МВК по защите государственной тайны адрес

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (В редакции указов Президента Российской Федерации от 27.09.2008 г. N 1410; от 09.12.2008 г. N 1752; от 26.02.2009 г. N 228; от 14.02.2012 г. N 183; от 02.04.2012 г. N 376; от 11.08.2014 г. N 563; от 03.08.2018 г. N 471) В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. 2. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 3. Установить, что решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. 4. Правительству Российской Федерации по представлению председателя Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в 2-месячный срок: утвердить персональный состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны; привести свои акты в соответствие с настоящим Указом. 5. Председателю Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в 2-месячный срок утвердить Регламент Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. 6. Признать утратившими силу: пункты 2-4 Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. N 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4418); Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. N 71 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 268); Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. N 594 «О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2899); Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1467 «О составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст. 5416); Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 1940 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4797); Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 2001 г. N 627 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2330); Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2001 г. N 903 «О внесении изменения в состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст. 3255); Указ Президента Российской Федерации от 5 октября 2001 г. N 1193 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 41, ст. 3950); Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 1159 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3845). 7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 6 октября 2004 года N 1286 ___________________ УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286 П О Л О Ж Е Н И Е о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (В редакции указов Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; от 14.02.2012 г. N 183; от 02.04.2012 г. N 376; от 11.08.2014 г. N 563; от 03.08.2018 г. N 471) I. Общие положения 1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее — Межведомственная комиссия) является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне. 2. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации. 3. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации «О государственной тайне», иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. II. Полномочия 4. Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия: координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны; рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне; формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство Российской Федерации; определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника; осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника; рассматривает в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной тайне», запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне; рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие экспертные заключения; принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации; организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности; организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности; рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности; рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам; дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения; координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации; координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны; решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну; дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности; координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны; разрабатывает методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании которых выдается документ об образовании и (или) о квалификации, дающий право указанным руководителям считаться прошедшими государственную аттестацию; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.08.2014 г. N 563) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. III. Обеспечение деятельности 5. Межведомственная комиссия формируется в составе председателя Межведомственной комиссии, его заместителя, ответственного секретаря и членов Межведомственной комиссии. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; от 14.02.2012 г. N 183) Председатель Межведомственной комиссии назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Межведомственной комиссии по вопросам ее деятельности подотчетен Президенту Российской Федерации. Абзацы четвертый — пятнадцатый. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 5-1. Председатель Межведомственной комиссии: а) организует деятельность Межведомственной комиссии; б) утверждает Регламент Межведомственной комиссии; в) подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; г) докладывает Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; д) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также проекты документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; е) (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 5-2. В случае временного отсутствия председателя Межведомственной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Межведомственной комиссии. (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-3. Заместитель председателя Межведомственной комиссии: а) создает межведомственные рабочие и экспертные группы для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии; б) представляет Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеет право переписки с указанными органами и организациями; в) запрашивает и получает в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан необходимые для осуществления деятельности Межведомственной комиссии информацию, документы и материалы; г) пользуется в установленном порядке базами данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; д) по поручению председателя Межведомственной комиссии: вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, заключений и официальных отзывов на проекты федеральных законов, поправок к ним, проекты других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; докладывает Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; организует подготовку заседаний Межведомственной комиссии; е) организует планирование деятельности Межведомственной комиссии; ж) организует исполнение Межведомственной комиссией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; з) обеспечивает контроль за исполнением решений Межведомственной комиссии; и) определяет порядок рассмотрения Межведомственной комиссией отдельных вопросов, отнесенных к ее компетенции; к) организует взаимодействие по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии, с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации. (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-4. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-5. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-6. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии: а) обеспечивает подготовку проектов планов деятельности Межведомственной комиссии; б) осуществляет подготовку заседаний Межведомственной комиссии; в) организует работу по подготовке докладов Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; г) обеспечивает организацию работ по выполнению Межведомственной комиссией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и несет ответственность за своевременное представление необходимых документов и материалов; д) обеспечивает организацию работ по подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, заключений и официальных отзывов на проекты федеральных законов, поправок к ним, проектов других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии, для внесения их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; е) организует работу по своевременному информированию заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан о принятых Межведомственной комиссией решениях, а также о данных на ее заседаниях поручениях; ж) представляет в пределах своей компетенции Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеет право переписки с указанными органами и организациями; з) организует работу по обобщению и анализу информации, документов и материалов, необходимых для осуществления деятельности Межведомственной комиссии, поступивших от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан; и) организует работу межведомственных рабочих и экспертных групп для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии. (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 5-7. Ответственным секретарем Межведомственной комиссии является один из заместителей директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 03.08.2018 г. N 471) 6. В состав Межведомственной комиссии входят руководители</p>

