Ликвидация ООО 2016

Где необходимо опубликоваться

Публикация сообщения о ликвидации – важная формальность данной процедуры, гарантирующая гласность и открытость информации, касающейся прекращения деятельности юридического лица с целью соблюдения прав и законных интересов его кредиторов.

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.2006 N САЭ-3-09/ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» упомянутые сведения публикуются в специальном издании, именуемом «Вестник государственной регистрации».

Нормативной основой данной обязанность является пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которому ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления требований его кредиторами.

На практике возник следующий вопрос: можно ли публиковать сведения в ином издании?

Суд, рассматривавший данный вопрос ссылался на упомянутый выше приказ Федеральной налоговой службы, а также указал, что данный документ принят в установленном законодательством порядке, носит нормативный характер, а, следовательно, является обязательным для исполнения. Соответственно, обязанность по публикации считается неисполненной, если сообщение было размещено в другом издании.

Следует отметить, что такой подход верен не только с точки зрения формального обоснования (указание на наличие акта органа государственной власти и обязательность его соблюдения частными лицами), но и с точки зрения защиты интересов кредиторов компании, закрытие которой инициировано. Им не нужно искать информацию в сомнительных источниках или доказывать в суде, что возможность ознакомиться с сообщением у них отсутствовала. Определенность источника защищает их интересы от недобросовестных действий должника.

Сроки публикации

В трехдневный срок после принятия решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью необходимо подать в регистрирующий орган уведомление о начале ликвидации (Форма Р15001). Далее в течение пяти дней налоговая инспекция вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о начале процедуры ликвидации.

Сроки, в которые сообщение должно быть подано в «Вестник государственной регистрации», не установлены действующим законодательством применительно к процедуре ликвидации. Однако срок для заявления кредиторами требований начинает свое течение именно с момента публикации (он не может быть меньше двух месяцев).

Что касается сроков осуществления публикации журналом, отметим, что он выходит один раз в неделю (по средам). Официальный сайт «Вестника» указывает, что при подаче полного комплекта документов до среды до 14.00 журнал с сообщением выйдет в следующую среду (если произошло зачисление денежных средств на расчетный счет Редакции).

Стоимость

Цена публикации составляет 88 рублей 50 копеек за кв. см. Индивидуальную стоимость возможно узнать только после того, как сформированная Web-заявка будет направлена на расчет стоимости через Личный кабинет на официальном сайте издания. Практика показывает, что в большинстве случаев сумма, подлежащая уплате, не превышает 1800 рублей (с учетом комиссии банка при выборе данного способа оплаты).

Как опубликоваться

Многие консалтинговые компании, оказывающие услуги по ликвидации, не включают стоимость подачи публикации сообщения в стоимость предоставляемых услуг, однако, всегда оказывают эту услугу, поскольку речь идет о неотъемлемой части процедуры. В настоящей статье мы расскажем о том, как подать и опубликовать сообщение самостоятельно, не прибегая к услугам посредников.

На сегодняшний день на сайте «Вестника государственной регистрации» действует удобная система публикации о ликвидации ООО, которая включает несколько этапов. Рассмотрим каждый из них последовательно.

