Лицензирование природопользования

Лицензирование природопользования

Лицензия (от лат. Нсепйа — свобода, право) определяется как разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенной деятельности владельцами лицензий (белорусским и иностранным юридическим лицам и гражданам, международным организациям).

Лицензия на комплексное природопользование — это разрешение, выдаваемое природопользователю, содержащее перечисление видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологические требования, при которых допускается их использование, и указание о последствиях несоблюдения этих требований.

Комплексные лицензии дают право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) одновременно несколькими ресурсами; разрешение па право комплексного воздействия (выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ и отходов) и право па комплексное природопользование и т.д. или специальными «отраслевыми» лицензиями с функциями таких договоров (лицензии на право пользования недрами и т.д.).

В лицензиях на комплексное природопользование закрепляются лимиты и нормативы использования природных ресурсов; нормативы платы за их охрану и воспроизводство; нормативы и лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов; нормативы платы за выбросы, сбросы и размещение отходов; экологические требования и ограничения, сроки их действия; нормы экологической ответственности природопользователей за нарушения требований и условий лицензии (штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование). Лицензия даст право на заключение договора на природопользование.

Договор па комплексное природопользование закрепляет право использовать природные ресурсы в хозяйственной деятельности в определенных границах, на конкретных условиях, при соблюдении экологических нормативов и требований. В данном договоре оговаривается объем предоставляемых в пользование природных ресурсов (количество, качество, границы, территориальный ареал); условия природопользования (ограничение и экологические требования к ним); лимиты и нормативы использования (изъятия) природных ресурсов и загрязнения ОС; временные (сезонные) ограничения хозяйственной деятельности, соблюдение природоохранных режимов; экологические требования к технологиям с экологической оценкой применяемых технологий; меры охраны и воспроизводства используемых природных ресурсов (с определением затрат); размер и порядок оплаты за пользование природными ресурсами и загрязнение, размеры и порядок выплат компенсационных платежей, обусловленных изъятием природных ресурсов из общего пользования.

Обязанности природопользователя: целевое рациональное использование ресурсов при соблюдении экологических требований с применением безопасных технологий, не допускающих ухудшения экологической ситуации в регионе. В экономические обязательства природопользователя входят: своевременное внесение платы за природопользование и загрязнение природной среды; возмещение потерь и убытков при истощении природных ресурсов и загрязнении ОС.

Процедура лицензирования заключается в формулировке экологического обоснования лицензии, се экологической экспертизе. Природопользователь формулирует заявку на природопользование и проект намечаемой хозяйственной деятельности, которая рассматривается исполнительной властью на конкурсной основе. Специальные лицензии на отдельные виды природопользования выдаются органами управления водными, лесными, биологическими ресурсами, недрами с учетом лимитов использования этих ресурсов.

Экологическое лицензирование природопользования осуществляется последовательно. Сначала для предприятия устанавливаются нормативы воздействия: предельно допустимые выбросы, сбросы, нормы размещения отходов и нагрузки на природу, предельные нормы изъятия природных ресурсов; возможно установление на неопределенный срок временных нормативов изъятия и воздействия (ВСВ, ВСС, ВСН и т.д.). Затем определяются платежи за использование природного ресурса. Все это и составляет основу лицензии и договора на природопользование. Лицензирование в процессе природопользования иллюстрирует рис. 8.1.

Рис. 8.1. Объекты и типы лицензирования природопользования

Лицензирование природопользования.

Административные акты, порождающие право приро­допользования, подразделяются на две группы:

1) специальные разрешения на использование при­родных объектов либо вредное воздействие на окру­жающую среду;

2) административные акты о передаче природного объекта в пользование.

Правовыми формами специальных разрешений яв­ляются:

♦ лицензии (лицензии на право водопользования, ле­сопользования, недропользования и пользования животным миром);

♦ разрешения (разрешения на выброс и сброс загряз­няющих веществ в окружающую среду, лесорубоч­ный и лесной билет, разрешение на ведение охоты).

Правовые документы в форме разрешений имеют единое с лицензией функциональное назначение, что позволяет условно относить все формы разрешений на право природопользования к разряду лицензий.

К функциям лицензий относятся:

1) превентивная, состоящая в предотвращении эколо­гического вреда;

2) информационная, в рамках которой собирается и накапливается информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности;

3) регулятивная, состоящая в установлении пределов хозяйственного использования и негативного воз­действия на природные объекты;

4) контрольная, заключающаяся в наблюдении за состоянием природного объекта и проверке соблюде­ния экологического законодательства.