В 2014 году срок засекречивания подавляющего большинства документов из архивов советских органов госбезопасности был продлен на 30 лет — до 2044 года. Под действие этого решения попадает огромное количество документов, касающихся Большого террора 1937-38 годов, чрезвычайно востребованных историками и родственниками жертв репрессий. Сотни тысяч человек, попавших под расстрельные статьи, могут остаться безымянными, несмотря на все усилия потомков узнать о судьбе своей семьи в годы большой чистки.
Срок хранения документов, содержащих государственную тайну, ограничен по закону 30-ю годами с момента их создания. Указы Президента от 1993 года «О гостайне» и от 1992 года «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека» содержат требование рассекретить все материалы, касающиеся репрессий и нарушения прав человека. Несмотря на это, доступ к архивам фактически закрыт для граждан. Это создает почву для фальсификации истории нашей страны недобросовестными историками.
В 2014 году Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (МВК) приняла заключение, продлевающее срок засекречивания огромного массива документов органов госбезопасности еще на 30 лет. До 2044 года гриф «секретно» будет стоять на любых документах, содержащих информацию о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами госбезопасности, о сотрудниках органов госбезопасности, принимавших участие в спецоперациях, и т.д. – список категорий информации из 23-х пунктов дает возможность продлить срок секретности практически любого документа, созданного между 1917 и 1991 годами.
По закону документы, срок секретности которых истек, должны передаваться в Государственный архив РФ, где они становятся доступными для всех.
Излишнее рвение в деле сохранения секретности не только вредит обществу, но и дорого обходится государственному бюджету: сотрудники ФСБ получают серьезные надбавки к зарплате за работу с секретной документацией (20-25%). Кроме того, в отличие от штатских работников госархивов, архивисты ФСБ получают значительные выплаты за военные звания.
В 2015 году вся страна праздновала 70-летие Великой Победы. Представители власти, деятели культуры, журналисты, учителя в школах – все говорили о памяти, о том, как это важно – знать свою историю. Но засекречивание важнейших архивных документов — это попытка сделать нашу память избирательной.

В.Н. Верютин,

начальник Управления ФСБ по Липецкой области

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ: СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ INTERDEPARTMENTAL COMMISSION OF THE STATE SECRETS PROTECTION: STRUCTURE AND COMPETENCE

Рассматриваются некоторые особенности построения отечественной системы защиты государственной тайны. Особое внимание в исследовании обращается на путь становления, структуру, компетенцию и перспективу развития Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

В советский период основным субъектом, осуществляющим нормативное регулирование в сфере защиты государственной тайны, а также надзорную деятельность в этой сфере, являлся КГБ СССР. Однако формирование общей поли -тики в области защиты государственной тайны выведено из компетенции органов государствен -ной безопасности еще в самом начале создания российской суверенной государственности.

Возникшая необходимость определения государственного органа, ответственного за реали -зацию данной государственной функции, приве -ла к возникновению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Как сле -довало из положений ст. 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1, Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию зако -нодательства о государственной тайне .

Первое положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в виде отдельного акта появилось только в 1996 году . Функциональные задачи этого органа в дан -ном акте были сформулированы в виде комплекса правомочий, что достаточно редко встречается в юридико-техническом оформлении статусных нормативных правовых актов. Основными функциональными задачами в общем комплексе правомочий являлись:

— формирование перечня должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

— формирование перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

— рассмотрение и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложений по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации;

