Содержание
- Технологическое нормирование воздействия на окружающую среду. НДТ.
- Заповнення уточнюючого розрахунку
- Якщо помилки допущено у додатках
- Подання звітної нової податкової декларації
- Нарахування пені та штрафних санкцій
- Коли Уточнюючий розрахунок не подається
- Термін виправлення помилок
- Сплата сум недоплати, штрафів та пені
- Свежие материалы
ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ И СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ЛИМИТЫ НА ВЫБРОСЫ И СБРОСЫ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы.
2. Лимиты на выбросы и сбросы вредных (загрязняющих) веществ (далее — лимиты на выбросы и сбросы) — ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды *.
____________
* Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
3. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды *.
____________
* Статья 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
4. Разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающие лимиты на выбросы и сбросы (далее — разрешения, устанавливающие лимиты на выбросы и сбросы) для юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых не обеспечиваются нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, выдаются при условии соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
5. Территориальные органы Ростехнадзора для выдачи разрешений, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы, рассматривают следующие документы и материалы, представляемые (в двух экземплярах) юридическими лицами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых не обеспечиваются нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ (далее — заявители).
5.1. Для выдачи разрешений, устанавливающих лимиты на выбросы:
— заявление о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на выбросы, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;
— проектную документацию (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности), данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
— планы снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ) по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, предусматривающие внедрение наилучших существующих технологий и (или) реализацию других природоохранных проектов, сроки реализации которых установлены органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
5.2. Для выдачи разрешений, устанавливающих лимиты на сбросы:
— заявление о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на сбросы, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;
— расчетные материалы по разработке нормативов предельно допустимых сбросов (далее — ПДС) и временно согласованных сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
— планы снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, предусматривающие внедрение наилучших существующих технологий и (или) реализацию других природоохранных проектов.
Внимание! Все нормативные акты применять в действующей редакции.
Технологическое нормирование воздействия на окружающую среду. НДТ.
Юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории (объектах, оказывающих значительное НВОС и относящиеся к областям применения НДТ) разрабатываются технологические нормативы.
Технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ.
Технологические показатели — показатели концентрации загрязняющих веществ, объем и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.
Установление технологических нормативов в отношении отходов не предусмотрено.
Информационно-технические справочники (ИТС) по НДТ, применяемые в отнесенных к областям применения НДТ видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат, в том числе сведения о технологических показателях НДТ.
Изданные в настоящее время cправочники НДТ размещены на сайте бюро НДТ.
В справочниках НДТ наиболее важными для целей регулирования НВОС являются:
- перечни маркерных веществ – загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объектах НВОС;
- описание НДТ;
- показатели, характеризующие эмиссии, образование отходов, ресурсопотребление и энергопотребление НДТ.
Технологические показатели в cправочниках НДТ не всегда определены применительно ко всему объекту НВОС. Они могут быть установлены для определенного оборудования, установки, которые являются частью объекта НВОС.
При обосновании технологического норматива для объекта НВОС необходимо сначала идентифицировать все источники негативного воздействия, для которых установлены технологические нормативы, и уже потом производить непосредственно расчеты технологических нормативов.
Технологические нормативы разрабатывают лица, эксплуатирующие объект НВОС, в соответствии с Правилами разработки технологических нормативов, которые утверждает Минприроды России.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов.
Для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества 1 и 2 классов опасности), предусмотрена разработка нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) на основе санитарно — гигиенических критериев.
Технологические нормативы сбросов не устанавливаются на сбросы сточных вод в централизованные системы водоотведения. Для таких стоков органы местного самоуправления городских поселений и городских округов устанавливают нормативы качества сточных вод в соответствии с Законом № 225-ФЗ.
Программа повышения экологической эффективности.
В случае если фактические показатели выбросов и сбросов объекта нормирования превышают величину соответствующего технологического норматива, рассчитанного на основании технологического показателя, установленного приказом Минприроды России, или фактическое количество выбросов или сбросов превышает рассчитанную величину НДВ или НДС, хозяйствующий субъект обязан разработать систему мероприятий по достижению технологического норматива и (или) НДВ, НДС. К таким мероприятиям могут относиться мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению объектом НВОС.
Мероприятия включаются в документ – Программу повышения экологической эффективности, в которой устанавливаются сроки выполнения мероприятий, объем и источники финансирования, перечень ответственных лиц.
