Международные стандарты аудита

Международные стандарты аудита. Курс лекций для подготовки бакалавра по направлению 0801100.62 – Экономика. Профиль: бухгалтерский учет, анализ и аудит (стр. 7 )

МСА 230 «Документация»: на малых предприятиях наиболее эф­фективным оказывается отражение в рабочих документах схем доку­ментооборота или описание системы ведения бухгалтерского учета.

МСА 240 «Мошенничество и ошибки»: если собственник являет­ся одновременно менеджером малого предприятия, то это может усилить общий контроль и уменьшить риск мошенничества и оши­бок. В то же время руководство получает возможность действовать в обход систем контроля. В процессе оценки роли собственника-менеджера аудитор должен учитывать следующие обстоятельства:

— наличие у собственника-менеджера стимулов к искажению финансовой отчетности и соответствующих возможностей;

— проведение разграничения собственником-менеджером меж­ду сделками, совершенными в личных целях, и хозяйственными операциями малого предприятия;

— соответствие образа жизни собственника-менеджера и уровня его вознаграждения;

— частая смена профессиональных консультантов;

— наличие давления на аудитора с целью проведения проверки в неоправданно сокращенные сроки;

— неоднократное перенесение даты начала аудита на более позднее время.

МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финан­совой отчетности»: правовая и нормативная база, регулирующая дея­тельность малых предприятий, как правило, менее сложна по срав­нению с крупными субъектами.

МСА 300 «Планирование»: при аудите малых предприятий пла­нирование можно осуществить либо в ходе встречи с собственни­ком-менеджером, либо после получения доступа к документации субъекта. Можно приступить к планированию сразу после аудита за предыдущий период с помощью подготовленной справки, в которой будут перечислены проблемы, выявленные в ходе завершенного ау­дита. Кроме того, можно не составлять отдельно общий план и про­грамму аудита, а объединить их в одном документе.

МСА 310 «Знание бизнеса» (в настоящее время МСА 315 «Пони­мание предприятия и его среды и оценка рисков существенных оши­бок»): при аудите малых предприятий нецелесообразно рассматри­вать все указанные в приложении к МСА 310 факторы, учитываемые при изучении бизнеса клиента.

МСА 320 «Существенность в аудите»: для определения уровня су­щественности при аудите малых предприятий аудитор в случае отсутствия баланса в начале проверки может использовать показатели пробного баланса за текущий год или данные отчетности клиента за предыдущий период с учетом обстоятельств, произошедших в тече­ние проверяемого периода. Можно использовать показатели уровня существенности за прошлые периоды. Рекомендуется устанавливать диапазон значений уровня существенности вместо строгого показа­теля. В этом случае величины, превышающие верхнюю границу диа­пазона, будут считаться существенными, а не достигающие нижней границы — несущественными.

МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»: неотъ­емлемый риск малого предприятия может повыситься в результате концентрации права собственности и управления. Риск системы кон­троля часто оценивается как высокий, в частности вследствие невоз­можности разделения обязанностей. В некоторых случаях этот недос­таток компенсируется осуществлением управленческого контроля со стороны собственника-менеджера, однако одновременно может повы­ситься возможность злоупотреблений со стороны руководства.

МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем»: системы бухгалтерского учета в малых предприятиях часто устанавливаются на автономных микрокомпьютерах. Применение компьютерных систем в малых организациях уменьшает риск систе­мы контроля. В то же время в связи с недостаточностью персонала возможно совмещение функций пользователей, увеличивающее этот риск. Использование аудитором компьютера при небольших масси­вах данных следует признать неэффективным.

МСА 500 «Аудиторские доказательства»: при аудите малых пред­приятий возникают проблемы с получением достаточного объема доказательств, связанные с возможным препятствованием собствен­ника-менеджера отражению отдельных операций в учете и вероятно­стью отсутствия процедур внутреннего контроля, документально подтверждающих полноту учета операций. В то же время не всегда обязательно исходить из предпосылки неэффективности средств внутреннего контроля полноты данных об объемах реализации, так как количество видов деятельности малых предприятий ограничено и, следовательно, имеется возможность установить контроль количе­ственных показателей отгрузки (отпуска).

