Мобилизационная подготовка

Основные положения

Способность государства дать решительный отпор любому агрессору немыс­лима без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.

Современные средства вооруженной борьбы, их мобильность, быстродействие, огром­ная разрушающая сила и неограниченная досягаемость выдвигает повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности Вооруженных Сил и готовности ГО государства, как в мирное время, так и при угрозе и в случае нападения любого про­тивника на Российскую Федерацию.

Важное место в обеспечении высокой обороноспособности станы отводится ГО, как состав­ной части единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных и культурных ценностей страны от средств нападения вероятного противника, а также для проведения АСДНР в очагах поражения.

Стоящие перед ГО большие и ответственные задачи, связанные с разработкой путей, способов и средств сохранения людских и материальных ресурсов, максимального снижения возможных потерь, обеспечения устойчивого функционирования органов управления, сил, территорий, отраслей и объектов экономики страны в военное и мирное время, решаются на осно­ве глубоких теоретических исследований, обобщения опыта и использования всех достиже­ний науки и техники, что повышает целеустремленность проводимых мероприятий, их эф­фективность и практическую ценность.

В Федеральном Законе «О гражданской обороне» изложены основные задачи в области ГО, а также прин­ципы организации и ведения ГО. Успешное решение многообразных и сложных задач ГО может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиями всех привлекаемых органов управления, сил и средств при максимально полном исполь­зовании имеющихся возможностей для защиты населения, территорий, отраслей и объектов экономики, окружающей природной среды, с тщательным планированием, подготовкой, ор­ганизацией и проведением защитных мероприятий, всесторонним согласованием этих усилий под руководством соответствующих начальников и органов управления ГО.

В условиях современной войны, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера особое значение имеет взаимодействие ГО РФ, ВС РФ, отраслевых министерств и ведомств, всех остальных органов управления и привлекаемых сил и средств, которое необходимо рассматривать как один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное решение возложенных на каждого из них задач.

В интересах ГО сущность данного взаимодействия состоит в согласовании общих уси­лий в интересах наиболее успешного выполнения задач по защите населения и территорий в различных условиях обстановки, а также во взаимном оказании помощи всеми имеющимися в распоряжении силами и средствами, выделенными для решения данной задачи.

Органы управленияи силы ГО должны быть всегда готовы к решению своих задач и, прежде всего, вне­запно возникающих, в предельно короткие сроки, а население – к самозащите от опасностей военного времени и участию в мероприятиях ГО.

Для решения этих задач необходимо в первую очередь организовать и обеспечить пе­ревод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГОи защитынаселения мероприятий по защите населения и территорий от опасно­стей военного и природно-техногенного характера, с учетом взглядов вероятного противника на способы развязывания и ведения современной войны.

Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, Войск и формирований ГО, но и всего населения.

Общий порядок перевода ГО на военное время

Военное время – период фактического нахождения в состоянии войны с каким-либо государством.

Признаки начала военного времени – это момент объявления войны одной из сторон, фактическое начало военных действий или вве­дение Президентом РФ военного положения на территории страны или отдельной ее местности.

Военное время характеризуется:

— разрывом дипломатических, консульских, торговых и иных отношений между воюющими сторонами;

— прекращением или приостановлением действия политических, экономических и иных договоров мирного времени;

— вступлением в силу законов, договоров и соглашений военного времени с союзными и нейтральными странами;

— применением к гражданам противостоящего государства спецрежима или репатриации.

Перевод страны с мирного на военное время, вероятней всего, будет осуществляться в ус­ловиях объявленного военного положения.

Военное положение – это особый правовой режим, объявляемый в стране или на отдель­ных ее территориях в интересах защиты государства от нападения противника, обеспечения го­сударственной безопасности, защиты соответствующей территории с находящимися на ней на­селением, строениями, природными ресурсами и материально-техническими средствами, вво­димый при угрозе или нападении противника. Право объявления военного положения в соответствии с Конституцией РФ принадлежит Президенту страны.

