Материальная помощь бюджетным работникам

Содержание

Правила предоставления материальной выплаты

Материальная помощь при уходе в отпуск относится к суммам, которые выплачиваются один раз или регулярно. Этот вид поощрения не связан с осуществлением работником своих функций, фактически отработанным временем или иными показателями.

На фирме подобная поддержка может называться также премией или пособием, но в большинстве случаев она значится именно как «материальная помощь».

В зависимости от основания предоставления данные выплаты можно разделить на следующие виды:

  • поощрительные;
  • социальные.

К первому виду относят единовременные доплаты, которые перечисляют в большинстве случаев в конце каждого года. Они являются поощрением человека, стимулирующим его трудоспособность. Такая выплата может начисляться и несколько раз в год по решению руководства.

К социальным доплатам можно отнести суммы, перечисляемые работнику по следующим причинам:

  • необходимо лечение;
  • семья сотрудника является многодетной и нуждающейся в поддержке;
  • по случаю бракосочетания;
  • по случаю смерти близкого родственника;
  • из-за ущерба, причиненного здоровью трудящегося, в результате аварии или иного происшествия;
  • иные причины.

Важно! Определения списка оснований для предоставления такой матподдержки находится в компетенции самого работодателя. Причины могут различаться в разных организациях.

Существует также добавка к отпускным по результатам труда. Она выплачивается, если гражданин отличился в своей деятельности перед предприятием.

Внимание! Лицам, которые получают заработную плату из средств бюджета, тоже вправе рассчитывать на дополнительную сумму к отпускным.

Нормативная база, регулирующая начисление допвыплат

Трудовой Кодекс не содержит положения, которое раскрывает такое понятие, как материальная помощь при уходе в отпуск. Но данный вид начислений применяется на практике и закреплен в иных нормативных актах.

Если допвыплата является поощрительной и не связана с нуждой получателя, она будет частью заработной платы сотрудника. Ее начисление регулирует часть 1 статьи 129 ТК РФ. В подобных случаях необходимость выплаты средств должно быть закреплено в локальных или ведомственных нормативных актах организации. Она может быть фиксированной или рассчитываться, исходя из результатов деятельности трудящегося.

В статье 40 ТК РФ предусмотрена возможность заключения на фирме коллективного контракта, который регулирует социально-трудовые отношения.

Скачать для просмотра и печати:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (ТК РФ)

В текст такого соглашения могут быть включены положения о начислении материальной поддержки работникам при наличии каких-либо причин. В большинстве случаев эти основания связаны с нуждой гражданина. В таком случае выплата будет являться мерой соцподдержки.

Обратите внимание! Выплата к отпускному периоду бюджетникам обязательна. Она закреплена в законе № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года в пункте 6 части 5 статьи 50.

Доплата в государственных учреждениях

Государственных служащих законодатель относит к отдельной категории работников, поскольку их деятельность связана, в первую очередь, с надзором за соблюдением положений нормативной базы РФ и прав граждан. Их отношения с работодателем регулируются отдельными законами федерального уровня.

Матпомощь к периоду отдыха для таких трудящихся также закреплена в ФЗ № 79 «О государственной службе». В пункте 6 части 5 статьи 50 данного нормативного акта содержится положение, определяющее необходимость перечисления матподдержки госслужащему, который уходит в основной отдых. Она является дополнением к выплате отпускных, установленных статьей 135 ТК РФ для всех трудящихся.

Размер такой компенсации регламентируется федеральным законодательством и не зависит от финансового положения организации. Согласно пункту 14 Приказа Министерства Труда № 163н матпомощь выплачивается в виде двух окладов с первого года работы.

Право на такое начисление гражданин получает после того, как отработает не менее полугода в организации. Сама помощь перечисляется на основании заявления госслужащего, которое он прилагает к основной заявке о предоставлении отпуска.

Данное начисление положено только к основному отпускному периоду. Допотпуск для этой категории трудящихся также установлен ФЗ № 79, но к нему подобные средства не перечисляются.