МСА 520 «Аналитические процедуры»: аналитические процедуры на стадии планирования аудита малых предприятий могут быть огра­ничены ввиду:

— установленных сроков обработки данных об операциях;

— отсутствия промежуточной или ежемесячной финансовой информации на момент планирования.

В этих случаях можно проанализировать показатели главной кни­ги или другие данные бухгалтерского учета. При использовании аналитических процедур в ходе проверки по существу эффективными могут оказаться простые модели прогнози­рования: например, исходя из численности работников с фиксирован­ными окладами, можно рассчитать примерный расход на оплату труда за период, не прибегая к детальной, проверке фонда оплаты труда.

МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки»: с учетом небольшого объема генеральной совокупности данных на малых предприятиях иногда целесообразно проверить всю совокупность или 100% отобранных определенным образом объектов (например, операций с суммами, превышающими установленный аудитором уровень).

МСА 550 «Связанные стороны»: операции со связанными сторо­нами являются характерной чертой многих малых предприятий, ко­торыми управляет собственник-менеджер. Аудитору следует иметь в виду, что собственник-менеджер не всегда знаком с термином «свя­занная сторона», поэтому во избежание недоразумений при получе­нии заявлений руководства необходимо пояснить значение этого оп­ределения. Связанные стороны легче обнаружить, если аудитор малого предприятия одновременно является аудитором других субъ­ектов, связанных с данным предприятием.

МСА 560 «Последующие события»: выявление последующих со­бытий при аудите малых предприятий затрудняют длительные сроки утверждения отчетности, медленное обновление данных, отсутствие протоколов заседаний директоров. В этих случаях процедуры по по­лучению сведений о последующих событиях могут сводиться, к за­просам на имя собственника-менеджера и проверке выписок до бан­ковскому счету. Аудитору необязательно уделять особое внимание промежутку времени между заседанием, в ходе которого утверждает­ся финансовая отчетность, и ежегодным общим собранием, если со­брание проводится сразу же после заседания.

МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предпри­ятия»: для малых предприятий самыми возможными факторами рис­ка являются:

• риск прекращения поддержки со стороны банков и других кредиторов;

• риск потери крупного клиента;

• риск увольнения основного сотрудника;

• риск потери права осуществлять деятельность;

• зависимость от средств собственника и намерения собственника относительно их изъятия.

МСА 580 «Заявления руководства»: аудитору рекомендуется по­лучить заявления от собственника-менеджера, чтобы избежать воз­можного недопонимания им ответственности за полноту и содержа­ние информации, содержащейся в финансовой отчетности.

МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»: аудитор должен быть уверен в том, что собственник-менеджер при­знает свою ответственность за подготовку и содержание отчетности по состоянию на дату подписания аудиторского заключения.

МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих прове­ренную финансовую отчетность»: примерами прочей информации для малого предприятия являются отчет о доходах и расходах, со­ставленный в целях налогообложения, и отчет руководства.

При оказании аудитором содействия в подготовке финансовой отчетности следует отразить в письме-обязательстве:

— ответственность собственников-менеджеров за финансовую отчетность;

— отличия оказываемых услуг от аудиторской проверки;

— условия передачи рабочей документации аудитора по просьбе клиента и то обстоятельство, что это не может заменить учетную до­кументацию малого предприятия.