Характерными чертами военного положения являются:

— вступление в силу законов военного времени;

— расширение полномочий органов военного командования (ОВК) – в местах объявления военного положения все функции органов власти в области обороны, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, а также управления, контроля, наказания, как правило, переходят к ОВК;

— возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей, связанных с подготовкой к обороне и непосредственной защитой страны – трудовая, военно-квартирная, автогужевая повинность, соблюдение режима светомаскировки, обязательное участие в мероприятиях ГО;

— введение определенных ограничений для населения – установление комендантского часа, ограничение уличного движения людей и транспорта, регулирование времени работы предприятий, организаций и учреждений, привлечение транспортных и других материальных средств для нужд обороны, запрещение (ограничение) въезда в определенные районы и выезда из них;

— нормирование снабжения населения продовольствием, водой, лекарствами, предметами первой необходимости, ГСМ и другими средствами;

— повышение ответственности организаций и граждан за преступления и нарушения установленного порядка и правил по законам военного времени.

В соответствии с приведенными определениями и характерными признаками, на военное положение может быть переведенатолько страна в целом или отдельная ее территория.

Перевод страны на военное положение, осуществляемый в угрожаемый период или с началом войны сложный и многоплановый процесс, который включает:

— введение новых форм, специфических законов и методов управления;

— приведение в готовность органов управления страны всех видов и уровней;

— приведение в готовность всех сил и средств ГО страны;

— отмобилизование и стратегическое развертывание ВС страны, приведение их в боевую готовность;

— перевод экономики страны на работу по планам особого периода.

Особый период – время, в течение которого страна в целом, ее ВС, экономика, а также ГО функционируют по планам военного времени. Охватывает угрожаемый период, военное время ипериод после войны до перевода страны на функционирование в условиях мирного времени.

Рассмотрим каждый из элементов.

Введение новых форм, специфических законов и методов управления означает:

— введение организационного централизма и единоначалия в системе руководства государством на любом уровне;

— сосредоточение всей полноты власти в государстве в Совете обороны (Совете безопасности) страны;

— перевод органов управления на особый режим работы;

— передача функций органов власти ОВК в вопросах обороны, безопасности и охраны общественного порядка;

— ограничение участия в управлении государством демократических институтов;

— исполнение всеми гражданами страны законов военного времени,

приказов и распоряжений военных и других органов управления.

Введение законов военного времени, в свою очередь, подразумевает:

— введение ограничений на товарно-денежные отношения;

— возложение на граждан и организации новых обязанностей в интересах обороны, в т.ч. ГО;

— изъятие огнестрельного оружия и ряда материально-технических средств на нужды обороны или в интересах обеспечения безопасности;

— введение существенных ограничений на организации и граждан страны;

— существенное повышение ответственности организаций и граждан за свои действия и поступки;

— передача судопроизводства из судов в военные трибуналы и т.п.

Перевод экономики страны на работу по планам особого периода включает:

— введение в действие мобилизационных – хозяйственных планов, разрабатываемых на расчетный год, исходя из потребностей первого года войны;

— перевод промышленности на выпуск вооружений, техники и продукции оборонного значения;

— перевод сельского хозяйства на продовольственное обеспечение нужд армии, промышленности и населения в условиях военного времени;

— перевод строительной индустрии на выпуск и возведение быстровозводимых убежищ и укрытий, другой оборонной продукции;

— изменение режима работы организаций, объектов экономики и транспорта с учетом потребностей военного времени;

— изменение структуры и функций органов управления отраслями и объектами экономики;

— мобилизация и перераспределение финансовых, материальных, технических и людских ресурсов.

Перевод ВС страны на военное время может классифицироваться по различным пока­зателям:

а) по условиям перевода:

— заблаговременно (до нападения противника);

— экстренное развертывание (при внезапном нападении противника).

б) по способам перевода:

— скрытно, без объявления тревоги (под видом учений и т.д.);

— открыто, с объявлением боевой тревоги и мобилизации;

— комбинированно.

в) по масштабам:

— отдельные соединения и части ВС;

— часть ВС;

— все ВС полностью.

г) по порядку выполнения мероприятий:

— распорядительным порядком;

— в соответствие с планами.

д) по срокам перевода:

— в плановые сроки (к специально установленному времени);

— в кратчайшие сроки.

е) по порядку перевода в полную боевую готовность:

— последовательно от низшей к высшей степенибоевой готовности (БГ);

— непосредственно в высшие степени БГ, минуя промежуточные.

Перевод ГО страны на военное время является одним из самых ответственных перио­дов в деятельности территориальных, ведомственных и военных органов управления ГО, ко­торые должны тесно взаимодействовать с органами управления по делам ГОЧС. Это опреде­ляется: с одной стороны, большим объемом и сложностью проводимых мероприятий, а с другой — ограниченностью времени на их выполнение.

