Квота рабочих мест

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о квотировании рабочих мест для инвалидов .docСкачать образец приказа о квотировании рабочих мест для инвалидов .doc

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних.

Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим бухгалтерский учет и порядок налогообложения операций, связанных с квотированием рабочих мест.

Определение понятия квоты и квотирования рабочих мест

Квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Федеральное законодательство

Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).

Для инвалидов. Согласно ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ), п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников с предоставлением в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.

В разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4%) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

Работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны (ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»):

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Информирование центра занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Кроме того, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ установлено, что компании также должны сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.

Иными словами, работодатели должны принимать локальные акты, содержащие сведения о том, какие для инвалидов созданы и выделены рабочие места. Причем такую информацию обязательно ежемесячно направлять в территориальный орган службы занятости.

Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Прочие расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли учитываются любые расходы, удовлетворяющие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В частности, расходами в налоговом учете признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

По нашему мнению, указанные расходы соответствуют принципу экономической оправданности расходов, так как внесение платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты является обязанностью работодателя, возложенной на него Законом, и направлены на получение дохода — уплата обязательных платежей, возложенных на организации в соответствии с законодательством, является частью хозяйственной деятельности организации.

Отметим, что гл. 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, организация имеет право учесть произведенные расходы на уплату компенсационной стоимости рабочего места в составе внереализационных расходов.

Также, по мнению финансистов, уплата компенсационной стоимости носит добровольный характер, а не обязательный.

Так как внесение платы за каждого не трудоустроенного на квотируемые места инвалида не является обязательным условием осуществления деятельности налогоплательщиков, то расход на добровольное внесение этой платы не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 270 НК РФ (см., например, Письмо Минфина России от 24.03.2006 N 03-03-04/1/274, Письмо ФНС России от 28.07.2006 N 02-1-07/65 «О налоге на прибыль», Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2006 N 20-12/115154).

Кроме того, по мнению специалистов финансового департамента, данный расход не направлен на получение прибыли, как того требует ст. 252 НК РФ, а является своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, следовательно, к таким выплатам можно применить норму п. 2 ст. 270 НК РФ.

Хотя ранее в Письме от 31.01.2008 N 03-03-06/1/64 специалисты Минфина России пришли к противоположному выводу: в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд. Поэтому затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения, предусмотренных ст. 2 Закона N 90, по мнению Минфина России, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном гл. 25 НК РФ порядке.

Несмотря на противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, полагаем, что организация вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по уплате в бюджет компенсационной стоимости квотируемого рабочего места на основании ст. 252, пп. 49 п. 1 ст. 264 и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ и у нее есть шансы отстоять свое право в суде.

Если же во избежание налоговых споров Организация примет решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Применение ПБУ 18/02

В соответствии с п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций » ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест, добровольно уплачиваемая организацией в целевой бюджетный фонд квотирования, не учитываемая в составе расходов в целях налогообложения прибыли, образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства. Постоянные налоговые обязательства учитываются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (на отдельном субсчете) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Пример

Организация ежемесячно в добровольном порядке вносит в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест субъекта РФ компенсационную стоимость в размере 20 000 руб.

Во избежание налоговых споров Организация приняла решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли.

В учете организации ежемесячная добровольная уплата компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов будет отражена следующими проводками:

Предполагается, что собранные деньги будут аккумулированы в специальном фонде и потрачены на то, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья найти работу. Например, на их обучение и стажировки, создание специально оснащенных рабочих мест и так далее. «РГ» выяснила, как восприняли эту идею эксперты и как сейчас обстоят дела с трудоустройством инвалидов в регионах.

— Мы слышали об этой идее и даже обсуждали ее в своем кругу, но не ждем от нее каких-либо перемен к лучшему, — рассказала «РГ» председатель воронежской городской организации Всероссийского общества слепых Наталья Городцова.

Работодатели зачастую отказывают инвалидам в трудоустройстве, предпочитая выплачивать штрафы. Они опасаются дополнительных проверок, ответственности, а также того, что незрячие и слабовидящие люди не справятся со своей работой.

Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов (в среднем 3-4 процента от общего количества рабочих мест) можно лишь одним путем — трудоустроить. Далеко не всегда это реально на практике.

По данным Министерства труда и соцразвития Новосибирской области, в 2018 году 3,6 тысячи организаций региона готовы были предоставить инвалидам 13 тысяч рабочих мест. На начало этого года в счет установленной квоты работали более 8,3 тысячи новосибирцев (то есть в полтора раза меньше). Из 524 официально зарегистрированных членов ВОС в Воронеже трудоустроены человек 30 — в основном они работают массажистами в поликлиниках, есть несколько преподавателей музыкальных школ.

