязана отправлять журнал учета полученных и выставленных счетов фактур вместе с декларацией по НДС в электронном виде.

Чтобы убедиться в том, что вы сдали всю отчетность и заплатили все необходимые налоги, запросите с помощью онлайн-сервиса Контур.Экстерн официальный акт сверки с налоговой, в котором будет отражена вся информация о ваших взаиморасчетах, представленных декларациях и зачисленных в бюджет платежах.

Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС в общем случае признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В НК РФ предусмотрены случаи, в которых организации и предприниматели могут освобождаться от исполнения обязанностей плательщиков НДС (ст. 145, 145.1 НК РФ). Некоторые лица не являются плательщиками данного налога (п. 2 ст. 143 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от обязанностей плательщика НДС в следующих случаях:

  1. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, если их выручка от реализации не превышает определенный лимит (ст. 145 НК РФ).
  2. Освобождение организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).

Некоторые иностранные лица не признаются плательщиками НДС. Такое исключение введено в связи с организацией и предстоящим проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 г. в г. Сочи.

При этом освобождение от обязанностей плательщиков НДС предоставляется при соблюдении определенных условий и на определенный срок. Также освобождение действует только в отношении уплаты «внутреннего» НДС.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС — это право:

  • не платить НДС по операциям на внутреннем российском рынке в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ);
  • не представлять декларации по НДС в налоговую инспекцию. (Дополнительно по этому вопросу см. письма Минфина России от 30.08.2006 N 03-04-14/20, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120379, от 18.08.2008 N 19-11/077280.).

Освобождение от уплаты НДС не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Поэтому, даже если налогоплательщик и освобожден от обязанностей уплаты НДС, заплатить налог на таможне и исполнить обязанности налогового агента по операциям, которые предусмотрены ст. 161 НК РФ, придется.

Если же лицо не признается плательщиком согласно п. 2 ст. 143, оно не уплачивает ни «внутренний», ни «ввозной» налог.

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, то нет и оснований для уплаты налога.

Перечень операций, которые являются объектами налогообложения по НДС, приведен в ст. 146 НК РФ.

К таким операциям относятся:

  1. Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
  2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
  3. Выполнение СМР для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
  4. Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (искусственные острова, установки, сооружения) (п. 2 ст. 11, пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Общее определение термина «реализация товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем» дано в п. 1 ст. 39 НК РФ: передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Другой важнейший объект налогообложения НДС — ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, основным объектом налогообложения НДС являются действия (деятельность) налогоплательщиков по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Кто платит НДС: продавец или покупатель

По закону, платить НДС должен продавец. Но фактически сумма налога закладывается в стоимость товара или услуги. Поэтому бремя уплаты НДС в конечном счете перекладывается именно на покупателя. Возникает резонный вопрос: почему НДС платит покупатель, а не продавец?

Дело в том, что НДС является косвенным налогом. Продавец в свою очередь перечисляет в бюджет государства сумму НДС со стоимости, добавленной к изначальной цене товара, работ или услуг. Эти деньги взимаются на всех стадиях производства товара или услуги вплоть до того момента, как ею воспользуется конечный потребитель. Таким образом, суммы НДС в госбюджет поступают еще до того, как потребитель приобрел товар или услугу. Лишь после того, как покупатель приобрел этот товар, сумма НДС “возвращается” в оборот предприятия или организации. При этом производитель или перепродавец товара/услуги имеет право снизить налог на сумму входного НДС.

Технически уплата НДС происходит следующим образом. В процессе реализации товаров или услуг продавец начисляет НДС, предъявляя его в счете-фактуре покупателю . После этого продавец формирует сумму НДС, которая подлежит перечислению в федеральный бюджет. Счет-фактура должна храниться на предприятии в течение трех лет. Это важный документ, который необходим для:

  • уточнения стоимости реализованных товаров или услуг;
  • определения цены приобретаемых материалов;
  • выявления размера налога на добавленную стоимость, который был уплачен поставщиками и покупателями.

