Льготы предпринимателям в 2018 году

Специально для «РГ» Сергей Черный, юрист практики корпоративного права юридической фирмы Eterna Law, составил ТОП-6 законов, которые сильнее всего отразятся на деятельности предпринимателей.

Взять кредит бизнесу станет проще

Продолжается масштабная реформа Гражданского кодекса (ГК). С 1 июня 2018 года начнут действовать поправки ГК в части финансовых сделок, банковских вкладов, счетов и расчетов. Наиболее значимым изменением для бизнеса станет возможность заключить договор займа по консенсуальной модели, а не по реальной. Это значит, что договор будет иметь силу для сторон с момента подписания, а не с момента передачи денег.

Сейчас займодавец может отказаться кредитовать заемщика без каких-либо негативных последствий для себя, даже если соответствующие санкции были прописаны в договоре. Также в конце 2017 года Госдума приняла закон о синдицированном кредите. Новые правовые инструменты добавят удобства при кредитовании крупных проектов, когда финансовые риски слишком велики для одной кредитной организации, и требуется привлечение двух или даже целой группы.

Льготы по налогу на движимое имущество ограничат

С 1 января 2018 года применение льготы по налогу на движимое имущество организации возможно только при условии принятия соответствующего регионального закона. К сожалению, в большинстве субъектов действие льготы решили остановить. Полностью освободили от налога организации, расположенные в Санкт-Петербурге, Московской и Липецкой областях, в Чеченской Республике. Еще 14 регионов льготу предоставят отдельным категориям налогоплательщиков, либо уменьшат ставку вдвое. В отношении движимого имущества, которое не будет освобождаться от налога на региональном уровне, устанавливается ставка 1,1 процента.

Использование онлайн-касс станет обязательным

С 1 июля 2018 для большинства бизнесменов использование онлайн-касс, которые напрямую связываются с налоговой через интернет, станет обязательным. Эта реформа затронет и тех, кто до сих пор обходился вообще без кассы. Хотя некоторым категориям предпринимателей предоставили еще одну отсрочку, до 1 июля 2019 года. Однако налоговым вычетом за внедрение новой технологии, можно будет воспользоваться только тем налогоплательщикам ЕНВД и патентной системы налогообложения, кто зарегистрирует кассы в налоговой службе до конца 2018 года.

Единый налог на вмененный доход увеличится

Единый налог на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9 процента. Этот налоговый режим использует малый бизнес: небольшие рестораны и кафе, магазины, службы бытовых услуг. Он заменяет уплату других налогов, НДС и налога на прибыль, и не зависит от доходов бизнеса, а рассчитывается обычно на основе количества работников, либо площади заведения. Рост произойдет за счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора. В прежнем значении этот коэффициент действовал с 2015 года.

Плановые проверки пройдут по новым правилам

С 1 января 2018 при проведении плановых проверок трудовая инспекция будет использовать чек-листы. Инспекторы теперь ограничены перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Всего таких листов 107 и размещены они на сайте Роструда.
Трудовая инспекция завершает переход на риск-ориентированный подход. Начиная с 2018 года, он будет распространяться на всех работодателей. Периодичность проверок зависит от негативных последствий, которые могут возникнуть в случае нарушения трудового законодательства. При этом работодателей с категорией низкого риска проверять не будут.

Бизнес станет «прозрачным»

Уже 1 июня 2018 года на сайте Федеральной налоговой службы заработает сервис «Прозрачный бизнес» для проверки компаний. С его помощью можно будет узнать, в том числе информацию, которая была выведена из режима налоговой тайны в 2016 году. В частности, о средней численности сотрудников в компании, уплаченных налогах и страховых взносах, годовых доходах и расходах, участии компаний в консолидированной группе налогоплательщиков. Это позволит составить более точное представление о потенциальном партнёре и снизить риск заключения договора с недобросовестными контрагентами.

