Морально этические

16. Единство качества и количества есть…

А) мера

б) граница

в) норма

г) время существования

17. Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI веке был выдвинут…

а) Д. Беллом

б) С. Лемом

в) Ф. Фукуямой

Г) С. Хантингтоном

18. В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось ценностям…

а) собственности

Б) духовным

в) свободы

г) материальным

19. К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники…

а) эгоизма

б) стоицизма

в) альтруизма

Г) гедонизма

20. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для…

а) панлогизма

б) солипсизма

В) материализма

г) пантеизма

21. Философами _____________ природа понимается как идеал гармонии и совершенства.

А) Античности

б) Средних веков

в) постмодернизма

г) XVII-XVIII вв.

22. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

а) Англии

б) Франции

в) Германии

Г) Италии

23. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть…

А) самосознание

б) воля

в) эмоции

г) психика

24. В регулировании поведения человека мораль опирается на…

а) государственное принуждение

б) официально принятые письменные установления

22

О ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРОТИВОСТОЯТЬ АМОРАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Е.А. САВЧЕНКО

Поступки, действия человека, как нравственные, так и безнравственные, связаны с интересами, мотивами, направленностью, выполнением или невыполнением человеком своих моральных обязанностей.

Проблема формирования готовности личности к противодействию аморальным проявлениям в психолого-педагогическом плане остается малоисследованной, это побудило нас рассмотреть некоторые ее аспекты.

Было проведено исследование, в ходе которого осуществлялась разработка основ процесса формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям. Роль ориентира при оценке различных поступков старшеклассников выполняла классификация поступков, предложенная А.В.Зосимовским . Согласно данной классификации, все поступки воспитанников подразделялись (условно) на три группы: 1) моральные, 2) аморальные, 3) нравственно неоднородные.

Группу моральных поступков составляют две подгруппы: а) собственно нравственные, б) репродуктивно-моральные действия. К первым относятся поступки, позитивный социальный смысл которых полностью соответствует внутренним установкам воспитанника, опирающимся на такие высокоморальные побудители, как моральный долг и честь, личная ответственность перед коллективом и обществом. Это именно те действия, которые человек совершает свободно, т.е. по собственной воле, сообразно

23

своим внутренним убеждениям. Выработка у школьников готовности к таким действиям и является главной целью морального воспитания.

Во вторую подгруппу моральных действий (репродуктивно-моральных) включены те общественно правильные поступки, которые хотя и совершаются добровольно, согласно личному выбору, однако не отличаются достаточно глубокой осознанностью. Их побуждают и регулируют обычно не собственные убеждения, а некритически (репродуктивно) усвоенные моральные взгляды и образцы поведения окружающих.

Группа аморальных поступков также имеет две подгруппы: а) поступки собственно аморальные, б) репродуктивно-безнравственные поступки. Первые являются антиподом собственно нравственных действий, их негативный социальный смысл адекватен содержанию внутренних установок воспитанников. Это поступки злонамеренные, осознанно совершенные вопреки хорошо известным требованиям правопорядка и нравственности. К ним причисляются достаточно грубые нарушения поведенческих норм, в частности открытое уклонение от участия в общественно важных делах, сокрытие отрицательных поступков сверстников. Такими проступками можно считать, например, злонамеренный срыв общих для всех мероприятий и замыслов, хищение или злостную порчу принадлежащего школе имущества, оскорбление педагогов, демонстративное неподчинение им и т.д.

Подгруппу непродуктивно-безнравственных действий, полярно соответствующих конформно-нравственным, составляют необдуманные проступки, совершаемые под влиянием условий среды. Они подразделяются на подражательно-конформные (возникшие в результате прямого заимствования разнообразных безнравственных действий), внушенные или суггестивные (результат внешнего побуждения к какому-либо неблаговидному действию, основанного на подверженности школьника влиянию безнравственных лиц); бездумно-привычные (воспроизведение усвоенных ранее необдуманных действий).

Третья группа нравственно неоднородных поступков состоит также из двух подгрупп. К первой подгруппе, названной подгруппой внешне моральных поступков, причисляются внешне вполне позитивные действия, не являющиеся таковыми по внутреннему, мотивационному содержанию. Эти поступки нравственно не свободные, принудительно-вынужденные, отчетливо распадающиеся по своему субъективному смыслу на действия двоякого рода: охранительно-оберегающие и корыстные. Охранительно-оберегающие действия школьник совершает из опасения в случае отказа от них стать объектом той или иной нежелательной для себя санкции педагогов, родителей, сверстников. К таким действиям относятся формальное выполнение нежелающим учиться школьником своих учебных обязанностей, его формальное участие в общем труде, соблюдение морально незрелым учеником внутренне чуждых ему правил общественной дисциплины и т.д. Что касается действий, названных корыстными, то они выполняются лишь постольку, поскольку это может помочь школьнику удовлетворить сугубо индивидуальные желания, интересы и потребности.

Второй разновидностью нравственно неоднородных поступков является подгруппа внешне аморальных поступков, но лишенных аморального намерения. Их можно подразделить на безнравственные по неведению — аффективные и нечаянные поступки.

24

К первым причисляются различного рода непродуманные проступки, совершаемые в силу тех или иных изъянов в моральных познаниях, ложного понимания долга, разнообразных ошибок в выборе средств достижения определенных нравственно положительных целей. Непосредственными причинами аффективных проступков могут быть психогенные травмы: обида, фрустрация, задетое самолюбие. Такого рода проступками необходимо считать, например, пререкания школьника с оскорбившим его учителем, неподчинение родителям и т.д. Наконец, нечаянные проступки — это немотивированные действия, вызываемые помимо воли школьника случайными неблагоприятными обстоятельствами.

