Льготы по НДС

Содержание

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2017 года, если по итогам девяти месяцев 2016 года доходы не превысили 59,8 млн рублей.

О переходе на УСН малые предприятия уведомляют налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на данный режим.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

ВЕДЕНИЕ БУХУЧЕТА ИП

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Челябинской области от 30.04.2009 г. №418-ЗО пониженная налоговая ставка в размере 10% устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
  • производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий;
  • строительство зданий и сооружений;
  • инновационная деятельность (деятельность в области научных исследований и разработок);
  • сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство;
  • здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;
  • жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению;
  • услуги по организации внутреннего туризма, физической культуры и спорта.

При этом доля доходов от указанных видов деятельности в течение отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов от реализации товаров, работ, услуг (ст.2 Закона Челябинской области от 30.04.2009 г. №418-ЗО).

На сегодняшний день в ряде регионах пониженная ставка может применяться всеми категориями «упрощенцев», независимо от вида осуществляемой ими деятельности, наличия недоимки по налогам и прочих условий (например, Закон Тюменской области от 21.11.2014 г. №92).

Важно! Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. А в случаях, предусмотренных п.3 и 4 ст.346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% (ст.2 Закона № 232-ФЗ).

  • на период 2015-2016 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 0;
  • на период 2017-2021 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 3 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (п.1 ст.2 Закона №232-ФЗ).

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Льготы для плательщиков, применяющих патент

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г. в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Оплата стоимости патента производится в следующем порядке (п. 2 ст. 346.51 НК РФ):

  • если срок действия патента меньше шести месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
  • если срок действия патента от 6 до 12 месяцев;
  • в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

ПСН применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Важно! Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10)

«НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ» ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ СФЕРАХ

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Полностью освобождены от уплаты налога на имущество организации — плательщики ЕСХН (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Субъекты малого предпринимательства, применяющие ЕНВД и УСН, освобождены от обязанности уплаты налога на имущество организаций в случаях:

  • если субъектом РФ не принят региональный закон в рамках ст.378.2 НК РФ;
  • объекты недвижимого имущества, указанные в пп.1 и пп.2 ст.378.2 НК РФ, не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в соответствии с законом соответствующего субъекта РФ о налоге (Письмо Минфина РФ от 19.03.2015 г. №03-11-03/3/14786).

Ст.4.1 Закона г.Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн рублей.

Кроме того, по закону некоторых субъектов РФ, налогом по кадастровой стоимости могут облагаться принадлежащие компании жилые дома и помещения, которые не учтены на балансе в составе основных средств (Письма Минфина РФ от 06.02.2017 г. №03-05-05-01/6118, от 26.01.2016 г. №03-05-05-01/2969).

ПОМОЩЬ В ЗАКРЫТИИ ИП

Как оформить данную льготу

При соблюдении условий для оформления льготы по НДС требуются подготовительные процедуры, касающиеся вопроса восстановления принятой к вычету суммы налога на добавочную стоимость по активам материального и нематериального характера, а также по основным средствам организации.

Основные средства, в отношении которых не была проведена амортизация, восстанавливаются в отчетности исходя из остаточной стоимости товара. Если налоговые сборы были удержаны с полученных авансовых отчислений от покупателей, то их сумма может быть вычтена при расторжении договора сделки или при изменении ее стоимости. Это необходимо, так как на момент начала действия периода полного освобождения от необходимости уплаты налога на добавочную стоимость оформить вычет в отношении ранее полученных авансов не представится возможным.

ВАЖНО! Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, то для получения описываемой преференции на один из них ей потребуется вести учет по проводимым операциям по этому виду отдельно от всех остальных.

Перечень документов

Для получения льгот представителю организации потребуется собрать и подать в отделение налоговой инспекции следующий набор документации:

  • заявление на предоставление привилегии;
  • соответствующее уведомление;
  • выписка из расчетов по доходам и расходам (актуально для индивидуальных предпринимателей);
  • выписка из отчетности по бухгалтерскому балансу (актуально для организаций, зарегистрированных как общества с ограниченной ответственностью);
  • выписка из журнала учета продаж и приобретений;
  • копия и оригинал отчетной документации (требуется для подтверждения и контроля движения счетов-фактур).