  1. Подача сообщения
    Возможны два способа подачи Web-заявки: с использованием электронной подписи (ЭП) и без использования таковой. Если заявка подается с использованием ЭП, необходимо зарегистрироваться, войти в личный кабинет на сайте «Вестника», проверить, возможно ли использование вашей подписи на данном электронном ресурсе. Далее осуществляется непосредственно заполнение заявки, которое далее будет описано подробнее, и отправка документов в редакцию с использованием ЭП с последующей оплатой. Если же у вас нет возможности воспользоваться ЭП, необходимо также зарегистрироваться на сайте издания, войти в личный кабинет и заполнить заявку, после чего произвести оплату. Комплект документов направляется в Региональное представительство лично «Вестника» или с использование услуг «Почты России».
  2. Заполнение заявки
    При заполнении полей Web-заявки обратите внимание:
    • Если в перечне организационно-правовых форм отсутствует та, которую имеет ликвидируемая организация, требуется указать значение «Иная ОПФ” и вписать в поле соответствующие данные.
    • В поле «Полное наименование юридического лица без ОПФ” полное наименование корпуса фирмы. Если в названии компании не предусмотрены «», то указание наименования осуществляется без их использования.
    • В поле «Краткое наименование юридического лица с ОПФ” указывается краткое название компании с сокращенной организационно-правовой формой (например, ООО, ЗАО). Вопрос с постановкой «» решается аналогично предыдущему пункту.
    • В графу «Сведения о заявителе” вносятся сведения о том, кто будет подписывать бланк-заявку и сопроводительное письмо.
    • Для заказа журнала в заявке в части «Тип и стоимость публикации сообщения” требуется определить способ доставки журналов и их количество, которое требуется заявителю.
    • В Приложении к Web-заявке требуется внести информацию в графы «на кого оформить бухгалтерские документы” и «как получить бухгалтерские документы”.
    • Если получено не свидетельство, а лист записи, то в графе «Свидетельство» отражается только ГРН.
    • Следует обязательно указать дату заполнения заявки.
    • После заполнения следует направить заявку на расчет стоимости.
    • Счет, который потребуется оплатить поступит в личный кабинет клиента.
    • Бланк-заявка и сопроводительное письмо будет доступно для печати можно распечатать на третьем шаге — Получение счета и подача документов.
    • Направьте полный пакет документов в одно из доступных региональных представительство, требования к комплекту документов и к текстам сообщения представительств после определения типа сообщения.
    • Статус поданной лицом заявки отображается на четвертом шаге — Сформированные заявки. Просмотр возможен через работу в личном кабинете на сайте «Вестника».

    Как только денежные средства окажутся на расчетном счете ООО «Коммерсантъ КАРТОТЕКА” сообщение будет опубликовано в ближайшем номере «Вестника».

  3. Получение счета и оплата публикации
    Как было указано в предыдущем разделе предложенной вашему вниманию статьи, цена 1 кв.см. — 88,5 рублей (включая НДС 18%). Уже на стадии заполнения заявки можно рассчитать примерную стоимость публикации. Заинтересованным лицам предлагается широкий круг способов оплаты: безналичный платеж со счета, оплата через интернет, мобильными платежами, посредством электронных платежных систем, с помощью денежных переводов, терминалов оплаты, а также наличными деньгами в кассу ООО «Коммерсантъ КАРТОТЕКА».
  4. Подтверждение публикации
    Для того чтобы убедиться, что услуга по публикации оказана надлежащим образом, можно номер журнала или получить копию соответствующей страницы. Подтверждением подачи сообщения служит отметка работника регионального представительства на втором экземпляре заявки и сопроводительного письма о приеме документов на публикацию.

Следует обратить внимание, что лица, подготавливающие документы для осуществления публикации, несут риски ошибок. Все подаваемые документы подвергаются проверке, данные в них проходят сверку с данными ФНС. Если значения не совпадают, сотрудник регионального представительства запросит дополнительные документы, подтверждающие правильность и актуальность указанных данных.

Таким образом, публикация в «Вестнике» о ликвидации ООО представляет собой несложный процесс, который, тем не менее, имеет свои особые формальности, продиктованные не только нормами законодательства, но и самим изданием. Однако представляется, что проблем не возникнет при грамотном соблюдении пошаговой инструкции и внимательной подготовке документов.

←Предыдущий шаг Следующий шаг→

Цены на наши услуги

  • Общие положения
  • Принятие решения о ликвидации
  • Уведомление регистрирующего органе о начале ликвидации
  • Уведомление фондов о начале реорганизации
  • Уведомление кредиторов
  • Деятельность ликвидационной комиссии
  • 5.1. Взыскание дебиторской задолженности
    5.2. Инвентаризация имущества
    5.3. Расчеты с работниками
    5.4. Уплата налогов в период ликвидации предприятия

  • Налоговая проверка
  • Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
  • Удовлетворение требований кредиторов
  • Составление и утверждение ликвидационного баланса
  • Расчеты с учредителями
  • Закрытие счетов в банках
  • Государственная регистрация ликвидации юридического лица
  • Снятие с учета во внебюджетных фондах
  • Заключительные операции по ликвидации

Общие положения

Добровольная ликвидация производится на основании Гражданского кодекса (ст. 61-64 части 1) и специальных законов (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О некоммерческих организациях» и т.д.). Кроме того, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

Как уже говорилось выше, основанием для добровольной ликвидации может быть:

  1. Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);
  2. Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;
  3. Окончание срока, на который была создана организация;
  4. Достижение целей, ради которых была создана организация;
  5. Состояние чистых активов в ООО и АО.