Первая функция является основной, поскольку отра­жает конечную цель лицензирования в сфере природо­пользования. Лицензия является средством обеспечения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды. Все остальные функции лицензии реализуют­ся в той мере, в которой обеспечивается выполнение пре­вентивной функции.

Требования к содержанию лицензии определяются федеральным природоресурсным законодательством.

Лицензия является именным документом, поскольку владелец лицензии указывается в самом документе. Пе­редача прав, удостоверенных лицензией, другим юриди­ческим или физическим лицам запрещается, за исключе­нием случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в ст. 52 Водного кодекса РФ предусмотрено предоставление распорядительной лицензии на водопользование, на ос­новании которой осуществляется переход прав пользова­ния водными объектами от одного лица к другому.

Виды экологически значимой деятельности, образую­щей предмет лицензирования в сфере природопользова­ния, можно подразделить на три группы:

1) деятельность по использованию природных ресурсов;

2) деятельность, связанная с негативным воздействи­ем на окружающую среду;

3) природоохранная деятельность (работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, экологического аудита и т. д.).

Перечень лицензируемых видов деятельности в сфе­ре природопользования определяется федеральными за­конами, входящими в систему природоресурсного зако­нодательства.

Классификация видов лицензий в сфере природо­пользования осуществляется на основе ряда критериев.

С учетом вида природных объектов, предоставляемых в пользование, выделяют лицензии на использование отдельных видов природных объектов и лицензии на комплексное природопользование.

В зависимости от срока природопользования различа­ют долгосрочные и краткосрочные лицензии.

В зависимости от предмета лицензирования выделя­ют лицензии экономического характера, то есть предос­тавляемые для целей хозяйственного использования при­родный ресурсов, и лицензии экологические. К последним, в частности, относят разрешения на выброс, сброс, захоро­нение вредных веществ, использование лечебных ресурсов.

Лицензированию подлежит специальное природо­пользование, осуществляемое в предпринимательских целях.

Не подлежит лицензированию общее природопользо­вание, которое осуществляется гражданами в силу при­надлежащих им естественных прав.

Владельцами лицензий на право природопользования могут быть российские юридические лица и граждане, иностранные юридические лица и граждане и междуна­родные организации, если иное не предусмотрено зако­нодательством РФ.

За выдачу лицензии на природопользование взимает­ся сбор в размере, определяемом органами исполнитель­ной власти РФ и ее субъектов.

Лицензирование природопользования осуществляется федеральными органами государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По решению Правительства РФ отдельные полномо­чия по лицензированию передаются органам исполни­тельной власти субъекта РФ.

21.Лимитирование в сфере природопользования

Лимиты представляют собой экологически обосно­ванные предельно допустимые объемы изъятия природ­ных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени.

Лимиты подразделяются на три вида: территориаль­ные, отраслевые и индивидуальные.

Территориальные лимиты устанавливаются для субъектов Федерации.

Отраслевыедействуют в преде­лах районов, подведомственных отраслевому мини­стерству или ведомству, в частности, в пределах бассей­нов рек, лесхозов.

Индивидуальные лимиты устанавли­ваются для конкретных природопользователей.

Введение института лимитирования обусловлено ог­раниченностью запасов природных ресурсов и необходи­мостью рациональной организации их использования.

Лимитирование является правовой формой планиро­вания использования природных ресурсов. Так, лимити­рование водопотребления осуществляется на основе и в развитие водохозяйственных балансов, разрабатываемых с учетом соотношения потребностей в воде с имеющими­ся на данной территории водными ресурсами.

Выделяют два вида лимитов:

1) лимиты использования природных ресурсов;

2) лимиты вредного воздействия на окружающую среду.

Лимиты использования природных ресурсов устанав­ливаются в отношении отдельных видов природных ре­сурсов на определенный срок.

Лимиты на использование природных ресурсов, нахо­дящихся в федеральной собственности, устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.

Лимиты на использование природных ресурсов, со­стоящих в собственности субъектов РФ, устанавливают­ся органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными государственными орга­нами.

Лимиты подлежат корректировке в связи с изменени­ем экологического и санитарно-эпидемиологического состояния природных объектов.

При установлении уточненных лимитов природо­пользования соответствующие изменения вносятся в ли­цензии на природопользование.

