Лесорубочный билет

Лесорубочный билет — разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве.

ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ (ордер, лесной билет) — документ, дающий право на осуществление лесопользования. Основанием для выдачи Л. б. и (или) лесного билета является договор об участке лесного фонда (договор аренды, безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка) или решение органа гос. власти субъекта РФ.

Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев.

Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

Лесорубочный билет, ордер и лесной билет, в отличие от лицензии, — документы, удостоверяющие право их владельцев на краткосрочное пользование (до одного года) участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Они дают право их владельцам осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах (размерах) и в месте работ, указанных в соответствующем договоре.

Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю лесхозом ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Он выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

Лесорубочный билет является основанием для выдачи лесничеством ордера. На основании ордера лесопользователь осуществляет отдельные виды заготовки и вывозку древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов. Лесничество на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществлять отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом.

Лесной билет — это документ, дающий право его владельцу на проведение побочного лесного пользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша, других видов побочных лесных пользований, перечень которых утверждается федеральным органом лесного хозяйства), но не заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за пользование. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством на один сезон, а на осуществление других видов лесопользования — лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральный органом управления лесным хозяйством (ст. 42 Лесного кодекса РФ).

Выдача лесорубочного и (или) лесного билета производится при наличии договоров: аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования, концессии, а также в установленных законом случаях — протокола о результатах лесного аукциона или решения органа власти субъекта РФ. Они выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление только тех видов деятельности, которые указаны в соответствующем договоре. Лесорубочный билет — документ, предоставляющий лесопользователю право на заготовку и вывоз древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет — документ, дающий право на побочное лесопользование. Ордер выдается лесничеством на основании имеющегося у него лесорубочного билета и является документом на право осуществления отдельных видов заготовки и вывоза древесины, заготовки второстепенных лесных ресурсов. По ордеру лесничество может производить отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

Например, и в лесорубочных билетах, и в форме № 3 (годовой) статистической отчетности объемы фактической рубки представлены лишь в ликвидации общего объема (с отходами). Не указано, а, значит, неизвестно, сколько древесины пропало, не дойдя до верхних складов.

На заготовку живицы лесорубочный билет выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев.

По материалам отвода лесхозы выписывают лесорубочные билеты.

Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного бше-тяа.(ст.42).

Основанием для окончательных расчетов с лесопользователями являются лесорубочные билеты (ордера), акты освидетельствования мест рубки, данные бухгалтерского учета и отчетности, справки лесопользователи, подтверждающие количество фактически заготовленной древесины, документы по перерасчету платежей, протоколы о лесонарушениях, акты документальных проверок владельцев Лесного фонда и лесопользователей, составленные природоохранными, финансовыми, налоговыми и другими органами.

В случаях, если выполнение этих работ связано с рубками леса, лесхоз выписывает лесорубочный билет.

Подсочку насаждений допускают только по специальному разрешительному документу — лесорубочному билету (ордеру). Лесорубочные билеты (ордера) на проведение подсочки выдают на весь срок эксплуатации насаждения. Лесопользователи, ведущие подсочку, обязаны получить лесорубочные билеты не позднее 1 января года начала подсочки. При выписке лесорубочных билетов (ордеров) лесопользователи должны быть ознакомлены с действующими правилами подсочки. Они должны закончить все работы и убрать каррооборудование на лесосеках не позднее 31 декабря года окончания подсочки.

Иные документы, устные или письменные разрешения (выданные не в установленной форме лесорубочного билета, ордера, лесного билета) должностных лиц органов лесного хозяйства или органов местного самоуправления не могут служить основанием для приобретения права лесопользования в целях, устанавливаемых лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом.

Заготовка и вывоз древесины допускаются только на основании специального разрешительного документа — лесорубочного билета либо ордера на мелкий отпуск древесины на корню. Лесорубочные билеты могут быть выписаны лишь на основании представляемой лесозаготовителем технологической карты, составленной в соответствии с Правилами рубок главного пользования и согласованной с лесничим и главным лесничим лесхоза. Лесорубочный билет выписывается каждому лесопользователю отдельно на каждую лесосеку и делянку, а также на несколько делянок или лесосек, если к ним применяется один вид пользования, способ рубки и способ учета отпускаемой древесины.

