Содержание
- Плейлисты из соцсетей и с диска — это незаконно
- Решение 1. Музыка с открытой лицензией
- Решение 2. Старая музыка
- Решение 3. Договор с авторским обществом
- Решение 4. Договор с частным посредником
- Решение 5. Своя музыка или радиостанция
- Решение 6. Договор с правообладателем
- 700 рублей в месяц за музыку
- Чем рискует бар из-за незаконной музыки
- Вопрос юристу
- Юридическая консультация
- Авторские права на песню
- Смежные права на песню
- Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить
- Как обойти авторское право на Ютубе
- Как обойти авторские права на музыку в Инстаграме
- Как обойти блокировку музыки в Тик Ток, пишет, что приватная.
- Бесплатные программы для обработки музыки, без нарушения авторских прав
- 10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив
Плейлисты из соцсетей и с диска — это незаконно
У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает.
Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом:
- Что под защитой авторских прав
- Права автора и заказчика
- Договор передачи прав
- Получить разрешение автора и не тратить много времени
Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная.
Когда и где нельзя включать музыку без оплаты — статья 1273 Гражданского кодекса
Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, перевод: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование.
Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки.
Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое.
За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе
За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю или договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно.
Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей:
Подписка дает право на частное использование музыки: слушать дома или в наушниках. Коммерческое использование запрещено договором на Вк-мьюзик 100 000 ₽ за музыку с диска, судебное дело
Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч.
Бар нарушает закон, если включает:
- плейлист из Вконтакте или Айтюнса;
- радио;
- музыкальные каналы на экране;
- диск или пластинку;
- музыку с флешки, ноутбука или телефона и играет через колонки.
При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар.
Есть законные способы ставить музыку, среди них музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем.
Решение 1. Музыка с открытой лицензией
Что такое лицензионный договор и когда он нужен
Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.
Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.
Для проверки лицензии заходим в карточку песни. Лицензия CC0 1.0 — песню можно использовать в коммерческих целях и для бара она подходит
Лицензия с пометкой Non-commercial не подходит для бара
С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.
Решение 2. Старая музыка
70 лет действует право автора — статья 1281 Гражданского кодекса
Мьюс-опен — библиотека классической музыки
Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар.
Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполнили и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя.
Год выпуска обычно указывают на обороте или внутри диска. Этот диск записан в 2009 году, он для бара не подходит
Юрист Дарья Тимохина
У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ.
Решение 3. Договор с авторским обществом
Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно РАО — и частные посредники.
Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником.
Лицензионный договор Российского авторского общества с барами и ресторанами
Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде.
В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.
Гражданский кодекс говорит, что РАО вправе защищать музыкантов без договора
Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.
Дарья Тимохина
Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике договор с ним защищает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним.
Решение 4. Договор с частным посредником
Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и «Радиоспаркс».
Частные посредники работают по двум схемам:
- заключают договор напрямую с музыкантами или звукозаписывающими компаниями, а потом от их имени работают с барами;
- берут на себя общение с авторским обществом — подписывают вместо бара договор и следят за оплатой.
Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не «Радиоспаркс», поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.
Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности».
В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя.
У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы:
- в договоре не были указаны конкретные музыканты и песни, которые защищает посредник;
- музыкант, чья музыка играла во время проверки, не подписывал отказ от работы с Российским авторским обществом.
Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации.
Судебное дело
Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так.
Пример договора «Радиоспаркса»: он возмещает убытки из-за споров с правообладателями
Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом.
Решение 5. Своя музыка или радиостанция
В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включает там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку.
Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — «Додо ФМ» сети «Додо Пицца».
Антон Колесников, руководитель Додо ФМ
Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.
В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надо найти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не будет проблем с РАО.
Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу.
Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российское авторское общество.
Решение 6. Договор с правообладателем
Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания.
Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым.
Музыканты «Газгольдера»
У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. «Газгольдер» сотрудничает со Скриптонитом, Бастой, Смоки Мо и еще девятью музыкантами. Если у компании права на всех, можно подписать один договор и включать любимые треки в баре.