1. Льготы на нежилые помещения.
В соответствии с Приложением 4 к постановлению главы муниципального образования «Химкинский район» Московской области от 14 декабря 2005 г. N 211 «О порядке управления нежилыми помещениями (зданиями, сооружениями), находящимися в муниципальной собственности городского округа Химки Московской области. Определяет порядок предоставления льгот арендаторам нежилых помещений (зданий, сооружений) муниципальной собственности городского округа Химки. Под льготами в настоящем Положении понимаются преимущества экономического характера, связанные с использованием нежилых помещений (зданий, сооружений) по договорам аренды. Целями предоставления льгот арендаторам являются обеспечение привлечения инвестиций на территорию городского округа Химки Московской области, стимулирование предпринимательской деятельности и развитие социальной инфраструктуры городского округа Химки Московской области. Предоставление льгот арендаторам осуществляется Комиссией по рассмотрению обращений арендаторов о предоставлении льгот или Советом депутатов городского округа Химки в исключительных случаях. Льгота предоставляется по конкретному договору аренды. Льготами являются: А) отсрочка внесения арендной платы; Б) применение льготного коэффициента в расчете ставок арендной платы.

2. Льготы по уплате земельного налога.
Решение Советов Депутатов Муниципального образования городского округа Химки Московской области от 27 ноября 2009 года № 48/3 «О земельном налоге».
Налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы и льготы по земельному налогу, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. решения Совета депутатов городского округа Химки МО от 22.09.2010 N 59/4).

3. Использование льгот по НДС
Индивидуальные предприниматели, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками НДС. Вместе с тем они могут воспользоваться освобождением от НДС.
Так, в соответствии со ст. 145 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.
Кроме того, возможно получение льгот по НДС при оказании отдельных видов услуг. Например, реализация на территории РФ услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).

4. Налоговые каникулы
Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Законодатель воплотил идею налоговых каникул для вновь открывающегося малого бизнеса в лице индивидуальных предпринимателей. Разработан в целях поддержки малого предпринимательства. Закон N 477-ФЗ изменяет и дополняет следующие положения НК РФ: ст. 346.20 и ст. 346.50, устанавливающие размеры налоговых ставок при УСН (упрощенная система налогообложения) и ПСН (патентная система налогообложения); ст. 346.51, устанавливающую порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки внесения налогового платежа при ПСН.

4.1. Преимущества для УСН.
Законом Московской области от 12.02.2009 года № 9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области» установлены пониженные налоговые ставки в размере 10 % по 39 видам предпринимательской деятельности.
Законами субъектов РФ установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков-предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2015 г. Но сейчас льгота действует не для всех, а затрагивает лишь тех предпринимателей-«упрощенцев», которые трудятся в производственной, социальной или научной сферах. Как видим, к торговле это послабление отношения не имеет. Поскольку речь идет о лицах, которые впервые начинают вести предпринимательскую деятельность, уместно будет отметить, что УСН применяется в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). В рамках этого специального налогового режима по общим правилам предприниматель УСН может сам выбрать один из двух способов уплаты налога:
— первый — с величины доходов по ставке 6%;
— второй — с разницы между доходами и расходами по ставке 15%. При этом нужно учитывать, что законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки от 5 до 15% для разных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 года № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» содержит перечень утвержденных мер, которые содержат пункты, предусматривающие, в частности, активизацию экономического роста. К числу таких мер относится и поддержка малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 32 этого Перечня намечается распространить право на применение двухлетних налоговых каникул не только на «упрощенцев», а на всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере производственных и бытовых услуг. Это должно способствовать снижению барьеров для старта предпринимательской деятельности самозанятых граждан.
Пунктом 26 Перечня мероприятий планируется принятие федерального закона, которым будут внесены дополнения в НК РФ. Субъектам РФ они предоставят право снижать ставки налога с 6 до 1% для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы». Это позволит высвободить дополнительные оборотные и инвестиционные средства у микропредприятий, применяющих УСН. Проект такого нормативного правового акта с рабочим названием «О внесении изменений в статью 12 части первой и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 30 июня 2015 года. Планируемый срок вступления поправок в силу — 1 января 2016 г.
п. 23 Перечня мероприятий предусмотрено увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: — для микропредприятий — с 60 до 120 млн руб.; — для малых предприятий — с 400 до 800 млн руб.; — для средних предприятий — с 1 до 2 млрд руб.
Закон N 477-ФЗ дает право начинающим деятельность предпринимателям применять нулевую ставку налога со дня их государственной регистрации в качестве предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов, иначе говоря, в течение двух лет (для УСН) и двух сроков действия патентов.
Минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ, подпадающие под льготу предприниматели тоже не уплачивают.
Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается нулевая ставка, субъекты РФ выбирают на основании или Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), или Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