Правила разработки Программы утверждается Минприродой России.
Сроки действия программы не должны превышать 7 лет. Статьей 67.1. Закона № 7-ФЗ предусмотрены случаи, когда Программа может быть разработана на срок до 14 лет:
- объекты, численность работников на которых составляет не менее 25% от численности работающего населении соответствующего населенного пункта (градообразующих организаций) или превышает 5 тыс. человек;
- объекты, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности.
В Программы необходимо включать решения, обеспечивающие достижение технологических нормативов и НДВ и НДС для веществ 1 и 2 классов опасности. И использовать сведения о НДТ, включенные в отраслевые и межотраслевые cправочники НДТ.
Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
Полное наименование (в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):
выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее — Разрешение).
Описание услуги:
Услуга включает в себя:
- Выдачу Разрешения.
- Переоформление Разрешения.
- Выдачу дубликата Разрешения.
Способ подачи заявки:
Лично заявителем (уполномоченным представителем) при посещении Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее — Комитет) в дни и часы приема заявителей, по почте с уведомлением о вручении или через структурные подразделения МФЦ
Получение результата:
Лично заявителем (уполномоченным представителем) при посещении Комитета в дни и часы приема заявителей, по почте с уведомлением о вручении или через структурные подразделения МФЦ
Сроки оказания услуги:
30 рабочих дней (за исключением случаев предоставления государственной услуги через структурные подразделения МФЦ; в случае обращения заявителя через структурные подразделения МФЦ срок увеличивается на время, необходимое для передачи документов).
Категории получателей:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Стоимость и порядок оплаты услуги:
За выдачу Разрешения взимается государственная пошлина в размере, установленном в подпункте 116 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
1. Государственная пошлина за выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составляет 3500 руб.
Получатель платежа: УФК по г.Санкт-Петербургу (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности)
ИНН 7815015523
КПП 784101001
Банк получателя: в Северо-Западное ГУ Банка России, г.Санкт-Петербург
БИК 044030001
Р/сч 40101810200000010001
КБК 82510807262011000110 (104 поле расчетного документа)
ОКТМО 40910000 (105 поле расчетного документа)
В полях 106-110 расчетного документа проставляются нули («0»)
В поле «Назначение платежа» (24) расчетного документа обязательно указать расшифровку КБК:
«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»
2. За переоформление Разрешения, выдачу дубликата Разрешения государственная пошлина не взимается.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:
1. Для получения Разрешения для действующих объектов хозяйственной и иной деятельности заявитель представляет следующие документы:
— заявление о выдаче Разрешения по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту в двух экземплярах;
— табличные формы нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на электронных носителях в формате «.xls».
2. Для получения Разрешения для вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, в том числе на период ведения строительных работ, заявитель представляет следующие документы:
— заявление о выдаче Разрешения по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту в двух экземплярах;
— заверенная хозяйствующим субъектом копия утвержденной в установленном порядке проектной документации вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, строительства зданий, сооружений и иных объектов, имеющая в своем составе нормативы предельно допустимых выбросов (копия проектной документации);
— заверенная хозяйствующим субъектом копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в случае, если ее прохождение предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации;
— заверенная хозяйствующим субъектом копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случае, если ее прохождение предусмотрено Федеральным законом от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
3. Для переоформления действующего Разрешения заявитель представляет следующие документы:
— заявление о переоформлении Разрешения по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту в двух экземплярах, с указанием причин переоформления;
— справка о неизменности производственного процесса, оформленная в произвольной форме и содержащая следующие сведения:
а) наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя;
б) вид осуществляемой хозяйственной и/или иной деятельности;
в) сведения о неизменности номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг);
г) сведения о расходе сырья и материалов;
д) характеристика источников выбросов в атмосферный воздух;
е) количественные показатели выбросов в атмосферный воздух.
Представляемая справка подписывается заявителем.
4. Для получения дубликата действующего Разрешения заявитель представляет:
— заявление о выдаче дубликата действующего Разрешения по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту в двух экземплярах.
В случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя предоставляются:
— документ, удостоверяющий личность представителя;
-документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
В случае, если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены в том числе в форме электронного документа.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить:
— копия утвержденных Департаментом Росприроднадзора по СЗФО в установленном порядке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ);
— документ, подтверждающий оплату заявителем государственной пошлины;
— документ, подтверждающий внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (для юридического лица);
— документ, подтверждающий внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя).
