Ликвидация без проверок

Чем грозит налоговая проверка при ликвидации ООО

Как показывает практика, многие компании не решаются прекратить свою деятельность из-за выездной налоговой проверки. Причины ликвидации ООО могут быть самыми разными, и невозможность ведения дальнейшего бизнеса из-за сложностей в сфере документооборота одна из них.

Возможно, руководитель не обладает достаточными знаниями в сфере налогового и бухгалтерского учета или у него нет квалифицированного штата юристов. В итоге в процессе своей деятельности он понимает, что дальнейшее развитие бессмысленно.

Вот тут-то его и подстерегает засада: документы-то в любом случае приводить в порядок нужно. Получается, то, что не делалось за время ведения бизнеса, нужно сделать в ограниченный период времени. Спрашивается зачем? А затем, что согласно ст. 100 и 101 Налогового Кодекса РФ налоговая служба осуществляет так называемую выездную ликвидационную проверку. Цель проверки при закрытии ООО – вынесение решения: одобрить ликвидацию или нет. Если в ходе проверки будут найдены несоответствия в документальной базе или ошибки при ведении документооборота, то:

  • на руководителя будет наложен штраф в денежном эквиваленте, выплатить который нужно не позднее десяти календарных дней;
  • результаты проверки при ликвидации ООО могут быть официально опубликованы, что не с лучшей стороны охарактеризуют компанию и могут негативно отразиться на дальнейшей деятельности ее руководителя;
  • ООО вообще не получит свидетельства о ликвидации.

Важно! Не только документальная проверка может ожидать при ликвидации ООО со стороны налоговиков. Проверяющие имеют право проводить личный осмотр помещений проверяемого юридического лица.

Как проходит проверка ООО при ликвидации

Несмотря на то что на рассмотрении стоит вопрос «как ликвидировать ООО без проверок» знать, что проверяют при ликвидации ООО нужно каждому руководителю. Итак, важные моменты:

  1. Проверка при ликвидации ООО проводится строго после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, переданного в налоговую службу.
  2. После изучения переданного документа на предмет наличия кредиторской задолженности и оценки финансового положения ликвидируемого предприятия налоговая инстанция принимает решение о необходимости в выездной проверке.

При положительном решении, которое оформляется в виде уведомления о предстоящей проверке начинается сам процесс проверки ООО при ликвидации по следующей схеме:

  1. Проведение инвентаризации с целью сверки фактического наличия и указанных в документах денежных средств, активов и прочее.
  2. Истребование документальной базы, куда входят расходно-доходные, банковские и кассовые операции, первичная документация и прочее.
  3. Осмотр помещений на предмет соответствия указанного в документах имущества действительности. Осмотр проводится в присутствии понятых лиц.
  4. Подготовка справки, содержащей результаты проверки по ликвидации ООО и ее сроки.

Три месяца дается работникам налоговой службы, чтобы проанализировать полученную информацию и принять решение о ликвидации ООО. Результат проверки оформляется специальным актом, содержащим все выявленные нарушения или сведения об отсутствии таковых.

И еще важный момент: чтобы закрыть ООО без проверки нужно знать в каких случаях без нее никак не обойтись. Итак, проверка ООО при ликвидации обязательна:

  1. При получении сведений о ликвидации от иных источников, т. е. руководитель компании не потрудился лично оповестить налоговую инстанцию о предстоящей ликвидации.
  2. Если в ходе ликвидации в предоставленной бухгалтерской отчетности были выявлены нарушения.
  3. Если был установлен факт непогашенных долговых обязательств или финансовых нарушений.

По сути, проверка ООО при ликвидации со стороны налоговой службы является одним из этапов закрытия компании (ст. 89 Налогового Кодекса РФ), поэтому она вполне законная и может быть проведена на любых основаниях.

Теперь непосредственно о случаях, при которых ликвидация ООО возможна без проверки налоговой.