Лимиты на природопользование устанавливаются на основании заявленных природопользователем потребно­стей, научно обоснованного расчета объема потребления природных ресурсов, с учетом состояния природного объекта.

Лимиты вредного воздействия подразделяются на:

1) лимиты вредных выбросов и сбросов вредных ве­ществ в окружающую среду;

2) лимиты размещения вредных веществ.

Лимиты вредных воздействий устанавливаются для природопользователей на определенный срок и пресле­дуют цель поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, вредного воздей­ствия на окружающую среду с учетом экологической об­становки в данном регионе.

22.Договоры в сфере природопользования

Договор о передаче природного объекта в пользова­ние — это специальный вид гражданско-правовых сде­лок. Как следствие, к нему применяются общие нормы гражданского права, если иное не предусмотрено в природоресурсном законодательстве.

Договор о природопользовании, как правило, являет­ся частью сложного фактического состава и заключается на основании лицензии.

Положительное значение договора на природополь­зование состоит в определении взаимных обязательств сторон в сфере природопользования. Лицензия, в отли­чие от договора, определяет только лишь права и обязан­ности природопользователя. Кроме того, в договоре мо­гут быть конкретизированы отдельные правила прир-до­пользования, указанные в лицензии, а также определены условия имущественной ответственности сторон в случае нарушения договора.

Законодательством предусмотрены следующие основ­ные виды договоров в сфере природопользования:

1) договор аренды природных ресурсов;

2) договор концессии;

3) договор об установлении сервитута.

Договор аренды и договор об установлении сервиту­та порождают вещные права; договор концессии — обя­зательственное право.

Содержание договора о природопользовании составля­ют права и обязанности сторон, установленные законом либо договором. Права и обязанности, установленные за­коном, действуют независимо от включения их в договор.

Условия договора, в которых закрепляются права и обязанности сторон, подразделяются на две группы: су­щественные и факультативные.

Существенными признаются условия, согласнование которых является обязательным для признания договора заключенным.

Факультативными признаются такие условия догово­ра, которые включаются в договор по инициативе сторон.

Договором могут быть предусмотрены и другие усло­вия природопользования, не противоречащие действую­щему законодательству РФ.

В качестве санкции за нарушение условий договора стороны вправе предусмотреть такие меры, как ограниче­ние хозяйственной деятельности природопользователя, взимание сверхнормативной платы за конкретный вид загрязнения окружающей среды и другие виды санкций.

Договор аренды.

Основу законодательного регулирования арендных отношений в сфере природопользования составляет ГК РФ. Особенности аренды природных ресурсов определяются природоресурсным законодательством.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ объектом аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натураль­ных свойств в процессе их использования (непотребля­емые вещи). В соответствии с данным требованием объектом арендных отношений не могут являться объек­ты животного мира и недра. Леса признаются объектом арендных отношений в силу того, что правовое понятие леса включает в себя не только древесно-кустарниковую растительность, но и земли, на которых произрастает данная растительность.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицу, управомоченному законом или собственником сдавать данное имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

В тех случаях, когда объектом аренды является государственное либо муниципальное имуще­ство, в качестве арендодателя управомочены выступать государственные и муниципальные органы.

Арендатором в договоре аренды может являться любое правоспособное юридическое либо физическое лицо, в том числе российские и иностранные физические и юридичес­кие лица, международные ассоциации и объединения.

Содержанием договора аренды природных ресурсов являются взаимные права и обязанности арендатора по поводу хозяйственного и иного использования природ­ного ресурса. Права и обязанности арендатора природных ресурсов определяются не только условиями договора аренды, но и административными актами, устанавливаю­щими правовой режим использования соответствующего вида природных ресурсов, включая эколого-правовые ог­раничения и нормы.

Срок действия договора определяется с учетом уста­новленных законом предельных сроков аренды.

Земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок не более чем 49 лет. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в аренду на срок не более 49 лет. Предельный срок аренды участков леса — 99 лет, по водным объектам — 25 лет.

Следующий вид договоров в сфере природопользова­ния — договор концессии.

Правовую основу регулирования концессии составля­ют нормы Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 г. и природоресурсное законодательство, закреп­ляющее особенности регулирования концессии отдель­ных видов природных ресурсов.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой сторо­не (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в пред­принимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).

В области природопользования предметом концессии являются исключительные права государства на пользование природными ресурсами. Объектом концессии по действующему законодательству признаются участки лесного фонда и участки недр.