Матпомощь будет выплачена госслужащему один раз в полном объеме, даже если он решит разделить отпускной период на несколько частей. В таком случае служащий вправе согласовать с руководством, к какому именно периоду ему выплатят средства.

На подобную поддержку имеют право и иные категории бюджетников. Так, работники муниципальных органов на основании статьи 5 ФЗ № 25 приравнены к госслужащим, а значит, могут пользоваться правом на матпомощь. Условия предоставления и порядок оформления для них аналогичен, но размер компенсации определяется на муниципальном уровне, поскольку финансирование осуществляется из средств местного бюджета.

Обратите внимание! Несмотря на то, что отношения между госслужащими и работодателем регулируются отдельными нормативными актами, на них распространяются нормы ТК РФ, регламентирующие обязанность перечисления данной компенсации не позднее, чем за три дня до начала отпускного периода.

Доплата в коммерческих организациях

Коммерческие организации вправе распоряжаться полученной прибылью самостоятельно. Они по собственному усмотрению могут установить на предприятии подобную меру поддержки и стимуляции к труду работников.

Поскольку ТК РФ не содержит императивных норм, регламентирующих предоставление матпомощи к отпуску, условия и размер поддержки зависят от решений самого руководства компаний, закрепленных в локальных актах.

Руководство самостоятельно определяет размер и период, по истечению которого сотрудник получает право на эту денежную сумму. Так, можно зафиксировать, что она будет выдаваться после того, как человек отработает год. Трудящийся сможет уйти в отпуск и через полгода, но допвыплату получит только в следующем году.

Также у предприятия имеется возможность закрепить разные размеры поддержки для каждой категории сотрудников. Так, лица, занимающие руководящие должности могут получать компенсацию в виде двух окладов, а рядовые сотрудники в размере одного.

При этом порядок оформления данной матподдержки будет для всех одинаков.

Внимание! Несмотря на предоставленную законодателем свободу в определении размеров и причин предоставления этого вида допвыплат, работодатель не должен ухудшать условия труда и его оплаты по сравнению с нормами ТК РФ.

Оформление и порядок начисления

Согласно статье 123 ТК РФ руководство организации предупреждает трудящегося о времени отдыха за две недели до его начала в письменном уведомлении.

Сотрудник, желающий получить матпомощь, должен написать заявление о ее предоставлении, и приложить его к основной заявке на отдых.

Законодательная база не содержит закрепленного шаблона подобного документа, поэтому составляется он в свободной форме. В большинстве случаев необходимо указать следующие сведения:

  1. Данные руководителя фирмы;
  2. Наименование организации;
  3. Сведения о заявителе;
  4. Должность и отдел, в котором трудится заявитель;
  5. Просьба о выдаче матпомощи;
  6. Основание или причина для выдачи. Это может быть коллективный договор или иной нормативный акт. Если матпомощь выплачивается связи с наступлением какого-либо обстоятельства, необходимо его указать;
  7. Дата начала и окончания периода отдыха;
  8. Дата оформления заявления и личная подпись.

На предприятии может быть принят свой шаблон этого документа, который адаптируется под каждый конкретный случай.

Скачать для просмотра и печати:

Образец. Заявление на материальную помощь к отпуску

Положенная сумма выплачивается вместе с отпускными.

Руководство предприятия должно оформить два приказа. Первый издается в связи с предоставлением периода отдыха по форме Т-6. Второй фиксирует начисление и издается в произвольной форме.

Пример расчета суммы доплаты и налогообложение

К социальной доплате будут применяться следующие положения нормативной базы:

  1. Согласно статье 270 НК РФ данная сумма не подлежит налогообложению, если не превышает 4000 рублей. В бухучете она указывается, как «не учитываемые расходы»;
  2. Если выплачивается больше 4000 рублей, то с излишка отчисляется НДФЛ и страховые взносы согласно статье 217 НК РФ;

Важно! Если перечисляется поощрительная матподдержка, она является частью заработной платы и облагается НДФЛ в общем порядке.

