Ликвидация кредитной организации

Государственная регистрация кредитной организации в связи с се ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее акционеров (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

Если после принятия решения акционерами (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 23.1 Закона о банках.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Акционеры (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и Банком России.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Помимо ликвидации кредитной организации по решению самих акционеров (участников) возможна принудительная ликвидация кредитной организации, которая осуществляется по инициативе Банка России по правилам ст. 23.1 Закона о банках.

Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о принудительной ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций.

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций, или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном Законом о банкротстве кредитных организаций.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков банкротства кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего требованиям Законом о банкротстве кредитных организаций.

Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации, порядок представления им отчетности в Банк России, а также проверки Банком России деятельности ликвидатора кредитной организации осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве кредитных организаций для конкурсного производства.

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве кредитных организаций.

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

Если в ходе проведения процедуры ликвидации кредитной организации выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации ликвидатор кредитной организации обязан представить в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, в десятидневный срок со дня вынесения такого определения.

  • Указание Банка России от 24.06.2011 № 2652-У «О порядке представления и рассмотрения ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае прекращения деятельности кредитной организации в порядке ликвидации на основании решения ее учредителей (участников)».
  • Ликвидация кредитной организации по основаниям ее банкротства осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций. Подробнее об этом см. в гл. 5 данного учебника.
  • Указание Банка России от 14.07.2005 № 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
  • Положение о проведении Банком России проверок деятельности конкурсных управляющих и ликвидаторов кредитных организаций, утв. Банком России 03.07.2007 № 306-П.
  • Положение о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России, утв. Банком России 16.01.2007 № 301-11.
  • Указание Банка России от 08.02.2010 № 2395-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, а также порядке их представления в Банк России».

Добавить в «Нужное»

Обновление: 10 августа 2017 г.

Кредитная организация может быть ликвидирована, т. е. ее деятельность может быть прекращена без правопреемства, добровольно или принудительно. Добровольная ликвидация кредитной организации происходит на основании решения, принятого ее учредителями или уполномоченным органом.

Возможность принятия решения о ликвидации

Принять решение о добровольной ликвидации возможно в случае если кредитная организация в состоянии рассчитаться с кредиторами и к моменту принятия решения существенно не нарушала законодательство.

ООО может быть ликвидировано или реорганизовано только в случае единогласного решения его участников. Принятие аналогичного решения акционерным обществом происходит по итогам голосования общего собрания акционеров.

Особенности

Ликвидация кредитной организации происходит по правилам ликвидации юридического лица: ст. 61 ГК РФ, Законов об ООО, об акционерных обществах с учетом норм ст. 23 Закона от 02.12.1990 N 395-1.

В процедуре добровольной ликвидации кредитной организации взаимодействуют три стороны: сама организация (ликвидационная комиссия), налоговая инспекция как регистрирующий орган и Банк России через территориальные учреждения (ТУ) как надзорный орган.

В логике процедуры добровольной ликвидации можно условно выделить три звена:

Ликвидация и аннулирование лицензии

Общие процедуры Специальные процедуры
  • Принятие решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии и ее состава.
    В случае выпуска организацией ценных бумаг принимается ограничительное решение.

С этого момента:
3 рабочих дня законом дано на информирование налоговой для внесения изменения в ЕГРЮЛ.

Проводится текущая работа по сворачиванию деятельности

5 рабочих дней закон дает на подачу в ТУ ходатайства об аннулировании лицензии и заявления о согласовании состава ликвидационной комиссии с пакетом документов.

Все мероприятия проходят под контролем Банка России через ТУ.

ТУ рассматривает документы, дает заключение и направляет его в Банк России или возвращает с указанием оснований.

Приказ об аннулировании лицензии Банк России издает по итогам двухмесячного рассмотрения. Или отказывает в удовлетворении ходатайства из-за нарушений при принятии решений, представление не всех документов и т.п., неспособности удовлетворения требований кредиторов, наличия оснований для отзыва лицензии.

В день регистрации приказа информация выкладывается на официальном сайте Банка России в Интернете () и чуть позже публикуется в «Вестнике Банка России»

На возвращение оригинала лицензии в ТУ Банка России организации дано 15 дней (рабочих)
ТУ в срок 5 рабочих дней с издания приказа согласовывает состав ликвидационной комиссии
  • Полномочия по ведению ликвидационных процедур переходят к ликвидационной комиссии, к ней же переходит управление делами организации.