Данная классификация позволяла нам не только фиксировать этическую сущность поступков старшеклассников, но и служила определенному прогнозу их нравственного развития.

В ходе разработки основ построения процесса формирования готовности к противодействию аморальным проявлениям в качестве исходного выступало понятие «готовность к деятельности».

Эти подходы обусловлены как спецификой рассматриваемой структуры деятельности, так и несовпадением теоретических подходов исследователей. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне (Е.А.Антипов, А.В.Веденов, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов), другие — на функциональном (Н.Д.Левитов, Е.Л.Ильин, Л.С.Нерсесян, Г.М.Гаева), учитывается состояние психических функций; третьи — на комплексном уровне (Ф.Генов, мобилизационная готовность). Мы придерживаемся первого подхода: рассматриваем готовность к противодействию аморальному проявлению на личностном фоне, т.е. как личностное образование.

Когда готовность рассматривается как личностное образование, то она трактуется как целенаправленное выражение личности, включающее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение, как выражение сформированности определенной системы качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности.

Любая разновидность готовности обусловлена наличием у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной интенции на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода установки поведения, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в связи с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Исследования М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбовича показывают, что для возникновения состояния готовности к сложным видам деятельности необходимы:

осознание требований общества, коллектива, своих потребностей;

осознание задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или достижению поставленной цели;

25

осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;

определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;

прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязания и необходимости достижения определенного результата1.

Изучение сущности, структуры готовности к противодействию аморальным проявлениям осуществлялось нами в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методом наблюдения, взаимооценивания, анкет, интервью, сочинений, независимых характеристик были выявлены старшеклассники, у которых исследуемое личностное образование приобрело устойчивый, ярко выраженный характер.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы собрали достаточно обширный материал, позволяющий раскрыть структуру готовности старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям. Соотнесение полученных экспериментальным путем материалов с результатами теоретического анализа позволило раскрыть содержание компонентов структуры исследуемой готовности.

Готовность к противодействию аморальным проявлениям отличается от других видов готовности своей структурой. Ее изучение мы вели с позиций структурно-функционального подхода как одного из основных разновидностей системного анализа. Суть данного подхода состоит в совместном исследовании строения и функционирования компонентов готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Как сложное личностное образование готовность к противодействию аморальному проявлению включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, операционно-содержательный и эмоционально-волевой.

Содержание мотивационно-ценностного компонента составляют следующие мотивы и установки: потребность утверждать в окружающей среде нравственные образцы поведения; стремление к нравственному самосовершенствованию, понимание социальной значимости противодействия аморальным проявлениям, т.е. ценностное отношение к нравственным нормам и оценочное отношение к аморальным проявлениям.

Операционно-содержательный компонент составляют знания, навыки и способности: способность дать критический анализ поступка, оценку как нравственным, так и безнравственным действиям и их последствиям; способность к эмоциональному предвосхищению, к предвидению результатов поступка; умение убедить и переубедить другого человека.

Эмоционально-волевой компонент включает: самоконтроль, чувство ответственности, уверенности в себе; чувство долга; сопереживание; переживание положительного образа Я; самостоятельность, инициативность, решительность, мужество; удовлетворенность от морального поведения.

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство — показатель высокого уровня готовности к противодействию аморальному поведению.

26

Раскрыть сущность готовности к противодействию аморальным проявлениям — значит выявить внутренние связи компонентов между собой.

Мотивационно-ценностный компонент создает эмоционально положительное, ценностное отношение к нравственной деятельности. Но известно, что потребность в деятельности развивается на основе успешности ее осуществления. Успех обеспечивается развитостью операционно-содержательного и эмоционально-волевого компонентов.

Всех старшеклассников, обнаруживших высокий уровень готовности к противодействию аморальным проявлениям, отличают наличие положительного образа Я, чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях.

Важную функцию в структуре готовности к противодействию аморальным проявлениям выполняет операционно-содержательный компонент, включающий моральные знания, умения и «образ» определенного действия.

На основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции.

Знания — центральное звено моральных убеждений. Просто знания и знания-убеждения различаются тем, что первые вообще могут забываться или не использоваться, а знания-убеждения не могут быть вне действия, вне поступков. Знания-убеждения являются одним из основных мотивов действия, важнейшим элементом моральной оценки, побудителем деятельности. Истинные убеждения включают в себя волевой компонент как необходимую предпосылку их реализации в поведении.

В блок моральных знаний старшеклассников о готовности к противодействию аморальным проявлениям мы включаем следующие необходимые знания:

о сущности нравственных норм и принципов;

о смысле противодействия аморальным проявлениям;

о способах противодействия аморальным проявлениям.

В значительной мере готовность старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям определяется овладением специальными умениями.

В перечень умений, необходимых старшекласснику в противодействии аморальному, на наш взгляд, входят следующие: критически анализировать поступок и возможные его последствия; оценивать поведение окружающих и свое поведение в свете моральных норм; предъявлять нравственные требования, самому подчиняться требованиям других; самостоятельно принимать нравственные решения и реализовывать их в действиях; способствовать эмоциональному предвосхищению; убеждать и переубеждать, предвидеть результаты действий; защитить достоинство другого, эмоционально предвосхищать позитивные результаты; правильно выбирать необходимые средства в противодействии аморальным проявлениям.