Учет НДС, сдача отчетности по этому налогу и получение налоговых вычетов требуют серьезной квалификации бухгалтера. Если ресурсов организации не хватает, единственный выход — отдать ведение бухгалтерии на аутсорсинг. Обращаться лучше в надежные компании, например Главбух Ассистент

Читайте также: Что необходимо для возврата НДС из бюджета

  • Ведем бухгалтерский учет за вас
  • Сами сдаем налоговую и бухгалтерскую отчетность
  • Оптимизируем налоги

Посмотреть цены

В каких случаях НДС платит покупатель

В отдельных случаях обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость возлагается на покупателя или конечного потребителя товара/услуги. В частности, уплачивать НДС обязаны организации, которые сотрудничают с иностранными компаниями, не стоящими на учете в Федеральной налоговой службе (ФНС) России (ст. 161 НК). Такие российские компании признаются налоговыми агентами.

В такой ситуации отечественные организации обязаны перечислять налог в федеральный бюджет за счет удержания необходимой суммы из доходов своего контрагента (п. 1 ст. 24 НК). Налоговый агент в данном случае выступает посредником между государством и лицами, которые обязаны уплачивать НДС.

Читайте также: Новый порядок применения НДС при получении субсидий разъяснили в Минфине

Итак, кто платит НДС? Эта обязанность законодательно возлагаются на продавца товара либо услуги. При этом приобретая продукцию или заключая договор на оказание услуги , конечный потребитель компенсирует продавцу этот плате. Эта схема не работает только, если продавец получил что-либо в собственность безвозмездно. Тогда он начисляет и платит НДС самостоятельно.

Полезные документы для скачивания:

  • пример заполнения декларации по НДС за III квартал 2018 года;
  • уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость;
  • пояснения о расхождениях в декларации по НДС из-за округления;
  • пояснения в ИФНС: почему выручка в декларации по НДС не совпадает с данными бухгалтерского учета. Не облагаемые НДС операции

Бухгалтерский аутсорсинг

  • Удобный чат с бухгалтером
  • Прием документов по фотографии
  • Напоминания об уплате налогов
  • Гарантия
  • Кадровое делопроизводство
  • Сдача отчетов в налоговую
  • Согласование договоров

Посмотреть цены

Кто является плательщиком налога в РФ

Говоря о том, кто платит НДС покупатель или продавец, напрямую зависит от конкретной ситуации. По этой причине целесообразно рассмотреть каждую из них по отдельности.

При продаже квартиры

Налог подлежит перечислению продавец, иными словами лицо, в праве собственности у которого находился объект недвижимости до момента заключения сделки.

Владельцем квартиры может выступать:

  • резидент России;
  • либо же нерезидент.

Под резидентом подразумевается лицо, которое проживает в России на постоянной основе и находится в стране минимум 183 дня за календарный год. Указанная категория граждан по-разному перечисляет налог.

Ставка налогообложения для нерезидентов России может достигать 30%, а резидент в некоторых ситуациях и вовсе может быть официально освобожден от перечисления НДФЛ и НДС в частности.

Помимо этого, имеются некоторые категории плательщиков, которые по налоговому законодательству освобождены от уплаты налогов.

К таковым в 2019 году принято относить:

  • квартира была получена в дар с последующей продажей;
  • граждане вступили в право на наследственную массу, а после этого продали объект недвижимости;
  • жилье было приватизировано и после этого было реализовано;
  • недвижимость была получена на основании подписанного договора пожизненной ренты, а позднее она была продана. При этом ранее были установлены некоторые ограничению по периодам пользования, которые в дальнейшем аннулированы.

Следует обращать внимание на то, что от обязательного перечисления налога могут быть освобождены те плательщики, которые пользовались недвижимостью по указанным выше причинам в период до 3 лет.

Иные категории налогоплательщиков, которые выступают в качестве продажи недвижимости, должны будут в обязательном порядке выдержать установленный срок пребывания жилплощади в собственности меньше 5 лет, в противном случае нужно платить НДС.

Следует заметить, что до недавнего времени в таких ситуациях срок также составлял 3 года, но внесенные поправки в законодательство еще в 2013 году его изменили.

Кроме того, согласно с внесенными последними поправками, налог с недавнего времени формируется от полученного от продаж недвижимости дохода, сумма которого не должна составлять ниже 70% от установленной кадастровой себестоимости.

При упрощенке

Изначально необходимо обращать внимание на то, что в стандартном случае поставщики, которые заняты на УСН, не подвержены налогообложению в плане НДС, из-за чего им нет необходимости переживать по данному поводу.

Исключением при этом являются только отдельно взятые операции и ситуации, при которых покупатель попросил реализатора на упрощенке выделить размер налогообложения в документации.

