Местные налоги

Могут ли представительные органы местного самоуправления вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации?

В соответствии с п.1 ст.64 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с п.5 ст.3 Кодекса налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом.
Учитывая изложенное, а также то, что в настоящее время уплата земельного налога регулируется Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю», в которую в части льгот не внесены какие-либо изменения в соответствии с Кодексом, полагаем, что органы местного самоуправления не вправе предоставлять льготы по земельному налогу отдельным категориям налогоплательщиков.
Одновременно обращаем внимание на то, что сумма земельного налога подлежит распределению между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»), в связи с чем следует иметь в виду ст.ст.53, 59 и 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Подписано в печать
30.07.2002
«Финансы», 2002, N 8

Может ли быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федерального налога, если причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы? «
Бухгалтерские консультации «

Местный налог

Местный налог — обязательная выплата, величина которой устанавливается правовыми актами муниципальных государственных структур и НК РФ. Полученные от поступлений суммы направляются в муниципальные органы, которые те расходуют по назначению.

Местный налог: классификация и сущность

В налоговой системе РФ есть три основных вида налогов:


1. Федеральные. Ставки по таким налогам могут устанавливаться, отменяться или меняться НК РФ. Особенность федеральных налогов — обязательность выплаты по всей территории страны.

2. Республиканские (региональные) налоги прописаны в НК РФ и обязательны к выплате для субъектов (республик) Российской Федерации. Правительство тех или иных регионов РФ может самостоятельно вводить в действие (отменять) республиканские налоги, действующие на своей территории. Кроме этого, допускается внесение корректировок в некоторые элементы налогообложения с учетом действующих законов РФ.

3. Местные налоги — выплаты, размер и сроки которых установлены соответствующими актами законов федеральных органов и законов субъектов страны. При необходимости органы муниципального (местного) управления с учетом требований НК РФ могут добавлять (отменять) налоги в пределах территории местного образования.

На основании 12 статьи к местным относятся те налоговые выплаты, которые установлены НК РФ и рядом нормативных актов, касающихся местных органов власти. Такие выплаты обязательны для тех или иных муниципальных образований.

К основным местным налогам можно отнести налог на имущество (для физлиц) и налог на землю. В процессе определения налогов, а также взаимоотношений государственных органов и представителей муниципалитета, соблюдаются следующие тенденции:

— к элементам налога, которые определяются исключительно НК РФ, относится — налоговая база, объект налогообложения, порядок начисления налоговых платежей и налоговый период;

— к элементам налога, которые определяются законами муниципалитета в границах и с учетом правил НК РФ, относятся — ставки налогов, льготы по налоговым платежам и порядок их использования, периоды и правила выплаты налогов.

Органы муниципалитета не имеют права устанавливать налоги, не прописанные в ФЗ РФ. При этом местные налоги в наиболее крупных населенных пунктах, имеющих федеральное значение (к примеру, Санкт-Петербург или Москва), могут быть введены и установлены только с учетом законов субъектов РФ.

Местный налог всегда зачисляется в муниципальный бюджет страны. На практике доля таких поступлений в пределах консолидированного бюджета РФ слишком мала и не превышает двух процентов. Основные источники наполнения бюджета страны — это федеральные и региональные отчисления.

На сегодня в России более 80 субъектов, в которых выделено около 25 тысяч местных формирований. При этом основная проблема большинства органов муниципального управления — полная зависимость от региональных и федеральных структур, из-за чего имеющихся средств может быть недостаточно для решения текущих задач. В дальнейшем есть планы замены налога на имущество для физлиц и земельного налога одним видам выплат — налогом недвижимостью.

Местный налог: виды и особенности

Сегодня выделяется 22 вида местных налогов (сборов):


1. Налог на имущество физлиц. Все средства, полученные с данных отчислений, идут в муниципальный бюджет по месту, где зарегистрирован объект.

2. Земельный налог. Особенность зачисления таких денежных средств четко определена законодательными актами о земле.

3. Регистрационный сбор с физлиц-предпринимателей. Собранные с бизнесменов средства направляются на бюджет того региона, где и прописано предприятие.

4. Налог на возведение объектов промышленного (производственного) назначения. Данный вид выплат характерен для курортных зон.

5. Курортный налог (сбор).

6. Налог за право торговли. Данный вид налога может быть установлен муниципальными властями. Оплата производится посредством покупки одного талона или специального патента временного действия. Собранные средства в полном объеме идут в муниципальный бюджет.

