Квитанция приходного кассового ордера

Оформление поступления в кассу оплаты товаров и услуг

На территории РФ в обязательном порядке при поступлении оплаты товаров, работ и услуг наличными денежными средствами или платежными картами обязательно применение ККТ (статья 1.2 Федерального закона № 54).

Если вы оказываете услуги населению, перечисленные в пункте 2 статьи 2 54-ФЗ, и принимаете оплату наличными или по платежной карте, то вместо чека ККТ можете выдавать бланк строгой отчетности. Формы БСО могут быть утверждены госорганом. Например, туристическая путевка, утвержденная приказом Минфина № 60н от 09.07.2007. Если утвержденной формы нет, то организация может разработать ее самостоятельно, указав все обязательные реквизиты, поименованные в пункте 3 Постановления Правительства № 359 от 06.05.2008:

  • наименование документа, дата его составления;
  • наименование компании или Ф.И.О. ИП;
  • ИНН и адрес местонахождения;
  • наименование и стоимость услуги;
  • размер и дата оплаты;
  • должность, Ф.И.О. и подпись лица, которое несет ответственность за совершение операции и правильности ее оформления, оттиск печати при наличии.

ВАЖНО! При выдаче квитанции (отрывного листа к приходному кассовому ордеру) необходимо помнить, что он не является бланком строгой отчетности и не может заменить чек ККТ. Следовательно, несмотря на то, что выдается квитанция, бланк строгой отчетности оформить нужно обязательно.

Какими документами подтверждается оплата недвижимости при заявлении имущественного вычета?

Граждане могут получить имущественный вычет по приобретенной недвижимости если подтвердят свои затраты платежными документами. При этом Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщиков в праве представлять в налоговые органы любые письменные доказательства уплаченных денежных средств. Однако они должны быть оформлены в установленном порядке.

Гражданин имеет право на имущественный вычет по приобретенной недвижимости если подтвердит фактическое несение затрат на приобретение (строительство) платежными документами (абз.24 подп.2 п.1 ст.220 НК).

В Налоговом кодексе содержится следующий список платежных документов, которые подойдут для этой цели (абз.24 подп.2 п.1 ст.220 НК):

— квитанции к приходным ордерам;

— банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца;

— товарные и кассовые чеки;

— акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца;

— другие документы.

Как видим, Кодекс не ограничивает право налогоплательщика представлять в налоговую инспекцию иные письменные доказательства уплаченных денежных средств. Вместе с тем определено, что представляемые документы должны быть оформлены в установленном порядке и однозначно свидетельствовать о сумме уплаченных денежных средств. Это необходимо в целях документальной фиксации уплаченной суммы за приобретенную недвижимость в надлежащей форме (Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.03 г. № 472-О).

Таким образом, к документам, свидетельствующим о фактически произведенных расходах, может быть отнесен, в частности, акт зачета взаимных требований в ситуации, когда имущество (другая квартира) передается в обмен на приобретение права по договору участия в долевом строительстве (Письмо Минфина от 03.05.12 г. №03-04-05/9-592). Или договор купли-продажи, в котором имеется запись о том, что все расчеты по оплате стоимости имущества в полном объеме произведены до подписания договора (Письмо Минфина от 15.12.11 г. №03-04-05/7-1047).

Крайне важно, чтобы документы об оплате были оформлены на имя самого налогоплательщика (Письмо Минфина от 10.11.11 г. № 03-04-05/7-874). Исключение — оформление недвижимости в долевую собственность. В этом случае налоговые органы ранее рекомендовали выписывать доверенность на внесение денежных средств в оплату стоимости имущества за другого собственника. Причем делать это нужно до момента внесения денег и в письменной форме (УФНС по г. Москве от 28.11.06 г. №28-10/104735). Позднее ФНС указала, что вычет предоставляется совладельцам в соответствии с их долями собственности на основании платежных документов, подтверждающих факт уплаты налогоплательщиком — любым из совладельцев недвижимости или ими обоими одновременно (Письмо от 08.09.08 г. №3-5-04/491@).

Когда сделки купли-продажи осуществляются непосредственно между физическими лицами, наиболее распространенными документами, свидетельствующими о внесении денег, являются:

  • расписка продавца о получении денежной суммы.

Такие расписки в обязательном порядке должны содержать следующую информацию (Письмо УФНС по г. Москве от 12.01.11 г. №20-14/4/000752@):

— ФИО продавца;

— паспортные и адресные данные продавца;

— запись о сумме полученных продавцом денежных средств;

— подпись продавца;

— дату.

Нотариального заверения они не требуют (ст.161 ГК РФ).

  • договор купли-продажи, содержащий элементы расписки.

Это значит, что в тексте договора есть положение о том, что на момент его подписания передача денежных средств завершена в полном объеме (Письмо Минфина от 19.07.11 г. №03-04-05/7-525). Кроме того, столичные налоговики требуют указания размера переданной денежной суммы и нотариального заверения записи (Письмо УФНС по г. Москве от 12.01.11 г. №20-14/4/000752@).