Всегда ли при ликвидации ООО проводится выездная проверка

Налоговый кодекс предоставляет руководителю налогового органа или его заместителю вынести решение о проведении выездной налоговой проверки при ликвидации ООО (п.11 ст.89 НК РФ). Однако в НК РФ нет норм, обязывающих контроллеров проводить такую проверку во всех без исключения случаях ликвидации. Таким образом, проверку могут назначить, а могут и не назначать.

Не существует способов, позволяющих избежать выездной проверки со стопроцентной надежностью. Однако в некоторых случаях можно снизить риски приезда инспекторов:

  • Юридическое лицо имеет нулевой баланс, не осуществляло деятельности, не имеет активов и обязательств. Отсутствует банковский счет и приходно-расходные операции по кассе,
  • Компания своевременно сдавала отчетность и не имела задолженности по налогам и сборам, не привлекалась к ответственности за налоговые и административные правонарушения. Это актуально для небольших компаний. Организации с многомиллионными оборотами кристальная чистота вряд ли поможет избежать проверки.

Некоторые налогоплательщики маскируют ликвидацию под другие действия, чтобы прекратить деятельность без привлечения внимания контроллеров:

  • Компания ликвидируется путем слияния с другим юридическим лицом,
  • Ликвидация осуществляется путем смены собственника,
  • ООО ликвидируется через банкротство,
  • Перерегистрируют юридический адрес в другом субъекте РФ.

Отметим, что перечисленные способы балансируют на грани законного и незаконного. Прежде чем применять их, стоит тщательно взвесить все риски и возможные выгоды.

Сроки выездной проверки при ликвидации ООО

Особенности выездной проверки при ликвидации указаны в п.11 ст.89 НК РФ:

  • Она проводится, независимо о того, когда и по каким налогам проводились предыдущие проверки,
  • Глубина охватываемого периода – до трех лет, предшествующих году, в котором компания ликвидируется.

Следовательно, у компании может получиться две и более проверки в течение года, и это не будет нарушением законодательства. При этом могут проверять одни и те же налоги. Обычно анализируют документы за предыдущие три года и текущий год. Например, если компания ликвидируется в 2018 году, то проверять будут период с начала 2015 года до даты вынесения решения о проведении проверки в 2018 году.

Инспекторам отводится два месяца для проведения всех контрольных мероприятий. Исчисление срока начинается в день вынесения решения о проведении контроля. Этот срок может быть продлен или приостановлен, а затем возобновлен. Таким образом, проверка может длиться до шести месяцев, а в некоторых случаях и больше. Окончанием проверки является день, когда проверяющие составили справку по итогам контрольных мероприятий.

Процедура проверки при ликвидации ООО

Проведение проверки регулируется нормами части первой НК РФ, а также ведомственными актами и письмами ФНС, например, Приказом ФНС от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@, Приказом ФНС от 08.05.2015г. №ММВ-7-2/189@, Письмом ФНС от 21.12.2007 N ШС-6-02/998@ и др. Цель мероприятия – анализ правильности и своевременности исчисления налогов и сборов. А также проверка и при необходимости взыскание задолженности перед бюджетом.

При ликвидации выездная проверка проводится в том же порядке, что и обычная. В ходе контроля налоговики вправе совершать следующие действия:

  • Запрашивать необходимые первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета,
  • Осматривать производственные, офисные, складские помещения,
  • Проводить инвентаризацию,
  • Изымать документы,
  • Привлекать экспертов,
  • Опрашивать свидетелей и других лиц, которые могут предоставить информацию, необходимую для достижения целей проверки.

Выездная проверка при ликвидации ООО

Ход проверки можно условно разбить на несколько этапов:

  • Сбор необходимой информации и документов,
  • Анализ документов и полученных сведений, проведение других контрольных мероприятий,
  • Формирование выводов о правильности и своевременности исчисления налогов и сборов, полноты их перечисления в бюджет,
  • Принятие решения по итогам проверки.

Вся процедура заканчивается составлением справки, на основании которой формируется акт. Копия акта направляется руководителю ликвидируемой компании. При несогласии с выводами налоговиков руководитель ООО вправе направить в ИФНС возражения на составленный акт.