Принятие решения о ликвидации

Решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах с ограниченной ответственностью – Общее собрание участников, в акционерных обществах — Общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах — общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда.

На Общее собрание выносятся следующие вопросы:

    1. Принятие решение о ликвидации (с указанием причины ликвидации);
    2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;
    3. Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.

Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий в некоторых случаях должна производится с разрешения антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации

В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ (часть 1) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации.

Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации ) представляются следующие документы:

    1. Уведомление о ликвидации по форме Р15001 — подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
    2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002- подпись надо нотариально удостоверить. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
    3. Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии — 2 экз.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Уведомление фондов о начале ликвидации

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Уведомление кредиторов

Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

В объявлении должны быть отражены следующие данные:

    1. полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
    2. основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
    3. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) указанного юридического лица
    4. адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
    5. сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
    6. дата и номер принятого решения;
    7. порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов.

Примерный текст публикации сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ОГРН 1234567890123, ИНН 1234567890, КПП 123456789, место нахождения: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1) уведомляет о том, что общим собранием участников (Протокол №8 от 01.01.2010) принято решение о ликвидации ООО «Лютик». Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно (путем направления письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Деятельность ликвидационной комиссии

В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

    1. Инвентаризация имущества предприятия.
    2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).
    3. Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.
    4. Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.
    5. Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.
    6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.
    7. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
    8. Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).
    9. Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).
    10. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
    11. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
    12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
    13. Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

Подробнее остановимся на некоторых пунктах плана ликвидации.

Взыскание дебиторской задолженности

Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток

Инвентаризация имущества

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учет и отчетности в РФ ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

Расчеты с работниками

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий день, после того, как он за ними обратился.

Уплата налогов в период ликвидации предприятия

В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговая проверка

Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае недоначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по все налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. Налоговая проверка является выездной.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Расчеты с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса — уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003;
    2. Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
    3. Промежуточный ликвидационный баланс;
    4. Копия страницы журнала «Вестник государственной регистрации» с объявлением о ликвидации

Удовлетворение требований кредиторов

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.

Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации.

Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.

Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.

Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

Составление и утверждение ликвидационного баланса

После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

Расчеты с учредителями

Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации. Обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

Закрытие счетов в банках

После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются следующие документы:

  1. Сообщение о закрытии счета – 2 экз.
  2. Уведомление банка о закрытии счета

В течении 7 дней со дня закрытия счета в банке необходимо также уведомить фонды — Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

Форма уведомления.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001. Внимание: с 4 июля 2013г. вводится новая форма заявления.
    2. Ликвидационный баланс
    3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса
    4. Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов. Можно не предоставлять, тогда налоговый орган будет делать запрос в Пенсионный фонд для получения соответствующей информации.
    5. Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

Снятие с учета во внебюджетных фондах

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

    1. Заявление (как правило, в произвольной форме)
    2. Протокол о ликвидации (копия)
    3. Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)
    4. Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)
    5. В ФСС возвращается страховое свидетельство

Заключительные операции по ликвидации

После получения свидетельства о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в архив. Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

Из всех хранящихся в организации документов в Мосгорархив сдаются только документы по личному составу, в том числе личные карточки, лицевые счета всех работников, расчеты по начислению и выплате заработной платы.

По всем возникшим вопросам Вы можете связаться со специалистами нашего АГЕНТСТВА (ЗАО «Столичный Стандарт») по телефону (495) 781-3423, написав письмо по адресу info@st-standart.ru или подъехав к нам в офис: г.Москва, ул. Профсоюзная, д.3, оф.219, проезд ст.м. «Академическая».

Принятие решения о ликвидации

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) может быть ликвидировано по решению общего собрания его участников, в том числе в связи с истечением срока, на который ООО было создано (ч. 1 ст. 150 ГКУ). Порядок ликвидации ООО должен быть указан в учредительных документах (ст. 4 Закона № 1576). Общая процедура ликвидации состоит в следующем.