При отводе лесосек выделяют участки с жизнеспособным подростом, равномерно распределенным по площади, не менее 5000 шт. на 1 га. К лесорубочному билету прилагается абрис лесосеки; лесозаготовитель составляет технологическую карту-схему.

Лицензирование лесопользования. Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию и осуществляется на основании: 1) лесорубочного билета, 2) ордера или 3) лесного билета.

Среди нарушений правил подсочки наиболее распространены нарушения касающиеся производства работ на площадях, не переданных в подсочку, при отсутствии у лесопользователей лесорубочного билета, а также подсочка деревьев за границами деляночных визиров.

Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством для выполнения ими лесохозяйственных работ (рубок промежуточного пользования, прочих рубок и других работ) оформляют лесорубочный билет в установленном порядке.

При отпуске древесины по количеству заготовленных лесоматериалов в случаях, когда общее количество фактически заготовленной древесины не совпадает с количеством, предусмотренным в лесорубочном билете (ордере).

Специальными разрешительными документами на осуществление различных видов лесопользования являются: а) лицензия, удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда; б) лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Лицензия — это документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) относится к специальным разрешительным документам согласно ст. 34, ч. 5 ст. 81 Лесного кодекса РФ.

Права пользования лесными ресурсами возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Права могут быть ограничены или приостановлены решениями федерального органа управления лесным хоз-вом или его территориальных органов в случаях: нарушения лесопользователем требований лесного зак-ва; невыполнения лесопользователем условий лесорубочного билета, ордера, лесного билета.

Подробно рассматриваются аренда участка лесного фонда, безвозмездное пользование, концессия и краткосрочное пользование участками лесного фонда; формы, стороны, порядок заключения и условия договоров, их государственная регистрация, порядок проведения лесных конкурсов и аукционов, выдача лесорубочного билета, ордера и лесного билета.

Согласно Лесному кодексу, участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года (ст. 43). В краткосрочное пользование они предоставляются лесопользователям либо по результатам лесного аукциона, либо на основании решений органов государственной власти субъектов РФ посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. На основании указанных документов леса могут предоставляться в пользование для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.

В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет. Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».

Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета. В соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 42) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

По действующему экологическому законодательству в нашей стране используются различные виды документов, выполняющие одинаковые функции и объединяющиеся понятием «лицензирование». Так, наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, добычу полезных ископаемых, пользование лесным фондом, отстрел животных и т. д.) применяются разрешения (на выброс в атмосферу и сброс в поверхностные водоемы загрязняющих веществ, на размещение отходов на территории и др.), лесорубочный билет (ордер), лесной билет и др.

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека (ст. 62), государственный учет лесного фонда (ст. 67), государственный лесной кадастр (ст. 68), мониторинг лесов (ст. 69), государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 70), обязательная сертификация лесных ресурсов (ст. 71), лесоустройство (ст. 72), договор аренды участка лесного фонда (ст. 31—35), договор безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36), договор концессии участка лесного фонда (ст. 37), лесорубочный билет, ордер и лесной билет (ст. 42), лицензирование права лесопользования (ст. 81), государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (ст. 76).

Договоры об аренде, о концессии заключаются в письменной форме и подлежат гос. регистрации в соответствии с гражданским зак-вом РФ о концессии. В договорах указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды, концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов, включая соблюдение экологических требований в лесу; порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг; размер арендной платы и порядок ее внесения; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей; обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры; иные условия, предусмотренные лесным законодательством РФ и иным зак-вом и определенные по усмотрению сторон (см. Лесорубочный билет).

Новый Лесной кодекс Российской Федерации вступил в действие с 1 января 2007 года. И отмена лесорубочных билетов далеко не единственное изменение, определяющее сейчас действия всех участников взаимоотношений, в центре которых — лес и лесные богатства.

Около 96 тысяч гектаров лесов в нашем районе находятся под контролем Шенкурского сельского лесхоза, которым второй год руководит Николай Дмитриевич Грибанов. А поскольку он впервые даёт интервью для нашей газеты, то в начале разговора познакомим читателей с нашим собеседником. В Шенкурск он приехал из Виноградовского района. С лесной отраслью был связан и ранее, причём, на протяжении многих лет. Начинал мастером леса, возглавлял лесопункт и государственный мехлесхоз, работал в райплане, был мэром п.Двинской Березник и директором леспромхоза.