  • передаточный акт, содержащий элементы расписки.

Если в акте присутствуют все вышеуказанные элементы расписки, то он заменяет собой расписку (Письмо УФНС по г. Москве от 12.01.11 г. №20-14/4/000752@).

Что касается мемориального ордера банка о переводе денег со счета покупателя квартиры на счет продавца, то тут мнения ФНС и московских налоговых органов разошлись: последние считают, что данный документ не подтверждает факт уплаты (Письма ФНС от 29.10.08 г. №3-5-03/655@ и УФНС по г. Москве от 24.12.04 г. №11-11н/83583).

Если недвижимость приобреталась с привлечением кредитных (заемных) средств от российских организаций (индивидуальных предпринимателей), то факт осуществления расходов подтверждается следующими документами (Письмо УФНС по г. Москве от 23.04.12 г. № 20-14/035800@):

— копией кредитного (ипотечного) договора;

— справкой об уплаченных в отчетном периоде процентах за пользованием кредита;

— копией графика погашения кредита и уплаты процентов по кредиту (ипотеке);

— документами, подтверждающими уплату процентов.

Налоговые органы г. Москвы в качестве платежных документов в этом случае принимают, в частности, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки по счету и другие документы, кроме информационных писем банков (Письмо УФНС по г. Москве от 18.10.10 г. №20-14/4/108837@).

Налогоплательщик самостоятельно определяет какие расходы ему принять к вычету в первую очередь — расходы на покупку (строительство) недвижимости или затраты на погашение процентов по кредиту. Дело в том, что статья 220 Налогового кодекса не устанавливает очередность учета расходов по приобретению и погашению процентов в сумме имущественного налогового вычета (Письмо Минфина от 20.08.09 г. №03-04-05-01/650).

При приобретении имущества в собственность одного физического лица с привлечением кредита (займа) не только этим налогоплательщиком, но и другими лицами (солидарными заемщиками), вычет на приобретение предоставляется на основании платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств продавцу налогоплательщиком — владельцем имущества. Вычет в сумме уплаченных процентов по целевому кредиту (займу) может получить только созаемщик — собственник квартиры, при условии, что именно на него оформлены документы по оплате этих процентов (Письмо ФНС России от 29.10.08 г. №3-5-03/655@).

В случае, когда налогоплательщик получил заемные денежные средства от предприятия по месту работы, которые затем перечислены этим предприятием на счет строительной организации – продавца квартиры, для получения имущественного вычета, кроме правоустанавливающих документов на квартиру, потребуются (Письмо ФНС России от 03.07.2009 N 3-5-04/952@):

— договор о предоставлении ссуды;

— заявление работника в бухгалтерию предприятия с просьбой перечислить заемные средства продавцу в счет оплаты квартиры;

— платежные документы о перечислении денежных средств от имени работника с указанием в них его фамилии, имени и отчества.

Если налогоплательщик в счет оплаты жилья передал организации-продавцу векселя, то для получения имущественного вычета по приобретенному жилью в налоговый орган необходимо представить (Письмо УФНС по г. Москве от 08.02.10 г. №20-14/4/012390@):

— копии этих векселей с передаточной надписью;

— акт приема-передачи этих векселей, заверенный организацией-продавцом.

При этом векселя признаются в качестве платежных документов, подтверждающих расходы на строительство или приобретение недвижимости, только в пределах указанной в договоре стоимости этой недвижимости и только в случае, если приобретены в рамках договора купли-продажи векселей у третьего лица (Письмо УФНС по г. Москве от 08.02.10 г. №20-14/4/012390@).

Для чего оформляется к ПКО?

Приходный кассовый ордер – это бухгалтерский первичный документ, который применяется для учета приходных кассовых операций, и составляется по унифицированной форме КО-1.

Это первичный бухгалтерский документ, необходимый бухгалтеру для проведения операции по принятию наличных денег и отражения соответствующей проводки.

Данный бланк в своем составе содержит сам ПКО и квитанцию к нему.

То есть квитанция к ПКО – это не отдельный документ, а отрывная часть приходного кассового ордера.

Данная форма является важным документом, и заполнять ее обязательно. На основании бухгалтерия сможет отразить факт поступления наличной денежной суммы.

После заполнения она отрывается от основной части формы КО-1 и передается лицу, внесшему в кассу деньги, в качестве первичной документации, подтверждающей кассовую операцию по передаче наличности.

Без приходника бухгалтерия принимающей стороны не сможет оприходовать поступившую наличность. А без квитанции к ПКО бухгалтерия передающей стороны не сможет учесть расход наличных денежных средств в своем бухучете.

Нужен ли кассовый чек?

