Льготируемое имущество по налогу на имущество 2017

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Статья содержит разъяснения, актуальные до 01.01.2019. Код льготы 2010257 относится к движимому имуществу, а с 2019 года оно освобождено от налогообложения.

Льготы по налогу на имущество организаций: коды льгот

Организация обязана представлять декларацию по налогу на имущество, а если в регионе введены авансовые платежи по налогу, то и налоговые расчеты по этим платежам, в налоговые органы. Формы этих документов различны и заполняются по разным (хотя и похожим) правилам. Эти правила содержатся в том же документе, которым утверждены обе формы, — в приказе ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. В течение 2017 года для промежуточной отчетности по налогу разрешалось применять и формы, содержащиеся в ранее действовавшем приказе этого ведомства от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 № БС-4-21/12076). И в декларации, и в налоговом расчете в разделах 2 и 3 присутствуют строки для отражения кодов налоговых льгот:

  • по освобождению имущества от налога;
  • применению пониженной ставки;
  • уменьшению величины уже начисленного налога.

Нумерация этих строк в декларации и налоговом расчете различается, но структура строки (составление из 2 частей) везде однотипна и принцип заполнения строк остается одинаковым. В первой части указываются коды налоговых льгот по налогу на имущество, которые налогоплательщик выбирает из приложения 6 к Порядку заполнения соответствующего документа (декларации или налогового расчета). Большая часть кодов привязана к определенным статьям НК РФ, дающим право на льготу. Но есть и коды, отражающие региональные льготы. Для них задействуется 2-я часть строки кодов, в которой отражаются реквизиты нормы регионального закона, дающего право на льготу.

Однако не все льготы, представленные в НК РФ, имеют установленные коды. ФНС предлагает использовать в таких случаях код 2010257 по налогу на имущество, который применяется для основных средств — объектов движимого имущества, принятых на учет с 01.01.2013. Исключения для применения налоговой льготы 2010257 по налогу на имущество прописаны в п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо ФНС РФ от 12.12.2014 № БС-4-11/25774).

Льготируемое имущество по налогу на имущество организаций

С 2015 года основные средства, входящие в первые 2 амортизационные группы (по Классификации основных средств), не относятся к объектам налогообложения налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Остальное движимое имущество с 01.01.2015 стало расцениваться как облагаемое этим налогом, но в силу п. 25 ст. 381 НК РФ основные средства, поставленные на учет после 01.01.2013, от налогообложения освобождаются. Исключение из этого правила составляет имущество, принятое на учет в результате:

  • реорганизации компании либо ликвидации юридического лица;
  • передачи, приобретения объектов имущества между взаимозависимыми лицами.

С 2017 года эти исключения недействительны для железнодорожного подвижного состава, произведенного после 01.01.2013.

С 2018 года возможность использования льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ стала зависеть от решения о ее применении, принятого в регионе (ст. 381.1 НК РФ). Причем регионы получили также право самостоятельно определять, кто может воспользоваться такой льготой, в отношении какого имущества и какую ставку будут при этом применять. Одновременно для такого имущества на 2018 год введена своя особая ставка (1,1%), выше которой регион не может установить свою ставку и которая будет применяться, если регион не ввел льготу или, введя льготу, свою ставку не установил.

Подробнее об этих изменениях в НК РФ в части данной льготы читайте в статье «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

С 2019 года налог на движимое имущество отменен.

Амортизационные группы основных средств 2017-2018: таблица

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в зависимости от срока полезного использования основные средства в целях налогообложения делятся на амортизационные группы. Классификация основных средств утверждена правительственным постановлением от 01.01.2002 № 1. Амортизационные группы основных средств 2017-2018 — таблицу примеров основных средств, попадающих в них, мы приводим в нашей статье — увязаны с кодами ОКОФ и определенными сроками полезного использования.

В 2017 году вступила в силу новая редакция ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Применение новых кодов облегчает сопоставительная таблица, приведенная в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458.

С 2017 года классификатор ОС по амортизационным группам обновлен постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Новшества затронули только то имущество, которое принимается на учет после 01.01.2017. В то же время классификация основных средств по амортизационным группам 2016 г. будет применяться в отношении того имущества, которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2017.

Справочник амортизационных групп основных средств 2017-2018

Номер группы

Срок полезного использования ОС, лет включительно

Пример основных средств амортизационной группы в 2017-2018 годах

Первая амортизационная группа

1–2

Машины бурильные

Вторая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 2 до 3

Машины снегоуборочные

Третья амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 3 до 5

Сооружения лесной промышленности

Четвертая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 5 до 7

Воздушная линия электропередач

Пятая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 7 до 10

Тепловая магистральная сеть

Свыше 10 до 15

Сооружения железнодорожного транспорта

Свыше 15 до 20

Автодорожный мост

Свыше 20 до 25

Железнодорожные подъездные пути

Свыше 25 до 30

Электростанции, эстакады и галереи

Свыше 30

Корабли

Когда применение льготы по налогу на имущество организаций невозможно

При расчете среднегодовой стоимости имущества в 2017–2018 годах учитывается стоимость движимого имущества, не состоящего в первых 2 амортизационных группах (п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ). К такому имуществу относятся не до конца самортизированные объекты основных средств:

  • принятые на учет до 1 января 2013 года;
  • поставленные на учет в 2013-2018 годах в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц, а также в результате операций между лицами, попадающими под понятие взаимозависимости.