В отличие от договора аренды, в договоре концессии правообладателю предоставляется право контролировать качество работ по использованию природных объектов, производимых пользователем на основании договора концессии.

Пользователь обязан соблюдать указания правообладателя, направленные на обеспечение харак­тера, способов и условий использования исключитель­ных прав тому, как они используются правообладателем (ст. 1032 ГК РФ).

Условия об использовании природного объекта в рам­ках концессионных отношений имеют подчиненный ха­рактер по отношению к договору концессии, объектом которого является недвижимое имущество, перечислен­ное в п. 1 ст. 4 Закона РФ «О концессионных соглашени­ях». Это означает, что условия природопользования, та­кие как сроки природопользования, объем добываемой природной продукции и размер платы, определяются с учетом основного концессионного соглашения.

При заключении концессионных соглашений в сфе­ре природопользования сохраняется публично-правовой порядок регулирования вопросов, связанных с обеспече­нием общественных интересов. К числу таких вопросов относятся: обеспечение экологической безопасности и охраны природной среды, налоговые и таможенные отно­шения в сфере природопользования.

23. Платежи за пользование природными ресурсами.

Платежи за пользование природными ресурсами имеют рентную природу. При помощи платежей законодатель стремится изъять дополнительный доход природопользо­вателя, полученный от использования свойств природ­ных ресурсов.

Платежи за право пользования классифицируются на две группы:

1. регулярные платежи. К ним относятся налоги и иные платежи, применяемые на основании факта пользования природным объектом;

2. разовые платежи, взимаемые с природопользовате­ля единовременно. К таким платежам относятся ли­цензионные сборы и сборы за пользование объек­тами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, разовые платежи за пользование недрами при наступлении опреде­ленных событий, оговоренных в лицензии.

Регулярные платежи взимаются в течение всего срока действия разрешительного документа.

Регулярные платежи в сфере природопользования ус­танавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов. Если отсутствует кадастровая оценка природ­ных ресурсов, то применяются показатели, характеризу­ющие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Налоги в сфере природопользования классифициру­ются в зависимости от объекта налогообложения на сле­дующие виды:

♦ земельный налог;

♦ водный налог;

♦ налог на добычу полезных ископаемых.

Земельный налог относится к разряду местных на­логов.

При установлении местных налогов представитель­ными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения:

· налоговые ставки,

· порядок

· сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Представительными органами муниципальных обра­зований законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льго­ты, основания и порядок их применения.

Водный налог и налог на добычу полезных ископае­мых являются федеральными налогами. Федеральными налогами и сборами признаются нало­ги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Неналоговыми платежами в сфере природопользова­ния являются лесные подати, регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информа­цию о недрах.

Минимальные ставки неналоговых платежей за пользование устанавливаются Правительством РФ (от­носительно ресурсов, находящихся в федеральной соб­ственности), органами исполнительной власти субъекта РФ (относительно ресурсов, находящихся в собственно­сти субъекта РФ).

Ставки платежей регулярно пересматриваются. При пересмотре ставок учитываются изменения уровня цен на природные ресурсы и объем затрат на добычу природной продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов и платежей являются российские и иностранные граждане и юридические лица, осуществляющие специальное при­родопользование на территории РФ, на которых в соот­ветствии с НК и природоресурсным законодательством возложена обязанность уплачивать соответствующие на­логи и сборы.

По общему правилу, платежи за пользование взима­ются в денежной форме. Однако в отдельных случаях за­конодательством допускается внесение платежей в иных формах, а именно: в виде части добытой природной про­дукции либо произведенной природопользователем про­дукции, выполненных работ или услуг.

24. Экологическое страхование

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об охране окру­жающей среды» экологическое страхование осуществля­ется в целях защиты имущественных интересов юриди­ческих и физических лиц на случай возникновения эко­логических рисков.

Выделяют два вида экологического страхования: доб­ровольное и обязательное страхование.

Обязательное экологическое страхование предусмот­рено в отношении тех видов деятельности, которые пред­ставляют повышенную опасность для окружающей сре­ды.

Заключение договора обязательного экологического страхования предусмотрено следующими нормативными актами:

♦ Федеральный закон РФ «О промышленной безо­пасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116;

♦ Федеральный закон РФ «О безопасности гидротех­нических сооружений» от 21.07.97 г.;

♦ Федеральный закон РФ «Об использовании атом­ной энергии» от 20.10. 95 г.