Для составления заявления следует использовать унифицированный бланк, образец которого представлен ниже:

Действующие обязанности

Несмотря на факт освобождения от необходимости выплаты сборов по налогу на добавленную стоимость, организации и индивидуальные предприниматели должны соблюдать ряд обязанностей:

  • вести журнал продаж и приобретений и счетов-фактур;
  • составлять и выставлять счета для контрагентов с добавлением отметки «без НДС»;
  • осуществлять ведение счетов-фактур по выведенной сумме по налоговому сбору;
  • производить отчисления НДС в отношении товаров, ввозимых из-за пределов территории нашего государства;
  • исполнять все основные обязательства налогового агента.

Каждой организации и ИП требуется следить за выполнением указанных обязательств даже в период действия права освобождения от налогообложения НДС. Выявление нарушений повлечет за собой наложение административных штрафов.

Продление

Льготы по налогу на добавочную стоимость оформляются на год. Ближе к окончанию срока организация или индивидуальный предприниматель может продлить их действие. Это происходит точно так же, как и первичное оформление: собирается требуемый набор документации и представитель предприятия подает его вместе с заявлением в отделение ФНС.

Налоговая льгота – это что?

Может показаться странным, но законодательством в РФ четкая трактовка ее не определяется. А практика показывает, что толкование самого термина «льгота» может быть довольно широким. Мы же станем обращаться к положениям Налогового законодательства как первоисточника.

А закон считает, что налоговые послабления – это самостоятельный компонент сборов и ставит в один ряд с базой налогообложения, ставкой и т.п. Под льготой по НДС кодексом понимается преимущественное право одних лиц перед остальными в дополнительных возможностях воспользоваться льготной ставкой сбора или совсем его не начислять. Сам перечень сделок, по которым льгота может быть использована, остается закрытым.

Для налогоплательщика это:

  • освобождение от перечисления налога по ст. 145 НК;
  • отсутствие объектов налогообложения, когда осуществляются операции, предусмотренные статьей 146;
  • операции из списка, что перечислен в статьях 149 и 150;
  • пониженные ставки налога, когда осуществляется реализация товаров, о которых говорится в статье 164.

На деле это означает, что применять налоговые льготы по НДС разрешается исходя из того, какие работы и товары реализуются.

Для специалистов Минфина трактовка этого понятия в НК служит подтверждением, что понимать как льготу сниженную налоговую ставку нельзя. К тому же при всей своей самостоятельности этот компонент налога необязателен и имеет временный характер.

Говоря иными словами, право налогоплательщику предоставлено, а вот использовать предоставленные преимущества или отказаться от них, он выбирает сам.

Теперь обо всем подробно.

Группы льгот и критерии для их представления

Законодательством прописаны самые разные льготы по НДС, и они разделяются на категории:

  • льготы для отдельных ИП или организаций;
  • привилегии для юридических и/или физических лиц при осуществлении ими определенных операций;
  • привилегии, действующие, когда реализуется конкретная товарная группа или предоставляются определенные виды услуг.
  1. Предприятия, которые вправе использовать льготы по НДС

Возможность платить налог на льготных условиях имеется у предприятий, а также ИП, из областей:

  • финансовой или страховой, а еще обслуживающие пластиковые банковские карты;
  • образовательной, сферы культуры, архивного дела;
  • погребальных услуг;
  • юридических и нотариальных;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • сельхозпроизводителей;
  • оплаты квитанций за услуги основного и дополнительного детского обучения;
  • продаж изделий для лиц с инвалидностью;
  • оказания помощи пожилым людям и гражданами с ограниченными физическими возможностями.
  1. Льготы на осуществление операций

Льготниками станут предприятия и физлица:

  • реализующие жилищные схемы для военнослужащих и их семей;
  • непосредственно участвующие в благотворительности, безвозмездно передающие финансовые и имущественные пожертвования;
  • предоставляющие недвижимые объекты в наем иностранным компаниям и частным лицам, аккредитованным в РФ.

К этой категории относятся и государственные предприятия, проводящие розыгрыши лотерей.

  1. Особые условия для реализации некоторых товаров и услуг

Сюда подпадут те из фирм, что занимаются торговлей:

  • монет из драгметаллов, не являющихся коллекционными экспонатами;
  • открыток, почтовых конвертов и марок;
  • медизделий первой потребности, протезно-ортопедической продукции, корригирующих очков, технических средств для инвалидов;
  • промышленных отходов, металлолома;
  • жилых объектов либо отдельных долей в них.

Относят к этой группе и тех, кто занимается общепитом в учебной и медицинской сфере, реставрацией памятников культуры и исторических объектов, пригородными и городскими перевозками.