По итогам рассмотрения акта и возражений на него (при наличии) руководитель налогового органа принимает решение о привлечении или непривлечении организации к налоговой ответственности, доначислении налогов, взыскании штрафов.

Налоговики очень часто пользуются правом проводить проверку в ликвидируемой компании. Рекомендуем готовиться к ней заранее. Например, целесообразно провести аудиторскую проверку и устранить все выявленные ею нарушения. Это поможет минимизировать риск доначисления налогов и взыскания штрафов.

Выездная налоговая проверка (ВНП) – наиболее агрессивная форма налогового контроля, результатом которой являются серьезные финансовые санкции в отношении проверяемой организации, часто влекущие за собой уголовно-правовые последствия для контролирующих ее лиц. В ряде случаев, избежать этого позволяет своевременная и грамотная ликвидация юридического лица. Однако, каверзность ситуации заключается в том, что в этом случае, налоговый орган может инициировать ВНП уже непосредственно в связи с проведением ликвидации.
«Как без проверки уйти от проверки», когда, кому и как это можно сделать, где точки риска налогового контроля – этой проблематике и посвящен данный материал.
Не секрет, что фирмы создаются с одной целью – пустить через них денежный поток и приделать к нему краник для извлечения прибыли, стараясь максимально аккумулировать ее в личных резервуарах. Свои краники также приделывают всевозможные органы, бюджеты, фонды, дополнительно оснащающие этот своеобразный денежный трубопровод различными контрольными приборами, чтобы, внимательно отслеживая их отчетные показатели, обеспечить максимально возможный забор для своих целей.
Изначальное попадание денег в систему (тендеры, контракты, кредитные линии, целевое финансирование, банковские гарантии), обеспечивают уполномоченные «Иваны Ивановичи», принимающие решения и подписывающие необходимые документы. Для этого управляющие трубопроводом лица должны обеспечить их долей, как правило, в процентном соотношении. Причем сделать это они должны обязательно так, чтобы средства для «Иван Ивановичей» не попали в поле зрения прочих уполномоченных органов, т.к. действующим законодательством существующий алгоритм распределения денег, не предусмотрен.
Чем дольше существует тот или иной трубопровод, тем большим количеством краников он обрастает и тем ниже, соответственно, в нем становится давление. Чтобы он совсем не иссяк, управляющие им лица пускают его по все более витиеватым маршрутам, ведь если «Иван Иванович» не получит свое, он перекроет входной вентиль, и система иссякнет. Уполномоченные органы, в свою очередь, ставят на трубы все большее количество измерительных приборов и, в случае чрезмерно низких, по их мнению, показателей, присылают специалистов, которые забирают все, что смогут найти.
Целенаправленное сжатие общего объема денежной массы, гуляющего по стране, при том, что желающих его потреблять отнюдь не становится меньше, приводит к борьбе за источники коррупции среди уполномоченных органов и расцветату делового каннибализма среди субъектов предпринимательской деятельности, т.е. пожиранию и «слива» друг друга в надежде за счет чужих ресурсов компенсировать свои потери.
Столь суровый деловой климат, который вроде должен был свести на нет малый и средний бизнес привел к обратному эффекту — стремительной эволюции его участников. В жестких условиях, умение оперировать юридическими лицами – вставлять, менять, а, главное, своевременно изымать их из потока, чтобы тот не поглотил вместе со своим личным имуществом, стало ключевым фактором юридической безопасности бизнеса в налоговом аспекте.
Ведь как говорил известный герой Ильфа и Петрова Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей: «Таковы суровые законы жизни. Или, короче выражаясь, жизнь диктует нам свои суровые законы.»

Выездная налоговая проверка: группы риска

В соответствие со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пока существует юридическое лицо, оно обязано представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). Вся отчетность, предоставляемая налогоплательщиками в Федеральную Налоговую Службу, автоматически проверяется при помощи специального программного обеспечения. В первую очередь, на полноту, своевременность, корректность заполнения, отсутствие арифметических ошибок.