Таков перечень обязательных умений старшеклассника, составляющих основу процессуального, или операционно-содержательного, компонента.

Формирование готовности к противодействию аморальным проявлениям невозможно без эмоционального отношения учащихся к самому противодействию, без волевого напряжения. Поэтому обратимся к эмоционально-волевому компоненту, который характеризуется положительным

27

отношением к моральной деятельности, эмоционально-чувственным напряжением, продолжительностью этого напряжения.

В подходе к определению механизма формирования у школьников готовности к противодействию аморальным проявлениям мы считаем необходимым уточнение роли, значимости моральных чувств.

Моральные чувства личности есть своеобразная эмоциональная форма отражения действительности и выражение отношения к ней. Механизм проявления моральных чувств дает основания предположить, что они выполняют своеобразную функцию интуитивного эмоционального знания, требующего поддержки интеллекта в ситуации противодействия аморальным проявлениям. Вместе с тем чувства весьма индивидуальны, неповторимы. Аморальное действие вызывает у окружающих осуждение, гнев, но чувства, выражающие отношение к одному и тому же поступку, проявляются у разных людей весьма различно. Простейшие моральные чувства выражают непосредственное оценочное отношение к свершившемуся. Их называют ситуативными чувствами.

Существует также группа высших моральных чувств, наиболее сложных по своему содержанию, устойчивых и имеющих большую значимость для мотивации, оценки нравственного поведения. В известном смысле эти чувства есть своеобразное «эмоциональное мышление», так как они в большей степени, чем другие, несут рациональный момент — осознание конкретной жизненной ситуации через призму соотношения личного и общественного.

В эмоционально-волевом компоненте готовности к противодействию аморальным проявлениям важная роль принадлежит именно высшим моральным чувствам: чувству гражданской ответственности, долга, совести.

Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие аморальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

Наиболее специфическим саморегулятором гражданского поведения человека является совесть. Совесть — это не только чувство вины, стыда за содеянное во вред другим людям, но она и побуждает к свершению высоконравственных поступков. Сфера влияния совести шире, чем сфера гражданского долга.

В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия «долг», где нравственные требования выражены в форме «надо», моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства — это отраженный и преобразованный социальный интерес и потребность в гуманном отношении ко всякой личности, т.е. «опосредованный интерес других» (А.И.Титаренко). Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для моральных поступков с четкой ценностной ориентацией.

Сущность готовности к противодействию аморальным проявлениям раскрывается также через ее роль в

28

развитии личности. Здесь мы выделяем следующие функции:

1) идейно-побудительную, выступающую существенной предпосылкой успеха в предстоящей моральной деятельности;

2) познавательно-оценочную, предусматривающую усвоение личностью нравственных требований общества к человеку; осознание этих требований как личностно значимых;

3) регулятивную, обеспечивающую сознательное, нравственно мотивированное поведение, реализацию активной нравственной позиции, выбор правильных нравственных решений и действий.

В этой совокупности функций главной, на наш взгляд, является идейно-побудительная (соответственно главному структурному компоненту — мотивационно-ценностному). Реализация этих функций в единстве приводит к саморазвитию личности в целом, повышению ее активности и творческих возможностей.

Нами выделены структурные и функциональные критерии исследуемой готовности. Структурные — призваны выражать целостные свойства готовности к противодействию аморальным проявлениям. Эти свойства присущи не отдельным сторонам, а личности в целом, т.е. «целостно готовой» к осуществлению противодействия аморальному. Проявляющиеся же свойства отдельных компонентов готовности есть функциональные критерии.

К структурным критериям мы относим: понимание старшеклассниками сущности противодействия аморальному проявлению; ценностное отношение к нравственным нормам и оценочное отношение к аморальным проявлениям, т.е. осознание личностью гуманных норм отношения человека к человеку и нетерпимое отношение к их нарушителям; проявление самостоятельности в принятии нравственных решений и реализации их в действиях; проявление требовательности к нравственному облику других и подчинение требованиям других; стремление к творческому преобразованию жизни и нравственному самосовершенствованию; стремление к утверждению гуманных взаимоотношений с другими.

К функциональным критериям относим практическую направленность моральных знаний, умений и способность их применять в различных жизненных ситуациях.

На основе проведенного исследования мы определяем готовность к противодействию аморальным проявлениям как интегративное личностное образование, представляющее собой одну из важнейших сторон общественной направленности личности.

Качественное проявление структурных и функциональных критериев находит отражение в следующих характеристиках старшеклассника, способного противодействовать аморальным проявлениям: а) развитое чувство человеческого достоинства; б) самостоятельность в принятии нравственных решений и действий;

в) устойчивое проявление нравственных принципов в любых жизненных обстоятельствах; г) критическое отношение к отступлениям от норм нравственности.

Сущность, структура готовности старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям представлены в схеме.

29

Как же данная теоретическая модель обеспечивает практику воспитательной работы? Педагогическая деятельность реализуется через систему воспитательных воздействий педагогов, эффективность которых зависит от их содержания, формы, способов доведения до осознания, а также от условий воспитания и от уровня воспитанности

30

старшеклассников. Важное значение при этом имеют профессиональная и личностная зрелость педагога, его мастерство.Итак, уровень нравственной воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность — вот те три основных показателя, которые, по нашему мнению, достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям. Эта деятельность включает ряд этапов.