Сегодня мы обсуждаем с директором сельского лесхоза Н.Д. Грибановым новшества, которые привносит в нашу жизнь и в организацию работы в лесу новый Лесной кодекс.

— Николай Дмитриевич, какие основные принципы лесных отношений определены этим кодексом?

— Новый Лесной кодекс определяет лес как товар. Он взаимодействует с Гражданским и Земельным кодексом, чего раньше не было. Все взаимоотношения строятся на принципе купли-продажи, через аукционы. Нет в новом кодексе таких понятий как лесорубочный билет, ордера. Вместо них вводятся договоры купли-продажи лесонасаждений и договоры аренды. Лесосечный фонд остается государственной собственностью, нет частной собственности на лесные участки. Но леса находятся не только на территории лесного фонда. К примеру, есть леса на землях сельскохозяйственного назначения, на землях поселений, и формы собственности на такие лесные участки определяются в соответствии с земельным законодательством.

В Лесном кодексе статьей 11 определен порядок пребывания граждан в лесах. Они имеют право свободного и бесплатного доступа в леса и для собственных нужд собирать и заготовлять ягоды, грибы и прочие дикорастущие плоды, растения. Ограничения на посещение гражданами лесов могут быть введены в целях пожарной и санитарной безопасности, безопасности при выполнении работ.

— Давайте уточним, кому предоставлено право управлять, распоряжаться лесами, к примеру, расположенными на территории нашего района.

— Государственные леса передаются в подчинение субъекту Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений определены статьями 82 и 83. Федерация осуществляет контроль, разрабатывает правовые документы. Кстати, чтобы Лесной кодекс работал надо принять около 60 нормативных документов. Пока нет ни одного, они должны быть разработаны не позднее 1 июля 2007 года.

— Без этих документов на ближайшие полгода неясны и конкретные правила работы?

— В Законе о введении в действие Лесного кодекса сказано, что до принятия лесного регламента охраной, защитой, воспроизводством лесов занимаются лесхозы. В администрации Архангельской области создан департамент лесного комплекса. Он будет являться учредителем тридцати областных государственных учреждений. В него войдут управление Архангельсксельлес с 18 лесхозами — филиалами в районах. Областными госучреждениями должны стать также 28 бывших федеральных государственных лесхозов.

Я думаю, что на переходный период полномочия в работе с лесозаготовителями будут пока переданы лесхозам. В работе с населением, с гражданами тоже должны быть на этот период введены какие-то правовые документы, ведь жизнь продолжается. Но в январе пока никаких решений не принято. Лесорубочные билеты в наступившем году не выписываем в связи с их отменой кодексом. Это касается краткосрочного отпуска древесины гражданам. Такой отпуск сейчас не производится, потому что заготовка древесины для собственных нужд граждан по новому кодексу должна идти только согласно договорам купли-продажи лесных насаждений. Возможно, к началу февраля этот вопрос решится — что-то будет введено вместо лесобилетов.

Для крупных лесозаготовителей порядок таков. Если они имеют в аренде лесосечный фонд на 10 и более лет, они должны были в течение 2006 года оформить лесорубочный билет на 2007 год, срок его действия — до 1 января 2008 года. И в течение текущего года они обязаны привести свои договоры аренды в соответствии с новым лесным законодательством. Кто не выписал лесобилеты на 2007 год, тем сразу следует заниматься переоформлением договоров аренды, а это очень трудоемкая процедура, требующая ещё и времени.

— Лесозаготовители, не имеющие лесобилеты на 2007 год, не имеют права вести заготовку древесины?

— Не имеют, пока не переоформят договоры аренды. С 1 января мы никому не выписываем лесорубочные билеты. А те лесобилеты, что выписаны до 1 января на этот год, действуют и по ним можно работать.

— Николай Дмитриевич, в ведении сельского лесхоза почти 96 тысяч гектаров лесов. Они так и останутся сельскими?