Перевод ГО заключается в осуществлении комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на приведение ее в готовность к решению задач военного времени и вклю­чающих:

— подготовку и проведение мероприятий по защите населения и территорий от поражающих факторов средств поражения противника;

— осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики страны в военное время;

— создание и обеспечение надежной системы управления действиями всех подчиненных ОУ и сил ГО, расположенных на подчиненной территории, в условиях военного времени;

— приведение и поддержание в постоянной готовности сил и средств ГО к выполнению мероприятий ГО и проведению АСДНР;

— организация, подготовка, проведение и обеспечение действий сил ГО при ведении АСДНР в очагах поражения.

Перевод ГО на военное время осуществляется на основании приказа ипод руководством Президента РФ через глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления и руководителей министерств (ведомств), государственных и хозяйственных организаций уполномоченных на решение задач в области ГО в комплексе с переводом на во­енное время ВС и экономики страны. Непосредственно переводом ГО руково­дят начальники и органыуправленияГОвсех уровней, и в первую очередь ОУГОЧС, а также соответствующие звенья ОВК.

Распоряжение (сигнал) о переводе ГО на военное время передается в органы ГО по системе централизованного оповещения.

Перевод ГО на военное время при наличии угрожаемого периода и с началом войны осуществляется по четырем степеням боевой готовности – для органов управления ГОЧС, Войск ГО и учреждений МЧС России укомплектованных военнослужащими и трем степеням готовности для ГО страны в целом, не силовых министерств, ведомств и организаций РФ, субъектов и автономных образований РФ, городов, районов, поселений и других населенных пунктов, организаций и объектов экономики, а также служб и формирований ГО.

Каждая степень готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, предназна­ченных для наращивания усилий по каждому из направлений защиты населения, территорий, экономики, материальных и духовных ценностей, дальнейшее выполнение мероприятий ГО и разворачивание ее системы управления.

Порядок перевода ГО и ввода степеней БГ и ГО во многом аналогичны порядку перевода ВС страны на военное время.

Общие принципы перевода страны на военное положение:

— решение о переводе принимают и осуществляют руководство им высшие органы власти страны через соответствующие территориальные и ведомственные ОУ ГО и, прежде всего через руководителей органов исполнительной власти и органы управления ГОЧС;

— перевод отдельных отраслей экономики страны может предшествовать приведению в готовность ВС и ГО;

— степени боеготовности в органах управления ГОЧС, соединениях, частях и подразделениях Войск ГО, организациях МЧС России, укомплектованных военнослужащими, вводятся, как правило, одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности в соединениях, частях, подразделениях и организациях ВС;

— степени готовности ГО вводятся после или одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности для ВС или органов управления и сил МЧС России, укомплектованных военнослужащими;

— введение и выполнение мероприятий высших степеней готовности ВС и ГО, а также режима функционирования экономики «Особый период» желательно осуществить до нападения противника, при непосредственной угрозе начала войны.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 января 1997 года

Одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

191) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

РАЗДЕЛ II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;

5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;

8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.

2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Полномочия палат Федерального Собрания

1. Совет Федерации:

1) рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, установленные принятым Государственной Думой федеральным законом о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) (Подпункт исключен — Федеральный закон от 16.07.1998 № 97-ФЗ)

2. Государственная Дума:

1) устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

3) по поручению Президента Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

7) определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

8) решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;

15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени;

16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

18) организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

19) определяет порядок формирования, хранения и обслуживания мобилизационного резерва и порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

2. Правительство Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) создают мобилизационные органы;

4) определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

8) при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;

9) вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

12) организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных у

1.Организация и порядок проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Что включает в себя мобилизационная подготовка?

Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:— централизованное руководство;
— заблаговременность, плановость и контроль;
— комплектность и взаимосогласованность.