Первым этапом является анализ деятельности по нравственному воспитанию старшеклассников: диагноз нравственной воспитанности учащихся, в частности степень готовности противодействовать аморальным проявлениям в кругу сверстников.

На втором этапе педагогу необходимо выявить характер и арсенал основных воспитательных воздействий, оказывающих существенное влияние на формирование данной готовности.

На третьем этапе педагог должен организовать практическую деятельность старшеклассников, в которой каждый сможет реализовать свой нравственный потенциал.

Этот этап работы требует от педагога создания такого микроклимата в коллективе, который не терпит безнравственных поступков, в котором не место унижению человеческой чести и достоинства, в котором царят доверие и уважение. На данном этапе старшеклассники участвуют в проведении дискуссий и диспутов, собраний-характеристик, сократовских бесед: «Что значит быть современным?», «Что такое духовность?», «Учитесь властвовать собой…», «Что означает активная нравственная позиция человека?», а также участвуют в откровенных разговорах по оцениванию и взаимооцениванию поступков, действий. Нравственная активность старшеклассников проявляется в различных ситуациях. Создание воспитывающих ситуаций — один из основных методов формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Педагогическое руководство при этом заключается в активизации процесса самовоспитания старшеклассников.

О.С.Богданова и С.В.Черенкова предлагают в процессе нравственной деятельности старшеклассников в течение определенного периода времени (декады, месяца) вести самонаблюдение и фиксировать его результаты с помощью цветописи, т.е. в конце каждого дня, оценивая свои действия, старшеклассник закрашивает в специальной таблице квадрат. К примеру, сделано доброе дело — красный квадрат, день без него — синий, совершено действие, противоречащее нравственным нормам, — черный квадрат. Организуя подобную работу, педагогу важно помнить о постоянном стимулировании нравственного поведения воспитанников. Здесь важно подключить и такое средство, как нравственная взаимооценка, а также создание «реабилитационных ситуаций», когда «нарушители» нравственных норм могут реабилитировать себя в глазах сверстников, совершая добрые и нужные дела .

Проблемы нравственного воспитания сложны и порой противоречивы, поэтому действенными формами работы со старшеклассниками, на наш взгляд, выступают вечера вопросов и ответов, «Часы нравственного прозрения» («Красота спасет мир…» и др.), пресс-конференции по проблемам морали, встречи с этиками, юристами

31

социологами, а также конкретная практическая деятельность воспитанников. Анализ решений конфликтных ситуаций в системе межличностных отношений призваны помочь старшеклассникам обрести навыки критического подхода к себе и к другим, непримиримость к ложным установкам, навыки гуманного отношения к окружающим.

Возможности воспитательного процесса не ограничены в формировании у старшеклассников критического отношения к явлениям в окружающей действительности, самостоятельности в принятии нравственных решений и реализации их в действия, инициативы, т.е. тех составных компонентов, которые слагают интегративное личностное образование — готовность к противодействию аморальным проявлениям.

Важным моментом на всех этапах педагогической деятельности является регулярный анализ эффективности затрачиваемых воспитательных усилий, средств, приемов, определение ценности каждой формы работы и выделение при этом «коэффициента полезного действия» для каждого воспитанника и коллектива в целом.

Таким образом, в основе процесса формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям лежит убеждение в том, что многоплановая педагогическая деятельность должна содержать образцы высоконравственного поведения, арсенал способов предупреждения аморальных проявлений, а в случае их свершения — «инструментарий» по их устранению из жизни коллектива воспитанников. Сложность деятельности педагога заключается в выработке у старшеклассников осознанного отношения к такой моральной категории, как противодействие аморальным проявлениям. Важно помочь юношам и девушкам осуществлять «перенос» приобретенного нравственного опыта из привычной ситуации в новые жизненные обстоятельства.

2. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя. М., 1988.

3. Зосимовский А.В. О моральной оценке поступков учащихся // Сов. педагогика. 1976. № 7. С. 44-50.

4. Изучение эффективности процесса нравственного воспитания старшеклассников // Сб. научн. тр. / Отв. ред. С.В. Черенкова. М., 1985.

5. Савченко Е.А. Формирование у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям: Методические рекомендации. Минск, 1989.

6. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М., 1981.

www.volsu.ru

УДК 174.4:330.875.24 ББК 87.751

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жанна Владимировна Рослякова

Кандидат философских наук, доцент,

заведующая кафедрой философии, истории и политологии, Волгоградский государственный аграрный университет zhrosliakova@yandex.ru

просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация

Александр Сергеевич Разин

Кандидат философских наук,

доцент кафедры философии, истории и политологии, Волгоградский государственный аграрный университет га7т-1978@уаМех. ги

просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье обосновывается идея о том, что при анализе экономической деятельности современная наука должна учитывать не только сугубо экономические, но и культурологические, духовно-нравственные факторы. При разработке экономических целей хозяйствующих субъектов необходимо опираться на морально-этические ценности общества, поскольку мораль обладает объединительным потенциалом, необходимым для успешного функционирования экономики.

Ключевые слова: этическая регуляция, экономическая этика, духовно-нравственный фактор, этика хозяйствования, ответственность.

В условиях современного общества, характеризующегося глобализацией, открытостью и демократизацией всех сторон жизни, актуализацией общечеловеческих ценностей, как никогда возрастает степень социальной и нравственной ответственности индивида за ^ результаты своей деятельности. Острые со, циально-экономические и финансовые противоречия современной эпохи привели многих § ученых к пониманию того факта, что эконо-^ мическая глобализация сама по себе не обес-р^ печивает справедливость и социальный про-^ гресс, а даже, наоборот, усиливает негатив-

=3 т-.