Основания для отказа в приеме документов:
— отказ заявителя (представителя заявителя) от подачи документов;
— представление заявления на предоставление государственной услуги и документов неуполномоченным лицом;
— истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ);
— объект хозяйственной и иной деятельности, в отношении которого поступило заявление о выдаче Разрешения, переоформлении Разрешения, выдаче дубликата Разрешения, подлежит федеральному государственному экологическому надзору (за исключением обращения заявителя (представителя заявителя) за предоставлением государственной услуги в структурное подразделение МФЦ);
— объект хозяйственной и иной деятельности, в отношении которого поступило заявление о выдаче Разрешения, переоформлении Разрешения, выдаче дубликата Разрешения, находится на территории другого субъекта Российской Федерации;
— представление заявителем заявления по форме, не предусмотренной приложением N 2 к Административному регламенту.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги:
— отсутствие ответа на межведомственный запрос, направленный Комитетом в другой субъект Российской Федерации, без использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
— рассмотрение в судах различных инстанций дел, касающихся правового статуса заявителя, наличие или отсутствие которого являются основанием для принятия решения о предоставлении заявителю государственной услуги.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
— отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6 Административного регламента;
— получение в рамках межведомственного взаимодействия от иных органов (организаций) сведений об отсутствии документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги;
— объект хозяйственной и иной деятельности, в отношении которого поступило заявление о выдаче Разрешения, переоформлении Разрешения, выдаче дубликата Разрешения, подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в случае обращения посредством МФЦ;
— истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), в случае обращения посредством МФЦ;
— объект хозяйственной и иной деятельности, в отношении которого поступило заявление о выдаче Разрешения, переоформлении Разрешения, выдаче дубликата Разрешения, находится на территории другого субъекта Российской Федерации, в случае обращения посредством МФЦ;
наличие в представленных заявителем материалах недостоверной или искаженной информации, в том числе арифметических и логических ошибок.
Результатом предоставления государственной услуги:
1. выдача Разрешения или уведомления об отказе в выдаче Разрешения на бумажном носителе ;
2. переоформление Разрешения или уведомление об отказе в переоформлении Разрешения на бумажном носителе;
3. выдача дубликата Разрешения или уведомление об отказе в выдаче дубликата Разрешения на бумажном носителе.
Контакты и график работы Комитета:
Почтовый адрес: ул. Чайковского, д.20, литера В, Санкт-Петербург, 191123
График работы:
понедельник-четверг — с 9.00 до 18.00;
пятница — с 9.00 до 17.00
перерыв на обед — с 13.12 до 14.00
суббота, воскресенье — выходные дни.
Часы приема корреспонденции:
Понедельник-пятница: 10.00-17.00, перерыв 13.12-14.00.
Адрес электронной почты для приема обращений заявителей: kpoos@.gov.spb.ru.
Структурными подразделениями Комитета, участвующими в предоставлении государственной услуги, являются:
Отдел экологического нормирования (далее — Отдел), справочный телефон для консультаций по вопросам предоставления государственной услуги: (812)417-59-17, 417-59-19.
Общий отдел, Сектор контроля и организации делопроизводства, справочный телефон: (812) 417-59-12.
Дни и часы приема специалистов Отдела экологического нормирования (далее — Отдел):
Прием заявителей в Отделе осуществляется с понедельника по четверг включительно.
Для подачи документов с 10.00 до 13.12.
Для выдачи документов с 14.00 до 17.00.
Электронная очередь для обращения к специалистам Отдела в целях подачи документов для предоставления государственной услуги отсутствует.
Реестровый номер услуги:
Федеральное законодательство
Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»;
Приказ Минприроды России от 29.09.2015 № 414 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов»;
Региональное законодательство
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 года № 127 «О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга»;
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2009 N 1593 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных услуг на базе многофункционального центра предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге»;
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2011 N 1753 «О Порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также услуг государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ)»;
Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 01.12.2011 № 51-рп «Об организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Санкт-Петербурге».
Ведомственное законодательство
Административный регламент
Административный регламент Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (уникальный реестровый номер 7800000010000117139)
Питання самостійного виправлення помилок в раніше поданих податкових деклараціях є досить актуальним в обліковій практиці. У цій статті йтиметься про те, як виправити помилки у податковій звітності з ПДВ.