4.2. Привилегии для ИП, применяющих ПСН.
Условия нулевой ставки, введенной законодателями для свежеиспеченных предпринимателей, применяющих ПСН, в целом аналогичны условиям, установленным для предпринимателей, применяющих УСН. Тем не менее кое-какие важные различия все же есть.
Сначала об аналогиях. Региональными законами может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для граждан, впервые начинающих предпринимательскую деятельность с применением ПСН после 1 января 2015 г. Так же как и для «упрощенцев», привилегии распространяются на «патентщиков», которые ведут предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах.
Такие лица вправе применять нулевую ставку налога со дня их государственной регистрации в качестве предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Чем вызвана такая формулировка? Дело в том, что согласно ст. 346.49 НК РФ в общем случае налоговым периодом признается календарный год. Однако если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. Тогда, например, получается, что если налогоплательщик взял два раза патент на полгода, то тут его право на применение нулевой ставки и закончится.
А если он зарегистрировался как предприниматель в середине года, то максимум, на что он может рассчитывать, — это два патента: один на шесть месяцев и один на двенадцать. Ведь по истечении срока действия последнего из патентов начнется уже третий календарный год.
Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается нулевая ставка, устанавливаются субъектами РФ в соответствии с п. 2 и пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Пунктом 2 ст. 346.43 НК РФ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН (47 видов, которые в основном соответствуют ОКУН). Кроме того, субъект РФ вправе установить дополнительный перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН (п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
В уже упомянутом ранее Перечне первоочередных мероприятий, утвержденном Распоряжением N 98-р, предусмотрено (п. 27) внесение изменений в НК РФ, расширяющих с 1 января 2016 г. перечень видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение ПСН. Эти поправки направлены на снижение налоговой нагрузки для предпринимателей, занимающихся мелкосерийным производством.
Однако может получиться так, что у предпринимателя будет несколько патентов. И часть из них относится к видам деятельности, подпадающим под нулевую ставку, а часть — нет.
В этом случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов. Это относится и к случаю, если патент с нулевой ставкой сочетается с деятельностью, подпадающей под иной режим налогообложения.
Региональные власти могут ограничить применение нулевой ставки, установив: — предел средней численности работников, нанимаемых предпринимателем; — лимит предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ, получаемых предпринимателем от того вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлена льготная ставка налога.
В случае нарушения ограничений на применение нулевой ставки предприниматель считается утратившим право на ее применение. С утратой права на льготу предприниматель обязан уплатить налог по обычной налоговой ставке, предусмотренной ст. 346.50 НК РФ, за налоговый период, в котором были нарушены указанные ограничения. Уплатить налог по общеустановленной ставке предприниматель должен не позднее срока окончания действия патента.
Пунктом 28 Перечня первоочередных мероприятий, утвержденного Распоряжением N 98-р, планируется предоставить право субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 000 000 до 500 000 руб.). Это позволит расширить практику применения ПСН и высвободить дополнительные оборотные и инвестиционные средства у применяющих ее индивидуальных предпринимателей.

5. Послабления по срокам уплаты налога
Отметим, что в Законе N 477-ФЗ прописаны приятные новшества и для всех остальных налогоплательщиков на ПСН. Речь идет о новых сроках оплаты патента. Если патент получен на срок до шести месяцев, то оплатить его можно до конца срока действия патента, а не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента, как было ранее.
Если же патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, то оплата производится следующим образом:
— в размере 1/3 суммы налога — в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента (вместо 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента);
— в размере 2/3 суммы налога — в срок не позднее срока окончания действия патента (вместо 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода).

