Ликвидация некоммерческой организации

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018 – 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Нормы

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • ЛБ;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

***

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Причины ликвидации

Свернуть свою детальность некоммерческая организация может по разным причинам, которые зависят от воли ее создателей и которые автономны от таковой. Независимо от причин итоговым результатом станет прекращение существования НКО как таковой и удаление ее как субъекта из соответствующего реестра.

Чаще всего причинами закрытия организации является:

  • истечение срока, на который она создавалась;
  • достижение поставленных целей и задач или, напротив, не могут быть достигнуты;
  • недостаточность финансирования для реализации планов;
  • изменение сферы деятельности и т. д., все решается самими хозяевами НКО.

Ликвидироваться НКО может по схожим причинам, что и другие организации

Альтернативой такого миролюбивого способа является ликвидация по решению суда. Для такового требуется наличие грубых нарушений со стороны НКО, которые выявлены контролирующими органами и зафиксированы в установленном порядке. Решение о прекращении деятельности НКО выносится арбитражным или иным судом, если в производстве по делу будут установлены следующие причины:

  • Совершение грубых посягательств на действующее законодательство, последствия которого не представляется возможным устранить.
  • Официально зарегистрированный вид деятельности не соответствует фактически осуществляемому.
  • Экстремистские проявления в работе.

Пошаговая инструкция

Процедура ликвидации фактически едина независимо от способа, но начальный этап имеет свои особенности, который обусловлен тем, кто инициировал процесс. Так, этапы ликвидации некоммерческой организации в добровольном порядке следующие:

  1. Принятие согласованное учредительское решение на предмет ликвидации НКО.
  2. Определение ликвидатора или членов комиссии. Никаких жестких критериев к назначаемым лицам нет, они могут быть как представителями субъекта (состоять в трудовых отношениях), так и быть привлечены со стороны, являться гос.служащими инспекций и контрольных органов. С момента оформления решения на данных лиц возлагается ответственность за проведение всей процедуры, обеспечение сохранности активов НКО и т. д.
  3. Уведомление территориального подразделения Министерства юстиции в 3-дневный срок от момента решения о прекращении деятельности (направляется оформленное решение, а также сведения о лицах, отвечающих за сопровождение процедуры). Также, регистрирующему органу требуется предоставить дубликаты ИНН, выписки из реестра, устава, данные паспортов ликвидаторов и главбуха (если таковой есть в штате).
  4. Осуществляется ликвидация НКО через Минюст, который подвергает проверке корректность документов и передает их в территориальную налоговую службу, где и осуществляется регистрация начала процедуры ликвидации.
  5. Размещение в публичном доступе через соответствующие СМИ информацию о предстоящем прекращении деятельности, чтобы контрагенты с которыми незавершенны обязательства, смогли выставить свои требования.
  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В ходе его составления формируются сведения об имеющихся долгах и кредиторах, а также активах и дебите НКО, которые позволяют произвести окончательный расчет. По готовности баланса об этом направляется уведомление в фискальную инспекцию по стандартной форме.
  7. Расчеты с кредиторами согласно очередности.
  8. Оформление итогового баланса, где все позиции должны быть нулевыми. В ходе этой стадии требуется оплатить госпошлину за исключение сведений из реестра.
  9. Завершение ликвидации и исключение субъекта из ЕГРЮЛ, что должно быть подтверждено соответствующей выпиской.

Проводится ликвидация пошагово, в соответствии с установленными правилами

Отдельно стоит рассмотреть вопрос закрытия субъекта через банкротство, которое применяется во всех случаях, когда выясняется, что долги организации больше 300 000 рублей. Если процесс начинается в общем порядке, но выясняется, что в части долги не могут быть погашены, придется начинать процесс о банкротстве.

Ликвидация при несостоятельности

Пошаговая инструкция ликвидации несостоятельной некоммерческой организации на 2018 год выглядит так:

  1. Утверждение решения управляющими органами должника о необходимости прекращать работу.
  2. Обращение с заявление в арбитраж по подсудности.
  3. Открытие конкурсного производства, назначение управляющего.
  4. Проведение конкурсного производства.
  5. Аукцион, на котором будет реализовано имущество ликвидируемого несостоятельного субъекта.
  6. Завершение конкурсного производства.
  7. Исключение из реестра.

Пошаговая инструкция ликвидации НКО в принудительном порядке в 2018 году будет отличаться только первым этапом, поскольку в данном случае нет места воле учредителей, а решение принимается судом после того, как в процессуальном порядке будет рассмотрен поданный одним из уполномоченных компетентных органов или иных заинтересованных лиц иск.