— подготовка предложений по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне, и представление их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Данные функциональные задачи нельзя рассматривать в отрыве от персонального состава органа, так как он устанавливает перечень основных административных ведомств, опреде-ляющих формирование государственной полити -ки в сфере государственной тайны. После стаби -лизации правового статуса Межведомственной комиссии определился и первый стабильный ее персональный состав по должностям , анализ которого показывает, что, во-первых, в комиссии представлены исключительно федеральные органы исполнительной власти; во-вторых, все представленные федеральные органы исполни -тельной власти можно поделить на следующие группы: блок спецслужб, военный блок, блок военной промышленности; в-третьих, персональный состав Межведомственной комиссии практически полностью совпадает с перечнем ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

В настоящее время персональный состав Межведомственной комиссии в определенной мере претерпел изменения — в нем существенно усилился «блок» представителей главы государства, что свидетельствует о большем внимании со стороны руководства страны к вопросам обеспечения государственной тайны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2009 года № 228 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» состав данного органа определен следующим образом:

— руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель Межве-домственной комиссии);

— заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации (заместитель председателя Межведомственной комиссии);

— директор ФСТЭК России (заместитель председателя Межведомственной комиссии);

— заместитель директора ФСТЭК России (ответственный секретарь Межведомственной ко -миссии);

— заместители Министра юстиции Российской Федерации, Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Министра иностранных дел Российской Федерации, Министра экономического развития Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Фе -дерации, Министра образования и науки Российской Федерации, Министра финансов Россий-ской Федерации;

— заместители директора СВР России, директора ФСТЭК России, директора ФСО России;

— заместитель начальника Государственноправового управления Президента Российской Федерации;

— начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

— заместитель начальника Главного управле -ния специальных программ Президента Российской Федерации;

— заместитель руководителя Аппарата Прави -тельства Российской Федерации;

— заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;

— заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии » Росатом»;

— заместитель начальника Управления ин-формационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации;

— руководитель Службы экономической безопасности ФСБ России.

В настоящее время состав рассматриваемого государственного органа преимущественно состоит из ответственных работников Администрации Президента Российской Федерации, Аппа -рата Правительства Российской Федерации, Со -вета Безопасности Российской Федерации, а

также основных административных ведомств, в деятельности которых образуется наибольшее число сведений, составляющих государственную тайну. Это во многом объясняется тем, что начиная с 2004 г. общее руководство деятельно -стью Межведомственной комиссии осуществля -ет непосредственно Президент Российской Фе -дерации.

Полномочия Межведомственной комиссии можно подразделить на координационные, нормотворческие и экспертные. К числу координа -ционных отно сятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации законодательства в области государственной тайны;

— координация работ по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работ по организации сертификации средств защиты информации;

— координация работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с исполь-зованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты ин -формации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации;

— координация деятельности в области подготовки , переподготовки и (или) повышения ква-лификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны.

К числу нормотворческих полномочий (под которыми понимается не принятие, а подготовка проектов нормативных правовых актов и изменений в действующие нормативные правовые акты) относятся:

— рассмотрение и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложений по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предло -жений по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законода-тельства о государственной тайне;

— формирование перечня должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

— формирование перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

— формирование перечня особорежимных объектов Российской Федерации и представле-ние его в Правительство Российской Федерации;

— организация разработки и представления в Правительство Российской Федерации предло —

жений о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляю -щих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;

— организация разработки и представление в Правительство Российской Федерации предло -жений по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

— осуществление разработки методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— определение перечня учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение руководителей организаций от государственной аттестации.

К числу экспертных полномочий относятся:

— осуществление рассекречивания и продления сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных доку -ментов в случае отсутствия организации -фондообразователя и ее правопреемника;

— рассмотрение запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;

— рассмотрение вопросов о возможности передачи сведений, составляющих государствен -ную тайну, другим государствам и международным организациям и предоставление в установ -ленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующих экспертных заклю -чений;

— рассмотрение по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертных заключений в целях определения возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Фе -дерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;

— рассмотрение по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов международных до го -воров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организация разработки соответствующих предложений и экспертных заключений;

— дача заключений на решения руководите -лей органов государственной власти, связанные с

изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подле -жащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостановление или опротестование их решения;

— решение вопросов о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну ;

— дача по запросу Межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Фе -дерации, заключения о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности.

Совокупное рассмотрение состава Межве -домственной комиссии и перечня полномочий позволяет сделать ряд выводов об особенностях ее правового статуса.