Оказывая услуги в области бухгалтерского учета собственнику-менеджеру, аудитор может получить информацию о его личном финансовом положении и образе жизни, что повысит качество оценки риска мошенничества. Знания аудитора в области норма­тивных актов, регулирующих составление финансовой отчетности, помогут собственнику-менеджеру обеспечить соблюдение требова­ний законодательства. Планирование должно осуществляться с учетом знаний, полученных в ходе оказания сопутствующих услуг. В результате оказания бухгалтерских услуг могут быть определены следующие аспекты:

• средства внутреннего контроля, подлежащие оценке и тестированию;

• необходимые доказательства, которые можно получить при оказании прочих услуг;

• возможные аналитические процедуры;

• обоснованность оценочных значений;

• связанные стороны.

Аудитором должны быть предприняты соответствующие меры по признанию собственником-менеджером ответственности за приме­нение допущения о непрерывности деятельности предприятия, даже если сам аудитор готовит необходимые сметы и прогнозы.

2. Аудита банковской деятельности

Положение по международной аудиторской практике 1000 — «Процедуры межбанковского подтвер­ждения»

Цель данного Положения — предоставление помощи по межбанковским процедурам подтверждения для внешних не­зависимых аудиторов. Кроме того, эти рекомендации адресу­ются также внутренним банковским аудиторам и банковским инспекторам.

Подтверждение как процедура представляет собой ответ на просьбу подтвердить информацию, содержащуюся в бух­галтерских документах и отчетах. В силу этого обстоятельства подтверждения можно отнести к аудиторским доказатель­ствам, которые получаются из независимого источника. В роли такого источника могут выступать:

— другие банки, которые находятся в стране и резидентом которых является проверяемый банк;

— другие зарубежные банки;

— клиенты проверяемого банка.

Подтверждения могут потребоваться в отношении следу­ющей информации:

— показателей баланса (остатков по текущим, ссудным, де­позитным и др. счетам);

— забалансовых статей (форвардных контрактов по иностран­ной валюте, гарантий, ценным бумагам, драгметаллам, со­глашениям о зачете и т. д.);

— дополнительной информации (о нулевых остатках на корреспондентских счетах, о корреспондентских счетах, которые были закрыты в течение года до даты подтверждения, о сроках погашения кредитов, про­центных ставках и т. д.).

При составлении запроса должны учитываться следующие факторы:

— существенность величины остатков на счетах;

— масштабы деятельности;

— надежность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Положение рекомендует направлять запрос в головной офис банка, а не в его подразделения, поскольку только головная организация может владеть всем объемом информации, ко­торая нуждается в подтверждении. При этом независимо от ожидаемых ответов, желательно получить информацию по всем вопросам, поставленным в запросе.

Положение по международной аудиторской практике 1004 «Взаимоотношения между органами бан­ковского надзора и внешними аудиторами»

Данное Положение было утверждено в 1989 г. Значение этого документа обусловлено той ролью, которую играют банки в современной экономической жизни. Отсюда следует роль и значение органов банковского надзора ­спекторов и их взаимодействие с независимыми аудиторами. Это значение подтверждается тем, что в 2001 г. было пред­ложено придать Положению 1004 статус стандарта.

Положение 1004 включает следующие основные аспекты:

— первоочередные обязанности руководства банка;

— основные функции инспекторов и аудиторов;

— анализ степени совпадения функций инспекторов и ауди­торов;

— механизм эффективной координации между инспекторами и аудиторами.

К первоочередным обязанностям руководства банка относятся:

— обязанности по организации надлежащей системы внутреннего контроля;

— обязанности по соблюдению осмотрительности при прове­дении хозяйственных операций;

— обязанности по соблюдению законодательства и норматив­ных актов;

— обязанности по соблюдению интересов инвесторов, креди­торов, вкладчиков и др.

Основные функции инспекторов заключаются в кон­троле за соблюдением интересов вкладчиков и их защите. К ним относятся:

— надзор за квалификацией, компетентностью, моральными и профессиональными качествами руководителей банков;

— надзор за достаточностью капитала с целью обеспечения покрытия банковских рисков, созданием резервов для по­крытия потенциальных убытков и долгов;

— надзор за соблюдением ликвидности банка.