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Справка.
Специальные формирования могут иметь различное назначение, в зависимости от складывающейся обстановки. Например, во время Великой Отечественной войны были созданы следующие специальные формирования: отряды народного ополчения, истребительные батальоны, партизанские формирования, трудовой фронт и др.
Народное ополчение представляло собой добровольческие военные и военизированные формирования — рабочие отряды, группы самообороны, коммунистические батальоны, отряды партийного и советского актива и другие, формировавшиеся из лиц, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации. Отряды народного ополчения принимали активное участие в защите Москвы, Ленинграда и других городов. Впоследствии они были реорганизованы и включены в состав соединений РККА.
Истребительные батальоны представляли собой добровольческие военизированные формирования, созданные под руководством НКВД для охраны оборонных предприятий, а также борьбы с парашютными десантами и диверсантами в прифронтовой полосе. Личный состав батальонов состоял из патриотически настроенных людей, стремящихся к борьбе с противником, но которым по возрасту, состоянию здоровья или наличию брони было отказано в призыве в Вооруженные Силы. Бойцы батальонов несли службу в свободное от работы время. В тылу Красной Армии они осуществляли патрулирование и помощь милиции в поддержании общественного порядка, боролись с воздушными десантами. При приближении фронта истребительные батальоны занимали оборону и, в ряде случаев, включались в состав действующей армии. При отходе частей РККА в тыл они оставались на временно оккупированной противником территории и преобразовывались в партизанские отряды.
Партизанские формирования (отряды, полки, бригады, дивизии и др.) — добровольческие, организационно самостоятельные военизированные формирования, действующие на занятой противником территории. Главные усилия партизан направлены на нарушение транспортных потоков и средств связи противника, проведения диверсий.
Трудовой фронт — участие граждан, мобилизованных согласно трудовой повинности, в выполнении общественно необходимых работ. В местностях, объявленных на военном Положении, военным властям было предоставлено право привлекать граждан для выполнения оборонных работ (рытье окопов, противотанковых рвов и т. д.), охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций и других объектов, а также для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями.

Что понимается под мобилизацией?
Непосредственно под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Что является содержанием мобилизационной подготовки и мобилизации?
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
— нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
— научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
— определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
— подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований к мобилизации;
— проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований;
— разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);
—подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
— оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
—создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
— создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы РФ или Использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
— подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, федеральные органы и специальные формирования или использования в их интересах;
— создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
— создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
— подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
— подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
—организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
—подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
— бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
— проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
— международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации (ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований определяются Законом РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другими нормативно-правовыми актами.
При этом должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации В соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам Мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей (ст. 11 Закона РФ «О Мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация работы и защита информации в Области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Мобилизационные органы
Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.
Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.
Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Их функции, права и обязанности определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Как осуществляется финансирование работы мобилизационных органов?
Финансирование мобилизационных органов и мобилизационных работников осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета (п. 7 ст. 12 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Как осуществляется финансирование мобилизационной подготовки?
Финансирование мобилизационной подготовки проводится в порядке, определяемом Правительством РФ, и осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.
Финансированию из средств федерального бюджета подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Финансированию из средств бюджетов субъектов Российской Федерации подлежат работы по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации, в интересах которых заключены договоры (контракты) по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.
Финансированию из средств организаций подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования (ст. 14, 15 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Облагаются ли налогом средства, направляемые на мобилизационную подготовку?
Нет, средства, направляемые на мобилизационную подготовку, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения не облагаются налогом на имущество предприятий.
Амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, не производятся.
Земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.
На предприятия, учреждения и организации, направляющие собственные средства на финансирование работ по мобилизационной подготовке, распространяются льготы, предусмотренные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в части исключения этих средств из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.
Иные льготы органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям, выполняющим работы по мобилизационной подготовке, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14, 15 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

2.Обязанности военнослужащих в случае объявления мобилизации Как должны действовать военнослужащие при объявлении мобилизации?
Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих — женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет (п. 5 ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Действия военнослужащих при объявлении мобилизации
Все военнослужащие, состоящие к моменту объявления мобилизации в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск и федеральных органов, в том числе военнообязанные, призванные на сборы, при объявлении мобилизации остаются в них до особого распоряжения.
Приказы об увольнении с действительной военной службы военнослужащих, не исключенных из списков личного состава части, подлежат отмене, кроме приказов об увольнении в отставку по болезни. Эти военнослужащие вступают в исполнение обязанностей по прежним должностям, а в случае замещения этих должностей другими военнослужащими — используются по указанию соответствующих прямых начальников.
При объявлении мобилизации все отпуска, за исключением отпусков по болезни, беременности и родам, прекращаются, а военнослужащие, находящиеся в отпусках, обязаны немедленно возвратиться к месту службы (ст. 93 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ).