Подробнее о налоге на имуществе при взаимозависимых сделках читайте в материале «Налог на имущество и взаимозависимые лица (нюансы)».

Итоги

Действующее законодательство предусматривает возможность применения льгот при расчете налога на имущество организаций. Льготы устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровне. В отчетности по налогу каждый вид льготы определенным образом кодируется. Код 2010257 относится к льготе по объектам движимого имущества, принятым на учет с 01.01.2013. С 2018 года сама возможность применения этой льготы и ее условия стали зависеть от решений, принимаемых в регионе. Одновременно на 2018 год введена новая ставка для движимого имущества, приобретенного после 2012 года (1,1%), являющаяся предельной для него и применяемая, если регион льготу не ввел или, введя льготу, не установил более низкую ставку для попадающего под нее имущества.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сегодня оказание социальной помощи носит заявительный характер (то есть нуждающийся должен письменно попросить в конкретном учреждении чтобы ему помогли, указав конкретный пункт закона, на котором основана его просьба (требование). Все законы не знает никто. Тем более простой небогатый гражданин, которому требуются меры поддержки. Но службы социальной поддержки не торопятся уведомить граждан обо всех мерах поддержки, предусмотренных для них — наверное есть негласная команда экономии бюджета. Поэтому очень много граждан нашей страны не получают положенные им меры поддержки из-за банального незнания законодательства и из-за отсутствия нужной «бумажки» (их заявления). Это неправильно. Если государственные умы думают, что кто-то возможно не желает получать деньги, и не стоит платить деньги «через силу» — они глубоко заблуждаются. Кроме того, ведь нас, например обязали пристёгиваться ремнями безопасности в авто (штраф — 1000 руб.), потому что государство заботится о безопасности каждого своего гражданина. Считаю, что не менее важно, а возможно и гораздо полезнее «насильно» давать меры социальной поддержки, чем например штрафовать за непристёгнутый авторемень.

С 1 января 2018 года ИП, применяющие специальные налоговые режимы, документы, подтверждающие право на применение налоговой льготы по имуществу, не представляют.

Это связано с тем, что Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, исключающие обязанность представления физлицами документов, подтверждающих их право на налоговые льготы по имущественным налогам.

Начиная с налогового периода 2018 года для предоставления льготы достаточно направления в налоговый орган соответствующего заявления, оформленного в установленном порядке.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 мая 2018 г. N БС-4-21/9663@

О ПОРЯДКЕ

ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

В связи с обращениями о порядке освобождения от налогообложения имущества индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, информируем о письмеМинфина России от 26.04.2018 N 03-05-06-01/28324 (прилагается), согласно которому предусмотренное статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц является налоговой льготой, для предоставления которой требуется представление в налоговый орган заявления и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу (до 01.01.2018).

Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ внесены изменения в главы 28, 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие исключение обязанности представления физическими лицами документов, подтверждающих их право на налоговые льготы по имущественным налогам.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@, применяющемся с 01.01.2018.

С учетом изложенного, начиная с налогового периода 2018 года порядок предоставления налоговой льготы при налогообложении имущества индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусматривает представление заинтересованным лицом заявления о предоставлении налоговой льготы, оформленного в установленном порядке.

Доведите разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества физических лиц, а также обеспечивающих работу с налогоплательщиками.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 апреля 2018 г. N 03-05-06-01/28324

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень административно-деловых и торговых центров, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, утверждаемый субъектом Российской Федерации.

Предусмотренное статьей 346.11 Налогового кодекса освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц является налоговой льготой, для предоставления которой требуется представление в налоговый орган заявления и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу (до 1 января 2018 года).

Федеральным законом от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в главы 28, 31 и 32 Налогового кодекса, предусматривающие исключение с 1 января 2018 года обязанности представления физическими лицами документов, подтверждающих их право на налоговые льготы по имущественным налогам.

Согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

В соответствии со ст. 374 НК РФ имущество, учитываемое на балансе предприятия в качестве объекта основных средств, признается объектом налогообложения для российских организаций.

В отношении имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, а также магистральным трубопроводам, линиям электропередач и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, применяются пониженные ставки налога на имущество в соответствии с положениями п. 3 ст. 380 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 перечень такого имущества определен, объекты включаются в данный перечень исходя из их функционального назначения, наименования и кода ОКОФ.