Эта надзорная функция может осуществляться инспекто­рами в виде регулярных интервью с руководителями банка, выездных проверок на месте, применения специально разра­батываемых систем оценки рисков, анализа оценки активов проверяемого банка и классификации его кредитов, оценки эффективности используемых информационных систем, а так­же систем действующего бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Реализуется надзорная функция инспекторов в виде выда­чи ими рекомендаций по всем приведенным выше аспектам руководству банка, или, в случае нарушения необходимых правил и требований, в виде отзыва лицензий у банков.

Роль внешнего аудитора банка заключается в выражении им мнения о достоверности финансовой отчетности. Учитывая специфику банковской деятельности, Положение предлагает руководствоваться следующими об­стоятельствами:

— уязвимость некоторых категорий активов для злоупотреб­лений требует организации специальной контрольной среды и всей системы внутреннего контроля;

— сложность банковских операций и их большой объем предъявляют особые требования к организации бухгалтер­ского учета в банках и к организации информационных ком­пьютерных систем, которые при этом используются;

— внешний аудитор должен обращать особое внимание на структуру управления проверяемого банка — на степень централизации и децентрализации руководства;

— ряд операций может не отражаться на балансовых счетах банка и может быть трудным для обнаружения и идентификации;

— наличие государственного регулирования предъявляет свои требования к соблюдению законодательства.

По определению уровня су­щественности, степени аудиторского риска, обнаружению злоупотреблений и ошибок и др. аудитор может руководствовать­ся соответствующими МСА.

Взаимоотношения внешнего аудитора и инспектора обусловлены их интересами, целями и задачами. Несмотря на схожесть во многих аспектах, различие в целях и задачах ра­боты заставляет инспекторов и внешних аудиторов интерпре­тировать результаты проверки по-разному. Так, при анализе стабильности банка, инспектор должен подтвердить его жиз­неспособность на основании данных финансовой отчетности. А внешний аудитор должен, рассматривая аспект стабильно­сти, проанализировать фактор неопределенности и его влия­ние на финансовую отчетность. При оценке системы бухгал­терского учета, инспектор должен получить подтверждение достоверности финансовой информации, связанной с оценкой рисков банка. Аудитор же должен получить надлежащие до­казательства для того, чтобы иметь возможность выразить мнение о достоверности финансовой отчетности банка.

В соответствии с законодательством некоторых стран ауди­тор должен составлять аналитические записки или отчеты, которые могут быть использованы в работе инспектора. Эти отчеты могут включать в себя мнение аудитора по таким ас­пектам проверки, как соблюдение правил лицензирования, соблюдение законодательства при проведении банковских операций, соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и организации системы внутреннего контроля и др. При этом аудитор, помогая инспек­тору, не должен принимать на себя его функции.

МОДУЛЬ 12. Учет экологических проблем при аудиторских проверках

Учитывая возрастающую роль охраны окружающей среды для государств и отдельных предприятий, Комитет по международной аудиторской практике выпустил Положение 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности». Данное положение в на­стоящее время называется «Рассмотрение вопросов окружающей среды при проведении аудита финансовой отчетности». Экологические аспекты могут оказать существенное влияние на показатели финансовой отчетности клиентов, которые:

— работают в отрасли, подверженной экологическому риску (химической, нефте — и газодобывающей, фармацевтической, металлургической, горнодобывающей, коммунальном хозяйстве);

— осуществляют деятельность, контролирующуюся со стороны соответствующих правоохранительных органов на предмет соблюдения экологических требований;

— используют в процессе производства вещества, от примене­ния которых законодательство или общественные организации рекомендуют отказаться;

— должны предпринимать меры по предотвращению, устране­нию или исправлению вреда, нанесенного окружающей среде;

— участвуют в судебных разбирательствах, касающихся вопросов экологии.

Влияние вопросов охраны окружающей среды на отчетность кли­ента может выразиться в:

• обесценивании активов;

• начислении штрафных санкций;

• необходимости или добровольном принятии на себя расходов по улучшению экологии;

• условных обязательствах по расходам, относящимся к экологии;

• несоблюдении допущения о непрерывности деятельности предприятия.