6. ФНС разработала форму заявления на получение патента для предпринимателей, которые вправе применять пониженную ставку налога
Федеральная налоговая служба письмом от 01.07.15 № ГД-4-3/11496@ утвердила рекомендуемую форму заявления на получение патента для индивидуальных предпринимателей, которые могут платить налог по пониженной ставке либо не платить вовсе.
Напомним, что любой субъект РФ вправе издать закон об установлении нулевой налоговой ставки по патентной системе налогообложения для впервые зарегистрированных ИП, которые осуществляют деятельность в производственной, социальной или научной сферах (п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Данная льгота может вводиться на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2020 года.
Кроме того, льгота по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, может быть введена законами республики Крым и города федерального значения Севастополя для всех или отдельных категорий плательщиков этого налога (п. 2 ст. 346.50 НК РФ). Ставка по налогу может быть уменьшена:
до 0 процентов — в отношении периодов 2015 — 2016 годов;
до 4 процентов — в отношении периодов 2017 — 2021 годов.
Так, для крымских предпринимателей ставка налога по ПСН на 2015 — 2016 годы составляет 1 процент (республиканский закон от 24.12.14 № 59-ЗРК/2014).
Вместе с тем действующая форма заявления на получение патента (утв. приказом ФНС России от 18.11.14 № ММВ-7-3/589@) не предназначена для налогоплательщиков, которые применяют пониженную или нулевую ставку налога. Поэтому ФНС разработала рекомендуемую форму заявления для такой категории плательщиков налога по ПСН. Ее нужно применять до внесения изменений в форму, утвержденную приказом № ММВ-7-3/589@.

7. Совет Федерации одобрил налоговый спецрежима для бизнеса на уровне регионов
Совет Федерации одобрил закон, направленный на развитие малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек путем установления на региональном и муниципальном уровне специальных налоговых режимов.
Местным властям предоставляется право устанавливать виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим, налоговые ставки и льготы, а также ограничения на переход к такому режиму и его применение.
Регионам предоставляется право устанавливать налоговые ставки в пределах от 6% до 1% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в зависимости от категории налогоплательщиков и видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности. В Крыму и Севастополе налоговая ставка может быть уменьшена с 4% до 1%, согласно закону.
Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению и применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения, регионы будут вправе устанавливать нулевую ставку налога.
Кроме того, закон расширяет с 47 до 63 число видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения. Среди них производство молочной продукции, товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство, уход за престарелыми и инвалидами, ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования, выращивание рассады овощных культур и семян трав.

8.Совет Федерации ввел трехлетний мораторий на проверки малого бизнеса
Совет Федерации 8 июля одобрил правительственный закон, на три года запрещающий плановые проверки малого бизнеса.
Соответствующий мораторий устанавливается на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Запрет вводится на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России, считает кабинет министров.
Мораторий не распространяется на такие виды государственного надзора, как пожарный, экологический, радиационный, контроль в области обеспечения защиты гостайны и надзор в сфере использования атомной энергии.
Поправками ко второму чтению в Госдуме в закон была добавлена статья о риск-ориентированном подходе. Он представляет собой метод организации и осуществления госконтроля, при котором «выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, ИП и производственных объектов к определенной категории опасности». Такие критерии определения класса должно выработать Правительство РФ.
Кроме того, кабмин может установить сокращенный срок проведения проверок отдельных юридических лиц, ИП и объектов, отнесенных к определенной категории риска.
Нормы риск-ориентированного госконтроля вводятся с 1 января 2018 года. При этом правительство вправе определить отдельные виды госконтроля, которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до начала 2018 года.