На общем собрании учредителей принимается решение о ликвидации ООО, которое оформляется протоколом (п. 8 ч. 4 ст. 145 ГКУ, абз. «ї» ст. 41, ст. ст. 59, 60 Закона № 1576). Общее собрание участников считается полномочным, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более чем 50 % голосов. В то же время учредительными документами ООО, в уставном капитале которых отсутствует государственная доля, может быть установлен другой процент голосов участников (представителей участников), при условии присутствия которых общее собрание участников считается полномочным (ст. 60 Закона № 1576).

Решение о ликвидации ООО, которое излагается на украинском языке, а при желании (дополнительно) – и на другом языке (пп. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 755), должно содержать следующие сведения (пп. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755):

– персональный состав комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии),

– регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган, и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта);

– порядок и сроки заявления кредиторами своих требований. Срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня обнародования уведомления о решении о прекращении юридического лица (ч. 5 ст. 105 ГКУ).

Далее участники ООО обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации ООО в письменном виде уведомить о принятом решении орган, осуществляющий государственную регистрацию (ч. 1 ст. 105 ГКУ).

Для государственной регистрации решения о прекращении юридического лица, принятого его участниками, подаются следующие документы (ч. 9 ст. 17 Закона № 755):

1) экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованная копия) решения участников юридического лица о прекращении юридического лица;

2) экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованная копия) документа, которым утвержден персональный состав комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков (или сведения о серии и номере паспорта – для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган, и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), срок заявления кредиторами своих требований – в случае отсутствия указанных сведений в решении участников юридического лица о прекращении ООО.

Принятое решение о ликвидации ООО в последующем можно отменить. С этой целью госрегистратору подается экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованная копия) решения участников юридического лица об отмене решения о прекращении юридического лица (ч. 10 ст. 17 Закона № 755).

Ликвидационная комиссия

Персональный состав комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии) указывается в решении о прекращении юридического лица. Впрочем, в последующем состав ликвидационной комиссии может быть изменен, но сведения о таких изменениях следует представить госрегистратору. Согласно ч. 11 ст. 17 Закона № 755 для государственной регистрации изменения состава комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), председателя комиссии представляется экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованная копия) решения участников юридического лица об изменениях.

В нормативных актах нет определенных требований к составу ликвидационной комиссии, что подтверждает и Минюст. В соответствии с ч. 3 ст. 105 ГКУ выполнение функций ликвидационной комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица. Органами управления ООО являются общее собрание его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 97 ГКУ). Исполнительный орган в ООО может быть коллегиальным (дирекция во главе с генеральным директором) или единоличным (директор), что установлено нормами ст. 62 Закона № 1576 и ч. 2 ст. 145 ГКУ.

Положениями абз. «а» ст. 10 Закона № 1576 предусмотрено, что участники общества имеют право участвовать в управлении делами общества в порядке, определенном в учредительных документах, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. То есть сведения об органе управления ООО должны быть указаны в учредительных документах ООО. Соответственно, на основании этой информации общее собрание ООО принимает решение о составе ликвидационной комиссии.

К ликвидационной комиссии с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Председатель комиссии, ее члены представляют ее в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени прекращаемого юридического лица (ч. 4 ст. 105 ГКУ).

В частности, ликвидационная комиссия осуществляет такие действия:

– предпринимает все необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности ООО и в письменном виде сообщает каждому из должников о прекращении юридического лица (ч. 1 ст. 111 ГКУ);

– принимает меры по инвентаризации имущества ООО и проводит такую инвентаризацию в сплошном порядке (ч. 4 ст. 111 ГКУ, п. 12 Порядка № 419, п. 7 разд. I Положения № 879);

– при необходимости обеспечивает проведение независимой оценки имущества ООО (ч. 4 ст. 111 ГКУ). По нормам ст. 7 Закона № 2658 обязательная оценка проводится только при ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества). В остальных случаях такую оценку проводят по желанию собственников ООО;

– во время проведения мероприятий по ликвидации ООО до завершения срока предъявления требований кредиторов закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, используемого для расчетов с кредиторами в ходе ликвидации (ч. 3 ст. 111 ГКУ, п. 20.4 Инструкции № 492). Перечень счетов, которые на момент обращения взяты на учет контролирующими органами и относительно которых не поступали уведомления об их закрытии, по обращению ликвидационной комиссии предоставляет контролирующий орган (п. 11.13 Порядка № 1588);

– принимает меры по закрытию обособленных подразделений (ч. 5 ст. 111 ГКУ);