§ ные тенденции социального развития. В связи | с глубокой трансформацией экономических от-£ ношений актуальными задачами и вопросами © являются объяснение условий достижения ста-

бильности и сбалансированности воспроизводственного процесса, эффективности и роста экономики в современном обществе, вопрос реформирования механизмов, регулирующих социально-культурную систему.

В период становления постиндустриального общества этическая регуляция становится значительным и необходимым фактором жизни, дополняя, а порой и заменяя другие формы регуляции во всех сферах общества. Конечной целью экономики является удовлетворение потребностей индивидов и создание условий для их самореализации. Главной задачей каждого участника производственного процесса становится превращение общих правил и обязанностей хозяйственной деятельности в правило собственного поведения. Эко-

номическая этика, являясь результатом приложения моральных норм к хозяйственно-экономической деятельности, ориентирована на практическую деятельность, поэтому ее различные виды также подчинены моральной регуляции.

Постиндустриальная экономика требует усиления внимания к человеческому фактору, что находит отражение в исследованиях современных экономистов и философов. В работах, посвященных проблемам мировой экономической системы, все большее значение придается внеэкономическим, социокультурным причинам современного экономического кризиса . Многие экономисты пришли к выводу о том, что экономическое развитие общества невозможно объяснить воздействием только объективных, сугубо экономических факторов, помимо них большое значение имеют и морально-этические, религиозные, психологические и другие причины. Смысл экономики, ее сущность неразрывно связаны с вопросами справедливого распределения благ и ответственности хозяйствующих субъектов.

Важной задачей этики является формирование норм и ценностей, регулирующих поведение членов общества во всех сферах их деятельности. Экономическая этика представляет собой ценностную структуру, включающую в себя нормативно-регулятивные системы, выступающие ценностными ориентирами в профессиональных экономических сообществах.

Вопреки тенденции современного социума к дифференциации сфер общественной жизни экономическая этика благодаря своей всепроникающей способности стремится создать новое единство хозяйства и культуры, опираясь на анализ этических предпосылок развитого постиндустриального общества, общих условий хозяйства, а также хозяйственной деятельности индивида. Она исследует такие важные для экономической деятельности вопросы, как вопрос о соотношении морали и пользы, выгоды, вопрос о взаимосвязи общего и личного интересов.

Вопрос о духовно-нравственных факторах, обусловливающих взаимодействие людей, одним из первых поставил Э. Дюркгейм. Большое внимание он уделял роли и значению моральных принципов и религиозных идеалов в созда-

нии ценностно-нормативной базы содержания социальных связей и отношений. А. Смит, например, считал бережливость одной из важных причин роста капитала, а И. Бентам предполагал, что благосостояние общества определяется счастьем наибольшего числа людей. По мнению М. Вебера, протестантская религиозная этика как новая хозяйственная идеология заложила основы экономики капитализма и сыграла огромную роль в формировании нового типа личности .

Такие классики экономической теории, как Дж. Милль, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, также подчеркивали важную роль социокультурных факторов, влияющих на эффективное экономическое устройство и процесс воспроизводства. В 30-х гг. прошлого века Джон Мей-нард Кейнс утверждал, что интеграция этических норм и экономической деятельности возможна в будущем, в условиях высокого уровня экономического развития общества, при котором люди вернутся к таким общечеловеческим ценностям, как добро, достоинство, справедливость, добродетель. Многие исследователи настаивают на необходимости интеграции экономики и этики, обосновывая ее тем, что экономика исторически и систематически вытекает из этики, поэтому в любой экономический анализ нужно ввести временное и социальное измерение.

Пристальное внимание к анализу духовно-нравственного фактора в экономическом развитии общества стало характерным для современной экономической науки, в частности для таких направлений, как институциона-лизм и неоинституционализм. Представители этих течений (Т. Веблен, Г. Беккер, Дж. Бью-кенен) исходным пунктом своих исследований рассматривали «живого человека», его потребности, представления и интересы, обычаи и традиции как движущие мотивы экономического поведения. Экономические отношения, по их мнению, во многом являются производными от духовных ценностей, а механизм экономического развития складывается и под воздействием нравственных, религиозных и психологических факторов .

Обоснованию социальной этики в теологическом аспекте посвящена работа швейцарского теолога Артура Риха «Хозяйственная этика», в которой морально-этические на-

мерения и решения в экономике и других социальных сферах он сравнивал с религиозной верой .

Особый интерес вызывают труды немецкого экономиста Петера Козловски, в которых он анализирует этические условия эффективного экономического порядка. П. Козловски считает необходимым включить в основные структуры рыночной экономики социокультурные элементы, поскольку морально-этические условия экономической деятельности, по его мнению, являются необходимым условием роста экономики . В условиях постиндустриального общества экономическая наука нуждается в синтезе и единстве с морально-этическим и культурологическим знанием.

Немецкий экономист в работе «Принципы этической экономии» обосновывает необходимость объединения экономического и этического подходов к анализу хозяйственной деятельности человека, основываясь на единстве предмета их исследования: это деятельность человека, определяемая его интересами, побуждениями и стремлениями. По мнению автора, этическая и экономическая науки должны объединиться в единую теорию рациональной деятельности человека. Экономическая этика исследует актуальные проблемы о соотношении общественного и личного интересов, нравственности и выгоды. Результатом интеграции экономических и этических аспектов деятельности стала хозяйственная этика, или, по терминологии П. Коз-ловски, «этическая экономия» , являющаяся теорией этических предпосылок хозяйства как области культуры и пользующаяся экономическим инструментарием анализа хозяйственной деятельности. Будучи практической философией, экономическая этика направлена прежде всего на привнесение этической рефлексии и этических суждений в экономическую деятельность.