Загальний порядок виправлення помилок у податкових деклараціях (розрахунках) визначено ст. 50 Податкового кодексу, відповідно до якої виправлення помилки є обов’язком платника податків, а не його правом.
Самостійно виправити помилку в податковій декларації (розрахунку) платник може за загальним правилом двома способами:
через поточну декларацію;
шляхом подання уточнюючого розрахунку.
Подання податкової звітності за формою, яка враховує зміни, внесені наказом № 381, вперше здійснюється за звітний період червень 2018 р. (граничний термін подання — 20.07.2018 р.), II квартал 2018 р. (граничний термін подання — 10.08.2018 р.)
Проте виправити помилки в декларації з ПДВ через поточну декларацію платники податку не можуть, для цього застосовується окрема форма — Уточнюючий розрахунок податкових зобов’язань з податку на додану вартість у зв’язку з виправленням самостійно виявлених помилок (далі — Уточнюючий розрахунок). При цьому Уточнюючий розрахунок або податкова декларація з метою уточнення показників попередніх декларацій подається за формою, чинною на момент виправлення помилки, навіть якщо в періоді допущення помилки розрахунок був зовсім іншим, декларація була іншою і поточна форма не містить всіх необхідних рядків для виправлення. В такому випадку до уточнюючої декларації (розрахунку) може додаватися супровідний лист, у якому містяться пояснення суті виправлень та особливостей заповнення окремих рядків.
Порядок складання податкової декларації з ПДВ та її чинна на сьогодні форма, а також перелік і форми додатків до неї та Уточнюючий розрахунок затверджено наказом № 21 (далі — Порядок № 21).
Відповідно до цього Порядку податкова декларація з ПДВ має дев’ять додатків, що заповнюються платником за наявності відповідних показників, які підлягають розкриттю в додатках. Додатки є невід’ємною частиною податкової декларації, а їх неподання до контролюючого органу прирівнюється до неподання декларації. Таким чином, у разі виправлення помилок у рядках поданої раніше декларації, до яких повинні додаватися додатки, до Уточнюючого розрахунку мають бути відповідні додатки, які містять інформацію щодо уточнених показників.
Довідково Не може бути виправлено помилку в раніше поданій податковій декларації з ПДВ шляхом подання Уточнюючого розрахунку під час проведення документальних планових та позапланових перевірок за відповідний період щодо цього податку.
Заповнення уточнюючого розрахунку
Форма Уточнюючого розрахунку при виправленні платником податку допущених помилок у декларації заповнюється таким чином.
В Уточнюючому розрахунку відображаються всі заповнені рядки податкової декларації, що уточнюється. Рядки, не заповнені в декларації, в Уточнюючому розрахунку також залишаються незаповненими.
У графі 4 відображаються відповідні показники декларації звітного періоду, що виправляється. У разі якщо до декларації за звітний період раніше вносилися зміни, у графі 4 відображаються відповідні показники графи 5 останнього Уточнюючого розрахунку, який подавався до декларації звітного (податкового) періоду, що виправляється.
У графі 5 Уточнюючого розрахунку відображаються відповідні показники з урахуванням виправлення.
У графі 6 відображається сума помилки (абсолютне значення) з відповідним знаком (+/–). У разі якщо абсолютне значення дорівнює нулю, відповідний рядок не заповнюється.
У разі виправлення значення рядка 21 декларації, яке у майбутніх звітних періодах не вплинуло на значення рядка 18 чи рядка 20.2, Уточнюючий розрахунок подається за один звітний період, в якому вносяться відповідні зміни. Значення графи 6 рядка 21 Уточнюючого розрахунку (як збільшення, так і зменшення) враховується у рядку 16.2 декларації за звітний період, у якому подано такий розрахунок. У разі виправлення значення рядка 21 декларації, яке у майбутніх періодах впливатиме на значення рядка 18 чи рядка 20.2, Уточнюючий розрахунок подається за кожний звітний період, у якому значення рядка 21 декларації впливало на значення рядка 18 чи рядка 20.2.
Якщо помилки допущено у додатках
Щодо виправлення помилок, допущених у додатках до податкової декларації, то таке виправлення не можна здійснити за тими самими принципами, що й у декларації, оскільки в них немає аналогічних граф 4 — 6, у яких відображаються дані декларації, що підлягають виправленню, Уточнюючого розрахунку та різниця (сума помилки).