Действия офицерского состава при объявлении мобилизации
Замена лиц офицерского состава, проходящих службу в местностях РФ с установленными сроками службы и в российских войсках, при объявлении мобилизации временно находящихся за границей, прекращается.
Лица офицерского состава запаса при объявлении мобилизации являются в пункты и сроки, указанные в их мобилизационных предписаниях, в получаемых повестках или в приказах районных (городских) военных комиссаров.
Офицеры, состоящие на действительной военной службе и предназначенные на должности по штатам военного времени, а также лица офицерского состава запаса, приписанные к воинским частям, при объявлении мобилизации вступают в исполнение обязанностей по должностям согласно мобилизационному предназначению.
Лица офицерского состава, не возвратившиеся своевременно без уважительных причин из отпусков к месту службы или не явившиеся по мобилизации в указанные им пункты и сроки, несут ответственность по законам военного времени (ст. 93 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ).

3. Обязанности военнообязанных в случае объявления мобилизации
Что обязаны делать граждане при объявлении мобилизации?
В рамках мобилизационной работы граждане обязаны:
— являться по вызову в отделы военных комиссариатов для определения своего предназначения в период мобилизации и военное время;
— выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
— явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).

При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).
Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров района или города (в городах без районного деления) (ст. 21 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Кроме того, закон обязывает граждан предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке (ст. 10 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Несут ли ответственность граждане за неисполнение своих обязанностей?
Да, граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в зависимости от тяжести совершенного ими проступка могут нести административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 10 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», подробнее об этом см. в гл. «Преступления против военной службы (воинские преступления)»).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Призыв на действительную военную службу лиц, состоящих в запасе по мобилизации, и последующие призывы в военное время производятся отделами военных комиссариатов в соответствии с приказами министра обороны РФ, издаваемыми на основании постановлений Правительства России.
Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований.

Кто не подлежит призыву по мобилизации?
Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (п. 4 ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации?
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
— забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
— признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;
— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
— имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола — одного ребенка);
— матери которых кроме призываемых имеют четверых и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;
— членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
— другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым такое право может быть предоставлено указом Президента Российской Федерации (ст. 18 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Сроки призыва граждан на военную службу по мобилизации
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований (ст. 19 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Как организуется призыв граждан на военную службу по мобилизации?
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Они призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет орган местного самоуправления района или города (в городах без районного деления) совместно с военным комиссариатом района или города (в городах без районного деления).
Порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, а также порядок направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований определяются Правительством Российской Федерации (ст. 20 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Обеспечение довольствием призванных по мобилизации прапорщиков и мичманов
Прапорщики и мичманы запаса, призванные по мобилизации, и лица, получившие воинское звание прапорщиков и мичманов в военное время, назначенные на должности прапорщиков и мичманов или на должности офицерского состава, обеспечиваются натуральным и денежным довольствием по нормам, установленным для прапорщиков и мичманов, а назначенные на должности сержантов и старшин — по нормам, установленным для сержантов и старшин срочной службы, с выплатой оклада по соответствующему воинскому званию прапорщиков и мичманов (ст. 69 Положения о прохождении военной службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил РФ).

Кто подлежит бронированию на период мобилизации и на военное время?
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (ст. 23 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Организация и порядок бронирования граждан на период мобилизации и на военное время
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяется Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Cкачать: Пост.на мобил.

Наименование: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 марта 2017 года № 56 «Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории Серебрянского сельского поселения»
Дата: 20.03.2017
Уровень документа: Местный
Тип документа: Основной
Статус действия: Действующий

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ

СЕРЕБРЯНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 20 марта 2017 года № 56

«Об обеспечении проведения мобилизации

людских и транспортных ресурсов

на территории Серебрянского сельского поселения»

Во исполнение Федеральных законов «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ, «О мобилиза­ционной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.10.1997 г. № 31-ФЗ, «О военной обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ; постановлений Правительства Российской Федерации: от 13 июня 1997 года № 706-34с «О порядке обеспечения в период мобилизации и в военное время из местных ре­сурсов мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и созда­ваемых на военное время специальных формирований от 19 октября 1998 года № 1216 «Положения о призыве на военную службу по моби­лизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воин­ских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских фор­мирований, органов и специальных формирований; Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утвержде­нии Положения «О военно-транспортной обязанности», Постановления главы Лужского муниципального района от 06 сентября 2013 года № 5 «с»

«Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории Лужского района»

В целях устойчивого оповещения, сбора и поставки мобилизационных ресурсов в войска в любых условиях обстановки

ПОСТАНОВЛЯЮ:

I. Обеспечение зданиями, помещениями, земельными участками и коммунальными услугами в период мобилизации и в военное вре­мя.