Истоки экономической этики восходят к традициям античной этики, трактуемой Аристотелем как практическая философия, подчеркивающая единство этики, экономики и политики и рассматривающая экономические вопросы в контексте этического принципа справедливости. Рассматривая проблему справедливости в экономической этике, исследователи пришли к выводу о необходимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объединения теории этических предпосылок рыночного хозяйства, деонтологической этики, а также этического и экономического учений о благах в единое учение . Этот вывод нашел отражение в теории «справедливого ценообразования», которая связывает справедливость обмена в рыночной экономике и справедливость результата этого процесса — цены. Справедливый обмен (обмен эквивалентов, основанный на адекватности материальных благ) предполагает требование справедливой цены, при которой индивидуальная цена товаров или услуг соответствует рыночной. Экономика, утверждающая справедливые цены, основанные на истинной ценности блага, является социально и этически ориентированной. Основаниями экономической этики являются деонтология, этика справедливости и утилитаризма, раскрывающие мотивацию, цели и идеалы хозяйственной деятельности, во многом определяемые категориями пользы, блага, долга, добродетелей. Хозяйственная этика, являясь аспектом экономической этики, направлена на исследование хозяйственной деятельности, ее норм, правил, принципов и идеалов. Этика хозяйствования и предпринимательства не только описывает ценности честного хозяйствования, но и старается усилить мотивы целесообразной, рациональной деятельности и правильного экономического поведения на рынке и на предприятиях. В хозяйственную этику входят учение о добродетелях хозяйствования, учение о хозяйственном долге и учение о благах, при этом добродетели оставляют простор совершенствованию экономической деятельности. Добродетель предполагает склонность и стремление проявлять справедливость и порядочность в экономической деятельности, в процессе обмена материальных благ. Учение о хозяйственных добродетелях обосновывает образ экономической жизни, направленный на совершенствование культуры хозяйствования, тем самым способствующий повышению благосостояния и процветания общества.

Важной задачей экономической этики является обеспечение уверенности хозяйствующего субъекта во всеобщности соблюдения правил этического кодекса экономической деятельности, что улучшает функционирование рынка и способствует общественному

благу. Потребность в морально-этическом обосновании своих поступков, ответственном принятии решений в своей деятельности должна найти более полное отражение при переходе от количественной экономики материальных благ к качественной экономике услуг.

Возрастание интереса к экономической этике во многом связано и с современной экологической ситуацией. Негативные последствия хозяйственной деятельности не только ставят задачу оценки этой деятельности, но и актуализируют этико-экономический анализ общезначимых ценностей.

Отечественный экономист А.В. Бузга-лин предлагает новую систему, в которой именно «справедливость будет стимулировать эффективность экономики» . Другой исследователь Б.М. Генкин, проанализировав влияние духовных, интеллектуальных ценностей на эффективность хозяйственной деятельности, пришел к выводу о том, что доминирующим направлением деятельности человека являются духовные потребности и мотивы, особую значимость при этом имеют нравственные факторы .

Важной задачей отечественной экономической науки является поиск ответов на вопросы о том, каковы причины низкой динамики и отсутствия расширенного воспроизводства в отечественной экономике, каковы условия, не позволяющие применять и расширять положительный опыт других стран в организации управления воспроизводством основного капитала в России?

Господствующие в экономической сфере мировоззрение и культура определяют характер институциональной структуры общества. Эта структура отражает особенности современного ценностного базиса, лежащего в основе поведения и жизнедеятельности человека. Не все новые идеи приживаются в обществе, остаются лишь те, которые в наибольшей степени соответствуют интересам и целям большинства людей и не противоречат нормам и ценностям господствующей морали. В организации хозяйственной деятельности государства наиболее динамичные, соответствующие ценностному базису и внешним воздействиям экономические механизмы становятся основой институциональных форм и в дальнейшем закрепляются в институцио-

нальном пространстве, что в конечном счете и определяет особенности каждого этапа развития социально-экономической системы и общества в целом. Если институциональная структура согласована с базисом моральных ценностей, формируются основы стабильности и доверительных отношений между субъектами экономической деятельности.

В случае отступления от этих ценностей возможны возникновение, реализация и закрепление неэффективных норм, правил и институтов. Сами по себе институциональные новации не могут привести к существенным экономическим результатам. Эффективные результаты можно получить только при изменении ценностных базисных норм и правил. Отсутствие этических регуляторов экономических целей особенно чревато негативными последствиями для инновационного развития, поскольку может возникнуть желание создать «продукт», имеющий разрушительное воздействие на окружающий мир.

Результаты экономического развития показывают невозможность реализовать на российской почве достижения западных экономических и социальных стандартов без учета специфики места и времени, без совместимости общекультурных норм, традиций и ценностей западного и отечественного общества. Человек, как субъект экономической деятельности, всегда является продуктом конкретной культуры. Каждая национальная культура обладает своей системой ценностей, специфическим пониманием общечеловеческих моральных правил и идеалов, норм и законов хозяйственной деятельности, особыми формами экономического поведения. Человек, сформированный в определенной культуре, принимает ее смыслы и значения, в соответствии с которыми он строит свою жизнь и хозяйственную деятельность. Экономические цели, абстрагированные от морально-этических ценностей, ведут к расхождению смысла жизни человека со смыслом его производственной деятельности, что зачастую приводит к негативным последствиям как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Современный российский ценностный базис, формирующий экономические интересы нашего общества, является главным препятствием в укоренении даже самых эффективных

западных институциональных форм хозяйственной деятельности. Любые программы развития экономики и институциональной структуры должны основываться на изменении качества социально-экономических отношений, опирающихся на нравственно-ценностный, культурный базис российского общества.