В данной ситуации обязанность по уплате налога ложится на плечи продавца, не беря во внимание тот факт, что он использует в процессе своей деятельности УСН.

В частности перечислить налог нужно в том размере, который был отображен в счете-фактуре. К иному примеру можно отнести ситуацию, при которых ИП на ОСНО, а потребитель на УСН.

Продажа продукции неплательщику налогов не может стать причиной аннулирования у продавца обязанностей по перечислению средств в качестве налога.

По этой причине будет целесообразно отображать суммы сделки и выделять НДС. Для потребителей на УСН в данном случае отсутствуют какие-либо последствия – оплате подлежит общий размер, указанные в ранее подписанном соглашении.

В магазине

Необходимо в данном случае обращать внимание на то, что рассматриваемое налогообложение в действительно оплачивает непосредственно сам покупатель. Во многом это связано с тем, что его размер уже заложен в стоимость продукции.

При этом продавец берет на себя обязанность перечислять НДС самостоятельно в бюджет, из-за чего сумма сделки ими увеличивается. Иными словами, НДС уплачивает продавец, но только за счет средств покупателя.

Основная классификация

Следует обращать внимание на то, что всех без исключения налогоплательщиков можно условно разделить на несколько групп, а именно:

Налогоплательщики внутри России Которые берут на себя обязанность по перечислению налог с проданных товаров и услуг
Налогоплательщики, которые подлежат перечислению при попытке ввоза продукции На пункте таможенного контроля

Следует помнить о том, что группа налогоплательщиков ввозимого НДС гораздо больше, нежели плательщиков внутреннего налога.

Во многом это связано с тем, что практически все лица при попытке импорта продукции относятся к налогоплательщикам.

При этом многие внутренние плательщики обладают льготами в виде освобождения от перечислений.

На территории РФ

Плательщики рассматриваемого налога вынуждены исчислять налог по итогам каждого отчетного квартала по таким разновидностям внутренних операций, как:

  • Реализация продукции, работы либо же услуги, включая факт передачи каких-либо имущественных прав в России;
  • передача продукции, работы в России для реализации персональных потребностей;
  • выполнение конкретных строительно-монтажных работ для персонального потребления;
  • операции, которые в первую очередь признаны на официальном уровне объектами налогообложения для целей НДС. Налог по ним должен подлежать перечислению в бюджет, если период определения налогооблагаемой базы припадает на конкретное отчетное время – квартал. Одновременно с этим, размер установленного НДС может быть снижен на сумму налогового вычета, используемой по итогам предыдущего квартала.

Полученные показатели размера налогообложения, сниженного на вычет, и считается суммой налога на добавленную стоимость, подлежащего к оплате в бюджет.

Налог подлежит перечислению по 1/3 от размера НДС, причем не позднее 25 числа включительно по завершению квартала.

При ввозе товара

В случае импорта продукции налогоплательщиками выступают все без исключения предприниматели либо же компании, причем вне зависимости от формы собственности либо же используемого режима налогообложения.

В соответствии с правилами налогового законодательства, рассматриваемый налог подлежит к оплате при импорте продукции в Россию либо же иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В Налоговом Кодексе РФ установлено, что плательщиками налога на добавленную стоимость в случае с импортами являются:

  • юридические;
  • и физические и лица в качестве ИП, причем и в случае использования спецрежимов — УСН, ЕНВД, ЕСХН либо же ПСН.

В соответствии с нормами налогового законодательства, по факту плательщиком выступает декларант, в статусе которого может выступать непосредственно сам импортер либо же его уполномоченный представитель, который действует согласно с подписанным агентским соглашением – представитель таможни либо же международный перевозчик.

Иными словами, в случае с импортом в Россию по агентскому соглашению ввозной налог должен уплачивать агент.

С целью последующего вычета перечисленного НДС действующий импортер обязан получить от персонального агента платежную документацию, которая и подтверждает перечисление косвенного налога.

Как быть, если вы на ЕНВД

Некоторые категории налогоплательщиков рассматриваемого налога вынуждены платить НДС, даже при условии использования УСН, ЕНВД либо ЕСХН, на основании которых определяется ставка с целью определения размеров к оплате.

Специально разработанные налоговые режимы не могут быть поводом для освобождения от перечисления рассматриваемого типа налогообложения.