Условия получения льгот

Распорядиться вышеперечисленными послаблениями может любая организация, если оказываются выполненными некоторые условия. Их делят на:

  • общие, они затрагивают все фирмы без исключения;
  • дополнительные — эти предъявляются в соответствии с определенной льготой.

Общие, установленные для любого предприятия и ИП такие:

  1. Его деятельность совершенно законна, что подтверждается всеми требуемыми разрешительными документами. Чтобы использовать возможную льготу, без лицензии не обойтись. При отсутствии таковой НДС платится компанией в полном объеме. То же самое относится и к непродленному сроку лицензирования.

Со дня окончания срока действия документа предприятие потеряло и права на преференции. Но существуют обстоятельства, когда суд решит иначе. Свидетельством тому служит определение Высшего арбитражного суда №1209/08 от 31.01.2008г., когда инстанция постановила, что организация не потеряла своего права на льготу, оказывая услуги социальной важности населению, несмотря на то, что не получила вовремя лицензию. Однако доказала, что документацию в лицензирующий орган представила заблаговременно.

Так что, заблаговременно занявшись получением или переоформлением разрешительного документа, вы избавите себя от ненужных претензий от ФНС.

  1. На предприятии, ведущем, кроме лицензионной, еще и иную деятельность, должен быть организован раздельный учет для каждой операции, с которой платится НДС и на которую действуют льготы по обложению.

Важно! Всякий бухгалтер должен запомнить, что, выписывая счет-фактуру на необлагаемое действие, обязательно проставлять в нем отметку «без НДС». Если этого не выполнено, положенная сумма сбора должна быть перечислена в бюджет.

Если компания воспользовалась льготой незаконно, специальной ответственности она не понесет, НК такой меры не предусматривает. Но если этот факт выявит налоговая проверка, могут оштрафовать: за неуплату налогоплательщиком налога и за просрочку сдачи декларации. В денежном выражение наказание составит: 20% от невыплаченной суммы, сам недоплаченный сбор и еще пени.

К тому же придется заняться ведением первичной документации, а еще сдавать декларацию в ИФНС.

Особенности оформления льгот по НДС

Первый вопрос: с чего начать? Считаем, что бухгалтерия организации уже убедилась, что освободиться от взимания НДС не мешают никакие препятствия. Теперь требуется предварительно подготовиться, а конкретно – восстановить НДС, вычтенный ранее по всем бухгалтерским активам. И проводится оно в последнем отчетном периоде с учетом отдельных моментов:

  • для «недоамортизированных» основных средств восстановление налога осуществляется с остаточной оценки;
  • на выплаченный с авансовых платежей НДС вполне возможно оформление возврата, если клиенты согласны пойти на расторжение договора и последующее возвращение всей суммы аванса либо на отражение в договоре пункта, касающегося изменении цены, чтобы появилась возможность вернуть авансовый НДС.

Но когда такого согласия от покупателя не получено, у него могут иметься на то свои основания, счет-фактура ему выписывается с НДС при отгрузке продукции.

Помните! С наступлением льготного периода вы не вправе применить к вычету НДС, который уже перечислен с поступившего аванса. В любое другое время сделать это разрешается.

Но как только получено освобождение от НДС, организация может целый год не беспокоиться – законодательство предполагает фиксированный 12-месячный льготный период. При этом входной НДС будет учитываться в стоимости продукции.

Какие требуются бумаги

Всякий индивидуальный предприниматель или предприятие, чтобы быть избавленными от уплаты НДС, должны предоставить с ИФНС пакет документации:

  • письменное уведомление, формат которого строго определен;
  • журнал (и копию) контроля за движением счетов-фактур;
  • выписку из книги учета продаж/покупок, кроме того, выписки из бухгалтерского баланса (для юрлица), из книги учета доходов/ расходов предпринимателям.

Законодательно установлено, что бумаги в инспекцию должны быть переданы до 20-го числа месяца, начиная с которого предприятие /ИП налог платить не будут.

Особенности для индивидуальных предпринимателей

Условия, при которых бизнесмены могут применить льготы, не отличаются от тех, что выдвигаются для предприятий. Они вправе выбрать для себя наиболее подходящий режим налогообложения. Если предприниматель выберет общий, то станет уплачивать НДС, а значит, сможет пользоваться льготами, если нет оснований против этого.