В «Вестнике государственной регистрации» публикуется сообщение о ликвидации организации.
В течение не менее 2-х месяцев с момента публикации кредиторы должны выставить свои требования для составления реестра
Ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс, ведется расчет с кредиторами в порядке очередности, по результатам расчетов составляется ликвидационный баланс.
Эти формальные действия проводятся и в случае если кредиторы отсутствуют.

С кредиторами организация начинает рассчитываться после согласования с ТУ промежуточного баланса. Физлица-кредиторы по договорам банковского вклада и счета включаются в первую очередь кредиторов.
Если требования кредиторов неисполнимы для организации, Банк России отзывает лицензию, ликвидация становится принудительной.
Промежуточный ликвидационный баланс направляется в ТУ после закрытия реестра требований кредиторов, но не позднее 6 месяцев со дня утверждения состава ликвидационной комиссии.
Ликвидационный баланс составляется и направляется в ТУ после расчетов с кредиторами.
Балансы, промежуточный и итоговый, согласуются с ТУ (каждый — в течение 30 дней с момента получения документов с приложениями) и утверждаются общим собранием учредителей.

Ликвидационная комиссия отчитывается в ТУ о ходе ликвидации, направляет туда бухгалтерскую и статотчетность.

Экземпляр ликвидационного баланса с комплектом необходимых документов ТУ направляет в Банк России, который взаимодействует с налоговой по вопросу регистрации.

Регистрация

Утвердив ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия направляет в десятидневный срок в ТУ заявление о регистрации с подписью председателя ликвидационной комиссии, с приложением необходимых документов. ТУ дает свое заключение о деятельности ликвидационной комиссии и направляет его в Банк России. Процедура регистрации может длиться в течение 45 дней с направления в Банк России заявления с комплектом документов. Необходимые документы направляются Банком России в налоговую, которая в срок 5 рабочих дней вносит запись о ликвидации в ЕГРЮЛ и на следующий день сообщает об этом в Банк России.

С даты внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ деятельность кредитной организации прекращается.

Опубликовано в 2019, Выпуск № 8(86) Август 2019, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Научная статья

Бодягина И. Я. *

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия

* Корреспондирующий автор (bod_irinamail.ru)

Аннотация

Целью работы явился анализ особенностей ликвидации кредитных организаций. В статье проанализированы различные варианты ликвидаций кредитных организаций и исследована динамика их применения. Отмечено широкое распространение ликвидации путем банкротства. Оценен объем удовлетворения требований кредиторов по различным видам ликвидированных кредитных организаций. Сформулированы мероприятия, направленные на повышение уровня лояльности реальных и потенциальных клиентов кредитных организаций к российской банковской системе.

Ключевые слова: кредитная организация, банк, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, система страхования вкладов, удовлетворение требований кредиторов.

FEATURES OF CREDIT ORGANIZATIONS LIQUIDATION

Research article

Bodyagina I. Ya. *

Khakassian State University Named After N.F. Katanova, Abakan, Russia

* Corresponding author (bod_irinamail.ru)

Введение

Термин «ликвидация», произошедший от латинского liquidatio «разжижение», в современной экономической теории используется с целью описания процесса прекращения деятельности чего-либо. В некоторых случаях указанный процесс негативен, поскольку подразумевает окончание функционирования хозяйствующего субъекта, что может повлиять на усиление нежелательных для экономики явлений, таких как снижение объема налоговых поступлений в бюджет, сокращение числа рабочих мест и т. д. В то же время ликвидация конкретного юридического лица может быть единственно верным, экономически целесообразным способом завершения предпринимательской деятельности, ставшей по каким-то причинам неэффективной.

Процедура ликвидации банка, представляющего собой кредитную организацию, имеющую исключительное право выполнять комплекс операций по привлечению денежных средств, размещению их от своего имени и за свой счет, открытию и ведению счетов на основании специального разрешения Банка России, обладает рядом особенностей, обусловленных специфичностью ликвидируемого субъекта.

Значительное число кредиторов банка, большую часть из которых составляют вкладчики, определило необходимость создания системы страхования вкладов, формирующей защиту базовой части вкладов государственной гарантией на их возврат. В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем и предполагает выплату вкладчику возмещения по вкладам в размере 100 % суммы всех его вкладов (счетов) в банке, но не более 1,4 млн. руб. в совокупности, за вычетом встречных требований банка к вкладчику. Вклады, превышающие установленный размер, также могут быть взысканы с кредитной организации, но уже в рамках конкурсного производства.