700 рублей в месяц за музыку
Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить.
Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные.
У частных посредников цены не фиксированные. «Радиоспаркс» берет от 900 рублей в месяц:
«Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста:
Плейлисты из базы авторского общества и базы «Музкафе» дороже, чем плейлисты из базы только «Музкафе». Цены «Музкафе»
Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест:
Бар на двадцать мест платит авторскому обществу 700 рублей в месяц.Цены Российского авторского общества
Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты.
Чем рискует бар из-за незаконной музыки
Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию.
Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса
Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации.
Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей.
Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию.
Юрист Дарья Тимохина
У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре.
Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три. Общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много.
Юрист Александра Тюрина
Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить.
Комментарий бара из Ростова-на-Дону Мнение бара из Сочи Владелец бара из Санкт-Петербурга выбрал частного посредника
Владелец фитнес-клубов из Краснодара
У нас четыре фитнес-клуба в Краснодаре, во всех музыку включали тренеры с флешек. Кому какая нравится, тот такую и слушает: одному рок потяжелее по вкусу, другому рэп, третьему попса. Год так работали. Вообще-то мы знали, что это незаконно, но решили: пусть так будет, потом разберемся.
Разобраться потом не получилось, к нам пришел проверяющий, потренировался и говорит: «Что у вас тут за музыка, а по закону вот так вот, платите». Подписали договор, нам дали доступ к базе с песнями. Теперь включаем музыку с сервера Российского авторского общества.
«
Вопрос юристу
Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.
В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.
Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:
- использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав — например, в кино или рекламе),
- переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
- использовать музыку (песню) иными способами.
Нижеследующая информация поможет Вам понять «кто есть кто», кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.
Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на «часть» музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).
Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.
Юридическая консультация
Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.
Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей «части» песни и т.п.
Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.
Авторские права на песню
- авторские права на музыку (музыка в оригинале) — композитор,
- авторские права на текст (слова) — поэт, автор стихов,
- авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже «украшенная» музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) — переработчик (аранжировщик).
Смежные права на песню
- смежные права на исполнение музыки — музыкант,
- смежные права на исполнение текста (слов) — певец,
- смежные права на фонограмму — изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).
В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.
Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить
Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав — что, как правило, и имеет место быть) — иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).
Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!
Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных). «Отказ от прав» должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком «отказе» будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.
Практически не существует (по крайней мере, когда я с «такими» сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и «свободных» библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.
Даже если в Вашей песне использована непродолжительная «вставка», на которую у Вас нет прав, автор такой «вставки» может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.
Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.
* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.
Прочтений: 129285.
Борьба за авторские права длится уже не один десяток лет. И во времена офлайна вопрос решался деньгами между студиями и был недоступен обывателям. С ростом популярности соц.сетей, можно было найти любой подходящий трек для своего видео, скачать, смонтировать видео, выложить на YouTube или в Instagram и наслаждаться лайками. Но сейчас, в эпоху атома) сервисы вроде Ютуба пытаются прикрыть тылы и запрещают контент с чужой музыкой. Сегодня за такое можно очень легко схватить бан, после чего твой ролик удаляют, не спросив разрешения.
Как обойти авторское право на Ютубе
У любой песни, у любого произведения есть свой создатель. И сегодня, мало кто готов отдавать свое творчество бесплатно. А особенно, если музыкальный трек используется в коммерческих целях и приносит дополнительный доход. Тут в силу вступают законы об авторских правах и типы лицензий на контент.
Алгоритм Ютуба умеет распознавать автора музыки на любом отрезке видео. Недостаточно запустить первые 5 секунд музыки с лицензией free-license, а потом крутить популярный трек. Такие махинации ведут к блокировке видеоролика, запрете на монетизации или полному удалению канала. Однако, Ютуб — сервис неповоротливый и кто знает, как скоро ваше видео попадет под проверку.