Часто встает вопрос о том, нужно ли, помимо оформления квитанции к ПКО, выбивать также кассовый чек?

Может ли квитанция заменить собой чек и являться достаточным подтверждением оплаты?

Приходный кассовый ордер и чек ККТ – это два абсолютно разных понятия, которые не могут заменить друг друга ни при каких обстоятельствах. Эти документы имеют разное назначение.

Ордер оформляется в бухгалтерских целях. Сам ПКО нужен бухгалтеру принимающей стороны, на его основании будет отражена проводка по оприходованию денег в кассу.

Квитанция к нему выдается стороне, внесшей деньги. Если это лицо также ведет бухучет у себя, то на ее основании оно сможет отразить бухгалтерскую проводку по расходу наличных денежных средств.

Кассовый чек – это документ, формируемый в ККТ (контрольно-кассовая техника). Он составляется для покупателя в качестве подтверждения оплаты за товар, услугу. Для принимающей стороны чек является подтверждением поступления выручки.

Не всегда при поступлении денег нужно оформлять кассовый чек.

Примеры:

  1. Если снимаются деньги с расчетного счета, то ПКО оформляется обязательно, на его основании бухгалтер отразит проводку Дт 50 Кт 51. Чек ККТ при этом оформлять не нужно.
  2. Если учредитель вносит наличную сумму в качестве вклада в уставный капитал, то ПКО с квитанцией также оформляется, на основании ордера формируется проводка Дт 50 Кт 75, но чек не выбивается. Учредителю при этом выдается квитанция к ПКО в качестве подтверждения внесения наличного вклада.
  3. Если покупатель оплачивает товар наличными, то продавец выбивает кассовый чек обязательно, квитанция к ПКО при этом составляется не всегда. Если покупатель – физическое лицо, то квитанция ему не нужна, так как бухучет он не ведет, ему достаточно получить чек. Если покупатель – ИП или юридическое лицо, то дополнительно выдается к чеку квитанция, чтобы в бухгалтерии покупателя бухгалтер смог провести расход.

Таким образом, чек нужно формировать обязательно при получении оплаты наличными за товар или услугу. Именно чек ККТ служит главным подтверждением оплаты за ценности.

Одна квитанция к приходному кассовому ордеру не является достаточным доказательством оплаты за товар или услуги и не может выступать подтверждением данной операции.

Не выдача чека в ситуациях, когда требуется применение ККТ, является нарушением кассовой дисциплины и влечет собой привлечение к ответственности.

Является ли подтверждением оплаты?

Как выше было сказано, квитанция к ПКО нужна исключительно в бухгалтерских целях.

На ее основании бухгалтер организации, внесшей деньги в кассу другой организации, сможет провести расход наличных денежных средств.

Если цель передачи наличности заключалась в оплате за ценности или услуги, дополнительно должен быть выбит чек ККТ, который и будет являться подтверждением оплаты.

Имеются исключения из данного правила, когда чек может быть заменен бланком строгой отчетности или товарным чеком.

При этом квитанция к ПКО не может заменить собой БСО, так как последний имеет строго определенную форму, отпечатанную в типографии, с установленным набором реквизитов, которые отличаются от содержащихся в кассовом ордере.

Поэтому в любом случае для подтверждения оплаты одной квитанции будет не достаточно.

Как правильно заполнять?

Если лицу, внесшему наличные деньги в кассу, нужно выдать квитанцию, то необходимо заполнить бланк формы КО-1. Его левая сторона – это сам приходный кассовый ордер, он нужен бухгалтеру принимающей стороны, правая сторона – квитанция к нему.

После заполнения формы КО-1 правая часть отрывается по линии отрыва и выдается вносителю наличных средств.

Заполнение бланка производит кассир, который непосредственно получает деньги.

В квитанции нужно отразить информацию, аналогичную указанной в левой части ПКО:

  • наименование организации, которая получает наличность и оформляет приходный ордер;
  • номер приходного ордера – указан в левой стороне формы КО-1;
  • дата из приходного кассового ордера;
  • наименование лица, от которого приняты деньги (если средства сняты с расчетного счета, то указывается название банка, если их внес работник, то его ФИО, если покупатель, то его название и реквизиты представителя);
  • основание – назначение полученной наличной суммы;
  • сумма цифрами и прописью в именительном падеже;
  • если в составе суммы выделяется НДС, то его сумму заполняют ниже цифрами (например, это актуально при получении оплаты от покупателя);
  • дата заполнения;
  • подпись и ФИО главного бухгалтера;
  • подпись и ФИО кассира;
  • печать или штамп.

Вместо главного бухгалтера заполненный документ может подписать иное лицо, уполномоченное на то приказом или доверенностью.

Скачать бесплатно бланк и образец заполнения в word и excel

Бланк квитанции к приходному кассовому ордеру – скачать word, excel.

Образец заполнения –

Оставьте комментарий