Современное понимание общественного развития позволяет выйти на новое понимание места и значения морально-этических, культурных механизмов в экономической деятельности людей. Общество добивается экономического успеха тогда, когда сосредоточивает энергию людей на основе фундаментальных общечеловеческих ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. -М. : Прогресс, 1990. — С. 43-271.

3. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. — М. : Норма, 2007. — 448 с.

4. Козловски, П. Принципы этической экономии / П. Козловски. — СПб. : Экон. шк., 1999. — 346 с.

5. Козловски, П. Этика капитализма. Эволюция и общество / П. Козловски. — СПб. : Экон. шк., 1996. — 158 с.

9. Рих, А. Хозяйственная этика / А. Рих. — М. : Фил. изд-ва «Посев», 1996. — 816 с.

10. Синютин, М. В. Институциональный подход в экономической социологии / М. Б. Синютин. -СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. — 313 с.

3. Genkin B.M. Ekonomika i sotsiologiya truda . Moscow, Norma Publ., 2007. 448 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rikh A. Khozyaystvennaya etika . Moscow, Filial izd-va «Posev», 1996. 816 p.

MORAL AND ETHICAL BACKGROUNDS OF ECONOMIC ACTIVITY

Zhanna Vladimirovna Roslyakova

Prosp. Universitetsky, 26, 400002 Volgograd, Russian Federation

Aleksandr Sergeevich Razin

Candidate of Philosophical Sciences,

Prosp. Universitetsky, 26, 400002 Volgograd, Russian Federation

Опубликовано в 2016, Выпуск Ноябрь 2016, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Саунин К.С.

Педагог-психолог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 97»

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СЕМАНТИКИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация

В данной статье мы подвергли рассмотрению нравственный аспект формирования и развития личности в контексте семантики христианских ценностей. Автор, подчеркивая необходимость развития нравственного самосознания человека в настоящее время в современном обществе, в соответствии со сформулированной целью исследования выдвигает ряд задач, а именно: 1) рассмотреть подходы к определению понятия «духовность»; 2) определить соотношение понятий «духовность» и «нравственность»; 3) рассмотреть «нравственность» в контексте семантики христианских ценностей. Особое внимание уделяется понятиям, как «духовность» и «нравственность» в контексте становления отечественной педагогической мысли и семантики христианских ценностей, развивая идею интерпретации православных ценностей через призму общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: духовность, нравственность, христианские ценности, степень свободы, реальная свобода, формальная свобода, идеальная свобода, самореализация, иерархия ценностей.

Saunin K.S.

Educational psychologist,

State budgetary educational institution of the city of Moscow «School № 97»

MORAL ASPECTS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE SEMANTICS OF CHRISTIAN VALUES

Abstract

«Духовность», являясь понятием многоаспектным, используется в религии, в религиозной и идеалистически ориентированной философии. Данное понятие является предметом исследования, как теологии, так и философии, гуманитарных наук (психологии, педагогики и др.).

В отечественной философии и гуманитарной науке (психологии, педагогике, культурологии и др.) советского периода, что, в общем-то, характерно в большинстве своем и для современной отечественной философии и гуманитарной науки, духовность человека рассматривалась в контексте марксистко-ленинской идеологии. В этой связи, сущность духовности заключается в приобщение человека к культуре и её ценностям, как неким ориентирам в общественного самобытия (Д.С. Лихачев, А.И. Арнольдова, В.И. Толстых, А.С. Фриш, В.А. Кутырева и др.). Среди многообразия существующих ценностей особым приоритетом обладают те, которые сформировались в общепризнанной общественной практике, объективно служащие человеку, осознаются и оцениваются, как благо, всем человечеством. Они выступают высшими ценностями, занимая доминирующее положение, определяя структуру и динамику всего многообразия ценностей в жизнедеятельности индивида, а степень их выраженности обозначают общую направленность личности.

В христианской философии и гуманитарных науках, основанных на христианском вероучении, духовность человека – это базисная субстанция человеческой сущности, определяемая замыслом Божьим в творении человека «по образу и подобию» Божьему. Именно духовность человека определяется такими атрибутами как: «разум», «творчество», «свобода», «воля», «сила»; именно духовный человек способен уподобляться Своему Творцу – Богу в созидании окружающего мира и себя . Одновременно с этим, указанные духовные атрибуты могут быть направлены и на разрушение окружающего мира и самого человека. Так можно согласиться с игуменом Александром (Каприков) по поводу того, что человеческая духовность не всегда находит свой «положительный выход» в жизнедеятельности человека. Отец Александр (Каприков) отмечает: «Человек как высшее творение Бога непорочен в своей духовности. Этим он отличается от других духовных тварей. Если ангел может быть падшим, и в этом имеет место его сущностное духовное изменение, «отпадание от Бога Творца», и в этом есть проявления греха во всей полноте, но человек духовно безгрешен. Как духовное существо человек есть образ и подобие Бога. Грех человека содержится в его душе! Особенность человека в том, что он не только духовное, но и душевное существо, и в этом есть парадокс человеческого бытия. Как душевное существо он подвержен искушениям со стороны «падших духовных тварей» (бесов, демонов и др.), но как духовное существо, человек обладает свободой следовать этим искушениям, или их преодолевать. Дух человека бороться с этими искушениями, но слабость души не всегда позволяет человеку их преодолеть. Другими словами, человек становится заложником «инородных падших духовных сущностей», он избирает их в качестве «руководителя свой жизни», но при этом имеет место свободный выбор. Зачастую конфликт между духом человека и падшей духовной тварью в плоскости человеческой души отображается в переживаниях совести…..» .