Чтобы уникализировать свой видео-креатив и протащить его через суровую модерацию Ютуба:
Пробуй замедлить / ускорить трек. Добавить в него дополнительные звуки, бит или гитару и склеить в одну дорожку. Небольшое замедление трека, например, позволило протащить его через форму загрузки видео.
Используй бесплатные каталоги с звуками и музыкой с открытой лицензией. Начать можно с фонотеки самого Youtube, только имей ввиду, открытая лицензия работает только для Ютуба, нет гарантии, что треки из Ютуб фонотеки пройдут модерацию например в Instagram. Для старта хорошо подойдут эти каталоги:
- Youtube Studio, раздел «Фонотека”
- SoundCloud, по поиску Creative Commons, вы найдёте множество треков и сборников с бесплатной музыкой
- Musopen, классические произведения с открытой лицензией
- BBC Sound Effects
Эти способы подходят, для коротких видео-креативов, в которых основное — это привлечь внимание пользователя. Если ты владелец Youtube или Tiktok канала, и для тебя важно использовать популярные треки в своих видео — рекомендуем подписаться на сервисы с лицензией, например Epidemic Sound или Monster Cat. Они тесно сотрудничают с ютубом и за небольшую сумму в 5-15$/месяц ты оберегаешь себя от лютой головной боли с блокировками
Как обойти авторские права на музыку в Инстаграме
Инстаграм и фейсбук проще относятся к музыке в видео. Скорее всего, ваше видео загрузится без звука, но банить вас не станут. Однако такие жесткие меры касаются популярных треков-миллионников. Если вы автор музыкального произведения и заметили, что кто-то использует ваше творчество без вашего согласия, то наказать виновника будет проблематично. Как известно, Инстаграм очень неповоротлив и требует буквальные доказательства того, что трек действительно ваш. И под страхом уголовки за лжесвидетельства, аккуратно намекает, что вам еще придется доказать свое авторство.
Чтобы использовать музыку в Инстаграм, достаточно минимально изменить звучание и пересохранить трек.
Звук в вашем видео частично отключен” как обойти ограничение на авторские права в фейсбуке
Небольшое изменение скорости, добавление доп.эффектов позволит безопасно использовать уже «новый” трек в своих видео Инстаграм или Фейсбук. Чем больше изменений вы внесете, тем уникальнее станет ваш финальный трек. И к сожалению, нет универсальной формулы, сколько изменений нужно, чтобы модератор Facebook пропустил вашу рекламу, все как всегда индивидуально и зависит от тестов. Советуем почитать — 10 способов срубить миллионы на соцсетях
Как обойти блокировку музыки в Тик Ток, пишет, что приватная.
На сегодняшний день, нет готовой формулы как обойти блокировку на «приватную музыку” в TikTok, где существует список музыкантов, которые дали право на распространение своей музыки в этом видеохостинге. Алгоритмы TikTok автоматически определяют ваш трек играющий на видео (или даже на фоне где то еле слышно) и блокируют видеозапись. Однако, вы можете использовать похожие или менее популярные треки, которыми можно заменить заблокированные, чтобы ваше видео оставалось со звуком.
Многие пользователи Тик Тока жалуются, что видео без звука так же могут блокировать, так что какой-то звуковой фон для постов необходим.
Бесплатные программы для обработки музыки, без нарушения авторских прав
- iMovie простой видео-редактор для сборки звука и видео, обрезки и оптимизации размеров файла. Доступен на Mac, входит в базовый набор программ.
- GarageBand — редактор музыки, который включает в себя расширенные инструменты редактирования музыкальной дорожки.
- Бесплатный DaVinci Resolve 16 для Mac, Windows и Linux
10 способов легально добавить любимый трек в свой креатив
1. Используй открытые библиотеки звуков и музыки (Youtube, BBC, и др.)