Как показывает практика, работодатели чаще не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест (например, для незрячего сотрудника специальный стол и компьютер обойдутся больше чем в миллион рублей), но и к переобучению. Не готовы и к любым дополнительным расходам, что вполне логично. И даже — к эмоциональному дискомфорту.

Работодатели часто не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест, но и к переобучению. Не готовы и к эмоциональному дискомфорту

Как рассказала адвокат Елена Мадеева, она помогала трудоустроиться выпускнице вуза с дипломом юриста и заболеванием позвоночника. Ей не требовалось специального рабочего места — но нужно было какое-то время работать сидя, а какое-то — стоя, то есть менять положение тела. Девушка претендовала всего лишь на вакансию в канцелярии суда — сортировать почту. Но ей отказали. Потому как — мало ли что. И непривычно: чего это она будет то сидеть, то стоять… Так рассуждает государственная организация. Чего уж говорить о бизнесе.

Сейчас в Новосибирской области для средних (от 35 до 100 сотрудников) и крупных (свыше 100) предприятий действует одинаковая квота — три процента общего количества рабочих мест они обязаны предоставить людям с инвалидностью. Какие это места? По данным ведомства, люди с ограниченными возможностями здоровья, обращаясь в службу занятости, в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора. Но нередко предприятия готовы и обучать соискателей тем профессиям, которые требуются на производстве. Так, в одной из крупных новосибирских обувных компаний трудятся инвалиды по слуху и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые прошли специальную подготовку при приеме на работу. Они получили профессии сборщика обуви, обработчика деталей, полуфабрикатов и изделий. При этом здесь не пришлось создавать для инвалидов специальные рабочие места, тратя на это солидные средства.

— С точки зрения бизнеса едва ли выгодно брать на работу инвалида, которому нужно создавать особые условия труда, и который имеет определенные преференции — сложнее процедура увольнения и так далее, — рассуждает уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат.

Поэтому работодатели не спешат информировать службу занятости о том, какие у них есть вакансии для инвалидов. Это основное нарушение, которое выявляют чиновники во время проверок на предприятиях. В результате у специалистов, которые занимаются трудоустройством, нет четкого представления, где мог бы быть востребован человек с тем или иным заболеванием. Понятно, что отсутствует и какая-либо стратегия на уровне региона.

Инициируемый федеральными властями эксперимент Николай Мамулат считает полезным, так как новые правила позволят бизнесу быть более гибким в принятии решений. С другой стороны, существует опасность, что подавляющее большинство работодателей решит воспользоваться предоставленной альтернативой. Тогда, по мнению председателя Ленинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Натальи Скаредовой, будет забыто все, чего удалось достигнуть за счет действующего закона о квотировании. По ее мнению, он и так работает слабо, и в первую очередь потому, что не предусматривает серьезных санкций — штрафы для нарушителей минимальные. Да и платят их в регионе буквально единицы: в прошлом году в суд передали всего три таких административных протокола, в этом году — пять.

— Но главное, отсутствует объективный анализ рынка труда, — говорит специалист. — Мы должны знать, не только какие профессии может получить человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован. Реальный пример: человек с ментальными отклонениями получил диплом о высшем образовании, но при этом не может ответить на элементарные вопросы в этой сфере. Зачем он получал диплом IT-специалиста, если у него нет шансов работать по этой профессии? Однако он может приносить пользу обществу, мы помогли ему устроиться туда, где он выполняет посильные действия, и он счастлив.

Кроме того, по мнению Натальи Скаредовой, когда закон о квотировании вступил в силу, львиная доля организаций вписали в квоты людей с рабочей группой инвалидности, которые и так работали на предприятии. Таким образом, новых рабочих мест практически не добавилось. А о трудоустройстве людей с первой и второй степенью инвалидности речи практически не идет.

— Не только как общественник, но и как предприниматель я уверена: нужно стимулировать работодателей трудоустраивать инвалидов в рамках существующего закона, — говорит Наталья Скаредова. — Целью бизнеса всегда является извлечение прибыли, а работать себе в убыток никто не станет. В моей компании бухгалтером работает человек с первой группой инвалидности. Он практически не выходит из дома, но вполне справляется с обязанностями удаленно. Передвигаться ему действительно очень тяжело, развозить бумаги, забирать первичные документы он не может. Мне приходится часть его обязанностей брать на себя или нанимать еще одного сотрудника. И в такой ситуации оказывается большинство тех, кто решился взять в штат сотрудника с «тяжелой» группой инвалидности.