  1. В отношении любой представленной декларации может быть проведена камеральная налоговая проверка, т.е. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах без какого-либо уведомления налогоплательщика. При возникновении сомнений в достоверности данных отчетности, могут быть применены санкции или назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе выездная налоговая проверка. Поэтому всего одна «кривая» сделка, «засветившаяся» в отчетности, может привести к обрушению всей конструкции.
  2. По каждому налогоплательщику рассчитывается величина его налоговой нагрузки, т.е. соотношение оборотов по текущей деятельности и сумм уплаченных налогов. В случае чрезмерно низких показателей, организации предлагается пересмотреть свои коммерческие отношения в сторону повышения рентабельности, увеличения доли налоговых платежей.
    Для оценки самостоятельных рисков налогоплательщика, ФНС России выпустило приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». На убытки и на чрезмерную долю вычетов по налогу на добавленную стоимость у фискалов обычно проявляется тяжелая форма аллергии, в связи с чем они предпочитают, как можно скорее избавится от источников раздражения.
    Более подробно с понятием налоговой нагрузки можно ознакомиться в письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722″О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»
  3. С помощью системы автоматизированного учета и контроля АСК НДС-2, дополнительно проверяется обоснованность данных, включенных в декларации по НДС – в автоматическом режиме сопоставляются показатели, представленные покупателями и продавцами и, в случае расхождения, требуют внести соответствующие корректировки. Если к налогоплательщику возникает слишком много вопросов в следствие результатов работы этой системы, это также может послужить критерием назначения выездной налоговой проверки.
  4. В отдельных регионах дополнительно могут, проверить пропорцию соотношения фонда оплаты труда и выручки организации, размеры выплачиваемой заработной платы и т.п. В случае, если директор, например, получает 1 МРОТ, а организация активно ведет коммерческую деятельность, пригласить его «на ковер», предлагая либо согласится платить заработную плату в «полном объеме» либо провести в отношении него контрольные мероприятия.
    Ведь действительно, средства на выплату «серой» заработной платы должны откуда-то браться на предприятии. Любопытство проверяющих может привести в том числе к выездной налоговой проверке.

Главная задача Федеральной Налоговой службы состоит в наполнении бюджета, т.е в достижении необходимых отчетных показателей – прежде всего повышению сумм и процентного соотношения собранных налогов и понижению налоговых задолженностей по отношению к прошлым периодам.
Каждый налогоплательщик, имеющий в лицевом счете задолженность перед бюджетом, ухудшает отчетные показатели.
Поэтому по отдельным предприятиям при назначении мероприятий налогового контроля, налоговики не только смотрят на то, что предприятие ведет высокорискованную деятельность с точки зрения соблюдения налогового законодательства, но и на то, чтобы оно имело возможность в дальнейшем погасить обнаруженную недоимку. Поэтому некоторым налогоплательщикам вместо карательных санкций, предлагают «уйти с миром», то есть поменять регион постановки на налоговый учет. Фискалы любят «жирного» налогоплательщика – того, кто может расплатиться по предъявленным санкциям.

Три года и ВНП

Несмотря на достаточное количество материалов, опубликованных тематическими изданиями, исчерпывающей информацией, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы, у ряда субъектов предпринимательской деятельности, до сих пор бытует мнение, что как только после момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя проходит три года, они попадают в план выездных налоговых проверок. Пока этот период не прошел, ВНП можно не опасаться.
На самом деле, три года — это максимальный период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, который установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Это лишь «удобный» период для инспекции, т.к. у нее есть больше шансов, что по совокупности выявленной налоговой недоимки она потянет на уголовно-правовые последствия, наличие которых резко повышает шансы ее взыскать.
Проверить могут и вновь зарегистрированную организацию после истечения первого налогового периода и наступлению сроков предоставления налоговой отчетности, а могут и вообще не проверять и в течение хоть десяти лет – все зависит от тех цифр, которые они включают в отчетность, от характера контрагентов, с которыми они заключают сделки.
Ресурсы инспекции ограничены – она не имеет необходимое количество специалистов, отделы выездных налоговых проверок постоянно перегружены работой при том, что с них строго спрашивают за сроки. Поэтому, просто так, «для кучи», никто не будет бить по организации таким мощным оружием, как выездная налоговая проверка.
Это мини-война, экспансия ресурсов налогоплательщика в результате которой инспекции мало получить лицевой счет с отрицательным миллионным бюджетным сальдо – в этом случае она только проиграет. Ей обязательно нужно эти цифры не только нарисовать, но и взыскать, тогда это будет считаться для нее полной победой.
Задача любого налогоплательщика, соответственно – не подставится, вовремя отойти или совсем уйти.