– увольняет работников ООО (ч. 5 ст. 111 ГКУ). В общем случае работников увольняют по инициативе работодателя на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ. При этом о предстоящем высвобождении работники должны быть предупреждены не позже чем за 2 месяца (ст. 492 КЗоТ). В течение двухмесячного срока с даты предупреждения до даты увольнения работник продолжает работать и работодатель по собственной инициативе не имеет права его уволить (письмо Минтруда от 25.05.2010 г. № 107/06/186-10). В то же время при наличии письменной просьбы работника о сокращении срока предупреждения о предстоящем высвобождении работник может быть уволен до его окончания на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (письмо Минсоцполитики от 15.02.2012 г. № 18/06/186-12);

– возвращает органам государственной власти, органам местного самоуправления лицензии, документы разрешительного характера и другие документы, а также печати и штампы (ч. 6 ст. 111 ГКУ). Порядок уничтожения печатей нормативными актами не регламентирован. В письме Госкомпредпринимательства от 18.07.2011 г. № 5916 было указано, что печати (штампы) могут уничтожаться самостоятельно органом, который обеспечивает их уничтожение, о чем составляется соответствующий акт в произвольной форме;

– до момента утверждения ликвидационного баланса составляет и подает в соответствующие официальные органы отчетность, первичные документы для проведения проверки (ч. ч. 7, 10 ст. 111 ГКУ), промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс (ч. ч. 8, 11 ст. 111 ГКУ), аннулирует регистрацию плательщика НДС. Подробнее об этом см. статью «Ликвидация ООО: особенности налогового учета» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 39 за 2016 год);

– рассчитывается с кредиторами в порядке очередности, установленной в ч. 1 ст. 112 ГКУ (ч. 9 ст. 111 ГКУ);

– передает имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, участникам ООО, если иное не установлено учредительными документами или законом (ч. 12 ст. 111 ГКУ);

– передает документы, подлежащие обязательному хранению, соответствующим архивным учреждениям (ч. 13 ст. 111 ГКУ). Документы отбирают по результатам экспертизы на основании Перечня № 430/5 и Перечня № 578/5, если срок их хранения еще не истек;

– составляет акт ликвидационной комиссии, в котором указывается: дата составления; перечень членов комиссии; все действия, проведенные в процедуре ликвидации (в хронологическом порядке); документы, полученные в результате этих действий. Акт подписывается членами ликвидационной комиссии и утверждается собственниками ООО;

– обеспечивает представление государственному регистратору документов для проведения государственной регистрации прекращения ООО (ч. 14 ст. 111 ГКУ).

Регистрационные действия по прекращению ООО

Для государственной регистрации прекращения юридического лица после окончания процедуры прекращения, но не ранее окончания срока заявления требований кредиторами, подаются следующие документы (ч. 12 ст. 17 Закона № 755):

1) заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 06.01.2016 г. № 15/5;

2) справка архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.

Сейчас информацию об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 30-ОПП (приложение 15 к Порядку № 1588) налоговый орган самостоятельно передает госрегистратору до завершения срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, а также в день получения соответствующего запроса от госрегистратора (п. 11.14 Порядка № 1588).

Госрегистратор рассматривает представленные документы в течение 24 часов после их поступления, кроме выходных и праздничных дней (пп. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755). По результатам такого рассмотрения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый госреестр) вносится запись о прекращении юрлица, что считается датой ликвидации ООО (ч. 2 ст. 104 ГКУ).

Технический администратор Единого госреестра в день проведения регистрационного действия о прекращении юридического лица обеспечивает передачу в информационные системы (ч. 2 ст. 13 Закона № 755):

– центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере статистики, и центрального органа исполнительной власти, реализующего единую государственную налоговую политику и государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, – сведений о проведении такого регистрационного действия;

– Пенсионного фонда Украины – сведений о проведении регистрационного действия государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;

– Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку – сведений о проведении регистрационного действия по госрегистрации решения о прекращении юридического лица.

Сведения из Единого госреестра о государственной регистрации прекращения ООО являются основанием для снятия с учета в органах государственной статистики, государственной фискальной службы, Пенсионного фонда Украины и/или совершения других действий в соответствии с законодательством (ч. 4 ст. 13 Закона № 755).