Теперь с 2017 года они также обязаны подавать декларацию по НДС электронно (даже если она нулевая), как любая организация со среднесписочной численностью до 100 человек. В состав декларации включается также и журнал учета выданных и полученных счетов-фактур.

Особенности для малых предприятий

Справочно: к этой категории относятся субъекты хозяйственной деятельности, численность работников которых не более 100 человек. Как раз такие организации наделяются государством многими налоговыми послаблениями, среди которых есть и льготы по уплате НДС. А сам процесс оформления этих привилегий имеет определенную специфику.

К примеру, они обладают правом на ускоренную амортизацию основных активов, а это влечет за собой уменьшение базы по налогообложению прибыли, равно как и НДС.

В большинстве своем МП пользуются льготными схемами налогообложения и, в зависимости от сферы деятельности, НДС платить сосем не обязаны. Но это не означает, что нет ситуаций, когда платить НДС им приходится все равно, например, малое предприятие – налоговый агент, когда вне зависимости от избранной системы обложения уплачивается налог на добавленную стоимость.

Особенности для строительных организаций

Если компания является дольщиком при постройке объекта, ей предоставляется право использования льготы по НДС. Конечно, это невозможно сделать, если не будут предъявлены документы с указанием:

  • числа возводимых зданий на определенную дату;
  • списка общего имущества многоэтажки;
  • цели, достигнуть которую возможно при использовании нежилых площадей в строящемся многоэтажном здании;
  • перечня помещений разного назначения: жилых, административных, производственных и т. д.

Важно! Если компания строит лишь производственные сооружения, льготы ей не полагаются.

Отказ от льготы по НДС

Оказывается, отказаться от налоговых послаблений вполне возможно. А такие ситуации время от времени возникают. Может оказаться, что предприятию пользование льготами становится невыгодным. Достаточно пройти специальную процедуру и выполнить некоторые действия, чтобы от них отказаться:

  1. Сформировать перечень тех операций, что дают право на применение льготы, и представить его в налоговый орган. Обратите внимание: вы не сумеете отказаться от льготы только на одну какую-то операцию (или несколько по выбору) – лишь на все сразу. Поскольку отказ оформляют как минимум на год, принимают его в самом начале отчетного периода. К этому времени организации следует определиться с целесообразностью такого решения, чтобы суммарно налог на ввозимые товары, уплачиваемый поставщиком, не оказался больше размера налога, заплаченного им же за продажу этих товаров на территории РФ. Или, к примеру, управляющие компании в сфере ЖКХ часто от льготы этой отказываются.
  2. Написать заявление и обязательно в нем указать все виды товаров, услуг и операций, которые позволяют иметь освобождение от НДС. Передать его в налоговый орган не позднее начала квартала. Если подать его после квартала, когда НДС принят к вычету, закон нарушен не будет. Совсем необязательно лично доставлять заявление, можно воспользоваться почтовой (с уведомлением) или электронной связью. Форма заявления не является унифицированной, так что пишут его в свободной форме.
  3. Спустя год, процедуру повторить. Потому что именно на 12 месяцев оформляется отказ. Как только срок истекает, налоговая инспекция льготы пересматривает.

Соответствующие инстанции вынесут положительное решение, если:

  • на предприятии применяется общий налоговый режим без всяких льгот;
  • все товары и услуги облагаются НДС;
  • оприходованы те из них, что уже куплены;
  • поставщик уже предоставил счет-фактуру, правильно оформленную и проведенную по бухгалтерским документам.

Иначе в полном соответствии с действующим законодательством привилегии начнут действовать.

Как поступать, когда меняется законодательство

Такое тоже случается. Законодательство, особенно в части налогообложения и предпринимательства постоянно видоизменяется и совершенствуется. Нововведениями отменяются одни льготы и устанавливаются новые.

В любом случае бухгалтер должен рассчитать налог в том порядке, который действовал на дату отгрузки товара, независимо от того, когда его оплатил покупатель. В обязанности бухгалтерии входит отслеживание всех изменений в налоговом законодательстве и приведение учета в соответствие с актуальными нормами.