♦ Порядок заключения договора обязательного экологического страхования регулируется Письмом Федерального горного и промышленного надзора от 23.04.98 г. :№ 01-17 «О страховании ответствен­ности за причинение вреда при эксплуатации опас­ных производственных объектов».

Обязательное экологическое страхование — это осу­ществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо окружающей природной среде вследствие аварии на опасном произ­водственном объекте.

В соответствии с названными выше федеральными законами обязательному экологическому страхованию подлежат следующие виды деятельности:

♦ деятельность, связанная с использованием горю­чих, токсичных, взрывчатых веществ;

♦ горные и иные работы в подземных условиях;

♦ атомная энергетика;

♦ эксплуатация гидротехнических сооружений.

Заключение договора страхования риска гражданско-правовой ответственности из причинения вреда при эк­сплуатации названных объектов является обязательным условием для выдачи лицензии на осуществление данной деятельности. В лицензии делается запись об обязатель­ности наличия у заявителя на момент начала эксплуата­ции и на протяжении всего периода эксплуатации данно­го объекта названного договора страхования.

Объектом страхования являются имущественные ин­тересы страхователя, связанные с его обязанностью воз­местить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или иму­ществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте.

Страховым случаем, порождающим обязательство страховщика (страховой организации) выплатить страхо­вое возмещение, является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в ре­зультате аварии, приведшей к выбросу загрязняющих ве­ществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы от которых подлежат возмещению, ого­вариваются сторонами при заключении договора.

Страховая выплата производится на основании всту­пившего в законную силу решения суда.

Размер страховой выплаты определяется страховщи­ком на основании акта технического расследования при­чин аварии, судебных решений и других материалов, со­держащих данные о размере причиненного вреда.

Страховая выплата осуществляется в пределах установ­ленных страховых сумм, указанных в договоре страхования.

В сумму страхового возмещения включаются:

♦ ущерб, причиненный уничтожением или поврежде­нием имущества потерпевшего;

♦ расходы по восстановлению нарушенной природ­ной среды;

♦ расходы на восстановление здоровья граждан, кото­рым причинен ущерб вследствие аварии.

В страховое возмещение не включаются:

♦ убытки, связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия до­говора;

♦ убытки, причиненные работникам страхователя при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

♦ штрафы, неустойки.

Правовую основу регулирования добровольного эколо­гического страхования составляет Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, утвержденное Постановлением Минприроды РФ от 03.12.92 г.

В качестве страхователей могут выступать как юриди­ческие, так и физические лица, чья деятельность связана с опасностью причинения вреда окружающей среде, здо­ровью либо имуществу третьих лиц.

Для договора добровольного экологического страхова­ния характерна взаимная заинтересованность страховщи­ка и страхователя в снижении риска причинения вреда.

Страхователь заинтересован в повышении своей безо­пасности, так как с ростом вероятности причинения вреда растут и ставки страховых премий. По согласованию со страховщиком страхователь может направлять оговоренную в договоре страхования часть страховых премий на целевое финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по повышению экологической безопасности объектов страхования.

Объектом экологического страхования, так же, как и в договоре обязательного экологического страхования, является риск гражданской ответственности, выражаю­щийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами о воз­мещении ущерба, причиненного нарушением экологи­ческого законодательства.

Страховые платежи исчисляются путем умножения годового оборота природопользователя на тарифную ставку. Тарифные ставки дифференцированы в зависимо­сти от отрасли производства, в которой осуществляет де­ятельность страхователь.

Ставки также дифференцируются внутри одной от­расли в зависимости от степени риска производственно­го процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом объекте.

Страховые платежи уплачиваются в процентах от раз­мера годового оборота предприятия.

На основании данных об уплате платежей страховате­лю выдается страховое свидетельство. С этого момента договор экологического страхования вступает в юриди­ческую силу.

Получателем страхового возмещения может высту­пать не только страхователь, но и третье лицо, например, собственник имущества, сдавшего его в аренду и потер­певшего убыток в результате экологической аварии. Обя­занность арендатора произвести страхование в пользу собственника арендуемого природного объекта может иметь место только в том случае, если арендодатель вклю­чил в арендную плату отчисления на экологическое стра­хование. В случае если экологическое страхование при­родного объекта не предусмотрено договором, арендатор такой обязанности не несет. —

25.Правовые основы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Экономический механизм природопользования — это совокупность мер правового воздействия на природопользователя в целях формирования экономического интереса последнего в соблюдении требований рацио­нального природопользования, а также в целях создания экономической основы компенсации вредных послед­ствий, вызванных деятельностью природопользователя.