1. Оповещение о мобилизации людских и транспортных ресурсов организовать путем вручения персональных повесток гражданам, пре­бывающим в запасе, и частных нарядов на технику руководителям ор­ганизаций, предприятий, учреждений независимо от ведомс­твенной подчиненности и форм собственности, а также владельцам индивидуального транспорта по месту жительства и месту работы на территории Серебрянского сельского поселения че­рез штаб оповещения и проведения оборонных мероприятий (ШО и ПОМ) и доведением до населения текста приказа военного комиссара Лужского района «Об объявлении мобилизации».

1.1. Оповещение организовать:

-главу администрации Серебрянского сельского поселения по существующим каналам связи — по телефону или посыльным (ответственный — Стриженков С.В.);

— руководителей предприятий, поставляющих транспорт в ВС РФ и для обеспечения мобилизационных мероприятий – по телефону и посыльными с вручением частных нарядов (ответственный – Денисова В.Б.)

— граждан, предназначенных для укомплектования войск – путем вручения персональных повесток по месту жительства и по месту работы (ответственные –

Денисова В.Б., Иванова Т.В., Стриженков С.В.).

2. Для организованного оповещения граждан, подлежащих при­зыву (ГПЗ) на военную службу по мобилизации, поставщиков техники и своевременной отправки ГПЗ и автомобильной техники в ВС РФ:

— создать штаб оповещения и проведения оборонных мероприятий (ШО и ПОМ) по адресу: пос. Серебрянский, ул. Совхозная, д.18А, администрация Серебрянского сельского поселения.

-отделение формирования партий разместить на территории Серебрянского ДК.

-утвердить штатное расписание (администрацию) ШО и ПОМ.

Администрации ШО и ПОМ Серебрянского сельского поселения при поступлении распоряжения начальника отдела военного комиссариата Ленинградской области по городу Луга и Лужскому району организовать в установленном порядке своевременное оповещение, явку и отправку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации на пункт сбора граждан по адресу: пос. Серебрянский, ул. Школьная, д. 6, Серебрянский ДК.

2.1 В мирное время ответственность за поддержание помещений и имущества ШО и ПОМ в рабочем состоянии возложить на специалиста администрации Стриженкова С.В.

3. Питание лиц, привлекаемых в аппарат усиления, организовать на базе столовой МОУ Серебрянская средняя школа за наличный расчет.

4. Пункт отдыха развернуть в Серебрянском ДК.

4.1 В мирное время ответственность за поддержание помещения Серебрянского ДК в рабочем состоянии возложить на Тимофееву Л.А.

5. Руководителям организаций обеспечить поставку техники, предназначенной в войска и техники для обеспечения мобилизации в сроки, указанные в свод­ных нарядах. Своими приказами назначить ответственных должностных лиц за подготовку техники к поставке в ВC РФ, определить их обя­занности, организовать уточнение документации, а также оповещение и сбор в мобилизационный период руководящего состава и водителей в любое время суток.

На всю технику, отобранную для поставки в ВС РФ заложить не­обходимое количество комплектов: запасных частей и комплектов съ­емных сидений для перевозки личного состава, а также создать неснижаемый запас ГСМ для полной дозаправки техники при отправке ее на проведение мобилизационных мероприятий.

6 Руководители предприятий, учреждений на базе которых разверты­ваются мобилизационные элементы обязаны передать указанные здания, помещения, территории и другие материальные средства на основании ордеров на право занятия зданий, помещений и использование земель­ных участков по актам приема и передачи.

7. Руководители предприятий, организаций и учреждений при пере­даче зданий и помещений обеспечивают их запасами топлива, недостающей мебелью и оборудованием.

8. Руководителям организаций и учебных заведений обеспе­чить доступ в помещения, выделенные для развертывания мобилизаци­онных элементов, представителей отдела военного комиссариата, администрации сельского совета при проведении мобилизации, развертывании войск (сил) на военные сборы и для проведения мобилизационных тре­нировок по предъявлению ими ордеров на срок выполнения поставлен­ной задачи.