Ситуаций может быть лишь две, когда установлены новые, а отменены старые льготы:

  1. На товар введена новая льгота. Если изменения в законодательстве еще не в силе, товар уже отгружен, а льгота по НДС пока не действует, надо заплатить налог. И тот факт, что деньги поступили на счет, когда льгота действовала, уже не важен.
  2. Старая льгота на товар аннулирована. Если отгрузка товара производится, когда льгота уже прекратила действие, предприятие платит налог. Хотя может оказаться, что покупатель сделал платеж, когда право на льготу уже существовало. Тогда при выписке счета-фактуры необходимо указать НДС и потребовать, чтобы покупатель сделал доплату на сумму налога.
  3. Налог на добавленную стоимость довольно сложен, а вопросы по нему, да и другим налогам тоже, у бухгалтеров возникают часто. Со льготными ставками дело только осложняется. Так что очень важным представляется внимательное и своевременное ознакомление со всеми законодательными новшествами и немедленное применение их в работе.

Стоит также помнить, что незаконное применение льгот и возврат ранее уплаченного НДС без легитимных оснований является преступлением и влечет за собой существенные штрафные санкции. При отсутствии права на возмещение предприятию придется не только произвести доначисление невыплаченного налога, но еще и получить штраф в размере от 20 до 40% от общей суммы недоимки.

Мошеннические схемы с необоснованным возвратом НДС раньше активно применялись из-за двусмысленных трактовок в законодательстве, однако с совершенствованием НК такие «пробелы» минимизированы, и налоговых нарушений стало существенно меньше.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом и уплачивается в Федеральный бюджет.

Данному налогу посвящена 21 глава Налогового кодекса.

НДС начисляется при реализации (на территории Российской Федерации) покупателям облагаемых данным налогом товаров, работ, услуг и имущественных прав.

При этом, в целях 21 главы Налогового кодекса, передача права собственности на:

  • товары,
  • результатов выполненных работ,
  • оказание услуг

на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС.

Налог рассчитывается по установленной Налоговым кодексом ставке (0%, 10% или 18%), дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав).

НДС, подлежащий уплате в бюджет определяется, как разница между суммами НДС начисленного с реализации и суммами «входящего» НДС, который был предъявлен организации-налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.

Налогоплательщиками НДС являются организации (ИП), осуществляющие облагаемые НДС операции, применяющие общий режим налогообложения.

Кроме того, НДС уплачивается в бюджет налоговыми агентами, являющимися таковыми в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Не смотря на то, что в нашей стране вряд ли найдется бухгалтер, который никогда не слышал про НДС, некоторые нюансы налогообложения данным налогом вызывают множество вопросов, стоит с ними столкнуться на практике.

К таким нюансам относятся льготы по НДС и особенности их применения налогоплательщиками данного налога.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в п.1-3 статьи 149 НК РФ и является закрытым.

Федеральным законом от 28.07.2012 №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.149 Налогового кодекса, вступающие в силу с 01.01.2013г.

Вышеуказанный закон дополнил перечень операций, не подлежащих обложению НДС.

В статье будут рассмотрены изменения, внесенные в ст.149 НК РФ, а так же особенности отказа от льгот по НДС и порядок их применения, предусмотренные положениями НК РФ.

Изменения в перечне необлагаемых НДС операций, вступившие в силу с 01.01.2013

Статьей 3 закона №145-ФЗ, пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса, был дополнен пунктом 12.2.

В соответствии с п.2 ст.149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках (п.12.2):

  • услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
  • услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации);
  • услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах».

Обратите внимание: При изменении редакции п.1 — 3 ст.149 (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты (п.8 ст.149 НК РФ).

Кроме того были внесены изменения в абзац первый пп.2 п.3 ст.149 НК РФ, а именно фраза «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг)» теперь звучит, как «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи)».

Так же, в пункте 4 ст.169 НК РФ произведены аналогичные изменения:

  • фраза «(за исключением брокерских и посреднических услуг)» заменена на «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса)».

Возможность отказа от применения льгот по НДС в соответствии с положениями налогового кодекса

В соответствии с положениями статьи 56 Налогового кодекса, льготами по налогам и сборам признаются:

  • предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

При этом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии с п. 2 ст.56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Положения статьи 149 НК РФ предусматривают возможность отказа от налоговых льгот по НДС только в отношении операций, освобождающихся от налогообложения в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ.

В соответствии с п.5 ст.149 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Для того, чтобы использовать данное право отказа от льготы, налогоплательщику необходимо представить соответствующее заявление в ИФНС по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода*, с которого налогоплательщик намерен:

  • отказаться от освобождения
  • или приостановить его использование.

*В соответствии с положениями ст.163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как квартал.

При этом, такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149.

Налоговым законодательством не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Так же не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Таким образом, от льгот по НДС, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик отказаться не в праве, то есть – они являются обязательными к применению.