Расчет допвыплаты производится в соответствии с локальным актом компании.

Пример.

Лисицкая М.А. подала заявление на доплату к отпуску. Согласно нормам коллективного договора, ей положена половина от оклада, который составляет для ее должности 29 000 рублей.

Необходимо определить сумму матпомощи:

29000 ×50%=14 500 рублей

Поскольку данная выплата не является социальной, необходимо удержать НДФЛ и страховые отчисления:

14 500 ×13%+14 500×22%=1 885+3190=5075 рублей

Итоговая сумма компенсации составит:

14 500-5075=9425 рублей

Если сотрудница подает заявку о перечислении ей социальной поддержки, к примеру, для лечения, база для налогообложения и исчисления страховых платежей составит:

14 500-4 000=10 500 рублей

Размер отчисляемого налога и страховых платежей:

10 500×13%+10 500 × 22%=1365+2310=3675 рублей

Итоговая компенсация составит:

14 500-3675=10 825 рублей

Ошибки и нарушения при предоставлении и расчете отпускных гражданским (муниципальным) служащим

М. Зарипова
Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 7/2015

В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Оно гарантируется всем лицам – как работающим по трудовому договору, так и заключившим контракт с нанимателем в лице государственного или муниципального органа. В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.

Порядок предоставления отпусков государственным (муниципальным) гражданским служащим регулируется федеральными законами:

  • от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  • иными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также отраслевыми документами, например, приказами Генпрокуратуры РФ от 02.03.2015 № 95 «Об утверждении Положения о предоставлении отпусков в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации», ФТС РФ от 31.03.2005 № 260 «Об утверждении Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации».

Соблюдение порядка предоставления отпусков

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Вышеперечисленные законы предусматривают, что ежегодный отпуск служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Продолжительность основного отпуска зависит от должности. Так, в соответствии с п. 3, 4 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

На основании ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется основной ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. При этом в названном законе сказано, что для лиц, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности может устанавливаться законами субъектов РФ. Например, в Законе Нижегородской области от 30.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» говорится, что муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 35 календарных дней. Аналогичное положение содержится в Законе Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге».

Отметим, что, кроме права на основной оплачиваемый отпуск, государственный (муниципальный) служащий имеет право на дополнительные отпуска:

  • ежегодный дополнительный отпуск за выслугу лет;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.

Наиболее часто наниматель сталкивается с предоставлением отпусков за выслугу лет, поэтому остановимся более подробно на данном виде отпуска. В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для государственного служащего исчисляется из следующего расчета: один календарный день за каждый год гражданской службы.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 40 календарных дней.

Что касается продолжительности дополнительных отпусков за выслугу лет, предоставляемых муниципальным служащим, в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ их продолжительность, установленная федеральными законами и законами субъекта РФ, не может быть более 15 календарных дней.

Обращаем внимание читателей, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. При составлении графика следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает работодателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории работников в удобное для них время – например, женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет (пп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235). Как отмечается в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 02.07.2014 по делу № 2-1729/2014, 33-533/2014, представитель нанимателя не вправе отказать женщине – гражданскому служащему, имеющему двух детей в возрасте до 12 лет, в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для нее время.

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права. Исходя из ст. 423 ТК РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поскольку Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 в настоящее время применяется в части, не противоречащей ТК РФ, нормы, закрепленные в данных документах, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, при составлении графика отпусков наниматель должен был учесть желание женщины о предоставлении ей отпуска в удобное для нее время.

Далее необходимо отметить, что п. 8 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ допускает предоставление отпуска по частям по заявлению гражданского служащего. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Аналогичного прямого указания, касающегося муниципальных служащих, нет, данная норма содержится лишь в ст. 125 ТК РФ.

Иногда причины деления ежегодного отпуска по частям отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 № 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

Во избежание между нанимателем и служащими спорных моментов рекомендуем при составлении графика отпусков учитывать приведенные выше положения нормативных актов.