Вторые экземпляры ключей от входных дверей в эти помещения передать в администрацию Серебрянского сельского поселения и хранить у специалиста ВУС Денисовой В.Б.

9. Здания, помещения, земельные участки, а также мебель, инвен­тарь и оборудование по окончании мобилизации по совместному распоряжению главы администрации Лужского района возвращаются владельцам по тем же актам, по которым они были приняты. В случае порчи, поломки или утери принятых материальных средств, подле­жащих возвращению, убытки возмещаются в соответствии с законодатель­ством РФ.

10. В период мобилизации и в военное время глава администрации Лужского района имеет право единолично принимать решения о выделении отделу ВК необхо­димых ресурсов.

11. Руководителям организаций обеспечить гарантированное и своевременное оповещение граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, а также их явку и поставку техники в установленные сроки на мобилизационные мероприятия, проводимые отделом ВК

II. Обеспечение средствами связи, транспортными и ремонтными средствами, а также выделение работников в период моби­лизации и в военное время.

1. Начальнику Лужского отделения связи:

1.1. Обеспечить ШО и ПОМ стационарными средствами связи

1.2. Обеспечить передачу текста приказа военного комиссара области «Об объявлении мобилизации» по радио.

2. Директору МОУ Серебрянская средняя школа по заявке администрации Серебрянского сельского поселения направить по одному работнику с компьютером для проведения мобилизационных мероприятий.

3. Начальнику Лужского филиала «Ленэнерго» обеспечить ШО и ПОМ аварийным электродвигателем для чего установить двигатель-гене­ратор мощностью до 10 квт.

4. Главе администрации Серебрянского сельского поселения 1 раз в год производить текущий ремонт ШО и ПОМ и профилактические работы по обслуживанию систем жизнеобеспечения.

5. От директора МОУ Серебрянская средняя школа предоставить на ШО и ПОМ через 2 часа после получения сигнала компьютер в комплекте и специалиста.

6. Руководителям учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности по заявке администрации с/c выделить материальные средства для проведения мобилизационных мероприятий.

7. Утвердить расчет распределения транспорта организаций и учреждений для обеспечения мобилизации людских и транспортных ресурсов.

8. Начальнику 118 отделения полиции для выявления и розыска граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу по мобилизации, предотвращения беспорядков и митингов в районе пункта сбора ГПЗ и автотехники организовать патрулирование, охрану и оборону элементов мобилизационного развертывания.

9. Главному бухгалтеру администрации Егоровой А.В. обеспечить ШО материальными средствами.

9.1 Ответственность за сохранность материальных средств ШО и ПОМ в мирное время возложить на гл. бухгалтера Егорову А.В.

10. Для обеспечения оперативной связи администрации Серебрянского сельского поселения с отделом ВК для своевременного получения сигналов и распоряжений назначить на территории Серебрянского сельского поселения — дежурные телефоны:

— основной — 59 -258

— резервный — 59 — 268

10.1 Заместителю главы администрации Стриженкову С.В. разработать схему оповещения, журнал учета принятых распоряжений для дежурного телефониста. Ответственным за работу дежурных телефонов назначить Иванову Т.В..

11. Предусмотреть в бюджете возмещение организациям и предприятиям расходов, понесенных в результате проведения мобилизации людских и транспортных ресур­сов.

12. Эвакуацию населения в период мобилизации проводить в стро­гом соответствии с Планом эвакуации.

12.1 Директору Серебрянского ДК Тимофеевой Л.А. организовать КПП в местах посадки-высадки эвакуируемого населения для отделения граждан и техники, предназначенных в войска. Списки эвакуируемых граждан предоставить в отдел военного комиссариата.

13. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ руководителям организаций расположенных на территории Серебрянского сельского поселения выделить по заявкам отделу ВК необходимое количество автотранспорта, рабочих и служащих, не подлежащих при­зыву на военную службу по мобилизации.

III. Обеспечение столовыми ларьками, буфетами, хлебопекарнями в период мобилизации и в военное время.

1. В период мобилизации и в военное время обеспечение воинских формирований недостающими столовыми, ларьками, буфетами, хлебопекарнями, водой для питья и технических нужд производить по заявке начальника отдела военного комиссариата.