По этой причине компании должны брать на себя обязанность по ведению учета по налогу на добавленную стоимость, в четком соответствии с облагаемыми и необлагаемыми операциями.

При этом даже в том случае, если в предпринимательской деятельности применяется упрощенный режим.

Видео: важные аспекты

В случае игнорирования указанного правила, налогоплательщики не могут рассчитывать по нормам налогового законодательства на возвращение сумм по НДС.

Об этом нужно помнить, чтобы исключит вероятность возникновения различного недопонимания.

В завершении можно сказать — как было рассмотрено в статье, кто именно должен уплачивать НДС напрямую зависит от конкретной ситуации.

В случае игнорирования правил налогового законодательства у налогоплательщика могут возникать с налоговым органом недопонимания со всеми вытекающими последствиями.

Плательщики НДС в вопросах и ответах

НДС в госсекторе

Многие из бюджетных учреждений государственного сектора не являются плательщиками НДС, но они должны постоянно анализировать полученные поступления, чтобы не пропустить момент преобразования в плательщика НДС. В этой статье мы дадим ответы на 10 вопросов, из которых вы узнаете об алгоритме действий в случае приобретения статуса плательщика НДС.

Кто является плательщиком НДС?

Согласно п. 180.1 Налогового кодекса (далее – НК) плательщиком НДС являются:

  • любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и добровольно регистрируется в качестве налогоплательщика в порядке, определенном ст. 183 НК;
  • любое лицо, которое зарегистрировано или подлежит регистрации в качестве налогоплательщика;
  • любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащие налогообложению, и на которое возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины согласно Таможенному кодексу (далее – ТК);
  • лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юрлица;
  • лицо – управитель имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по НДС относительно хозяйственных операций, связанных с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;
  • лицо, которое осуществляет операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, по которому не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в т. ч. имущества, определенного ст. 243 ТК), независимо от того, достигает ли оно общей суммы операций по поставке товаров/услуг, установленной п. 181.1 НК, и какой режим налогообложения применяет;
  • лицо, которое уполномочено вносить налог с объектов налогообложения, которые возникают вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, которые находятся в подчинении налогоплательщика в порядке, установленном КМУ;
  • лицо-инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет в случае поставки услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг расположено на таможенной территории Украины, является получатель услуг (п. 180.2 НК).

Итак, плательщиком НДС является любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность. Но существуют стоимостные требования относительно НДС-регистрации.

В каком случае лицо подлежит обязательной НДС-регистрации?

Если общая сумма от налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг, начисленная (уплаченная) лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС), такое лицо обязано зарегистрироваться налогоплательщиком в контролирующем органе по своему местонахождению (месту проживания) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 183 НК (п. 181.1 НК).

В какой срок необходимо зарегистрироваться плательщиком НДС?

Лицо, которое подлежит обязательной НДС-регистрации, не позже 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, установленный ст. 181 НК, подает в орган ГФС по своему местонахождению (месту жительства) регистрационное заявление (приложение 1 к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина от 14.11.14 г. № 1130).

Заявление подается лично физлицом или непосредственно руководителем либо представителем юрлица-плательщика с документальным подтверждением личности и полномочий.

Налогоплательщики, заключившие с соответствующим органом ГФС договор о признании электронных документов, могут подать заявление средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 183.7 НК).

Обратите внимание: если последний день подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за таким днем рабочий день (п. 183.6 НК).

Имеет ли право лицо добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС?

Да, имеет. Согласно п. 183.3 НК в случае добровольной регистрации лица в качестве налогоплательщика или лица, которое соответствует требованиям пп. 6 п. 180.1 НК, регистрационное заявление подается не позже чем за 20 календарных дней (далее – к. д.) до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться налогоплательщиками и будут иметь право на налоговый кредит и составление налоговых накладных (далее – НН).

Такие «добровольцы» имеют право привести в заявлении желаемый (запланированный) день регистрации, которая соответствует дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого они будут считаться плательщиками НДС и будут иметь право на составление НН.

Важно: регистрационное заявление о добровольной НДС-регистрации может быть подано госрегистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя. Электронная копия регистрационного заявления, изготовленная путем сканирования, передается госрегистратором в орган ГФС одновременно со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) о регистрации юрлица или физлица-предпринимателя согласно Закону 15.05.03 г. № 755-IV (далее – Закон № 755).

В регистрационном заявлении указываются основания для регистрации лица в качестве налогоплательщика.