При получении знаний о бизнесе клиента аудитор должен обра­тить внимание не только на вопросы, указанные выше, но и на дру­гие факторы:

— зависимость субъекта от экологических законов;

— владение участками, экологическое равновесие которых было нарушено предыдущими владельцами;

— осуществление хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на клиентов, сотрудников, население, почву, воду, воздух.

Аудитор должен предупредить клиента, что целью аудита не яв­ляется обнаружение всех возможных нарушений требований норма­тивных актов по охране окружающей среды. Необходимость приме­нения специальных процедур определяется самим аудитором. Если он не обладает достаточной компетенцией для проведения таких процедур, то следует пригласить соответствующего специалиста (юриста, инженера, специалиста по экологии).

При оценке неотъемлемого риска аудитор должен учитывать влияние риска искажения финансовой отчетности из-за экологиче­ских аспектов (так называемый экологический риск). Эта разновид­ность риска состоит из следующих факторов:

— риск дополнительных затрат в связи с соблюдением экологи­ческих требований;

— риск расходов ввиду несоблюдения экологических законов и нормативных актов;

— влияние экологических требований клиентов проверяемого предприятия и их возможная реакция на проводимую этим предпри­ятием политику в области экологии.

Доказательства наличия экологического риска могут быть сле­дующими:

— отчеты, подготовленные специалистами в области экологии или внутренними аудиторами, указывающие на существенные эко­логические проблемы;

— нарушения экологических законов, отраженные в переписке с органами охраны окружающей среды;

— включение клиента в официальный реестр по устранению загрязненности почвы;

— материалы средств массовой информации, отражающие поли­тику субъекта в отношении окружающей среды;

— факты покупки товаров (услуг), связанных с экологическими вопросами;

— выплаты штрафов в результате нарушения экологических за­конов, а также высокие гонорары, перечисленные юристам или эко­логам-консультантам.

В процессе определения риска средств контроля аудитор рас­сматривает форму организации контроля экологических вопросов, принятую субъектом. Эти формы могут меняться в зависимости от степени экологического риска, присущего деятельности клиента. Для аудитора не имеет особого значения сама форма экологического контроля, важны средства этого контроля при планировании аудита, если экологические вопросы действительно могут оказать сущест­венное влияние на финансовую отчетность.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Национальные стандарты аудита

Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и так далее. Национальные стандарты аудита в Российской Федерации создавались на основе международных аудиторских стандартов с учетом специфики периода перехода страны к рыночной экономике.

В Российской Федерации подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской федерации. Комиссия совместно с Центральной аттестационной — лицензионной комиссией Министерства финансов России и Банка России создала рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В эти группы вошли более сорока представителей Банка России, НИФИ Министерства финансов России, общественных объединений аудиторов, ведущих аудиторских организаций и высших учебных заведений. Разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов.

Всего предусматривается разработать 34 стандарта аудита, которые будут подразделяться на три основные группы:

  • 1. общие правила (стандарты);
  • 2. правила (стандарты) аудиторской проверки;
  • 3. правила (стандарты) составления отчета.

Общие правила (стандарты), представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости его точки зрения по всем вопросам, касающимся выполняемой работы. В правилах (стандартах) аудиторской проверки содержатся положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом финансовой отчетности. Правила (стандарты) составления отчета раскрывают требования к форме и порядку составления отчета аудиторской организации (аудитора, работающего самостоятельно). Эти правила обязательны для применения при аудите, требующем официального аудиторского заключения. В качестве рекомендаций положения стандартов могут применяться при инициативном аудите и оказании иных аудиторских услуг.

Перечень необходимых правил (стандартов) аудиторской деятельности в России определен в соответствии с рекомендациями Международного комитета аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров.