7. Целевые налоговые сборы с компаний и граждан, организаций и учреждений. Данные сборы направляются на благоустройство территорий, финансирование милиции, образовательные нужды и так далее. Годовой процент таких сборов должен быть в пределах трех процентов от 12 минимальных зарплат (в отношении физлиц) и трех процентов в год от фонда зарплат с учетом минимальных месячных выплат (для юридических лиц). Непосредственно в районах и городах размеры таких налогов могут устанавливаться органами власти на местах.

8. Налог на рекламу — выплаты, которые должны осуществляться за рекламу выпускаемого (реализуемого) товара. Размер такого налога не должен быть больше 5% от общих расходов на продвижение (организацию) рекламы.

9. Налог на перепродажу машины, ПК и вычислительной техники. Такая выплата должна совершаться всеми лицами, осуществляющими перепродажу упомянутых выше товаров. Ставка налога — до 10% объема операции купли-продажи.

10. Сбор владельцев собак. Данный вид налогов может быть установлен для физических лиц, которые держат собак. Размер выплат должен быть не более чем 1/7 от минимальной месячной зарплаты.

11. Лицензионный налог за право торговать алкогольной продукцией, а именно вино-водочными изделиями. Данные платежи могут устанавливаться для всех лиц (физических и юридических), которые производят продажу алкогольных товаров населению. Размер годового налога может различаться: для физлиц — 25 установленных минимальных окладов, для юрлиц — 50 установленных минимальных окладов. Если торговля производится со временных точек, обслуживающих торжественные события, то налог составляет 50% от минимального месячного оклада за каждый день работы.

12. Лицензионный налог на право проведения лотерей или аукционов. Такой сбор является обязательным для организаторов подобных событий. Объем выплат — не более 10% от общей цены товаров на аукционе или стоимости лотерейных билетов, подлежащих распространению.

13. Налог (сбор) за предоставление ордера на жилье (как правило, речь идет о квартирах). Обязателен для физлиц, получающих право заселения в квартиру. Размер налога — не более ¾ от минимального месячного оклада. Объем выплат может колебаться (много зависит от площади и качества объекта).

14. Сбор за парковку машин. Такие платежи обязательны для всех граждан и взимаются за стоянку авто в специально оборудованных местах. Размер выплат устанавливают муниципальные структуры.

15. Сбор за возможность использования государственных символов. Такие выплаты могут быть установлены для производителей тех или иных товаров, которые используют символику страны (виды городов, гербы, очертания памятников и так далее) на продукции. Размер — до 0.5% от общей стоимости товара.

16. Налоги (сборы) за участие в бегах (вносят владельцы лошадей) и за выигрыши на данном тотализаторе (5% от общей суммы дохода). В первом случае размер налога определяют местные органы власти.


17. Налоги (сборы) за участие в играх на ипподроме (тотализаторе). Данные платежи осуществляются в форме процентной надбавки к сумме, установленной для участия в игре. Как правило, размер такого сбора не должен быть больше 5% от размера оплаты.

18. Биржевые налоги — платежи, которые должны осуществляться участниками биржи при работе с ценными бумагами. Средства вносятся участниками операций. Размер выплат — не более 0.1% от общей суммы сделки.

19. Обязательные выплаты за проведение телевизионных или киносъемок. Средства идут на оцепление территории, подключение к работе нарядов милиции и так далее.

20. Сборы за уборку территорий населенных пунктов. Такие выплаты осуществляются всеми лицами. Размер платежей определяют местные органы управления.

21. Местный налог за организацию игорного бизнеса (открытие помещений с рулетками, карточными столами, игровыми автоматами и прочим «игорным» оборудованием). Плательщики — владельцы такого бизнеса. Размер налога — вопрос муниципальных органов.

22. Налог, направляемый на содержание социально-культурной отрасли, а также фонда жилья. Размер — до 12.5% от общего объема товаров (услуг, работ), произведенных на конкретной территории.

Налоги в пунктах 1-3 устанавливаются государством и взимаются по всей РФ. При этом величина налоговых платежей (ставки) может устанавливаться на местном уровне в случае, если в законодательных актах РФ нет соответствующих ограничений.

Местные налоги в пунктах 8-22 могут быть установлены или отмены местными (городскими) властями. Все средства по таким сборам поступают в городские бюджеты.

Из всех перечисленных выплат (сборов, налогов) обязательными являются три — налоги на земельные участки и на имущество для физлиц, а также сбор за регистрацию бизнесменов.

Оставьте комментарий