Сведения из Единого госреестра о наличии записи о государственной регистрации прекращения или о пребывании юридического лица в состоянии прекращения предоставляются заявителям в виде бесплатного доступа через портал электронных сервисов (пп. 1 ч. 2 ст. 11 Закона № 755, пп. 4 п. 4 разд. I Порядка № 784/5).

Также на эту тему читайте статью «Ликвидация ООО: особенности бухгалтерского учета» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 39 за 2016 год).

ФНС может закрыть ООО по своей инициативе или через суд. Причины могут быть такими: постоянные нарушения закона, ошибочная информация в записи ЕГРЮЛ и др. Налоговики заранее формируют список юрлиц, не сдающих отчетность последний год. Учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам. Решение чиновников можно обжаловать.

Принудительная ликвидация ООО – это процедура, результатом которой становится прекращение деятельности предприятия. В отличие от добровольного закрытия по решению учредителей, принудительное в большинстве случаев производится по инициативе ФНС.

Завершить деятельность юридического лица могут во внесудебном или судебном порядке:

  1. По решению руководителя налоговой, если ООО долго не ведет работу, представлены недостоверные сведения или допущены ошибки при регистрации.
  2. Через суд, если организация неоднократно нарушала законодательство.

Некоторые собственники сами добиваются принудительной ликвидации, чтобы не пришлось тратить много времени и сил, оформлять огромное количество документов для добровольного закрытия.

У ликвидации по решению ФНС есть свои преимущества и недостатки.

Таблица 1. Положительные и отрицательные моменты процедуры.

Плюсы

Минусы

Если нарушены сроки предоставления отчетности, размер штрафов уменьшается в два раза

В некоторых случаях период принудительного закрытия может затянуться по сравнению с добровольным

Не приходится представлять отчетность за последние периоды

Кредиторы могут привлечь к субсидиарной ответственности. Учредителям придется выплачивать долги из своих кошельков

Все бухгалтерские документы оформляет ликвидационная комиссия

Если собственники против закрытия, придется долго доказывать свою правоту в суде: предоставлять отчеты, финансовые и налоговые документы

Требования законодательства

С юридической точки зрения, ликвидация общества с ограниченной ответственностью регламентируется несколькими законами:

  1. ст. 61 ГК РФ описывает основания для закрытия.
  2. ст. 21. 1 ФЗ от 28.08.2001 № 129-ФЗ об исключении компаний из ЕГРЮЛ по решению ИФНС.
  3. ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота, если в ЕГРЮЛ не предоставлены или несвоевременно предоставлены данные об ООО. Убытки могут взыскать и в процессе принудительной ликвидации.
  4. ст. 25 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ о праве ФНС обратиться в суд для принудительного закрытия, если в процессе регистрации допущены грубые ошибки, и устранить их не удается.
  5. Общие нормы АПК РФ при рассмотрении дел.

Примечание. Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, неоднократность нарушения компанией законодательных норм не может быть главным основанием для принятия судом решения о ликвидации. Такая меры допускается, если она соразмерна допущенным нарушениям или их последствиям.

Основания для ликвидации

Основания перечислены в ст. 61 ГК РФ. В досудебном порядке компания ликвидируется по решению ИФНС, если более года не предоставлялась отчетность, а движение на счетах отсутствует. Инспекция может закрыть компанию и в других случаях через суд:

  1. Использование массовых адресов, предоставление недостоверных данных при регистрации, если проблему нельзя устранить в досудебном порядке: учредители не реагируют на уведомления, намеренно уклоняются от выполнения требований инспекции.
  2. Неоднократное нарушение правовых норм.
  3. Несоблюдение закона о конкуренции.
  4. Непредставление отчетности в установленные сроки.
  5. Деятельность без лицензии, если по закону она обязательна.

Рассмотрим все основания подробно.

Многократное нарушение законодательства

Под термином подразумевается деяние, совершенное в период применения санкций за предыдущее нарушение:

  • грубое неисполнение требований к бухгалтерской отчетности;
  • несоблюдение требований к применению ККМ;
  • длительная неуплата налогов.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 приведен любопытный пример, когда компанию не закрыли даже при наличии систематических нарушений законодательства:

ИФНС подала в арбитражный суд заявление о закрытии предприятия, аргументировав это неоднократным нарушением ФЗ «О ККТ». Оценив характер допущенных ошибок, суд не признал их достаточным основанием для ликвидации. Свое решение он аргументировал тем, что ответчик – это единственный объект торговли в населенном пункте, и его закрытие повлекло бы несоразмерные последствия для проживающих там граждан.