Соблюдения порядка выплаты денежного содержания за отпуск

Как уже было отмечено выше, законодательство РФ гарантирует гражданскому служащему за время нахождения в ежегодном отпуске сохранение замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ).

Относительно периода нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих (далее – Правила № 562). Как следует из п. 5 названных правил, сохраняемое денежное содержание за время нахождения федерального гражданского служащего состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» — «г» п. 2 Правил № 562, к которым относятся:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил № 562).

Для справки

Заметим, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих значение среднемесячного числа календарных дней (29,3) применяется для отпусков, предоставляемых с 22.07.2014, до указанной даты использовалось число 29,4 (Письмо Минтруда РФ от 31.10.2014 № 18-1/В-815).

Кроме ежемесячного денежного содержания за время нахождения в ежегодном отпуске, федеральному гражданскому служащему один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п. 11 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Более конкретизированный порядок данной выплаты содержится в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу ФАС РФ от 13.10.2006 № 259 единовременная выплата к отпуску осуществляется гражданскому служащему одновременно с выплатой денежного содержания за период отпуска за текущий рабочий год. В случаях использования служащим отпуска частями выплата производится при использовании части отпуска не менее 14 календарных дней. Как отмечается в Апелляционном определении Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686, если наниматель не произвел выдачу единовременной выплаты перед уходом федерального гражданского служащего в отпуск, то данная денежная сумма должна быть учтена при исчислении денежного содержания при его увольнении. В связи с этим судом была взыскана с нанимателя в пользу бывшего гражданского служащего недоплаченная компенсационная выплата с учетом ст. 236 ТК РФ.

Единовременная выплата гражданскому служащему субъекта РФ осуществляется аналогично один раз в год в соответствии с законами субъектов РФ (п. 12 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). В данном случае необходимо отметить, что законодательством субъектов РФ может быть установлен порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, отличный от установленного для федеральных гражданских служащих. Такая позиция подтверждается Определением ВС РФ от 15.02.2012 № 47-Г12-1. В данном определении рассматривалась законодательная база по одному из субъектов РФ – Оренбургской области. Вопросы организации государственной гражданской службы в обозначенном субъекте РФ регламентированы Законом Оренбургской области от 30.12.2005 № 2893/518-Ш-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области». В соответствии со ст. 42 указанного закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания. Понятие денежного содержания приведено в ст. 46 и включает в себя месячный оклад и дополнительные выплаты, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом порядок учета данных выплат при расчете денежного содержания на период отпуска раскрыт в Правилах исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных Указом Губернатора Оренбургской области от 26.11.2007 № 159-у. Исходя из п. 4 данных Правил при исчислении денежного содержания на период отпуска единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Определением ВС РФ № 47-Г12-1 поименованные нормы признаны соответствующими федеральному законодательству.

Что касается исчисления денежного содержания муниципального служащего на период его нахождения в отпуске, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ его размер определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. На практике данная трактовка вызывает вопросы, касающиеся исчисления суммы отпускных, поэтому рассмотрим ее более подробно и отметим ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Статья 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливает единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В силу п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Как следует из ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Статьей 6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области», в частности, предусмотрено, что к дополнительным выплатам (в которые включаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты) относятся:

  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • материальная помощь.

В то же время на основании п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Таким образом, материальная помощь, выплаченная в связи с вступлением в брак или в связи со смертью близкого родственника, носит социальный характер, то есть не имеет отношения непосредственно к трудовой деятельности. Аналогичная позиция имеется в судебной практике. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 29.11.2012 № 33-2696 пришел к выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, находится вне системы оплаты труда (см. также Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 № 33-2190).

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 суд отметил: несмотря на то что материальная помощь входит в систему оплаты труда муниципального служащего, она определена как дополнительная выплата и не связана с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа имеющейся судебной практики можно сделать вывод, что материальная помощь, выплаченная муниципальному служащему, не должна участвовать в расчете денежного содержания начисляемого на период нахождения муниципального служащего в отпуске.

