Механизм взаимодействия государства и общества

УДК 323

ИА. Курлович МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы эффективного взаимодействия органов власти и общества в современной России. Отмечается, что взаимодействие гражданского общества с государственной властью представляет собой поиск путей достижения политического и гражданского согласия, преодоления кризиса в отношениях между государством и обществом. Автором анализируется такой важный механизм функционирования гражданского общества как гражданские инициативы. Ключевые слова: власть, государство, механизмы, общество, общественные объединения, структура, участие.

Igor Kuriovkh MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN

GOVERNMENT AND CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA

Keywords: power, state, mechanisms, society, associations, structure, participation.

Современная практика деятельности правозащитных организаций показала, что формирование эффективных механизмов взаимодействия государства и гражданского общества — задача чрезвычайной сложности. По мнению экспертов, значительные успехи экономически развитых стран в построении государства во многом связаны с эффективным взаимодействием, сотрудничеством органов государственной власти и институтов гражданского общества. В современном мире эффективное взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества активно используют как страны с высокоразвитой экономикой (Великобритания, Германия, Канада, США, Финляндия, Франция, Швейцария и др.), так и ряд быстро растущих стран, включая Австралию, Южную Корею, Сингапур, Новую Зеландию и др.

Россияне обладают правом осуществления контроля за практическим осуществлением правовой политики государственными органами власти и структурами гражданского общества, а также правом обжалования незаконных или нецелесообразных действий и актов указанных субъектов в установленном порядке. Взаимодействие гражданского общества с государственной властью связано с поиском путей достижения политического и гражданского согласия, преодоления кризиса в отношениях между государством и обществом, необходимостью формирования более эффективного механизма взаимоотношений законодательных и исполнительных органов власти, развития государственных и общественных начал в управлении.

Понятие «взаимодействие» является сложным и неоднозначным, поэтому закономерно многообразие его определений . Одни авторы трактуют его как процесс согласования и взаимного учета различных социальных интересов. Другие определяют взаимодействие как взаимообусловленный процесс воздействия одних социальных групп на другие. Третьи исходят из того, что взаимодействие — управляемый процесс реализации связей, который строится на базе общего и специфического в деятельности взаимодействующих с целью достижения нового качественного уровня. Взаимодействие как процесс воздействия различных элементов системы друг на друга, их взаимную обуслов-

© Курлович И.А., 2014

Раздел V. Государственное управление, политология

ленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого, как согласованные действия по удовлетворению потребностей общества, а также взаимное влияние действий на достижение своих целей.

Механизмы взаимодействия общества и власти нужны для решения тех проблем, которые ни общество, ни государство не могут решить самостоятельно. И дело не только в том, готово ли государство учитывать мнение общества. Государство, зачастую, не имеет необходимых интеллектуальных, информационных и иных ресурсов для решения тех или иных проблем. Но эти ресурсы есть в обществе: в гражданских организациях, бизнесе, независимых СМИ. Привлечение этих ресурсов для решения значимых для общества проблем отвечает долгосрочным интересам государства в не меньшей степени, чем интересам общества.

Взаимоотношение общественных объединений с государственной властью представляет собой сложный двусторонний процесс. С одной стороны, предполагается воздействие государства на политические партии, движения, общественные организации через государственные учреждения, законодательные органы, экономическую сферу, с другой стороны — влияние общественных объединений на государство и его властные структуры путем обеспечения активного участия граждан в государственном управлении, их непосредственного влияния на законодательную и исполнительную власть, на хозяйственно-экономическую деятельность. Прочность государственной власти во многом определяется способностью власти защищать интересы различных слоев общества, удерживать баланс общественных сил и обеспечивать прогрессивное развитие гражданских, демократических, самоуправленческих тенденций человеческого сообщества. Если же государственная власть перестает работать на общество, ограничивает свою деятельность только обслуживанием отдельных групп, собственного аппарата, она, тем самым, способствует отчуждению граждан от государства и его институтов, создает условия для конфликта между обществом и властью.

Весьма обширный спектр общественных объединений требует к себе особого подхода в организации взаимодействия, так как они разноплановы по направлениям деятельности, мотивации интересов, реальных сил и возможностей, находятся в разных социокультурных сферах. В зависимости от политической ориентации, поведения, степени активности субъектов могут существовать различные формы взаимодействия. Это может быть сотрудничество, когда партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению целей, или противоборство, когда партнеры противодействуют друг другу.

Одним из важных механизмов функционирования гражданского общества являются инициативы граждан — индивидуальные или групповые. Собственно говоря, граждане реализуют свое гражданство, то есть статус членства в гражданском обществе через независимое, активное и ответственное участие в общественном процессе через включение граждан в управление обществом и государством. Гражданское участие подразумевает под собой интересы всех слоев общества, которые должны быть представлены в процессе и, несомненно, учитываться при принятии решений, а также вовлечение граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов. Так, например, даже в странах со стабильной демократической системой посредством гражданского участия может компенсироваться неэффективность системы представительства в обеспечении реализации общих интересов, равенства граждан и их доступа к влиянию на политический процесс. При этом важно отметить, что наряду с реальными формами гражданского участия, позволяющими говорить о гражданском контроле и партнерстве (общественные и экспертные советы, совместные рабочие группы и т.д.), власти часто прибегают к имитации гражданского участия, либо, в лучшем случае, к простому информированию граждан.

Гражданское участие особенно важно при решении местных проблем, касающихся, например, ЖКХ, здравоохранения, состояния окружающей среды, уровня занятости и т.д., к рассмотрению ко-

торых государственные чиновники иногда подходят, не имея детальной информации и не чувствуя ситуации «изнутри». В любом случае, рассредоточение власти происходит потому, что граждане берут на себя ответственность за принятие решений, а не из-за того, что носители власти решили поделиться ею. По мнению М.Р. Холмской, «гражданское участие» подразумевает включение, или вовлечение, управляемых в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправление на «низовом» (местном) уровне .

Таким образом, под гражданским участием имеются в виду наименее политизированные формы политического участия, подразумевающие при этом не просто участие жителей, а участие именно граждан страны, то есть части населения с активистской политической культурой, или культурой участия. Эффективное гражданское участие проявляется, прежде всего, на уровне взаимодействия, взаимовыгодного партнерства органов власти с гражданами, институтами гражданского общества. Результатом гражданского участия является действительное, реальное представительство интересов населения, гражданского общества в органах государственной власти, а также в органах местного самоуправления.

Несомненно, что в случае реального контроля гражданского общества, правозащитных организаций над властью политическая и хозяйственная власть децентрализуется. На основе взаимодействия органов власти и гражданского общества, правозащитных организаций могут создаваться совместные комиссии, рабочие и экспертные группы, группы для разрешения конфликтов, стратегического и тактического планирования и др. Одним из главных механизмов правозащитных организаций выступает обеспечение независимого, активного и ответственного участия граждан в общественном процессе. Гражданская позиция, правозащитная деятельность немыслимы без участия граждан в управлении государством.

Библиографический список

1. Михеева Т.Н. К вопросу о возможностях взаимодействия органов государственной власти с общественными институтами // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. -Т. 155. — № 4.

Оставьте комментарий