Таким образом, налогоплательщик, исходя из прямого указания п.3 ст. 380 НК РФ, получает право на пониженную ставку налогообложения в отношении принадлежащего ему имущества, наименование, коды ОКОФ, функциональное назначение которого соответствует Постановлению № 504.

Аналогичной позиции ранее придерживался также Минфин России, отмечая в своих письмах (например, в письме от 28.09.2017 № 03-05-05-01/63070), что пониженная ставка применяется вне зависимости от осуществления экономической деятельности в сфере энергетики и передачи энергии сторонним потребителям или для энергоснабжения собственных нужд.

Однако в последнее время пониженная ставка налога не предоставляется налогоплательщикам только лишь на основании толкования положений НК РФ и содержания Постановления № 504.

Примером этого может служить Постановление 9-го ААС от 09.04.2019 по делу № А40-179979/2018.

Фабула дела:

Налогоплательщик исчислил налог на имущество в отношении принадлежащих ему атомных станции и их оборудования, применив пониженную ставку налога. По мнению налогоплательщика, льгота по налогу распространяется на всех субъектов энергетического сектора. Общество, помимо генерации энергии, осуществляет ее передачу через распределительные устройства, что свидетельствует о фактической передаче электроэнергии.

Налоговый орган доначислил налог на имущество в ходе выездной проверки, посчитав, что само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, указанного в Постановлении № 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении этого имущества: право на льготу связано с функциональной принадлежностью объектов налогообложения.

Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в суд, однако суды 2 инстанций не поддержали налогоплательщика.

Выводы суда:

1. Право на льготу возникает у организации при наличии совокупности следующих условий: имущество по своему функциональному назначению должно относиться к категории, поименованной в п. ст. 380 НК РФ; имущество должно быть указано в Постановлении № 50, а также учтено в качестве основных средств.

2. Применение льготной ставки налога на имущество распространяется исключительно на сетевые организации (осуществляющие передачу электрической энергии потребителям). Генерирующие организации (производители электрической энергии) не попадают под эту категорию.

3. Имущество не подлежит льготированию, если оно используется в процессе выработки энергии, несмотря на его связь с процессом передачи электроэнергии.

4. Общество не является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Спорные объекты не могут относиться к линиям электропередачи и не являются их технологической частью.

5. Основным видом деятельности налогоплательщика является именно генерация энергии, что в силу гражданского законодательства связывает имущество, числящееся на балансе налогоплательщика, в единый сложный объект и определяет судьбу косвенных объектов по отношению к основному имущественному объекту.

6. Суды также приняли во внимание заключение экспертизы, проведенной в ходе выездной проверки, которой было установлено, что все объекты основных средств налогоплательщика не относятся к линиям энергопередачи.

1) Трудно спорить с налогоплательщиком, что отнесение имущества к балансовой принадлежности той или иной организации не изменяет функциональную принадлежность оборудования, т.е. не делает электросетевое оборудование генерирующим.

2) Налогоплательщик может считать, что при наличии оборудования, соответствующего Постановлению № 504, имеются основания для применения пониженной налоговой ставки. Однако имеется определенный риск, что суд не поддержит налогоплательщика.

3) Суд, вероятно, согласится с налоговым органом, что льготируемое имущество должно быть включено в состав единой национальной электрической сети, а также использоваться для передачи электрической энергии сторонним потребителям.

4) Исходя из сложившейся судебной практики, с учетом положений отраслевого законодательства, судами делается однозначный вывод о том, что законодатель предусмотрел льготирование имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи энергии. При этом суды также учитывают наличие (отсутствие) технологической связи между энергооборудованием и линией электропередачи.

5) Для решения вопроса о том, участвует ли имущество в процессе передачи электроэнергии, необходимо проанализировать технические паспорта оборудования, определить: имеются ли договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, акты разграничения балансовой принадлежности.

6) Обоснованность применения пониженной ставки налога на имущество с высокой долей вероятности будет поставлена под сомнение налоговым органом. Для снижения налоговых рисков рекомендуем инициировать проведение технической экспертизы с постановкой вопросов о том, участвует ли оборудование в передаче электроэнергии.

7) Не лишним будет напомнить, что письма Минфина являются ведомственными актами, носят информационно-разъяснительный характер и не считаются нормативными правовыми актами о налогах и сборах, обязательными для применения налогоплательщиками.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Марина Сорокина, юрист-аналитик юрфирмы «Ветров и партнеры».

Источник: https://vitvet.com/blog/sorokina/byli_li_shansy_ponizhenie_stavki_po_nalogu_na_imushchestvo/ Налог на имущество организаций – коды льгот https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruНалог на имущество организаций – коды льгот https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png

Оставьте комментарий