Локальное нормотворчество понятие

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Локальное нормотворчество: Вопросы теории и практики»

Актуальность темы исследования. Эффективное решение задач по преобразованию российского общества невозможно без надлежащего правового обеспечения соответствующих сфер общественных отношений, без нормативного воздействия на жизнь государства, общества и личности. Нормотворчество занимает центральное место в деятельности любого государства, именно по его результатам судят о степени демократичности, цивилизованности и культуры. В основе нормотворческого процесса лежат, с одной стороны, потребности постоянно развивающейся общественной жизни, а с другой — необходимость обеспечения базовых ценностей, характерных для любого государства и связанных с защитой прав и свобод личности, государственного суверенитета, национальных интересов и безопасности.

Реформа российского законодательства привела к усилению дис-позитивного начала в регулировании общественных отношений. В связи с принятием в 1994 году Гражданского кодекса Российской Федерации, в 2001 году — Трудового кодекса Российской Федерации, в 2004 году -Жилищного кодекса Российской Федерации усилилась роль локальных нормативных актов в регулировании общественных отношений права, а возможности организаций и различных общественных объединений в создании собственных нормативных актов, регулирующих различные сферы их деятельности — существенно расширились.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года также еще раз акцентировал внимание на указанных выше аспектах. В частности одной из серьезных социально-экономических задач он считает проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства. И здесь, прежде всего, выделены меры по стабилизации гражданского оборота, кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.

Президент РФ словами русского философа И. Ильина указал на то, что «государство не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт и без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей. Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане. Не налагать руку на самостоятельность, а развивать ее и всячески помогать ей».1

В этой связи, исследование природы локального нормотворчества выступает в качестве актуальной задачи теории права и государства, что отражается и в наличии различных точек зрения правоведов по данному вопросу. В системе правового регулирования общественных отношений оно занимает одно из ключевых мест. От того, в какой мере локальные нормы выражают потребности и интересы субъектов предпринимательства, и от того насколько эффективно они воздействуют на регулируемые ими корпоративные отношения, зависит во многом решение задач, стоящих перед обществом. Поэтому изложение теоретических основ формирования локальных нормативных актов как внутренних документов организации, изучение особенностей их разработки и рассмотрение вопросов применения, безусловно, будет способствовать повышению уровня разработки и реализации локальных нормативных актов в конкретных организациях.

Однако в современной юридической науке пока отсутствует глубокое комплексное исследование правовой природы и сущности локального нормотворчества и связи с этим локальных актов субъектов предпринимательства, учитывающее новеллы российского законодательства, что обусловило актуальность данной темы диссертационного исследования и предопределило ее выбор.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 года //Парламентская газета, 2005,26 апр.

Данное обстоятельство вызвано, в частности тем, что теория и практика локального правотворчества всегда носила и носит междисциплинарный характер, вызывая живой интерес, как теоретиков юридической мысли, так и практиков.

Н.И. Хабибулина, Г.Т. Чернобель, А.Ф. Шебанов, И.С. Шиткина, И.И. Шувалов, Н.В. Щербакова, А.В.Якушев и др.

Начало научной разработки вопросов локального регулирования было положено в 20-х годах прошлого столетия исследованиями, посвященными коллективному договору как источнику права. В этот период появились работы И. Войтинского, Я.А. Канторовича, В.М. Дога-дова, JI.B. Забелина и др., в которых исследовались локальные договоры.

В середине 60-х годов XX в. после начала экономической реформы на предприятиях активизировался процесс принятия различных локальных нормативных актов (положения о премировании, о выплате вознаграждений по итогам года и др.). Это вызвало новую волну научных исследований проблем локального регулирования. Появились специальные исследования по этим вопросам (И.Н. Каширина, Ф.М. Ле-виант, В.А. Тарасова и др.), которые имеют большое значение для общетеоретического осмысления проблем локального регулирования.

В последние годы к данным проблемам обращались Ю.А. Тихомиров, Л.И. Антонова, о необходимости и актуальности изучения сущности локального нормотворчества упоминается в работах Т.В. Кашани-ной, P.O. Халфиной, И.С. Шиткиной и др.

Однако, несмотря на достаточное количество научной литературы по проблематике правотворчества вообще, локального нормотворчества — в частности, проблема его осуществления в современных условиях содержит немало вопросов и аспектов, требующих переосмысления, что связано со сложностью и многогранностью темы, с выдвигаемыми задачами повышения эффективности процесса правотворчества, механизма правового регулирования в целом (особенно в сфере понятийных характеристик данной юридической деятельности, ее видов, социального и юридического механизмов, условий и путей оптимизации).

Объект исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с разработкой, принятием и применением локальных нормативных актов.