— Ничего пока неизвестно, потому что идёт реорганизация. Какие будут созданы структуры? Никакой информации сегодня у нас нет. В Лесном кодексе нет такого определения, как сельский лесхоз, сельские леса. Хотя населению с сельским лесхозом было проще работать. Думаю, что покупать лес через аукцион более хлопотно. Хотя для нужд местного населения, я считаю, должны оставляться резервные участки, не выставляемые на торги. Об этом должны и главы поселений беспокоиться, чтобы не получилось так, как имеем сегодня пример по Шеговарам. Леса переданы в аренду ООО «Ледь» в объемах 15 тысяч кубометров расчетной лесосеки, а для местного населения оставлены те квартала, где леса для заготовки деловой древесины фактически нет. Хотя мы настаивали на выделении одного-двух кварталов в резерв для нужд населения. Такой резерв нужен обязательно, ведь дело в том, что Лесной кодекс предусматривает ещё и суб-аренду — передачу арендатором этих лесных участков кому угодно, хоть местным, хоть заезжим предприятиям, фирмам, предпринимателям, которые будут работать в этих лесах.

— Для получения леса в аренду требуется участие в аукционе?

— Леса передаются в аренду через аукцион. Аренда может быть на срок от 10 до 49 лет. Через аукцион приобретается право и на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Срок его действия не может превышать один год. Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

— Раньше для сельскохозяйственных предприятий были особые условия отпуска леса в сельских лесах.

— Были лимиты, и на 2007 год такие лимиты есть. Что будет через год — неизвестно. На 2007 год не все сельхозпредприятия района оформили лесорубочные билеты. Возможно, хотели бы все, но не все успели, думаю, эту ситуацию ещё можно будет поправить.

1. Разрешительные документы выдаются (за исключением случаев, указанных в подпункте 1.10 пункта 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, пункте 2 статьи 29 и части первой пункта 1 статьи 44 настоящего Кодекса) на:

1.1. рубки леса – лесорубочный билет;

1.2. рубки леса гражданами объемом не более 50 кубических метров древесины – ордер;

1.3. заготовку живицы, заготовку второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование – лесной билет.

Лесорубочный билет, лесной билет являются основанием для вывозки заготовленной лесной продукции на промежуточные лесопромышленные склады, указанные в технологической карте.

Ордер является основанием для вывозки заготовленной древесины гражданами.

2. Разрешительные документы выдаются на один или несколько участков лесного фонда на основании документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 40 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 3 статьи 22 (за исключением проведения рубок осветления, прочистки, рубок леса, проводимых при содержании квартальных просек и противопожарных разрывов) настоящего Кодекса.

3. Разрешительные документы выдаются:

3.1. лесорубочный билет – юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство;

3.2. ордер – структурными подразделениями юридических лиц, ведущих лесное хозяйство (лесничествами);

3.3. лесной билет – юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, структурными подразделениями юридических лиц, ведущих лесное хозяйство (лесничествами).

4. Лесорубочный билет, ордер выдаются в течение календарного года и действуют в течение указанных в них сроков, определяемых в соответствии с пунктом 1 статьи 71 настоящего Кодекса.

Допускается продление сроков действия лесорубочного билета, ордера в случаях проведения рубок леса на труднодоступных участках лесного фонда, а также при неблагоприятных погодных условиях в соответствии с пунктом 11 статьи 71 настоящего Кодекса.

5. Лесной билет выдается лесопользователю сроком действия до одного года, за исключением лесного билета на заготовку живицы.

Лесной билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок заготовки живицы, но не более чем на 15 лет.

6. В разрешительных документах указываются следующие основные сведения:

6.1. наименование юридического лица, ведущего лесное хозяйство, структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство (лесничества), выдавших разрешительный документ;

6.2. наименование и место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, которым выдан разрешительный документ, их регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

6.3. фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства гражданина, которому выдан разрешительный документ;

6.4. основание для выдачи разрешительного документа;

6.5. место нахождения участка лесного фонда (лесничество, лесной квартал, таксационный выдел), предоставляемого для лесопользования;

6.6. категория лесов;

6.7. вид лесопользования;

6.8. объемы заготовки, сбора, изъятия лесных ресурсов и размер платы за лесопользование;

6.9. сроки лесопользования и вывозки лесной продукции;

6.10. ограничения и запреты на осуществление лесопользования, установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

6.11. иные условия лесопользования, определенные в соответствии с требованиями, установленными республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству.

7. К разрешительному документу (за исключением разрешительного документа, выдаваемого юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, его структурному подразделению (лесничеству)) прилагается карта-схема с обозначенными границами предоставляемого для лесопользования участка лесного фонда.

8. Формы разрешительных документов, порядок их учета, хранения, заполнения, выдачи и аннулирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Оставьте комментарий