У роз’ясненнях, що містяться у ЗІР категорії 101.20, до Уточнюючого розрахунку в разі заповнення даних у відповідних його рядках додаються відповідні додатки з позначкою «Уточнюючий». При цьому в додатках відображаються вартісні показники на суму уточнення (збільшення або зменшення) з відповідним знаком. Ці показники повинні відповідати показникам з графи 6 Уточнюючого розрахунку. Якщо графу 6 цього розрахунку у відповідних рядках, до яких повинні додаватися додатки, не заповнено, додатки до таких рядків Уточнюючого розрахунку не подаються.
Подання звітної нової податкової декларації
Термін подання декларації з ПДВ становить 20 днів після закінчення звітного місяця (при застосуванні платником місячного звітного періоду для розрахунку та сплати податку). Якщо помилку в поданій податковій декларації виявлено до закінчення граничного терміну її подання, Уточнюючий розрахунок не потрібен, помилка виправляться шляхом подання звітної нової податкової декларації. При цьому кількість звітних нових декларацій, які платник може подавати, поки не закінчиться граничний термін подання такої декларації, не обмежено.
Нарахування пені та штрафних санкцій
Виявлена помилка в податковій декларації може бути пов’язана як із заниженням, так і завищенням суми податку до сплати. Залежно від впливу виявленої помилки на суму сплачуваного податку її виправлення може не мати впливу на суму сплачуваного податкового зобов’язання або тягнути за собою як необхідність нарахування штрафних санкцій та пені, передбачених нормами Податкового кодексу.
Якщо помилка призвела до заниження зобов’язань, то при поданні Уточнюючого розрахунку потрібно нарахувати та сплатити фінансові санкції. Розмір штрафу при самостійному виправленні помилки шляхом подання Уточнюючого розрахунку становить 3 % від суми донарахованих податкових зобов’язань (абзац четвертий п. 50.1 ст. 50 Податкового кодексу).
Відобразити суму штрафу, нараховану на суму занижених податкових зобов’язань, платник податку має в рядку 18.1 графи 6 Уточнюючого розрахунку.
Подання Уточнюючого розрахунку до податкової декларації за період, який закритий податковою перевіркою, є підставою для проведення позапланової податкової перевірки щодо ПДВ на підставі ст. 78 Податкового кодексу
Щодо нарахування пені, то при самостійному виправленні помилки вона нараховується тільки у випадку, якщо минуло більше 90 календарних днів, що настають за останнім днем граничного строку сплати грошових зобов’язань (пп. 129.1.3 п. 129.1 ст. 129 Податкового кодексу). На суми грошового зобов’язання (включаючи суму штрафних санкцій за їх наявності та без урахування суми пені) при самостійному виправленні помилки нараховується пеня за кожний календарний день прострочення у його сплаті, включаючи день погашення, з розрахунку 100 % річних облікової ставки Нацбанку України, що діє на кожен такий день. Важливо враховувати, що у разі часткового погашення податкового боргу сума такої частки визначається з урахуванням пені, нарахованої на таку частку.
Види відповідальності платника при різних варіантах самостійного виправлення помилки наведено в таблиці.
Види та розміри відповідальності, що застосовується до платника при самостійному виправленні помилок у ПДВ-декларації
Спосіб виправлення |
Допустимі терміни застосування способу виправлення |
Відповідальність |
Строки сплати зобов’язань |
Звітна нова декларація |
До закінчення граничного строку подання декларації |
Штрафні санкції не нараховуються |
У терміни, передбачені для сплати податку |
Уточнюючий розрахунок |
До закінчення терміну |
Штраф — 3 % від суми недоплати і пеня |
Донараховане зобов’язання підлягає сплаті до подання Уточнюючого розрахунку |
Коли Уточнюючий розрахунок не подається
Слід зазначити, що не вимагають подання Уточнюючого розрахунку коригування податкових зобов’язань і податкового кредиту, пов’язані із внесенням виправлень у податкових накладних, наприклад, при внесенні змін до податкової накладної у зв’язку з поверненням товару, зміною номенклатури, зміною вартості раніше поставлених (оплачених) товарів/послуг, виправленні інших помилок або внесенні необхідних змін.