Предмет исследования составляют локальное нормотворчество, его принципы, стадии, процесс.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей диссертации состоит в теоретико-правовом анализе правового понятия локального нормотворчества, изучении и раскрытии его особенностей, а также в комплексном изучении понятий «локальный нормативный акт», «локальная норма», в определение круга субъектов и предмета локального нормотворчества, в выявлении факторов, влияющих на степень эффективности разработки и применения различных видов локальных нормативных актов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• определить понятие, принципы и характерные особенности локального нормотворчества;

• проанализировать понятие локальных норм и локальных нормативных актов, их виды, формы, содержание;

• выявить соотношение локальных норм с другими видами социальных норм, проведя исследование предмета локального нормотворчества и субъектов локального нормотворчества;

• изучить процесс локального нормотворчества, его принципы и стадии, охарактеризовать их содержание, указав факторы, от которых напрямую зависит степень эффективности разработки и применения локальных нормативных актов и локальных правовых норм.

Методологическую основу исследования составили приемы и способы познания, выявленные и разработанные в юридической науке и апробированные юридической практикой, общенаучные (системный, исторический, структурно-функциональный и др.), общелогические (анализ, абстрагирование, сравнение, моделирование и др.) и частно-научные (сравнительное правоведение, толкование и др.) методы исследования.

Основой диссертационного исследования выступает диалектический метод как всеобщий метод научного познания.

Теоретическую основу диссертации составили научные исследования ведущих ученых о государстве и праве, а также монографическая и учебная литература.

Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, локальные нормативные акты различных организаций и учреждений.

Эмпирической базой исследования стали статистические и другие материалы, относящиеся к предмету исследования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что работа является одним из первых монографических исследований правовой природы локального нормотворчества, вопросов совершенствования нормотворческой деятельности субъектов предпринимательства в современных условиях реформирования экономики в нашей стране. С учетом изменений, произошедших в ходе проведения реформ в области экономики, права и социальной сфере, а также на основе исследований ученых-юристов, специалистов по региональному и корпоративному управлению была продолжена разработка теоретических и методологических аспектов локального нормотворчества.

В частности, проведен системный анализ таких понятий как: локальное нормотворчество, локальный нормативный акт; выявлено соотношение локальной нормы с другими видами социальных норм в системе нормативного регулирования, определены предмет и круг субъектов локального нормотворческого процесса, указаны факторы, оказывающие непосредственное влияние на степень эффективности локального нормотворчества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На современном этапе правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рамках отдельно взятой организации (предприятия) значительно возрастает роль локального нормотворчества как способа воздействия на поведение людей, составляющих единый коллектив (производственный, учебный, научный и др.) с помощью норм, выработанных самим же коллективом.

2. Даны авторские определения локального нормотворчества, а также локальной нормы, тем самым уточнен понятийный аппарат.

Локальное нормотворчество — это деятельность управомоченных субъектов, являющаяся частью механизма правового регулирования, осуществляемая на делегированной или компетенционной основе и направленная на разработку, принятие и установление норм (правил) общего характера, регламентирующих разнообразные сферы деятельности организации, а также взаимоотношения, складывающиеся между ее членами.

Локальная норма — это правило поведения, принимаемое в организации ее коллективом (органами его представляющими) для регулирования отношений, складывающихся в пределах данной организации, и не противоречащее действующему законодательству.

3. Предметом локального нормотворчества являются общественные отношения частноправового характера, когда используется диспози-тивный метод, а также публично-правового характера, когда используется императивный метод. Особое значение в сфере локального нормотворчества имеет рекомендательный метод, позволяющий в большей степени учитывать как публично-правовые, так и частноправовые интересы его участников.

4. Локальное нормотворчество значительно отличается от централизованного кругом субъектов, участвующих в его процессе. Собственник или сособственники имущества являются полноправными субъектами локального нормотворчества, поскольку осуществляют свои права по управлению имуществом или организацией непосредственно или через уполномоченный ими на то орган — руководителя организации, выступающего их представителем.

Следовательно, субъектами локального нормотворчества являются: собственник, работодатель, работники и их представители.

5. Поддерживается и дополнительно аргументируется идея о том, что нормотворческая деятельность в области локального правового регулирования складывается из трех этапов. Первый — предпроектный, второй — подготовки проектов локальных нормативных актов, третий -принятия и вступления в силу локальных нормативных актов.

Каждый этап состоит из стадий, которые включают в себя относительно обособленные комплексы общественных отношений определенного вида, осуществляемых (возникающих) при создании локальных нормативных актов, а также локальных норм.

6. Основополагающим условием эффективности процесса локального нормотворчества является последовательное стимулирование правовой активности субъектов локального нормотворчества. Поведение субъектов локального нормотворчества в этих случаях приобретает активный, инициативный характер и не выходит, при этом, как правило, за рамки, установленные законом.