Основными методами экономического .регулирова­ния охраны окружающей среды являются:

1) платежи в области природопользования;

2) финансирование природоохранных мероприятий;

3) экономическое стимулирование рационального природопользования;

4) планирование природоохранной деятельности.

Лицензирование природопользования

Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности и предоставление лицензий регулируется ст. 30 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Лицензирование природопользования – проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых,она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца (фондодержателя); во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих,является средством регулирования рационального природопользования .

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок действия лицензий может быть разным – от одного года до десятков лет (разработка месторождений), но продлевается лицензия каждый год. Количество лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других-факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал. Отказ в выдаче лицензий, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет территориально-отраслевой орган администрации субъектов Российской Федерации, городов федерального значения.

Природоресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологическихи санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования одновременно решаются две взаимоувязанныезадачи – охраны и регуляции.

Лицензия выдастся уполномоченным государственным органом экологического управления. Такими органами являются МПР России, его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетентностьэтих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. Известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования .

Существуют следующие виды лицензий.

1) Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о предоставлении земель определенному субъекту или о продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т. д. . Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению – для ведения крестьянского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т. д.

2) Лицензия на использование недр выдается (в соответствии с Законом РФ «О недрах» о порядке лицензирования на пользование недрами администрацией республики, области, края совместно с территориально-отраслевым органом федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов (МПР РФ) на: геологическое изучение территории страны, геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, работы не связанные с геологией и горным делом (строительство и эксплуатацию подземных сооружений и т. д.) Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией .

3) Лицензия на использование вод. Водный кодекс РФ различает общее и специальное водопользование, а также – обособленное водопользование. На специальное и обособленное водопользование администрацией и органами МПР России выдаются лицензии. Они удостоверяют право водопользователя на пользование водным объектом в определенных границах, в соответствии с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.

Водное законодательство России устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны. Организация системы лицензирования возложена: по поверхностным водам – на Роскомвод; по подземным водам – на Роскомнедра. Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам (Роскомвод, Роскомнедра).

По водным объектам федерального значения лицензия выдается органами Федерации, по объектам республиканского, краевого, областного значения – соответственно исполнительными и специальными органами республики, края, области. По объектам местного значения лицензии выдаются исполнительными и специальными органами района.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено или ограничено по субъективным или объективным причинам. Субъективные причины – нарушение условий лицензии, невыполнение мер по охране водного объекта. Объективными причинами могут быть изменения условий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и т. д. Законодательство РФ предусматривает меры административной ответственности за самовольное использование вод.

4) Лицензии на использование лесов. Основы лесного законодательства РФ предусматривают два вида лесопользования: основное и побочное . К основному относится заготовка древесины и живицы; к побочному – сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота, рыболовство и т. д. Такое деление важно для характеристики лицензионного порядка в лесном хозяйстве. Основное лесопользование производится в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и правительство Российской Федерации:

– определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;

– устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регионам и лесхозам, т. е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прироста древесины;

– определяют общий объем древостоя, подлежащего вырубке в различных регионах;

– на основе данных лесосечного фонда и утвержденных нарядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.

Лесорубочный билет – это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.

Лесной билет – другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а также на побочные виды лесопользования (заготовка лекарственного сырья, сенокошение, пастьба животных, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.К их числу относят принцип неистощительного использования лесов, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохранных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Одна из гарантий реализации данных требований – соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки.

Другой гарантией служит расчетная лесосека, позволяющая использовать принцип неистощительности лесов. Важное значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчетной лесосеки, т. е. о недопустимости замены и компенсации недорубки леса в одном регионе за счет переруба в другом.

Для человека и окружающей среды его обитания важна, прежде всего, охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности – группировка и расчетная лесосека.

5) Лицензия на использование животного мира. Закон РФ об охране и использовании животного мира определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охота на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитанных и эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.Лицензии на их пользование выдают органы государственной власти РФ по охране и использованию животного мира.

Лицензии выдаются и в случаепродажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (МПР России). На вывоз лекарственного сырья лицензия выдается также и Минздравом России.

6) Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс воздух используется прискладировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования состоит в следующем:

– инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом:

– определение на основе действующей ПДК предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;

– установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта:

– выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимити норма выбросов вредных веществ, срок действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Оставьте комментарий