Нежелание собственников организации закрывать его может остановить процесс, если судебное постановление о ликвидации НКО будет обжаловано и вышестоящая инстанция решит обратное. Остальные стадии реализуются так же, как и в добровольном порядке, но уклонение от исполнения, вступившего в силу постановления, может привести к тому, что ликвидатор или комиссия будут назначены также судьей.

Принудительная ликвидация имеет свои особенности

Когда аннулируется филиал общественного объединения, ассоциации иного вида НКО, уведомительный характер компетентных служб необходим, только если он фигурировал в учредительных документах. Поставить в известность тогда придется налоговые службы по месту размещения самого подразделения и головной организации.

Когда учредительные документы подобных сведений не содержат, сообщают только в фискальную службу по месту нахождения ликвидируемого объекта.

Ликвидация учредителя некоммерческой организации в соответствии с ФЗ №7 от 31.01.16 претерпела изменения. Так, прекратить участие учредитель может в любой момент без согласования данного вопроса в рамках существующего партнерства. Требуется только осведомить о принятом решении о выходе территориальный регистрирующий орган.

Упрощенная схема

В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния. Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий. Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:

  • Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
  • Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
  • Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.

Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.

Вариантом ликвидации по упрощенной схеме является слияние

Сроки

Средний срок поэтапного проведения всей процедуры закрытия некоммерческого учреждения составляет от 4 месяцев до 1 года. При этом уведомить Минюст требуется в течение 3 дней. После решения о начале ликвидации. Далее, после поступления документов в налоговую, требуется разместить в общем доступе сведения о закрытии субъекта и далее в течение 2 месяцев остается только ждать, когда кредиторы объявятся со своими требованиями.

Уже через месяц после публикации можно приступать к составлению ликвидационного баланса, расчетам по долгам. Как только долги погашены, можно готовить итоговый баланс. После сдачи всего пакета документов в течение 3 дней субъект исключается из реестра и ему предоставляется об этом подтверждающий документ.

О ликвидации НКО будет рассказано ниже:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Специфика деятельности

Согласно Гражданскому кодексу такая организация определяется как юридическое лицо, которое при создании не предполагает получение прибыли и распределение ее между участниками. Данный субъект формируется на основании внесения его участниками взносов. Целью некоммерческой организации (далее — НКО) является удовлетворение культурных, политических или иных запросов общества.

Если в уставных документах НКО предусмотрено получение прибыли, то у этого юридического лица должна быть собственность, рыночная стоимость которой составляет не менее десяти тысяч рублей.

Законодатель предусмотрел возможность создания НКО в организационно-правовой форме потребительского кооператива, общественной организации, ассоциации, товарищества, общины, религиозной организации, адвокатской палаты и других объединений.

К особенностям функционирования указанных субъектов относится то, что такие юридические лица могут осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и создавая или участвуя в коммерческих организациях. Для последних характерна ситуация, когда эта организация покупает активы коммерческого объединения. Однако важным является тот факт, что эта прибыль должна быть направлена на реализацию тех целей, для выполнения которых создана НКО.

Деятельность некоммерческих организаций может быть прекращена в установленном законом порядке. Законом предусмотрена добровольная и принудительная остановка деятельности компании.

Причины и способы прекращения функционирования

Ликвидация организации предполагает полное прекращение ее функционирования. Процедура проводится по инициативе непосредственно организации или по решению суда. Добровольное решение о ликвидации принимается по ряду оснований.

К ним относят:

  • достижение поставленной цели;
  • завершение срока функционирования субъекта, указанное в учредительных документах;
  • вынесение решения о прекращении деятельности органов формирования, если состав отличается от учредителей.

Если ликвидация происходит на основании решения суда, то это может быть вызвано следующими факторами:

  1. НКО систематически нарушала закон.
  2. Сфера деятельности не отвечает указанным в Уставе задачам.
  3. Невыполнение судебных постановлений, решений.
  4. Незаконная деятельность.

Эти причины влекут за собой проведение процедуры ликвидации принудительного характера.

К добровольной ликвидации приводит ограниченность финансового обеспечения дальнейшей деятельности компании или невозможность реализовать поставленные задачи. Кроме этого, фактором, который служит основанием для прекращения деятельности, является изменение стратегии функционирования.

Закрытие НКО осуществляется также по причине банкротства. Инициаторами прекращения деятельности НКО в данном случае выступает налоговая служба, пенсионный фонд. Критерием для признания банкротом законодательство определяет невозможность организации погасить задолженность на протяжении трех месяцев.

Согласно статье 65 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к некоммерческим организациям, которые не признаются банкротами, относятся:

  • религиозные объединения;
  • политические партии;
  • казенные формирования;
  • учреждения.