В какой срок проводится НДС-регистрация и начиная с какого дня лицо осуществляет свою деятельность как плательщик НДС?

Орган ГФС обязан в течение трех рабочих дней после поступления регистрационного заявления внести в реестр налогоплательщиков запись о регистрации такого лица налогоплательщиком (п. 183.9 НК):

  • с желаемого (запланированного) дня регистрации, указанного в заявлении, который соответствует дате начала налогового периода (календарного месяца), с которого такие лица будут считаться налогоплательщиками и будут иметь право на составление НН, – в случае добровольной регистрации;
  • с 1-го числа месяца, следующего за днем истечения 20 к. д. после подачи заявления, – в случае добровольной регистрации, если желаемый (запланированный) день регистрации в заявлении не указан;
  • с желаемого (запланированного) дня, соответствующего 1-му числу календарного квартала, в котором будет применяться ставка единого налога, которая предусматривает уплату НДС, – в случае перехода лиц на упрощенную систему налогообложения или изменения ставки единого налога;
  • с 1-го числа календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату других налогов и сборов, – в случае регистрации лиц, определенных в абзаце первом п. 183.4 НК, которые соответствуют требованиям п. 181.1 НК, если 1-е число календарного месяца, с которого осуществляется переход на уплату других налогов и сборов, на день подачи заявления не наступило;
  • со дня внесения записи в реестр налогоплательщиков – в случае обязательной НДС-регистрации или регистрации лиц, определенных в абзаце первом п. 183.4, которые соответствуют требованиям п. 181.1 НК, если 1-е число календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату других налогов и сборов, на день подачи заявления наступило.

Обратите внимание: лицу, которое регистрируется налогоплательщиком, присваивается индивидуальный налоговый номер, который используется для уплаты налога (п. 183.18 НК).

По запросу налогоплательщика орган ГФС предоставляет бесплатно в течение двух рабочих дней после дня получения такого запроса извлечение из реестра налогоплательщиков, который действует до внесения изменений в реестр. Формы запроса и извлечения утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику (п. 183.11 НК).

Может ли ГФС отказать в регистрации плательщиком НДС?

Да, может, если (п. 183.8 НК):

  • по результатам рассмотрения регистрационного заявления и/или представленных документов установлено, что лицо не соответствует требованиям, определенным п. 181.1, 182.1 и 183.7 НК;
  • существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации согласно ст. 184 НК;
  • при подаче заявления или определении желаемого (запланированного) дня регистрации не соблюдены порядок и сроки, установленные п. 183.1, 183.3–183.7 НК.

Каковы основания для аннулирования НДС-регистрации?

Регистрация действует до даты ее аннулирования, которое проводится путем исключения из реестра налогоплательщиков и происходит, если (п. 184.1 НК):

  • какое-либо лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика в течение предыдущих 12 месяцев, подало заявление об аннулировании регистрации, если общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг, которые предоставляются таким лицом, за последние 12 календарных месяцев была меньше суммы, определенной ст. 181 НК, при условии уплаты налоговых обязательств в случаях, установленных разд. V НК (пп. «а»);
  • какое-либо лицо, зарегистрированное налогоплательщиком, приняло решение о прекращении и утвердило ликвидационный баланс, передаточный акт или распределительный баланс согласно законодательству при условии уплаты налоговых обязательств в случаях, предусмотренных разд. V НК (пп. «б»);
  • какое-либо лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика, регистрируется плательщиком единого налога, условие уплаты которого не предусматривает уплату НДС (пп. «в»);
  • лицо, зарегистрированное как налогоплательщик, в течение 12 последовательных налоговых месяцев не подает органу ГФС декларацию по НДС и/или подает такую декларацию (налоговый расчет), которая (который) свидетельствует об отсутствии поставки/приобретения товаров/услуг, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита (пп. «г»);
  • учредительные документы какого-либо лица, зарегистрированного налогоплательщиком, признаны решением суда недействительными (пп. «ґ»);
  • хозяйственным судом вынесено определение о ликвидации юрлица-банкрота (пп. «д»);
  • налогоплательщик ликвидируется по решению суда (физлицо лишается статуса субъекта хозяйствования), или лицо освобождено от уплаты налога, или его НДС-регистрация аннулирована (отменена, признана недействительной) по решению суда (пп. «е»);
  • физлицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика, умерло, оно объявлено умершим, признано недееспособным или безвестно отсутствующим, ограничена его гражданская дееспособность (пп. «є»);
  • прекращено действие договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о распределении продукции (для налогоплательщиков, указанных в пп. 4, 5 и 8 п. 180.1 НК) или закончился срок, на который образовано лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика (пп. «з»).