9. Социальная программа «Ветеран» на территории городского округа Химки.
Администрацией продолжена работа по развитию социальной программы «Ветеран» как продуктовой, так и аптечной сети, в которой обслуживается более 50 тысяч человек. На сегодняшний день в округе функционируют 23 продуктовых и 16 аптечных отделов «Ветеран» для льготных категорий граждан.
Согласно Решению Совета Депутатов городского округа Химки Московской области от 24.12.2014 года № 18/14 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 27.11.2009 года № 48/4 «Об установлении корректирующего коэффициента (Пкд) и коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка (км), для определения арендной платы при предоставлении в аренду земельных участков на территории городского округа Химки» земельный участок с видом разрешенного использования «для размещения магазина «Ветеран» имеет Пкд – 1; «для размещения аптеки, аптечных пунктов, аптечных киосков имеет Пкд – 1,1.

10. MBMOSREG.RU и Деловой портал городского округа Химки (www.htpp.ru)

Сайты для малого бизнеса Московской области.
Интересные публикации по актуальным вопросам развития и поддержки предпринимательства Подмосковья — истории успеха малых предприятий, интервью с энергичными и успешными руководителями развивающихся предприятий различных видов деятельности — в том числе, художественные промыслы, инновационный бизнес. В подборке публикаций освещаются и практические вопросы кредитования малых предприятий. В этой подборке каждый найдет что-то полезное и важное для себя и своего бизнеса.
Цель:
Формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства, повышение информированности общественности о программе развития малого и среднего предпринимательства в Московской области.
Мотивация на создание собственного бизнеса и на развитие бизнеса, стимулирование роста предпринимательской активности.
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о мероприятиях государственной поддержки, реализуемых на территории Московской области.
Обеспечение двухстороннего диалога с предпринимателями по проблемам и перспективам развития малого и среднего бизнеса на территории Московской области.

В 2019 году налоги и другие обязательные платежи сильно изменились. Налоговый комитет опубликовал ключевые изменения и дополнения в законодательство Узбекистана:

Упрощенная система налогообложения

Единый налоговый платеж

Концепцией предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога, т. е. налог с оборота (выручки) называется как и раньше — единый налоговый платеж.

В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.

С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд сумов.

При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей. Плательщиками единого налогового платежа будут:

  1. юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  2. товарищ (участник) — индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  3. индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд сумов;
  4. семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  5. некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд сумов.

В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов.

С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4% и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами.

Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов:

Категории плательщиков

Ставки единого налогового платежа

2018 год

2019 год

Разница

Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка»

5%

4%

— 1%

Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью

30%

5%

— 25%

Предприятия общественного питания:

в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

10%

8%

— 2%

других населенных пунктах

10%

6%

— 4%

труднодоступных и горных районах

10%

4%

— 6%

из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения

8%

75% от установленной ставки в зависимости от места расположения

— 2%
— 3,5%
— 5%

Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

4%

4%

Без изменений

других населенных пунктах

2%

2%

Без изменений

труднодоступных и горных районах

1%

1%

Без изменений

независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа

4%

4%

Без изменений

Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации)

5%

4%

— 1%

Общеустановленная система налогообложения

Налог на прибыль юридических лиц

Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.

Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году снижены:

  • для коммерческих банков — с 22 до 20%;
  • для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) — с 14 до 12%.

Снижение ставок налога сократит налоговую нагрузку на его плательщиков и позволит направить высвобожденные средства на развитие предприятия и на инвестиции.

В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул — с 14 до 20%

Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки (14 и 50%) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль — 20%.

Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым.

Перечень же невычитаемых расходов — наоборот, был открытый. Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов закрытый, а вычитаемых — открытый.

Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:

  • исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • исключены ограничения по суточным расходам;
  • исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;
  • из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых;
  • исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов:

  • взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;
  • исключены судебные издержки;
  • к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов.

В перечень невычитаемых расходов добавлены:

  • налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;
  • налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;
  • расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха и т. д.);
  • оказание помощи профсоюзным комитетам;
  • затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:

  • для зданий и строений — с 5 до 3%;
  • для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта — с 8 до 4%.

Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.

С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5%. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.

Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10%. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными:

Плательщики

Ставки налога на прибыль юридических лиц

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица (за исключением, указанных ниже)

основная ставка

14%,

коммерческие банки

22%

основная ставка

12%,

коммерческие банки

20%

— 2%

Юридические лица, осуществляющие производство цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул

14%

20%

унифицированы ставки

Налог на сверхприбыль по отдельным видам продукции

50%

Юридические лица основным видом деятельности, которых является оказание услуг мобильной связи

при рентабельности до 20 процентов

14%

20%

унифицированы ставки

при рентабельности с выше 20 процентов

50%

Налог на добавленную стоимость

«Стандартный НДС»

По основным средствам, нематериальным активам и объектам незавершенного строительства, приобретенным после 1 января 2019 года сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету.

«Упрощенный НДС»

С 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд сум введен упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Порядок вводится для адаптации субъектов малого бизнеса к уплате НДС и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.

Кроме этого, порядок является переходной мерой, который вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.

Порядок исчисления и уплаты является добровольным, т. е. предприятие может перейти на уплату стандартного налога на добавленную стоимость.

Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).

При этом плательщики налога на добавленную стоимость в рамках упрощенного порядка должны в своих счетах-фактурах выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, в последующем, которая подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного налога на добавленную стоимость.

Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие. Например, для промышленников это 7%, торговли 6%, строительства 8%, а для общепита и гостиниц 10%:

Плательщики

Ставка «стандартного НДС»

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица всех отраслей экономики

20%

20%

Без изменений

Плательщики

Ставки «упрощенного НДС»

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица всех отраслей экономики (за исключением предусмотренных ниже)

7%

Дифференци-рованные ставки

Строительные организации

8%

Предприятия торговли, осуществляющие розничную, оптовую, а также оптово-розничную торговлю

6%

Предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства

10%

Юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т. д.)

15%

Юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства

4%

Новая льгота для плательщиков НДС

Статья 208 дополнена новой льготой по НДС, т.е с 2019 года сельскохозяйственная продукции собственного производства и производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемой Кабинетом Министров освобождается от налога на добавленную стоимость.

Налог на доходы физических лиц

В целях значительного снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и упрощения порядка исчисления сумм налога по налогу на доходы физических лиц — резидентов вместо действующей 4-ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка 12%.

Вместе с тем, сокращается перечень физических лиц, полностью освобожденных от налогообложения. Из перечня исключаются:

  • военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, — по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);
  • судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, — по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих налог на доходы физических лиц у источника выплаты дохода, теперь является месяц.

Облагаемый доход

Ставки налога на доходы физических лиц

2018 год

2019 год

Разница

до однократного размера минимальной заработной платы

0%

12%

-10,5%

от одного (+ 1 сум) до пятикратного размера минимальной заработной платы

7,5%

от пяти (+ 1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы

16,5%

от десятикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше

22,5%

Налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан

10%

5%

— 5%

Страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд

С 2019 года страховые взносы граждан, удерживаемые работодателем из их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный Пенсионный фонд, отменяются.

Это снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и позволит работникам получать «на руки» больше, чем было после удержания взносов.

Вместе с этим, отдельные категории физических лиц, плативших страховые взносы граждан в особом порядке — в размере, кратном минимальной заработной плате, — будут уплачивать единый социальный платеж в тех же размерах. К ним относятся:

  • индивидуальные предприниматели и их работники;
  • члены семейного предприятия без образования юридического лица;
  • члены дехканских хозяйств с образованием и без образования юридического лица;
  • субъекты ремесленнической деятельности — члены ассоциации «Хунарманд»;
  • ученики школ «Уста — шогирд».

Единый социальный платеж

С 2019 года из состава доходов, не облагаемых единым социальным платежом исключаются:

  • денежное довольствие, денежные вознаграждения и другие выплаты, выплачиваемые в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей) военнослужащим Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, рядовому, сержантскому и офицерскому составу органов внутренних дел и сотрудникам ГТК;
  • доходы, выплачиваемые в связи с исполнением служебных обязанностей, судьям Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины (воинские звания).

Установлены следующие ставки единого социального платежа:

  • для бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (капитале) 50% и более; юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юридическим лицам с государственной долей 50% и более, и их структурные подразделения — 25%;
  • для других плательщиков — 12%.