Аналогичным образом в расчете не должны участвовать разовые премии к празднику, не предусмотренные системой оплаты труда муниципальных служащих нанимателя (муниципального органа) (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 27.06.2012 по делу № 33-2711/2012г).

Что касается единовременной выплате к отпуску, она также не включается в расчет суммы отпускных, поскольку носит социальный характер (компенсация к отпуску) и выплачивается служащему вместе с денежным содержанием перед уходом в отпуск.

Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск

В силу п. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Например, если отпуск предоставляется работнику с 01.09.2015, отпускные нужно выплатить не позднее 21.08.2015.

Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.

Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686).

Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы у данного нанимателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, когда суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Возможно ли нанимателю вернуть излишне выплаченные денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 11-37421/2013).

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.

* * *

Сформулируем основные выводы:

  1. Гражданский служащий имеет право на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
  2. Отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, при составлении которого следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает нанимателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории служащих в удобное для них время.
  3. При расчете денежного довольствия, выплачиваемого перед уходом в отпуск, следует учитывать нормы законодательства РФ, законов субъектов РФ, нормативных актов местного самоуправления и ведомственных отраслевых документов.
  4. Выплата отпускных производится в строго установленные сроки; если отпускные выплачены несвоевременно, у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки.
  5. Наниматель может требовать от гражданина при увольнении суммы излишне выплаченных отпускных только в добровольном порядке.

В большинстве случаев итоговый заработок сотрудников большинства современных предприятий включает в себя не только оклад или тарифную ставку, установленную при заключении трудового договора, но и множество других дополнительных выплат. Это могут быть премии, различные надбавки и компенсации, доплаты и прочие виды денежных вознаграждений.

Одним из видов таких дополнительных выплат является материальная помощь к отпуску, предусмотренная во многих бюджетных учреждениях. Стоит более подробно ознакомиться с порядком ее расчета и особенностями оформления.

Законодательное регулирование

Правила выплаты заработной платы установлены ст. 136 ТК РФ. В этой же статье указывается и на необходимость оплаты отпуска работника не менее чем за три дня до его начала. Но никаких других выплат, кроме отпускных, в действующем трудовом законодательстве больше не предусмотрено.

Однако ст. 135 и 144 ТК РФ устанавливают, что отдельные предприятия, учреждения и организации могут самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда.

В частности, устанавливать для работников различные надбавки и компенсационные выплаты. Официально это закрепляется во внутренних локальных актах: коллективных договорах, соглашениях, положениях о премировании и оплате труда и т. д.

Однако в отношении некоторых категорий работников действует не только Трудовой кодекс, но и дополнительное законодательство. Например, в ст. 50 ФЗ «»О государственной гражданской службе РФ» установлено, что гражданские служащие могут претендовать на ряд дополнительных выплат, помимо основного оклада. В частности, одной из таких выплат и является материальная помощь, которая полагается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Кому полагается и в каких случаях выдается?

К материальной помощи относятся выплаты, которые не связаны с выполнением сотрудником его трудовых функций или направлены на социальную поддержку подчиненного.

Помимо ситуаций с отпуском, она также может выплачиваться в случае болезни или смерти сотрудника или членов его семьи, при регистрации брака или рождении ребенка и т. д.

Поскольку необходимость в выплате матпомощи установлена федеральным законом РФ, то ее перечисление является обязательным для всех гражданских служащих.

К работникам, которые также могут претендовать на получение помощи, относятся все служащие бюджетных сфер, например:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • культуры;
  • социальной помощи;
  • науки и т. д.

Для гарантии получения помощи ее выплата должна быть предусмотрена в локальных нормативных актах учреждения. Но даже если в документах такое положение отсутствует, работник все равно вправе написать заявление на получение помощи и подать его руководителю. Если средства бюджета конкретного учреждения позволят произвести выплату, работодатель может это сделать.

Данный вид помощи выплачивается один раз в году при оформлении работником ежегодного отпуска. Если он оформляется дважды за год, по частям, то помощь выплачивается при уходе работника в отпуск в первый раз.