Отсутствие лицензии

Если нет лицензии – это еще не основание для исключения ООО из ЕГРЮЛ. Для начала ФНС может применить нормы ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой компанию, работающую без разрешительных документов или допуска СРО, могут оштрафовать на 40 000 – 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции или без таковой.

В Информационном Письме Президиума ВАС РФ сказано, что предприятие могут закрыть после аннулирования лицензии.

Пример 1.

Компания работала в фармацевтической отрасли, лицензирование по закону обязательно. По решению департамента здравоохранения области лицензия ООО была аннулирована. Несмотря на это, в аптеке продолжали продавать лекарства.

Руководствуясь ст. 15 Закона об охране здоровья граждан, суд признал торговлю препаратами без лицензии веским основанием для ликвидации компании.

Кстати. Если ООО занимается несколькими видами деятельности, лишение лицензии на один вид не может стать основанием для ликвидации при условии, что после аннулирования разрешительного документа деятельность, для которого он был оформлен, не ведется.

Нарушение закона о конкуренции

ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ устанавливается несколько запретов, за нарушения которых компанию могут ликвидировать:

  • на злоупотребление доминирующим положением;
  • на сговор между организациями, ограничивающих конкуренцию;
  • на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения, использования результатов интеллектуальной деятельности; незаконного получения сведений, представляющих коммерческую или охраняемую законом тайну.

Примечание. Согласно ст. 34 ФЗ № 135, юридическое лицо могут ликвидировать или реорганизовать через суд по инициативе ФАС, если оно было создано без предварительного согласия ведомства в случаях, когда это требуется, при этом создание ООО привело к ограничению конкуренции или усилению доминирующего положения.

Нет отчетности и движения финансов на счетах

Если на протяжении последних 12 месяцев в ИФНС не предоставлялись отчеты, а по результатам запроса в банк выявлено, что движения средств за последний год нет, предприятие закроют в досудебном порядке.

У компании нет денег на оплату ликвидации

Если у ООО нет доступных финансов, есть два варианта:

  1. Дождаться, когда ФНС самостоятельно закроет фирму. Придется не предоставлять отчеты минимум 1 год и не проводить операции по расчетным счетам.
  2. Подать заявление о признании юридического лица банкротом. Актуально, если сумма долгов перед кредиторами превышает 300 000 руб., а их требования не получается исполнять более трех месяцев с момента, когда они должны быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Важно учитывать, что затраты в ходе банкротства возлагаются на должника (ст. 20.7 ФЗ № 127-ФЗ).

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Если ФНС при проверке обнаруживает вымышленные сведения в ЕГРЮЛ об участниках, адресе, руководителе, компании сообщают об этом и просят предоставить верные данные. На исправление отводится 30 дней. Если представители ООО утверждает, что информация достоверна, но не может это подтвердить, либо реакция вообще отсутствует, сведения о недостоверности вносятся в ЕГРЮЛ.

У компании с момента внесения информации о недостоверности есть еще полгода, чтобы решить проблему. Если никакие действия не предпринимаются, по истечении 6 месяцев она исключается из реестра по решению ФНС.

Как ФНС ищет «жертв»

Чтобы выявить недействующие компании, чиновники делают следующее:

  1. Формируют реестр организаций, не представляющих отчетность последние 12 месяцев.
  2. Направляют запросы в банки, где у ООО открыты расчетные счета.
  3. Если движения денежных средств нет, принимается решение о ликвидации.
  4. В течение трех дней после принятия решения публикуются сведения о предстоящем закрытии фирмы в «Вестнике государственной регистрации».
  5. Если в течение трех месяцев учредители не исправляют проблему и не подают возражение, в ЕГРЮЛ вносится пометка.
  6. Через полгода при отсутствии жалоб предприятие ликвидируется.

Если учредители подают «протест» в ИФНС, процедура исключения из реестра прекращается.

Пример 2.

Компания занимается торговлей. Последний раз отчетность предоставлялась в 2017 г. В ходе проверки в 2019 г. инспекторы включили ее в реестр претендентов на исключение из ЕГРЮЛ. Информация была направлена в «Вестник госрегистрации», а также по юридическому адресу.