2 Питание лиц, привлекаемых в аппарат усиления, организовать на базе столовой МОУ Серебрянская средняя школа в пос. Серебрянский за наличный расчет.

2.1. Граждане, пребывающие в запасе и призванные на военную службу по мобилизации на время нахождения их на пункте сбора, обеспечиваются дополнительным питанием за наличный расчет через столовые, буфеты и ларьки

2.2. Ответственность за выделение воды для приготовления пищи, питья, технических нужд возложить на Слепухину Л.В.

3 Для автономного и гарантированного проведения мобилизацион­ных мероприятий предусмотреть выделение защищенных сооружений, определить место проведения дезактивации, дегазации и санитарной обработки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и личного состава пункта сбора.

4. Для медицинского обеспечения в военное время определить фельдшера Серебрянской амбулатории Исаеву И.М.

IV. Медицинское, ветеринарно-санитарное и бытовое обслуживание в период мобилизации и в военное время.

1. Серебрянской амбулатории:

1.1. В период мобилизации, через 3 часа после получения распоряжения, выделить в ШО и ПОМ, врача или фельдшера (медсестру) с ме­дицинским имуществом для оказания первой медицинской помощи гражданам пребывающих в запасе и выявления среди них больных.

1.2. При получении сведений о наличии зон заражения инфекционными болезнями обеспечить их выявление и ликвидацию.

2. Исаевой И.М. обеспечить контроль за водоснаб­жением, работой хлебопекарен, столовых, буфетов и ларьков в период мобилизации и формирования воинских команд.

V. Постановление главы администрации Серебрянского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области «Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории Серебрянского сельского поселения» № 4-м от 12.01.2016 года считать утратившим силу.

Глава администрации

Серебрянского сельского поселения С.А. Пальок

Адрес: 141008, Московская область, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д.36/7

Контактный телефон: (495) 581-43-87

Начальник Мобилизационного отдела — Бражников Сергей Викторович

Приём населения:

с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00

перерыв на обед с 13.00 до 14.00

Основные задачи и функции отдела мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны Администрации городского округа Мытищи

1. Основными задачами Отдела являются:

1.1 Обеспечение выполнения Администрацией Мытищинского округа государственных полномочий по мобилизационной подготовке и защите государственной тайны.
1.2. Организация контроля планирования и проведения мобилизационных мероприятий в Администрации Мытищинского округа и муниципальных организациях.

2. В целях выполнения основных задач Отдел осуществляет следующие функции:

2.1. Организация подготовки проектов муниципальных правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и защите государственной тайны.
2.2. Разработка проектов организационных документов по вопросам мобилизационной подготовки и защите государственной тайны.
2.3. Подготовка предложений по организации деятельности Администрации Мытищинского округа в военное время.
2.4. Организация разработки и уточнения документов мобилизационного планирования.
2.5. Осуществление планирования мероприятий по мобилизационной подготовке и организация их проведения.
2.6. Обеспечение подготовки к работе запасного пункта управления.
2.7. Подготовка предложений по организации взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Московской области и координация совместной деятельности по вопросам мобилизационной подготовки, мобилизации и защите государственной тайны.
2.8. Организация обучения руководства и работников Администрации Мытищинского округа и подведомственных организаций по вопросам мобилизационной подготовки, мобилизации и защите государственной тайны, в том числе посредством проведения учебных и учебно-практических мероприятий.
2.9. Обеспечение подготовки суженных заседаний при Главе Мытищинского округа по рассмотрению вопросов мобилизационной подготовки.
2.10. Осуществление контроля подготовки договоров (контрактов), заключаемых Администрацией Мытищинского округа с организациями, на выполнение мобилизационных заданий.
2.11. Подготовка и внесение в установленном порядке на рассмотрение руководства предложений по проведению научных исследований по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.
2.12. Осуществление контроля выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке.
2.13. Осуществление воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации и работающих в Администрации Мытищинского округа.
2.14. Осуществление анализа состояния мобилизационной подготовки и подготовка проекта годового доклада о состоянии мобилизационной подготовки для представления в Правительство Московской области.
2.15. Подготовка проекта годового доклада о состоянии работы по бронированию в Мытищинском округе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2.16. Подготовка проекта отчета о численности, работающих в Администрации, организациях и забронированных на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации.
2.17. Обеспечение защиты государственной тайны.

Оставьте комментарий