Когда пора закрываться

Срок, когда пора ликвидировать юридическое лицо, чтобы избежать ВНП, может наступить и через квартал после создания, например, если в нем проведена какая-то операция и через полгода, и через год.

Чем больше фирма «хулиганит», по своей вине или по вине ее контрагентов – тем короче должна быть ее жизнь. Если в регионе начинаются кошмары, лучше в нем не оставаться.
Держаться за юридическое лицо без веских на то причин, при том, что пока величина уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью составляет 10 000 рублей, а срок регистрации его вместе с открытием расчетного счета не превысит одной недели, представляется неблагоразумным.
Ведь «поздно», это не уже тогда, когда получено на руки решение о проведении выездной налоговой проверки и даже не тогда, когда это решение только набирается на подпись, «поздно» это уже тогда, когда инспектора начинают собирать детальную информацию по проверяемому субъекту, осуществляя предпроверочный анализ, который может начаться за три-четыре месяца до официального оформления решения о назначении ВНП.
Как правило, большинство юридических лиц, не имеющих на своем балансе активов, долгосрочных контрактов, дорогостоящих лицензий и т.п. держат по полтора-два года, иногда чуть больше.
Если на балансе имеются «тяжелые» активы, долгосрочные контракты, прочие обязательства, бизнес обычно дробят, работая через группы компаний, каждое юридическое лицо в которой, в зависимости от своей роли, имеет определенный срок жизни.
Российский менталитет таков, что он не хочет в должной мере финансировать организацию коммерческого потока, предпочитая получать информацию по «сарафанному радио» и попадая, в связи с этим на многие миллионы, десятки, а то и сотни миллионов штрафов.
Если деловой партнер заплатил за ликвидацию сто тысяч рублей, бизнесмен никогда не заплатит миллион, даже если этот миллион сэкономит ему пятьдесят миллионов.
Недельные хлопоты по переоформлению контрактов, переводу активов, регистрации юридических лиц кажутся ему чрезмерными.
А потом, когда в течение нескольких месяцев бухгалтера коробками носит документы в инспекцию, а копировальную технику требуется заправлять каждые два-три дня, расчетным счетом становится пользоваться опасно, приходит озарение, что та неделя могла сэкономить уйму времени и не только.
Своевременность — ключевое понятие в жизнедеятельности юридического лица.

Ликвидация юридического лица без долгов

Единственный легитимный способ закрытия фирмы без долгов, предусмотренный действующим законодательством – официальная ликвидация фирмы по решению ее участников.
Необходимые условия для ликвидации – отсутствие долгов и не отвеченных вопросов со стороны уполномоченных органов.
Существует поверье, что при ликвидации юридического лица обязательно назначается ВНП.
Однако, при ликвидации организации выездная налоговая проверка является не обязанностью, а правом налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Универсального мерила здесь нет – могут назначить, а могут и не назначить. Если фирма не вела чрезмерно активной коммерческой деятельности, не относится к группе риска, то можно осуществлять процедуру ликвидации, без каких-либо подготовительных мероприятий.
Если организация находится где-то около группы риска ВНП, то проверка, возможно будет.