Одной из особенностей процедуры ликвидации кредитной организации, имеющей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является обязательное участие специального органа – государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», наделенного особым статусом корпоративного ликвидатора .

При этом в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» и ст. 180.5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» в ряде случаев исполняет как полномочия ликвидатора, так и конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) , .

Очевидно, что при ликвидации банка первоочередной задачей является удовлетворение требований его кредиторов. При этом полное удовлетворение требований гарантировано только в случае добровольной или принудительной ликвидации, в случае банкротства банка требования могут быть удовлетворены лишь в пределах размера конкурсной массы (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Варианты ликвидации банка

По данным Банка России, удовлетворение требований кредиторов в случае признания банка банкротом производится на уровне 28,2 % от суммы установленных требований (см. таблицу 2) .

Таблица 2 – Объем удовлетворения требований кредиторов по кредитным организациям, ликвидированным за период с 2004 (создание института корпоративного ликвидатора) по 2018 год включительно, %

Вид кредитной организации Все кредиторы Кредиторы 1 очереди Кредиторы 2 очереди Кредиторы 3 очереди
Все кредитные организации 35,3 58,2 48,2 21,2
Все кредитные организации, признанные банкротами 28,2 54,0 36,2 12,3
Кредитные организации, в которых функции конкурсного управляющего (ликвидатора) выполняла ГК «Агентство по страхованию вкладов» 37,3 57,3 36,0 23,1
Кредитные организации, признанные банкротами, в которых функции конкурсного управляющего выполняла ГК «Агентство по страхованию вкладов» 30,2 52,9 14,8 13,8
Кредитные организации, в которых функции конкурсного управляющего (ликвидатора) выполняли арбитражные управляющие 16,0 75,4 81,3 6,5
Кредитные организации, признанные банкротами, в которых функции конкурсного управляющего выполняли арбитражные управляющие 14,7 75,4 81,0 4,9

При этом анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что наибольшее распространение в современной российской экономической практике получила ликвидация путем банкротства (см. таблицу 3) .

Таблица 3 – Данные о количестве кредитных организаций, находящихся в стадии ликвидации по состоянию на 01 января соответствующего года

За период с 2011 по 2019 год удельный вес ликвидируемых кредитных организаций, находящихся в стадии банкротства, был стабильно высоким; максимальное значение достигнуто 01.01.2013 – 93,9 %, минимальное зафиксировано 01.01.2016 – 80,4 %.

Удельный вес кредитных организаций, проходящих процедуру принудительной ликвидации, в исследуемом периоде колебался от 2,3 % (в 2013 году) до 18,9 % (в 2016 году).

Удельный вес кредитных организаций, инициировавших добровольную ликвидацию, оставался незначительным. Так, по состоянию на 01.01.2015 года только 1 банк (0,5 %) находился в стадии добровольно ликвидации, 01.01.2019 значение соответствующего показателя максимально – 6 банков (1,6 %).

В целом за указанный период общее количество ликвидируемых кре-дитных организаций увеличилось на 326 % и по состоянию на 01.01.2019 достигло 382 единиц.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» в настоящее время осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 364 кредитных организациях. Количество ликвидационных процедур банков, осуществленных с начала деятельности органа (ноябрь 2004 г.) – 684. Количество завершенных ликвидационных процедур – 320 .

Очевидно, что для кредиторов ликвидация банка путем банкротства является наименее предпочтительной из всех существующих вариантов, поскольку сопряжена с риском неполного взыскания задолженности с банка, в то же время именно такой вариант используется чаще всего. Более того, в ряде случаев процедура принудительной ликвидации, в начале которой у банка отсутствовали признаки несостоятельности, по мере появления таких признаков трансформируется в процедуру банкротства.

Значительная длительность процедуры конкурсного производства также снижает ее привлекательность для кредиторов банка. По данным ГК «Агентство по страхованию вкладов», средний срок конкурсного производства составляет 52 месяца, а принудительной ликвидации – 18 месяцев, при этом фиксируются и показатели, существенно превышающие средний уровень. Так, конкурсное производство ООО КБ «Капитал Кредит» длилось 10 лет, что обусловлено длительностью мероприятий по взысканию задолженности с должников банка в рамках исполнительных производств и процедур конкурсного производства в отношении должников, а также продолжительностью реализации имущества кредитных организаций .

Принимая во внимание тот факт, что основными причинами отзыва лицензий у кредитных организаций, в том числе и у тех, в отношении которых впоследствии была инициирована процедура банкротства, является неисполнение федеральных законов и нормативных актов Банка России, очевидно, что собственники соответствующих банков с малой долей вероятности рассматривали вопрос о возможности добровольной ликвидации с момента появления первых признаков формирования несостоятельности до момента утраты банком возможности полностью выполнить принятые обязательства.