Имейте в виду: согласно п. 184.2 НК аннулирование регистрации на основании, определенном в пп. «а» п. 184.1 НК, осуществляется только по заявлению налогоплательщика, а на основаниях, определенных в пп. «б»–»з» п. 184.1 НК, может осуществляться по заявлению плательщика или по самостоятельному решению соответствующего органа ГФС.

Регистрация аннулируется на дату:

  • подачи заявления налогоплательщиком или принятия решения органом ГФС об аннулировании регистрации;
  • указанную в судебном решении;
  • прекращения действия договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о разделе продукции или окончания срока, на который образовано лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика;
  • предшествующую дню потери лицом статуса плательщика НДС.

При этом датой аннулирования НДС-регистрации признается дата, наступившая раньше.

Согласно п. 184.3 НК орган ГФС аннулирует НДС-регистрацию лица, которое подало заявление об аннулировании регистрации, если установит, что оно соответствует требованиям п. 184.1 НК.

В случае отсутствия законных оснований для аннулирования регистрации орган ГФС в течение 10 к. д. после поступления заявления об аннулировании регистрации подает такому плательщику обоснованный письменный отказ в аннулировании с необходимыми объяснениями (п. 184.4 НК).

Орган ГФС обязан письменно уведомить лицо об аннулировании НДС-регистрации в течение трех рабочих дней после дня такого аннулирования (п. 184.10 НК).

Аннулируется ли НДС-регистрация в случае реорганизации путем присоединения, слияния, преобразования и разделения?

Порядок аннулирования регистрации плательщиков НДС определен ст. 184 НК и регламентирован разд. V Положения № 1130.

Как предусмотрено п. 5.2 Положения № 1130, аннулирование регистрации согласно пп. «б» п. 184.1 НК может быть инициировано плательщиком НДС – юрлицом после составления комиссией по прекращению (комиссией по реорганизации, ликвидационной комиссией) или ликвидатором ликвидационного баланса, передаточного акта или распределительного баланса в случае реорганизации плательщика путем присоединения, слияния, разделения и преобразования (если датой госрегистрации юрлица, образованного в результате преобразования, является дата завершения преобразования).

Этот порядок аннулирования НДС-регистрации применяется с соблюдением требований ст. 104 Гражданского кодекса (далее – ГК), где определено, что юрлицо прекращается в результате реорганизации или ликвидации. В случае реорганизации юрлиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам.

Порядок прекращения юрлица путем слияния, присоединения, разделения и преобразования установлен ст. 107 ГК.

Согласно п. 107.2 ГК после окончания срока предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юрлица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования), который должен содержать положение о правопреемстве относительно всех обязательств юрлица, которое прекращается, относительно всех его кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются сторонами.

Как предусмотрено ч. 3–7 ст. 4 Закона № 755, в случае:

  • выделения юрлиц осуществляется госрегистрация юрлиц, образованных в результате выделения, и изменений в сведения, которые содержатся в ЕГР, о юрлице, из которого осуществлено выделение, относительно юрлица-правопреемника;
  • слияния юрлиц осуществляется госрегистрация вновь образованного юрлица и прекращение юрлиц, которые прекращаются в результате слияния;
  • преобразования юрлиц осуществляется госрегистрация прекращения юрлица, которое прекращается в результате преобразования, и вновь образованного юрлица;
  • разделения юрлиц осуществляется госрегистрация вновь образованных юрлиц и госрегистрация прекращения юрлица, которое прекращается в результате разделения;
  • присоединения юрлиц осуществляется госрегистрация прекращения юрлиц, которые прекращаются в результате присоединения, и изменений в сведения, которые содержатся в ЕГР, относительно правопреемства юрлица, к которому присоединяются.

Освобождаются ли от обложения НДС операции по поставке товаров (работ, услуг) неприбыльными организациями?

Нет, и вот почему. НДС относится к общегосударственным налогам и сборам и является косвенным налогом, который начисляется и уплачивается согласно нормам разд. V НК (ст. 9, пп. 14.1.178 НК).