Наприклад, коли постачальник здійснює перерахунок податкових зобов’язань і податкового кредиту у разі будь-якої зміни суми компенсації вартості товарів/послуг, включаючи перегляд цін у разі їх повернення або повернення передоплати, то тут має місце подія звітного періоду, яка не є помилкою попереднього періоду і відображається в податковій декларації перспективно із заповненням Розрахунку коригування сум податку на додану вартість (додаток 1 до декларації).
Також не вважаються помилкою і відображаються в податковій декларації з ПДВ звітного періоду коригування у разі нарахування податкових зобов’язань на суму раніше визнаного податкового кредиту за товари, роботи, послуги, що в подальшому використані не у господарській діяльності або у не оподатковуваних ПДВ операціях, а також при пропорційному розподілі ПДВ у випадках, коли платник здійснює одночасно оподатковувані і не оподатковувані ПДВ операції (п. 198.5 ст. 198, п. 199.1 ст. 199 Податкового кодексу).
Термін виправлення помилок
Для виправлення помилок, допущених у попередніх звітних періодах, існують часові обмеження, встановлені п. 50.1 ст. 50 Податкового кодексу та п. 2 розділу І Порядку № 21. Так, не можна подати Уточнюючий розрахунок у випадку, коли закінчився строк давності, оскільки на виправлення помилки (тобто подання Уточнюючого розрахунку) поширюється загальний строк давності (1095 днів), установлений п. 102.1 ст. 102 Податкового кодексу.
У загальному випадку розрахунок строку давності розпочинається з дати, що настає за граничним строком подання податкової декларації. При цьому звертаємо увагу на такий нюанс: якщо, наприклад, декларацію з ПДВ за травень 2018 р. подано з помилками 15.06.2018 р. (граничний строк подання — 20.06.2018 р.), то 1095 днів починають відліковуватися з 21.06.2018 р., а не з 16.06.2018 р. Це означає, що помилки, виявлені після закінчення 1095 днів, виправленню не підлягають.
Сплата сум недоплати, штрафів та пені
Статтею 2001.2 ст. 2001 Податкового кодексу встановлено, що розрахунки з бюджетом у системі електронного адміністрування ПДВ здійснюються з рахунків, відкритих платникам податків у системі електронного адміністрування, крім випадку, передбаченого абзацом другим п. 87.1 ст. 87 цього Кодексу.
Пунктом 20 Порядку № 569, що визначає механізм проведення розрахунків з бюджетом з використанням електронних рахунків, передбачено, що у разі подання платником податку уточнюючих розрахунків до податкових декларацій з ПДВ за попередні звітні (податкові) періоди, які передбачають збільшення податкових зобов’язань з податку, що підлягають перерахуванню до бюджету, для перерахування таких зобов’язань до бюджету ДФС не пізніше наступного робочого дня подання таких уточнюючих розрахунків надсилає Державній казначейській службі реєстр платників податку, в якому зазначаються, зокрема, суми податку, що підлягають перерахуванню до бюджету. На підставі такого реєстру Казначейство перераховує суми податку до бюджету.
Водночас п. 25 Порядку № 569 зазначено, що сплата передбачених Податковим кодексом штрафних санкцій і пені здійснюється платником з поточного рахунку до відповідного бюджету.
Тобто якщо платник податку подає Уточнюючий розрахунок, що передбачає збільшення податкових зобов’язань з податку, то такий платник повинен необхідну суму, що підлягає перерахуванню до бюджету, сплатити на електронний рахунок.
При цьому сума штрафних санкцій та пені у разі подання Уточнюючого розрахунку до податкової декларації з ПДВ сплачується до бюджету з поточного рахунку.
ВИКОРИСТАНА ЛІТЕРАТУРА
Податковий кодекс — Податковий кодекс України від 02.12.2010 р. № 2755-VI. Наказ № 381 — наказ Мінфіну України від 23.03.2018 р. № 381 «Про затвердження змін до наказу Міністерства фінансів України від 28.01.2016 № 21» Порядок № 21 — Порядок заповнення і подання податкової звітності з податку на додану вартість, затверджений наказом Мінфіну України від 28.01.2016 р. № 21. Порядок № 569 — Порядок електронного адміністрування податку на додану вартість, затверджений постановою Кабінету Міністрів України від 16.10.2014 р. № 569