В Новосибирской области действует программа, по которой предприятие может рассчитывать на компенсацию зарплаты для инвалида в объеме минимального размера оплаты труда, однако, по словам эксперта, на эти цели выделяется лишь около тридцати миллионов рублей на весь регион в год. Туда же входит компенсация оплаты куратору работника с инвалидностью, но уже в размере половины от МРОТ. Это всего шесть тысяч рублей.

— Нужно повышать государственное участие в трудоустройстве инвалидов, в том числе создавать специальные госпредприятия, — уверена Наталья Скаредова. — Эта практика существовала и прекрасно зарекомендовала себя, но в 90-е была забыта. Если же будет создан очередной фонд, эти деньги просто «размоются»: еще одна структура, еще одно руководство — о целесообразности распределения средств говорить не приходится.

Еще одна любопытная деталь. Государство, заботясь о людях с ОВЗ, часто усложняет им жизнь — такой вот парадокс. Как рассказала Елена Мадеева, в Новосибирске крупная торговая сеть вынуждена был уволить множество инвалидов после того, как те предъявили индивидуальные программы реабилитации. В них содержится множество запретов: глухим почему-то нельзя по состоянию здоровья работать в горячем цехе или рубить мясо. Почему, непонятно. Выход нашелся: сейчас инвалиды пишут работодателю заявления, отказываясь от того или иного пункта в программе реабилитации. И, принимая всю ответственность на себя, идут печь пироги — вопреки запретам слишком заботливого государства.

Комментарий Минтруда

Как пояснили «РГ» в Минтруде, действительно, планируется провести эксперимент в пяти регионах. Кстати, и в Воронежской области тоже. А еще в Якутии, Орловской, Свердловской и Тверской областях.

Ожидается, что он начнется 1 января 2020 года и закончится 31 декабря 2025 года.

Сейчас по закону квота считается выполненной, когда работодатель принял на работу человека с инвалидностью. При этом действующий механизм квотирования вызывает нарекания и у работодателей, и у органов госвласти. Он неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать его потенциал.

На практике часто квотируемые рабочие места не соответствуют квалификационным и профессиональным возможностям инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности, которые требуют специально оборудованных рабочих мест.

Эксперимент, для которого подготовлен пакет законопроектов, предлагает создавать в пилотных регионах фонды содействия трудоустройству инвалидов. Пополняться они будут за счет компенсационных выплат работодателей, если они обоснованно не могут принять их на работу. Размер этой выплаты будет зависеть от размера прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного человека в регионе. Если он ниже федерального, значит, размер выплаты будет равен федеральному ПМ, а если выше — то региональному.

Средства фондов можно будет направить на организацию профессионального обучения инвалидов, в том числе — непосредственно на рабочих местах с выделением наставника, стажировок для них для последующего трудоустройства. На создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов, на стимулирование работодателей к приему на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты, на организацию дистанционного труда инвалидов. Таким образом, квота будет считаться выполненной не только, если работодатель принял на работу инвалидов, но и если он заплатил компенсацию в фонд.

Одновременно будет усилена ответственность работодателей за неисполнение квоты. Штрафы для них в пилотных регионах составят от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Подготовила Марина Гусенко

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

управления труда и занятости Департамента социальной защиты,

Личный кабинет Войти через госуслуги

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Под квотой для приема на работу инвалидов понимается минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест,
на которых уже работают инвалиды (далее также – квота).
Квота устанавливается работодателям, осуществляющим деятельность на территории Орловской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В соответствии с законодательством (статья 21 Федерального закона
№ 181-ФЗ, статья 2 Закона Орловской области № 726-ОЗ) квота устанавливается работодателям. Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации «Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры».
Согласно Закону Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ
«О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» квота устанавливается работодателям:

  • численность работников которых составляет не менее чем 35 человек
    и не более чем 100 человек – в размере 3 процентов среднесписочной численности работников;
  • численность работников которых превышает 100 человек – в размере
    4 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников
не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения
до целого значения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно приведенным нормам законодательства:
– вначале по численности (исходной!) устанавливается процент квоты:
если исходная численность от 35 до 100 работников – 3 %;
если исходная численность свыше 100 работников – 4 %.
– затем, при расчете квоты из среднесписочной численности работников вычитается численность работников, условия труда которых отнесены
к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда;
– от полученной численности работников берется установленный процент квоты;
– округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения
до целого значения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»:
1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные
и опасные условия труда.
2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие
к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний
(с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
При определении численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда в отчетном месяце можно использовать:
– данные табеля учета рабочего времени за отчетный месяц и материалы специальной оценки условий труда (Сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда);
– при формировании отчета за январь месяц текущего года – форму Федерального статистического наблюдения № 1-Т (условия труда) «Сведения
о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» за прошедший год (строка 02).
В пределах квоты устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121
«Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» оно определяется в соответствии
с распределением:

Среднесписочная численность работников организации, человек Количество специальных рабочих мест, единиц
от 101 до 500 1
от 501 до 1000 2
от 1001 до 2000 3
более 2000 4

При определении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в среднесписочную численность работников
не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Примеры расчета квоты.
Пример 1.
Численность работников – 46 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 45 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
45 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 1 рабочее место, количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 2.
Численность работников – 67 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 67 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
67 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 2 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 3.
Численность работников – 67 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 67 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 2 работника;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
65 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 1 рабочее место; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 4.
Численность работников – 121 человек, следовательно, размер установленной квоты – 4 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц 122 человека;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 45 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
77 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 3 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 5.
Численность работников – 122 человека, следовательно, размер установленной квоты – 4 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц 122 человека;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
122 работника.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 4 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 1 рабочее место.
Согласно статье 24 Федерального закона № 181-ФЗ и части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели в соответствии
с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1. Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
Пример локального нормативного акта, содержащего сведения
о созданных (выделенных) в соответствии с установленной квотой рабочих местах:
На бланке организации
Приказ № ___
г. Орёл «____» __________ 20___ г.
О квотировании рабочих мест для инвалидов
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закону Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» и постановлению Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121
«Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» приказываю:
1. В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов:
1.1. Выделить 2 рабочих места:
– бухгалтер (специальное рабочее место) – 1 ед.,
– слесарь механосборочных работ – 1 ед.;
1.2. Создать 5 рабочих мест:
– слесарь механосборочных работ – 5 ед.;
1.3. Заключить договор с _____________________ на размещение производственного заказа в счет выполнения 3 единиц квоты.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно определению СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2013 года № 50-АПГ13-5 «… работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов
и её выполнения.
…федеральным законом установлена обязанность работодателя не только
по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и по выполнению квоты, т. е. обеспечению её исполнения».
2. Создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
3. Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию
о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов
в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, а также информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Данная информация представляется в органы службы занятости
в порядке, установленном постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 348 «Об утверждении Порядка представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Свободные рабочие места засчитываются в счет квоты при наличии одновременно следующих условий (часть 7 статьи 3 Закона Орловской области № 726-ОЗ):

  • отсутствия фактов необоснованного (в нарушение законодательства Российской Федерации) отказа в приеме на работу инвалидов на данные рабочие места;
  • если данные рабочие места находятся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей менее 6 месяцев с даты первичного внесения сведений о наличии таких рабочих мест;
  • если условия труда на таких рабочих местах не относятся к вредным
    и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места осуществляется работодателем как по направлению органов службы занятости, так и при непосредственном обращении к нему инвалида, с уведомлением
в пятидневный срок органа службы занятости о приеме на работу инвалида
в счет установленной квоты.
Согласно Закону Орловской области № 726-ОЗ работодатели вправе для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты арендовать соответствующие рабочие места у других работодателей.
Несколько работодателей по договоренности между собой могут создавать за счет своих средств производственные подразделения для трудоустройства инвалидов в счет установленных им квот.
Работодатели могут в счет выполнения установленной квоты размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. В этом случае им засчитывается выполнение установленной квоты на количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в течение календарного года для выполнения переданного заказа.
Работодатель в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях несет ответственность:

  • согласно части 1 статьи 5.42. – за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов
    в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
  • в соответствии со статьей 19.7. – за непредставление или несвоевременное представление предусмотренной законом информации либо представление такой информации в неполном объеме или в искаженном виде.

В соответствии с действующим законодательством государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов исполняется непосредственно государственными гражданскими служащими Управления труда и занятости Орловской области.
Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей,
содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) за приемом
на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Орловской области

№ п/п Реквизиты нормативного правового акта Подконтрольные субъекты, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий
по контролю
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
статьи 20, 21, 22, 24
Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
абзац 3 части 3
статьи 25
Закон Орловской области
от 6 декабря 2007 года
№ 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области»
работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
в полном объеме
Постановление Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
в полном объеме
Постановление Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 348 «Об утверждении Порядка представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
в полном объеме
Постановление Правительства Орловской области от 30 сентября 2015 года № 444
«Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости на территории Орловской области»
работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
раздел I

Оставьте комментарий