2. Замедли/ускорь на 3-5% музыкальную дорожку
3. Склей дополнительный эффект к основной дорожке
4. Добавь похожую мелодию фоном под основной трек
5. Монтируйте в ритм, такт музыки. Прочувствуйте этот момент. Это важно
6. Купи подписку на проверенные сервисы с коммерческими лицензиями на музыку
7. В открытую используйте популярный трек, указывая автора в подписи к видео. Тогда автор разделит с вами доход от рекламы.
8. На крайний случай можно использовать концертную запись, почистив ее от шума или добавив эффекты.
9. Перед загрузкой видео, проверьте авторство в разделе «Условия использования музыки”
10. Всегда заканчивайте на логично музыкальном моменте. Ролик, оконченный на середине припева или когда по слышимости идет развитие звучит не очень.
Что нужно знать об использовании фоновой музыки в магазине, торговом центре, ресторане или любом другом публичном месте? Мы собрали основные правила и попробовали объяснить их простыми словами.
За музыку надо платить.
У любой музыкальной композиции есть правообладатели, которым необходимо платить отчисления за использование музыки в магазине, в торговом центре, на выставке, на улице и в любом другом общественном месте.
Существуют две формы обязательных платежей.
Вознаграждения авторам музыкального произведения (авторские права) и вознаграждения исполнителям и изготовителям музыкальных произведений (смежные права).
РАО и ВОИС.
В России существуют две организации, аккредитованные государством — Российское Авторское Общество (отвечает за авторское право) и Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (отвечает за смежное право). Они осуществляют сбор вознаграждений за публичное использование музыкальных композиций и перечисляют их правообладателям. Подобные общества есть во всем мире.
Музыка без отчислений – миф?
Нет, многие агентства сегодня предлагают «музыку без отчислений в РАО и ВОИС». Но это не значит, что есть способ обойти закон и использовать фоновую музыку без отчислений. Чаще всего это значит, что агентство заключило договор с правообладателями напрямую и предлагает клиентам готовое решение. Такой способ тоже является законным. Но имейте в виду, что ни Мадонна, ни Рианна, ни Элтон Джон, ни любая другая знаменитость не могут заключить договор напрямую с российским агентством. Они работают только через соответствующие аккредитованные общества и организации. Заказывая музыку без отчислений в РАО и ВОИС, вы получаете неизвестные композиции неизвестных авторов.
Что будет, если не платить авторские вознаграждения?
Если представители РАО и ВОИС обнаружат и зафиксируют, что вы незаконно используете музыкальные произведения, вам будет предложено заключить договор и совершить необходимые отчисления. В случае отказа, дело передается в суд. Многочисленные примеры подобных дел вы можете найти на сайте Арбитражного суда.
Кому же платить?
Есть несколько вариантов:
Вариант первый.
Вы все делаете самостоятельно: выбираете желаемые композиции, заключаете договоры с РАО и ВОИС, ежемесячно готовите всю необходимую отчетность и платите отчисления. Все документы вы можете найти на сайтах организаций, там же вы найдете ставки вознаграждений.
Вариант второй.
Вы находите автора, композиции которого вам подходят и заключаете с ним договор на использование его музыки в публичных местах. Но в этом случае вы получите ограниченный репертуар, который быстро надоест персоналу и постоянным клиентам.
Вариант третий.
Пожалуй, самый простой, удобный и эффективный. Вы обращаетесь в DigiSky. Мы решаем все вопросы с РАО и ВОИС, подготавливаем за вас все необходимые документы и оплачиваем вознаграждения, подбираем и обновляем музыкальные композиции, контролируем работу системы.
Выбор всегда остается за вами: ежемесячно готовить документы, мучатся с выбором подходящих композиций и тратить время ваших сотрудников или обратиться к профессионалам, таким как DigiSky. Мы занимаемся фоновой музыкой для бизнеса с 2004 года. В нашей базе более 20 000 композиций, 20 музыкальных форматов, тематические композиции к праздникам. Мы предлагаем как популярную музыку, так и музыку без отчислений в РАО и ВОИС. Работаем на территории РФ и СНГ. Служба поддержки работает в режиме 24/7.
Больше информации на сайте www.digisky.ru.