Духовность проецируется в нравственности, что выступает внутренними духовными качествами, посредством которых человек регулирует своё поведение в процессе своей жизнедеятельности, к ним относится мораль, этические нормы и правила поведения. Рассматривая духовность как психологическое явление, которое представляет собой многоаспектный и непрерывный процесс самосовершенствования, а также стремления к наивысшему идеалу как некой кульминационной точке своего развития, при котором главным связующим звеном является внутренний мир человека.

Представляется, что наиболее комплексно понятие «нравственность» определено С.В. Кондратьевым. С его точки зрения нравственность определяется как «<…> персонификация идеологии. Это совокупность духовно-ценностностно ориентированных норм жизнедеятельности человека, определяющих существование личности в пространстве разрешения противоречий между объективно существующими законами духовного бытия и их реализацией в культуре отдельных социальных общностей (этнических, политических, религиозных и т.д.» .

Следует заметить, что нравственность и ее принципы – это не только и не столько способы регулирования общественного порядка, сколько средства духовного развития человека. При этом по совершенно справедливому замечанию Б.С. Братуся нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья .

Из выше сказанного следует, что нравственность есть экзистенциональное отражение духовности человека. Она связана, в первую очередь, с реализацией духовного атрибута – свободы. Говоря о нравственности в проявлениях свободы, следует обратить внимание подход арх. Платона (Игумнов) , который выделяет значимые виды нравственной свободы человека: «Степень актуализации нравственного самоопределения человека и его свободы обусловлена тремя её видами: формальной, реальной и идеальной. Формальная свобода как понятие вводится в обращение с целью обозначения некоего состояния человека, характеризуемое нравственной непорочностью и невинностью, в то время, когда человеческий ум не познал реальность нравственного зла, а чувства и желания подчиняются разуму. Одним из ярких примеров нахождения человека в этом состоянии выступает свобода прародителей в раю и свобода детей. Именно это состояние характеризуется отсутствием антагонизма между умом, чувствами и желаниями человека. Такая свобода раскрывает все возможности осуществления правильного нравственного выбора. В момент осуществления человеком сознательного нравственного выбора, его, так называемая, формальная свобода трансформируется в свободу реальную. Реальная нравственная свобода рассматривается как свобода самоопределения в момент осуществления человеком морального выбора. Она характеризуется значительным напряжением всех духовных сил человека, который сталкивается с осуществлением нравственного выбора. В этом состоянии ум человека находится в сложной борьбе со своими помыслами, чувствами и природными наклонностями. Реализация господства человеческого разума над эмоциями и влечениями, осуществляется посредством компенсации противоречий, возникающих между умом, чувством и волей, и подчинении чувств и воли нравственному идеалу и долгу. Рассматривая идеальную нравственную свободу, мы сталкиваемся со сверхъестественным харизматическим даром, который способен довести реальную свободу до некоего совершенства. Таким образом, идеальная нравственная свобода – это свобода святых праведников, которые находятся в обладании Божественной благодати. В этом состоянии нравственный выбор, осуществляемый человеком, утрачивает свою драматическую напряженность, при этом человек получает возможность желать, выбирать и творить исключительно добро, результатом чего совершение зла становиться невозможным. Такая нравственная свобода характеризуется полной свободой человека от власти греха, которая достигается духовным подвигом человека при поддержке Божественной благодати» . Опираясь на подход архим. Платона (Игумнова), можно заключить, что именно на уровне реальной свободы человек совершает нравственный выбор.

Нравственность человека, таким образом, предполагает динамическое личностное развитие, когда основным смыслом человеческого бытия есть стремление к Богу. В значительной степени обретение этого смысла проявляется в отношении к другому человеку, что обеспечивает здоровье и на уровне телесного существования личности.

Конкретно-психологические данные, подтверждающие вышесказанное, имеются у А.Ф. Лазурского, который в результате тщательных наблюдений сделал вывод о том, что здоровье такой личности в максимальной степени способствует идеалу бескорыстного отношения к другому. «Альтруизм, – писал он, – в любом его виде выступает и формой, и средством, и показателем оптимальной гармонии между личностью и окружающей средой…».

Согласно позиции С.Ф. Анисимова, «нравственные ценности, которые отражают содержание морали всего общества, приобретая в личности своё индивидуальное бытие, способны формировать у нее позицию носителя этих ценностей, выступающих духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза» . Следовательно, нравственность – это духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также внутренние правила, определяющие поведение человека.

Таким образом, нравственность можно понимать как показатель существования всего того, что относится к высшему уровню духовного освоения мира человеком, подтверждением наличия определенной иерархии ценностей, целей и смыслов. Она определяет духовную культуру личности, которая задает меру и качество свободы (границы) самореализации человека.

Список литературы/ References

Список литературы на английском языке / References in English

Оставьте комментарий