Снижение ставки единого социального платежа уменьшит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий и высвобожденные средства можно направить как на развитие предприятия, так и на оплату труда работников.

Плательщики

Ставки единого социального платежа

2018 год

2019 год

Разница

Бюджетные организации и государственные предприятия, юридические лица с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурные подразделения

25%

25%

Без изменений

Остальные плательщики

15%

12%

— 3%

Новые формы налогового контроля

Налоговым органам предоставляется право в целях уточнения имеющихся в органах государственной налоговой службы информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, осуществлять, но не более одного раза в год осмотр и опрос. При выявлении расхождений производится последующая корректировка налогооблагаемой базы.

Порядок уточнения информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, определяется Кабинетом Министров.

Внесена новая статья, предусматривающая новую форму налогового контроля — тематическое экспресс-изучение.

Тематическое экспресс-изучение осуществляется с выходом на место по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот.

В статье отражены критерии для назначения тематического экспресс-изучения, его процедура проведения и возможность для налогоплательщика до окончания изучения самостоятельно устранить выявленные налоговые правонарушения.

Статья «Хронометраж наличной денежной выручки» претерпела изменения. Теперь статья называется «Хронометражное обследование» и налоговый орган будет проводить мониторинг не только поступление наличной денежной выручки, но и сам процесс производства и реализации товаров (работ, услуг).

Хронометражное обследование проводится непосредственно в местах реализации товаров (работ, услуг) и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При этом срок проведения хронометражного обследования не может превышать семи календарных дней.

Органы государственной налоговой службы будут производить сопоставление данных о выручке, отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, с данными о выручке, полученными в ходе хронометража, с учетом особенностей деятельности налогоплательщика и сезонных факторов.

Если в представленной налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, будут выявляться признаки занижения выручки от реализации, органы государственной налоговой службы направят налогоплательщику требование о представлении уточненной налоговой отчетности.

Новые виды налоговых проверок

Изменения предусматривают пересмотр видов налоговых проверок, оснований и сроков их проведения. Теперь налоговые проверки подразделяются на два вида, это:

  • проверки, проводимые по согласованию с уполномоченным органом;
  • проверки, проводимые в порядке уведомления уполномоченного органа.

Где уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства является прокуратура.

К проверкам, проводимым по согласованию с уполномоченным органом, относятся:

  • проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика;
  • проверка, проводимая на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемая органами государственной налоговой службы по итогам результатов риск-анализа.

К проверкам, проводимым в порядке уведомления уполномоченного органа, относятся:

  • проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица и при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя — плательщика единого налогового платежа;
  • проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции без соответствующих разрешений;
  • проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции с поддельной акцизной маркой или не имеющей акцизной марки;
  • проверка по пресечению фактов производства и реализации запрещенных товаров (услуг);
  • проверка деятельности физического лица, продолжающего осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение периода, в котором он официально приостановил свою деятельность.

Другие изменения

В статью 120 Налогового кодекса, вносятся изменения предусматривающие увеличение размеров пени, взимаемой за нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей.

Так размер пени с 0,033% повышается до 0,045%, а в случае, если начисление пени производится органами государственной налоговой службы по результатам налоговой проверки, — 0,06%.

Введен акцизный налог на услуги мобильной связи и акцизный налог на розничную реализацию бензина, дизельного топлива и газа взамен налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа.

В связи с упразднением Республиканского дорожного фонда в Налоговом кодексе переименовываются сборы в Республиканский дорожный фонд в автотранспортные сборы.

Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс создают необходимые правовые условия для реализации утвержденной Концепции бюджетно-налоговой политики на плановый 2019 год и прогнозные ориентиры на 2020−2021 годы, служат уточнению отдельных норм законодательства в целях однозначного их применения, а также урегулируют отдельные вопросы в области налогообложения.

Изменения не содержат норм ограничивающих деятельность субъектов предпринимательства, создающих препятствия для их деятельности, а содержат нормы, упорядочивающие отдельные виды налогообложения и взаимоотношения в налоговой сфере.

Оставьте комментарий