Но, несмотря на идентичность названий, «стандартная» выездная налоговая проверка и выездная налоговая проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица – это разные мероприятия.
При проведении «обычной» ВНП, на момент ее официального начала, инспектора уже знают о нарушениях налогоплательщика, т.к. информация собрана в результате предпроверочного анализа.
При проведении ВНП, связанного с ликвидацией юридического лица, предпроверочный анализ не проводится и готовой информации о нарушениях у них нет. Пройти такую проверку с формальными начислениями кратно легче, чем полноценную ВНП.
Если юридическое лицо относится к группе риска, то, конечно, заявление о ликвидации, зарегистрированное в установленном порядке, будет красной тряпкой, на которую бросятся инспектора. Станут ли они растягивать сроки проверки, будут ли компенсировать нехватку и недостаток информации – в любом случае, рисковать здесь не стоит.
Перед ликвидацией, ее нужно плавно вывести их этой самой группы.
Делается это следующим образом – договора постепенно переводятся на другие юридические лица, обороты начинают падать вплоть до нуля.
Расчеты постепенно прекращаются, в организацию заводится технический директор, желательно с юридическим образованием (не номинал!) – то есть с целью управления, а именно ликвидации.
В какой-то промежуток, в течение этих мероприятий, организация, возможно, меняет регион постановки на налоговый учет.
После этого, в зависимости от портфолио фирмы, отношений с налоговиками, она либо сразу заводится в процедуру добровольной ликвидации, либо какое-то время сдает нулевую отчетность, вплоть до трехлетнего периода.
Главное – плавность, отсутствие резких движений, постепенность и последовательность. Это самый дорогой, однако самый эффективный (и единственный легитимный) способ ликвидации юридического лица без долгов.

Ликвидация юридического лица с долгами

Если у организации имеется кредиторская задолженность, то остается только банкротство – единственный легитимный способ ликвидации фирмы с долгами.
Срок проведения процедуры банкротства составляет от 9-10 месяцев и дольше.
Налоговики любят банкротить по собственной инициативе, но не любят проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации. Поэтому данный способ позволяет ликвидировать юридическое лицо практически всегда без ВНП.
Сложность в другом. Если задолженность организации не бумажная, а реальная, то провести банкротство без последствий для контролирующих предприятие лиц, скорее всего, не удастся. Еще пять лет назад ликвидация через банкротство отлично работала.
Три года назад она просто работала. Год назад процедура «почти работала».
Сегодня шанс закрыть свою фирму, имеющую в пуле не бумажную, а реальную кредиторскую задолженность, размер которой начинается от семи нулей и выше, со списанием всех долгов, без привлечения к ответственности контролирующих лиц, равен примерно 40/60.
Где 60% — негативный исход в виде привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Если в портфеле кредиторской задолженности имеются «агрессивные кредиторы» — банки, уполномоченные органы, то шанс падет примерно 20/80, где 80 % — негативный исход.
Любая процедура банкротства, даже та, которая проводится «лояльным» арбитражным управляющим, карманы которого туго набиты деньгами собственников ликвидируемого юридического лица, подразумевает конфликт трех групп интересов – должника, кредиторов и арбитражного управляющего. Первый заинтересован в списании всех обязательств, вторые во взыскании, в том числе за счет личного имущества контролирующих должника лиц, третий в том, чтобы получить свое вознаграждение и избежать привлечения к ответственности.
Сделки банкрота, совершенные им в трехлетний период, предшествующий дате подаче соответствующего заявления, могут быть оспорены с возвратом выведенного имущества в конкурсную массу. В любой процедуре долги не могут быть списаны «в никуда» — кто-то все равно должен будет оплатить банкет. Либо это должник, либо кредиторы, либо арбитражный управляющий.
Да, конечно, институт только развивается, сплошь и рядом еще проскакивают процедуры вообще без подачи заявления на привлечение к субсидиарной ответственности арбитражным управляющим, но происходит это лишь потому, что кредиторы должника не знают своих прав в деле о банкротстве и (или) не умеют ими пользоваться.
Использовать процедуру банкротства по собственной инициативе можно в двух случаях — либо если обязанность подать заявление на банкротство уже наступила (ст. 9 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), либо тщательно подготовив организацию.
Отдать свое предприятие — свою подноготную, незнакомым людям в надежде, что они пойдут на халатное исполнение действующего законодательства для того, чтобы списать чужие долги, по меньшей мере, наивно.
А тем людям, которые видят в банкротстве «дули» и «фиги», показываемые кредиторам, так и другим, кто рисует для них «дули» и «фиги» можно посочувствовать — ведь жизнь, как бумеранг и «грузя» очередного «лоха» возможностью показать всем дулю за несколько десятков или сотен тысяч рублей есть шанс в недалеком будущем увидеть свою фамилию в исполнительном листе с требованием погасить убытки, причиненные кредитору в деле о банкротстве.