7. Степень эффективности разработки и применения локальных нормативных актов и локальных норм находится в прямой зависимости от следующих факторов:

• прогнозирования последствий принимаемых локальных нормативных актов;

• точного и четкого определения предмета локального нормотворчества (т.е. тех общественных отношений или их группы, необходимость правового урегулирования которых объективно существует);

• максимального учета общественного мнения, как в процессе разработки локальных нормативных актов, так и во время согласования и доработки проектов;

• вовлечения широкого круга специалистов в процесс разработки локальных нормативных актов;

• степени владения разработчиками локальных нормативных актов навыками и приемами юридической техники;

• создания действенных механизмов по неукоснительному воплощению норм локальных нормативных актов в правоприменительной деятельности той или иной организации, включая меры, проводимые с целью обобщения, анализа, закрепления положительного опыта, достигнутого в сфере реализации локальных нормативных актов;

• строгого соблюдения требований законности, как в процессе разработки, так и применения локальных нормативных актов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется широким использованием юридической и иной литературы, статистических и практических материалов, нормативных источников, применением современных методов научного исследования.

Практическая и теоретическая значимость результатов исследования определяется его направленностью на совершенствование правовых и организационных основ нормотворческой деятельности в области локального регулирования.

Разработанные в ходе исследования теоретические положения и практические рекомендации могут иметь значение для совершенствования нормотворческой деятельности различных организаций, учреждений и предприятий.

Результаты настоящего исследования могут быть также использованы в учебном процессе и научных исследованиях по вопросам теории права, которые касаются проблем нормотворческой деятельности вообще и локального нормотворчества конкретной организации — в частности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационная работа подготовлена на кафедре правоведения Коломенского государственного педагогического института.

Полученные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры, изложены в опубликованных научных статьях, в выступлениях на теоретических семинарах, научно-практических конференциях «Политика. Власть. Право» (Санкт-Петербург, Коломна, 2003-2005), «Актуальные проблемы гражданской ответственности» (Коломна, март 2005).

Положения и выводы диссертационного исследования также внедрены и используются при подготовке и проведении лекций и семинарских занятий по курсу теории государства и права, правоведения в учебном процессе Коломенского государственного педагогического института, в практической юридической деятельности.

Структура и объем диссертации обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Библиографическое описание:



За последние несколько десятков лет многие сферы общественной жизни в России претерпели существенные изменения, в частности социально-экономическая сфера. Распад СССР положил начало неоднократно откладывающейся экономической реформе. Принятая на всенародном голосовании Конституция установила институт частной собственности и закрепила ее многообразие форм, что в свою очередь запустило процесс развития предпринимательской деятельности, а следовательно, и возникновение многочисленных хозяйствующих субъектов. Такие значительные изменения в социально-экономической жизни российского общества логично привели к необходимости модернизации правового регулирования в соответствии со сложившимися условиями.

Наличие большого количества относительно автономных от государственной власти предприятий, организаций, учреждений по всей стране несомненно требует эффективного механизма правового регулирования. Но регулирования не только на государственном уровне, регламентирующего общие для всех организаций процессы создания, ведения хозяйственной деятельности, ликвидации, адаптации к современным экономическим условиям и пр., но и на внутреннем, местном, локальном уровне. Такое местное регулирование осуществляется именно локальными нормативно-правовыми актами.

Рассматривая вопрос локального нормативного регулирования, следует отметить относительную «молодость» научных изысканий в этой области.

Хныкин Г. В. в своем диссертационном исследовании периодизирует историю формирования и развития локального нормотворчества в пять этапов. При этом начало первого этапа он относит к первой половине XIX века и связывает его с появлением отечественного трудового права .

Вместе с тем, начало монографических исследований в области локального нормотворчества датируются второй половиной 1960-х годов, а законодатель хоть и определил в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ содержание локальных нормативных актов, но сделал это настолько обще и неконкретизированно, что данный вопрос по-прежнему требует внимания к его изучению и разработке. Обратимся к некоторым определениям локального нормативно-правового акта, предлагаемым современными исследователями.

По мнению Власова В. И. локальные правовые акты это акты, создаваемые, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначенные для определенного круга лиц на определенной территории .

Шукаева Е. С. полагает, что локальный правовой акт — это подзаконный нормативный акт, соответствующий трудовому законодательству и актам социального партнерства, принимаемый работодателем в порядке реализации нормотворческой функции работодательской власти, действующий в пределах организации, направленный на эффективную организацию внутренней хозяйственной жизни предприятия, разумное управление трудом и капиталом .

Пытикова Т. А. и Бошно С. В. определяют локальные нормативные акты как самостоятельный правовой феномен, имеющий особую природу, не сливающийся с нормативными актами и не образующий с ними единую систему .

Таким образом, на сегодняшний день дефиниция локального нормативно-правового акта до сих пор не имеет четкого закрепления в российском законодательстве, что порождает неоднозначность позиций по поводу того, какие документы следует к ним относить.