По прошествии трех месяцев от учредителей возражения не поступали. Через полгода руководитель территориального подразделения ФНС принял решение об исключении ООО из ЕГРЮЛ, что фактически означает ликвидацию.

Кстати. ФНС может обратиться в суд. Для начала принимается решение о необходимости закрытия ООО, затем собираются подтверждающие документы и передаются в арбитраж. В процессе оформляются промежуточный и окончательный балансы, а по результатам учредителю выдается свидетельство о прекращении регистрации.

Когда процедура невозможна

Ликвидировать ООО в принудительном порядке нельзя в нескольких ситуациях:

  1. Компания участвует в процедуре банкротства, будучи должником.
  2. У фирмы есть долги по налогам и страховым взносам, а срок давности для взыскания не истек.

Если же ИФНС выступает кредитором, компанию можно закрыть через банкротство.

Пример 3.

ООО зарегистрировано в 2016 г., отчетность предоставлялась только один раз. До 2019 г. за компанией накопились большие долги по налогам и страховым взносам. В ходе проверки инспекторы установили, что фирма не ведет деятельность более 1 г., движения денег по банковским счетам нет.

По результатам проверки в арбитражный суд подано заявление о признании ООО банкротом и принудительной ликвидации. Через несколько месяцев после вступления решения в силу сведения из ЕГРЮЛ были исключены.

Взыскивают ли долги компании с учредителей

Многие люди ошибочно считают, что с учредителей ликвидированной компании нельзя взыскать долги. Об этом говорится в ст. 56 ГК РФ, согласно которой основатели отвечают по обязательствам в пределах своих долей в капитале.

Сейчас на основании ст. 61.11 ФЗ № 127-ФЗ дольщики могут привлекаться к субсидиарной ответственности, если кредиторы докажут, что исключение компании из ЕГРЮЛ произошло по их вине или инициативе контролирующего лица в процессе банкротства.

Срок исковой давности для предъявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности составляет три года с момента ликвидации.

Примечание. Инициировать взыскание долгов на основании субсидиарной ответственности могут как контрагенты, так и бывшие сотрудники фирмы, если обнаружат, что она должна денег. Течение срока давности в этом случае начинается с момента, когда стало известно о задолженности.

Продемонстрируем ситуацию наглядно.

Пример 4.

У организации перед ИФНС и другими учреждениями накопились огромные долги (более 10 млн руб.). Налоговая служба подала заявление о признании ООО банкротом и взыскании всех сумм в рамках конкурсного производства. Когда решение было принято, в суд поступило заявление от бывших работников фирмы. Оказалось, что перед ними имеется долг по зарплате, в общей сложности 1 млн руб.

Имущество предприятия уже было продано, платить нечем. Суд принял решение о привлечении учредителя к субсидиарной ответственности и обязал выплачивать задолженность, возникшую по его вине.

Обжалование решения ФНС

На основании п. 8 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ учредители могут оспорить исключение ООО из ЕГРЮЛ в течение 1 года с момента, когда им стало известно о нарушении своих прав. Если же исключение только предстоит, подается возражение по форме № Р38001 в трехмесячный срок с момента начала процедуры.

Скачать образец возражения

Основания и способы оспаривания

Основанием для обжалования исключения из реестра может стать отсутствие причин для прекращения деятельности, несоблюдение порядка процедуры налоговой службой, а также принудительные действия, выполненные несмотря на предъявленные возражения в трехмесячный срок.

Если компанию исключили из ЕГРЮЛ, это решение можно обжаловать двумя способами:

  1. Через вышестоящий регистрирующий орган.
  2. В арбитражном суде по месту нахождения ИФНС. Досудебный порядок необязателен.

При рассмотрении жалобы регистратором госпошлина не уплачивается. Для суда придется заплатить пошлину в размере 3 000 руб. Если по результатам заявление будет удовлетворено, фирму снова включат в ЕГРЮЛ.

Как показывает практика, шансы добиться успеха через арбитражный суд значительно выше, т.к. он выступает незаинтересованным лицом. Но это может занять гораздо больше времени, чем решение проблемы в досудебном порядке. В некоторых случаях на судебное обжалование может уходить до двух месяцев.

Оставьте комментарий