Лицензирование в экологическом праве

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование — деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от организационно-правовой формы, а также физическим лицам,осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся окружающей среды.

Лицензия– мера публично-правового регулирования. Формы документов, выполняющих функции лицензирования:

• лицензия (право на пользование недрами, комплексное природопользование);

• разрешение (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов);

• ордер (лесорубочный, лесной билеты).

Виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуетсялицензия:

• непосредственное природопользование и охрана окружающей среды от вредных воздействий (экологическое аудирование, промышленное рыболовство и др.);

• деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая значение для окружающей среды (хранение нефтепродуктов, производство дезинфекционных средств и др.).

Виды лицензии:

• на природопользование:

а) комплексное;

б) на пользование отдельными природными ресурсами;

• на удаление отходов в объекты окружающей среды.

Виды лицензируемой деятельности в России в сфере охраны окружающей среды:

• утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);

• проведение природоохранных работ на территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;

• экологическая паспортизация оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов, территорий;

• проведение экологического аудирования производств и предприятий природопользователей и субъектов предпринимательства;

• осуществление деятельности, связанной с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов;

• утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасны

х для окружающей природной среды материалов и веществ;

• экологический консалтинг;

• проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе предпроектной и проектной документации.

Находиться в собственности

Законодательство находятся в ведении

ВОПРОС N 33. Свободно, без выдачи лицензий осуществляется

Отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере

ВОПРОС N 32. Экологические правоотношения — это регулируемые нормами экологического права

ВОПРОС N 31. К системе экологического права, как отрасли, не относится

ВОПРОС N 30. Экологическое право не может выступать в качестве

ВОПРОС N 29. С пользованием животным миром связан такой разрешительный документ, как

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. ордер

2. долгосрочная лицензия

3. разовая лицензия

4. распорядительная лицензия

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. отрасли науки

2. отрасли человеческой деятельности

3. учебной дисциплины

4. отрасли права

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. специальная часть

2. особенная часть

3. особая часть

4. общая часть

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды

2. охраны окружающей среды и природопользования

3. обеспечения экологической безопасности

4. природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. геологическое изучение недр

2. добыча всех известных полезных ископаемых

3. добыча общераспространенных полезных ископаемых

4. строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 34. Конституция Российской Федерации устанавливает, что земельное, водное и лесное

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

2. Российской Федерации и ее субъектов

3. только Российской Федерации

4. только субъектов Российской Федерации

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 35. Исходя из требований Конституции Российской Федерации, природные ресурсы не могут

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. совместной государственной и муниципальной

2. частной корпоративной

3. государственной

4. муниципальной

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

3. Процесс экологического лицензирования

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, — с другой.

Процесс экологического лицензирования начинается с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

В заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны данные о заявителе, а также вид деятельности, срок действия лицензии.

Наряду с заявлением представляются копия учредительных документов; копия свидетельства о государственной регистрации предприятия; документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г., требуется представить:

• сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональную пригодность;

• данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;

• экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий).

Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению.

Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, относятся в соответствии с Законом об экологической экспертизе к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости от их сложности и объема, срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 90 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.

Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 1994 г.1, одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической

Вестник Мэрии Москвы. 1995. № 1.

XII. Лицензионно-договорные основы природопользования

4. Особенности лицензионно-договорного регулирования

базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стажа и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности.

Важным для принятия решения о выдаче лицензии на приро-допользовайие и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании. Законодательство разрешает его с учетом видов лицензий. В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; данные о лице, которому она выдается; вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия; срок ее действия; условия осуществления данного вида деятельности; регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет. Срок действия лицензии продлевается в порядке, установленном для ее получения.

Продолжительность действия лицензии — один из важных факторов обеспечения принципа устойчивости права природопользования. Длительный срок ее действия создает природополь-зователю — обладателю лицензии необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Так как лицензирование в рассматриваемой сфере является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при определении содержания лицензии необходимо обеспечить соблюдение в процессе природопользования и других соответствующих видов деятельности всех требований, предусмотренных действующим экологическим законодательством.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе. Размеры платы определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Плата поступает в бюджет, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Соответственно лицензия выдается

после представления заявителем документа, подтверждающего оплату.

Регистрация лицензии производится уполномоченным органом после ее подписания и перед выдачей предприятию или лицу-заявителю.

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности. Общими основаниями такого рода являются:

• представление владельцем лицензии соответствующего заявления;

• обнаружение недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

• нарушение лицензиатом условий действия лицензии;

• невыполнение лицензиатом предписаний или распоряже-

|ний государственных органов или приостановление ими деятельности предприятия, организации, учреждения, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии законами РФ;

• ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица

1 качестве предпринимателя.

Оставьте комментарий