Итак, из норм НК следует, что НДС – это косвенный общегосударственный налог на потребление товаров/услуг на таможенной территории Украины, а плательщиком НДС является субъект (юридическое или физическое лицо), который потребляет эти товары/услуги. То есть налогообложению подлежат операции по поставке товаров/услуг независимо от того, кто их потребляет – неприбыльное учреждение или прибыльная организация.

НК установлен перечень операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом налогообложения и освобождены от обложения НДС, а не отдельных категорий потребителей, поэтому и облагаются налогами такие операции в зависимости от наличия или отсутствия установленной НК льготы по налогообложению поставки тех или иных товаров/услуг.

Какие операции освобождены от налогообложения?

Исчерпывающий перечень операций, которые освобождаются от налогообложения, приведен в п. 197.1 НК. Наиболее распространенными из таких операций, которые осуществляются субъектами госсектора, являются:

  • поставка услуг по получению высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями, в том числе обучения аспирантам и докторантам, учебными заведениями, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также услуг по воспитанию и обучению детям в домах культуры, детских музыкальных, художественных, спортивных школах и клубах, школах искусств и услуг по проживанию учащихся или студентов в общежитиях;
  • поставка услуг по доставке пенсий, страховых выплат и денежной помощи населению (независимо от способа доставки) на всех этапах доставки к конечному потребителю;
  • поставка услуг по охране здоровья заведениями здравоохранения, которые имеют лицензию на поставку таких услуг, а также поставка услуг реабилитационными учреждениями для лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью, которые имеют лицензию на поставку таких услуг согласно законодательству, за исключением услуг, приведенных в пп. 197.1.5 НК;
  • поставка реабилитационных услуг лицам с инвалидностью, детям с инвалидностью, а также поставка путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физических лиц в возрасте до 18 лет, лиц и детей с инвалидностью;
  • поставка услуг по содержанию и питанию детей и лиц в заведениях социальной сферы;
  • поставка услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом;
  • поставка услуг по погребению и поставка ритуальных товаров государственными и коммунальными службами (согласно перечню из пп. 197.1.10 НК);
  • безвозмездная передача в государственную собственность или коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов или в их совместную собственность объектов всех форм собственности, которые находятся на балансе одного налогоплательщика и передаются на баланс другого, если такие операции проводятся по решению КМУ, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принятому в пределах их полномочий;
  • бесплатная поставка товаров/услуг собственного производства подсобными хозяйствами и лечебно-производственными трудовыми мастерскими (цехами, участками) домов-интернатов, территориальных центров социального обслуживания (предоставление социальных услуг), центров реинтеграции бездомных лиц, центров социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, специализированных больниц, лечебно-профилактических заведений особого типа и диспансеров при условии, что такая передача осуществляется для удовлетворения собственных нужд этих заведений;
  • поставка государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и местного самоуправления (плата за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и т. п.);
  • предоставление услуг по регистрации актов гражданского состояния госорганами, уполномоченными осуществлять такую регистрацию согласно законодательству;
  • поставка библиотеками, которые находятся в государственной или коммунальной собственности либо в собственности всеукраинских общественных организаций инвалидов, платных услуг по комплектованию регистрационно-учетных документов (билетов, формуляров), пользованию редкими, ценными справочниками, книгами (в том числе ночным абонементом), тематическому отбору литературы по запросу потребителя и предоставлению тематических, адресно-библиографических и фактографических справок;
  • поставка (продажа, передача) земельных участков, земельных долей (паев), кроме тех, которые размещены под объектами недвижимого имущества и включаются в их стоимость согласно законодательству (с учетом положений пп. 197.1.13 НК);
  • плата за аренду земельных участков, которые находятся в собственности государства или территориальной громады, если такая арендная плата полностью зачисляется в соответствующие бюджеты;
  • оплата стоимости фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ лицом, которое непосредственно получает такие средства со счета органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, и т. п.

Обратите внимание: ст. 195 НК содержит перечень операций, которые подлежат налогообложению по нулевой ставке, а ст. 196 НК – операции, которые не являются объектом налогообложения. И хотя в этот перечень могут вноситься изменения согласно законодательству, при осуществлении деятельности нужно тщательно соблюдать нормы действующего законодательства на актуальную дату и следить за изменениями.

Оставьте комментарий