Условия применения налоговых льгот по НДС

Как уже упоминалось выше, список необлагаемых НДС операций, перечисленных в п.1, п.2 и п.3 ст.149 НК РФ является закрытым и не подлежит расширению.

Кроме этого ограничения, положениями главы 21 Налогового кодекса предусмотрены определенные условия, так же ограничивающие возможность применения льгот по НДС.

При этом, положениями ст.149 НК РФ предусмотрены как индивидуальные условия применения для каждой льготы (они установлены непосредственно п.1-3 ст.149), так и общие условия, которые необходимо соблюдать всем налогоплательщикам, на которых они распространяются.

Таких общих условий всего три:

Условие 1:

Применение льгот по НДС возможно только при осуществлении организацией предпринимательской деятельности в своих интересах.

В соответствии с п.7 ст.149 НК РФ, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями статьи 149 не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе:

  • договоров поручения,
  • договоров комиссии,
  • агентских договоров,

если иное не предусмотрено положениями НК РФ.

Условие 2:

В случае осуществлении льготируемых видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию, для применения льготы необходимо иметь соответствующую лицензию.

Если лицензии у налогоплательщика нет, то применять льготу по НДС он не в праве.

В соответствии с п.6 ст.149 НК РФ, перечисленные в 149 статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условие 3:

В соответствии с п.4 ст.149 НК РФ, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

При организации раздельного учета по НДС необходимо руководствоваться статьей 170 Налогового кодекса.

В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

1. Учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС

2. Принимаются к вычету в соответствии со ст.172 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

3. Принимаютсяк вычету либо учитываются в их стоимостив той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости:

  • отгруженных товаров (работ, услуг),
  • имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При определении пропорции, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей.

Соответственно, выручка от реализации, облагаемой НДС, в целях расчета пропорции принимается в сумме, не включающей в себя НДС.

По ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости:

  • отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг),
  • переданных имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Это означает, что суммы «входного» НДС с осуществленных организацией расходов, не относящихся напрямую к облагаемым НДС операциям по основным видам деятельности компании, например:

  • общехозяйственные расходы,
  • расходы на приобретение ОС и НМА непроизводственного назначения (например — офисная мебель)
  • расходы на материалы, не относящиеся к прямым расходам
  • и пр.,

необходимо делить по методике, утвержденной в учетной политике организации для целей налогообложения.

В результате раздельного учета часть «входного» НДС будет принята к вычету, а другая часть увеличит сумму вышеуказанных расходов.

В целях организации раздельного учета «входного» НДС, можно в бухгалтерском учете вести учет такого НДС, подлежащего и не подлежащего распределению, на отдельных субсчетах к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если у налогоплательщика отсутствует раздельный учет, то суммы «входного» НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

нельзя принять к вычету.

Суммы такого НДС так же нельзя включить в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ).

Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанные требования в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов* на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом случае все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, установленным ст. 172 НК РФ.

*При этом необходимо помнить, что под величиной совокупных расходов понимаются не только прямые, но и косвенные расходы организаций.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок распределения косвенных расходов организация устанавливает самостоятельно, закрепив его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Косвенные расходы можно распределять пропорционально следующим показателям:

  • Выручке от реализации,
  • прямым затратам,
  • численности персонала,
  • фонду оплаты труда,
  • стоимости основных фондов,
  • иным подобным показателям.

В целях расчета пропорции, в отношении финансовых инструментов срочных сделок принимаются:

  • стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива*, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде (месяце),

*определяется по правилам, установленным ст. 154 НК РФ.

  • сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце) по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде (месяце).

О порядке определения чистого дохода Минфин в своем Письме от 20.07.2012г. №03-07-11/166 излагает следующее:

«Нормами Кодекса понятие суммы чистого дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива, не определено.

Однако исходя из экономического смысла данного понятия, по нашему мнению, суммой чистого дохода в указанном случае является разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок, и всеми уплаченными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок.»

При расчете пропорции организации, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг (деятельность по определению (сверке) обязательств по заключаемым на биржевых торгах и (или) торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг гражданско-правовым договорам, предметом которых является товар или иностранная валюта финансовых инструментов срочных сделок, а также по обеспечению и (или) контролю их исполнения, не учитывают сделки:

  • с ценными бумагами,
  • финансовыми инструментами срочных сделок,
  • иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга,
  • а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

Оставьте комментарий