Как известно, в случае увольнения работник может получить компенсацию за отпуск, если он за текущий период был полностью или частично не использован. Однако на выплату материальной помощи это не распространяется — ее получение возможно лишь при оформлении отпуска. Исключением может быть только ситуация, когда это прямо предусмотрено в коллективном договоре.

В некоторых случаях сложности с выплатой помощи могут возникнуть и в ситуации, когда работник уходит в отпуск перед увольнением. Поэтому наиболее безопасным вариантом является предоставление заявления на увольнение уже после окончания отпуска и выплаты материальной помощи.

Для получения помощи (впрочем, как и самого отпуска) сотрудник должен отработать в бюджетном учреждении не менее полугода.

Только после этого у него появляется право как на оформление и оплату отпуска, так и на матпомощь.

Порядок оформления и составление заявления

Выплата материальной помощи к отпуску, предусмотренная во внутренней документации учреждения, должна происходить на основании письменного заявления работника. Именно составление этого документа и является первым этапом оформления выплаты.

В законодательстве не предусмотрено установленной формы заявления на выплату материальной помощи, поэтому в большинстве случаев оно составляется произвольно или же по образцу, предоставленному руководителем. Специфика матпомощи к отпуску состоит в том, что сотрудник вообще вправе не писать отдельное заявление — просьба о ее выплате может быть указана в заявлении на отпуск.

Как составить заявление?

Например, основной текст документа может быть такой: «Прошу предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск с 20.06.16 на 28 календарных дней и материальную помощь в размере двух окладов, предусмотренную коллективным договором». Однако более подробную формулировку лучше все же уточнить у работодателя.

Кроме этого, о необязательном характере написания заявления говорит и тот факт, что выплата материальной помощи предусмотрена локальными актами учреждения.

Поэтому перечисление этой суммы работнику вместе с отпускными должно происходить в обязательном порядке, независимо от того, просил он об этом в письменной форме или нет.

Основные правила составления заявления:

  • заявитель должен указать не только свое имя и фамилию, но также должность и место работы (например, конкретное структурное подразделение);
  • документ составляется на имя руководителя учреждения, главного бухгалтера или председателя профсоюза (это определяется внутренними документами организации);
  • после основного текста ставится дата составления документа и подпись работника.

После заявление рассматривается ответственным лицом, которое принимает решение о выплате помощи или отказе в ней. Если в результате рассмотрения было принято положительное решение, то дальше распоряжение о выплате передается в бухгалтерию. После проведения расчетов помощь выплачивается в порядке, предусмотренном и для отпускных, то есть минимум за три дня до начала отпуска.

Размер пособия по безработице зависит от размера средней заработной платы с прошлого места работы.
О преимуществах для пенсионеров, живущих в Москве и области, читайте .
Вы считаете, что достойны лучшей зарплаты? Тогда пора писать служебную записку о повышении заработной платы. Образец вы найдете в этой статье.

Законный отказ от перечисления матпомощи возможен только в том случае, если она не предусмотрена во внутренней документации предприятия. Во всех остальных ситуациях отказ в реализации законного права на выплату трактуется как нарушение работодателем трудового законодательства.

На практике законный отказ также возможен, если:

  • сотрудник не отработал положенный срок в шесть месяцев;
  • после отпуска работник собирается уволиться (особенно это касается ситуаций, когда календарный год отработан не полностью);
  • сотрудница уходит в декрет (однако в этом случае может полагаться другой вид материальной помощи, в связи с рождением ребенка).

В большинстве случаев все зависит только от положений нормативных актов работодателя (чаще всего коллективного договора). Поэтому стоит внимательно ознакомиться с документами, которые регламентируют вопрос начисления материальной помощи — работодатель не имеет права нарушать положения внутреннего законодательства.