Во-первых, это коллегиальный орган, который в полном смысле слова к числу органов государственной власти отнести невозможно, так как его нормотворческая и исполнительно -распорядительная деятельность существенно ограничены. У комиссии также отсутствуют ка -кие-либо контрольные полномочия. Следова-тельно, по сложившейся в настоящее время доктринальной классификации ее можно отнести к категории иных государственных органов.

Во -вторых, весьма важным является во -прос о целесообразности столь широкой коллегиальности в принятии решений по пробле -мам, возникающим в сфере государственной тайны. Исходя из состава Межведомственной комиссии, она может собираться для решения вопросов достаточно редко, поэтому основная нагрузка на подготовку решений падает на ап -парат комиссии, осуществляющий предвари -тельную работу и разработку проектов доку -ментов. Весьма примечательным является на -личие своеобразного права «вето», когда при голосовании решение не может быть принято в случае несогласия с ним члена Межведомственной комиссии, представляющего федераль -ный орган исполнительной власти, иной госу -дарственный орган, к чьей компетенции в со -ответствии с федеральным законодательством отнесен рассматриваемый вопрос. Данной нормой подчеркивается важность отношений в сфере государственной тайны, однако в Поло -жении отсутствует правовой механизм преодо -ления данного права «вето» конкретным вы -шестоящим органом государственной власти (в данном случае неясно, кто и каким образом будет докладывать материалы Президенту

Российской Федерации, осуществляющему общее руководство деятельностью Межведом -ственной комиссии).

В целом можно сказать, что коллегиальность в принятии решений по вопросам засекречивания, рассекречивания сведений, возможности их передачи иностранным государствам и междуна -родным организациям, продления 30-летнего срока засекречивания (а именно эти вопросы являются наиболее существенными с точки зрения сохранения государственной тайны) является более предпочтительной, чем единоличное принятие таких решений, так как позволяет учесть интересы всех ключевых административ-ных ведомств, в деятельности которых образуется такая информация.

В-третьих, в Положении нечетко просматривается роль Межведомственной комиссии как координатора органов публичной власти по во -просам реализации законодательства о государ -ственной тайне, так как нигде не определено, что ее решения в качестве государственного органа имеют нормативную силу, либо «октроируются» нормативным правовым актом какого-то органа государственной власти либо должностного лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, в связи с тем, что состав Меж -ведомственной комиссии периодически менялся, влиятельность решений данного органа яв-ляется также достаточно переменной величи-ной. Например, в тот период времени, когда в Межведомственной комиссии были представле -ны только федеральные органы исполнительной власти, ее решения было тру дно распространить на иные ветви власти, а также на органы проку -ратуры. По мнению автора, данный аспект ста -туса Межведомственной комиссии, то есть то, какое должностное лицо должно ее возглавлять, целесообразно закрепить законодательно путем внесения дополнения в ст. 20 Закона о государ -ственной тайне.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий обобщенный вывод. Межведомствен -ная комиссия по защите государственной тай -ны является коллегиальным государственным органом, формируемым на основе представи-тельства от органов государственной власти, которое определяет Президент Российской Фе -дерации. Данному органу предоставлены дос -таточно широкие координационные, экспертные, а также ограниченные нормотворческие полномочия. Юридическая сила решений Межведомственной комиссии во многом опре -деляется тем, какие именно должностные лица входят в ее состав. В настоящее время, в связи с тем, что ее возглавляет руководитель Адми -нистрации Президента Российской Федерации, влияние ее решений на всю систему государственной власти следует признать достаточным. Коллегиальность в решении вопросов в сфере

государственной тайны, исходя из существующей системы органов государственной власти, представляется наиболее приемлемой формой для достижения должного результата, так как позволяет солидаризовать мнения и учесть нюансы оборота данной категории информации ограниченного доступа в различных ведомствах.

ЛИТЕРАТУРА

4. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 71 (утратил силу) // СПС » Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 23.04.2010).

5. О персональном составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Постановление Правительства Российской Феде -рации от 28 февраля 1996 г. № 203 (утратило силу) // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 22.04.2010).

6. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2009 г. № 228 // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 22.04.2010).

7. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Пре-зидента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1286// СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 22.04.2010).

Оставьте комментарий