Для того, чтобы дать наиболее точное, емкое и содержательное определение локального нормативно-правового акта, предлагаю рассмотреть характеризующие его признаки.

1) Нормативность. К понятию нормативности и его содержанию есть несколько подходов, однако, основополагающими являются два таких универсальных ее признака как:

– возможность неоднократного применения;

– неперсонифицированность адресата.

Нормативность предполагает, что нормы права регулируют не отдельный случай, а повторяющиеся, типичные ситуации и группы отношений в организации, состоят из правил поведения общего характера . Неперсонифицированность (неопределенность) адресата указывает на то, что локальный нормативный акт распространяет свое действие не на индивидуально определенное поименованное лицо, а на круг лиц, объединенных каким-либо общим признаком. Например, на всех работников конкретной организации или на их часть, ограниченную определенным структурным подразделением.

2) Формальная определенность. Локальный нормативно-правовой акт всегда имеет письменную форму и требует при создании соблюдения требований юридической техники. Такие требования унифицированы и закреплены на законодательном уровне в виде государственных стандартов и методических указаний. Так, регламентации подлежит нумерация страниц, размер шрифта, размер отступов, межстрочный интервал текста документа, правила размещения эмблемы организации и товарного знака на бланке, грифа утверждения, формы изложения текста и другие многочисленные реквизиты организационно-распорядительных документов .

3) Общеобязательность. Данный признак локального нормативно-правового акта говорит об обязательности исполнения установленного таким актом правила поведения для всех, кто подпадает под сферу его действия. Следует отметить, что общеобязательность обусловлена наличием механизма юридической ответственности. Так, статья 192 Трудового Кодекса РФ не только устанавливает применение дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, но и определяет виды таких дисциплинарных взысканий, а именно: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям . Таким образом, за нарушение локальных нормативно-правовых актов возможно наступление юридической ответственности, что говорит о правовом характере локальных норм права.

4) Принятие уполномоченным субъектом нормотворчества. Основным субъектом локального нормотворчества является работодатель. Локальные нормативно-правовые акты могут быть приняты руководителем организации только в пределах его компетенции. Так, Веселова Е. Р. выделяет четыре вида локального нормотворческого процесса: самостоятельное нормотворчество работодателя, нормотворчество работодателя с учетом мнения представительного органа работника, нормотворчество работодателя по согласованию с выборным представительным органом трудового коллектива, совместное нормотворчество работодателя и трудового коллектива .

5) Подзаконный характер. Принимаемые локальные нормативно-правовые акты должны соответствовать и не могут противоречить другим нормативным актам, находящимся на более высших ступенях иерархии нормативных правовых актов. В противном случае они не подлежат применению, а к возникшим правоотношениям применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ) .

6) Действие локального нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц ограничено рамками отдельной организации. Принятие локального правового акта непосредственно в организации Пытикова Т. А. и Бошно С. В. называют главным его признаком, подчеркивая тем самым внутриорганизационный характер локальных норм права .

Таким образом, на первый взгляд, локальные нормативно-правовые акты обладают всеми основными признаками, присущими нормативно-правовым актам. А с другой — имеют свои индивидуальные свойства, обосабливающие их от общего массива нормативно-правовых актов в России и позволяющие в связи с этим говорить об их феномене. К таким особым свойствам следует отнести специальный субъект локального нормотворчества, наделенный государством соответствующей компетенцией; действие лишь на определенных участках общественных отношений и в пределах отдельной организации; уточняющий, конкретиризирующий характер, восполняющий пробелы, допущенные законодателем.

Определенно заслуживает внимания позиция Рубайло Э. А., выделившего гуманистическую составляющую локального нормотворчества: локальный правовой акт может улучшать положение участников правоотношений, устанавливать дополнительные гарантии реализации их прав .

Также стоит отметить, что в отличие от нормативно-правовых актов, локальные нормативные акты способны максимально оперативно реагировать на происходящие изменения. Такая мобильность и динамичность обеспечивается в том числе относительно не бюрократичной и несложной процедурой принятия локальных нормативно-правовых актов.

Исходя из вышеизложенного, можно определить локальные нормативно-правовые акты как подзаконные нормативные акты, не исходящие напрямую от государства, но принимаемые уполномоченными им компетентными субъектами локального нормотворчества, принимаемые согласно установленной законодателем процедуре и требованиям юридической техники, направленные на регулирование общественных отношений в пределах отдельной организации, несоблюдение которых может повлечь наступление юридической ответственности.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): акт, локальное нормотворчество, локальный нормативно-правовой акт, круг лиц, локальный правовой акт, отдельная организация, юридическая ответственность, правовое регулирование, трудовое законодательство, трудовой коллектив.

Оставьте комментарий