Заключение

В российской экономической практике наиболее часто применяемым вариантом ликвидации кредитной организации и, одновременно, наименее приемлемым для кредиторов является банкротство, что, безусловно, негативно влияет не только на формирование уровня лояльности по-тенциальных и реальных клиентов к конкретным субъектам рынка банков-ских услуг, но и в целом – к банковской системе. В числе мероприятий, проведение которых целесообразно для повышения доверия к российской банковской системе, выделим ужесточение меры ответственности участников (учредителей) кредитных организаций и прочих лиц, действие или бездействие которых привело к банкротству, а так же оптимизацию процедуры банкротства, предполагающую в числе прочего, детализацию механизма оспаривания сомнительных сделок, проведенных непосредственно перед ликвидацией банка в ущерб основной массы кредиторов.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Cписок литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Департамент внешних и общественных связей
107016, Москва, ул. Неглинная, 12, тел.: (495)771-4417, 771-4669; факс: (495)771-4932; http://www.cbr.ru
ИНФОРМАЦИЯ
О назначении временной администрации
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерный хлебный банк (закрытое акционерное общество) ЗАО АКБ «Хлебобанк» (г. Москва) (регистрационный номер Банка России 1812, дата регистрации — 21.02.1992) (приказ от 27.07.2012 № ОД-526) Банк России принял решение (приказ от 27.07.2012 № ОД-527) назначить с 27 июля 2012 года временную администрацию по управлению кредитной организацией Акционерный хлебный банк (закрытое акционерное общество) сроком действия в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.
Руководителем временной администрации по управлению кредитной организацией Акционерный хлебный банк (закрытое акционерное общество) назначена начальник отдела приема, обработки и анализа отчетности Отделения №5 Московского ГТУ Банка России Вечканова Оксана Яковлевна.
В состав временной администрации по управлению кредитной организацией Акционерный хлебный банк (закрытое акционерное общество) включены: Шабанова Т.В., Бакулина Ю.А., Данильчук Т.И., Старшинов А.Г., Васильев А.В., Аллямов И.А.
27 июля 2012 года
При использовании материала ссылка на Департамент внешних и общественных связей Банка России обязательна.
***
Временная администрация осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации и прекращает свою деятельность на основании соответствующего приказа Банка России.
Основными функциями временной администрации являются:
— реализация полномочий исполнительных органов кредитной организации;
— принятие мер по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
— принятие мер по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
— проведение обследования кредитной организации, определение наличия признаков несостоятельности (банкротства), а также наличия признаков преднамеренного банкротства;
— установление кредиторов кредитной организации и размера их требований по денежным обязательствам.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
2) прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и применение финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;
4) запрещается до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации:
совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований;
5) прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях.
Временная администрация не осуществляет расчеты с вкладчиками и другими кредиторами кредитной организации.
После отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

31. Реорганизация кредитной организации: виды, формы, регистрация ЦБ РФ

При реорганизации кредитных организаций с созданием иной кредитной организации ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом ЦБ РФ принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, представляются в территориальное учреждение ЦБ РФ в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами ЦБ РФ.

За государственную регистрацию кредитной организации, созданной в результате реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной (ым) в результате реорганизации кредитной (ым) организации (ям) лицензии (ий) на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01 % от размера уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев слияния и преобразования. Сбор вносится по месту предполагаемому местонахождению кредитной организации и зачисляется в доход федерального бюджета.

Информация о реорганизации и прекращении деятельности кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Формы реорганизации кредитной организации.

1. Слияние.При слиянии двух и более кредитных организаций создается новое юридическое лицо (кредитная организация). К этой создаваемой в форме слияния кредитной организации в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязанности сливающихся лиц. Вновь созданная кредитная организация становится правопреемником сливающихся юридических лиц.

2. Присоединение.При присоединении одной или нескольких кредитных организаций к другой кредитной организации к последней переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом. Нового юридического лица не создается, но присоединяемая организация прекращает свое существование.

3. Разделение.При разделении кредитной организации на две или более ее права и обязанности переходят к вновь открывшимся банкам и небанковским кредитным организациям в соответствии с разделительным балансом.

4. Выделение.При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

5. Преобразование.При преобразовании кредитной организации из юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшей юридической организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставьте комментарий