Для вышеперечисленных организаций существует отдельный порядок ликвидации.

Ликвидация НКО через Минюст проводится после предоставления полного пакета документов. В отличие от налоговой службы Минюст проводит тщательную проверку оснований для завершения деятельности учреждения.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

В Гражданском кодексе определен порядок ликвидации некоммерческой организации. Для начала процедуры прекращения деятельности НКО необходимо провести собрание участников, и вынести решение о закрытии.

В определенных ситуациях начальным этапом является судебное разбирательство, в процессе которого принимается решение о ликвидации НКО.

На втором этапе следует определить ликвидатора. Процедура прекращения деятельности НКО, соблюдение всех формальностей входит в полномочия ликвидационной комиссии.

На протяжении трех дней после принятия решения собранием учредителей необходимо уведомить регистрирующий орган по установленной форме. Затем, следует подготовить документы, предусмотренные законом для проведения процедуры, и передать их регистратору. В этот перечень входит:

  • документация о регистрации субъекта;
  • протокол собрания, на котором принято решение о ликвидации;
  • документы о постановке на учет в налоговых органах;
  • выписка из реестра;
  • паспортные данные ликвидаторов;
  • свидетельство ИНН.

Следующий этап предполагает публикацию объявления о закрытии в средствах массовой информации. Данное извещение публикуется в издании «Вестник государственной регистрации».

Сообщение должно содержать название НКО, сроки предъявления требований по погашению задолженности, контактные данные организации. До завершения процедуры комиссия сохраняет документ, подтверждающий произведенную публикацию.

Через два месяца после предъявления претензий кредиторов ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс. Цель его – свести все сведения об активах и пассивах организации. Баланс содержит информацию об имуществе и реестре требований кредиторов, а также результатах их обработки. Далее, о составлении баланса следует уведомить налоговые органы.

Одним из этапов проведения ликвидационной процедуры является расчет по долгам с кредиторами. Первоначально погашается задолженность перед сотрудниками, затем перед негосударственными фондами и банками. После этого расчет производится с другими физическими лицами.

Завершив этап погашения задолженности, комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. При отсутствии долгов его данные совпадают с промежуточным. После этого уплачивается государственная пошлина в размере восьмистам рублей. Данный взнос не подлежит оплате при проведении процедуры банкротства.

Далее, НКО исключается из реестра юридических лиц. Для этого в орган регистрации подаются заявление о регистрации ликвидации, окончательный баланс, принятый налоговым органом, акт об утилизации печатей. Кроме этих документов, подается квитанция об оплате государственной пошлины, при необходимости – решение о завершении конкурсной стадии (при ликвидации путем банкротства).

На протяжении десяти дней регистратор вносит информацию о ликвидации НКО в реестре и выдает выписку о прекращении деятельности юридического лица.

Процедура закрытия длится около шести месяцев, при прекращении деятельности путем банкротства – девяти месяцев.

Ликвидация по решению суда

В тех ситуациях, когда налоговыми или правоохранительными органами были установлены нарушения, или организация не платит по долгам, процедура закрытия осуществляется через суд.

При ликвидации организации путем банкротства решение выносит арбитражный суд.

Каждая стадия также вводится в действие решением суда по ходатайству арбитражного управляющего. В этом случае роль суда основная и кредитор полностью подотчетен судебным органам.

Кроме банкротства, судом принимается решение о ликвидации при выявлении правонарушений. Инициатором в этих случаях выступают налоговые органы или прокуратура. Суд также согласовывает факт создания и состав ликвидационного органа. Фонды также ликвидируются по судебной процедуре.

Последствия и оспаривание

Основным последствием ликвидации является прекращение деятельности некоммерческой организации. Еще одним возможным неприятным фактом можно назвать утрату имущества. Это произойдет тогда, когда имеющихся у организации средств не хватает для погашения задолженности.

Если прекращение деятельности производилось на основании постановления прокурора, то некоммерческая организация потеряет финансовые средства.

Оспорить процедуру ликвидации можно через суд. Для этого необходимо правильно составить исковое заявление. НКО может восстановить свою деятельность, если докажет наличие нарушений, допущенных инициатором. Это возможно тогда, когда основанием для ликвидации послужило отсутствие фактической деятельности.

Кроме того, НКО имеет право обжаловать решение, если будет доказано нарушение прав организации, а также неправомерность предъявленных обвинений.

Процесс закрытия некоммерческой организации не столько сложен, сколько переполнен формальностями. Соблюдение процедуры и сроков – это возможность избежать негативных последствий для участников объединения.

Оставьте комментарий