Чаще всего в бюджетных учреждениях данная выплата все же предусмотрена, но вот ее размер напрямую зависит от финансирования и наполненности местного бюджета конкретного города или субъекта РФ.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Материальная помощь сотруднику

Денежное поощрение к отпуску, либо финансовая поддержка в определенных жизненных ситуациях предоставляется гражданам независимо от уровня их заслуг. В каждой организации существуют свои нюансы определения, расчета подобных выплат, которые прописываются во внутренних документах. Такими актами являются постановления, распоряжения, соглашения, трудовые договора сотрудников и т.д.

При наступлении основания сотрудник пишет соответствующее заявление и передает его руководителю. На основании приказа последнего бухгалтерия предприятия производит начисления. Получить финансовую поддержку от своей организации гражданин может в следующих случаях:

  • свадьба;
  • смерть близкого родственника;
  • рождение детей;
  • необходимость прохождения лечения;
  • тяжелое материальное положение:
  • отпуск.

В каждой организации существуют свои нюансы определения, расчета материальной помощи

Выплата материальной помощи производится предприятиями при наличии следующих источников дохода:

Вид предприятия Источник дохода
Бюджетные учреждения 1. Сэкономленные денежные средства, предусмотренные бюджетной сметой (в казенных учреждениях).
2. Субсидии из бюджета РФ, предусмотренные для производства подобных доплат (в бюджетных и автономных учреждениях)
Частные учреждения Прибыль

Материальная помощь соответствует следующим критериям:

  • начисляется вне зависимости от выполнения сотрудником его непосредственной трудовой функции;
  • направлена на удовлетворение социальных потребностей работника;
  • является правом организации, а не ее обязанностью (за исключением бюджетных организаций);
  • не зависит от эффективности деятельности ни учреждения, ни самого сотрудника.
  • носит нерегулярный характер.
  • сумма зависит от возможностей организации.

Одним из распространенных вариантов оказания материальной помощи сотрудникам является назначение финансовой поддержки к отпуску.

Распространенный вариант оказания материальной помощи сотрудникам – финансовая поддержка к отпуску

Получатели выплат

На заметку! В законодательстве не определяются категории трудящихся, имеющих право на подобные выплаты. Это означает, что все без исключения сотрудники предприятия могут рассчитывать на денежную поддержку перед уходом в отпуск.

Большое значение при расчете размера выплат и определении возможности их изначального существования играет финансовая состоятельность организации. Так, сотрудники частного предприятия, находящегося на грани банкротства, вряд ли могут рассчитывать на то, что их организация найдет возможность выделения из бюджета средств на нужды сотрудников. Работники государственных казенных организаций, также, могут быть лишены своего права в связи с дефицитом бюджета, повлекшего за собой отсутствие в казне организации необходимых денежных средств для поощрения сотрудников.

Данная выплата не положена следующим сотрудникам:

  • отработавшим менее 6 месяцев в организации (право на отдых появляется у граждан после 6 месяцев работы на новом месте);
  • уходящим в отпуск с последующим увольнением (если сотрудник после отпуска не выходит на свое прежнее место работы, то выплата ему материальной помощи с целью поощрения не имеет смысла);
  • уходящим в отпуск по беременности и родам (подобный отпуск не является ежегодным, не подразумевает с точки зрения трудового законодательства начисления дополнительных выплат беременным женщинам, помимо положенных им по закону пособий).

В законодательстве не определяются категории трудящихся, имеющих право на выплаты к отпуску

Процедура оформления материальной помощи

Оформление включает следующие этапы:

  1. Написание заявление. В нем гражданин оповещает руководство о своем намерении уйти в отпуск в указываемый промежуток времени и просит предоставить ему финансовую поддержку. Заявление можно не писать, если сотрудник уходит в отпуск, который был закреплен за ним графиком отпусков. В этом случае начисление материальной поддержки происходит обязательно, если оно предусмотрено внутренними актами. Если же сотрудник берет отпуск незапланированно, то требуется написать соответствующее заявление. В любом случае, наличие данного документа не будет лишним. Исключение составляют бюджетные организации, где право получения раз в год доплаты к отпуску предусмотрено федеральным законодательством и не требует дополнительного подтверждения в виде заявления.
  2. На основании установленных нормативными актами правил предоставления финансовой помощи сотрудникам при уходе в отпуск, на основании заявления работника составляется приказ руководителя организации о назначении сотруднику финансовой помощи. В документе указывается размер положенных выплат, определяемый на основании зарплаты сотрудника, его стажа работы и других показателей.
  3. Приказ направляется бухгалтеру для проведения соответствующих начислений.
  4. Бухгалтерия за три дня до даты начала отпуска перечисляет на лицевой счет сотрудника все положенные денежные средства (непосредственно отпускные и материальную помощь).

Видео – Материальная помощь сотрудникам

Образец приказа

Материальная помощь начисляется бухгалтерией организации вне зависимости от наличия заявления сотрудника на основании приказа. Документ составляется по унифицированному образцу и содержит следующую информацию:

  1. Наименование организации.
  2. Наименование документа – «Приказ».
  3. Дата составления документа, его порядковый номер.
  4. Наименование приказа.
  5. Основание (пункт коллективного договора, иного нормативного акта, содержащий сведения о назначении сотрудникам материальной помощи).
  6. Основной текст (распоряжение руководителя с указанием должностного лица, на которое возлагается обязанность по исполнению распоряжения).
  7. Информация о заявлении. Если основанием приказа является не только пункт локального нормативного акта, но и непосредственное заявление сотрудника, в документе указывается факт наличия заявления и дата его составления.
  8. Подписи руководителя, ответственного исполнителя, получателя выплат с указанием должностей и расшифровкой подписи.

Пример приказа об оказании материальной помощи

В каждой организации существуют свои правила, на основании которых определяется размер возможных выплат. Обычно при расчете доплаты учитываются следующие показатели:

  • оклад сотрудника;
  • величина тарифной ставки;
  • размер заработной платы (берется среднемесячный заработок);
  • характеристики самого работника (стаж работы в бюджете, оклад).

Государственные служащие по закону могут рассчитывать на поддержку к отпуску, соразмерную двум окладам. Остальные представители бюджетных организаций, не являющиеся государственными служащими, могут получать перед отпуском следующую доплату – от 1 до 3 окладов.

Государственные служащие по закону могут рассчитывать на поддержку к отпуску, соразмерную двум окладам

При расчете доплат к отпуску берутся только оклады сотрудников в чистом виде. Все дополнительные выплаты, даже ежемесячные стандартные премии, в расчет не берутся. Например, у сотрудника Колосовой Е.Н. оклад составляет 28000 рублей, ежемесячно к окладу она получает надбавку за интенсивность труда – 3000 рублей и надбавку за высокие показатели работы в размере 2000 рублей. При расчете положенной бухгалтерия предприятия будет учитывать только оклад в размере 28000 рублей.

Если представить, что Колосова Е.Н. имеет право на 70% от ежемесячного оклада, то порядок расчета будет следующим:

Сумма выплат: 28000 х 0,7 = 19600 руб.

Налоговая база: 19600 – 4000= 15600 руб.

Налогообложение: 15600 х 0,13 + 15600 х 0,22 = 5460 руб.

Колосова Е.Н. получит отпускные с дополнительной поддержкой в размере 28 000 +(19600 – 5460) = 42140 руб.

При расчете доплат к отпуску берутся только оклады сотрудников в чистом виде

Для начисления сотруднику положенных выплат бухгалтерия организации должна произвести следующие проводки:

Проводка Расчет Значение
Д-т 44 К-т70 19600 руб. Размер материальной помощи
Д-т 44 К-т69 15600 х 0,22= 3432 руб. Страховые взносы (в ПФР и др.)
Д-т 70 К-т68 15600 х 0,13 = 2028 руб. Удержанный подоходный налог
Д-т 70 К-т 50 19600 – 5460 = 14140 руб. Помощь после удержаний

Оставьте комментарий