Структура построения стандартов едина:

  • — общие положения (формулируется цель разработки стандарта, определяются стандартизации, сфера применения стандарта и его взаимосвязь с другими стандартами);
  • — изложение положений стандарта;
  • — практические приложения.

Существенную помощь для понимания и внедрения стандартов на практике оказывает также Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

  • 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • 2. Документирование аудита
  • 3. Планирование аудита
  • 4. Существенность в аудите
  • 5. Аудиторские доказательства
  • 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
  • 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения информации
  • 9. Связанные стороны
  • 10. События после отчетной даты
  • 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
  • 12. Согласование условий проведения аудита
  • 16. Аудиторская выборка
  • 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
  • 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
  • 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
  • 20. Аналитические процедуры
  • 21. Особенности аудита оценочных значений
  • 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
  • 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
  • 24. Основные принципы федеральных стандартов, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторами
  • 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую отчетность которого подготавливает специализированная организация
  • 26. Сопоставимые данные в финансовой отчетности
  • 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность
  • 28. Использование работы другого аудитора
  • 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
  • 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
  • 31. Компиляция финансовой информации
  • 32. Использование аудитором результатов работы эксперта
  • 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • 34. Контроль качества услуг в аудиторской организации

Внутренние стандарты аудиторской деятельности

Внутренние аудиторские стандарты подразделяются:

• на внутренние правила (стандарты) аудиторской деятель­ности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованные профессиональные аудиторских объе­динениях, разрабатывают аккредитованные профессиональные ауди­торские объединения, в частности: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и др. Например, ИПБиА России и АИР России разработали для своих членов более 30 правил (стандартов) применительно к федераль­ным правилам (стандартам).

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивиду­альных аудиторов представляют собой документы, детализирую­щие и регламентирующие единые требования к организации ра­боты аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией в целях обес­печения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской дея­тельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организа­циях способствует:

• соблюдению требований внешних аудиторских правил (стан­дартов);

• уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

• использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

• увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформули­ровать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствую­щих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты могут включать следующие блоки:

1) структуру фирмы, технологию организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняю­щие положения федеральных правил (стандартов);

3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

4) организацию сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие орга­низационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, органи­зацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и рас­шифровывает положения федеральных или внутренних стан­дартов аккредитованных профессиональных аудиторских орга­низаций. Они могут быть классифицированы по следующим группам:

• ответственность аудиторов;

• планирование аудита;

• изучение и оценка системы внутреннего контроля экономи­ческого субъекта;

• получение аудиторских доказательств;

• использование работы третьих лиц;

• порядок формирования выводов и заключений в аудите;

• специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, от­ражающие: специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; специфические вопросы проведения аудита страхо­вых организаций и обществ взаимного страхования; специфи­ческие аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности про­ведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведе­ния аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процеду­ры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Осо­бенно полезны эти методики для начинающих аудиторов и ауди- торов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех слу­чаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие ау­диту услуги. Такие стандарты составляются по организации бухгал­терского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетворять сле­дующим требованиям:

• целесообразности — при разработке стандартов следует учи­тывать их практическую значимость, актуальность и при­оритетность;

• преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

• полноты и детализации — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

• единства терминологической базы — обеспечение единст­ва трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутренних стандартов — трудоем­кая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Реко­мендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приве­дены в российском правиле (стандарте) «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты — часть организационно-распоряди­тельной документации и системы внутреннего контроля аудитор­ской организации.

Вопросы для самопроверки

1. Как классифицируются стандарты аудиторской деятельности?

2. Приведите определение стандарта аудиторской деятельности.

3. Опишите структуру стандарта аудита и его содержание.

4. Дайте общую характеристику Международных стандартов аудита.

5. Приведите характеристику федеральных правил (стандартов) ауди­торской деятельности.

6. Дайте определение и рассмотрите классификацию внутренних пра­вил (стандартов) аудиторской деятельности.

Оставьте комментарий