Альтернативная ликвидация юридического лица

Альтернативная ликвидация — это комплекс действий с юридическим лицом, направленных в конечном итоге на его исключение из ЕГРЮЛ «обходными путями» и снятию ответственности с уполномоченных лиц.
Альтернативная ликвидация позиционируется авторами многочисленных предложений «Жать!» «Звонить!» «Заказывать!» (дословно взято из текстовок рекламных объявлений «Яндекс-Директа» по запросу «ликвидация фирмы») как «наиболее надежный способ ликвидации юридического лица без налоговой проверки».
Создатели рекламных материалов «юридических» сайтов предлагают через улыбающихся выбеленными зубами англосаксонских физиономий «закрыть свою фирму через продажу» или «закрыть свою фирму через реорганизацию».
Учитывая массовость предложений, необходимо сказать два слова об указанных «юридических» способах «ликвидации».
Примерно до июня 2016 года в стране широко практиковались реорганизации юридических лиц присоединением «в группе» (ст. 57 ГК РФ), т.е. процедуры, в результате которых к одной организации-правопреемнику присоединялось 3-5-7-10 и более компаний, таким образом прекращая свою деятельность.
И, надо сказать, в 8 случаев из 10 им это удавалось, даже несмотря на след в виде правопреемника, о котором все старались больше не вспоминать. Главное, что компании исключались без ВНП. Конечно, кое-какие реорганизации блокировались и отменялись заинтересованными лицами, но, в целом, процесс проходил удачно.
2016 год внес существенные коррективы, вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и изданием приказа ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ «о проверке юридических лиц». После того, как приказ был озвучен и разжеван на всевозможных совещаниях, начался «крестовый поход» против всех организаций, которые налоговики посчитали «однодневками».
В ЕГРЮЛ появились графы о недостоверности сведений, налоговые органы получили право приостанавливать любое регистрационное действие до 30 дней для получения пояснений. Учитывая, что правопреемниками в 95% реорганизаций были именно однодневки, использование которых обеспечивало дешевизну процедур, процесс встал. И ЕГРЮЛ пополнился десятками тысяч организаций со статусом “находится в стадии реорганизации».
Из «альтернативной ликвидации» сегодня еще можно переписать компанию на физических лиц, в том числе нерезидентов РФ.
Можно переоформить свое юридическое лицо на управляющую компанию и офшор.
Что это даст? Снимет ответственность за дальнейшую сдачу отчетности.
При закрытом расчетном счете, возможно, регистрирующий орган через 12-14 месяцев ликвидирует юридическое лицо, как недействующее.
А, возможно, уже в ближайшее время внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что реквизиты данного юридического лица, отраженные в ЕГРЮЛ недостоверны. Стоит ли «пачкать» свой бизнес?
Стоит добавить, что с выездной налоговой проверкой данный способ никак не связан — захотят проверить, проверят и с новым «директором» и «участником». А, в случае обнаружения существенных нарушений — привлекут действительно ответственных за них лиц.

Грамотная и своевременная ликвидация «лечит» юридическое лицо от возможных мероприятий налогового контроля. Полуграмотная или несвоевременная только покалечит.

юрист Фищук Александр Алексеевич
Источник: Праворуб

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Оставьте комментарий